Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбекистан: Надо бы почистить в адвокатских рядах...
2009-04-14 23:26 Омар Шарифов

Адвокаты Узбекистана подвергнутся тотальной чистке на предмет лояльности и преданности действующей власти. Согласно правительственному постановлению № 60 от 9 марта «О совершенствовании порядка лицензирования адвокатской деятельности и создания адвокатских формирований» до 1 июля представителям этой профессии придется пройти квалификационный экзамен, по итогам которого им будут выдаваться лицензии и удостоверения нового образца.

В постановлении, подписанном премьер-министром Шавкатом Мирзиёевым, со ссылкой на закон от 31 декабря 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института адвокатуры» говорится о том, что действующие адвокатские формирования, а также работающие в них адвокаты обязуются до 1 июля 2009 года «привести организационно-правовые формы адвокатских формирований, лицензии и статусы адвокатов в соответствие с указанным Законом».

В свою очередь Министерству юстиции совместно с Палатой адвокатов Республики Узбекистан поручено в двухнедельный срок обеспечить создание Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов и квалификационных комиссий при ее территориальных управлениях, перерегистрацию действующих адвокатских формирований и пересдачу работающими в них адвокатами квалификационных экзаменов, выдачу им лицензий на право занятия адвокатской деятельностью нового образца и удостоверений адвоката, а также лицензий на право занятия адвокатской деятельностью лицам, включенным в составы Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов и квалификационных комиссий при территориальных управлениях Палаты без сдачи квалификационных экзаменов. Предыдущие постановления кабмина о порядке регистрации адвокатских формирований и выдачи лицензий на право занятия адвокатской деятельностью, объявлены недействительными.

В приложении № 1 к постановлению кабинета министров уточняется, что для получения лицензии лицо, претендующее на приобретение статуса адвоката, должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, в том числе с прохождением стажировки в адвокатском формировании сроком не менее шести месяцев, и обязано сдать квалификационный экзамен. Срок действия лицензии не ограничивается.

Правительственное постановление вызвало большой переполох в рядах адвокатского сообщества Узбекистана. По мнению самих адвокатов, единственная цель предстоящей переаттестации - под благовидным предлогом избавиться от излишне активных и принципиальных адвокатов, отсеять их под видом не сдавших квалификационного экзамена. Речь идет именно о переаттестации, поскольку если бы дело заключалось только в замене одного документа на другой, то устраивать экзамен не было бы никакой необходимости – достаточно было бы просто раздать адвокатам удостоверения и лицензии нового образца. То есть «экзамен» превращается в административный барьер в виде квалификационной комиссии, наполовину состоящей из представителей Минюста, наполовину – из назначенцев от Палаты адвокатов. Нетрудно догадаться, что перед некоторыми из адвокатов шлагбаум окажется закрыт.

Суть в том, что сборник вопросов, в котором их около двух тысяч, универсален. В него вошли вопросы из самых разных отраслей законодательства: уголовного и гражданского права, уголовного, гражданского и хозяйственного процесса, трудового права, семейного права и жилищно-коммунального законодательства. Имеются и так называемые казусы по тем же отраслям (модели ситуаций, в которых надо дать однозначный ответ, как поступать). Сколько вопросов войдет в билет, пока неизвестно; по словам адвокатов, в последнее время витала идея билета из пяти вопросов.

Однако всего знать невозможно, и большинство адвокатов традиционно специализируются в той или иной отрасли законодательства, вследствие чего им не хватает возможностей и времени, чтобы ознакомиться со сложностями, нюансами и новинками законодательства смежных отраслей. Например, если кто-то специализируется в области налогового или нефтегазового законодательства, то более чем вероятно, что он будет слаб в законодательстве уголовно-процессуальном, и наоборот. Но если раньше подобная специализация всегда учитывалась, то сейчас, судя по всему, об этом не идет и речи. Неудивительно, что большинство вопросов станут серьезным камнем преткновения для экзаменуемых, и в случае необходимости легко будет зацепиться за то, что такой-то адвокат не смог ответить на такой-то вопрос, что он не владеет ситуацией или не смог правильно решить предложенный ему казус. Это даст формальную возможность заявить: «Он не смог сдать экзамен, поэтому при всем нашем хорошем отношении к этому кандидату мы ничего не можем поделать».

Забавно, что для того чтобы соблюсти какие-то приличия органы юстиции даже отказались от взимания государственной пошлины при перерегистрации адвокатских формирований и выдаче лицензий. В данном случае для них важнее было другое (ой, как тяжело, наверно, принималось это решение!). Но на что не пойдешь ради возможности поуправлять адвокатом…

Правительственное решение о «чистке» адвокатского сообщества стало вторым шагом в направлении его полного подчинения исполнительной власти после скандального создания так называемой Палаты адвокатов Узбекистана. Напомню, что в сентябре 2008 года на базе Ассоциации адвокатов Узбекистана была образована новая организация - Палата адвокатов, куда в обязательном порядке загнали всех адвокатов Узбекистана. Соответствующее постановление правительства (того же Мирзиёева) гласило, что председатель Палаты адвокатов и его заместители избираются по представлению министерства юстиции, в свою очередь руководители ее территориальных управлений назначаются и освобождаются от должности этим самым председателем - ставленником Минюста. С остатками адвокатского самоуправления было покончено – всех адвокатов насильно согнали в организацию под руководством назначаемых Минюстом лиц. Не вступаешь в неё – лишаешься права работать адвокатом, права на свою профессию.

При этом не только Гражданский кодекс, но и ни один закон Узбекистана – «Об общественных объединениях», «О негосударственных некоммерческих организациях», «Об адвокатуре», «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» - не предусматривал создание общественного объединения, членство в котором было бы обязательно (ясно, что любое общественное объединение основывается на принципе добровольности членов). К тому же Палата адвокатов – это некоммерческая организация, ННО, а согласно законам Узбекистана, членство в ННО может быть только добровольным. То есть сам факт создания Палаты адвокатов вступал в резкое противоречие со всеми законами Узбекистана об общественных объединениях.

Тем не менее, в сентябре 2008-го министерством юстиции была проведена учредительная конференция, и принято положение об обязательном членстве в этой Палате всех адвокатов Узбекистана. А тремя месяцами позже, в декабре, президент Каримов подписал закон, вносящий изменения в закон «Об адвокатуре» и закрепляющий это противоестественное положение. Черным по белому в нем записано: «Палата адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве всех адвокатов Республики Узбекистан». «Адвокат не вправе заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной и педагогической, а также деятельности в Палате адвокатов Республики Узбекистан и ее территориальных управлениях».

Конечно, можно спорить о том, может ли отдельное ННО быть основано на принципе обязательного членства, но даже если предположить, что это возможно, то властям предварительно следовало бы изменить законодательство и только потом создавать подобное ННО (хотя впоследствии соответствующие изменения и были внесены в закон «Об адвокатуре», но ни в Гражданском кодексе, ни в законе «О негосударственных некоммерческих организациях», ни в других законах до сих пор не говорится, что в Узбекистане могут быть ННО с обязательным членством).

По мнению многих адвокатов, без внесения поправок в Гражданский кодекс и целый ряд законов никакой правовой основы для проведения этой конференции не было, так что она была совершенно нелегитимной; что касается созданной на конференции Палаты адвокатов, то, поскольку ее существование противоречит действующему законодательству, то и она тоже нелегитимна.

Примечательно, что слова о необходимости «пересдачи» квалификационных экзаменов» работающими в адвокатских формированиях адвокатами впервые появляются в пункте 4 мартовского Постановления кабмина № 60. В то же время закон «Об адвокатуре» ни в редакции 1996 года, ни в редакции 2008 года не содержит такой нормы. В статье 3-1 этого закона говорится только о том, что претендент на статус адвоката (не действующий адвокат – всего лишь претендент!), не сдавший квалификационный экзамен, допускается к его повторной сдаче не ранее чем через год. Но это уже совершенно иная правовая ситуация. Таким образом, никаких законных, правовых оснований для этой надуманной «пересдачи» не существовало, и не существует.

Напомню, что ныне действующие лицензии адвокатов (то есть выданные до этих изменений в законодательстве об адвокатуре) имеют бессрочный характер. Конечно, их можно аннулировать или приостановить их действие, но для этого необходимы веские юридические основания. В данной ситуации их нет. Вот исполнительной власти и пришлось выдумывать «пересдачу экзамена». Но это не основание для прекращения действия лицензии!

Статья 7 закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института адвокатуры» от 31 декабря 2008 года: «Адвокатские бюро, коллегии и фирмы, действующие ко дню вступления в силу настоящего Закона, а также работающие в них адвокаты обязаны в течение шести месяцев привести организационно-правовые формы адвокатских бюро, коллегий и фирм, лицензии и статусы адвокатов в соответствие с настоящим Законом. Действия лицензий, полученных лицами, не работающими адвокатами в адвокатских бюро, коллегиях и фирмах ко дню вступления в силу настоящего Закона, считаются прекращенными».

То есть закон прекратил действие лицензий исключительно лиц, не работающих адвокатами в адвокатских бюро, коллегиях и фирмах на 1 января 2009 года. Что касается, всевозможных адвокатских формирований и работающих в них адвокатов, то им вменили в обязанность в течение шести месяцев «привести организационно-правовые формы адвокатских бюро, коллегий и фирм, лицензии и статусы адвокатов в соответствие с настоящим Законом». Однако правительство истолковало эту статью закона почему-то исключительно под себя: ведь привести «лицензии и статусы адвокатов в соответствие с настоящим Законом» можно было бы без пересдачи экзамена, а сугубо технически, заменив одну бумагу на другую, если в ней появились новые пункты или слова, или бумага приобрела некие защитные свойства, или изменился ее цвет, тип и т.д. То есть надо было просто выдать новые лицензии и удостоверения и на этом всё бы завершилось, «лицензии и статусы» адвокатов были бы приведены в надлежащее соответствие. Но цель-то ведь иная была, не будем забывать об этом…

Обратим внимание и на то, что в постановлении правительства имеет место игра такими понятиями как лицензия и удостоверение. Повторю, что первая лицензия, которая выдавалась всем адвокатам, имела бессрочный характер, а это значит, что выдача нового бессрочного удостоверения, совершенно бессмысленна. Более того, среди реквизитов новой лицензии указано, что она выдается не для права осуществления деятельности, которая является лицензируемой, а для приобретения статуса адвоката, что является юридическим нонсенсом, поскольку лицензия всегда являлась инструментом государства, дающим право осуществлять вид деятельности, который по различным причинам является лицензируемым. В данном же случае речь идет о лицензии на приобретение статуса адвоката.

На основании какого же документа адвокат осуществляет свою деятельность? На основании удостоверения адвоката. И в приложении № 1 к ПКМ («Положению о лицензировании адвокатской деятельности») прямо сказано, что документом, подтверждающим статус адвоката, является удостоверение адвоката, выдаваемое в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Республики Узбекистан. В законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института адвокатуры» тоже говорится, что «со дня выдачи удостоверения адвоката претендент получает статус адвоката». В свою очередь, согласно закону от 25.05.2000 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия – это разрешение (право) на осуществления лицензируемого вида деятельности.

Однако в Приложении № 2 к ПКМ говорится уже совершенно другое! «В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об адвокатуре» настоящая лицензия дает право гражданину Республики Узбекистан приобрести статус адвоката». А в приложении № 1 содержится уточнение, что прекращение действия лицензии влечет за собой прекращение статуса адвоката.

Получается, что разные пункты одного и того же документа определяют различные юридические последствия. Сравните:

В пункте 4 ПКМ 60 указано:

«выдачу им лицензий на право занятия адвокатской деятельностью нового образца».

А в приложении № 2 к ПКМ 60 написано:

«лицензия дает право гражданину Республики Узбекистан приобрести статус адвоката».

Заметим, что в этом мирзиёевском постановлении впервые в истории современного узбекистанского законодательства констатируется, что лицензия дает право гражданину Республики Узбекистан на приобретение статуса адвоката. Но ведь лицензия на право статуса - это юридический нонсенс, такого не может быть...

Впрочем, раз уж разговор зашел о новом статусе адвоката, то стоит отметить, что главное изменение в его статусе - это обязательность членства в Палате адвокатов, в этом уникальном ННО, созданном Минюстом по указанию исполнительной власти вопреки законодательству страны. Но об этом ключевом моменте в новом образце лицензии нет ни слова. По логике новых актов очевидно, что получивший лицензию адвокат не получает права непосредственного занятия адвокатской практикой без получения удостоверения адвоката. В то же время процедура выдачи удостоверений в законе не прозрачна и четко не регламентирована, все отдано на откуп ведомственным актам.

Так какой же документ дает право на статус адвоката и на право работать адвокатом – лицензия или удостоверение? Какова должна быть их последовательность, как им надлежит соотноситься друг с другом? Где ответы на эти вопросы? Нет их.

Исполнительная власть решила на скорую руку навязать адвокатуре свои решения, но формулировки стали выбиваться из режима законности и правовой системности. Так всегда и бывает...

Омар Шарифов

Кыргызстан: В Аксыйском районе сошел оползень, под завалом оказалось пять домов
2009-04-16 08:41 ИА Фергана.Ру

Кыргызстан: В Аксыйском районе сошел оползень, под завалом оказалось пять домов

В Аксыйском районе Джалал-Абадской области Кыргызстана сошел оползень, в результате которого погибло, по предварительным данным, 16 человек. Как сообщили в пресс-службе Министерства чрезвычайных ситуаций Киргизии, стихия обрушилась сегодня утром на село Райкомол.

Почти во всех регионах страны уже неделю идут непрекращающиеся дожди, которые, по всей видимости, и спровоцировали сход оползня. Следует отметить, что во многих селах страны жилые дома возводятся в предгорьях, где существует серьезная опасность разрушения поверхностного слоя почвы и схода оползней.

Сейчас на место трагедии в сельский округ Ак-Жол стянуто более двухсот человек, которые помогают пострадавшим от оползня. По данным начальника общего отдела акимиата (администрации) Аксыйского района Джалал-Абадской области Алтына Кутманова, во время сошедшего оползня в селе Райкомол погибли 16 человек из пяти местных семей.

На месте трагедии находится все руководство района во главе с акимом Талантом Орозовым, сюда же прибыли главы более ста сельских округов и созданные по инициативе самих жителей народные бригады. Все они приступили к расчистке территории. Не исключено, что могут быть обнаружены еще погибшие. Из южной столицы страны – города Оша – уже вышла и находится в пути колонна техники и отряд спасателей.

«Уже установлено, что пять домов в селе Райкомол полностью оказались под оползнем, сколько человек находилось в них, мы уточняем, но, по данным сельского главы, всего в них проживало шестнадцать человек», - отмечает глава МЧС Кыргызстана. По данным чиновника, оползень длиной около 300 метров накрыл и практически снес находящиеся на его пути жилые постройки

Таджикистан: Президент Э.Рахмон нашел в Интернете десятки тысяч публикаций, порочащих его нацию
2009-04-16 09:41 ИА Фергана.Ру

15 апреля, выступая с ежегодным посланием парламенту, президент Таджикистана Эмомали Рахмон обвинил ряд интернет-сайтов в ведении кампании против республики и потребовал, чтобы СМИ были щитом государства в информационной войне.

«В последние годы на различных Интернет-сайтах ведется сознательная и злонамеренная кампания, направленная против Таджикистана. Совершенно очевидно, что независимость государства таджиков и наша многовекторная политика не по душе определенным кругам,- заявил Э.Рахмон. - Достаточно взглянуть хотя бы на заголовки предвзятых и явно заказных материалов, и создастся впечатление, будто нашему государству не удалось добиться политической, экономической и социальной стабильности, и перспективы его развития являются туманными».

Президент не назвал конкретные Интернет-издания, которые имел в виду, обвиняя в злонамеренной кампании против Таджикистана. Он сослался на анализ, проведенный экспертами, согласно итогам которого «в 2004-2007 годах через действующие в Таджикистане Интернет-сайты было распространено около 30 тысяч информаций и репортажей. Более 80 процентов из них представляли собой исключительно клевету, злословие, предвзятые материалы и необоснованные прогнозы».

«Этот нежелательный процесс сегодня набирает еще большую силу. Информационная война против нас, начавшаяся с 90-х годов прошлого века, преследует лишь одну цель: принизить роль независимого Таджикистана на международной арене, опорочить таджикскую нацию и, в конечном счете, вселить в наших людей пессимизм и неверие в свое будущее»,- подчеркнул Эмомали Рахмон.

Он призвал таджикский народ «осознавать цели и замыслы врагов нации, сохранять политическую бдительность и ни в коем случае не падать духом».

«Национальные интересы требуют, чтобы средства массовой информации были не только мощным информационным инструментом, но и служили щитом государства в навязанной информационной борьбе, давали достойный ответ на лживые сообщения и статьи, способствовали сохранению стабильности общества и укрепляли в людях веру в хорошее будущее», - заявил президент Таджикистана.

Туркменистан: США помогут Бердымухамедову в реформировании страны
2009-04-16 10:16 ИА Фергана.Ру

15 апреля президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов принял помощника Государственного секретаря США по странам Южной и Центральной Азии Ричарда Баучера,сообщает Туркменистан-Золотой век.

Гость передал Бердымухамедову теплые слова приветствия от президента США Барака Обамы и его новой администрации. Баучер заявил, что правительство Соединенных Штатов Америки придает особое значение развитию многопланового сотрудничества со странами Центральной Азии, и конечно, с Туркменистаном, в отношениях с которым наступил качественно новый этап. В этой связи Ричард Баучер заявил о готовности США оказать всяческое содействие в претворении в жизнь всех реализуемых в стране преобразовательных программ.

В свою очередь, Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что Туркменистан открыт конструктивному взаимодействию и видит широкие возможности для успешного сотрудничества с американскими партнерами в самых разных сферах, включая топливно-энергетический сектор, образование и сельское хозяйство, где уже накоплен большой позитивный опыт совместной работы.

Собеседники обсудили приоритетные направления сотрудничества в контексте национальных приоритетов и тенденций мирового развития. Особый акцент был сделан на региональной проблематике и вопросах обеспечения безопасности, в том числе энергетической.

Подчеркнув значение выдвинутой Туркменистаном и поддержанной ООН инициативы по обеспечению надежности и стабильности поставок энергоресурсов на мировые рынки, Баучер сообщил, что для участия в запланированной на конец апреля международной конференции «будет направлена официальная делегация США, в состав которой войдут также представители крупного американского бизнеса». Он подчеркнул огромную заинтересованность американских компаний в установлении взаимовыгодного партнерства в нефтегазовой сфере.

В ходе беседы состоялся также обмен мнениями по ряду других вопросов, представляющих взаимный интерес.

Во встрече принял участие Временный Поверенный в делах США в Туркменистане Ричард Монро Майлс.

Кыргызстан: Единым кандидатом в президенты от оппозиции избран А.Атамбаев
2009-04-16 11:12 ИА Фергана.Ру

Алмазбек Атамбаев
Алмазбек Атамбаев
Как сообщают собственные источники информагентства «Фергана.Ру» в Кыргызстане, единым кандидатом от оппозиции на предстоящих 23 июля президентских выборах избран бывший премьер-министр республики Алмазбек Атамбаев.

Единый кандидат от оппозиции был утвержден ночью 15 апреля в Бишкеке на заседании политического совета «Объединенного Народного Движения» (ОНД).

Напомним, что ОНД создано в декабре 2008 года, оно включает в себя почти все значимые оппозиционные структуры, которые провозгласили своей целью досрочную отставку действующего президента Киргизии Курманбека Бакиева.

Как сообщают источники «Ферганы.Ру», Алмазбек Атамбаев на вчерашнем заседании ОНД подвергся резкой критике своих сторонников, но все-таки был утвержден в качестве основного кандидата от объединенной оппозиции, которая будет выступать под лозунгом «Выборы без Бакиева».

Перед утверждением кандидатуры оппозиционеры выдвинули ряд требований, которые в случае победы Атамбаева на президентских выборах должны играть для него роль системы сдержек. Члены оппозиции из числа тех, кто был соратником действующего президента, хотят, чтобы Атамбаев гарантировал, что не отклонится от утвержденного ранее плана по созданию коалиционного правительства, проведению конституционной реформы и новых парламентских выборов.

Официально оппозиция намерена объявить Атамбаева единым кандидатом от оппозиции 20 апреля.

Справка «Ферганы.Ру».н Алмазбеку Атамбаеву 53 года, уроженец Чуйской области Кыргызстана, по национальности киргиз. В 1980 году окончил Российскую Академию управления. Работал инженером Минсвязи Киргизской ССР, главным инженером ДУ-4 г.Фрунзе, членом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР, заместителем председателя исполкома Первомайского районного Совета народных депутатов г.Фрунзе. В 1989 году организовал и возглавил научно-производственную фирму «Форум».

С 1995 по 2000 годы был депутатом Собрания народных представителей Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана), в 1997-1999 годах - генеральным директором АО «Кыргызавтомаш», в 2005-2006 - министром экономического развития, промышленности и торговли республики. Лидер и сопредседатель Социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК). В 2000 году был одним из кандидатов в президенты Киргизии, в 2005-м - одним из организаторов митинга 24 марта.

29 марта 2007 года президент Курманбек Бакиев принял отставку премьер-министра Азима Исабекова и возложил исполнение обязанностей премьера на Алмаза Атамбаева. 28 ноября Атамбаев был отправлен в отставку с поста премьера Кыргызстана.


В избранное