Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Русская судьба познается в сравнении

 

Обложился романами венесуэльских классиков об эпохе «демократического цезаризма» всенародно-избранного мачо-каудильо Хуана Висенте Гомеса (1909-1935). До мелочей – схожесть с эпохой Владимира Владимировича Путина (1999-?). И нефтяной бум, и нацпроекты с нефтедолларового ливня, и погашение внешних долгов, и ярое подавление несогласных. И приближенный к Гомесу философ и одно время министр внутренних дел Лауреано Вальенилья Ланс со своей доктриной «необходимости жандарма-цезаря» очень напоминает Владислава Юрьевича Суркова с его концепцией «суверенной демократии». И два преемника, и зиц-президентство, и снова возвращение во власть, и снова подбор нового зиц-президента. Ведь править «андскому тигру» пришлось 26 лет до естественной смерти в возрасте 78 лет. А Путину до такого возраста – почти четверть века. За это время не один зиц-президент сменится, но демодернизационная суть режима останется.

Не только Мигель Отеро Сильва (Лихорадка, 1939) и Артуро Услар Пьетри (Заупокойная месса, 1976) под рукой, но и Ромуло Гальегос (Донья Барбара, 1929). Вообще Ромуло Гальегос – ключевая фигура. Он вырос из Льва Толстого и всю жизнь почитал его и видел созвучия русской народной и венесуэльской низовой душ. Гальегос был близок Толстому и антифеодальной направленностью своих произведений, и устремленностью к исследованию мотивов человеческого поведения, и особенно своими нравственными идеалами. Во многом повторяющие толстовскую проповедь самоусовершенствования человека, они были отмечены тем же неприятием организованной революционной борьы, которое характеризовало Толстого. Вместе с тем принципы нравственности, которые, следуя Толстому, проповедовал автор «Доньи Барбары», выражали близкие ему патриархальные чувства народа. Вот в этой-то связи Гальегоса с народом, в попытке объяснить мир не только на основе философского противопоставления «варварство – цивилизация», но и через мировосприятие народа и заключается высокий гуманистический пафос романа «Донья Барбара» (Кутейщикова Вера Николаевна. Творчество Л.Н. Толстого и общественно-литературная жизнь Латинской Америки конца XIX - начала XX века // Из истории литературных связей. Москва, 1962, стр. 239-240).

В 1948 году он стал первым демократически избранным президентом Венесуэлы. И я поразился, до чего же его ходы мысли и идеалы в 1909 году, после смены тамошнего Ельцина (Сиприано Кастро) на тамошнего Путина (Хуан Висенте Гомес), напоминают упования-надежды многих нынешних российских интеллектуалов на свободу и модернизацию при новом правителе.

Так, в 1909 году, когда Гомес только что пришел к власти, Гальегос с группой друзей из Каракасского университета основал журнал «Альборадо». «Сущность «Альборады», - вспоминал один из организаторов журнала Хулио Планчарт, - можно было определить словами большого португальского поэта Гера Жункейра, - «боль за Родину». Отсталость венесуэльского народа, его бедность и невежество наполняли отчаянием наши сердца; мы не знали, как излечить этот недуг, но стремились честно смотреть правде в глаза. Эту-то «боль за Родину» мы и выразили в «Альбораде»» (Planchart J. Temas criticas. Caracas, 1948, p. 439). Как и активисты нашей лево-патриотической коалиции «Родина», молодые участники журнала «Альборадо» вначале были преисполнены радужных упований в связи с приходом нового правителя Гомеса (=Путина) – они поверили, что он захочет вывести страну на путь демократии, самоутверждения и прогресса. Однако новый правитель не замедлил их разочаровать. Тамошняя «Альборада», как и наша «Родина», показалась ему подозрительной, и через несколько месяцев и журнал там, и коалиция здесь оказались у разбитого корыта. «Это была одна из первых акций нового венесуэльского диктатора, намного превзошедшего своего предшественника жестокостью, деспотизмом и невежеством. В обстановке свирепой тирании этого полуграмотного бандита, продолжавшейся более четверти века, и прошел большую часть творческого пути крупнейший венесуэльский романист» (Кутейщикова В.Н. Роман Латинской Америки в ХХ веке. – Москва: Наука, 1964, стр. 114).

После закрытия «Альборады» Гальегос и его товарищи продолжали свою литературную деятельность в журнале «Кохо иллюстрадо», самом крупном и популярном в то время не только в Венесуэле, но и во всей Латинской Америке, а наши «родинцы» и либеральные и консервативные яркие публицисты оседлали Интернет-издания и бумажные журналы и газеты. Некоторые покинули Родину, а некоторые приняли участие в бунте несогласной молодежи из Каракасского университета в 1928 году, почти на двадцатом году тирании Гомеса. После разгрома молодежного восстания, режим попытался немного лавировать, и Гальегос в 1929 году стал сенатором, но через несколько месяцев, убедившись в подлости и безнадежности окружения Гомеса, предпочел уехать в эмиграцию. Когда же Гомес скончался своей смертью, Гальегос вернулся и стал министром просвещения, а затем в 1948 году – президентом страны, пока его не свергли реакционные силовики. И Гальегос, выехав в Мексику, возглавил Межамериканскую комиссию по правам человека.

Почему же на родине Франcиско де Миранды и Симона Боливара видим по сей день порочный круг «нищета низов – авторитаризм верхов»? Почему не нашлось нешкурного лидера, способного приступить к модернизации, как на наших глазах сделали Фернандо Энрико Кардозо в Бразилии или Махатхир бин Мохамад в Малайзии или Ли Куан Ю в Сингапуре или руководители КНР и Индии? Да зачем далеко ходить – под боком модернизационный триумф соседней Японии, в которой в 1860-х годах образовалась «критическая масса» из дюжины сплоченных орговиков, самым ярким из которых был легендарный молодой самурай Рёма Сакамото. И эта кучка «японских декабристов» свершила в 1867-1868 годах Революцию Мэйдзи и приступила к буржуазно-демократическим преобразованиям и менее чем через сорок лет разбила полуфеодальную Российскую Империю. Масоны Миранды и Боливара тоже победили в 1810-х годах, но затем, в отличие от японских модернизаторов, не высвободили низовую субъектность и не смогли модернизировать Латинскую Америку, как ранее сделали масоны-основатели США. И если бы на Руси 14 декабря 1825 года победили масоны-декабристы, то ещё не факт, что они решились бы на модернизацию. Во всяком случае, мы видели в 1991 году, как у нас победила шкурно-мародерская группировка и тут же развалила страну и компрадорски бросила её на поток и разорение. И снова мы отброшены в неофеодализм, и нет сил народа породить дюжину сплоченных пассионариев, и пока не видно конца беспросветности «русского гомеса».


В избранное