Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Молодость нации – не порок, а возмездие и надежда

 

Забудь народ, выковывая нацию! Народ – нечто рассыпанное и требующее организации и руководства. «Порядка у нас нет, придите и володейте нами». Народ – это изжившая себя и уводящая в исторический тупик просвещенческо-надстроечная мифологема. А нация – это прежде всего самоорганизация, это волевое самоутвержение в острейшей конкуренции и борьбе и даже войне с внутренними и внешними десубъектизаторами. Народ – личинка, а нация – взлёт в новое измерение. Отряхнем прах личинки и скорлупу яйца с наших ног! В борьбе за базис самодостаточности обретём право своё! Мы, русские, ещё не родились как нация. Поэтому смешно «поднимать массы» и понуждать русского мужика запрягать и затем быстро ехать. Сам иди в стан бьющихся и гибнущих за великое дело свободы. А мужик-народ никуда не денется и возвысится к субъектности нации, если ты победишь.

Победителями старого порядка всегда оказывались самые молодые его сыны – Кронос над Ураном, Зевс над Кроносом, Яфет над Хамом и даже Симом («Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» - Бытие 9:27). И мы, прямые потомки Иафета, не станем ли самой молодой нацией в мире, если сложится в утробе русского народа «критическая масса» низовой субъектности и взорвется как чудо и непреклонность и явит себя свету белому-вольному и увенчает Богочеловечество.

Японцы как нация возникли 2 января 1866 года, когда при посредничестве Рёма Сакамото прошли переговоры между Когоро Кацурой и Такамори Сайго, после чего был заключён союз провинций Сатсума и Тёсю. Прошло почти два года, и 14 октября 1867 года последний сёгун Йошинобу Токугава был вынужден передать всю полноту государственной власти Императору Японии. Индийская нация возникла 29 декабря 1885 кода, когда дюжина индийских субъектников-орговиков при поддержке английских сторонников Елены Блаватской организовала в Бомбее Индийский Национальный Конгресс. Китайскую нацию в виде Объединенного союза (Тунмэнхой) организовал Сунь Ятсен 20 августа 1905 года в Токио, где собралась дюжина антифеодально-антиманьчжурских китайских эмигрантов, которые в 1911 году свершили Синхайскую революцию (в 1912 году Тунмэнхой преобразовалась в Национальную партию – Гоминьдан). У нас же, русских, - всё впереди, наша дюжина орговиков-пассионариев ещё не сплотилась, не взорвалась. Значит, если мы взорвемся, то станем самыми молодыми и потому самыми сильными.

Такие мысли овладели мной, когда изучил монографию о японском субъектнике Таока Рэйун (1870-1912). Читал – не мог оторваться, насколько близки его мысли моим. Днем во вторник 11 марта 2008 года вывез из библиотеки журнала «Новый мир» не менее трех центнеров книг, и среди них на глаза попалась – Бугаева Дагмара Павловна. Таока Рейун – японский критик и писатель-документалист. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 184 стр. Особенно впечатлила главка «Разработка исторической темы в «Биографиях бунтовщиков Мэйдзи» («Мэйдзи хансиндэн»). Право на бунт и роль бунта в развитии общества» (стр. 130-143). И вообще Таока Рэйун – пассионарный и провидческий. Предисловие к книге открывается следующими словами (стр. 5):

«Читатель этой книги познакомится с Таока Рэйуном (1870-1912) - незаурядной личностью в истории японской культуры конца XIX - начала XX века: страстным публицистом, литературным критиком, писателем-документалистом, переводчиком, ученым. Он жил в эпоху Мэйдзи, наступившей в Японии после так называемой революции Мэйдзи.

/КОММЕНТАРИЙ стр. 169: «Революция Мэйдзи» - события 1867-1868 годов, в результате которых Япония вступила на Путь капиталистического развития. В японской буржуазной историографии именуется «Мэйдзи исин» (исин – обновление /модернизация/) – «Обновлние Мэйдзи». Эпоха Мэйдзи (1868-1912) («Мэйдзи» - просвещенное правление) – название периода правления императора Муцухито, вступившего на престол в 1868 году. По традиционно существующей в Японии системе династийного летоисчисления вступление на престол императора знаменует начало нового периода, получающего особое название/

Эта эпоха вписала в историю Японии много имен людей, оставивших яркий след в самых разных сферах жизни японского общества. Некоторые из них не забыты и сегодня, другие привлекают внимание лишь специалистов в той или иной области знаний. Но есть среди деятелей японской культуры эпохи Мэйдзи люди, чье творчество в силу объективно сложившихся обстоятельств - чаще всего из-за цензурной политики властей - оказалось несправедливо вычеркнутым не только из памяти народа, но и из истории культуры. К их числу принадлежит Таока Рэйун.

Его творческую судьбу трудно назвать счастливой. Человек разносторонне одаренный, он при жизни не знал громкой славы, многие его произведения запрещались цензурой. А после смерти он стал, по выражению профессора Иэнага Сабуро, «забытым мыслителем». Однако таковы уж особенности истории культуры, что яркие творческие судьбы не могут быть забыты окончательно, ибо в мировой художественной культуре, как пишет М. Бахтин, «нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения» (Бахтин М. Эстетика словесного творчества. Москва, 1979, стр. 373).

Мы почти два века, если считать с восстания субъектников-декабристов 14 (26) декабря 1825 года, не можем довершить субъектно-демократическую революцию, в отличие от «японских декабристов» - молодых самураев, которым в 1867-1868 годах это удалось. И наш русский народ продолжает оставаться в массе в досубъектном состоянии, и даже «столыпинизацию» низов мы не прошли, а ныне при Путине вообще землю выдергивают у нас из-под ног. Но наши почти растоптанные когда-то соседи китайцы и индийцы, не говоря о японцах, сумели всё же сконцентрировать в себе энергетику народа и прорваться к нации. Как ни сломлена и рассыпана ныне русская низовая масса, почва Русской Земли и взмах Русского Духа пока не иссякли окончательно, а саможертвенность может в конце концов взять верх над доминирующей вокруг шкурностью и выплавить из народной руды национальную сталь, как давно произошло на старшинствующем Западе и на наших глазах происходит в более национально-молодых (и народно-древних) пробуждающихся странах Востока.


В избранное