Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Оцифрованная Архипрограмма в Священном Коране

 

Читаю Указ Президента Российской Федерации от 13 декабря 2003 г. N 1481 О присуждении Государственных премий Российской Федерации 2002 года в области науки и техники (Российская газета. Федеральный выпуск, Москва, 17 декабря 2003 года, № 3367):

«Рассмотрев предложения Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям Российской Федерации в области науки и техники, постановляю:
Присудить Государственные премии Российской Федерации 2002 года в области науки и техники и присвоить звание лауреата Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники:
...19. Османову Магомед-Нури Османовичу, доктору филологических наук, профессору Дагестанского государственного университета; Ушакову Виктору Даниловичу, доктору филологических наук, профессору войсковой части 21247, - за издание "Коран: академический перевод и комментарий".

Короче, Виктор Данилович Ушаков является авторитетным отечественным корановедом, и он, по-моему, мыслит более-менее правоверно, и его осмысления зашифрованной в Священном Коране информации об исходной Архипрограмме бытия сущего или Книге Судеб побуждают к практической реализации «прикладной эсхатологии»:

Как отмечается в его заметках «Сокрытое знание в Коране», ещё швейцарский традиционалист суфий Фритьоф Шюон (1907-1998), «автор одной из самых известных написанных европейцами книг об исламе» /"Понять ислам"/, заметил, что Священные Писания "вовсе не должны недвусмысленным образом высказываться о некоторых внешне парадоксальных аспектах инобытия". Действительно, помимо информации, изложенной в ясной и доступной форме, и в Библии, и в Коране содержится тайное, сокрытое (по-арабски ан6аал-гайб) знание. Согласно религиозным учениям, оно сообщается людям через пророков, но не целиком, а отдельными фрагментами, в притчах, "намеках", образах, аллегориях. Смысл их недоступен большинству, а открывается лишь отдельным провидцам.

«Разумеется, - пишет Виктор Ушаков, - такая форма передачи сокрытого знания не случайна. Более того, она просто необходима и неизбежна. Ведь это предвозвещения, которые сбываются через века, а до того времени они и не могут быть поняты людьми уже хотя бы потому, что на момент сообщения в человеческом языке нередко отсутствуют соответствующие понятия и средства для их обозначения. Не следует силиться их расшифровать. Всему свое время. Коран предупреждает, что аяты "неясные", изложенные в иносказательной форме, содержащие сокрытое знание, не следует толковать, ибо "толкование их известно только Богу" (Сура 3, Аят 67. – МОЙ КОММЕНТАРИЙ: В Интернет-версии ошибочно указан Аят 57). Человеку же предписывается лишь верить в них.

И в Библии, и в Коране тема веры занимает чрезвычайно важное место. Вера, согласно Евангелию, "вменяется в праведность" (Послание к Римлянам святого апостола Павла 4:3,9). В Послании апостола Павла к Евреям сказано: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11:3). "Уверовали мы в это!" - многократно повторяется в Коране. Людям неизвестно, каким способом записана информация в "Небесной Скрижали".

Тем не менее в Суре 83 (Аяты 9,20) говорится о том, где записаны деяния грешников и праведников: они - в китабун маркумун, буквально - книга, написанная цифрами».

Приведу эту Суру 83 «Аль-Иншикак» («Обвешивающие») в переводе солауреата Ушакова по Государственной премии РФ 2002 года в области науки и техники доктора филологических наук Магомед-Нури Османовича Османова:

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
1. Горе тем, которые обвешивают [других],
2. а [сами] берут сполна, когда люди отмеривают им.
3. [Горе тем, которые], когда сами обмеривают или обвешивают, то причиняют убыток [другим].
4. Неужели они не думают о том, что их воскресят
5. в великий день,
6. в тот день, когда люди предстанут перед Господом [обитателей] миров?
7. Нет же! Воистину, книга [деяний] нечестивцев, конечно, находится в сидджине.
8. Откуда тебе знать, что такое сидджин?
9. Это — книга записей [грешников].
10. Горе в тот день тем, кто не признает,
11. кто отрицает Судный день!
12. И только преступный грешник посмеет отрицать его.
13. Когда ему возвещают Наши знамения, он восклицает: «Побасенки древних народов!»
14. Так нет же! Деяния их окутали [пеленой] их сердца.
15. Воистину, в тот день их не допустят к Господу,
16. а потом непременно отправят их в адский огонь.
17. Наконец, им скажут: «Это то, что вы отрицали».
18. Воистину, книга праведников [в тот день] будет в “иллиййуне.
19. Откуда тебе знать, что такое “иллиййун?
20. Это — книга записей [праведников],
21. которую оберегают приближенные Аллаха.
22. Воистину, праведники будут благоденствовать
23. на ложах, созерцая [райские сады].
24. На их лицах ты увидишь приметы благоденствия.
25. Их будут поить выдержанным вином,
26. запечатанным мускусом. Пусть жаждущие жаждут его:
27. оно смешано с [водой] таснима -
28. источника, из которого пьют приближенные [к Аллаху].
29. Воистину, грешники (то есть мекканские многобожники) насмехались над теми, кто уверовал.
30. Когда проходили мимо них, то перемигивались, [издеваясь].
31. Когда же возвращались к своим семьям, то злорадствовали [над осмеянными верующими].
32. Когда они видели верующих, то восклицали: «Конечно, они — заблудшие».
33. Но ведь они не были приставлены к ним стражами.
34. А в тот день (то есть в Судный день) те, которые уверовали, будут насмехаться над неверными,
35. [возлежа] на ложах и желая удостовериться,
36. что неверным воздали за их деяния.

«Переводчики Корана, - отмечает Виктор Данилович Ушаков, - по-разному переводят эти слова Аятов 9 и 20 «книга записей» (китабун маркумун): "книга начертанная" (И.Ю. Крачковский); "исчертанная письменами книга" (В. Порохова); "это книга записей [грешников/праведников] (М.-Н. Османов). Одни тафсиры (богословские толкования) разъясняют, что это написанная книга, другие - запечатанная. Я понимаю это как "зашифрованная книга", "книга, записанная кодом", так как маркум означает "написанный цифрами", а слово "ракм" (цифра) входит в такие словосочетания, как ал-аркам ас-сирриййа (буквально - "тайные цифры") и ал-/неразборчиво/ - "условные цифры", то есть шифр. И когда слово маркум толкуют через махтум - запечатанный, то это надо понимать в том смысле, что она недоступна, бережно хранима, подобно той книге, о которой в Откровении Иоанна Богослова сказано: "И видел я в деснице у Сидящего на престоле Книгу, написанную внутри» /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Виктор Ушаков оборвал цитату на важном месте, ибо далее «и вовне, запечатанную семью печатями»/ (Откр. 5:1).

А потому я предлагаю так переводить аяты, в которых говорится о том, где хранится сокровенное знание: "То книга, в коей письмена из цифр". Может быть, это некий небесный "компьютер", в котором закодирована информация о прошлом и будущем.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Подобный «компьютерологический» подход к пониманию сути Книги Судеб вполне уместен хотя бы как первое приближение. И вообще пифагорейская традиция трактовать сущее через оцифрованную Архипрограмму ныне сверхактуальна/

Конечно, принцип кодирования информации, содержащейся в Небесной Книге, отличается от тех, что применяются в наше время при использовании "человеческого кода", когда передатчиком и носителем информации является электрический сигнал. Природа сигналов, поступающих людям из космического "смыслового пространства", нам пока неизвестна, человек не может сегодня исследовать и дешифровать эти сигналы. Однако уже и сегодня можно констатировать отдельные факты приема информации из трансцендентного смыслового поля, той самой "Небесной Скрижали".

Большинству людей, разумеется, прием такой информации недоступен. Словно бы в человеческом мозгу существует некий "заслон", препятствующий такому восприятию. Известны случаи, когда этот "заслон" может исчезать - в результате каких-либо чрезвычайных физических воздействий на мозг (примеры преподобного Серафима Саровского, ясновидящей Ванги), либо в результате сильных душевных потрясений (пример святой Ксении Петербуржской), либо в том случае, когда человек входит в медитативное, или так называемое "измененное психическое состояние", известное оракулам, жрецам, шаманам, поэтам, юродивым и пророкам.

Бывает, что каналы связи с Космосом открываются людям и во сне. Вещие сны являлись и Мухаммеду, и Ибрахиму (Аврааму).

Как происходит "перекодировка" информации с небесного кода на человеческий язык? Заметим, что смысл эзотерической информации может быть не до конца понятен и самим пророкам, через которых передаются "сообщения". В Коране, например, неоднократно говорится, что Мухаммед является передатчиком ниспосылаемых ему откровений. Посредниками названы в Библии и Моисей, и Иисус Христос. "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус" (Первое послание к Тимофею святого апостола Павла 2:5).

Несомненно, с течением времени будут выявляться новые и новые аспекты хранящейся в Священных Писаниях сокрытой до определенного срока информации, а потому книги эти вечны, они никогда не устаревают. В этом их сакральность и в этом их кардинальное отличие от сочинений светских.

Сегодня мусульманские ученые уверенно соотносят поразительные достижения науки с определенными текстами Корана, расшифровывая их как предсказания этих открытий за много веков до их свершения. В Аяте 33 Суры 55, например, они видят предсказание о полете человека в Космос. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Привожу этот Аят в ахмадийском русском переводе – «О, сообщество бесов /джиннов/ и людей! Ежели вы можете пройти за пределы небес и земли, идите же. Но не сможете вы пройти, как только с Нашего разрешения»/».

Далее Виктор Данилович Ушаков вспоминает известный эпизод с мгновенным переносом трона Билкис /царицы Савской/ из далекой страны ко двору царя Соломона (Сулеймена). «Эта миссия, - пишет он, - была поручена человеку, "обладающему Знанием из Книги". Он и доставил трон в мгновение ока. После некоторых изменений, которые были произведены в троне Билкис, ее спросили, ей ли принадлежит этот трон. Понимая, что обычным путем трон не может переместиться за короткие мгновения на столь дальнее расстояние, она тем не менее не отвергла и той возможности, что некие высшие силы могли свершить чудо перемещения её трона, поэтому и дала мудрый, лишенный категоричности ответ: "Как будто бы это он и есть". Каким же Знанием обладал человек, доставивший трон?

«Ответ на этот вопрос, - отмечает Виктор Ушаков, - искали многие столетия богословы и философы. Великий суфий - мистик средневековья Ион Араби (1165-1240) объяснял, что трон Билкис был доставлен через "низведение его в небытие и возвращение ему бытия". Человек же, совершивший это чудо (по преданию и согласно тафсирам, его звали Асаф бен Барахийа), владел высшим, сокровенным Знанием (согласно Табари, знал величайшее имя Бога), возможно, дошедшим до него из працивилизаций. Подобные чудеса, пишет Ибн Араби, способны совершать люди, "знающие тайны распоряжения (тасриф) миром". Возможно, чудо, явленное Сулейману, Билкис и их окружению, действительно имело место. Но допустимо и предположить, что все, что говорится об этом в Коране, не что иное, как мифологема, содержащая "намек" на то, что в принципе подобные операции доступны существам, достигшим высокого уровня развития.

Конец XX века ознаменовался сенсационным получением копий живых существ из генетического материала экземпляра-основы. Речь идет о клонировании. А вице-президент Академии сельскохозяйственных наук Л.К. Эрнст, припомнив библейский сюжет о создании Евы из ребра Адама, прямо назвал это действо "типичным клонированием".

В Коране говорится о "создании жен из мужей" (Сура 16, Аят 71 /74 у Крачковского/; Сура 30, Аят 21; Сура 42, Аят 11). Говорится в нем и о способах воскрешения, которые в какой-то мере можно соотнести с процедурой клонирования. Так, в Аятах 49-52 Суры 17 говорится о воссоздании людей из костей и праха: "И вопрошают [нечестивцы]: "Ужель, когда мы обратимся в прах и кости, в творенье новом будем мы воскрешены?" Скажи [,Мухаммед, им]: "Камнями будете или железом вы, или творением [иным], которое сочтете важным, [Он все равно вас сможет воскресить]..." Или: "Ужель считает [грешный] человек, что Мы костей его собрать [не сможем]? Конечно, да! И даже пальцев кончики собрать Мы сможем" (Сура 75, Аяты 3, 4).

Подобные примеры можно долго продолжать. В заключение вспомним Екклезиаста: "Человек не может постигнуть дел, которые Господь делает, от начала и до конца" (Екк. 3:11). Но в определенное время и в определенном объеме сокровенное знание, зафиксированное в Писаниях, все же открывается людям».

А вот что думает об эзотерическо-архипрограммном фундаменте Священного Корана тот же Фритьоф Шюон (1907-1998) в трактате «Понять ислам». Сначала – несколько слов о нём его переводчика и истолкователя, а также известного в российских эзотерических кругах Юрия Николаевича Стефанова (1939-2001). Он пишет в журнале «Комментарии» о нём:

«Фритьоф Шюон - одна из самых загадочных фигур в истории европейской эзотерики ХХ века. У него скандинавское имя, а фамилия звучит то ли на немецкий, то ли на французский лад, откуда некоторые заключают, что он уроженец Швейцарии. Но доподлинно неизвестно, кто он по национальности, где и когда родился. Его первые статьи в геноновском журнале "Исследования традиции" появились в середине тридцатых годов, следовательно, в ту пору ему никак не могло быть меньше двадцати лет. Из его книг легко вычитать, что он долгое время жил на Ближнем Востоке (но где именно?), а ближе к концу века перебрался в США.

Опять же, судя по его книгам, он ученик и продолжатель Рене Генона, который нередко цитировал его работы. Можно предположить, однако, что впоследствии они стали относиться друг к другу с некоторым холодком.

Шюон как стилист куда более эмоционален и поэтичен, чем его предполагаемый наставник, хотя подчас при толковании тех или иных доктринальных основ он бывает чрезмерно сложен для восприятия своих современников: ему бы жить в XII или XIII веке, во времена Фомы Аквинского и Омара Хайама.

И еще можно сказать, что загадочный Шюон - один из немногих подлинных философов гностического толка, неожиданно воплотившихся в нашем столетии. Он занимался вопросами взаимовлияния античной и христианской традиции, проблемами креационизма, учащего о том, что мир есть творение Бога, и тех доктрин, которые полагают, что все сущее - это Его проявление, манифестация. Об отдельных темах его работ лучше всего скажут их названия: О трансцедентном единстве религий; Око сердца; Духовные перспективы и человеческие факты; Пути гнозиса; Касты и расы; Стоянки мудрости; Понять ислам; Взгляд на древние мифы; Форма и субстанция религий; Эзотеризм как принцип и как путь.

Г-жа Анни Жеро, сотрудница парижского геноновского центра, в частной беседе сообщила мне, что по некоторым данным патриарх эзотерики до сих пор жив и совершает свой духовный подвиг среди посвященных старейшин племени сиу».

Теперь приводим фрагменты из книги Фритьофа Шюона «Понять ислам» (Schuon Fritjof. Comprendre L”Islam. Paris, 1961) в переводе Юрия Стефанова:

«Для ислама, а тем более, для суфизма, являющегося его сердцевиной (1), метафизическая доктрина состоит в том, что "нет иной реальности кроме единой Реальности", и что, в той мере, в какой мы обязаны считаться с существованием мира и нас самих, "космос есть лишь манифестация Реальности" (2); ведантисты сказали бы - повторим это еще раз, - что "мир ложен, Брахма истинен", но добавили бы, что "все сущее есть Атман", - и в этом втором утверждении заключены все важнейшие метафизические истины. Согласно этой второй истине, мы обретаем спасение; согласно первой - мы даже не "существуем", а только "пребываем" в зыбком мире возможностей. Дело обстоит так, словно мы обретаем спасение заранее, еще не существуя, и что "один только Лик Божий пребудет вечно".

Различие между реальным и нереальным в каком-то смысле совпадает с различием между Субстанцией и акциденциями; это соположение Субстанция - акциденции позволяет понять "более реальный" или "ирреальный" характер мира и указывает тем, кто способен это уловить, на непростительность заблуждения, приписывающего феноменам свойства абсолюта. Впрочем, - и это само собой разумеется - прямой смысл слова "субстанция" служит указанием на то, что существуют субстанции промежуточные, "акцидентальные" по отношению к чистой Субстанции, но исполняющие роль субстанций по отношению к собственным акциденциям; таковы, в восходящем порядке, материя, эфир, душевная субстанция, сверхчувственная и макрокосмическая или, если угодно, "ангелическая" субстанция, а затем - Субстанция универсальная или метакосмическая, являющаяся одним из полюсов Бытия или его "горизонтальным измерением", женским аспектом (3).

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: В примечании 3 пытается Шюон провести кардинальное различие между бытием и сущим, но, как свойственно многим эзотерикам, увязает в частностях. Насколько чётче и убедительнее в этом плане постижения Хайдеггера!/

Антиметафизическое заблуждение асуров состоит в том, что они принимают акциденции за "реальность" и отрицают Субстанцию, считая ее "ирреальной" или "абстрактной". (4) Прозревать ирреальность - или меньшую, относительную реальность - мира значит прозревать символику феноменов; сознавать, что только "Субстанция субстанции" абсолютно реальна - то есть единственно реальна, строго говоря, - значит видеть Субстанцию во всех ее акциденциях и сквозь них; благодаря этому первичному познанию Реальности, мир становится метафизически "прозрачным".

Когда говорится, что бодисатва видит только пространство, а не то, что в нем содержится, или рассматривает его содержание как само пространство, это означает, что он видит только Субстанцию, которая по отношению к миру предстает "пустотой", или, напротив, мир предстает предстает пустотой в сравнении с изначальным Преизбытком; таким образом, здесь может идти речь о двух взаимоисключающих "пустотах" или преизбытках, подобных верхнему и нижнему отделениям водяных часов, которые не могут быть одновременно пустыми или заполненными.

Уяснив, что соотношение между водой и составляющими ее каплями отвечает соотношению между Субстанцией и акцинденциями, которые являются содержимым мира, можно без труда постичь "иллюзорный" характер акциденций; если в Исламе говорится, что сотворенное служит доказательством существования Бога, то это означает, что природа феноменов "акцидентна", что они проистекают из высшей Субстанции. Сравнение с водой имеет лишь тот недостаток, что не подчеркивает трансцендентности Субстанции, но материальный мир не может подсказать нам лучшего образа, так как трансцендентность меркнет в своих отражениях по мере того, как выявляется та или иная акциденция.

Субстанция связана с акциденциями прерывной связью, хотя их соотношениям присуща и некая тончайшая непрерывность, обусловленная тем, что субстанции в любом случае являются аспектами абсолютно реальной Субстанции; но в этом случае они рассматриваются исключительно в связи с породившей их причиной, а не в каком-либо ином отношении и, таким образом, сохраняют свою необратимость; иначе говоря, акциденция сводится тогда к Субстанции; оставаясь акциденцией, она становится "внешней" Субстанцией, чему соответствует, кстати, одно из божественных Имен: Эз-Захир, "Внешний". Все заблуждения относительно мира и Бога коренятся либо в "естественно-научном" отрицании прерывности, (5) а стало быть, и трансцендентности, хотя на ней-то и должна основываться любая наука, либо в непонимании метафизической и "нисходящей" непрерывности, которая вовсе не упраздняет прерывности, зарождающейся в относительном. "Брахма не есть мир", но все сущее есть Атман", "Брахма истинен, мир ложен", а также: "Он ("освобожденный", мукта) есть Брахма".

В этих формулах заключен весь гнозис точно таким же образом, как он заключен в двойном исповедании веры (Шахада) и в христианских таинствах. (6)

И вот что самое главное: метафизическая истина, вкупе со всем, что она в себе заключает, коренится в самой субстанции разума; отрицать или ограничивать истину - значит отрицать или ограничивать разум; осознавать силу разума - значит осознавать его субстанциональное содержание и, следовательно, суть вещей; именно поэтому сказано: "Познай самого себя" (греческий гнозис), а также: "Царствие Божие внутри вас" (Евангелие) и "Познавший самого себя познал Господа своего" (Ислам).

Откровение - это объективизация Разума; вот почему оно способно объективизировать и рассудок, помраченный, но не загубленный грехопадением; это помрачение может быть случайным, а не обязательным, и в таком случае рассудок вправе взывать к гнозису. (7)

Элементарная вера неспособна сознательно и отчетливо постичь полную истину, потому что и она на свой лад ограничивает рассудок, хотя, как это ни парадоксально, порою может вступить в союз со своего рода рационализмом - что характерно как для вишнуизма, так и для Запада, - хотя и не растворяясь в нем, покуда не поколеблена сама вера. (8) Во всяком случае, духовная перспектива, придающая абсолютный характер относительным явлениям, как это делает семитический эзотеризм, не может претендовать на интеллектуальную полноту; но поскольку экзотеризм неотделим от эзотеризма, догматы первого становятся символами второго.

Имя Аллах, являющееся квинтэссенцией всех коранических формул, включает в себя два слога, соединенных удвоенной буквой лам; эта буква схожа с телесной смертью, предшествующей встрече с инобытием и воскрешению, или со смертью духовной, за которой следуют озарение и обретение святости. Подобную аналогию можно выявить и во вселенском масштабе, как в онтологическом, так и в циклическом смысле: между двумя степенями реальности, будь они взаимно проникающими или последовательными, всегда имеется нечто вроде зазора, зияния (9), выраженного в Шахаде словом илля ("если не"). (10)

Первый слог божественного Имени, согласно напрашивающейся здесь интерпретации, соотносится с миром и жизнью, понимаемыми в качестве божественной манифестации, а второй - к самому Богу и инобытию или к бессмертию. Начинаясь чем-то вроде зияния между молчанием и возглашением (хамза), подобного "творению из ничего" (creatio ex nihilio), оно завершается продолжительным выдохом, как бы открывающимся в бесконечность, - причем конечное ха служит символом надбытийственной "недвойственности" - это указывает на то, что не может быть никакой симметрии между начальным небытием и Не-Бытием трансцендентным. Имя Аллах, стало быть, заключает в себе все сущее, от Абсолюта до малейшей пылинки, тогда как имя Хувва ("Он"), "персонифицированное" финальным ха, указывает на Абсолют как таковой в его недосягаемой трансцендентности и непостижимой тайне.

Сами божественные имена служат вернейшим залогом своей действенности. В Амидизме (11) убеждение в спасительной силе молитвенной практики связано с "изначальным обетом" Амиды; но это, в сущности, говорит о том, что во всякой аналогичной практике в других традиционных формах такое убеждение также связано со смыслом, вкладываемым в мантру или божественное Имя. Шахада источает ту же благодать, что и "изначальный свет" (12) в силу самого своего содержания: она прежде всего является выражением Истины, а Истина по сути своей ведет к освобождению; отождествить себя с Истиной, насытить ею все свое существо и одновременно самому раствориться в ней - значит вырваться из пут заблуждения и злобы. Шахада является ничем иным, как доктринальным внешним проявлением Имени Аллах, она полностью соответствует возгласу, обращенному к Моисею из Неопалимой купины: "Я есмь Сущий". Именно посредством таких формул Бог возвещает, что "Он есть", то есть, раскрывает свое Имя; вот почему эти формулы - эти мантры - одновременно являются Именами Божьими.

Мы только что сказали, что значение Имени Аллах заключено в формуле ла иляха илля” Ллах, то есть, что космическое проявление иллюзорно и только метакосмический Принцип реален. Для большей ясности нам стоит здесь повторить хакику, которой мы коснулись в главе о Коране: поскольку с точки зрения проявления - то есть с нашей точки зрения, ибо мы существуем, - мир несомненно обладает известной реальностью, необходимо, чтобы истина, касающаяся его с позитивной стороны, была включена в Шахаду, где она и присутствует в виде формулы Мухаммадун Расулу” Ллах, служащей как бы развитием слова илля ("если не") и гласящей, что проявление наделено относительной, зависимой от Принципа реальностью. Это свидетельство противопоставляет безоговорочному отрицанию преходящих вещей - или, если угодно, акциденций - относительное их утверждение, утверждение манифестации как божественного отблеска. Мухаммад - это мир, рассматриваемый в его соотнесении с совершенством; Расул указывает на его соотношение с причинностью и таким образом, связывает мир с Богом.

Когда разум располагается на уровне абсолютной реальности, относительная истина как бы поглощается истиной абсолютной: с точки зрения словесных символов она обращается в некую метафизическую "условность", которой, в данном случае, является слово илля. Поскольку вне Аллаха нет ничего, мир также должен быть включен в Него и не может быть иным, нежели Он; именно поэтому имя Аллах включает в себя не только все сущее, но и все, что превосходит сущее (13).

Чтобы уточнить место формулы освящения (Басмала) в этой системе соотношений, добавим вот еще что: подобно тому, как вторая часть Шахады возникает их первой - слово илля является в данном случае онтологическим "перешейком" и осью мира, - так и Басмала возникает из удвоенной буквы лам в середине имени Аллах (14); но в то время, как вторая часть Шахады - свидетельство о Пророке - соответствует восходящему и освобождающему движению, Басмала служит указанием на творческое нисхождение, связанное с откровением или милосердием. Басмала отличается от Шахады еще и тем, что она знаменует собой некий "выход", обозначенный словом бисми ("во имя"), тогда как Шахада является либо божественным "содержанием", либо "вестью", то есть, либо солнцем, либо образом солнца, но отнюдь не лучом, хотя с иной точки зрения ее можно уподобить "лестнице", соединяющей космическое "небытие" с чистой Реальностью.

(1) Говоря о религиозной вере как таковой, мы не хотим пользоваться научными терминами, которые могут иметь к ней весьма поверхностное отношение. С точки зрения "религиоведения" эзотеризм следует за догмой, являясь ее искусственным развитием, а то и дополнением, заимствованным из чужеродных источников; на самом же деле эзотерические элементы предшествуют любым экзотерическим формулировкам, поскольку именно они, в силу метафизической перспективы, определяют форму. Религия немыслима без метафизического основания, доктринальная эзотерика есть лишь развитие на базе Откровения того, что "было прежде".
(2) Космос, понимаемый здесь во всем совершенстве своей символики, то есть Мухаммад.
(3) Бытие - это "относительный Абсолют" или Бог в качестве "относительно абсолютного", творящего начала. Чистый Абсолют не творит; применяя к нему понятия "субстанции" и "акциденции", можно вспомнить о божественных качествах, возникающих из Сверх-Бытия или Самости и кристаллизующихся в Бытии, но применение это будет, тем не менее, неадекватным.
(4) Совершенно напрасно, как нам кажется, приписывают Гераклиту современную теорию "актуализма" (Aktualitäts-Theorie), ибо понятие космической игры Всемогущих сил не обязательно соотносить с материалистическим пантеизмом.
(5) Именно этот более или менее "научный" предрассудок, наряду с фальсификацией и обеднением мыслительного воображения, помешал Тейару де Шардену признать прерывность третьей главной силой между материей и душой или естественным и сверхъестественным, откуда проистекает эволюционизм, согласно которому - и вопреки истине - всё начинается с материи. Любой минус всегда предполагает начальный плюс, а потому все доступные наблюдению эволюционные процессы можно считать лишь случайным следствием предшествующей причины; человеческий зародыш превращается в человека, потому что он уже и есть человек: никакая "эволюция" не в состоянии произвести человека из зародыша животного. Сходным образом, весь космос не мог зародиться иначе, как в эмбриональном состоянии, которым обусловлено всё его последующее развитие, то есть, проявление в материальном плане бесконечно более высокого и трансцендентного прототипа.
(6) Троица, Воплощение, Искупление. Речь идет о сверх-онтологической, гностической Троице, содержащей в "вертикальном" смысле (иерархия ипостасей): Сверх-Бытие, Бытие, Существование (Параматма, Ишвара, Буддхи), а в "горизонтальном" ("аспекты" или "модусы" Сущности): Реальность, Мудрость, Блаженство (Сат, Шит, Ананда).
(7) Само существование христианского гнозиса свидетельствует о том, что существует некая ветвь Христианства, сосредоточенная на Христе-Логосе, которая a priori определяет человека как воплощение рассудка, а не только извращенной воли и страсти. Если всеобщая истина пребывает в самой субстанции рассудка, то для христианского гнозиса рассудок и будет имманентным Христом, "Светом мира"; видеть божественную Субстанцию во всем, то есть видеть во всякой вещи объективизацию - и отражение - Разума - значит осознать, что "Бог стал человеком", не посягая при этом на буквальный смысл догмы.
(8) Картезианство, являющееся, наверное, самым умным видом глупости, - это классический пример веры, введенной в заблуждение слепыми поползновениями разума; это мудрость, добытая "с испода", а история доказывает, что такая мудрость губительна. Вся современная философия исходит из ложного понимания рассудка; "культ жизни", например, грешит в этом смысле тем, что ищет объяснение сути и цели человека в чем-то низменном, неспособном охватить человеческую природу; вообще же говоря, всякий рационализм - как откровенный, так и скрытый, - ложен хотя бы потому, что сводит разум к рассудку или разумение - к логике, то есть причину к следствию.
(9) Это и есть евангельские "тесные врата".
(10) В канонической мусульманской молитве, включающей в себя фазы поклона и распрямления, или, точнее, преклонения и воздвижения, а затем земного поклона и передышки, - первые из этих фаз относятся к "зиянию" и "затуханию", а вторые - к воскрешению и бессмертию, "постоянству"; переход от одной фазы к другой сопровождается такбиром "Велик Аллах" (Аллаху акбар).
(11) Мы пользуемся этим термином японского происхождения, поскольку им на Западе условно обозначают молитвенную практику Буддизма, проникшую в Японию из Китая, а туда - из Индии. Но именно в Японии она расцвела особенно пышно.
(12) То же самое можно сказать об Именах Иисуса и Марии и о молитвах, в которых они упоминаются.
(13) Вот что пишет по этому поводу шейх Аль-Араби эд-Даркави: "И я упорствовал в этом духовном радении, доколе Аллах не открыл мне, что Он есть Первый (Аль-Аввал) и Последний (Аль-Акхир), Внутренний (Аль-Батин) и Внешний (Эз-Захир). Я не понял этих речей, и не принял их, и продлил радение свое, говоря: "Я понимаю, что Аллах - Первый и Последний, и Внутренний, но не могу понять, как он может быть Внешним, ибо вне Его я вижу лишь Вселенную". И был мне дан такой ответ: "Если бы Аллах возжелал обозначить словом "Внешний" только видимый мир, он не был бы внешним, но был бы внутренним; поэтому Я и говорю тебе: Я - Внешний". И в этот миг я уразумел ту истину, что нет ничего сущего вне Аллаха и что Вселенная - ничто в сравнении с Ним."
(15) Четыре слова, составляющие Басмалу (Бисми” Ллахи” Ррахмани” Ррахим) соответствуют четырем райским рекам, истекающим из-под престола Аллаха (Эр-рух). Буква лам в высшем Имени и слово илля в Свидетельстве соответствуют "престолу" в том смысле, что они "открывают" "трансцендентные измерения" этого Имени и этого слова. Мы приводим эти уточнения, коренящиеся в самой природе вещей, чтобы показать, что, в соответствии с молитвенной практикой и духовными учениями, некоторые основные понятия и символы могут вмещать в себя весь объем божественного Послания».

С мыслями Фритьофа Шюона нельзя не согласиться, однако они несфокусированы высшим смыслом Богосаможертвоприношения и потому то и дело уклоняются или в громоздкий эрудизм, или даже в частичность. Систематичнее и доказательнее и ближе к истине постижения Хайдеггера, сопряженные с бытийностью языка и с экзистированием свободы Dasein как орудием и предпосылкой судьбы Sein – что и выражает «китабун маркумун» в Священном Коране как освященное имя оцифрованной Архипрограммы.


В избранное