Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Мирзиеев рассказал о пожизненном сроке для бывшего заместителя Иноятова



Мирзиеев рассказал о пожизненном сроке для бывшего заместителя Иноятова
2018-02-09 17:40 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Шухрат Гулямов. Фото с сайта Ca-news.org
Бывший первый заместитель главы Службы национальной безопасности (СНБ), генерал Шухрат Гулямов приговорен к пожизненному заключению. Об этом президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев сообщил во время выступления 19 января в Сурхандарьинской области.

«Был в СНБ еще один борзый. Стал предателем родины и осужден пожизненно. Мерзавец по фамилии Гулямов. Но следы его до сих пор есть», - цитирует президента Kun.Uz.

В распоряжении издания оказалась аудиозапись сурхандарьинской речи Мирзиёева длительностью 4,5 минуты. Сообщение о выступлении президента, опубликованное «Ферганой» 8 февраля, основывалось на предоставленной «Озодлику» аудиозаписи длительностью 1,34 минуты.

Во время того же выступления президент сообщил об увольнении еще двух заместителей председателя СНБ, но в представленном Kun.Uz кусочке аудиозаписи прозвучала фамилия одного – Шухрата Ташпулатова. Пост замглавы СНБ Ташпулатов занял в июле 2017 года. Мирзиёев назвал его вором.

Ранее сообщалось, что в июле 2017 года Мирзиёев лишил Гулямова звания генерала и велел возбудить против него уголовное дело. По данным ряда СМИ, 10 августа 2017 года Высший военный суд Узбекистана признал Шухрата Гулямова виновным в посягательстве на конституционный строй и в организации контрабанды наркотиков, его приговорили к пожизненному заключению и возмещению ущерба государству в размере более $1 млрд.

Гулямов начал свою карьеру в спецслужбе с должности начальника Сурхандарьинского областного управления СНБ. В 2007 году Ислам Каримов удостоил его звания «Герой Узбекистана» («Узбекистон Кахрамони»). Согласно статье 18 закона Узбекистана «О государственных наградах», Гулямов будет или уже лишен этого звания и связанных с ним льгот.



Назарбаев упрекнул акимов областей в избытке ложной сакральности
2018-02-09 18:05 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Акимы (главы) ряда казахстанских областей проявляют излишнее рвение в поиске сакральных мест в своих регионах. Об этом президент республики Нурсултан Назарбаев объявил на расширенном заседании правительства, передает Inform.kz.

«Какие-то ничтожные объекты показывает, находит давно превратившиеся в руины мазары (могилы мусульманских святых. – Прим. «Ферганы») и говорит, что это сакральное место, – возмутился он, – вот я недавно смотрел телевизор, показывали якобы сакральное место в ЮКО, там есть водопад высотой 5-6 метров в Каратау. Этот водопад давно существует, ничего сакрального там нет, это все знают. Да что же это такое?! Мы же не говорим: «Найди непременно в своей области что-нибудь сакральное». Нет так нет», – объяснил президент. К главам каких именно регионов он обращался, в сообщении не указано.


Упомянутый Назарбаевым водопад. Фото с сайта Express.kz

Назарбаев предложил сформировать «сакральную карту» Казахстана весной прошлого года. Этот пункт значился в программе «Модернизация общественного сознания». Проект возглавил министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы, а основным исполнителем назначили Национальный музей РК. Уже к лету, по данным «Казахстанской правды», был составлен предварительный список макросакральных объектов (имеющих республиканское значение) и рабочая карта, где по каждому региону определено порядка 5–10 мест. В перечень, в частности, вошли Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, петроглифы Тамгалы, природные заповедники Коргалжын, Аксу Жабаглы и другие – всего около сотни объектов. Позднее, совместно с регионами начался сбор информации по списку микросакральных объектов (местного значения), работа по которому ведется до сих пор.


Нурсултан Назарбаев на встрече с акимами областей. Фото пресс-службы президента Казахстана

Как заявил в январе руководитель научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан» Берик Абдыгалиулы, при отборе объектов учитывались предложения краеведов и простых граждан. «Для нас не являлась самым главным архитектурная красота объекта, для нас была важна сама легенда. Мы этому уделяли основное внимание», – цитирует его слова «КазИнформ». Абдыгалиулы добавил, что в список вошли «объекты, которые считаются священными, почитаются в обществе».



Президент Узбекистана предложил включить шахматы в школьную программу
2018-02-09 18:06 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото с сайта Pixabay.com
Шавкат Мирзиёев предложил включить шахматы в школьную программу, сообщает официальный Telegram-канал президента Узбекистана.

Древняя игра в республике довольно популярна, настоящий шахматный бум произошел в 2004 году, когда узбекский гроссмейстер Рустам Касымджанов сенсационно завоевал титул чемпиона мира по версии ФИДЕ. В том же году спортсмен указом первого президента страны Ислама Каримова был награжден орденом Амира Темура. В настоящее время Касымджанов живет в Германии.

Федерация шахмат Узбекистана (ФШУ) была создана в 1996 году, членами организации являются более 1700 человек. По информации ФШУ, в республике насчитывается 11 международных гроссмейстеров из числа мужчин и три – в женском разряде. Титулы действующих чемпионов страны в высшей лиге принадлежат Алишеру Бегмуратову и Нодире Надиржановой.


Рустам Касымджанов. Фото с сайта Uz24.uz

Ранее сообщалось, что с нового учебного года шахматы появятся в школьной программе Таджикистана - по инициативе президента страны Эмомали Рахмона. О планах сделать уроки шахмат обязательными в общеобразовательных учебных заведениях России неоднократно заявляла министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

По мнению президента ФИДЕ (международной шахматной федерации) Кирсана Илюмжинова, «шахматы позволяют развивать не только логику, но и творчество, фантазию, поскольку работают оба полушария мозга. Когда будем вводить уроки шахмат в школах, задача — не чемпионов вырастить, а сделать так, чтобы дети лучше учились по другим предметам». Он сообщил, что после появления уроков шахмат в школах Калмыкии успеваемость поднялась на 40%.



Киргизия и Таджикистан установят на спорном участке границы мост вместо контейнера
2018-02-09 18:22 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

После временного обострения ситуации на киргизско-таджикской границе власти двух стран договорились построить новый мост через канал Гулякандоз в Баткенской области Киргизии. Об этом, как пишет Kloop.kg, сообщила пресс-секретарь администрации области Чолпон Бердикулова. Мост должен заменить контейнер, установленный местными жителями для перехода через канал.

Как рассказали в киргизской погранслужбе, жители села Сай в Баткенской области разместили на канале контейнер для школьников, которым в отсутствие переправы приходилось проделывать большой путь пешком, чтобы перейти через границу и попасть на занятия.


Мост из контейнера. Фото с сайта Azattyk.org

Это привело к тому, что Таджикистан 8 февраля в одностороннем порядке закрыл два КПП на границе - «Кулунду-автодорожный» и «Кайрагач-автодорожный», ограничив проход жителей и проезд автомобилей. На участке дороги «Максат—Кулунду», идущей через Сай, разместили таджикистанских военнослужащих, которые попытались перекрыть движение. Также они потребовали убрать контейнер с канала.

Через несколько часов Таджикистан открыл КПП, а пограничники покинули прилегающую местность.

Международное информационное агентство «Фергана»



Атлас, адрас и бекасаб. Что общего у Марлен Дитрих и таджикского золотого шитья
2018-02-09 19:06 ferghana@ferghana.ru (Ульфат Масум)

Фото предоставлено Нафисой Имрановой

Зимняя коллекция верхней одежды дизайнера Нафисы Имрановой сделана в модном сейчас стиле «oversize». Стиль этот подразумевает, что одежда оказывается на два-три размера больше реального размера клиента, это создает особенный образ, одновременно свободный и изящный. Нафиса Имранова сочетает классический европейский стиль и национальные узоры, и ее коллекцию заметили дизайнеры и покупатели не только в Таджикистане, но и в других странах.

Корреспондент «Ферганы» поговорила с Нафисой Имрановой о современной моде, восточных традициях и таджикских дизайнерах.

- Вам всего 27 лет, но вы уже многого добились. В чем особенности вашего бренда и вообще подхода к моде и стилю?

- Бренд, который я создаю, называется «Zhiwj» («Живч»). На моем родном шугнанском языке (один из памирских языков восточноиранской группы. – Прим. «Ферганы») это означает «любовь». Любовь – это то, что я ищу везде и всегда, будь то мои отношения с родственниками или мое увлечение рисованием и вышиванием. В этом смысле у меня было счастливое детство. Нас было пятеро детей, родители растили нас в любви. Моя мама одновременно занималась хозяйством, воспитанием детей и бизнесом – и все успевала.

Именно у мамы я научилась не опускать руки и не сдаваться. Мои родители для меня – нравственный ориентир, система координат, по которой я измеряю свои поступки. Несмотря на гражданскую войну, детство у меня было радостное. В школе я не любила естественные науки, зато любила рисовать, петь и танцевать. Родители поняли, что, видимо, у меня есть способности к искусству и в шестом классе меня отдали в Художественный колледж города Хорога.

Правда, судьба все-таки сыграла со мной шутку. В детстве я недолюбливала геометрию, а теперь жалею об этом – сейчас она бы мне очень пригодилась.

- Что вам дал факультет технологии и дизайна, который вы заканчивали?

- В первую очередь, он дал мне замечательных учителей. Народный художник Таджикистана Зухур Нурджанович Хабибуллаев, историк костюмов Рауф Мурадович Мурадов научили меня очень многому. Хотя, конечно, далеко не со всеми преподавателями сразу возникло взаимопонимание. На некоторых я обижалась, мне казалось, что меня недооценивают. Но и это принесло свою пользу. Критика раззадоривала меня, подстегивала, я старалась стать лучше всех. Сейчас я понимаю, что если бы не постоянные придирки тех преподавателей, я, скорее всего, стала бы заурядной портнихой.

В сентябре 2012 года, когда я была уже на 3-м курсе, мы, студенты Технологического, участвовали в проекте «Дизайн Душанбе». Я показала свою коллекцию «Горы Памира»: национальные платья и костюмы в авангардном стиле, но с памирскими узорами, выполненными в основных цветах национальной одежды – красном и белом. Жюри в тот раз высоко оценило мою работу, и это стало для меня хорошим стартом.

Уже в студенческие годы у меня появилась идея организовать показ за пределами университета. Но тут уже требовались серьезные деньги, которыми посторонние люди не очень-то хотели рисковать. К счастью, мне помогли мои друзья и близкие: Ахмадали Точиддинов, Тахмина Абдуназарова, Роза Хамраева, Назар Сулаймонов и Иван Самохин. И бренд «Zhiwj» тоже возник при их непосредственном участии. Тот мой показ мы назвали First step («Первый шаг») – и он, к счастью, прошел на ура. Позже, в январе 2013 года я стала победителем в конкурсе «Топ-50 стильных людей города Душанбе», который проводило радио «Ватан».


Зимняя коллекция – 2018. Фото предоставлено Нафисой Имрановой

- Вы закончили университет, но не остановились на этом, продолжили повышать свою квалификацию, участвовали в модных показах внутри страны и за рубежом...

- Учиться надо все время, по-другому нельзя, потому что мир меняется очень быстро, а мир моды – еще быстрей. Еще студенткой я стала волонтером Международного торгового центра (МТЦ). В 2014 году, когда закончила университет, МТЦ отправил меня в Сингапур, в Академию дизайна – для повышения квалификации и обмена опытом. Нам показывали уже готовые дома моды, цеха и фабрики, обучали, как нужно готовиться к созданию новой коллекции, как правильно использовать знания и вдохновение. Сначала азы, а потом и настоящие секреты мира моды я постигала именно там. Нашим наставником был Томас Тан, знаменитый дизайнер из сингапурской академии. Он и сейчас следит за моими работами и продолжает давать мне профессиональные советы. Конечно, после такого опыта в моем понимании моды произошел прорыв. Мне захотелось создавать вещи в новых для меня направлениях, а также совмещать европейскую классику и Восток. После поездки я сделала классическую коллекцию с национальными мотивами, где использовала атлас, адрас и бекасаб – традиционные ткани, которые наши ремесленники ткут вручную, так что работать с ними – тяжелый труд.

Позже разные люди говорили, что эта коллекция вышла уникальной. Именно с ней меня пригласили участвовать в Днях культуры Таджикистана в Москве, которые организовало наше посольство. Конечно, для меня было очень почетно представлять культуру моей страны на таком мероприятии. После закрытия меня наградили дипломом «Ифтихорчии фарханг» («Волонтер культуры»).

В сентябре 2015 Торговая палата Таджикистана объявила отбор для участия в итальянской выставке. Отбор проводили сами итальянцы, они выбирали то, что, по их мнению, отвечало мировым стандартам. Из 20 дизайнеров, которые презентовали свою продукцию, конкурс прошли всего 6, в их число попала и я. Как известно, Италия – это витрина модной индустрии. Так что для меня было настоящим подарком побывать там, пообщаться с местными дизайнерами, ощутить сам дух европейской моды.

После этой поездки я сделала две коллекции, куда вошли вечерние платья с национальными узорами и зардузи (шитье золотом) на черном бархате ручной работы. Тут я постаралась подчеркнуть особенности восточной женщины: хрупкость и нежность, и в то же время силу и уверенность. Мне удалось сочетать национальные мотивы с моим любимым классическим стилем. Надо сказать, что такое сочетание – это мой козырь, мой отличительный почерк, и я много работаю в этом направлении. В тех коллекциях источником моего вдохновения стали отчасти итальянские женщины, а отчасти – знаменитая Марлен Дитрих и ее стиль 40-ых годов. Сексуальные, нервные, роковые – в этих женщинах причудливым и гармоничным образом сочеталась непреклонная твердость и непередаваемая женственность.

Директор «Odessa Fashion Week» Зарина Семенюк как-то увидела мою коллекцию в интернете. Мои работы ей понравились, и она предложила мне участвовать в показе на Украине. Конечно, я с радостью согласилась. Показ для меня был и интересным, и полезным, там представили свои работы дизайнеры сразу нескольких государств: Украины, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

В 2017 году по программе «Sabit» я отправилась на месячные курсы повышения квалификации в Америке. Там были дизайнеры из разных стран, в том числе из Средней Азии. Мы побывали в четырех городах, в которых, в основном, и развивается американская мода: в Нью-Йорке, Лас-Вегасе, Лос-Анджелесе и Вашингтоне. Программа была очень насыщенной. Мы узнали, как действуют ассоциации дизайнеров, познакомились с американской индустрией моды и ее историей, увидели, как она работает, узнали, кто диктует моду в Америке сейчас, и, наконец, разобрались, что такое правильный бизнес-маркетинг в нашем деле.

Тут надо иметь в виду, что американский рынок требователен и одновременно очень строг. Здесь очень важна юридическая сторона дела: ты обязан подробно вести документацию, иметь все необходимые сертификаты, здесь «на авось» ничего не проходит. Однако тут есть и то, что сильно облегчает жизнь художнику – в частности, агенты, с которыми ты работаешь и которые занимаются рекламой твоего бренда. Ну и, разумеется, мы, дизайнеры, делились друг с другом своим опытом.

Поездка в Америку меня вдохновила. Вернувшись, я создала две новые коллекции. Первая была связана с четырьмя стихиями – землей, водой, ветром и огнем, с тем, как они проявляют себя в жизни современной женщины. Вторую коллекцию – верхней одежды – я продемонстрировала совсем недавно. Для нее мне пришлось очень внимательно изучить узоры четырех наших регионов. Затем я совместила их, переработала и в результате, как мне кажется, появилось что-то совершенно новое и необычное.


Из разных коллекций Нафисы Имрановой. Фото предоставлены дизайнером

- В ваших орнаментах есть знаки, которые встречаются не только в Таджикистане, но также в Киргизии, Казахстане и Узбекистане. Некоторые мотивы мне напомнили старинную памирскую верхнюю одежду, которая называется «гилем» (халат).

- Конечно, культура Востока разнообразна, и стран здесь много. Однако можно говорить и о явной культурной общности. Узоры на моей одежде по преимуществу таджикские, но я не могу сказать, что они только таджикские. Подобные узоры есть и в Индии, и в Узбекистане, и в Киргизии. Это традиционные листики, тюльпаны, или, например, перчики, характерные для индийских мотивов. Просто где-то эти узоры крупнее, где–то мельче, где-то в них добавляют дополнительные элементы. Работая с традицией, видоизменяя ее, получаешь что-то новое, необычное. Когда мы показывали свои модели на Украине, они удивлялись, потому что даже в их национальных одеждах тоже есть такие узоры.

- Как вы думаете, где удобнее заниматься модой, создавать ее? И что для вас ваш бренд?

- Думаю, удобство мы создаем себе сами. Неважно, в какой стране ты живешь, важен путь, который ты выбран, и что ты делаешь на этом пути. Нужно много работать над собой, изучать нюансы своей профессии, развивать и реализовывать свой потенциал, ставить перед собой новые цели и достигать их. Мне кажется, не бывает ничего невозможного, и у каждой проблемы есть свое решение. Просто нужно смотреть на вещи нестандартно и мыслить креативно. Если человек не зарывает талант в землю, если он активен, он будет востребован. Я, например, сначала решила добиться успеха у себя в стране, а уже потом начать осваивать и другие рынки.

Что же касается моего бренда, то в этом году ему исполняется пять лет. Бренд, это, конечно, ярлык, отличительный знак, по которому узнают тебя и твою одежду, но это еще и источник вдохновения. Мне мой бренд помогал создавать дизайнер Сафарбек Сабзалиев. Первый логотип он мне сделал еще в 2012-ом, в этом году мы с ним его обновили. Так или иначе, люди, когда видят наш логотип «Zhiwj», понимают, с чем это связано. И даже, может быть, не зная меня лично, они чувствуют, что мой бренд – это Памир, это любовь и красота в самом широком смысле. Это создание гармонии в человеке при помощи одежды.

- Удовлетворяет ли вас ситуация с дизайнерским искусством у нас в стране? С чем приходится сталкиваться?

- Дизайнерское искусство у нас пока слабое. Мы еще многому должны учиться. У нас есть какое-то количество коллекций для показов, но очень мало для повседневного ношения. Например, пальто из моей коллекции не только демонстрировались - они были подготовлены для продажи, и люди их купили. То есть это не «вещь в себе», эти пальто можно и нужно носить. Поэтому я думаю, что нужно сочетать модные показы и продажу коллекций. Как бы мода ни «крутилась», какие бы направления ни выбирала, у нас должен быть свой повседневный стиль, своя одежда.

В Америке нам говорили, что сейчас моду диктует улица, в моде street stile (уличный стиль). Журналы и блогеры уже не бегают только за fashion-фото. Они отправляют своих агентов на улицу и подсматривают, во что эта самая улица одевается. Да, улица бросает вызов подиуму, она пропагандирует свободу во всем. Это, конечно, нужно показывать и использовать, но не только это. Я думаю, что нам, живущим на Востоке, нужно беречь наше своеобразие. Это не значит, что надо ущемлять свободу выражения человека, но нужно не забывать о наших вековых традициях. И тут проходить очень тонкая грань, которую соблюдать нелегко, но необходимо.

К сожалению, у нас пока почти нет профессионально обученных моделей, нет школы для них, обучать их приходится на ходу. Иной раз модель наложит на себя тонну краски, за которой не то что индивидуальность ее не видна – вообще лица не разглядишь! Конечно, надо ретушировать недостатки внешности, но зачем делать девочке-модели мраморное лицо? Надо, чтобы был виден ее характер. К сожалению, у нас пока это не очень получается.


Нафиса Имранова со своими моделями. Фото предоставлено дизайнером

У нас ведь как обычно? Если Восток, то сразу ресницы до бровей, скулы и километровые косы. Но специфика Востока, его уникальность не в этом. Недаром говорят, что Восток – дело тонкое. Чтобы правильно делать свое дело, дизайнеры должны знать историю нашей культуры. Как минимум, хотя бы недавнего советского прошлого. Ведь оно доступно даже по фотографиям наших родителей. Там все просто, со вкусом, и нет вот этой вычурной тяжелой роскоши, которую мы сейчас стараемся демонстрировать. Мне, например, нравится Наргис Бандишоева, знаменитая наша певица, к сожалению, умершая очень рано. Посмотрите только на ее хрупкость, ее нежность, ее развевающиеся одежды! Мне кажется, что сейчас в нашей стране она вполне могла бы быть образцом, тем, что называется «иконой стиля».

Наверное, кто-то заметит, что легко говорить о воздушности и изяществе – а как же традиционная многослойность нашей одежды? Да, конечно, это было. Более того, в этом была необходимость: именно многослойность защищала нас от агрессивной окружающей среды, она сберегала температуру тела человека и зимой, и летом. Однако это вовсе не значит, что всего было слишком много и вперемешку. То же самое зардузи (шитье золотом) раньше не наносилось на всю одежду, как сейчас, – были лишь тончайшие нити и стежки, красивый узор.

- В чем состоит ваша личная философия? Что вы принимаете, а что нет?

- Я не люблю жить по чужим правилам, которые пытаются мне навязать. Мне претит все время следовать надуманным условностям. Мне интересно плыть против течения, отстаивать свои принципы, но в то же время жить в мире и гармонии со всем, что меня окружает. Конечно, мне это удается не всегда, но я стараюсь этому следовать.

Для развития моей одежды и моего бренда мне нужно прямое общение с людьми. Это поддерживает и вдохновляет. Например, я вывесила в Инстаграме фотографии моей последней коллекции. Одна девушка, увидев их, написала, что если раньше у нас шили одни вечерние платья, теперь наконец-то появился таджикский дизайнер, создающий фасоны, которые можно не только на подиуме показывать, но и носить в повседневной жизни. И речь идет уже не только о платьях, но и о верхней одежде.

Конечно, такие отзывы дают стимул, порождают вдохновение. Более того, это уже прямое руководство к действию. У всех бывают тяжелые моменты, когда вдруг кажется, что у тебя ничего не получается, что надо со всем этим заканчивать. И вот в такие моменты очень ободряют подобные письма. Хочется думать, что это Бог через людей посылает тебе свое благословение. И ты понимаешь, что нельзя отчаиваться, нужно подняться и двигаться вперед. И ты встаешь - и опять шагаешь по своему пути.

Ульфат Масум



Иранским атлетам подарили олимпийские смартфоны после угрозы Тегерана бойкотировать Samsung
2018-02-09 19:20 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Иранская делегация на открытии Игр в Пхенчхане. Фото с сайта Olympic.org
Оргкомитет зимних Олимпийских игр в Пхенчхане принес официальные извинения иранской делегации за отказ дарить сборной приветственные подарки в виде смартфонов. Об этом сообщает IFPnews.

В письме, подписанном заместителем генерального директора Международного олимпийского комитета Пером Миро, говорится, что инцидент произошел из-за несогласованности действий подразделений оргкомитета. Миро выразил «глубокие сожаления в связи неприятной ситуацией с распределением смартфонов». Кроме того, организаторы заявили, что спортсмены получат телефоны наравне с остальными участниками игр.

Ранее сообщалось, что всем атлетам, приехавшим на зимнюю Олимпиаду в Пхенчхан, должны вручить подарочные смартфоны Samsung Galaxy Note 8. При этом организаторы заявили, что гаджеты из специальной лимитированной серии из-за санкций Совбеза ООН не получат спортсменов двух сборных – Ирана и Северной Кореи.

Это вызвало резкую реакцию в Иране. Министерство иностранных дел страны вызвало посла Южной Кореи в Тегеране для объяснений отказа вручать гаджеты. В ведомстве заявили, что, если компания Samsung не извинится, это серьезно повлияет на торговые отношения двух стран. Корейский производитель в ответ выпустил заявление, в котором лишь указал, что не отвечает за распределение подарков на Олимпиаде.

Иранская сторона также напомнила, что большая часть санкций с них уже снята, а Samsung официально представлен в Иране.

Тем не менее против Северной Кореи действуют санкции, запрещающие продажу предметов роскоши. Организаторы пообещали, что выдадут смартфоны и атлетам из КНДР, однако попросят их не забирать домой после окончания игр.

От Ирана на Олимпиаде в Пхенчхане участвуют четыре спортсмена. Северная Корея представлена 10 атлетами. Еще 12 человек от КНДР представлены в совместной с Южной Кореей женской сборной по хоккею.



Назарбаев уволил министра труда за провал программы медицинского страхования
2018-02-09 19:37 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Тамара Дуйсенова. Фото с сайта Nur.kz
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уволил министра труда и социальной защиты населения Тамару Дуйсенову, передает пресс-служба главы государства. На ее место назначена Мадина Абылкасымова, которая ранее занимала пост замминистра национальной экономики.

Новость об отставке появилась на сайте Акорды спустя несколько часов после расширенного заседания правительства, на котором Назарбаев раскритиковал работу Дуйсеновой. Глава государства попенял ей на срыв сроков внедрения программы обязательного социально-медицинского страхования (ОСМС). Со слов президента, это произошло из-за «проблем с вовлечением в систему самозанятого населения». «Они не платят налогов, короче говоря, находятся в тени. Я неоднократно на протяжении как минимум пяти лет говорю об этом. Давал конкретные поручения. Однако ими никто предметно не занимается. Министру Дуйсеновой я несколько раз говорил. Что случилось, Тамара, скажи? Или ты устала на этой работе?» – обратился Назарбаев к министру.

Та ответила, что ведомство провело большую работу и за пять лет перевело 500 тысяч человек в категорию наемных работников. «В этом году планируем еще 400 тысяч добавить в категорию эту. Нурсултан Абишевич, есть уволенные сотрудники, которые потеряли свою работу, есть те, кто окончил учебу и не смог устроится по работе. Они все идут к нам. В том году 261 тысяча к нам пришли. Если мы будет работать также, то будут изменения. 700-800 тысяч человек будут менять категорию. Нужны новые рабочие места, но пока их нет», – сказала министр.

Обязательное социально-медицинское страхование собирались ввести в Казахстане еще в 2017 году. Однако сроки перенесли на три года из-за того, что несколько миллионов человек, которые работают на себя, либо неофициально, оказались «за бортом» этой системы и могли лишиться доступа к медицинским услугам. В частности, вставал вопрос о том, кто будет оплачивать за них взносы в фонд ОСМС. Стоит отметить, что этот фонд уже функционирует и работодатели отчисляют в него часть заработной платы сотрудников. В 2018 году размер отчислений составил 1,5%.



В избранное