Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

"Озон" с капризами и без них

В прошлом году в журнале "За рулем" (№№ 5, 6, 8, 9, 10) было подробно рассказано о приведении в порядок карбюраторов "жигулей", для чего прибор снимают с машины, полностью разбирают и регулируют. Такая работа требуется обычно после большого, свыше 50 тысяч километров пробега. А до этого времени возникает необходимость устранить какие-то неполадки карбюраторе его регулировкой, возможно с частичной разборкой. О том, как и в каком порядке это лучше делать, просят рассказать многие читатели.

Предоставляем слово нашему постоянному автору инженеру А. Вайсману.

Усложнение конструкции применямого ныне на всех автомобилях ВАЗ карбюратора "Озон" и почти такого же на "Москвиче-2140" по сравнению с предыдущими моделями повысило требования к качеству и соблюдению периодичности технического обслуживания. Карбюратор остро реагирует на небрежное отношение к нему, ухудшая динамику автомобиля и повышая расход топлива. Чтобы избежать этих неприятностей, целесообразно через 15–20 тысяч километров пробега проверять состояние карбюратора.

Начинаем с его привода. Попросите помощника при неработающем двигателе нажать до упора педаль газа. Дроссельная заслонка первичной камеры должна полностью открыться, занимая строго вертикальное положение. При этом положении педали проверьте, нет ли у рычага привода дроссельной заслонки дополнительного хода, нажимая на рычаг пальцем в сторону открытия. Если дополнительный ход есть, двигатель не будет развивать полной мощности.

Для устранения неисправности отсоедините продольную тягу от промежуточного рычага, находящегося на крышке головки цилиндров, отверните контровочную гайку тяги и заверните на несколько оборотов наконечник. Установите тягу на место и вновь проверьте дополнительный ход. Если не удалось ликвидировать его, проделайте ту же операцию с поперечной тягой. После регулировки межцентровое расстояние ее наконечников должно быть не менее 80 мм, а при отпущенной педали дроссельная заслонка должна полностью закрываться. Если тягами не удалось выбрать до конца дополнительный ход рычага, слегка отогните на себя педаль газа, одновременно удерживая рукой от перемещения верхнюю часть рычага педали, чтобы не сломались пластмассовые втулки валика акселератора.

Теперь приступаем к проверке работы системы холостого хода, которая в эксплуатации доставляет, пожалуй, больше всего хлопот. Прогрейте двигатель до рабочей температуры, затем снимите корпус воздушного фильтра. Работающий исправный карбюратор в режиме холостого хода должен издавать характерный шипящий звук. Если у молодого двигателя он едва слышен или вообще отсутствует и при этом мотор сильно трясется, наиболее вероятная причина – не полностью закрытая дроссельная заслонка первичной камеры из-за неправильного положения упорного винта. Вследствие этого горючая смесь поступает не только через систему холостого хода, но и дополнительно через переходную систему первичной камеры.

Чтобы убедиться в этом, медленно заворачивайте до упора винт качества. Если двигатель, хотя и неустойчиво, продолжает работать, возвратите винт в первоначальное положение, а затем медленно выворачивайте упорный винт. Обороты двигателя падают – значит дроссельная заслонка действительно не закрывается полностью. Выворачивайте винт до тех пор, пока не прекратится уменьшение оборотов.

В некоторых случаях обороты падают настолько, что двигатель останавливается. Поднимите немного обороты винтами количества и состава смеси, а затем заверните упорный винт лишь до легкого касания усика у рычага оси первичной камеры и зафиксируйте его. В таком положении дроссельная заслонка полностью закрывается и в то же время не будет упираться в стенку камеры. Иначе, при недовернутом винте, заслонка своими кромками быстро образует на стенке камеры канавку, в которой станет застревать, вызывая рывки автомобиля в начальный момент разгона.

Окончательную регулировку системы холостого хода, обеспечивающую положенное содержание СО в отработавших газах, необходимо производить с использованием газоанализатора на СТО или в крайнем случае – индикатора качества смеси ИКС-1, продаваемого в автомобильных магазинах.

Иногда встречаются и такие автомобили (в основном среди новых), у которых отрегулировать подобным способом систему холостого хода не удается. И дроссельная заслонка первичной камеры закрыта, и винты количества и состава смеси завернуты до упора, а двигатель, хотя и неустойчиво, продолжает работать. Здесь, вероятнее всего, не закрыта полностью дроссельная заслонка вторичной камеры, в результате чего смесь переобогащается из-за работы переходной системы вторичной камеры. О причинах и способах устранения этого дефекта подробно рассказано здесь.

У карбюраторов "Озон" встречается еще один дефект, обусловленный особенностью конструкции системы холостого хода. После 80–100 тысяч километров пробега иногда без видимых на то причин двигатель начинает неустойчиво работать в режиме холостого хода. Все попытки привести карбюратор в норму с помощью методов, рекомендованных инструкцией по эксплуатации, желаемого эффекта не дают. Двигатель вяло, а иногда вообще не реагирует на изменение положения винта регулировки количества смеси. Причиной такого поведения обычно оказывается слой нагара, образующийся на этом винте, в канавках и распылителе автономной системы холостого хода, сечение радиальных отверстий в котором уменьшается в несколько раз, обедняя тем самым горючую смесь.

Корпус заслонок карбюратора «Озон
Рис. 2. Корпус заслонок карбюратора «Озон»: 1 – корпус; 2 – жиклер; 3 – втулка; 4, 7 – шайбы; 5, 18 – гайки; 6 – пружина; 8, 11 – оси дроссельных заслонок вторичной и первичной камер;9, 10 – дроссельные заслонки вторичной и первичной камер; 12 – упорный винт; 13, 14, 13, 16, 17, 19 – рычаги; 20 – распылитель; 21, 23 – регулировочные винты; 22 – прокладка; 23, 26 – уплотнительные кольца; 24 – корпус АСХХ; а – радиальное отверстие в распылителе; б – кольцевая полость в распылителе.

В таких случаях для восстановления работоспособности карбюратора приходится извлекать распылитель, чтобы как следует очистить его. Для этого применяют специальный съемник цангового типа или более простой, который можно изготовить в домашних условиях. Операцию выполняют так. Отворачивают два винта, крепящие держатель регулировочного винта, и осторожно снимают их. В освободившееся отверстие вставляют до упора обе половины 1 съемника, вкладывают между ними вставку 2 и, наворачивая на обе половины гайку М12, выпрессовывают распылитель. После очистки запрессовывают его оправкой (см. рис. б).

Съемник и оправка для распылителя карбюратора Озон автомобиля Жигули
Съемник (а) для распылителя и оправка (б) для его запрессовки: 1 – половины съемника; 2 – вставка.

Косвенно проверить работу пневмопривода можно на работающем двигателе. Нажмите на рычаг привода дросселя, резко увеличив обороты двигателя до максимальных, и одновременно наблюдайте за положением штока и рычага привода вторичной заслонки. У исправного карбюратора шток должен немного подняться, поворачивая рычаг и приоткрывая тем самым заслонку вторичной камеры.

Практика показала, что со временем снижается эффективность работы пневмопривода из-за сильного отложения нагара на стенках вторичной камеры, а также снижения подвижности сопрягаемых деталей и пружины привода, причиной которого являются загрязнение и ослабление крепления корпуса диафрагмы. Последний дефект, кстати, встречается довольно часто и у новых карбюраторов. Поэтому такую проверку рекомендуется проводить при каждом техническом обслуживании и в случае, когда ощутимо ухудшилась приемистость автомобиля.

Если вы уменьшили степень сжатия двигателя для применения бензина А-76, то в целях частичной компенсации потери мощности "Озон" можно слегка "форсировать", увеличив отверстие в распылителе насоса-ускорителя до 0,5 мм и диаметр главного топливного жиклера первичной камеры до 1,1 мм. Это приведет к незначительному увеличению расхода топлива (на 0,3–0,4 л/100 км), но зато ощутимо улучшит динамику автомобиля (содержание СО в отработавших газах останется в норме).

При "переливе" карбюратора в случае нарушения герметичности запорной иглы или по другим причинам, вызывающим переобогащение горючей смеси, пуск двигателя обычным способом бывает крайне затруднен, а иногда вообще невозможен. Попытки продуть цилиндры, полностью нажав педаль газа, обычно безрезультатны, поскольку открывается только заслонка первичной камеры и воздуха поступает недостаточно. В таком случае можно сделать следующее. Вручную откройте заслонки первичной и вторичной камер и попросите помощника включить стартер. Сразу после пуска быстро закройте заслонки, отпустив рычаги и на дав тем самым двигателю развить чрезмерно большие обороты.

Если засорился жиклер холостого хода и двигатель начал останавливаться, иногда исправить положение можно, даже не выходя из машины. Вытяните до упора рукоятку управления воздушной заслонкой, а затем несколько раз хорошенько "прогазуйте", резко увеличивая обороты до максимальных. Сильный поток воздуха, топлива, смеси ликвидирует засорение.



Адрес страницы:
"Озон" с капризами и без них
Тэги:
Вайсман
Озон
жиклер
холостой ход
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное