Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ЕБРР профинансирует развитие туризма в Хиве



ЕБРР профинансирует развитие туризма в Хиве
2018-02-12 16:43 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) запустил проект «Культурное наследие», который обойдется в 150 млн евро. В рамках проекта будет разработан стратегический комплексный мастер-план развития туризма для Хивы и Хорезмской области. Меморандум об этом ЕБРР подписал в Лондоне с Госкомитетом по развитию туризма и Министерством культуры Узбекистана, сообщает «Жахон».


Панорама Хивы. Фото пользователя Hylgeriak c сайта Wikipedia.org

Хива является одним из самых известных городов Узбекистана, именно ее вкупе с Самаркандом и Бухарой чаще всего выбирают иностранные туристы для своих путешествий. Ранее уже сообщалось о превращении Самарканда к 2020 году в туристическую зону и создании в Бухаре зоны «Кадимий Бухоро». В этих городах построят современные гостиницы, развлекательные и торговые заведения, улучшат транспортное обслуживание, внедрят новые туристические услуги.

С приходом к власти Шавката Мирзиёева туризм стал в Узбекистане одной из стратегических сфер. Ранее было объявлено о введении единой туристической визы сроком на 30 дней, отмене в одностороннем, преимущественно, порядке визового режима с семью странами и упрощении получения виз для граждан 25 стран, создании специальных отрядов милиции для помощи иностранным туристам, разрешении фотографировать достопримечательности и так далее. В настоящее время, как сообщает пресс-служба Госкомтуризма, туристам предлагаются театрализованные постановки, погружающие путешественников в средневековье. Такие проекты реализованы в Хиве и Бухаре, на очереди – Самарканд, Коканд и Шахрисабз.



Ташкентский «Локомотив» вчистую разгромил соперника на старте Лиги чемпионов АФК
2018-02-12 16:47 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Эпизод матча “Локомотив” - “Аль-Вахда”. Фото с сайта Championat.asia
В стартовом матче группы B Лиги чемпионов Азиатской футбольной конфедерации (АФК) ташкентский «Локомотив» в домашнем матче разгромил клуб из Объединенных Арабских Эмиратов «Аль-Вахда». Встреча завершилась со счетом 5:0 в пользу «железнодорожников», сообщает Championat-asia.

Активнее игру начали гости. В паре эпизодов отлично действовал голкипер ташкентцев Игнатий Нестеров. Однако счет открыл бразильский легионер в рядах чемпионов Узбекистана Нивалдо, в середине первого тайма реализовавший выход один на один. Арабские футболисты играли жестко, временами грубо. Досталось и автору мяча Нивалдо - незадолго до перерыва тренер «Локомотива» Андрей Микляев провел вынужденную замену, выпустив на поле Сардора Рашидова.

Во второй половине встречи «Локомотив» показал высокую скорострельность: с 53-й по 58-ю в ворота «Аль-Вахда» влетело три мяча. Сначала Икром Алибаев пробил почти с центра поля, через пару минут защитник арабской команды Салим Аль Шарджи отправил мяч в собственные ворота. Затем за травмированного Нивалдо отомстил Сардор Рашидов.

Даже после этого гости не опустили руки и продолжили атаковать, однако за три минуты до окончания основного времени Алибаев оформил дубль и установил окончательный счет – 5:0.

В понедельник, 12 февраля, в группе B состоится еще один матч. Катарская «Аль-Шорта» сыграет с иранским клубом «Зоб Ахан». Следующую встречу «Локомотив» проведет в Иране. Матч с местным «Зоб Ахан» назначен на 19 февраля.

Другой представитель Узбекистана в Лиге чемпионов АФК каршинский «Насаф» сыграет 13 февраля против сильнейшей команды Ирана «Персеполис».

Международное информационное агентство «Фергана»



В Вене провозглашено создание «Форума свободомыслящих Таджикистана»
2018-02-12 16:50 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Эмблема Форума свободомыслящих Таджикистана
В Вене гражданские активисты из Таджикистана заявили о создании «Форума свободомыслящих Таджикистана» (ФСТ). Соответствующее сообщение опубликовано на сайте организации.

В заявлении сказано, что причиной создания организации стало бедственное положение, в котором в настоящее время находится Таджикистан, в частности, «опасный уровень тотальной коррупции власти и социальной несправедливости, чреватых взрывами враждебности и насилия».

ФСТ провозглашает своими целями защиту светского характера власти в стране, построение общества, основанного на верховенстве прав и свобод личности, которому подчинено государство, искоренение местничества, национализма (ксенофобии), расизма, противодействие распространению религиозного и секуляристского радикализма и защита прав таджиков и таджикистанцев в любой точке мира. Помимо этого, участники организации намерены предпринимать усилия для улучшения качества жизни в Таджикистане «до уровня передовых стран».

Для достижения указанных целей организация планирует сотрудничать с национальными и международными институтами гражданского общества, бороться за восстановление законной политической конкуренции в информационном поле страны. Кроме того, «для построения нового демократического и развитого Таджикистана» ФТС предполагает сотрудничать с организациями, движениями, партиями и исследовательскими учреждениями. Однако в заявлении не уточняется характер и политическая ориентация этих организаций, движений и партий.

Среди подписавших заявление о создании ФСТ – таджикский независимый журналист Темур Варки, председатель отделения Социал-демократической партии в Горно-Бадахшанской автономной области Алим Шерзамонов, журналист Равшан Темуриён, гражданский активист Сайидюнус Истаравшани и другие деятели таджикистанской оппозиции. Отметим, что большинство из подписавших документ в настоящее время вынуждены жить за пределами Таджикистана, так как на родине они подвергались преследованиям со стороны властей.



Казахстан начнет поставлять в Иран арматуру и бобы с мясом
2018-02-12 17:00 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото с сайта Akorda.kz
Казахстан и Иран заключат временное соглашение о свободной торговле. Об этом, как пишет Закон.Kz., сообщил заместитель министра национальной экономики Казахстана Бауржан Бекешев.

Площадкой для соглашения будет Евразийский экономический союз, все предварительные переговоры с Ираном уже завершены. Соглашение будет заключено на три года. По словам Бекешева, оно предусматривает организацию поставок макарон, кондитерских изделий, растительного масла, мяса, бобовых культур, металлопроката, конденсаторов, аккумуляторов, арматуры.

В январе текущего года сообщалось о том, что Казахстан и Иран успешно реализуют проекты в торгово-экономической сфере. Так, по итогам последних 10 месяцев, товарооборот между странами составил $385 млн. Посол Ирана в Казахстане Моджтаба Дамирчилу отмечал, что Казахстан инвестировал в добычу золота в Иране, а последний вложил средства в горнодобывающую промышленность Казахстана.Евразийский экономический союз еще в мае 2016 года поручил начать консультации с Ираном по поводу заключения временного соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ).

Иран – одна из богатейших стран Азии. В начале февраля текущего года сообщалось о том, что страна имеет самые высокие показатели после Саудовской Аравии по добыче нефти среди стран-членов ОПЕК (организация стран-экспортеров нефти). Ежедневная добыча сырой нефти в Иране в январе увеличилась на 30 тыс. баррелей в сутки и теперь составляет до 3 млн 830 тыс. баррелей в день. Кроме того, Иран обладает 16% мировых запасов природного газа.

Правительства ряда государств на протяжении нескольких десятилетий накладывали экономические санкции против Ирана, которые были связаны с его ракетной и ядерной программами. В 2015 году после длительных переговоров с США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией, Иран заключил соглашение о заморозке ядерной программы. Взамен в рамках реализации Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) - соглашения по иранской ядерной программе было приостановлено действие санкций. Однако уже в октябре 2017 года президент США Дональд Трамп обвинил Иран в невыполнении соглашения об ограничении ядерной программы. 19 января текущего года на рассмотрение Палаты представителей Конгресса США был внесен законопроект об условиях повторного введения санкций против Ирана.



Два казахстанских фристайлиста попали в десятку сильнейших на Олимпиаде в Пхенчхане
2018-02-12 17:22 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Павел Колмаков. Фото с сайта Inform.kz
Казахстанские фристайлисты Павел Колмаков и Дмитрий Рейхерд на Олимпиаде в Пхенчхане заняли седьмое и восьмое места в дисциплине могул. Оба спортсмена не смогли попасть в финальную шестерку, соревновавшуюся за медали, сообщает Sports.Kz.

Павел Колмаков с первой попытки преодолел квалификационный барьер, набрав 79.98 балла (седьмое место), затем участвовал в двух финалах. В первом раунде он стал одиннадцатым с суммой 78.22. Во втором — седьмым (76.10).

Дмитрий Рейхерд с первой попытки в квалификации показал третий результат, набрав 81.23 балла. На первом финальном этапе он занял шестое место (79.77) и вышел во второй раунд, где участвуют двенадцать спортсменов. Во втором финале он набрал 58.64 балла, заняв в итоге восьмое место.

Первая строчка досталось канадцу Микаэлю Кингсбери, «серебро» у австралийца Мэтта Грэма, бронзовая медаль оказалась у японца Дайти Хары.

Ранее казахстанская могулистка Юлия Галышева завоевала первую для своей страны награду на этой Олимпиаде. На финальном этапе, где участвовали шесть сильнейших фристайлисток, Галышева заняла третье место и принесла в копилку Казахстана бронзовую медаль.

Награда Юлии Галышевой на данный момент остается единственной для Казахстана на Олимпиаде в Пхенчхане, а также – первой медалью на Олимпиадах в истории казахстанского фристайла.

Международное информационное агентство «Фергана»



Попасть или пропасть. Почему не все мигранты добираются до России
2018-02-12 17:25 ferghana@ferghana.ru (Екатерина Иващенко)

Фото Эльёра Нематова/«Фергана»

Из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана можно добраться в Россию несколькими способами: самолетом, поездом, на автобусах или такси. Самолет – самый дорогой, но в то же время самый безопасный вариант, это быстро, комфортно и без лишних поборов на дорогах. Цены на билеты тут варьируются в зависимости от сезона: весной они растут, осенью падают. Правда, трудовые мигранты почти никогда не берут билеты туда-обратно, а на билете в один конец сэкономить не удается.

Дешевле всего в Москву и другие города России летать из Киргизии. Согласно расписанию аэропорта Оша, за один день оттуда в Россию отправляются около пяти рейсов – три в Москву и по одному в другие города, среди которых, например, Новосибирск, Сургут, Красноярск. Из Бишкека ежедневно совершается примерно шесть рейсов в Москву, хотя это число может меняться, по два – в Новосибирск и Санкт-Петербург и по одному – в другие города России. Средняя цена билета на такие рейсы – $100-250.

Из Узбекистана летать дороже. Из Ташкента в Москву тоже обычно отправляется по несколько рейсов в день. Реже летают рейсы из Андижана, Бухары, Карши, Навои, Намангана, Нукуса, Самарканда, Ургенча и Ферганы. Помимо Москвы, самолеты из Узбекистана летают в Воронеж, Казань, Екатеринбург, Калининград. Если брать билет за месяц до вылета, он обойдется минимум в $250.

Что касается Таджикистана, тут регулярные рейсы совершаются из Душанбе в Москву, Красноярск, Екатеринбург и Новосибирск. До Москвы также можно добраться самолетами из Куляба и Худжанда. Кроме того, из Худжанда можно улететь в Сургут, Тюмень, Омск, Читу, Екатеринбург и Челябинск. Стоимость билетов здесь начинается от $250. Весной цена билета из Душанбе может вырасти до $500, поэтому, чтобы сэкономить, таджикистанцы используют дешевые рейсы через киргизские Ош и Бишкек.

Одно лежачее равно трем сидячим

Железной дорогой добираться в Россию дешевле, но не так комфортно. Путь осложняется проверками казахстанских и российских пограничников. В плацкарте зимой холодно, летом – жарко, здесь стоит неистребимый запах лапши быстрого приготовления и сутками не утихает шум от бесконечных разговоров попутчиков.


Фото Эльёра Нематова/«Фергана»

Бывает, что трудовому мигранту не хватает денег даже на место в плацкартном вагоне, а ехать надо. Тут на помощь ему приходят предприимчивые проводники. Они могут продать так называемое «сидячее» место в плацкарте. Дело в том, что на одну плацкартную полку могут сесть два-три человека. Таким образом, на одном обычном месте образуется несколько сидячих. Так они и едут по трое на одной полке. Спят по очереди, а во время проверок разбегаются по всему поезду.

Поезда «Бишкек-Москва» отправляются по понедельникам и средам. В Россию они прибывают, соответственно, в четверг и субботу.

Есть еще поезда «Бишкек-Казань», которые отправляются по вторникам, и «Бишкек-Новокузнецк» – один раз в восемь дней. Цена билета на эти поезда составляет около $180 в плацкартном вагоне и $223 – в купейном.

Поезд из Ташкента в Москву ходит через день, время в пути – 68 часов. На сегодняшний день железнодорожные билеты Ташкент-Москва можно приобрести по цене от $130 за плацкарт; купе обойдется от $180, а СВ – минимум в $270.

Из Душанбе в Москву поезда отправляются трижды в неделю. Цены, если покупать билеты заранее, тут следующие: плацкарт – $150, купе – $210. В Москву также идут поезда из города Куляб – они проходят через Душанбе.

Готовьте деньги, граждане мигранты!

Расстояние по автодороге до Москвы от Ташкента – 3.610 километров, от Бишкека – 3.757, от Душанбе – 3.803. Однако рекомендовать поездку в Россию на собственном транспорте мы бы не стали. Тут могут возникнуть серьезные проблемы, связанные с многочисленными проверками по пути, начиная от дорожной полиции и заканчивая таможней – и это не говоря уже о прочих расходах. Особенно достается водителям, у которых неславянская внешность, нет российского паспорта, а номера машины зарегистрированы в одной из стран Центральной Азии.

Всех, кто пытается добраться до России автотранспортом, можно разделить на две категории. Первая – те, у кого есть проблемы с документами или с российским законодательством, например, находящиеся в «черном списке». Такие мигранты не смогут пересечь границу в аэропортах и на вокзалах, однако при помощи взяток им зачастую удается преодолеть КПП на автотрассах.


Фото Эльёра Нематова/«Фергана»

Вторая категория – это люди, у которых просто нет денег на авиабилеты. Отправиться на заработки на микроавтобусе или автобусе примерно в четыре раза дешевле, чем на самолете. Цена на проезд до Москвы из Ташкента и Бишкека одинаковая – от четырех до пяти тысяч рублей. Официально дорога занимает около трех с половиной суток. За эту сумму вы можете взять 10 кг ручной клади и большую сумку весом до 40 кг. За дополнительный багаж придется доплачивать еще 500 рублей.

Если автобус совершает регулярные рейсы, у водителей, как правило, есть связи на всех границах. Об этом гласят даже объявления на сайтах перевозчиков (пунктуация и орфография оригинала сохранены): «Если у Вас просроченная миграционная карта или без документа, и Вы боитесь пересечь границу, то не стоит волноваться. На границу России оплачиваете штраф в размере 1000 рублей с нашей помощью и легко можете пройти границу России без депортации».

Таким образом, если у вас возникнут проблемы на въезде, их, возможно, удастся решить за деньги. Хотя такое «решение», разумеется, выходит за рамки закона.

Однако деньги за проезд – далеко не последняя трата мигранта. По дороге ему приходится платить за еду и душ. Кроме того, на остановках, связанных с пограничными пунктами, приходится платить по 300-500 рублей, чтобы не ждать по много часов своей очереди. Отдельная категория расходов – взятки сотрудникам дорожно-постовых служб. Иногда взятку передает сам водитель: если постов слишком много или взятка большая, он собирает необходимую сумму с пассажиров.

Еще одна проблема – состояние автобусов, на которых ездят мигранты. Часто машины старые, и водители не обременяют себя техосмотром, а просто получают справку за деньги. Известно, что автобус, в котором 18 января сгорели 52 гражданина Узбекистана, ехавшие на заработки в Россию, был 1989 года выпуска. Кроме того, его водитель не имел лицензии на нерегулярные пассажирские перевозки. Обязательный же техосмотр злополучный автобус в последний раз проходил в Шымкенте 17 августа 2015 года, а срок действия техосмотра завершился 17 февраля 2016.

Добровольно-обязательное страхование

Водитель Эркинбек два раза в месяц возит мигрантов из Бишкека и Оша в Москву и другие города России. Он рассказал «Фергане», что из Киргизии в РФ ходят частные автобусы, но регулярных рейсовых нет. Частные автобусы должны иметь лицензию на международную перевозку, перед отправкой их проверяет киргизская транспортная инспекция. Автобусы рассчитаны на 50 мест, оборудованы туалетом и wi-fi. Установить wi-fi в автобусе несложно: достаточно купить роутер и раздавать интернет через киргизскую, а затем казахскую сим-карты.

Автобусы ходят не регулярно, а по мере того, как набираются пассажиры. Набором клиентов занимаются посредники. Посредникам мигранты обычно платят 4-5 тысяч рублей, кто как договорится. Сам хозяин автобуса из этих денег получает за человека 3 тысячи, остальное идет посредникам.


Фото Эльёра Нематова/«Фергана»

Российский правозащитник Каримджон Ёров, специализирующийся на помощи мигрантам, своими глазами наблюдал, как они добираются в Россию наземным путем и с чем сталкиваются по дороге. Летом 2017 году он поехал в Оренбург, который находится возле границы с Казахстаном и через который идет один из основных потоков трудовой миграции. Самолетами мигранты стран Центральной Азии прилетают чаще всего в Москву. А вот если они выбирают поезд или автобус, то первый город в России, где они останавливаются, оказывается Оренбург.

– Оренбург находится в 73-х километрах от российского пограничного пункта Соль-Илецк, – рассказывает Каримджон Ёров. – Через него из Казахстана автобусами в Россию ежедневно въезжают сотни мигрантов. Поэтому буквально на каждом заборе там «висят» сотрудники российской ДПС. Они тормозят автобусы с мигрантами и в первую очередь начинают придираться к отсутствию полиса Добровольного медицинского страхования (ДМС). И это при том, что наличие полиса ДМС для стран, с которыми у России безвизовый режим, вовсе не обязательно. Не говоря уже о том, что едущий в автобусе мигрант просто технически не мог бы оформить этот полис.

Однако, несмотря на это, мигрантов часто штрафуют на 2000 рублей, а в штрафе пишут – «за отсутствие полиса». При этом каждый штраф вносится в базу данных. Два штрафа – это уже два административных нарушения, за которые может грозить выдворение.

– Водители, которые про эту схему знают, заранее собирают по 500 рублей с каждого мигранта и отдают сотрудникам ДПС, чтобы не тратить время на многочасовые оформления штрафов, а иногда даже судебные разбирательства, – продолжает Ёров. – Есть и другой вариант перехода границы – пересесть в такси. Обычно они стоят перед постами. Мигранты пересаживаются в такси за 1000 рублей с человека и так пересекают границу. Затем из Оренбурга автобусы развозят мигрантов по всем городам России.

К сожалению, это место полно искалеченных судеб. По данным Ёрова, ежедневно 10-15 человек не могут пересечь российскую границу из-за запретов на въезд или других проблем с документами. Тогда в ход идут коррупционные схемы. Если есть финансы, вопрос обычно удается решить. Однако люди зачастую тратят на дорогу последние деньги. И вот тогда мигрант становится «пограничным бомжом», застревая на границе на недели и даже месяцы. Эти несчастные вынуждены работать за копейки в приграничных гостиницах или искать тех, кто в долг отвезет их домой.

В сталкеры идут одни женщины

Из Соль-Илецка Ёров на поезде добрался до Казахстана, а оттуда до киргизского Оша, где познакомился с проводниками мигрантов, которые работают в Худжанде – городе, откуда стартует в миграцию весь северный Таджикистан.

Проводники мигрантов – женщины за пятьдесят. Происхождение у них таджикское, но они могут похвастаться отличным русским языком, а также российскими паспортами. Обычно они набирают группы до 10 мигрантов и сопровождают их до России.

– За дорогу и услуги они берут по 10.000 рублей с человека, – говорит Каримджон Ёров. – Это хорошая экономия, если учесть, что в сезон цена билета на самолет из Таджикистана в Россию доходит до 30.000 рублей. Собственно расходы отнимают 7.000-8.000 тысяч с человека, остальное идет проводнику. Таким образом, с группы в 10 человек за 3-5 дней работы проводник обычно зарабатывает 20-25 тысяч рублей. Этой работой занимаются исключительно женщины, потому что они могут найти общий язык со всеми. Когда пограничник или полицейский видит даму в возрасте, ему совестно кричать на нее или откровенно требовать с нее денег.

От Худжанда до киргизского Оша мигранты едут на «газелях» – 500-1000 рублей с человека. Из Оша на микроавтобусах «мерседес-спринтер» за 1000 рублей они добираются до Бишкека. Еще 300 рублей стоит доехать до железнодорожного вокзала.

Другой вариант – пересечь границу с Казахстаном через пограничный пункт «Кордай» и ехать до железнодорожного вокзала «Алматы-1» или железнодорожной станции Чу. Оттуда мигранты отправляются на поездах в различные города России. В этом случае сопровождающая договаривается с проводниками и платит за билеты по 2.000-2.500 рублей – это в несколько раз ниже их официальной стоимости (например, билет в плацкарт Алма-Ата-Новосибирск стоит от 4.500 до 6.500 рублей). За низкую стоимость билетов приходится платить отсутствием комфорта: несколько суток мигранты едут сидя. Отсыпаются они обычно днем – либо на верхних полках, когда другие пассажиры сидят внизу, либо на полках багажных.

– Из Киргизии в Россию можно доехать и на «спринтерах», – говорит Ёров. – Цена проезда – 5.000 рублей за 4-5 суток дороги, отдельно надо платить за питание и душ в придорожных заведениях. В машине всегда по два водителя, которые подменяют друг друга, чтобы не останавливаться и не тратить время на отдых. Водители обычно не платят за еду в придорожных кафе: это их бонус за то, что они привозят в кафе десятки клиентов-мигрантов.

Микроавтобусы «мерседес-спринтер», как и другие транспортные средства для перевозок мигрантов, обычно переоборудуют так, чтобы туда вместилось как можно больше людей и багажа. Так, например, в микроавтобусах делают двойной потолок, где по очереди спят пассажиры. Туда же можно сложить багаж – многие водители возят через границу различные товары.

Случается, что такой переезд может затянуться на много дней – если, например, машина поломается или возникнут проблемы с пограничниками. В таких случаях настрадавшиеся мигранты часто клянутся, что больше никогда не поедут в Россию автомобильным транспортом. Надо сказать, что дело тут не только в наглых водителях и неприспособленных для длительных расстояний маршрутных такси, но и в отношении к мигрантам полиции, которая тормозит машины и устраивает проверки – часто необоснованные и даже незаконные.

Еще один вопрос, о котором лишний раз стараются не говорить, но который очень важен – это безопасность. Именно безопасность мигрантам не может гарантировать никто. Случается, что они попадают в страшные аварии, подобные произошедшей в октябре 2017 года, когда автобус с людьми заглох на железнодорожном переезде и погибло 16 человек. После подобных случаев кажется, что лучше все-таки занять денег и прилететь в Россию живым и здоровым, чем рисковать жизнью за несколько тысяч рублей.

Екатерина Иващенко



Деятели культуры попросили Мирзиёева разрешить Мухаммаду Салиху вернуться в Узбекистан
2018-02-12 18:16 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Деятели культуры Узбекистана обратились к президенту республики Шавкату Мирзиёеву с просьбой разрешить поэту и политику Мухаммаду Салиху вернуться на родину. Открытое письмо размещено на странице литератора Нурулло Мухаммада Рауфхона в Фейсбуке.


Мухаммад Салих. Фото с сайта Wikipedia.org

В обращении говорится, что «творческие люди поддерживают позитивные изменения в экономической, социальной и культурной сферах, происходящие под руководством нового главы государства. В этой связи важным шагом в истории Узбекистана стало бы возвращение на родину Мухаммада Салиха, который живет в изгнании на протяжении 25 лет. Пропаганда, навязанная прежней властью, сформировала некоторый страх перед именем Мухаммада Салиха в сознании общества, но для интеллигенции он остался великим поэтом. А в общественной деятельности он всегда действовал в интересах страны».

Подчеркивается, что «Мухаммад Салих, в первую очередь, поэт, писатель, а уже потом – политик. Его произведения, пронизанные любовью к своей стране, входят в сокровищницу узбекской литературы. Книги переведены на многие мировые языки. Возвращение Салиха на родину положительно отразилось бы и на народе, и на литературе». Подписанты также отметили заслуги Салиха как автора переводов на узбекский язык произведений Франца Кафки, Пола Элюара, Гийома Аполлинера, Иманта Зиедониса.

Свои подписи под обращением к президенту поставили народные поэты Узбекистана Жамол Камол, Шукрулло и Халима Худойбердиева, драматург, автор пьесы «Темир хотин» («Железная женщина») Шараф Башбеков, бывший политзаключенный и брат Мухаммада Салиха Мухаммад Бекжан, заслуженный артист Узбекистана Абдулазиз Карим, правозащитник Сурат Икрамов и другие, всего – более 200 человек, включая представителей не творческих профессий.

По информации «Озодлика», 23 января это обращение было отправлено в виртуальную приемную президента. Получив официальное подтверждение о его приеме, подписанты обнародовали текст в Фейссбуке.

Мухаммад Салих (Салай Мадаминов) - известный узбекский диссидент, писатель, поэт, живет в Турции. В 1990 году основал оппозиционную демократическую партию «Эрк» («Воля»). На президентских выборах в декабре 1991 года был единственным соперником Ислама Каримова. В 1993 году был арестован за «государственную измену». Когда под давлением мировой общественности его выпустили под подписку, бежал из страны. В 1999 году был заочно приговорен к 15,5 годам тюремного заключения. В 2001 году был арестован в аэропорту Праги и помещен в пражскую тюрьму Панкрац, но вскоре освобожден, потому что документы, предоставленные узбекской стороной в качестве обвинений, пражский суд признал необоснованными. В 2011 году возглавил Народное движение Узбекистана (НДУ) - самое крупное оппозиционное объединение выходцев из Узбекистана.



Публикации в СМИ заставили власти Туркмении вспомнить об оставшемся без воды и хлеба городе
2018-02-12 18:51 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Власти Туркмении завезли в город Гарабогаз продовольствие и воду, а также организовали работы по благоустройству после публикаций в СМИ о тяжелом положении в этом населенном пункте на северо-западе страны. Об этом сообщают «Альтернативные новости Туркменистана» (АНТ).


Гарабогаз. Фото с сайта Habartm.org

В конце января издание писало о том, что в Гарабогазе серьезные проблемы с водоснабжением, в домах нет отопления, а давления газа не хватает, чтобы готовить пищу. Первого февраля президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов выразил недовольство работой руководителя региона, в который входит Гарабогаз. Спустя неделю в городе начались заметные изменения.

По информации АНТ, 7 февраля в город по распоряжению руководителя района приехали пять новых машин, чтобы чаще развозить воду. На нее по-прежнему нужно оставлять заявку заранее, но, как сообщил изданию местный житель, теперь машина приезжает через несколько часов, а раньше ее ждали несколько дней. Кроме того, воду раздают бесплатно, а до этого за нее брали деньги – 50-60 манатов ($3-4) за четыре кубометра воды.

В государственном магазине появились фрукты и овощи, которые раньше можно было купить только на рынке. Завезли и другие продукты: куриные окорочка, свежую баранину и говядину, буханочный хлеб, которого до приезда начальства не было два дня. Правда, некоторые продукты в магазине продают с ограничениями. Например, окорочка отпускают только по 3 кг на семью, яйца – по 10-15 штук. В детских садах появились белый хлеб и йогурт. Причем йогурт – впервые.

В эти же дни в город приехали три автобуса работников, которые очистили квартиры в пустующих домах, а также разобрали обломки, которыми был завален фонтан в центре города.

Положительные сообщения поступили и от горожан, нуждающихся в жилье. Пострадавшая от аварии в Чернобыле Ирина Харченко, которая потеряла квартиру из-за пожара в 2012 году и с тех пор живет у родственников, рассказала, что ей позвонили из прокуратуры и попросили заново собрать документы на получение жилья и отдать их на рассмотрение.

В Гарабогазе проживают около семи тысяч человек. Город расположен на берегу Каспийского моря рядом с крупнейшим в мире месторождением сульфата натрия и других минералов. В 2014 году там началось строительство завода по производству минеральных удобрений при участии японской корпорации Mitsubishi и турецкой компании Gap Inşaat. Завершить строительство планируют в 2018 году.

Международное информационное агентство«Фергана»



В Казахстане отреставрировали документы жертв политических репрессий
2018-02-12 19:05 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Мемориально-музейный комплекс «АЛЖИР». Фото с официального сайта
В 2017 году в Казахстане восстановили документы жертв политических репрессий и тоталитаризма Акмолинского лагеря жен изменников родины («АЛЖИР»), говорится на сайте администрации Астаны.

Всего удалось отреставрировать 44 музейных экспоната, 30 из которых относятся к лагерю «АЛЖИР». Специалисты восстановили письма узниц лагеря и их детей, фотографии заключенных женщин 1930-х годов, справки о реабилитации. Были найдены документы и личные вещи заключенных Розы Цыпкиной, Марии Минкиной, Гайнижамал Гайсиной и других женщин. Большая часть оригиналов этих документов попала в музейный комплекс в 2015 году, отметила главный хранитель фондов Жанар Ергельдина.

Она добавила, что все материалы, попавшие в музей, представлены в экспозиции. «Только по Розе Цыпкиной прошли реставрацию 10 документов, среди них ее письма сыну Бэну из лагеря, фотографии и различные справки. Эти ценные бумаги и передал Бэн, который (на тот момент) жил в Калифорнии», - отметила Ергельдина.

Реставрацией документов занималась компания «Интеграция систем», специалисты провели консервацию фрагментов, удаление загрязнений, распрямление, восстановление утраченных фрагментов, склеивание. Восстановление этих документов входило в реализацию программы «Рухани жаңғыру» («Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).

Музейный комплекс жертв политических репрессий «АЛЖИР» был открыт 31 мая 2007 года. Его фонд насчитывает свыше 15 тысяч экспонатов. Акмолинский лагерь жен изменников родины действовал здесь с 1938 по 1953 годы. В первый год в нем находилось более восьми тысяч женщин.

Помимо «АЛЖИРА» в Казахстане былосоздано еще 10 концлагерей: Карлаг, Дальний, Степной, Песчаный, Камышлаг, Актюбинский, Джезказганлаг, Петропавловский, лагерь Кингир и Усть-Каменогорский.

Отметим, в июне 2017 года почти все кинотеатры Казахстана отказались показывать фильм «Алжир» режиссера Ануара Райбаева, снятый к 80-летию Акмолинского лагеря жен изменников родины.



В избранное