Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Почему билетному рынку сложно привлекать инвестиции?






Почему билетному рынку сложно привлекать инвестиции?
2017-06-05 15:41

CEO разработчика программных продуктов для автоматизации в индустрии развлеченийRadarioСергей Сучков рассказал о том, есть ли перспективы для развития у новых игроков билетного рынка.
В последнее время российский билетный рынок переживает настоящий бум – и речь идет не о росте или небывалой прибыльности, а о количестве новых игроков, занимающихся разработкой платформ для продажи билетов. Только на последней конференции музыкальной индустрии Colisium в секции, посвященной новым билетным решениям, были представлены пять компаний, сравнительно недавно вышедших на рынок. При этом функционал и возможности у всех этих продуктов примерно схожи и отличаются лишь незначительными нюансами. Попытаемся разобраться в том, что эти новые компании могут дать рынку и есть ли у них перспективы для развития.
Как во всем мире, так и в России билетная индустрия – это давно сформировавшийся организм, который существует по своим «закрытым» правилам. Здесь есть крупные игроки, которые могут диктовать свои условия рынку и развиваются за счет скупки активов. В мировом масштабе это такие компании, как Ticketmaster, Eventim, Bookmyshow и другие. Подобная модель развития может негативно влиять на всю индустрию, поскольку M&A-активность может попросту перекрывать доступ к рынку действительно прорывным технологиям.
Однако и это нельзя в полной мере считать такой уж большой бедой. Дело в том, что тикетинг в его классическом понимании – это, пожалуй, одна из тех отраслей, где сложно придумать и разработать какую-то принципиально и фундаментально новую технологию, которая могла бы изменить условия игры.
Да, в последнее время мы слышим все больше разговоров о блокчейне применительно к билетному рынку. Говорят, что внедрение этой технологии позволит отслеживать весь путь билета, и таким образом решится проблема с мошенничеством и перекупщиками. Безусловно, для зарубежного развитого рынка этот вопрос – один из самых актуальных, однако в наших реалиях это не совсем то, о чем нужно задумываться в первую очередь. И тем более кажется сомнительным, что именно блокчейн станет такой «киллер фичей» и ключевым фактором для организаторов при выборе билетного решения.
Тем удивительнее, что на и без того перенасыщенный рынок выходит большое количество компаний, предлагающих по сути идентичные продукты. Билетный рынок низкомаржинальный сам по себе, а с каждым новым игроком его привлекательность и вовсе стремится к нулю. Таким образом даже построение рентабельного и хоть как-то прибыльного бизнеса здесь становится крайне сложной задачей, не говоря уже о каком-то серьезном росте.
Очевидно, что развитие подобных проектов, которые только что стартовали, далеки от самоокупаемости и не имеют достаточной клиентской базы, находится под большим вопросом. И единственный путь для его решения – это поиск инвестиционных денег, которые могут помочь продукту оставаться на плаву и (в том случае, если продукт действительно хороший) рассчитывать на какой-то минимальный рост.
Однако инвесторы отнюдь не спешат заходить на этот рынок, и вполне понятно почему. Помимо уже упомянутой низкой маржинальности рынка он еще и значительно уступает многим другим индустриям в технологической гибкости. По этой причине, например, в билетную индустрию не идут лучшие инженерные кадры, которые были бы способны на прорывные идеи и действия – рынком в основном правят нетехнологичные принципы, процессы и подходы.
Низкая инвестиционная привлекательность напрямую связана с тем, что на билетном рынке сложно найти те точки роста, которые позволили бы венчурной инвестиции значительно вырасти – для крупных инвесторов это уже что-то из разряда благотворительности, а для них это, конечно, не представляет особого интереса.
Причем это актуально и для мирового билетного рынка в целом, поэтому появляющиеся на нем технологические решения – это как правило смежные продукты, связанные с обработкой данных, дата-менеджментом, маркетингом или аналитикой. Это решения-надстройки для билетных систем, автоматизирующие смежные процессы, а не сами билетные системы, потому что в этом сегменте нет пространства для роста – и разработчики, и инвесторы мыслят исключительно бизнес-категориями и понимают, что изобретать очередной велосипед не имеет смысла.
Вывод для нашей индустрии тут может быть только один: очень сложно (будем честными – практически невозможно) привлекать инвестиции и создавать растущий бизнес в перенасыщенном сегменте с низкой рентабельностью. Гораздо логичнее уходить в смежные технологические области, которые могут дать толчок для развития и билетной, и культурно-развлекательной отрасли. В ситуации когда стоимость использования билетных решений стремится к нулю именно эти продукты могут создавать ту добавленную стоимость, которая поможет вырасти и рынку тикетинга в целом.



В избранное