Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Таджикистан: 30 марта на мине подорвался житель Согдийской области
2009-04-02 11:32 ИА Фергана.Ру

30 марта на таджикско-узбекской границе, в селе Лаккон Исфаринского района Согдийской области Таджикистана в результате взрыва противопехотной мины получил смертельное ранение 33-летний Джамшед Давронов. Об этом Радиои Озоди (таджикской службе Радио Свобода) сообщил источник в Информационно-аналитическом центре УВД Согдийской области.

Инцидент произошел в трех километрах от центра села Лаккон, когда председатель местного дехканского хозяйства Джамшед Давронов выехал на коне на поиски пропавшего скота. Он не знал, что попал в заминированное пространство. Конь задел противопехотную мину, от взрыва которой сразу же скончался. Д.Давронов лишился одной ноги. Пострадавший скончался от сильной кровопотери, когда его везли в больницу. У него остались жена и двое несовершеннолетних детей.

- Это не первый случай в нашем селе, когда от взрыва противопехотных мин страдают наши сограждане, - рассказывает председатель села Хошимджон Мелибоев. – За прошедшие девять лет только в Лакконе двенадцать человек получили различные увечья, подорвавшись на минах. Четверо из них скончались. Больно, что сам Джамшед всегда предупреждал и информировал людей об этих минах и исходящей от них опасности, однако сам не смог избежать беды.

По словам односельчан Джамшеда, его родственники по материнской линии живут по ту сторону границы - в Ферганской области Узбекистана. Мать Джамшеда, будучи гражданкой соседней республики, вышла замуж за таджикистанца.

По официальным данным, в результате взрывов противопехотных мин на территории Таджикистана за последние девять лет погибли 352 и получили ранения различной степени тяжести 445 граждан этой страны.

Напомним, что в 2000-2001 годах сотрудниками силовых структур Узбекистана была заминирована большая часть узбекско-таджикской границы. Свой поступок соседи мотивировали тем, что открытая граница даст боевикам «Исламского движения Узбекистана» (ИДУ) и ему подобных террористических организаций, а также наркоконтрабандистам возможность проникать в Узбекистан. При этом карта заминированной местности держалась в полной секретности, а в абсолютном большинстве приграничных мест отсутствуют знаки, предупреждающие людей о минной угрозе.

Напомним, в конце 2007 года узбекская сторона приступила к разминированию отдельных участков таджикско-узбекской границы. Однако результаты этой работы пока неизвестны.

По информации независимых аналитиков, за прошедший период не был задержан ни один боевик или террорист, который попытался бы пересечь госграницу неофициальным путем. Однако от взрывов противопехотных мин погибло немало местных жителей, как граждан Таджикистана, так и узбекистанцев.

МВФ предоставит Монголии кредит в 229 миллионов долларов
2009-04-02 13:00 ИА Фергана.Ру

Совет директоров Международного валютного фонда утвердил в среду стабилизационную кредитную программу для Монголии, передает ИТАР-ТАСС. Согласно этому решению Монголия получит кредит в размере 229 миллионов долларов за полтора года, причем первый транш – 51 миллион долларов - Улан-Батор может получить немедленно. Остальное будет предоставляться поквартально.

В качестве ключевых целей программы заявлены восстановление макроэкономической стабильности в Монголии и социальная защита бедноты. Кроме того, по мнению МВФ, программа может послужить Улан-Батору основой для «обращения к более широкому международному сообществу за финансовой поддержкой».

Россия две недели назад объявила, что предоставит Монголии кредит в 300 миллионов долларов на развитие сельского хозяйства – об этом договорились премьер-министры двух стран. Российский кредит пойдет на закупку российской сельхозтехники, семян и удобрений.

Узбекистан: Секреты сюзане Нураты
2009-04-02 14:00 Павел Кравец

В приданом узбекской или таджикской невесты обязательно есть сюзане (сузана, сузани) - вышитое особым образом декоративное панно. Искусство создания сюзане складывалось столетиями. Название заменявшего собой настенный ковер панно произошло от персидского слова «сюзан» - игла. Традиционно этот вид искусства развивался в Самарканде, Ташкенте, Шахрисабзе, Бухаре.

Задолго до возникновения Узбекистана, на территории Междуречья, искусством вышивки владела практически каждая женщина. Девушки собственноручно готовили себе приданое, украшая вышивкой платья и предметы домашнего обихода. Главным предметом гордости любой женщины всегда были сюзане – полотнища ткани с причудливыми узорами, украшавшие стены жилищ. Сшитые из отдельных фрагментов сюзане порой достигают размеров от трех метров в ширину до шести – в длину, полностью закрывая собой стены.

Каждый узор в сюзане символичен и содержит зашифрованное послание – своего рода оберег от бед и несчастий, дурного глаза. Например, изображение стручка перца символизировало защиту семьи от злых чар, жар-птицы - счастье, гранат – плодовитость, васильками обозначали мужчин, маками - юных девушек. По узору вышитой тюбетейки можно было узнать состав семьи, семейное положение и даже достаток ее владельца. В свою очередь, прежде чем прийти сватать невесту, женщины со стороны жениха специально приходили посмотреть на ее шитье: каков узор, шов – красив, аккуратен, - такова и девушка.

Пик совершенства вышивки сюзане был достигнут в Бухаре и Нурате – городке, который находится в 190 километрах от Самарканда в Навоийской области, на стыке гор и пустыни. Нуратинская школа сюзане по-своему уникальна. Ярким ее представителем является Рухсора Туракулова, неповторимые работы которой известны далеко за пределами Узбекистана. Так, с середины прошлого года на протяжении шести месяцев изделия Туракуловой демонстрировались на выставке «Цвета Шелкового пути: вышивка сюзане из Узбекистана» в знаменитом музее «Коллекция Барелла», расположенном в Глазго, на западе Шотландии.


Рухсора Туракулова. Фото ИА «Фергана.Ру»

На завершившемся на днях в Узбекистане конкурсе предпринимателей, фермеров и ремесленников «Ташаббус-2009» были представлены более тридцати изделий рукодельницы из Нураты и ее дочерей. Это и сюзане – панно, и нимсюзане – малое панно в нуратинском стиле для украшения стен, и вышитые наволочки, платья, сумки, мужские пояса – камар, покрывала – курпачи (болинпуш), ножны – пичок кинбог, женские головные повязки – пешанабанд и многое другое.

По словам Рухсоры-опа, ее стиль в вышивке отличается обилием мелких деталей. Все узоры она разрабатывает сама, нанося их черной гелевой ручкой на белую ткань. Движения ее руки настолько выверены, что узор сразу же ложится на полотно ровной вязью.

Любовь к творчеству маленькой Рухсоре привила ее бабушка - известная в Пскенте мастерица-вышивальщица Айша-биби. Рухсора-опа рассказывает, что ее бабушка очень любила природу. У ее дома росли удивительные цветы, которые девочка с интересом рассматривала, подмечая мельчайшие оттенки цвета. Вдохновленная буйством цветочных красок, Рухсора переносила свои фантазии на бумагу. Работы второклассницы, принявшей участие в конкурсе народного мастерства, были отмечены специальным призом. Девочке единогласно присудили первое место.


Рухсора Туракулова и ее дочери. Фото ИА «Фергана.Ру»

По окончании школы Рухсора уехала в Ташкент, где с успехом закончила пединститут, там же познакомилась со своим будущим мужем – Аблакулом Туракуловым, бывшим тогда студентом автодорожного института. Молодожены переехали на родину Аблакула – в Нурату. Рухсора стала преподавать русский язык в школе, в свободное время занимаясь вышивкой. Мать Аблакула обучила невестку секретам окрашивания белых шелковых нитей, тайнам узоров-символов и привила любовь к горному краю. В их семье как реликвию хранят сюзане, которое свекровь вышивала к своей свадьбе, ему более семидесяти лет. По словам Рухсоры-опа, на нем до сих пор желтеют тюльпаны и алым цветом горят маки. Несмотря на течение времени, краски шелковых нитей не увядают.

Раньше нитки в Нурате делали из коконов тутового шелкопряда, применяя природные красители, изготовленные из листьев ореха, шелухи лука, корок граната и другого растительного сырья. И сегодня, по традиции, сюзане в Нурате вышивают нитками, сделанными вручную, их привозят из Намангана и сами красят в нужные цвета.


Одна из дочерей Р.Туракуловой за работой. Фото ИА «Фергана.Ру»

Тканевой основой для сюзане всегда служил белый адрас, который изготовляли нуратинские ткачихи. Рухсора-опа рассказала, что в середине 30-х годов прошлого столетия сплести за день двадцать восемь метров такой ткани было редчайшим случаем. И когда это удалось сделать ее свекрови - единственной из трехсот работниц ткацкой фабрики, - ее наградили красными хромовыми сапогами.

За долгие годы супружества Рухсора-опа вырастила семерых детей – двух мальчиков и пятерых девочек, которым передала секреты своего мастерства. Но самое удивительное, что в Нурате, славящейся своими вышивальщицами, где умение орнаментальной вышивки передается из поколения в поколение, слава, за которой Рухсора-опа никогда не гналась, досталась именно ей – приезжей.

Рухсора-опа говорит, что в каждом изделии есть частица ее души, а если вышиваешь, не вкладывая своих чувств, то получается просто расшитая ткань. Если от сюзане нельзя оторвать глаз, значит, оно сделано с большой любовью.

В семье Туракуловых шьют и рисуют все, включая и главу семейства - Аблакула-ака. Но главной вышивальщицей и чизмакаш (рисовальщицей узоров) все же является Рухсора-опа. Ее техника позволяет ей обходиться без шаблонов, она заранее представляет себе композицию рисунка на всем полотне. А ее оригинальные неповторимые узоры являются залогом успеха всей работы.

Лейтмотивом нуратинской вышивки является солнцеподобная розетта в окружении листьев и цветов. Несмотря на то, что основа рисунка - классический, традиционный орнамент, Рухсора-опа старается привнести в него что-то свое. Порой сама удивляется тому, откуда рисунки берутся. «Они просто рождаются в моей голове, рука движется будто сама собой, и все узоры я сразу рисую «на глаз», - говорит мастерица. - Меня вдохновляют природа, растения, птицы, горы, небо, да и сам воздух, которым дышу».


Рухсора Туракулова рисует узор сразу набело. Фото ИА «Фергана.Ру»

Возможно, секрет нуратинского сюзане действительно кроется в здешней природе, чудесным образом влияющей на жителей, да и не только на них. По словам путешественников, «когда по пустынным грунтовым дорогам, между восточной окраиной Кызылкума и совершенно голыми скальными пиками одноименного Нуратинского хребта, въезжаешь в Нурату, сразу начинает казаться, что каким-то таинственным образом ты перенесся назад во времени, как минимум, веков на десять».

Слово «нур» значит «луч», а «ота» - отец. Местные жители говорят, что небесный луч благословения, некогда ниспосланный Всевышним, разверзает земные недра раз в 150 лет, но когда точно это происходит – никто не знает. По одной из версий, Александр Македонский построил на этом месте крепость, которая получила название Нур. Ее остатки сохранились до наших дней. Одна из легенд о происхождении города гласит, что много лет тому назад люди заблудились в пустыне и испытывали сильную жажду, но однажды утром, когда уже не осталось ни единой надежды на спасение, они увидели луч света...

Нурата является местом паломничества мусульман. По преданию, в 9 веке сюда пришел иракский миссионер Ахмад ибн Мухаммед, проповедующий ислам, который местные жители приняли без принуждения. Здесь же находится и могила его дочери Нургуль. Местные жители считают, что главными богатствами, которыми их одарил Всевышний, являются чистейшая вода и ислам. Вокруг городка - множество источников с кристально чистой водой. Главный источник, считающийся священным, - Чашма – имеет форму глубокой воронки с каменным жерлом и геометрией дна, напоминающей растопыренную пятерню – Бешпанджа. Обитающая в водоеме рыба – королевская форель - считается священной, ее не употребляют в пищу.


Сюзане, Нуратинская школа. Фото ИА «Фергана.Ру»

Нурата - земля скотоводов, земля фольклора, земля приветливых и прилежных людей. Жизнь в краю фермеров и пастухов непритязательна, люди занимаются простым трудом, выживают, как, впрочем, и многие узбекистанцы в это нелегкое время. В Нурате есть и свои старатели. После войны пленные японцы работали здесь в подземных колодцах, добывая золото. Местные жители позаимствовали эту систему и теперь роют землю в поисках золотого песка на многие метры вглубь. В день выкапывают и поднимают на поверхность из колодцев глубиной более десяти метров до двух тонн песчаного грунта. Говорят, что некоторым везет…

Павел Кравец


В избранное