Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Титаны и боги, или Рабочий как призрак и предвестник

 

Осмысляя прошедшее столетие и особенно великую протоэсхатологическую Русскую Революцию, вникаю в два трактата – Климент Аркадьевич Тимирязев «Красное знамя» (июнь 1917) и Эрнст Юнгер «Рабочий» (Der Arbeiter, 1932). Один передает суть советского замысла «диктатуры пролетариата», другой раскрывает смысл слова «рабочая» в названии NSDAP (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия). Рабочий предстает теургом, сверхчеловеком, преобразователем мира. Как в поэтическом прозрении воскликнул Владимир Маяковский - “Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс”. И когда в 1991 рухнул Советский Союз и с ним вместе изживший себя индустриализм с его «культурным героем» Рабочим, то Эрнст Юнгер (1895-1998) в 1993 году написал эссе «Прогнозы» (Jünger E. Prognosen. - München: Edition Bernd Klüser, 1993. - 78 Seiten), в котором возвестил грядущий конец эры титанов, символизируемой Рабочим, и возврат эры богов. Боги и титаны взаимосопряжены, как бытие и сущее, и именно титаны рождают богов, выковывая-«программируя» их в сущем, а боги в свою очередь задают смысл титанического труда, граничащего с Сизифовым. Но на самом деле титаны готовят конец, знаменующий обновление богов. «Титаны живут и действуют во времени. Их власть подтверждается в Вечном возращении. Эта вечность - не конец времени и времен, а их растяжение в бесконечность. Одно сечение - и конец достигнут» (Prognosen, S. 36).

Боги – вечны, а точнее вневременны. «И вневременное нам не чуждо. Мы приходим от него и идем к нему: оно сопровождает нас в пути, как единственная ноша, которую нельзя потерять. Оно отбрасывает на нас тень, когда мы страдаем, и дарует жизнь, когда его свет касается нас» (S. 12-13). Богосаможертвоприношение богов руками титанов – вот высший акт Круга Времени, истории. Этот архетип, кстати, определяет смысл фильма Лукино Висконти «Гибель богов» (1969). «О возвращении богов можно догадываться, но его нельзя ни вычислить, ни предсказать. Однако они должны появляться, ибо без богов нет культуры. Накануне великих перемен с их явлением связывают как наивные, так и обоснованные ожидания. Одно явление может отбрасывать блики тысячу лет и даже больше, откликаться эхом, и все же со временем оно слабеет, и теология блекнет. Любая проповедь превращается в более или менее удачную надгробную речь. Поэтому на могилах она воздействует сильнее всего. В междуцарствии боги несвоевременны даже в поэзии: лучше всего нейтрализуется их имя. Этому отвечает то, что божественное, желая явиться в высшем духовном обличье, не нуждается в масках животных или людей. Правда, новые мутации обусловливают новый уровень знания. В нем не будет нужды, ибо ножницы режут вернее всего тогда, когда начинают смыкаться» (S. 36-38).

Эрнст Юнгер в канун своего столетия подчеркивает, что титаномахия и сумерки богов метаисторичны - из природы и космоса они вторгаются в историю. «С точки зрения времени следует предположить, что титаны предшествовали богам и управляли хаосом. Согласно мифу, титаны зачали богов и научили их. Их восстание сотрясает Олимп - Зевс сковывает их и заточает в подземное царство. Однако они возвращаются - например, скованный Прометей в виде гештальта Рабочего. Боги творят вне времени; титаны действуют и изобретают во времени. Они в большей мере родственны технике, нежели искусствам. Оттого-то Гёльдерлин советует поэту уснуть и искать утешения у Диониса, пока господствуют "железные", - однако он знает, что боги вернутся» (S. 14-15). Искусство же должно хранить знание об этом возвращении. В планетарном "мировом государстве", в эпоху которого мы вступили, возвещает Эрнст Юнгер, могуществу масс будут противостоять небольшие элиты, способные придать искусству и языку новую форму. Искусство может иметь магический характер, как в сюрреализме, однако это не главное. В художественном творении, повторяет Эрнст Юнгер мысль своего друга Мартина Хайдеггера, выходит в непотаенность (a-letheia = истина) Трансценденция.

Эссе «Рабочий» - это, по оценкам современников и разнообразных последователей Эрнста Юнгера, «диагноз времени» (Brock E.: “Zeitdiagnose”), «самоосознание модерна» (Bohrer K.-H.: “das überwache Bewußtsein der Moderne”), «авторизированный глашатай духа времени» (Schwarz H.-P.: “der autorisierte Sprecher des Zeitgeistes”), «зоркая книга» (Heidegger M.: “ein hellsichtiges Buch”). Хайдеггер увидел в этом эссе требование времени «выучиться» «смотреть на настоящее в оптике «Рабочего»». Труд Юнгера «имеет вес», потому что его «описания открыли глаза и «позволили говорить»… о новой действительности, связанной с явлением Рабочего. О действительности, которая рождалась на глазах современников и никак не позволяла подогнать себя под существующие масштабы» (Михайловский Александр Владиславович. Послесловие переводчика // Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. – Санкт-Петербург: Наука, 2000, стр. 539).

А великий русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) в своем вдохновенном эссе «Красное знамя», написанном в июне 1917 года ещё до Великого Октября, затрагивает не только феноменологию сущего, но и онтологию нашей осененной бытием революции. Вот передо мной – иллюстрированное издание полувековой давности – Тимирязев К.А. Красное знамя (Притча ученого). – Москва: Советская Россия, 1958. – 24 стр. Передает основную мысль эссе следующие слова из Приветствия ученого «первому русскому рабочему факультету», образованному при Институте имени Карла Маркса Привет первому русскому рабочему факультету (впервые напечатано в сборнике “Наука и демократия”, 1920):

«Наука и демократия - тесный союз знания и труда - десятки лет были моим любимым призывным кличем, и в сегодняшнем вашем собрании я вижу начало осуществления одного из важнейших проявлений его в жизнь. Рабочий станет действительной разумной творческой силой, когда его пониманию станут доступны главнейшие завоевания науки, а наука получит прочную, верную опору, когда ее судьба будет в руках самих просвещенных народов, а не царей и пресмыкающихся перед ними холопов, хотя бы они величали себя министрами просвещения, академиками, профессорами».

Рабочий вознес на орбиту ступень индустриализма и обработал поле социализации, на котором взросли и бурно рванулись вверх ростки новой низовой субъектности, носители постиндустриализма. Отработанная ступень отпала или потеряла атакующий порыв, но эстафету «штурма Неба» призваны подхватить титаны прикладной эсхатологии, которые уже обозначились на духовном горизонте человечества. И прозрения и надежды Эрнста Юнгера в трактатах «Рабочий» (1932) и «Прогнозы» (1993) и Климента Аркадьевича Тимирязева в эссе «Красное знамя» (1917) – не устарели при нынешней смене эпох, а кое в чем конкретизировались и приблизились к осуществлению.


В избранное