Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбекистан: Адвокатура превращается в придаток исполнительной власти
2009-04-27 12:57 Алексей Волосевич

На фото: Эмблема Ассоциации Адвокатов Узбекистана

В Республике Узбекистан с 21 апреля сего года проходит процесс переаттестации адвокатов, который должен завершиться до 1 июля. По результатам переаттестации одни из профессиональных защитников получат новые лицензии и удостоверения, другие будут лишены права работать по специальности.

Подобное мероприятие в Узбекистане осуществляется впервые, и вызывает острое недовольство адвокатского сообщества. По мнению самих адвокатов, квалификационные экзамены задуманы властями с единственной целью - одним махом избавиться от всех неугодных. Об этом свидетельствует многое. В частности, переаттестация проводится вопреки тому, что адвокатские лицензии имеют бессрочный характер, а следователи, прокуроры и судьи, зачастую совершенно не знающие ни уголовный, ни уголовно-процессуальный кодекс, от аналогичных экзаменов почему-то освобождены.

Следует уточнить, что неугодными адвокатами в Узбекистане считаются просто хорошие адвокаты: те, кто проявляют настойчивость при защите своих клиентов - заявляют ходатайства, пытаются обжаловать следственные действия, процессуальные документы, словом, осмеливаются выражать некое несогласие, благодаря чему состоят на особом учете у Службы национальной безопасности.

Вторая категория неугодных – это те, кто пытались воспрепятствовать проводимой «реформе» адвокатуры, итогом которой должно стать ее полное подчинение исполнительной власти, те, кто организовывали по этому поводу различные собрания и инициировали сборы подписей. В частности, это адвокаты, обращавшиеся к президенту Каримову с просьбой не подписывать закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с совершенствованием института адвокатуры» (Каримов, конечно, наплевал на это обращение и подписал закон), а также пытавшиеся обжаловать в министерстве юстиции и Конституционном суде противоречащее Конституции и законам страны образование так называемой Палаты Адвокатов, единственного в мире ННО с обязательным членством, куда было велено вступить всем адвокатам Узбекистана.

О многом говорит и то обстоятельство, что сами члены квалификационной комиссии (на 50 процентов состоящей из сотрудников Минюста, на 50 - из адвокатов), от сдачи экзаменов на профпригодность освобождены. То есть, оценивать уровень знаний профессиональных юристов станут те, чьи знания никто не проверял (разве что на предмет лояльности правящей верхушке). Возникает вопрос: насколько члены квалифкомиссии компетентны во всех отраслях права, чтобы иметь моральное право принимать подобный экзамен? Тем более, если присмотреться к тому, что он из себя представляет.

А представляет он вот что. В общий список вошло 1363 вопроса и 353 казуса (моделей ситуаций) по всем отраслям права: уголовное право и уголовный процесс, гражданское право и гражданский процесс, хозяйственное право и хозяйственный процесс, трудовое, жилищное право, адвокатура. За каждым вопросом стоит отдельный закон, и чтобы ответить на вопрос, необходимо рассказать об этом законе. Таким образом, адвокат должен вызубрить назубок сотни законов и каким-то чудом удерживать в голове все 16 кодексов: уголовный, уголовно-процессуальный, административный, налоговый, таможенный, гражданский, семейный, трудовой, хозяйственный, жилищный, земельный, воздушный, градостроительный и т.д.

Но главное здесь то, что если раньше специализация адвоката в той или иной отрасли права обязательно учитывалась, то ныне министерство юстиции решило так: поскольку лицензия имеет общий характер, то адвокаты должны сдавать экзамен по всем отраслям. Но, как известно, адвокаты всегда специализируются, и если кто-то не знает, допустим, хозяйственного права, то он хозяйственных дел не берет. В экзаменационном же списке присутствует огромное количество вопросов по хозяйственному праву: отвечающий должен знать теорию хозяйственного права, знать все специальные законы, относящиеся к хозяйственному праву: о лицензировании, о страховании, о договорно-правовой базе, о дехканских и фермерских хозяйствах и т.п. Плюс вопросы по ведению хозяйственного процесса (хозяйственный процессуальный кодекс). И так по всем без исключения отраслям. Более того, в списке имеются вопросы даже о том, как надлежит наказывать за конкретное преступление, то есть, адвокат должен знать, какую меру наказания в каком-то конкретном случае предусматривает уголовный кодекс. Такое нагромождение вопросов вступает в полное противоречие со здравым смыслом, согласно которому целью экзамена должна быть не проверка экзаменуемого на наличие эрудиции и энциклопедической памяти, а того, знает ли он как защищать человека в той отрасли права, где он специализируется. Впрочем, не будем забывать, что проведение этих экзаменов имеет совершенно другие цели и логику.

В общем, сдавать квалификационный экзамен адвокатам придется несмотря на то, что выданные им лицензии имеют бессрочный характер, несмотря на то, что большинство из них работают адвокатами уже долгие годы, несмотря на то, что ни один закон или подзаконный акт напрямую не предусматривает того, что действующие адвокаты должны их сдавать: во всех этих актах речь идет только о совершенствовании системы лицензирования. Однако всё это игнорируется, поскольку «широкомасштабная реформа» вершится с целью полного подчинения института адвокатуры и каждого отдельно взятого адвоката исполнительной власти.

Конечно, контрольные функции у органов юстиции были всегда, они и раньше осуществляли контроль над адвокатским сообществом, но сейчас этот контроль становится абсолютным: один шаг – и адвокат остается без лицензии. Стоит обратить внимание, что в 2000 году в закон «Об адвокатуре» были внесены поправки о том, что действие адвокатской лицензии может быть прекращено в случае нарушения лицензиатом условий лицензионного соглашения. Многие тогда стали задаваться вопросом: что же это за лицензионное соглашение, которое никто не составляет и не заключает – ни органы юстиции, ни адвокат. И в 2003 году эти положения из закона были исключены. Однако сам механизм лицензирования адвокатской деятельности остался. Разумеется, он не должен быть присущим адвокатской деятельности, не должен находиться в руках исполнительной власти, министерства юстиции, поскольку стоит отобрать лицензию – и адвокат фактически выключается. К тому же, как видно из закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия присуща коммерческому виду деятельности, а адвокатура – это правовой институт, существующий для оказания юридической помощи. Несмотря на это в свое время на него распространили лицензирование и лицензирующий орган (Минюст) получил очень широкие полномочия. Так вот в рамках развития закона «Об адвокатуре» в последнее время приняты различные подзаконные акты, определяющие понятие того, что такое лицензионные требования и условия: это соблюдение требований действующего законодательства, правил профессиональной этики, адвокатской тайны и присяги адвоката, а также выполнение решений органов юстиции и Палаты адвокатов. И если адвокат нарушает перечисленные требования и условия, то это автоматически влечет за собой отзыв лицензии.

Более того, в законодательство введен ряд дополнительных оснований для отзыва лицензии. Во-первых, это «невыполнение или ненадлежащее выполнение адвокатом решений территориального управления Палаты адвокатов или органа юстиции». То есть, если орган юстиции или кто-то из руководителей этого противоречащего законодательству формирования – ННО с обязательным членством - делают какое-то замечание о деятельности адвоката, и тот не успевает его в установленный срок устранить или неправильно на него реагирует, то это является основанием для отзыва лицензии. Если адвокат сдал экзамен, но, получив лицензию, в течение трех месяцев не успел вступить в действующее адвокатское формирование или зарегистрировать новое, лицензия тоже отзывается. Если ему отказано в регистрации адвокатского формирования, лицензия опять таки отзывается.

К слову, согласно правительственному постановлению от 9 марта 2009 года, всем адвокатским формированиям придется до 1 июля заново пройти перерегистрацию. Если же адвокатское формирование нарушило порядок регистрации или не выполнило указание лицензирующего органа, то его можно будет оштрафовать через хозяйственный суд на 200 минимальных зарплат – это 5.608.000 сумов ($ 3.115 по курсу «черного рынка» или $ 3.880 по официальному курсу Центробанка).

Таким образом, с активностью и маломальской самостоятельностью адвокатов Узбекистана полностью покончено: отныне адвокатура превращается в придаток исполнительной власти, а сами адвокаты под угрозой лишения лицензии обязуются выполнять все ее приказы и распоряжения.

Алексей Волосевич

Кыргызстан: Журналистов выгнали из села, где произошло межэтническое столкновение
2009-04-27 15:03 ИА Фергана.Ру

Ситуация в селе Петровка Московского района Чуйской области Кыргызстана, где 26 апреля произошло столкновение на этнической почве, остается нестабильной.

Как «Фергана.Ру» сообщала ранее,, в воскресенье в селе Петровка произошел конфликт на этнической почве между группами жителей киргизской, русской национальностей с одной стороны и представителями курдской национальности с другой. В результате погромов и массовой драки несколько человек получили ножевые ранения, двое молодых людей - огнестрельные. Ночью более девяноста сельчан, подозреваемых в участии в беспорядках, были доставлены в столичный приемник-распределитель. Причиной конфликта стало предполагаемое изнасилование парнем-курдом четырехлетней русской девочки, родители которой - инвалиды. Активная фаза конфликта началась, когда повесилась бабушка якобы изнасилованной девочки, не выдержав того, что прокуратура отвергла факт изнасилования, хотя и зафиксировала у ребенка венерическую болезнь.

После вчерашнего инцидента к месту происшествия были стянуты силы милиции, а позже было возбуждено уголовное дело по статье «Разжигание межнациональной розни». Население села, состоящее, в основном, из киргизов и русских, потребовало, чтобы более 500 жителей села курдской национальности переехали в другую местность.

27 апреля более трехсот жителей села собрались на митинг и потребовали освобождения задержанных накануне молодых людей. В противном случае жители пригрозили перекрыть стратегическую трассу Ош-Бишкек, соединяющую юг и север Кыргызстана.

Ожидается, что коллегия судей Московского района сегодня же рассмотрит в Бишкеке дела задержанных вчера молодых людей, которые подозреваются в участии в массовых беспорядках.

Прибывший в село Петровка руководитель президентской администрации Данияр Усенов не смог успокоить население, хотя и принес новость о смене главы Московской районной администрации. А присутствовавшим при этом журналистам по указанию Усенова было велено покинуть село Петровка.

Как заявил сегодня глава МВД Молдомуса Конгантиев, данное дело будет расследовать следственное управление Госкомитета по национальной безопасности.

Президент Пакистана объявил о смерти бен Ладена
2009-04-27 16:12 ИА Фергана.Ру

Президент Пакистана Асиф Али Зардари заявил, что пакистанские разведслужбы полагают: Усама бен Ладен мертв, передает РИАН. Ранее предполагалось, что «террорист номер один» и лидер «Аль-Каиды» прячется в горах на территории Пакистана и талибы заявляли, что готовы принять бен Ладена в подконтрольной им пакистанской долине Сват.

Однако президент Пакистана заметил, что точными данными, подтверждающими смерть «террориста номер один», пакистанская разведка не обладает: «Доказательств нет, это нельзя считать фактом, - сказал он, - однако о бен Ладене уже давно нет никаких сведений», хотя талибы и уверены в обратном.

Напомним, что после терактов 11 сентября 2001 года американская разведка получила данные о том, что глава «Аль-Каиды» находится на территории Пакистана, однако тогдашний президент Пакистана Мушарраф заявил, что антитеррористическая операция американских сил на территории его страны нарушит суверенитет Пакистана. С тех пор Пакистан сам борется с международными террористами на своей территории.

Кыргызстан: Глава МВД заявил о «таджикском следе» в деле об убийстве журналиста А.Саипова
2009-04-27 16:16 ИА Фергана.Ру

След в деле об убийстве ошского журналиста и издателя газеты «Сиесат» («Политика») Алишера Саипова, который был застрелен в октябре 2007 года, ведет в Таджикистан. Об этом 27 апреля на заседании парламентского Комитета по обороне и безопасности сообщил глава МВД Кыргызстана Молдомуса Конгантиев.

По словам министра, задержанный в феврале этого года в Баткенской области наркокурьер, у которого был изъят пистолет, использованный для убийства А.Саипова, заявил, что данное оружие ему передал некий гражданин Таджикистана.

Конгантиев сказал, что уже установлены анкетные данные этого таджикистанца, который якобы числится членом незаконного бандформирования, в настоящее время правоохранительные органы двух стран совместно ведут его розыск.

В разные периоды своей жизни А.Саипов сотрудничал с ИА «Фергана.Ру», был региональным партнером нашего агентства. Работал корреспондентом «Голоса Америки», Радио «Свобода». В последнее время был издателем моментально ставшей популярной на юге Кыргызстана узбекскоязычной газеты «Сиесат», в которой критиковались действия властей соседнего Узбекистана. 8 апреля 2008 года имя Алишера Саипова было увековечено в Вашингтонском «Музее журналистики».

Казахстан: В Алма-Ате пройдет саммит президентов пяти стран-учредителей Фонда спасения Арала
2009-04-27 17:02 ИА Фергана.Ру

Главы всех пяти государств-учредителей международного Фонда спасения Арала (МФСА) примут участие в саммите в Алма-Ате 28 апреля, сообщает РИА Новости со ссылкой на официального представителя министерства иностранных дел Казахстана Ержана Ашикбаева.

Международный Фонд спасения Арала был создан главами Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в 1993 году в целях преодоления экологического кризиса и улучшения социально-экономического положения в бассейне Аральского моря.

«Главы государств всех пяти стран-учредителей подтвердили свое участие», - сказал Ашикбаев журналистам на брифинге.

Пресс-секретарь МИДа Казахстана Ильяс Омаров уточнил, что на форуме будут обсуждены вопросы, связанные с деятельностью Фонда, формированием нового состава уставных органов МФСА - правления, исполкома и ревизионной комиссии, активизацией сотрудничества с международными организациями, финансовыми структурами и донорами.

В соответствии с решением глав государств-учредителей МФСА осенью 2008 года Казахстан был избран председателем Фонда на 2009-2011 годы. В декабре того же года была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о предоставлении МФСА статуса наблюдателя в Генеральной ассамблее ООН.

Китай: Долгий путь к миру с мусульманами
2009-04-27 18:23 Алексей Винокуров

Насчет того, когда точно ислам проник в Китай, есть некоторые разночтения. Однако наиболее солидные источники говорят, что произошло это уже в самом начале эпохи Тан (618-907 годах н.э.). Тут надо помнить, что пророк Магомет бежал от врагов в Медину в 622 году, и мусульманское летосчисление ведется именно с этого года. Таким образом, можно сказать, что мусульманство проникло в Китай на заре своего существования.

Косвенно эту версию подтверждает устная легенда, согласно которой в столице провинции Гуандун городе Гуанчжоу в мечети Хуа Та сы похоронен дядя пророка, который приплыл туда с проповедью ислама.

Знаменитый китайский историк и теоретик ислама Лю Чжи (Цзелянь-баба) также пишет, что в последней трети VI века китайские астрологи усмотрели появление на небесах необычной звезды, которое указывало на рождение на Западе великого человека. А Запад для Китая – это, конечно, не Европа, а Индия и Аравийский полуостров.

По словам Лю Чжи, через некоторое время после этого на Запад отправился посланец императора. Найдя Магомета, он просил его посетить Китай, однако тот отправил вместо себя своего родственника (по другим сведениям – просто сподвижника по имени Абу Вакас). Этот самый родственник как раз и построил знаменитую гуанчжоускую мечеть и позже был в ней похоронен.

Но появление одного проповедника, пусть даже такого могучего, как родственник пророка, вряд ли могло принципиально повлиять на ситуацию. Конечно, он был не один. Мусульмане проникали в Китай как с северо-запада, через те области, которые сейчас называются Синьцзяном, так и с юго-востока, морским путем. В те времена в основном это были персы и арабы.

Рынок в мусульманском районе Китая
Рынок в мусульманском районе Китая. Фото с веб-сайта Poedem.Ru

Китай в эпоху Тан чрезвычайно активно контактировал как с Центральной Азией, территориями Согдианы, так и собственно с арабскими правителями. Так, в середине VIII века, когда китайский царедворец и генерал Ань Лушань повернул войска против законного императора Су-цзуна, на помощь императору пришел халиф Абу Джафар Аль-Мансур и прислал своих воинов. В конце концов, Ань Лушань был разгромлен, а арабские воины осели в Китае.

О том, насколько сильно было исламское влияние, говорит хотя бы тот факт, что уже в 742 году в тогдашней китайской столице Чанъань (ныне – Сиань) была построена знаменитая мечеть, позже названная Большой Сианьской мечетью.

Во времена монгольской династии Юань, правившей в Китае в 1271–1368 годах, в Китай активно переселялись не только воины, торговцы и проповедники, но также и представители знатных мусульманских семейств. Связано это было с тем, что некоторые монгольские ханы (они же – императоры Китая) исповедовали ислам и активно привлекали своих учителей-мусульман к управлению Китаем. Так, некий Саид Аджаль Шамс-ад-дин стал даже наместником в провинции Юньнань, а потомки его были правителями этой важной территории. Влияние мусульман в Китае в то время было так сильно, что внук Саида Аджаля Шамс-ад-дина даже обратился к императору с просьбой, чтобы потомки его рода получили такой же статус, как потомки Конфуция.

По китайским понятиям, это было необыкновенно смело. Дело в том, что род Конфуция к тому времени был самым знатным, богатым и почитаемым в Поднебесной. Потомки Конфуция ссужали деньгами императоров. В каком-то смысле наследники Конфуция стояли выше, чем даже род императора, потому что одна династия сменяла другую, не говоря уже о том, что любого императора можно было свергнуть. Но «свергнуть» Конфуция, а, значит, его род, не мог никто: к тому времени учитель Кун в глазах простых китайцев стал уже божеством, и его храмы стояли по всему Китаю. Так что требование мусульман с точки зрения китайцев выглядело, мягко говоря, нахально.

Старик-мусульманин
Старик-мусульманин в Кашгаре (Синьцзян-Уйгурский автономный район). Фото с веб-сайта Kunstkamera.ru

Когда монгольскую династию Юань сменила династия Мин, а позже – Цин, многие прежние привилегии мусульман были забыты. Последователям ислама пришлось даже идти на разные ухищрения, чтобы доказывать свою преданность и лояльность правящей императорской династии. Тем не менее, был пункт, в отношении которого мусульмане проявляли завидную неуступчивость. Они не желали совершать коутоу, то есть простираться ниц перед вышестоящими. Такое, по их мнению, возможно было только по отношению к Аллаху.

Все религии в Китае похожи друг на друга…

Начиная с эпохи Юань мусульман в Китае называли «хуэй». Это слово применялось ко всем мусульманам вообще, независимо от их происхождения: уйгурам, арабам, узбекам, татарам… Позже, уже в середине XX века, этим словом официально стали называть «окитаившихся» мусульман и их потомков от смешанных браков, которые используют китайский язык в качестве родного.

По этой причине ислам в народе обычно зовут хуэй-цзяо, «учение хуэй», хотя сами мусульмане исторически предпочитали термин циньчжэнь-цзяо («чистая подлинная вера»). Встречаются также термины «исылань», «мусылинь» (исламский, мусульманский).

Тут надо сказать, что веротерпимость в Китае имеет очень давние и глубокие корни. Правда, еще задолго до появления мусульман, сань-цзяо (три учения - буддизм, даосизм, конфуцианство) соперничали между собой. Однако в глазах подавляющего большинства китайцев между религиями никогда не было непреодолимой пропасти. До сих пор существует поговорка, что китаец рождается как даос, живет как конфуцианец и умирает как буддист.

Уйгурка под традиционным лицевым покрывалом
Уйгурка под традиционным лицевым покрывалом (Кашгар, Синьцзян-Уйгурский автономный район). Фото с веб-сайта Kunstkamera.ru

Один и тот же китаец совершенно спокойно ставит свечи как в даосских кумирнях, так и в буддийских храмах, а некоторые совмещают это еще и с верой в Христа. Это неудивительно, если учесть, что практически все культы, в том числе и иноземные, чтобы объяснить суть своего учения, вынуждены были прибегать к категориям традиционной китайской философии, таких как дао, дэ, инь-ян, небо и так далее. Так, например, Христос в китайской традиции обычно зовется Тянь Ван, Небесный князь. Но ведь каждый китаец знает, что небесный князь не один, их какое-то количество. Отсюда у простого китайца возникает ощущение включенности каждой новой религии в привычный китайский контекст, все они приобретают легкий привкус многобожия.

Учитывая, что, например, в католических храмах служат этнические китайцы, а католицизм в Китае «независим» и папе Римскому не подчиняется, понятно, что объяснять принципиальную разницу между, например, буддизмом и христианством, в общем-то, некому.

…кроме ислама

Мусульманам также не удалось полностью избежать употребления китайских терминов для объяснения своей религии. Чтобы быть понятными китайцам, они говорили о сходстве своих постулатов с конфуцианскими. Но дело было в том, что мусульманам не обязательно было во что бы то ни стало обращать в свою веру этнических китайцев - ханьцев. В силу исторических причин на территории Китая в разное время оказалось какое-то количество народностей, которые исторически исповедовали ислам. Это и был их, так сказать, круг влияния.

Поэтому в главном китайские мусульмане стояли на своем. Так, например, рая заслуживал не просто добродетельный и честный человек, а лишь подлинно правоверный. Все остальные должны были отправиться прямиком в ад.

Довольно жесткая позиция мусульман в Китае, ощущение ими собственного превосходства, а также этническая чужеродность привели к ярко выраженному их отчуждению от ханьского большинства. На это наложились некоторые запреты, казавшиеся китайцам странными: например, строжайший запрет на алкоголь, свинину, некоторые развлечения, некоторые виды изобразительного искусства.

В старом городе
В старом городе (Кашгар, Синьцзян-Уйгурский автономный район). Фото с веб-сайта Kunstkamera.ru

Это довольно сильно расходилось с традиционными представлениями китайцев. Так, если в Китае речь идет о мясе, это, в первую очередь, свинина. Если говорить о выпивке, к ней в Китае тоже всегда относились с большим пиететом, она чрезвычайно поэтизировалась: искусству и умению пить посвящено огромное количество картин и стихов. Кроме того, и сейчас, и раньше жизнь китайца делится на работу (лаодун или гунцзо) и развлечения (варвар). Если ты, не будучи монахом, отказываешься от мяса, выпивки, развлечений, от искусства, то есть от главных составляющих человеческой жизни, - то в глазах китайцев ты выглядишь, в лучшем случае, подозрительно, а в худшем, - дикарем, недостойным звания человека. Китайцы традиционно пренебрежительно относятся к чужакам, а уж если ты сильно отличаешься от них, да еще и держишься за эти отличия – получи по полной программе!

Были и другие основания для конфликтов. В конфуцианском Китае немногие считали профессию торговца уважаемой. У мусульман на этот счет предрассудков не было, торговцами они становились легко, были энергичны и изворотливы, быстро богатели. Конечно, коренным народностям, в первую очередь ханьцам, это не очень нравилось. Они отвечали мусульманам коронным китайским оружием – презирали их до глубины души. Самый бедный ханец полагал себя выше богатого и знатного мусульманина и не стеснялся это демонстрировать. Сам император Тунчжи говорил, что ханьцы презирают хуэй только за то, что они - хуэй. Мусульман это задевало и обижало. Чтобы отстоять свою социальную значимость, они провоцировали ханьцев на конфликты и даже драки, то есть, по мнению ханьцев, борзели без всяких к тому оснований.

В результате ханьцы стали воспринимать мусульман как варваров самого низшего разряда. Их считали дикими, жадными, злобными, агрессивными, неспособными воспринимать подлинную, то есть китайскую, культуру и готовыми на все для достижения цели.

Минарет Эмин
Минарет Эмин (Турфан, Синьцзян-Уйгурский автономный округ). Фото с веб-сайта Kunstkamera.ru

При этом правящая маньчжурская династия дополнительно стравливала ханьцев и хуэй, чтобы, ослабленные взаимными столкновениями, они не обращали свой гнев на императорскую власть.

Таким образом, положение мусульман в старом Китае было довольно непростым. Достаточно сказать, что первое издание Корана на арабском языке вышло в 1862 году. Осуществила его администрация султаната Пинъаньго. Этот султанат на короткое время возник в провинции Юньнань, где было много мусульман и где в это время произошло восстание против империи Цин. Потом султанат уничтожили, а Юньнань вернули под управление императора.

А первое издание Корана на китайском языке вышло в свет в 1927 году, то есть через шестнадцать лет после свержения империи Цин. Конечно, тексты Корана ходили в Китае и до этого, но они были рукописными или «самиздатовскими».

Неудивительно, что во второй половине XIX века произошла целая череда восстаний, поднятых мусульманами против императорской власти. Все они были жестоко подавлены. Но старый Китай доживал уже последние десятилетия.

"Китайский "халяль": и полторы тысячи лет не прошло...

Нынешнюю ситуацию с исламом в Китае можно назвать двойственной. С одной стороны, мусульмане, как и представители других религий, имеют право отправлять свой культ и исполнять все обряды. На сегодняшний день в Китае насчитывается более 20 миллионов мусульман, свыше 30 тысяч имамов и столько же мечетей. Такое количество религиозных сооружений связано, не в последнюю очередь, с активностью самих мусульман во время культурной революции: во время нашествий хунвэйбинов мусульмане консолидировались и давали дружный отпор погромщикам - там, где ханьцы предпочитали не вмешиваться.

В высшем партийном руководстве Китая представлены выходцы из мусульманских районов. Государство поощряет их культурную самоидентификацию – естественно, в общекитайских рамках.

Перед молитвой в мечети Цаотаньбай
Перед молитвой в мечети Цаотаньбай г. Сюньхуа (провинция Цинхай). Фото с веб-сайта Kunstkamera.ru

В то же время среди простых ханьцев отношение к мусульманам – в первую очередь, проживающим в Синьцзян-уйгурском автономном районе – обычно отрицательное. Уйгуры отвечают им тем же. Приехавшим иностранцам они рассказывают друг о друге чудовищные истории.

Однако, помимо Синьцзяна, мусульмане живут и в других районах Китая. Много мусульман в провинции Хэбэй, в Пекине есть целый мусульманский квартал, еще со времен эпохи Тан живут мусульмане в Сиане. Кроме того, мусульманами, также традиционно, обжит большой юго-восточный ареал. Это провинции Юньнань, Гуйчжоу, Фуцзян, Гуандун. Небольшая народность, представители которой исповедуют ислам, представлена также на острове Хайнань.

Так вот, мусульмане в разных районах Китая довольно сильно различаются. В южных провинциях вы можете встретить людей, считающих себя мусульманами и имеющих все внешние признаки мусульманина, которые, однако, не отказываются от спиртного и даже иногда от свинины.

Демонстрация Отуз Корана
Демонстрация Отуз Корана (г. Сюньхуа, провинция Цинхай). Фото с веб-сайта Kunstkamera.ru

В последние годы все большую популярность в разных районах Китая набирает мусульманская кухня, везде появляются новые рестораны, на которых часто иероглифами и латиницей написано: «Халяль» ( в данном случае – пища, разрешенная для употребления мусульманами – ред.).

Зная, что еда для китайца является своего рода «столпом общественной мысли», можно было бы сказать, что ханьцы и мусульмане сближаются и все больше проникают в культуру и обычаи друг друга. Однако сказать так не получится, пока существует проблема Синьцзян-Уйгурского автономного района. Но это – тема отдельного разговора.

Алексей Винокуров


В избранное