Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Электронное перспективнее бумажного

 

Раньше книги переписывали от руки, после Гуттенберга их стали печатать на бумаге, а ныне их удобнее размещать в Интернете. И найти проще, и места меньше занимают, и читать можно в любой точке земного шара. Век бумажной книги заканчивается, но количество авторов увеличивается, и появляется всё больше произведений, и издательства затоваривают книжные магазины своей продукцией. Признаки кризиса перепроизводства бумажных изданий налицо, хотя спрос на информацию по идее увеличивается в ходе глобализации и стремительного развития горизонтов познания и осмысления. Выход предлагает сам прогресс – переход на электронные базы данных, электронные издания.

Тенденция перепроизводства бумажных изданий испытываю на себе, тем интереснее объективная статистика. О непреодолимых без Интернета проблемах интеллектуального творчества – в редакционной заметке Эффект бутылочного горлышка: Слишком большое разнообразие наименований становится удавкой книжного рынка (Независимая газета, Москва, 28 марта 2008 года, № 63-64 /4310-4311/, стр. 2):

«Цены на книги растут, спрос – падает. Стремительным домкратом, как сказал бы персонаж Ильфа и Петрова Ляпис Трубецкой. Разнообразие тоже растет, а читают только Донцову, Устинову и Шилову /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Das Man читает ширпотреб, но субъектные потребляют всё больше серьёзной духовной пищи/.

Василий Васильевич Розанов утверждал: «Дешевые книги – это некультурность. Книги должны быть дороги. Это не водка. Книга должна отвертываться от всякого, кто при виде на цену ее сморщивается... Книга вообще должна быть горда, самостоятельна, независима. Для этого она прежде всего должна быть дорога». Оригинально, парадоксально, но для читателя и для чтения губительно. Тот же Пушкин стал «нашим всем» именно после того, как был напечатан (в 1899 году) массовым тиражом и продавался по низким ценам. А ведь Пушкин, думается, никакая не водка. Пушкин гораздо полезнее и уму, и сердцу.

Обратимся к статистике, которая, по утверждению Ильфа и Петрова, знает все. Показатели российского книгоиздания, недавно обнародованные Книжной палатой, на первый взгляд обнадеживают. В 2007 году в России было зарегистрировано 108,8 тыс. наименований книг и брошюр (в 2006 году – 102,3 тыс.). Для сравнения: в советские времена в РСФСР рекорд был зафиксирован на уровне 52 тыс. названий, общесоюзный же показатель никогда не превышал 84 тыс. Сегодня Россия уверенно занимает третье место в мире по количеству ежегодно выпускаемых книг, уступая лишь Китаю и США.

Но радоваться тут нечему. Рекордное количество выпускаемых названий говорит не столько об эффективности книжного рынка, сколько о кризисной ситуации в отрасли – перепроизводстве наименований при падении спроса.

Доля книг в структуре покупательских расходов уменьшается. Все большее количество потенциальных покупателей утоляют свой информационный голод с помощью TV, DVD, интернета. Книга перестает быть «демократичной», доступной, розановские страшные мечты сбываются. Однако только книга предполагает рефлексию, саморазвитие, настоящий диалог.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Не только книга! Ноутбук или мой Панбук в принципе на порядок удобнее бумажной книги, а эргономика электронного мультимедийного издания и предоставляемые им возможности для рефлексии и собственных заметок и вообще его интерактивность – на качественно более высоком уровне/

Телевизор или порносайт – это, конечно, очень интересно, для кого-то даже познавательно, но они не заменят Фета, Блока, Ницше, Платона. Даже телепередача про Фета, Блока, Ницше, Платона вторична, все тщательно пережевывает и разжевывает, и зрителю приходится только глотать, а не думать. Глотать может и животное, и рыба, и птица.

Но вернемся к цифрам. При ежегодном производстве более 100 тыс. наименований книг и брошюр, средний ассортимент книжного магазина не превышает 20 тыс. наименований. Возникает «эффект бутылочного горлышка», когда книготорговые сети просто не в состоянии пропустить через себя такое количество названий.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Об этих бумажных изданиях узнаешь обычно через Интернет, в книжных магазинах их вообще трудно отслеживать/

Кроме того, в России арендная плата за помещение, где можно продавать книги, – европейская, а стоимость книг – в 3–4 раза меньше европейской. Эта стоимость в 2007 году выросла на 15–17%, причем рост арендных ставок опережал рост доходов от продаж. Поэтому эксперты предсказывают ускорение роста цен на книги до европейского уровня. А когда цены растут, спрос падает.

Другая тревожная тенденция – консолидация книжного рынка. «Акулы» наступают: сейчас десять крупных издательств контролируют уже 50% рынка (при этом «АСТ» и «Эксмо» – по 15% издательского рынка). У крупных издательств есть собственные региональные сети распространения, которые растут со скоростью большей, чем средняя скорость рынка. Мелкие и средние издательства вынуждены пользоваться услугами региональных оптовиков, что гораздо менее эффективно. По сути, они обречены на маргинальное существование. Так что путь к читателю для большинства авторов по-прежнему тернист».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Для бумажных изданий – да, для электронных – нет. Именно Интернет предоставляет авторам прямой доступ к массам читателей. А возможности поиска по ключевым словам позволяет читателям находить нужную информацию и носителя и истолкователя этой нужной или просто интересной информации – автора. Выход из кризиса перепроизводства бумажных изданий преодолевается бумом-рывком электронных изданий. А маломощным бумажным издательствам действительно предстоят трудные времена. Впрочем, издатели и редакторы вполне могут заполнять перспективные ниши, открывающиеся в необозримом океане Всемирной Сети.


В избранное