Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Проверьте вторичную цепь

Систему зажигания автомобилисты всегда относили к числу тех устройств, которые чаще других преподносят неприятные сюрпризы во время эксплуатации. Соответственно опыт в поисках пропавшей искры неизменно вызывал уважение со стороны коллег. Однако с появлением систем высокой энергии, которыми оснащают автомобили нового поколения, ситуация стала несколько иной. Теперь чаще донимает не слабое искрообразование, а наоборот – появление мощных искр в самых неожиданных местах, где они вовсе не нужны. Именно об этом рассказывает сегодня инженер В. Бобков.

Говоря о достоинствах той или иной системы зажигания, обычно указывают максимальное напряжение во вторичной цепи, – скажем, 18 или 25 кВ. Но это отнюдь не какая-то постоянная величина. Максимального значения она достигает, когда сопротивление цепи велико, а это бывает во время пуска и прогрева остывшего двигателя. Так, у "жигулей" на холодном моторе вторичное напряжение достигает 18 кВ, а на прогретом – не более 12 кВ. Решающее значение здесь имеет состояние искрового промежутка в свече: у горячей свечи к электродам нужно приложить значительно меньшее напряжение, чтобы между ними проскочила искра.

Теперь обратимся к автомобилям последних моделей: ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ЗАЗ-1102. Здесь применены бесконтактные транзисторные системы зажигания, обеспечивающие высокий энергетический уровень искрообразования. В пределе вторичное напряжение у таких систем может достигать почти 30 кВ. При нормальных условиях этого не происходит, а запас лишь гарантирует полноценность искр в свечах. Иное дело, если на пути высоковольтных импульсов тока появляются какие-то помехи: тогда напряжение "подскакивает" до максимума и эти импульсы, если можно так сказать, начинают отыскивать для себя нехоженые тропинки. Часто наблюдается пробой между центральным и боковым электродами катушки зажигания, случаются пробои между боковым электродом крышки распределителя и головкой крепящего крышку винта, но возможны и многие другие варианты. Естественно, что в этих случаях двигатель работает с большими перебоями, по крайней мере до тех пор, пока он не прогреется и путь тока через электроды свечи вновь станет наиболее легким.

Каковы же наиболее типичные неисправности вторичной цепи системы зажигания?

Прежде всего – увеличенный против нормы зазор между электродами свечи. Он является следствием естественного электроэрозионного износа электродов и свидетельствует о том, что за свечами надо следить так, как указано в заводской инструкции.

В наконечниках, надеваемых на свечи, есть встроенные проволочные резисторы С5-52 с сопротивлением 5,6 кОм, и они могут перегорать. Это бывает не так уж редко.

Подлежат проверке и высоковольтные провода. Раньше, на машинах старых моделей, это были обычные многожильные кабели с толстой резиновой изоляцией. Борьба с радиопомехами (речь идет не столько о хорошей работе собственного радиоприемника в машине, сколько об общей чистоте эфира) потребовала перейти на использование специальных проводов, которыми ныне комплектуют все автомобили. Сердцевина такого провода – это тонкая (толщиной примерно 0,3 мм) проволочка из специального сплава, скрученная в виде спирали. Таким образом, провод представляет собой резистор с равномерно распределенным сопротивление 2 000 Ом на метр длины. Понятно, что столь тонкая проволочка при грубом обращении с проводом может и переломиться. Но где-нибудь в середине это происходит редко, обычно нарушение цепи появляется в местах присоединения арматурных наконечников.

Наконец, нельзя не упомянуть о таком участке вторичной цепи, как технологический воздушный зазор между токоразносной пластиной ротора и боковыми электродами в крышке распределителя. Этот зазор сам по себе не мал (его номинальная величина может колебаться в пределах 0,4–1,0 мм), а потому оказывает существенное влияние на общее сопротивление вторичной цепи. Когда же из-за выгорания или по какой-то иной причине он увеличивается, то может стать причиной неприятностей.

Вывод прост. Если во время работы непрогретого мотора наблюдаются перебои, нужно внимательно проследить, нет ли характерных щелчков или видимых искровых промежутков во вторичных цепях: есть – проверьте электрическое сопротивление этих цепей.



Адрес страницы:
Проверьте вторичную цепь
Тэги:
зажигание бесконтактное
свечи
катушка зажигания
распределитель зажигания
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное