Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Комментарий к увиденному по ТВ

 

Много информации воспринимаю по ТВ, некоторые высказываемые предложениями хочу оспорить. Итак, шла дискуссия о мигрантах и принципах их пребывания и расселения в РФ. Александр Минкин из газеты «Московский комсомолец» выступил за компактное расселение этнических общин – азербайджанцы отдельно, армяне в другом квартале, все в своих гетто. В каждом гетто – староста, который берет на себя ответственность за порядок и пресечение этнической преступности. Тишь да гладь! Но в корне ошибочно.

Ибо в «гетто» и вообще в любом отличном от окружающего населения местечке обычно верх берут те, кто под предлогом защиты мигрантов от аборигенов способен применить силу прежде всего против «своих» ослушников, то есть криминал. И банды из гетто, где у них тыл и база, неизбежно будут терроризировать окрестности и делать вылазки в центр.

Поэтому, например, американцы яростно отбивались от попыток немецких иммигрантов селиться после переезда в США компактно и автономизироваться. А ведь была даже идея создать отдельный немецкоговорящий штат. Федеральные власти жестко пресекали все такие попытки, хотя стихийно в некоторых штатах сложилось преобладание чернокожих или испаноговорящих. Кстати, аналогично Индийский Национальный Конгресс, который ставил целью строительство единой индийской нации в многоэтнической стране, очень решительно разделял крупные этносы административными границами штатов, разбавляя территориями других этносов и конфессий. До конца выдержать линию не удалось, ибо на юге Индостана, например, тамилы составляют абсолютное большинство, и чуть ли не до сих пор там возникают очаги тамильского этносепаратизма.

Применительно к Москве чрезвычайно поучителен опыт трехэтнического Сингапура, подробно описанный в книге Ли Куан Ю «Сингапурская история: из третьего мира в первый». Когда началось массовое жилищное строительство, то китайская община стремилась занимать чуть ли не целые дома китайскими семьями, и малайская тоже, и индийская. Однако мудрый Ли Куан Ю, созидая единую сингапурскую нацию, всячески этому противился, применяя разнообразные меры – от экономических до полицейских. И в одну квартиру вселял китайцев, в соседнюю – индийцев, а рядом – малайцев. Если китайцы хотят собраться-посидеть в своем кругу, то пожалуйста идите в китайский ресторан или в китайский культурный центр или арендуйте зал или особняк.

Как видим, хотя Александр Минкин является острым журналистом и принципиальным гражданином, он все же не политик и не видит дальних последствий своих предложений. Впрочем, такой политической поверхностностью страдают многие успешные в своей сфере деятели, но в сфере политики и межэтнических отношений своя специфика, и лучше вслед за Ли Куан Ю взять на вооружение базисно-субъектный, а не надстроечно-умозрительный подход к непростому делу строительства единого национального дома.


В избранное