Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

"Охотники" и звери

"...Вдруг из тумана наперерез машине метнулась большая тень. Я только успел сообразить, что это лось, как тут же произошел удар. Когда через несколько минут я пришел в себя, лося уже не было, а на "жигуленок" было жалко смотреть, словно он побывал в тяжелой аварии. Погибшего лося обнаружил потом в лесу егерь. Конечно, жалко зверя, но вы поймите и меня. Можно ли было предвидеть такое? И потом эта внезапная встреча обошлась мне в 2,5 тысячи рублей, да еще, оказывается, нужно платить полтысячи за сбитого мной животного. Разве я виноват?"

"Лосиха и лосенок стояли неподвижно на обочине слева. Когда до них оставалось не более 50 метров, я на всякий случай посигналил и поморгал фарами. Животные продолжали стоять. Казалось, я смогу проехать. Как вдруг перед самым капотом лосенок кинулся на другую сторону дороги, а за ним и лосиха. Она, очевидно, хотела перемахнуть через машину, но упала прямо на крышу. В результате погибла моя жена. Что это – несчастный случай или в происшедшем все-таки кто-то виноват? Как случается, что на исходе двадцатого века люди гибнут и калечатся в таких вот нелепых ситуациях?"

Это строки из писем, которые время от времени приходят в редакцию. Действительно ли в таких ситуациях ничего поделать нельзя?

Можно, утверждает опытный специалист из Главохоты при Совете Министров РСФСР Д. Плотников, которому мы предоставляем здесь слово. Вот уже пятьдесят лет он почти каждую неделю выезжает на охоту, рыбалку, в охотничьи хозяйства, где встреча с дикими животными особенно вероятна, и за это время не сбил ни одного зверя. Так что же следует знать и как избегать столкновений?

Начну с нескольких общих положений. В год в стране случается несколько тысяч ДТП, связанных с дикими животными, в которых десятки человек погибают и сотни получают увечья. Но надо учесть еще, что далеко не все подобные происшествия регистрируются, так как нередко в них участвуют грузовые машины, которые получают минимальные повреждения, и их водители предпочитают скрыться, нередко увозя в кузовах и саму жертву.

Вот несколько цифр. В Московской области, например, только в прошлом году было сбито 42 лося, два кабана и 2 косули. В Эстонии, по данным Института леса, в месяц водители совершают почти 40 наездов, убивая и калеча неожиданно выскочивших на дорогу обитателей леса. Чаще всего это те же лоси. В среднем каждый год в ДТП гибнет до 1,5% их поголовья, 0,5–0,6% косуль и кабанов. Средняя стоимость лося 500 рублей, значит, общий ущерб только в одной области может составлять около 20–25 тысяч рублей.

Где же чаще всего такие происшествия случаются?

Место встречи

Наиболее вероятно появление крупных диких животных на дорогах в европейской части, особенно в ее центральных районах. Это прежде всего Калужская, Калининская, Тульская, Псковская, Владимирская, Смоленская, Московская области и ряд других. Здесь велика плотность диких животных, обусловленная большим количеством заповедников и других охраняемых территорий, неоднородностью леса, благоприятного для их обитания. К тому же дикие звери привыкли тут к близости человека и менее пугливы. И конечно же, не последнюю роль играет количество автомобилей в этом регионе и довольно разветвленная сеть дорог. Скажем, в Сибири подобных происшествий почти не случается.

ДТП, участниками которых становятся обитатели лесов, чаще всего происходят на дорогах с усовершенствованными покрытиями. На автомагистралях союзного и республиканского значения – в среднем в год 10 происшествий на 100 километров. Для дорог местного значения этот показатель составляет всего 2,2. Стало быть, именно на скоростных шоссе в первую очередь следует быть особенно внимательным.

Что притягивает зверей к шумным, опасным для них автомобильным трассам? Очевидно, то, что дороги зимой часто посыпают солью, а летом вдоль них полно съедобного мусора, здесь же растет кустарник, много молодых веток, вырастающих после вырубки придорожной растительности.

Водители полагают, что дикие животные бродят, где им вздумается. Но это не так. У зверей свои маршруты, которых они придерживаются постоянно, тропы и вполне определенные пути переходов. Там и должны быть установлены соотвествующие дорожные знаки. Тем более что выявлять места выходов животных на дорогу довольно просто, особенно зимой – по следам на снегу.

Где же переходят звери дорогу?

В основном, в низинах возле речек, ручьев. Там, где местность имеет хоть небольшую возвышенность, животное никогда не появится. К опасным для водителей следует отнести и те места, где к дороге подходят клинья леса, глухие, скрытые его участки с подростом. Тут всегда надо быть настороже, даже если зверя не видно. И помнить, что наиболее вероятна встреча с ним после оттепели к предстоящему морозу или, в летнее время, – к ясной, солнечной погоде. Сразу после морозов, а также в метель или ненастье (дождь, ветер) зверь чаще всего лежит, как и в период глубоких снегов. Следует помнить и то, что в разное время года дикие животные ведут себя неодинаково.

Черный месяц

Для каждого из них существуют свои периоды гона, миграции, собирания в стада, появления потомства. И тут есть свои закономерности. Оценивая их, можно сказать, что наиболее опасный для водителей месяц – октябрь. Чуть меньше ДТП с дикими животными приходится на ноябрь, июнь и июль. Наиболее же спокойное время – конец зимы, начало весны.

Если же говорить о лосях, то наиболее вероятна встреча с ними еще и в июне – в период сезонных миграций. Лосиха ждет новое потомство и отгоняет от себя прошлогодних телят. Это они часто заходят в города, даже в такие крупные, как Москва. Следует учесть, что реакция их в этот период непредсказуема, они затравленны, потеряны, не имеют еще ощущения опасности и оказываются к тому же в необычной среде. Очевидно, этим объясняется их поведение, когда они вдруг бросаются через мощные транспортные потоки, и даже на человека. И тут людям следует проявлять большую осторожность, внимательность и понимание ситуации, в которой зверь оказался.

В конце сентября, в октябре опасность встречи объясняется тем, что в этот период у лосей, как и у многих других животных, начинается период спаривания, в это время они много передвигаются, почти ничего не едят, беспокойны и агрессивны. Но уже в ноябре наступает затишье, а в декабре опасность повышается вновь и снижается к февралю, к метелям и обильному снегу.

Кабаны также наиболее опасны в октябре-декабре, а летом – в июле и в августе. С косулями наиболее вероятна встреча на дорогах во все летние месяцы, а также в октябре, ноябре и январе.

День опасности

Среди недели выделить день, когда происшествий с дикими животными случается больше всего, практически не удается, тут почти все дни между собой равны. И тем не менее наиболее спокойный (относительно, конечно) – четверг, а наиболее опасный – воскресенье, в лесах много людей – охотников, грибников, они поднимают зверя, заставляя его переходить с места на место.

"Час лося"

Зато по времени суток встречи с дикими животными распределяются более отчетливо. Днем они, как правило, не активны. Наиболее вероятна встреча на рассвете и в вечерние сумерки, то есть когда зверь кормится, бродит в поисках пищи и воды. Обстановка усугубляется еще и тем, что в это время, как правило, сильно ухудшается видимость, на дороги, особенно в низинах, опускаются туманы. Очевидно, поэтому в утренние и вечерние часы происходит наибольшее количество происшествий, в которые попадают дикие животные. Осенью и зимой – это утро и вечер, 6–9 и 17–19 часов. Весной и летом – 3–5 и 22–1 час.

Как предотвратить ДТП

Наука предлагает множество самых разнообразных способов: от вырубки кустарников и разрежения леса, огораживания дорог сетками, подъема полотна трассы до ультразвуковых сигналов, световых и пахучих веществ, которые отгоняют животных от магистралей. Но одни из них малоэффективны, другие – слишком дороги. Так что в ближайшее время остается рассчитывать лишь на самих водителей, их разум, подготовленность, умение предвидеть ситуацию и не обострять ее. И тут прежде всего следует помнить главное: увидев любого по величине зверя, ночью или днем, слева или справа, надо сразу снизить скорость до пешеходного шага и медленно проезжать мимо зверя готовым в любой момент к остановке, зная при этом, что дикие животные, особенно лось, часто бросаются перед самой машиной на другую сторону. Ни в коем случае не надо сигналить, мигать фарами, это лишь пугает животных и ведет к еще более непрогнозируемым с их стороны действиям. Уступать дорогу животному необходимо во всех случаях, когда ситуация недостаточно ясна. Въезжая же в зону действия дорожного знака 1.25 "Дикие животные", надо обязательно сбросить скорость и, учитывая сказанное выше, в наиболее опасных местах быть готовым к торможению, даже если зверя не видно.

А теперь – об ответственности, которую многие авторы писем в редакцию считают несправедливой: приходится платить за сбитого животного, которое-де само виновато.

Ответственность

Во-первых, во всех подобных случаях прямо на месте обязательно проводится анализ показаний водителя охотоведом или егерем в присутствии сотрудника ГАИ: следы и знание повадок диких животных позволяют довольно четко восстановить картину случившегося. И если окажется, что не было дорожного знака, а животное появилось на проезжей части внезапно, то за его гибель водителю платить возможно и не придется – как решит суд. Но в общем случае должен быть обязательно составлен акт, который затем направляется в орган управления охотничьим хозяйством для предъявления владельцу транспортного средства соответствующего иска.

А во-вторых, хотелось бы напомнить, что у нас принят Закон СССР "Об охране и использовании животного мира", который действует с 1 января 1981 года. В нем, в частности, записано, что отвественность водителя и обязанность возместить ущерб наступает независимо от наличия или отсутствия его вины.



Адрес страницы:
"Охотники" и звери
Тэги:
вождение
безопасность
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное