Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Задурили пиаром

 

Кругом восторги – «Россия встаёт с колен!», «Мы всех порвём!», «Ура, русские идут!», «Слава России!» и т.п. Позвонил писатель Сергей Николаевич Семанов и спросил – «Валерий, неужели не видно, что русский дух поднимается?». Я ответил, что очень рад за последние победы наших баскетболистов, футболистов, хоккеистов и попсистов. Люблю также любоваться красивыми русскими девушками и сильными русскими парнями. Был бы бразильцем или эфиопом, пусть под хунтовиками и в тупике, - но тоже радовался бы, когда бразильцы побеждали в футболе или эфиопы в беге. Да и в танцах-музыке они тоже часто впереди планеты всей, я бы на их месте ликовал. В Советском Союзе вообще много было чем гордиться – от космоса до балета, о спорте не говорю. В огрызке РФ хороши и спорт и попса, потому что, как и в других сырьевых придатках, есть кому вложить деньги в зрелища, чтобы забыли о дорожающих хлебах. Радуюсь со всеми, хотя из Севастополя гонят, никакого развития не ощущается, чиновники и генералы умножаются, коррупция и инфляция растут опережающими темпами. Мужики с радости выпьют, но вымирают же.

Зато сколько шума о борьбе с коррупцией или педофилией – депутаты заходятся в гневе. О «инновационном развитии» забыли. С трудом отыскал в планах Государственной Думы РФ обсуждение законопроекта о некоторых налоговых льготах производителям софта. Мол, в мае 2008 г. депутаты рассмотрят во втором чтении поправки, создающие особый режим налогообложения для компаний, специализирующихся на производстве и реализации программного обеспечения (ПО). Депутаты предоставят налоговые послабления компаниям со штатом не менее 20 человек и позволят ассоциациям предприятий, работающих в сфере информационных технологий, принимать решения о праве компаний на льготы.

И не стыдно? Это же азбука «развития» - не «ослабить» налоговый гнёт для софтверного и вообще для экспорториентированного производства, а вообще убрать его, как делают все прорвавшиеся и приступающие к модернизации страны от США и КНР до Ирландии и Белоруссии. Неужели не читали руководств-наставлений классиков современного рывка к успеху – Ли Куан Ю из Сингапура и Махатхира Мохаммада из Малайзии? Ах, да, для нас 2х2=4 не годится, у нас особенная стать. Не мудрствуя лукаво, наша группа разработчиков надпартийной Программы постиндустриальной модернизации России Путь из тупика в 2003 году, учитывая специфику нынешнего российского общества и опираясь на отечественные и зарубежные рецепты опережающего развития, записала первым пунктом – «Создать налогонеоблагаемый модернизационный сектор экономики».

В указанном же ранее законопроекте – не прорыв-модернизация, а косметика-имитация. Хорошо зная работу российских софтверных аутсорсинговых фирм, даю экспертную оценку, что ключевые проблемы развития отрасли решены не будут. Осенью 2007 г. предложенный для рассмотрения Бюджетным комитетом Госдумы закон "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации" прошел первое чтение в Государственной думе. "Если закон пройдет второе чтение, то вступит в силу уже с 1 января 2009 г.", - говорит Илья Пономарев, председатель подкомитета Госдумы по технологическому развитию, выступившего инициатором поправок.

Согласно проекту федерального закона, компании-разработчики и реализаторы ПО освобождаются от уплаты налогов на прибыль организаций и на имущество организаций, налога на добавленную стоимость и единого социального налога. Они будут обязаны платить лишь единый налог, составляющий 6% от годовых доходов компании. "Сейчас в общей сложности затраты на уплату всех налогов для организаций составляют 30-35% от всех доходов организации, - поясняет президент ассоциации компаний - разработчиков программного обеспечения России, Украины и Белоруссии "Руссофт" Валентин Макаров. - Помимо этого автоматически снимаются совершенно ненужные расходы на администрирование, так как сокращается штат бухгалтеров".

Компания, которая пожелает перейти на уплату единого налога, должна будет подать в налоговую инспекцию заявление и документ об аккредитации. "Государственная аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, проводится с целью оказания им мер государственной поддержки" - говорится в постановлении правительства РФ от 6 ноября 2007 г. Сейчас этот документ выдает Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии).

"На рассмотрение во втором чтении федерального закона мы хотим внести предложение, согласно которому негосударственные саморегулируемые организации, такие как Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) и Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), могли бы выдавать свидетельство об аккредитации компаниям, работающим в сфере информационных технологий", - говорит Илья Пономарев.

Его инициативу поддерживает Валентин Макаров: "Государственный орган будет лишь создавать барьеры при выдаче аккредитаций, если же передать контроль в руки самого бизнеса, это защитит бизнес от коррупции". "Критерии, в соответствии с которыми будут выбираться негосударственные организации, выдающие аккредитацию IT-компаниям, выработать несложно", - уверен президент "Руссофта".

Кроме того, согласно проекту федерального закона, в компании, претендующей на уплату единого налога, должно работать не менее 20 человек. Ранее предполагаемое количество работников должно было быть не менее 50. "Нужно было предельно снизить порог численности персонала, чтобы перекрыть весь спектр компаний, работающих в этом сегменте бизнеса, - комментирует Валентин Макаров. - По нашим расчетам, 20 человек - минимальный штат для организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий".

Грядущий закон не создаст конкурентных преимуществ для российских софтверщиков, но какое-то облегчение предоставит, и то хорошо. Системности же не видно, стратегии нет.

Что касается борьбы с коррупцией и развития самоуправления и национальных проектов, то царят шум и гвалт, а по ТВ всякие депутаты и аналитики предлагают ввести чуть ли не смертную казнь и вообще воспаряют в надстройку и непременно ссылаются на «русский менталитет» и прочую дребодань, но никто не понимает, что иссекать шанкр или давить прыщ – это воздействовать на следствия и тем самым лишь усугублять социальные болезни, а не лечить причины, не преобразовывать базис. Между тем в Программе «Путь из тупика» все 10 предложений системно-базисно устраняют предпосылки коррупции, педофилии, бюрократизации, неравенства и произвола и т.п. и создают среду наибольшего благоприятствования для форсированного взращивания «критической массы» низовой субъектности или «национального капитала», то есть массового и влиятельного слоя экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных низовых хозяев-собственников-предпринимателей. Рулят идеи Петра Столыпина, а не хапы мародеров.

С этих позиций оцениваю не только вышеупомянутый законопроект по софту, но вообще всю нынешнюю российскую экономическую политику. Но поскольку я сам по себе мало что значу, то пусть мои мысли и оценки выскажут другие, более авторитетные. Слава Богу – таких сейчас немало. Открываю любую газету – и что-то родственное по взглядам нахожу. Вот последний выпуск «Литературной газеты», открываю, на всяких михаилов леонтьевых ноль внимания, потому что для меня их цена ноль, а вот директор Института проблем глобализации Михаил Делягин то самое и сказал, что я хотел - Секретная конфигурация: Чего нам ждать от нового устройства власти? (Литературная газета, Москва, 21-27 мая 2008 года, № 21 /6173/, стр. 2):

«Суть власти не изменилась. Чиновники будут по-прежнему развивать свой бизнес, связанный с «перевариванием» нефти. Они станут прикрываться разговорами о модернизации, но эта «модернизация» либо затронет лишь «экспортный коридор», либо вообще дальше разговоров не пойдёт.

Боюсь, нас ожидает рост тарифов естественных монополий, который уже практически зафиксирован и впредь не зависит ни от каких структурных изменений. Соответственно в России вновь будет высокая инфляция. Вполне вероятно грядущее снижение налогов, поскольку, с одной стороны, это может помочь бизнесу, с другой, будет способствовать увеличению взяток чиновникам.

Развития инфраструктуры основных отраслей экономики ждать не приходится, если и произойдёт, то незначительное. К примеру, через пару лет по Москве на машине станет ездить невозможно, а в метро – затруднительно.

О диверсификации экономики у нас говорят с 1989 года, но с того времени ситуация в стране в этом плане если и меняется, то к худшему».

Татарин Леонид Серафимович комментирует – «"Надо что-то делать!" - главная идея нового президента. Через 4 года можно будет констатировать, что и новый президент НИЧЕГО не сделал хорошего ни для народа, ни для России. Остаётся надежда только на то, что народу России надоест словоблудие».

Рядом на той же второй полосе «Литературной газеты» - колонка «очевидца» Юрия Юрьевича Болдырева «Синдром невозврата», с положениями которой тоже согласен:

«Недавно мне пришлось беседовать с одним учёным-экономистом. И в процессе беседы он задал вопрос: «А нет ли здесь той же ситуации, что и в ряде других сфер нашей экономики, в авиастроении, например, когда, как утверждают специалисты, просто уже пройдена точка невозврата?»

Постановка вопроса весьма симптоматична. Действительно, это как же нам задурманили головы, что мы уже с готовностью принимаем идею существования таких «точек невозврата»? Причём с возможностью их определения заранее, даже без самой попытки этого «возврата»?

Кстати, представим себе, что мы согласились бы с подобным подходом применительно, например, к спорту. И что – были бы возможны сейчас победы наших футболистов и хоккеистов, которые праздновала вся страна?

А ведь подобный подход применяется нашей властью не к спортивным играм, а к государственной научно-технологической, а значит, и оборонной политике, образованию и другим жизненно важным сферам. А если бы осенью сорок первого восторжествовала подобная идея, что «точка невозврата» нами уже пройдена – оснований тому ведь тогда было несопоставимо больше, нежели сейчас применительно к любой сфере? То же можно было сказать на определённом этапе и об атомном проекте, затем – и о сфере ракетно-ядерного противостояния…

Вообще мы не первые, кто когда-нибудь в чём-то отставал. Но только одни затем навёрстывают, другие – чувствуют себя большими «реалистами» и оправдывают своё ничегонеделание тем, что «точки невозврата» пройдены…

Так, во времена нынешние, уже сравнительно мирные и либеральные, французские автомобили после ряда попыток проникновения были практически выброшены с американского рынка. И что – в связи с тем, что японские и немецкие машины лучше, французы должны были отказаться от собственных разработок, научных и технологических школ, от собственных брендов, наконец? Нет, им подобное и в голову не пришло. Отстали – значит, надо работать, навёрстывать упущенное. Станут ли в результате французские автомобили когда-нибудь лучшими в мире – неизвестно. Точно так же неизвестно и то, вернутся ли когда-нибудь эти машины на американский рынок. Но тем не менее французские и президенты, и чиновники ездят на машинах собственного производства, эти машины колесят по дорогам не только Франции, но и доброй половины мира, в том числе пользуются вполне заслуженным спросом и у нас. Выводы очевидны.

Более того, даже и в сферах современного мира уже совершенно эксклюзивных, таких, как авиастроение, лидерство тоже никому не даруется на века. И пока мы всё рассуждаем о «точках невозврата», Китай, ранее научно-технологического задела подобного нашему не имевший, создаёт уже полностью свой широкофюзеляжный гражданский самолёт, который, можно уверенно прогнозировать, в обозримом будущем вытеснит американских и европейских конкурентов сначала с китайских внутренних линий, а затем и чем чёрт не шутит…

Конечно, высокие технологии – не футбол-хоккей. Здесь, если мы хотим выйти на конкурентоспособный уровень, и цена вопроса, и степень сопротивления, и необходимая воля, и масштаб инвестиций – совершенно несопоставимы с тем, что требуется для побед спортивных. Но всё возможно. Главное – захотим ли – не только в спортивных играх, но и в сферах более важных, определяющих нашу роль и место в мире, способность защищать свой суверенитет и быть не марионеткой в чужих руках, а субъектом глобальной политики.

Есть ли в этой связи надежды на новое правительство?

Прежде всего, если рассматривать администрацию президента и правительство как единую управляющую систему, то, конечно, руководство у нас осталось прежним, тем самым, что спокойно ориентируется на якобы уже пройденные нами «точки невозврата»... И главная проблема, которую надо решать, не инфляция, уже превысившая все прогнозы. Главная проблема – непоследовательность и противоречивость проводимой политики, попытка усидеть одновременно на нескольких стульях, между которыми на глазах разверзается пропасть...

В целом следует отметить, что общая картина экономической ситуации в стране и в мире настолько угрожающа и одновременно показательна, что не понимать, какие нужны действия, довольно сложно даже и самому идеологизированному сознанию. Набор необходимых действий напрашивается сам собой. Но только как можно ожидать подобных решительных действий от тех, кто ещё вчера уверенно убеждал нас в том, что государству стимулировать ничего не нужно – рынок сам всё отрегулирует, нужно лишь накапливать финансовые ресурсы на чёрный день, и ничего ценнее бумажного доллара, на который мы меняем свои невозобновляемые энергоресурсы, в мире нет и быть не может. Эти люди остались и в «новом» правительстве – на ключевых постах…

…В отличие от бывшего министра культуры Соколова, отправленного в отставку по неизвестной причине. Или в конфликте с Третьяковской галереей он был неправ? Или он был неправ в конфликте с руководителем Агентства по культуре Швыдким? К сожалению, у нас не принято объяснять обществу подобные вещи, хотя, казалось бы, сфера культуры – не из числа засекреченных из военно-стратегических соображений.

Проблемы, перед которыми стоит страна, не решаются лишь декларированием намерения развиваться при продолжении по существу прежнего губительного экономического курса. Инфляция за пять месяцев даже официально уже превысила пять процентов. Если бы это была издержка интенсивного развития, то можно было бы терпеть. Но научно-технологического развития-то так и нет…

Кстати, новый президент провозгласил, что власти не нужны ни комплименты, ни какое-либо её «облизывание». Это обнадёживает. Правда, не совсем понятно, что же мы слышим целыми днями по телевидению и радио. Или это всё – вопреки выраженной воле власти?

Тем не менее если глава государства не пошутил, может быть, и на деле пора прислушаться не только к придворному пулу политологов и пропагандистов, но и к тем, кто весьма критичен к прежним достижениям нашей власти и предлагает альтернативные рецепты развития?».

Тот же Татарин Леонид Серафимович комментирует – «"Эти люди остались и в "новом" правительстве - на ключевых постах..." Юрий Юрьевич, эта фраза полностью отражает состояние России. Чтобы отвлечь народ от критического состояния страны, всеми СМИ, по всем каналам ТВ без конца показывают пьяных идиотов-фанатов-болельщиков, орущих прямо в камеру: "Россия сильнее всех!" Конечно, нет в России более важной проблемы, чем "болеть" за футбол и хоккей. Разрушенное сельское хозяйство, промышленность, образование, наука - мелкие брызги! Конечно, рассуждения Швыдкого и Татьяны Толстой о том, что в России "надо культивировать культуру мата", гораздо важнее всех проблем, которые пытался решать Соколов. Конечно, Познер, Сванидзе, Петросян, Вульф, часами сидящие в шикарных креслах на телеэкране и изрекающие абсолютные истины по любому вопросу - это и есть настоящая русская культура! Пора называть вещи своими именами - Россия оккупирована».

Отрадно, что Редакция, почти избавившись от ципковщины, подводит на той же второй полосе здравый итог Сумма прописью:

«Пока наше экспертное сообщество ломает голову над достоинствами и недостатками новой конфигурации власти, на них свалилось новое испытание на сообразительность – президиум правительства. Сказано, что «это будет своего рода штаб по координации усилий, действий, которые предпринимаются со стороны конкретных отдельных ведомств».

В «своего рода штаб» вошли три пятых от общего состава кабинета. Как разъяснено, это число является кворумом для принятия решений. То есть принимать решения теперь можно и без двух пятых, которые таким образом становятся как бы фигурами второго ряда. А может, и не становятся... Тут нам опять остаётся рассчитывать на умение нашего экспертного сообщества толковать происходящее так или иначе, в ту или другую сторону.

А гражданам остаётся смотреть и слушать. Станет ли новая конфигурация власти полезной для их кошельков, очень скоро покажет та же инфляция. И её показания уже трудно будет толковать так или иначе, в ту или другую сторону».


В избранное