В Союзе писателей сегодня состоялась презентация нового печатного органа организации. Как передает TrendLife, называться газета будет «Мир литературы». Газета выпускается на русском языке, пока раз в месяц. Главным редактором ее является главный редактор «Адабият газети» Аяз Вафалы, а шеф-редактором известный журналист Асим Джалилов.
Вот, что сказал о презентации для TrendLIfe Аяз Вафалы: «Сегодня знаменательный день в жизни азербайджанской литературы, потому что выпущена новая газета «Мир литературы» на русском языке. Она состоит из шестнадцати страниц и рассчитана на читателей из стран СНГ. Сегодня очень многие деятели культуры Азербайджана живут за рубежом. И мы поддерживаем с ними отношения, в основном, только по телефону. Частой темой наших с ними разговоров было создание как раз вот такой газеты. «Мир литературы» будет распространяться во всех странах СНГ».
На презентации также выступали председатель Союза писателей Азербайджана Анар, ректор Славянского университета Кямал Абдулла, известный поэт Фикрет Годжа, писатель Чингиз Абдуллаев, члены редакционной коллегии и другие. Но все желали фактически одного: пропаганды азербайджанской литературы за рубежом путем газеты «Мир литературы». Это и является по-видимому одной из основных целей издания. Дай Бог, чтобы так оно и было.
20, 21 и 22 июля в грузинском городе Кабулетти состоится очередной чемпионат Южного Кавказа по игре «Что? Где? Когда?». Как сообщил TrendLife глава продюсерского центра game.az Балаш Касумов, Азербайджан там будет представлять ряд команд. «В Грузию поедет команда Анара Наджфли, Фаика Гусейнова, моя команда, в которой не будет только Ровшана Аскерова, зато сыграет Дмитрий Авдеенко. Также мы планируем повести туда команды из Мингячевира и Гянджи. Надеемся, что вернемся, как и в прошлом году, с победой», - подчеркнул Б.Касумов.
11 июля - год со дня смерти прославленного азербайджанского кинорежиссера Расима Оджагова. Он был из тех мастеров ХХ века, которые сыграли значительную роль в развитии азербайджанского искусства. Его работы принесли нашему киноискусству успех и известность и вошли в золотой фонд азербайджанского кинематографа. Снятые им фильмы построены на чувстве, на глубокой психологической проработке образов. Заслуги талантливого режиссера Оджагова в развитии национальной культуры кино получили высокую оценку. Он был удостоен ряда государственных наград и почетных званий, в том числе высокой награды ордена "Слава".
Фильмы Расима Оджагова еще в 80-е годы прошлого века стали событием не только азербайджанского кинематографа, но и всего Советского Союза. Лента «Допрос» по сценарию Рустама Ибрагимбекова имела оглушительный успех и была удостоена Государственной премии СССР, что для продукции «не центральных» студий было весьма значительным событием. Это произошло через 33 года после того, как «Аршин мал алан» в 1948 году получил Сталинскую премию (так называлась тогда Госпремия). Тем самым Расим Оджагов еще раз подтвердил высокий класс азербайджанского кино.
Александр Калягин, народный артист СССР:
«Одно из самых радостных и счастливых моих воспоминаний жизни - это работа с Расимом Оджаговым, дружба с ним и общение. В нем обнаруживались такие горизонты, что захватывало дух. Достоинство сочеталось с легкостью и веселым нравом, высокий профессионализм - с особенной восточной мудростью. Если он кого-то любил, то любил беззаветно. Я снялся у него в нескольких фильмах, и всегда, кроме таланта и мастерства, меня в нем восхищали честность, гражданская позиция художника. Помню, как мы работали над картиной "Допрос", в которой было много острых моментов, но он ни разу не пошел на компромисс, нигде не солгал. Я тогда признался, что было бы ужасно, если бы в моей актерской биографии не было следователя Ганиева. Не потому, что за эту роль потом получил Государственную премию СССР, а потому, что мне эта работа очень много дала как артисту, как человеку».
Расим Оджагов принадлежал к плеяде людей, свободных в своих убеждениях, он не подчинялся партийным и идеологическим обязательствам. Это был художник с большой буквы, абсолютно бескорыстный. Не лгал, не лицемерил. Он был правдивым, пунктуальным. И сам себя считал счастливым человеком. И потому все его фильмы удачные.
Рамиз Фаталиев, сценарист, кинорежиссер:
«Он был нетерпим к фальши. В любых ее проявлениях. У него на нее был, выражаясь термином музыкантов, абсолютный слух. Он ее обнаруживал сразу - даже самую скрытую, самую принаряженную, самую закамуфлированную. Расим был крайне нетерпим к лизоблюдству. Во всех его формах. Лесть и угодничество вызывали у него отвращение - почти физическое. Он презирал чинуш и приспособленцев, хвастунов и ханжей.Его отношение к людям никогда и ни в коей мере не находилось в зависимости от их положения в обществе. Он был абсолютно одинаков - и в манерах, и в жестах, и в лексиконе - со всеми, с кем общался; от рабочего до руководителя страны.
Он ни разу в жизни не работал в угоду кому-либо или чему-либо. Ему претила даже сама мысль о работе по расчету. Он вообще никогда и ничего не делал по расчету. Не хотел (а может, даже и не умел). Хотя предлагали. Сулили. Прельщали. И не раз. Он никогда и ничего для себя не просил. Ни у кого, ни при каких обстоятельствах.
Он был, пожалуй, единственным в нашем кинематографе, кто, сменив одну профессию на другую, сумел добиться в ней еще более впечатляющих успехов, чем в первой.
И, скорее всего, потому, что, как никто, умел трудиться. Не растрачивал дарованный от Бога талант на пустяки, а денно и нощно материализовывал его в своих работах. И при этом был крайне требователен - и в первую очередь к себе самому. Беспощадно требователен, я бы сказал. Принято считать, что свято место пусто не бывает. По-моему, это придумано и сказано про чиновников. И про их штатные расписания. А место художника, если он Художник, - всегда остается пусто. Во вторник прошлой недели место Расима Од-жагова осталось пусто. И будет пусто всегда».
Он был талантлив. Это бесспорно давало ему право быть своеобразным. Иногда он сидел без работы. Не то, что ему нечего было снимать. Нет. Все дело в том, что он был принципиален и снимал то, что хотел, к чему лежала душа.
Расим Балаев - народный артист Азербайджана, председатель Союза кинематографистов:
«Если сценарий ему не подходил, он говорил: «Нет, это не моя тема». При этом я на киностудии знал многих, которые были всеядны, что им ни предлагали, они не отказывались. Снимали и сказку, и комедию, и драму – словом, все. А у этого человека была своя тема. На съемочной площадке был строг и собран. Я многому у него научился. К примеру, когда я входил в роль, то иной раз переигрывал, и получалось театрально. Тогда Расим меня останавливал и говорил, что кино любит простоту. В кино следует играть тоньше».
Он был одним из тех представителей отечественного кинематографа, которые умело использовали традиции мирового кино. Стилистика его картин, его творческая манера узнаваемы: четкая композиция кадра, строгая графическая отточенность изображения в драматических эпизодах и трогательная пастель – в лирических. В его режиссерской работе видна закономерная связь с новациями Оджагова-кинооператора.
Он учился во ВГИКе - одном из лучших кинематографических учебных заведений в мире, в годы, когда в кино господствовал итальянский неореализм. Фильмы Р.Росселини, В. де Сика, Дж. Де Сантиса, Л.Висконти и др. прославленных мастеров определили художественные пристрастия Расима Оджагова на всю жизнь. Слава кинорежиссера никогда не давала покоя творческим людям, но не все могли достичь этой мечты. У известного режиссера Сергея Герасимова была злая шутка насчет операторов, желающих стать режиссерами: “Как может ставить картину человек, который все время смотрит на мир сквозь узкую щель кинокамеры?” Конечно, было немало исключений, опровергающих скептицизм мэтра. Одним из таких исключений стал творческий путь Расима Оджагова как режиссера.Для того, чтобы осуществить свою мечту - стать режиссером-постановщиком - Расим Оджагов уже в нестуденческом возрасте, имея за плечами работу в кино в качестве одного из ведущих азербайджанских операторов решил продолжить обучение в Бакинском театральном институте, на режиссерском факультете. Разумеется, ему это было нужно, чтобы преодолеть чисто формальные, бюрократические препоны, иметь на руках ксиву - диплом о режиссерском образовании. Хотя вряд ли это обучение могло дать ему что-то сверх того, что он уже получил во ВГИКе.
Волей и упорством Расим Оджагов наконец- то добился права снимать фильмы. А в качестве режиссерского дебюта он должен был снять фильм по навязанному ему сценарию. Но уже в результате этой первой работы он добился права не только снимать, но и снимать то, что ему по душе. И подлинным его режиссерским дебютом стал фильм “Звук свирели”, снятый по повестям нашего выдающегося писателя Исы Гусейнова.А затем начались годы долгого плодотворного сотрудничества с Рустамом Ибрагимбековым. Десятки фильмов, созданные тандемом Р.Оджагов - Р.Ибрагимбеков - принесли обоим заслуженную славу далеко за пределами Азербайджана, получили самые престижные республиканские, всесоюзные и международные премии и призы, а самое главное, определили лицо азербайджанского кинематографа на период его истории. Шафига Мамедова, народная артистка Азербайджана, лауреат госпремий СССР и Азербайджана: «Мы были друзьями. Я очень высоко его ценила – как режиссера, как человека. Он подарил мне столько радостей. Все мои лучшие роли связаны с ним, с его фильмами. Подарил свободу, веру в себя. Я беседовала с ним почти каждый день. Я говорила ему при встречах: «Ну что ты куришь, тебе же нельзя!». Он в ответ улыбался и говорил: «Теперь можно»…