Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Китаянки в дефиците

 

Уже несколько сыновей моих знакомых женились на китаянках, а некоторые вообще переехали жить в КНР. И китаянки явно охотно выходят замуж за европейских мужчин, а китайские мужчины охотно берут в жены русских женщин. Распространены опасения россиян о грядущем окитаивании наших земель за счет смешанных браков и растущей миграции. Какова же демографическая ситуация в соседней огромной стране?

Долгое время проблемой для бедного материкового Китая являлось перенаселение, что продиктовало демографическую политику «одна семья – один ребенок». Если в 1970-е годы на среднестатистическую китайскую супружескую пару приходилось 5,8 ребёнка, то сейчас - 1,8 (для сохранения числа жителей на стабильном уровне этот показатель должен составлять 2,2). Издержки такой политики очевидны. Желанный ребенок – мальчик, а не девочка. Обозначился заметный перекос в гендерном плане – согласно переписи 2000 года, мужчин в КНР 51,5%, а женщин 48,5%, то есть мужчин ныне больше женщин на 40 миллионов. Кое-какие меры принимаются, чтобы издержки «политики планирования семьи» (ППС) смягчить. Так, в настоящее время по-прежнему придерживаются "политики одного ребенка" небольшое число провинций, "политики полутора детей" (если первый ребенок – девочка, то на селе разрешается завести второго ребенка в надежде, что это будет мальчик) - большинство провинций, "политики двух детей" - отдельные провинции и "политики многих детей" - меньшинство провинций. С вступлением в брачный и детородный возраст населения, родившегося после принятия курса на планирование семьи, особенно единственных детей в семье, число и пропорция тех, кому разрешено иметь двух детей, значительно возрастают. Так, в Шанхае, если не изменится нынешняя политика, правом иметь двух детей будут обладать абсолютное большинство супругов.

На смену административному регулированию деторождения приходит материальное стимулирование. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао выдвинул новый лозунг демографической политики: "Меньше детей имеешь - быстрее богатеешь". В ближайшие годы пекинские власти прогнозируют ежегодный прирост населения в размере 10 млн человек, но он будет постепенно стремиться к нулю. К 2030 году численность населения КНР должна достигнуть абсолютного пика - 1,46 млрд. При этом количество людей трудоспособного возраста достигнет максимума в 2020 году и составит 940 млн (65% населения). К середине XXI века почти четверть населения Китая окажется пенсионерами (сегодня таковых 10%). Если правительство КНР не смягчит семейное законодательство, то в 2030-х годах население "Поднебесной" начнет сокращаться, в результате чего к середине XXI века самым многонаселенным государством мира станет Индия.


В 2002 году в Китае родилось 16 млн детей, что увеличило население страны до 1,28 млрд человек. Параллельно 15,4 млн мужчин и женщин либо прошли процедуру стерилизации, либо перенесли другие подобные операции. За тот же год в КНР было осуществлено 1,3 млн абортов.

В конце 2004 года китайский суд оштрафовал супружескую пару на 780.000 юаней ($94.200) за то, что они завели второго ребенка. Кроме того, по решению суда был опечатан дом, в котором данная семья проживала. Эта супружеская пара входит в число девяти семей, которые были оштрафованы за заведение более чем одного ребенка. Первый ребенок у них появился в 1997 году, а в 2003 году у них родились мальчики-близнецы.

В противовес политике ограничения рождаемости в КНР, гонконгские муниципальные власти призывают горожан активнее размножаться. "Одна семья - трое детей" - с таким лозунгом выступил Главный министр особого административного района Сянган - Дональд Цан, выступая на радиостанции RTHK-3. Сегодня показатель рождаемости в Гонконге находится на уровне 0,9 ребенка на семью, вследствие чего население Гонконга стремительно стареет, и, если в ближайшее время не произойдет резкого роста рождаемости, Гонконг может стать "городом пенсионеров".

Ввиду некоторого дефицита китаянок в КНР и соответственно повышенного мужского спроса на женское внимание, неизбежно развитие проституции, несмотря на меры по её ограничению. Уже отмечалось обилие массажных кабинетов в каждом китайском городе. Привлекаются и приезжие кадры, особенно из России. Тем не менее спрос растет по мере повышения благосостояния китайских мужчин и их кредитоспособности. Сейчас прочел на ленте новостей заметку Все девушки Пекинского автосалона, снабженную множеством фотографий китайских красавиц:

«На этой неделе в Пекине закроется крупнейший в Азии автосалон. Однако пока выставка работает. И наш корреспондент Денис Смольянов получил особо важное задание – ему нужно было сфотографировать девушек этой выставки.

Стоит отметить, что автомобильная выставка в Пекине для китайских мужчин - это настоящий праздник. Ведь в Китае вы не встретите на улице знойных красавиц в коротких юбочках или в глубоко декольтированных платьях. В этом плане в коммунистическом Китае всё строго. Поэтому увидеть так много прекрасных женщин, да еще нередко в полуобнаженном виде, гражданам Поднебесной просто негде. И нет ничего удивительного, что местное население с таким наслаждением снимало на свои фотокамеры всех женщин без разбору. Причем, особенно возбуждали китайцев европейские девушки (чаще всего они оказывались родом из России). Отметим, что на автосалоне в Пекине большинство красавиц было одето в относительно строгие платья. Хотя для китайцев и это, что называется, «полный секс»».

Модернизирующийся Коммунистический Китай реализует «концепцию конвергенции», ибо взращивание «критической массы» экономически-самодостаточных и потому поведенчески-субъектных низовых предпринимателей и профессионалов неизбежно порождает запросы и моды, свойственные «новым средним социальным слоям» во всём глобализирующемся мире, и складывается структура потребления и услуг и досуга, которая типична, скажем, для Японии или Тайваня. Коммунистическое руководство стремится удерживать новые потребности в разумно-приличных рамках и сублимировать их в трудовые мотивации и соответственно в рост производительности труда, но это требует большого управленческого искусства. Впрочем, у всех перед глазами – успехи сингапурского лидера китайского происхождения Ли Куан Ю, который сумел добиться в своём процветающем островном государстве довольно высоких стандартов морали.


В избранное