Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Археологи достали. В Узбекистане государство раскошелится на раскопки



Археологи достали. В Узбекистане государство раскошелится на раскопки
2018-09-07 17:56 ferghana@ferghana.ru (Сид Янышев)

Раскопки городища Каршаул-тепа

В ташкентском Международном Караван-сарае культуры имени Икуо Хироямы проходит большая выставка уникальных археологических находок с городища Каршаул-тепа, находящегося в Ташкентской области. В двух залах выставлены почти двести артефактов VI-VIII веков, найденных за те десять лет, что прошли с момента обнаружения городища археологами. Однако, если копать глубже, не исключено, что археологи наткнутся и на слои I-II веков нашей эры. И тогда окажется, что Каршаул-тепа – одно из немногих городищ на территории Ташкентского региона с более чем двухтысячелетней историей.

Об открытиях, сделанных на территории Каршаул-тепа, и в целом о раскопках, до сих пор проводимых без какой-либо поддержки со стороны государства, «Фергане» рассказал руководитель археологической экспедиции, научный сотрудник Международного Караван-сарая культуры Константин Шейко.

Все религии в одном городище

Городище Каршаул-тепа расположено на подъезде к небольшому городку Чиназ, у правого берега Сырдарьи на площади в шесть гектаров. По словам Шейко, у его названия может быть два значения: «дворец» и «противолежащий» (пока неизвестно, чему именно). Впервые об этом памятнике узбекистанские археологи заговорили еще в конце XIX века, а в тридцатые годы XX века разведку на нем провел известный самаркандский археолог Георгий Васильевич Григорьев (1898-1941), который установил, что памятник относится к Каунчинской культуре. Так или иначе, до начала XXI века по-настоящему широких исследований на Каршаул-тепа не проводилось.


Константин Шейко. Фото «Ферганы»

– Волею случая впервые это городище я увидел в 2008 году – и решил начать раскопки, – рассказывает Шейко. – Первый же сезон стал для нас сенсационным: мы нашли христианский нательный крестик, что дало нам основание считать, что здесь когда-то жили христиане-несториане. Тогда же в процессе работы была определена дата верхних слоев памятника – VI-VIII века.

Кроме следов христианства, мы наткнулись и на отзвуки другой религии – культа почитания умерших предков, отголоски которого прослеживаются в традициях современных узбеков. А еще глубже мы обнаружили следы последователей манихейства. Некоторые из здешних находок свидетельствуют о проживании в этом городе представителей зороастрийской общины.

Иными словами, на территории Каршаул-тепа мы находим следы нескольких религий, что говорит о существовавшей здесь толерантности, закончившейся в конце VIII века, когда это городище, скорее всего, пало под ударами арабов, и жизнь на нем больше не возрождалась. Метрах в пятидесяти-шестидесяти к северу от городища арабами был выстроен собственный город, от которого к сегодняшнему дню ничего не осталось. О бывшем на этом месте поселении говорят лишь попадающиеся там многочисленные фрагменты глазурованной керамики и кирпичей.

На сегодняшний день раскопки ведутся на трех объектах городища. На одном из них мы изучаем фортификацию и ворота, на втором – дворцовый комплекс. Третий же, как мы предполагаем, являлся храмовым комплексом. Причем, по нашей гипотезе, сколько бы здесь ни существовало религий, местонахождение священного места оставалось неизменным.

К находкам, обнаруженным нами за десять лет раскопок непосредственно на Каршаул-тепа, относятся многочисленные изделия из керамики, каменные пряслица, украшения в виде бус, согдийская печать, а также более сотни монет. Тут надо иметь в виду, что за все годы раскопок мы остановились лишь на уровне самых поздних веков существования города. Но ниже, я уверен, есть слои и пятого, и четвертого, и третьего, а возможно, и первого-второго веков нашей эры. Так что пока мы можем лишь догадываться, какие новые открытия принесут нам будущие раскопки городища.


Раскопки городища Каршаул-тепа

Кто платит за раскопки?

С 2010 года и по сегодняшний день раскопки на Каршаул-тепа полностью финансируются Фондом Евразия Центральной Азии (ФЕЦА). Ежегодно на один полевой сезон, длящийся обычно полтора-два месяца, он выделяет по восемь тысяч долларов. По словам Шейко, эти деньги полностью уходят на оплату труда научных сотрудников, рабочих, а также аренду помещения для проживания членов экспедиции и транспорта. На питание уже не хватает – эту статью расходов археологам приходится покрывать за счет своих зарплат.

В 2008-2009 годах раскопки финансировались узбекской стороной через Международный Караван-сарай культуры имени Икуо Хироямы. Кроме Каршаул-тепа, с 2002 года Узбекистан финансировал – также через Караван-сарай – и другие археологические работы на территории Ташкентской и Сурхандарьинской областей. Это, в частности, касалось таких древних городищ, как Канка, Мунчак-тепа, Шуроб-курган, Худайдот-тепа и Дабиль-курган. Однако после 2009 года госфинансирование всех раскопок через Караван-сарай прекратилось. Почему - никто в центре не ответил.

Вообще же, надо отметить, что с первых дней независимости Узбекистана государственное финансирование археологических раскопок, проводимое преимущественно через институты археологии и искусствознания, было довольно скудным, более-менее ощутимые деньги на эти работы поступали в виде грантов из-за рубежа. При этом значительные государственные средства выделялись на реставрацию исторических памятников.


На выставке находок из городища Каршаул-тепа. Фото «Ферганы»

Однако в текущем году в этом вопросе случился настоящий прорыв: президент республики Шавкат Мирзиёев подписал указ о пятилетнем финансировании раскопок целого ряда археологических памятников. На сегодняшний день официально зарегистрировано 4308 объектов. Какие именно из них будут финансироваться, пока не уточняется, однако уже известно, что городищу Каршаул-тепа повезло.

– По решению нашего президента через Академию наук и Министерство культуры, начиная с 2019 года, будут выделены средства на реставрацию и раскопки ряда археологических объектов, и наше городище попало в этот список, – говорит Константин Шейко. – Там сумма небольшая: 250 миллионов сумов на пять лет, то есть в год – по 50 миллионов сумов (около $6200 по нынешнему курсу). Но и это уже большой шаг!


Раскопки городища Каршаул-тепа

По мнению доктора искусствоведения, директора московского «Музея Рерихов» (филиал Российского Государственного Музея Востока) Тиграна Мкртычева, «проведение выставки артефактов из Каршаул-тепа – закономерный итог многолетних трудов археологов».

«С моей точки зрения, археология является одним из брендов Узбекистана. Понимаю, что слова «археология Узбекистана» для туристов и людей, далеких от гуманитарной науки, звучат не так громко, как Самарканд или Бухара, памятники которых поражают воображение и которые можно увидеть, не напрягая фантазии и не особо разбираясь в истории этого региона. Однако стоит отметить, что архитектурные памятники и Самарканда, и Бухары – тоже часть археологии Узбекистана, только самая, я бы сказал, приметная, - говорит Тигран Мкртычев. - Раскопки, которые проводятся на Каршаул-тепа, финансирует европейская организация Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА). Кто-то, возможно, скажет, что сумасшедшим европейцам просто некуда девать деньги – однако это не совсем так. Прежде всего, это свидетельствует о внимании, которое уделяют в «далекой Европе» тому, что происходит в Центральной Азии. Из результатов археологических исследований, в конечном итоге, складывается история региона. Каршаул-тепа – один из тысячи археологических памятников Узбекистана. Я не являюсь специалистом по археологии Ташкентского оазиса, и мне сложно говорить о месте Каршаул-тепа в древней и раннесредневековой истории Шаша. Однако я хорошо знаю специалистов, которые работают на этом памятнике – это Константин Шейко, Джангар Ильясов, Геннадий Иванов.

Их профессионализм у меня не вызывает никаких сомнений. Более того, не вызывает он сомнений и у европейской организации, которая уже много лет выделяет им средства, получая взамен только научные отчеты о работах. Хочу подчеркнуть, что ни один черепок, найденный на Каршаул-тепа, не покидает территории Узбекистана. Учитывая мои дружеские отношения с археологами, работающими на Каршаул-тепа, во время моих визитов в Ташкент мне доводилось и прежде видеть материалы их раскопок, и отчасти читать их научные отчеты. Очевидно, что результаты многолетних раскопок собираются в сложную картину существования памятника.

Для меня, как человека, интересующегося культовыми объектами, особый интерес представляет так называемый храмовый комплекс. В то же время я не стал бы торопиться с утверждениями о присутствии на Каршаул-тепа манихеев – хотя нам точно известно, что манихейские общины были в раннесредневековом Шаше. Не исключено, что у авторов раскопок имеются какие-то аргументы, которые мне неизвестны.

И последнее. О нынешнем не очень хорошем положении археологической науки в Узбекистане можно написать трактат, и я, выпускник кафедры археологии Средней Азии ТашГУ, имею право об этом говорить. Тем отраднее, что сегодняшнее руководство Узбекистана вновь обратилось к археологии и предполагает вкладывать деньги в эту науку. Это только на первый взгляд археология далека от современности. А на самом деле археология Узбекистана – это его история, его настоящее и будущее. Это сохранение культурного наследия, туристы со всего света и мировая известность археологии страны».

Сид Янышев



В Узбекистане запретили видеоклипы ряда популярных артистов
2018-09-07 18:03 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Муниса Ризаева. Фото с сайта Protoday.uz
Художественный совет при «Узбекконцерте» рассмотрел 18 клипов популярных артистов и вынес решение запретить некоторые из них к показу на ТВ. Об этом сообщает официальный сайт «Узбеконцерта».

Совет решил допустить к эфиру при условии устранения авторами ряда недостатков видеоклипы «Оккушлар» («Лебеди») заслуженной артистки Узбекистана Милены Халиловой (примечательно, что интернет не знает такой артистки. – Прим. «Ферганы»), «Сенсиз» («Без тебя») Отабека Мухаммадзохида, «Айбим севганим» («Моя вина, что влюбилась») Мунисы Ризаевой, «Узбекистан» обладательницы премии «Нихол» Шахризоды Ахмедовой (Каниза), «Тошкент кучаси» («Улица Ташкента») Алижона Исакова, «Бахтим» («Мое счастье») Шахрибану Ахтамовой, «Алдадими» («Обманула») Жавлана Алимова, «Мохинурим» («Лунный свет») Санджара Усманова, «Санамжон» («Красавица») Зафара Курбанбаева и «Гал гал» («Приди») Бехруза Тахирова.

Также Совет посчитал необходимым исправить некоторые кадры в клипе на песню «Адашдим» («Ошиблась») обладательнице премии «Нихол» Манзуре Юлдашевой. Ей было предложено переснять клип.

В клипе, снятом на песню Бахриддина Зухриддинова «Дилозорим» («Когда мужчина любит»), Совет обнаружил отсутствие связи между словами песни и сюжетом клипа. В клипе Самаджона Рузметова «Кел эй» («Приди») также не нашли связи между словами и видеорядом, а сам текст посчитали очень поверхностным. Аналогичные претензии были высказаны к клипу Отабека Муталхужаева «Айт тун» («Скажи, ночь»).

Ранее, в мае текущего года, в показе ролика по ТВ было отказано «ВИА Мароканд». В июне художественным советом «Узбеконцерта» к трансляции на ТВ также не был допущен ряд видеоклипов местных популярных исполнителей. Кроме того, четверых артистов лишили лицензии за неявку в здание «Узбекконцерта» на совещание, посвященное «роли национальной эстрады в духовном воспитании молодежи и этике артиста». В июле Совет также запретил три из восьми рассмотренных видеоклипа.

С июля прошлого года артистам в Узбекистане запрещено самовольно размещать видеоклипы, в том числе в соцсетях. Каждый исполнитель, прежде чем размещать в интернете свои клипы, должен получить разрешение художественного совета при «Узбекконцерте».


Эксперты «Узбекконцерта». Фото с официального сайта

В начале текущего года директор государственного учреждения «Узбекконцерт» Одилжон Абдукаххоров заявил, что видеоклипы, снятые исполнителями, будут контролироваться худсоветами. «Нам известно, что на съемку одного клипа певцы и певицы тратят две-три тысячи долларов США. Но для нас важны такие понятия, как культура, просвещение и национальный менталитет. При «Узбекконцерте» будут созданы художественные советы для обсуждения клипов раз в неделю. Только в случае одобрения худсоветом содержания песни и снятого по этим мотивам клипа выступление будет показано на телевидении и в интернете», — отметил чиновник.

В феврале 2018 года узбекистанским артистам запретили показывать в клипах все, что противоречит национальному менталитету и общечеловеческим ценностям. В частности, они не должны содержать пропаганду терроризма, наркомании и алкоголизма, явную или скрытую рекламу каких-либо компаний и их продукции. Запрещено неподобающим образом использовать герб, флаг и фотографии президента Узбекистана, проявлять неуважение к святым местам и достопримечательностям страны. Мужчинам нельзя появляться в женской одежде и украшениях, женщинам - в откровенных нарядах. Недопустимо демонстрировать без привязки к тексту и смыслу песни дорогие дома, машины, украшения, хвастаться роскошным образом жизни и так далее.

В июне на заседании на тему «Роль национальной эстрады в духовном воспитании молодежи и этика артиста» Одилжон Абдукаххоров раскритиковал певцов за самопиар во время священного для мусульман месяца Рамадан (Рамазан). А именно – за молитвы на видеокамеру, фото с имамами мечетей, демонстративное посещение ифтара (разговения). Отметим, что четыре исполнителя, не явившиеся на эту встречу с руководством «Узбекконцерта», были лишены лицензий на выступления.



Россия в 2019 году введет квоту для иностранных работников на стройках
2018-09-07 18:20 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото с сайта 27r.ru
В 2019 году в России впервые будет введена квота для иностранцев, желающих работать на стройках. Их доля не должна будет превышать 80% от общего числа занятых в строительстве людей. Об это заявила вице-премьер России Татьяна Голикова, сообщает РБК.

По данным Росстата за 2017 год, в сфере строительства занято 6,3 млн человек, и большую часть составляют мигранты. «В этой сфере в последнее время растет число предприятий с высокой долей иностранных работников, и собственно поэтому в том числе предлагается установить снижение этой доли», — подчеркнула Голикова.

По данным Минтруда, доля предприятий в строительстве, у которых численность иностранных работников достигает 80–100% от общего штата, увеличилась с 7,7% в 2016 году до 14,5% в 2018 году.

Согласно проекту постановления правительства России о допустимой доле мигрантов в экономике на будущий год, компании должны привести численность иностранных работников в соответствие с квотами до 1 января 2019 года. В порядке исключения квота в строительстве на 2019 год не будет распространяться на Москву, Хабаровский край и Амурскую область. По данным Росстата, в 2017 году на Москву пришлось 12,1% объема работ в строительстве, на Хабаровский край — 0,7%, на Амурскую область — 1,4%.

Также, по словам Голиковой, в 2019 году по сравнению с 2018 предлагается снизить доли иностранных работников с 28 до 26% в таких сферах экономики, как деятельность судоходного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта.

Ранее министр труда Андрей Пудов заявлял, что миграционная политика России может быть скорректирована, чтобы приток трудовых мигрантов после повышения пенсионного возраста не мешал пожилым россиянам искать работу. Он не исключил, что россиянам может быть обеспечена преимущественная занятость.

Ранее в ряде регионов России вводились ограничения на работу мигрантов в различных сферах деятельности. Так, в Якутии в январе 2018 года был введен запрет на трудовую деятельность для мигрантов в строительстве и горнодобывающей промышленности. В июне 2018 года глава Пермского края Максим Решетников издал указ, который запрещает трудоустраивать мигрантов в сферах лесозаготовок, розничной торговли спиртным и табаком, на сухопутный пассажирский транспорт и в такси. В Кемеровской области действует запрет на работу иностранных граждан по 10 видам экономической деятельности, в частности в образовании, туризме и транспортных перевозках. В соседней Новосибирской области в 2016 году была запрещена работа мигрантов в детских лагерях во время каникул, в детсадах и школах, в сфере производства детского питания и диетических пищевых продуктов.

Международное информационное агентство «Фергана»



Медведев и Арипов утвердили соглашение о строительстве АЭС в Узбекистане
2018-09-07 18:47 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Подписание соглашения. Фото с сайта Rosatom.ru
Премьер-министры России и Узбекистана Дмитрий Медведев и Абдулла Арипов подписали межправительственное соглашение о строительстве в Узбекистане атомной электростанции по российскому проекту. Об этом сообщает официальный сайт корпорации «Росатом».

Согласно документу, стороны будут сотрудничать в проектировании и строительству на территории Узбекистана, а также запуску и эксплуатации атомной электростанции, состоящей из двух энергоблоков на основе энергетического реактора по российскому проекту мощностью каждого энергоблока до 1,2 ГВт.

Церемония подписания прошла в Доме приемов правительства России по итогам заседания межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству России и Узбекистана.

В конце мая текущего года генеральный директор российской госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев после встречи с президентом республики Шавкатом Мирзиёевым сообщил о том, что Узбекистан предложил построить атомную электростанцию. Высказывались предположения, что АЭС построят в местности неподалеку от озера Айдаркуль на северо-востоке Узбекистана: здесь есть в избытке вода для охлаждения реакторов, а дешевой электроэнергией можно будет обеспечивать Ташкент, Бухару и Самарканд. Отметим, что это озеро расположено на границе Навоийской и Джизакской областей.

АЭС, по предложению «Росатома», будет состоять из двух современных блоков поколения III+ ВВЭР-1200. Сроки строительства установит узбекская сторона. За ходом строительства АЭС будет наблюдать специальный регулятор – чтобы соблюсти принцип «четырех глаз», обеспечивающий безопасность.

Москва и Ташкент договорились о совместном строительстве АЭС в Узбекистане в декабре прошлого года. В апреле 2018-го вступило в силу межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Документ предполагает развитие сотрудничества в создании и совершенствовании национальной инфраструктуры и подготовки кадров для атомной энергетики Узбекистана, строительство АЭС и исследовательских реакторов в стране, а также их техническую поддержку. Сумму проекта стороны не озвучили, но известно, что строительство подобной станции в Бангладеш оценено «Росатом» в $13 млрд.

По мнению главного редактора портала AtomInfo Александра Уварова, выгода от сотрудничества двух стран в этой сфере будет заключаться в том, что Узбекистан получит АЭС, расширит урановую добычу, а Россия частично этот уран будет покупать.

Отметим, что разговоры о вероятности строительства в Узбекистане АЭС ведутся не первый год. В 2014 году государственно-акционерная компания (ГАК) «Узбекэнерго» официально опровергла появившиеся в СМИ сообщения на эту тему, заявив, что «в перспективе компанией в рамках реализации программы развития промышленности Республики Узбекистан и ежегодных инвестиционных программ строительство атомной электростанции не предусматривается».



С начала года в Россию приехало на работу около миллиона узбекистанцев
2018-09-07 19:39 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

На встрече в МВД России. Фото с сайта мвд.рф
С начала 2018 года в Россию на заработки приехало порядка миллиона мигрантов из Узбекистана. Об этом на встрече с представителями российского МВД в Москве заявил глава узбекского Минтруда Шерзод Кудбиев.

Кудбиев добавил, что с учетом большого количества трудовых мигрантов обеим странам необходимо усилить работу по дальнейшему развитию и совершенствованию законодательства в миграционной сфере.

Первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Горовой, в свою очередь, отметил готовность российской стороны к совместной деятельности по минимизации административных барьеров, возникающих у мигрантов из Узбекистана при получении патента и трудоустройстве. Чиновник напомнил, что в прошлом году Узбекистан и Россия подписали межправительственное соглашение об организованном наборе, регламентирующее привлечение в РФ квалифицированных специалистов, чьи навыки соответствуют требованиям работодателей.

Агентство внешней трудовой миграции Узбекистана, осуществляющее организованный набор желающих подзаработать за границей, неоднократно обвинялось мигрантами в предоставлении ложной информации и неспособности защитить права граждан своей страны. В частности, в июне на организацию жаловались жители Хорезма, оставшиеся на чужбине без денег, работы и паспортов. Впрочем, в данной ситуации агентство переложило вину на самих рабочих, заявив, что они самовольно покинули стройку, нанеся ущерб работодателю. Подробнее об организованном наборе мигрантов можно узнать из материала «Ферганы» «Тракторист становится швеей. Как устроен оргнабор мигрантов из Узбекистана в Россию».

Не все однозначно и с процедурой получения патента, дающего право работать в России. Например, в Санкт-Петербурге сотрудники органов внутренних дел при оформлении патента стали требовать с трудовых мигрантов расписку с подробным описанием того, как иностранный гражданин приехал в РФ. По мнению юриста Валентины Чупик, данный «документ» - нарушение закона, способ запугать и унизить мигрантов.

7 сентября вице-премьер РФ Татьяна Голикова объявила, что в 2019 году в России впервые будет введена квота для иностранцев, желающих работать на стройках. Их доля не должна будет превышать 80% от общего числа занятых в строительстве людей.

По официальной информации за 2017 год, на миграционный учет в России встали 4.082.377 граждан Узбекистана, 1.822.933 из которых в качестве цели визита указали работу. Вместе с тем, по данным Министерства занятости и трудовых отношений Узбекистана, в прошлом году в Россию по оргнабору на заработки отправились 922 человека, в первом полугодии 2018-го – 513 человек, до конца года их число надеются довести до 50 тысяч.



Имам ташкентской мечети призвал мусульман жаловаться президенту
2018-09-07 20:58 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фазлиддин Шахобиддин угли (Фазлиддин Парпиев). Фото с сайта bbc.com
Имам мечети «Омина», расположенной в Юнусабадском районе Ташкента Фазлиддин Шахобиддин угли (Фазлиддин Парпиев) в своей пятничной проповеди осудил давление на мусульман из-за ношения платков женщинами и отращивания бороды мужчинами. Священнослужитель призвал правительство обеспечить свободу совести, сообщает BBC.

Имам призывал мусульман действовать в рамках существующих законов, а не ссориться и сражаться. Он попросил всех, на кого оказывается давление, обратиться с просьбой к президенту через его виртуальную приемную и попросить о помощи.

«Мы живем в демократическом государстве, государство демократий не выполняет правило шариата, но есть конституция, которая включает свободу совести... Поэтому государство должно контролировать свободу совести. Нужно обратиться к президенту через портал, мол, вот, меня преследуют, пожалуйста, президент, проконтролируйте лично и помогите мне в этом вопросе. Если решится проблема, хорошо, а если нет - все. Вы все сделали для своей религии, что требовалось от вас», - заявил имам.

Также священнослужитель подчеркнул, что речь идет не о хиджабах, а о платках. «Если мы не будем их носить, то будем действовать вопреки воле Аллаха», - сказал Парпиев.

Имам поприветствовал инициативы президента об исключении из «черного списка» 16 тысяч верующих и проведении соревнования среди чтецов Корана. По его словам , президент делает для религии больше, чем иные священнослужители. Также имам отметил, что хотя и открываются курсы по обучению Корану, но принимают туда только совершеннолетних. У несовершеннолетних нет законных возможностей для обучения Корану из-за возрастных ограничений.

«Это привело к тому, что люди стали приводить своих детей в худжры. Выявлено 116 таких худжр. Их показали по ТВ как преступников. Почему же лица проституток не показывают, а несовершеннолетних детей показывают?» - вопрошает религиозный лидер.

В соцсетях заявления имама вызвали одобрение. Люди писали, что «нашелся хоть один имам, говорящий правду, значит, надежды не завяли» и что «один Фазлиддин Шахобиддин угли равен пятитысячной армии имамов из Духовного управления мусульман (ДУМ) Узбекистана». Также комментаторы писали, что «узбекский народ может гордиться таким сыном».

Запись проповеди появилась на страничке Фазлиддина Парпиева в Facebook. Однако, спустя некоторое время была удалена.

Фазлиддин Парпиев родом из Андижана, учился в Исламском университете в Медине в 2005-2011 годах и в 2012-2016 годах в Ташкентском исламском институте им. Имама Бухари. Был назначен имамом ташкентской мечети Омина месяц назад.



В избранное