Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Снимаем коробку передач у "Спутника"

Эту работу приходится выполнять чаще всего, чтобы добраться до сцепления, когда нужно заменить изношенный фрикционный диск. Реже – для ревизии и устранения неисправностей в нем, если есть возможность приобрести необходимые запасные части. И, разумеется, для замены коробки, скажем, четырехступенчатой на пятиступенчатую. Машина при этом должна находиться на подъемнике, эстакаде или осмотровой канаве. В двух последних случаях дополнительно надо вывешивать передние колеса, чтобы их можно было отвести от машины вместе с приводами, выводя последние из коробки.

Надо иметь в виду, что этот агрегат довольно тяжелый, поэтому опускать и поднимать его, снимая и устанавливая, лучше вдвоем.

Демонтаж коробки передач автомобиля Самара

Начинаем работу сверху моторного отсека. Отсоединив "массовый" провод от аккумуляторной батареи, вынимаем из картера датчик верхней мертвой точки, отвернув его винт с крестообразным шлицем. Ослабив гайки крепления троса, выключающего сцепление (фото 1), вынимаем его из кронштейна и снимаем наконечник с вилки выключения сцепления (фото 2). Отворачиваем накидную гайку и отсоединяем от коробки трос привода спидометра.

Демонтаж коробки передач автомобиля Самара

Теперь переходим под машину. Здесь, отвернув винты, снимаем правый (под коробкой) щиток (фото 3). Отключаем провода от включателя света заднего хода (фото 4). Отвернув по два крепящих винта, отсоединяем шаровые шарниры от поворотных кулаков (фото 5). Чтобы облегчить в дальнейшем снятие коробки, ослабляем гайку, крепящую растяжку к поворотному кулаку (фото 6), отворачиваем три винта, крепящие кронштейн растяжки (фото 7), и отводим в сторону (фото 8).

Демонтаж коробки передач автомобиля Самара

Ослабив затяжку хомута (фото 9), отсоединяем тягу от штока выбора передачи, остающегося в коробке. Теперь сливаем масло из коробки в приготовленную для этого емкость, отвернув пробки заливного и сливного отверстий (фото 10).

Демонтаж коробки передач автомобиля Самара
Демонтаж коробки передач автомобиля Самара

Теперь можно извлечь из коробки концы приводов передних колес, их в обиходе называют полуосями. Для этого, используя зубило в качестве рычага (точка опоры – бобышка на коробке) и молоток, выдвигаем немного приводы из коробки (фото 11), а затем вытаскиваем их руками (фото 12). Чтобы они не нагружали подшипники в ступицах, подвешиваем свободные концы с помощью проволоки или бечевки.

Демонтаж коробки передач автомобиля Самара
Демонтаж коробки передач автомобиля Самара

Отворачиваем со шпильки гайку, крепящую верхнюю правую часть силового агрегата (фото 13). Отсоединяем от кузова его заднюю опору, отвернув две гайки (фото 14). Снимаем со шпильки коробки наконечник "массового" провода (фото 15), отвернув гайку, а со шпильки стартера – "силовой" (толстый) провод (фото 16). Снимаем защитный щиток с картера сцепления (фото 17), отвернув три болта. Затем отворачиваем три болта, соединяющих картер сцепления с блоком двигателя (фото 18).

Демонтаж коробки передач автомобиля Самара

Теперь можно снимать коробку. Здесь нужны двое крепких мужчин: один держит картер сцепления, другой – коробку. Покачивая коробку, надо отодвинуть ее от двигателя, чтобы первичный вал вышел из диска сцепления, а затем опустить на подготовленное место. Нельзя при этом, отодвинув коробку, опирать ее первичным валом на лепестки диафрагменной пружины сцепления (это же требование надо выполнять и при установке коробки).

Таким образом открылся доступ к механизму выключения сцепления, расположенному в картере сцепления, а также к дискам сцепления и пружине, находящейся под кожухом, закрепленным на маховике двигателя.

Устанавливаем коробку в порядке, обратном снятию. Здесь мы рассказали, как снимают коробку при экстренной необходимости, когда нет в распоряжении подъемных устройств. Их завод рекомендует применять для вывешивания двигателя, поскольку две из трех его опор приходится отсоединять от кузова. Для поддержания двигателя в это время можно использовать и специальное устройство – поперечину с крюком, устанавливаемую на водосливные желоба крыльев (поперечина представляет собой отрезок стального швеллера, уголка и т. п. или толстой доски). Крюк зацепляют за скобу, которую крепят на левой шпильке выпускного коллектора.



Адрес страницы:
Снимаем коробку передач у "Спутника"
Тэги:
коробка передач
Самара
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное