Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Загадочные пути тока

Обычно мы обращаемся к местам соединения проводов в машине, когда прерывается ток в цепи, отчего просто отказывает какой-либо потребитель. Но иногда нарушение контактов в соединениях или случайное образование токопроводящих мостиков между независимыми цепями вызывает самые неожиданные эффекты, причины которых бывает трудно найти.

О таких случаях рассказывает опытный автомобилист кандидат технических наук О. Яременко.

Однажды, включив указатель поворота в «Москвиче-2140», я с удивлением увидел, что на лобовое стекло полилась вода и начали работать «дворники». Поиски неисправности привели наконец к блоку предохранителей. Оказалось, что тот, который защищает цепь указателей поворота, привода стеклоочистителя и стеклоомывателя, недостаточно плотно зажат между пружинными держателями. Из-за плохого контакта образовалась новая цепь: ток, протекающий через лампы указателей поворота, вместо того, чтобы сразу уйти на «массу», делает это в обход предохранителя через реле включения двигателя насоса омывателя и привода стеклоочистителя. Достаточно было очистить концы предохранителя и углубления для него в контактных пластинах, а сами пластины слегка подогнуть, чтобы каждая из систем стала работать нормально и независимо от другой.

Как-то я долго не мог понять, почему при ночной езде двигатель перегревается, о чем сообщал указатель температуры охлаждающей жидкости. С течением времени после наступления темноты температура поднималась все выше и выше. А днем, несмотря на жару, все было нормально. И вот однажды, включая освещение, я заметил, что В тот же момент бензобак вдруг на четверть «опорожнился»! Тогда стало ясно: где-то образовались непрошеные цепи. Нашлась и причина – плохой контакт панели приборов с корпусом. При включении освещения приборов возникала разность потенциалов между панелью и «массой», а напряжение на датчиках температуры и указателя уровня топлива соответственно уменьшалось, искажая действительную картину.

Однажды весной я готовил свой «Москвич» к первому выезду после зимней спячки: прокачал тормозную систему, довел до нормы давление в шинах, подкачал бензин в карбюратор, промыл бензином контакты прерывателя, затянул клеммы аккумулятора, покрутил двигатель пусковой рукояткой, чтобы масло заполнило систему смазки. Сейчас двигатель должен заработать. Поворачиваю ключ в замке зажигания, но вместо жужжания стартера слышу из моторного отсека... «пулеметную очередь». Подумал, было, что сел аккумулятор. Завел машину пусковой рукояткой, подзарядил аккумулятор. Пробую пустить стартером – опять «пулеметная стрельба». В результате поисков выяснилось: виноват контакт в замке зажигания. За зиму он окислился и создавал дополнительное сопротивление в цепи, питающей удерживающую обмотку тягового реле.

Что же происходило? При повороте ключа ток шел последовательно через удерживающую и втягивающую обмотки реле. Якорь его под воздействием электромагнитного поля обеих обмоток втягивался и через рычаг включения вводил шестерню стартера в зацепление с маховиком. Все как положено. В конце хода якорь реле при помощи контактного диска соединил главные силовые контакты тягового реле. В этот момент втягивающая обмотка, как известно, замыкается накоротко и якорь должен фиксироваться электромагнитным полем, создаваемым удерживающей обмоткой. Но этого-то и не происходило, так как дополнительное, паразитное сопротивление контактов замка зажигания вызывало уменьшение тока в удерживающей обмотке и пружина возвращала якорь обратно. Но, как только размыкались главные контакты тягового реле, в помощь удерживающей подключалась втягивающая обмотка, и цикл повторялся заново. Кстати, иногда подобная картина наблюдается, если разряжен аккумулятор, – при включении стартера падает напряжение и, следовательно, ток в удерживающей обмотке.

С целью предотвратить окисление контактов у замка зажигания и указателей поворота их покрывают на заводе токопроводящей смазкой КСБ, которая содержит чешуйки меди. Если контакты очищают и промывают бензином, смазка смывается, что приводит со временем к их отказу. Обычно это бывает после многомесячного бездействия автомобиля (работающим постоянно контактам «некогда» окисляться).

Смазку КСБ ничем заменить нельзя, в том числе токопроводящей графитной смазкой УСсА, так как она слишком груба для этого деликатного механизма.

Обходные электрические цепи могут возникать не только из-за плохого контакта проводов, но и в результате нарушения изоляции или загрязнения промежутков между их наконечниками в переходных колодках или на приборах. Такое явление нередко встречается на «запорожцах» и «москвичах» в мокрую, слякотную погоду. Например, двигатель при пуске начинает работать, но стоит отпустить ключ зажигания, как он останавливается. Причина – наличие токопроводящего мостика, образованного мокрой грязью на клеммах тягового реле стартера, куда подходит провод от катушки зажигания. При включении стартера по мостику идет ток к клемме «ВК» катушки зажигания, которая в этом случае работает нормально. Но при отпускании ключа ток на клемму «ВК» поступает с клеммы «ВКБ» через дополнительный резистор, но далее «стекает» на «массу» через грязь на клеммах тягового реле. Таким образом, клеммы «ВК» и «ВКБ» не соединяются. «Корифеи» в этом случае на некоторое время замыкают отверткой клеммы «ВК» и «ВКБ» на катушке зажигания, и грязь под действием идущего через нее тока и тепла двигателя подсыхает. Но при следующем холодном пуске все повторяется, поэтому надо один раз тщательно удалить грязь.

Довольно часто нарушается контакт корпуса фары или блока задних фонарей с «массой». Фара при этом начинает гореть вполнакала (точнее, в треть накала), причем светятся нити и дальнего и ближнего света. При включении, например, дальнего света ток проходит последовательно через нить дальнего и ближнего света неисправной фары и нить ближнего света исправной фары. Разумеется, дальний свет исправной фары при этом нормальный. Самую невообразимую иллюминацию создают лампы указателей поворота, габаритных огней, света заднего хода и стоп-сигнала при торможении, включении указателей поворота и т. п.

Чтобы восстановить контакт панели приборов или корпуса осветительных приборов, бывает достаточно отвернуть на несколько оборотов и плотно завернуть винты крепления. Если не поможет – очистить их и гнезда от грязи и окислов.

Плохой контакт в электрических цепях чреват и серьезными неприятностями, вплоть до пожара. Вот пример.

Свет фар и освещение приборов на моем «Москвиче» при сбрасывании газа и выключении передачи почему-то заметно меркли, хотя аккумулятор был новый. Я не обращал на это особого внимания и не связывал с другим непонятным явлением – шкала амперметра вместе со стрелкой в окошечке панели приборов стала постепенно заваливаться куда-то вбок. Это происходило в течение, наверное, месяцев двух. И вот в один прекрасный день автомобиль встал. Выключились все электропотребители, в том числе зажигание. Перебросив провод с клеммы «+» аккумулятора на катушку зажигания, я пустил двигатель рукояткой и доехал кое-как до дома (благо это случилось совсем недалеко от него).

Что же оказалось? На одной из клемм амперметра внутри был плохой контакт. Поскольку ток, идущий через амперметр, достигал значительной величины – 10–15 ампер, вывод его сильно нагревался, пластмассовая стенка, через которую он проходит, от нагревания деформировалась и потемнела, а амперметр покосился. Здесь могло в любой момент произойти возгорание. Поскольку блок приборов неразъемный, мне пришлось отсоединить амперметр, а в качестве индикатора напряжения генератора использовать маленькую лампочку, патрон которой я прикрепил возле рулевой колонки: питание подвел непосредственно от генератора.

Словом, надо следить за контактами в электропроводке, чтобы избежать неприятностей.



Адрес страницы:
Загадочные пути тока
Тэги:
контакт
масса
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное