Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

В Узбекистане работающие пенсионеры-<<силовики>> будут получать пенсию в полном объеме



В Узбекистане работающие пенсионеры-«силовики» будут получать пенсию в полном объеме
2018-02-08 18:02 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото с сайта Norma.uz
Работающие пенсионеры из числа военнослужащих и представителей силовых ведомств с 1 марта 2018 года будут получать пенсию в стопроцентном объеме. Об этом говорится в указе президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, опубликованном на сайте Norma.uz.

Под действие нового положения попадают пенсионеры, являющиеся сотрудниками Минобороны, МВД, МЧС, Национальной гвардии, Государственной службы безопасности президента, СНБ и Государственного таможенного комитета, работающие в органах власти, в Народных приемных президента различных уровней, организации содействия обороне «Ватанпарвар» («Патриот»), а также в качестве преподавателей в общеобразовательных школах и вузах.

Также с 1 марта текущего года пенсию в полном объеме будут получать пожилые работники управленческого персонала Комитета женщин Узбекистана и центра «Оила» («Семья»).

Напомним, что с 1 января 2018 года ежемесячные выплаты от государства по выслуге лет в полном объеме предусмотрены для работающих пенсионеров, имеющих почетные звания «Народный ...», «Заслуженный деятель ...» и «Заслуженный ...», независимо от их трудоустройства и сферы деятельности; пенсионеров с доходами в виде авторского вознаграждения (гонорара) за научные и литературные труды; врачей-пенсионеров медицинских учреждений любой формы собственности.

Общим условием получения пенсии в стопроцентном размере является наличие единственного места работы, подпадающего под действие законодательства о льготах, а также отсутствие иных видов дохода, в том числе полученных в результате предпринимательской деятельности.

Остальным работающим пенсионерам выплата производится в размере 50% назначенной по закону пенсии. В настоящий момент минимальный размер пенсии по возрасту для имеющих трудовой стаж граждан составляет 336.880 сумов ($41,4) в месяц, а для не имеющих такого стажа — 206.720 сумов ($25,2) в месяц.



Сборная Узбекистана по футзалу вышла в полуфинал Чемпионата Азии
2018-02-08 18:15 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Эпизод матча между сборными Узбекистана и Вьетнама. Фото с сайта The-afc.com
Сборная Узбекистана по футзалу в девятый раз в своей истории вышла в полуфинал Чемпионата Азии. В четвертьфинале узбекистанцы оказались сильнее национальной команды Вьетнама 3:1, сообщает Championat.asia.

Победу сборной Узбекистана принесли точные удары Машраба Одилова, Даврона Чориева и Илхома Хамроева. У Вьетнама отличился Пунг Тронг Луан.

Национальная команда Узбекистана вышла в плей-офф со второго места в группе B, где ее соперниками выступали сборные Японии, Таджикистана и Южной Кореи. В первом матче узбекистанцы разгромили корейцев со счетом 13:2, затем обыграли таджикистанцев 4:2, но в последней встрече уступили японцам 2:4.

В полуфинале Чемпионата Азии Узбекистан сыграет с сильнейшей сборной континента – Ираном.

Национальная команда Узбекистана по футзалу не пропустила ни одного Чемпионата Азии, однако не выигрывала его ни разу. В активе центральноазиатской сборной четыре серебряные и три бронзовые медали турнира, а также четвертое место. По числу наград Узбекистан уступает лишь Японии и Ирану.

Чемпионат Азии по футзалу проводится с 1999 года. В 2016 году хозяином соревнований был Узбекистан. Местная сборная дошла до финала, в котором уступила Ирану 1:2.

Следует отметить, что параллельно проходит аналогичный турнир по футзалу в Европе, где сборная Казахстана также вышла в полуфинал первенства, где сыграет со сборной Испании.

Международное информационное агентство «Фергана»



Верховный суд Казахстана оправдал вывешивание национального флага в окнах квартир
2018-02-08 20:08 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Государственный флаг Казахстана. Фото с сайта Pixabay.com
Верховный суд Казахстана оправдал жителя Кызылорды Султана Тумашинова, который был оштрафован за то, что вывесил государственный флаг в окне квартиры. Административное дело было закрыто, сообщает пресс-служба суда. ВС Казахстана также направил правительству письмо с предложением разработать правила использования жителями государственной символики.

Напомним, в конце октября 2017 года жители дома в микрорайоне «Арай-2» Кызылорды сообщили журналистам, что один из соседей, Султан Тумашинов, повесил в квартире флаг вместо шторы. В ноябре он был оштрафован местным УВД по статье «незаконное использование государственного флага» на 481 тысячу тенге ($1,4 тыс). После мужчина обратился с жалобой в специализированный административный суд Кызылорды, который оставил вердикт в силе. Затем Тумашинов подал заявление в Генеральную прокуратуру, которая внесла в Верховный суд кассационный протест. В нем говорилось, что размещение государственного флага в жилой квартире не противоречит закону, а в материалах дела нет экспертиз полотна. Также нет данных о нарушениях при использовании флага.

В феврале 2015 года с жителем Астаны Жандосом Курманбаевым произошла похожая история. Ему был назначен штраф в 396,4 тысячи тенге ($1,2 тыс) за то, что он вывесил на балконе дома флаг республики. Сам он заявлял, что с решением суда не согласен, и объяснил, что считает это проявлением патриотизма. После этого случая казахстанцы провели в сети флешмоб, выкладывая фотографии, на которых они позировали с государственным флагом.

Ранее жители разных городов Казахстана неоднократно привлекали внимание правоохранительных органов из-за использования государственного флага не по назначению. Так, в 2012 году полиция Атырау возбудила уголовное дело после того, как местные жители вынесли мусор на полотнище государственного флага, а в 2014-ом житель Алма-Аты был оштрафован за то, что накрыл им мусор в грузовике. Сумма штрафа тогда составила 370,4 тысячи тенге ($1,1 тыс).



Завидовать Казахстану. Адил Тойганбаев – о политике, латинизации и международных отношениях
2018-02-09 00:53 ferghana@ferghana.ru (А.Тойганбаев)

Друзья в России говорят, что казахская ситуация по-своему уникальна: еще недавно все мы, по общей советской привычке, воспринимали политику как чужой интерес. Оценивали ее со стороны и без восторгов. У соседей и сейчас «политикой» называют исключительно коррупционные разоблачения. Иногда за ними стоят антиправительственные активисты, а иногда шумные кампании устраивает сама власть, особенно если проводит одновременно с ними какие-нибудь выборы.

Политиков обсуждают заинтересованно, но с большой долей недоверчивости, как инопланетян. Те и вправду живут особенной жизнью, далекой от понимания простых обывателей. Только высокомерно намекают всем своим видом, что и не рассчитывают быть понятными.

Разногласия политиков, которые в развитых странах составляют основной репертуар новостных и аналитических площадок, для нас всегда были больше темой умолчания. Когда, вероятно, разногласия есть, но обсуждаются они тихо и уединенно. Или, например, позавчерашний либерал и вчерашний корпоративный босс ставится в центре принятия главных бюрократических решений. И это в принципе нормально, ненормально другое - он даже не видит необходимости объяснять гражданам и избирателям, отчего его так лихо развернуло по жизни. Потому что инопланетяне с людьми не разговаривают. Машут иногда руками - и то хорошо.

В Казахстане все шло точно так же. До последнего времени наши политические разговоры не шли дальше слухов, какую властную фигуру куда и когда переместят по карьерному полю, и это называлось политологией. Еще были протесты и разоблачения против чиновничьего зазнайства и вороватости, что называлось оппозиционной активностью. Но последнее время казахский расклад другой: у нас больше спорят о грамматических нововведениях, апострофах и диграфах, ключевых моментах истории и лингвистики. Для человека со стороны подобные диспуты, мягко говоря, в диковинку - они это всерьез? Им что, больше нечем заняться?

При том латинизация и гражданская сейсмическая активность вокруг нее не исчерпывают круг тем, находящихся на передовой общественного интереса. У нас также проводится образовательная реформа, масштабно меняющая форматы и подходы к школьному обучению. Цель - полноценное развитие трехъязычного человека, причем упор делается на то, чтобы блоки предметов изначально подавались на разных языках. То есть речь не только о продвинутом изучении языков самом по себе, а об их вовлечении в остальной образовательный процесс. Что логично, потому что в нашей ситуации достичь передовых позиций в знании остается только на ускоренной передаче.

Еще один штрих к пониманию новой специфики. В рамках той же образовательной реформы в Казахстане прокачивают такую новацию, как введение шахмат в список обязательных предметов. Задача гармоничного развития - не просто увеличить учебную нагрузку, а сменить акценты и сами нормативы, представления о том, насколько интеллектуально развитого молодого человека мы хотим получить в итоге. Обычно подобные задачи решаются десятилетиями, с экспериментальным обоснованием, но у нас точно не остается времени теоретизировать, и перемены будут происходить при жизни одного поколения.

Власть в республике занялась авторитарной модернизацией в сфере человеческого фактора, рассудив, что достаточно преуспела в экономическом развитии, гарантиях стабильности и общей деполитизации. Что не означает, будто социальных проблем в Казахстане нет: есть и они откровенно видны. У нас случаются конфликты, доходящие до убийства как протестующих, так и силовиков. Наш экономический потенциал - отнюдь не Эмираты и не Япония. Наш разрыв между богатыми и бедными не только экономическая, но и моральная, культурная проблема, ведь одни считают для себя возможным показную бесстыжую роскошь на фоне обреченной нищеты других.

Несмотря на все это, сторонние наблюдатели в целом правы. Казахская ситуация на сегодня уникальна, и гуманитарная тема становится в ней проблемой номер один. Где еще в мире есть такая иерархия тем? И при этом Казахстан старается двигаться медленно, но не уклоняясь с курса. Мы не подали пример радикальных социальных и экономических реформ, к сожалению. Однако избежали самых распространенных ошибок развивающихся стран.

Казахстан не стал ареной воинственного противостояния одной части общества с другой, что произошло в Грузии, Молдавии, Украине. Мы избежали войн внутри страны, и это при том, что конфликтные возможности были, что стало предельно ясно в конце восьмидесятых - начале девяностых. Установка нашего руководства решать все дела мирно, даже если при том придется дать кому-то нетерпеливому по рукам, принесла свои результаты. Это была откровенно жесткая, хотя и максимально непубличная линия. Но у нас нет ни сепаратизмов, ни откровенной социальной ненависти, которая была в Сухуми или Донецке накануне войн.

Мы не стали, подобно России, Туркмении или Таджикистану, запираться в собственном прошлом, культурной изоляции и «особом пути». При всех издержках нашего переходного периода руководство страны всегда четко проводило мысль, что существует единая планетарная цивилизация, а не множество затхлых пещер, и есть общий для всех способ достижения в ней передовых позиций.

Руководство страны затеяло масштабную языковую реформу, латинизацию национального алфавита, поставив ее как политическую задачу. Смысл - эффективная деколонизация, отказ от любой формы вторичности, при которой страна автоматически цепляется вагоном к чьему-либо чужому локомотиву. Оппоненты критикуют власть за то, что такие ориентиры стоило обозначить раньше. Власть не скрывает, что консервация общественной жизни была и условием, и ценой для формирования у нас гражданского мира. И здесь есть значительная доля правды.

Новые слова звучат непривычно. Мы настолько отвыкли от масштабных политических задач, что сейчас постановка вопроса «Латинизация против резервации» звучит для нас непривычно радикально. А это просто честное название проблемы. И от нас перестали ожидать, что мы можем говорить на такие темы однозначно, непреклонно и по существу. Оттого иногда и непонимания, и спекуляции, и самые откровенные обиды. В российских СМИ иногда можно прочитать чуть ли не о «предательстве» казахов. И визит нашего президента в Вашингтон, и слова о дружбе с Соединенными Штатами, и реформа алфавита подаются как сбой программы, отход от союзнических отношений с Москвой.

Те, кто так думают, привычно воюют с собственными заблуждениями. Казахстан был настойчивым сторонником блока ЕАЭС, однако жестко поставил вопрос о его исключительно экономическом характере. Мы не видели необходимости в политической нагрузке и отказались обсуждать общие законы, общую валюту и общий парламент. Об этом официальная Астана высказывалась так же определенно, как и о предпочтительности экономического соглашения.

Наша позиция никогда не была пророссийской (и проамериканской не была), она с самого начала Независимости заявлялась многовекторной. При этом мы объективные союзники с Россией в противостоянии хаосу на южных рубежах, однако четко дистанцировались от ряда проблем, не имеющих к нам непосредственного отношения. Нашу позицию по конфликтам в Грузии и на востоке Украины в свое время уже пытались критиковать, однако Казахстан не нарушал никаких обязательств. Правда в том, что он их с самого начала не давал, и в этом был национальный интерес.

С реформой алфавита, которая касается исключительно грамматики нашего собственного языка, внешнеполитического резонанса еще больше. Но резонируют исключительно те, кто казахского не знает и учить его не собирается, что в латинской графике, что в кириллической. Если бы в Казахстане ставили вопрос бескомпромиссно и жестко, то сказали бы: для нас примером является российский опыт единого государства и Закон «О языках народов РФ» от 27 ноября 2002 года, по которому письменность всех народов возможна исключительно на основе графики государственного языка. Для Казахстана принятие российского примера означало бы перевод русскоязычных граждан на латинскую графику.

Но у нас сейчас не ставят вопросы бескомпромиссно и жестко. Наша политическая культура по-восточному снисходительна и обходительна, она гравитационно стремится к компромиссу, а не к крайностям. Паника наших недоброжелателей по поводу латинской графики не только непонятна, но и малопродуктивна. Максимум, что она способна вызвать, так это внести в казахское общество конфликтность и непримиримость, чем сыграть против них самих. Совершенно дальновидна позиция официальной Москвы, руководства Государственной думы по невмешательству во внутреннее культурное дело Республики Казахстан. Соотечественников пытаются накручивать только стопроцентные маргиналы, которые либо невежественны, либо говорят на языке вражды, а скорее всего, и то и другое одновременно.

ЕАЭС как интеграционный проект создает перед русскими и казахами большой стратегический задел. Большие свершения осуществимы, если будет работать психологическая совместимость, доверие, та самая евразийская общность, о которой писал Лев Гумилев. Я неслучайно говорю о России и Казахстане как локомотивах Евразийского союза. Участие Белоруссии в нем предопределено ее положением отказника: Лукашенко никто и не предлагал участвовать в других объединительных инициативах, и выбор Минска был выбором единственного варианта. Зато Москва и Астана совершили свой выбор осознанно и с дальним расчетом. Наши отношения сейчас безупречны, и векторы движения вполне дополняют друг друга. Это стоит того, чтобы узнавать друг друга на основе искренней заинтересованности, избегая в отношении партнера любых провокаций и дезинформаций.

Адил Тойганбаев – руководитель Экспертного Центра Национальной Стратегии (Казахстан)



В избранное