Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Что мешает радиоприему

Лично мне не доводилось встречать такого везучего человека, который, купив радиоприемник и установив его в своей машине, много лет подряд блаженствовал бы, слушая передачи с чистейшим звуковоспроизведением. Сплошь и рядом сразу после монтажа обнаруживается какая-то "ложка дегтя": воющие звуки при увеличении оборотов двигателя, треск во время езды и тому подобное. И даже если вначале все было хорошо, такие неприятности рано или поздно приходят. В чем тут дело и как с этим бороться?

Вообще говоря, радиопомехи в автомобиле – дело естественное. Штатная система электрооборудования включает много узлов и аппаратов, которые служат их источниками, как например, свечи зажигания или контакты прерывателя. Они по самой своей природе загрязнители эфира. Ряд других устройств (скажем, генераторная установка) в идеальном случае не должны мешать радиоприему, но и они иногда оказываются в том же числе. И дело тут не в какой-то неисправности, требующей ремонтного вмешательства. Говоря упрощенно, у аппарата вполне могут быть такие состояния и режимы, когда свои прямые функции он выполняет, но в то же время и помеху генерирует. И поскольку такая "роскошь", как диагностическое обследование автомобиля на радиопомехи, широкого распространения в автосервисе еще не получила, в борьбе за чистый радиоприем приходится рассчитывать в основном на собственные силы.

Есть четыре главных пути проникновения помех в радиоприемник. Непосредственно через антенну. Через недоброкачественную экранировку корпуса приемника. По цепи питания самого приемника или активной антенны. И через антенное гнездо, если оно вынесено за пределы корпуса аппарата.

Чтобы уменьшить проникновение радиопомех в первом случае, антенну желательно располагать в местах, наиболее удаленных от моторного отсека. Поскольку это положение достаточно очевидное, некоторые автомобилисты монтируют ее где-нибудь в задней части машины. Но тут их подстерегает другая опасность. Кабель между приемником и пассивной (то есть обычной штыревой) антенной нельзя делать слишком длинным, иначе в нем теряется полезный сигнал; при длине более 1,5 метра входные цепи приемника расстраиваются и вместо улучшения работы происходит ухудшение.

Для максимального удаления от мотоотсека пригодна лишь активная антенна. У нее суммарную емкость длинного соединительного кабеля снижают последовательным включением конденсатора, а потерю уровня полезного сигнала в кабеле компенсируют электронным усилителем. Такие антенны, предназначенные для установки на полке заднего окна, выпускаются, но они неравноценны по своим характеристикам.

Теперь о помехах по цепи питания. ГОСТ 17822–78 предписывает устойчивость приемника или магнитолы к помехам в бортовой сети автомобиля величиной 93 дБ относительно 1 мкВ. В аппаратах последних моделей это требование удовлетворяется теми или иными конструктивными решениями, но, как показывает практика, такая защита не всегда достаточна. В связи с этим гродненский завод автомагнитол разработал выносной фильтр, который защищает приемник от радиопомех по питающей цепи и от перенапряжений в ней. Оценить необходимость покупки такого изделия, иными словами, проверить наличие помех в цепи, можно, прослушав работу приемника в диапазонах длинных, средних и коротких волн с большой громкостью и с отключенной от гнезда приемника антенной при работающем двиигателе. Если помехи прослушиваются – фильтр нужен.

Схема фильтра, устраняющего помехи радиоприемника автомобиля
Рис. 1. Схема фильтра, устраняющего помехи в цепи питания: L – катушки индуктивности; С – конденсаторы.

Его можно изготовить и своими силами. Катушка индуктивности L представляет собой обмотку из 6–10 витков провода ПЭВ диаметром 0,51–0,64 мм, помещенную в броневоц сердечник из феррита марки 2000 НМ. Можно использовать ферритовые сердечники типа Б22, Б26, Б30. Допустима катушка с бескаркасной намоткой. Индуктивность собранной катушки – около 150 мкГ. Конденсатор С тут может быть любого типа, кроме электролитического; его емкость 1 мкФ. Собирают фильтр на плате из гетинакса или текстолита, располагая детали в той последовательности, которая показан на схеме (вход и выход должны быть максимально разнесены). Собранную плату с подпаянными проводами устанавливают при помощи изолированных стоек на основание из стального листа толщиной 0,5–0,8 мм и закрывают металлическим кожухом, который можно спаять из жести. Ориентировочные размеры фильтра – 80×50×30 мм. Желательно закрепить его в моторном отсеке на брызговике, возле аккумулятора, при этом корпус следует надежно соединить с "массой" автомобиля. Входной провод фильтра подключают к плюсовоц клемме батареи и ставят в этой цепи предохранитель на 2–3 ампера. Выход же соединяют с приемником, используя для этого экранированный провод. Если такового нет, обычный провод прокладывают так, чтобы он не накладывался на штатные пучки. К выводу на приемник целесообразно подключить и активную антенну, не имеющую собственного фильтра в цепи питания.

Ну а по таким вопросам, как поддержание надежности соединений экранирующего корпуса приемника и оплетки антенного кабеля с "массой" автомобиля, думается, специальные комментарии не нужны.

До сих пор мы, по сути, говорили о том, как не пропустить помеху в радиоприемник. Теперь же посмотрим на дело с другой стороны: как бороться с источниками помех. В качестве образца рассмотрим комплект деталей, выпускаемых промышленностью для продажи автолюбителям.

Схема фильтра, устраняющего помехи радиоприемника автомобиля
Рис. 2. Схема фильтра для уменьшения радиопомех от контактов прерывателя: L – катушки индуктивности; С – конденсаторы.

Сначала о так называемом LC-фильтре с катушкой индуктивности 70 мкГ и конденсатором 0,05 мкФ на 250 В. Он призван устранить помеху от искрения между контактами прерывателя. Устанавливается непосредственно на распределителе и включается в цепь от катушки зажигания к прерывателю. Катушка выполнена на ферритовом сердечнике диаметром 4 мм и длиной 25 мм. Намотка – три слоя провода диаметром 0,64 мм. Дополнением к нему служит конденсатор типа К73–21В емкостью 2,2 мкФ, включаемый между выходной клеммой первичной цепи катушки зажигания и "массой". Вместо него можно применить любой другой конденсатор емкостью 2–3 мкФ (не электролитический).

В случае, когда прослушивается радиопомехи от генераторной установки ("вой", тон которого зависит от оборотов двигателя), нужно "плюс" генератора соединить с "массой" через конденсатор емкостью 2–4 мкФ. В рассматриваемом комплексе для этой цели имеется конденсатор К73–21В емкостью 2,2 мкФ.

Если перечисленных мер недостаточно, слудует заняться улучшением электрического контакта "массы" двигателя и кузовных деталей. Для этого в комплекте предусмотрены многожильные гибкие перемычки, которые ставят: между двигателем (в зоне распределителя) и креплением катушки зажигания; между двигателем и болтом крепления минусового провода батареи к кузову; между капотом и кузовом. Вместо заводских перемычек можно использовать оплетку кабеля телевизионной антенны или, в крайнем случае, толстый электрический провод (площадь сечения не менее 2 мм2).

В комплекте имеется также колпак из тонкой жести, экранирующий зону выводов у катушки зажигания; для выхода проводов в его стенках сделаны отверстия. В некоторых случаях он может оказаться полезным. Подобную деталь можно изготовить и самому. Выдерживать какие-то строгие размеры при этом не требуется, нужно лишь добиться, чтобы колпак плотно садился на металлический корпус катушки.

И, наконец, последний элемент – экранированные наконечники высоковольтных проводов, надеваемые на свечи. Внешне они несколько напоминают те, что стоят на ВАЗ-2108. Индивидуальное изготовление этих деталей почти исключено, лишь самые умелые и знающие могут отважиться на такой эксперимент. Поэтому можно рекомендовать только использовать наконечники заводского изготовления.

В заключение следует указать еще один источник помех, который не был упомянут в нашем разговоре. После длительной эксплуатации выдвижной телескопической антенны частенько случается, что во время стоянки прием нормален, а на ходу появляется бессистемный непериодический треск. Причина – накопление грязи в соединениях подвижных элементов антенны или их износ, разбалтывание. Первое, что нужно сделать – тщательно промыть выдвижной штырь, а если это не поможет – попытаться поджать сочленения пассатижами.

В. Осипов


Адрес страницы:
Что мешает радиоприему
Тэги:
диод
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное