Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Что происходит с шиной

Появление в эксплуатации автомобильных шин радиального типа с металлическим и полиамидным кордом в брекере сопровождается и новыми дефектами, нехарактерными для привычных диагональных покрышек. Самый распространенный из них – "излом каркаса" (так называют это специалисты).

О природе этого дефекта сегодня расскажет Н. Чирков – заместитель начальника проектно-конструкторского отдела ПО "Днепрошина".

Начнем с небольшой вводной теоретической части. Непременным условием и залогом долговечности шины является соблюдение ее предельно допустимой деформации, по крайней мере не превышение ее. Этот параметр – функция трех величин: собственной жесткости шины, нагрузки и внутреннего давления.

Собственная жесткость не зря стоит в этом перечне первой. Она определяется соотношением числа слоев корда в каркасе и поперечного сечения профиля покрышки, т есть величина постоянная, конструктивная, не зависящая от водителя, потому наиболее уязвимая. По мере того, как изменялись представления о роли шины и ее устройстве у нас наблюдалась устойчивая тенденция к снижению собственной жесткости шины, продиктованная стремлением к большей комфортабельности, экономичности автомобиля и работоспособности самой шины. А достигается это снижение главным образом внедрением радиальной конструкции, уменьшением числа слоев корда и повышением прочности его материала.

Однако "мягкая" радиальная шина должна обладать не меньшей грузоподъемностью, чем ее более жесткая диагональная родственница, и притом еще не очень сильно деформироваться. Это понятно: сильная деформация будет нарушать точность показаний счетчика пробега и спидометра и быстрее выведет шину из строя. Значит в радиальной шине внутреннее давление должно быть выше, чем в диагональной. Так оно и есть. Сравните: по инструкции давление в ней на 20–25% больше. Если нагрузка на практике превышает расчетную (а такое случается, что греха таить), для сохранения допустимой величины деформации следует увеличить давление. Это правило справедливо и важно для шин любой конструкции, но для радиальной вдвойне.

Ну а теперь перейдем к чистой практике.

Если давление в шине мало и не соответствует нагрузке, в плечевой зоне каркаса происходит излом нитей корда и затем их разрушение. Механизм его, по нашим наблюдениям, представляется таким, как это изображено на рисунке.

Профиль радиальной шины автомобиля при разном внутреннем давлении
Профиль шины при нагрузке 485 кгс и разном (А, Б, В, Г) внутреннем давлении: 1 – покровная резина; 2 – камера; 3 – кордные слои.

К примеру, шина размером 7,35–14 при скорости 80 км/ч делает около 130 оборотов в минуту. Иными словами, плечевая зона шины дважды в секунду входит в контакт с дорогой и дважды его теряет. В результате довольно сложной деформации, главной составляющей которой является изгиб, шина разогревается до 100–115оС, наружные слои боковины испытывают растяжение, а кордные – сжатие.

Если растяжение для резиновых слоев неопасно, то сжатие корда совершенно недопустимо. Дело в том, что кордная нить представляет собой свивку наподобие троса из множества элементарных нитей. Эта конструкция отлично работает на растяжение (разрывное усилие 23–25 кгс/нить) и неспособна работать на сжатие.

На рисунке вы видите профили деформированной шины, имеющей одинаковую нагрузку, но разное давление: А – 1,7 кгс/см2; Б – 1,4 кгс/см2; В –1,0 кгс/см2 и Г – кгс/см2. При степени деформации, показанной на позиции В, излом нитей корда из-за его сжатия почти неизбежен, а при дальнейшем снижении давления (позиция Г) жизнь покрышки будет сокращаться до нескольких минут.

Ну а теперь резюме.

Излом нитей корда – это эксплуатационный дефект, который целиком на совести водителя и рекламации не подлежит. Не ленитесь проверять давление в шине – вот главная заповедь. Радиальные шины из-за повышенной мягкости боковины вообще кажутся всегда чуть приспущенными. Сначала это настораживает, а потом водитель быстро привыкает к такому их виду. Тут и наступает расплата: действительно приспущенная шина не привлекает внимания.

Поэтому в ваших интересах перед каждой поездкой контролировать давление и поддерживать его, может быть, даже на 0,1 кгс/см2 выше, чем указано в инструкции. На работе подвески это почти не отразится, но уменьшится сопротивление качению (повысится экономичность) и возрастет долговечность шины.



Адрес страницы:
Что происходит с шиной
Тэги:
шины
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное