Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Алексей Фёдорович Лосев завещал мне почитать античность

 

Из-за сверхзагруженности не удалось побывать в субботу 24 мая 2008 года на памятных мероприятиях в связи с 20-летием со дня кончины одного из моих незабвенных учителей – Алексея Фёдоровича Лосева (10 /22/ сентября 1893, Новочеркасск - 24 мая 1988, Москва). Но побывал христианско-оппозиционный публицист Александр Храмов и в своём ЖЖ опубликовал отчёт "Миру провалиться - или мне чаю не пить?" – Лосев:

«24 мая было 20 лет со дня смерти А.Ф. Лосева. Вот мой репортаж с мероприятия в музее Лосева, приуроченного к этому случаю - РЕПОРТАЖ: Погружение в историю философа и всей страны. В Москве состоялся вечер памяти Алексея Федоровича Лосева, приуроченный к 20-летию со дня его смерти



А.Ф. Лосев и А.А. Тахо-Годи. Начало 1980-х годов.:

"Собрание, посвященное памяти Алексея Федоровича Лосева, приуроченное к двадцатилетию со дня его смерти, прошло 24 мая в музее-библиотеке "Дом Лосева" (Арбат, 33). Зал был переполнен – люди стояли даже в проходах.

Первой выступила Аза Алибековна Тахо-Годи, вдова Лосева и хранительница его творческого наследия. Во многом именно благодаря ее усилиям был создан мемориальный дом-музей, выходят в свет неопубликованные тексты из творческого наследия философа и новые исследования о Лосеве.

Аза Алибековна отметила, что, за двадцать лет, прошедших со дня кончины Лосева, его мысли всё же были услышаны и успели дать ростки, пусть пока и небольшие. Согласно Евангелию от Иоанна – «зерно,<…> если умрет, принесет много плода» (12:24).

Об этих ростках и говорили собравшиеся в музее-библиотеке, а также делились воспоминаниями о Лосеве.

Валентина Ильина, директор музея-библиотеки А.Ф. Лосева, в своем выступлении отметила, что "Дом Лосева – это форпост русской философии и культуры на старом Арбате, несмотря на то, что многим хотелось бы видеть в этом здании очередной ресторан". Действительно, когда с Арбата, пестрящего бутиками и ресторанами, уставленного матрешками и прочими сувенирами, на которые глазеет подвыпившая шумная толпа, входишь в музей Лосева (он располагается в доме, где долгие годы жил Алексей Федорович), чувствуется, что ты попал в другой мир – тихий мир книг, мыслей и воспоминаний. В Москве очень немного осталось таких островков культуры, на чей берег можно было бы ступить, вырвавшись из бушующего моря пошлости и суеты.

Абдусалам Гусейнов, директор Института Философии РАН, отметил, что "за 20 лет произошло возвращение в Россию русской религиозной философии". И "произошло это так, как будто ее здесь ждали, и Алексей Федорович Лосев был одной из причин этого сравнительно безболезненного возвращения".

В частности, отметил Гусейнов, Лосев воспитал целую плеяду учеников, в числе которых были, например, Сергей Аверинцев и Владимир Бибихин: они мыслили в русле традиций русской философии, а после того, как рухнул советский строй, стали теми, кто вышел на пристань встретить "философский пароход", спустя десятилетия вернувшийся на родину книгами и наследием его пассажиров. Не марксистам-ленинцам же и диаматчикам было встречать Бердяева, Франка, Лосского… Окруженный полчищами т.н. "советских философов", усилиями которых Лосев был отправлен в лагерь, а потом был загнан в "гетто" филологии, именно он вырастил тех, кому были близки эти имена, тех, кто ждал возвращения "философского парохода" и после перестройки занялся распространением и осмыслением трудов русских религиозных философов.

Фигура Лосева важна в истории философии в России и потому, что собой он как бы олицетворяет связь современности и дореволюционной философии: ведь Лосев застал еще религиозно-философские общества в Москве, где общался с Бердяевым, Сергием Булгаковым, о. Павлом Флоренским…

В своем выступлении литературовед Петр Васильевич Палиевский верно заметил, что "Лосев не совпадает с теми прозелитами православия, которые в девяностые шарахнулись от материализма в сторону философии". Действительно, подобных "деятелей" сейчас хватает: они перенесли в православие свои "марксистско-ленинские" привычки и методы.

Академик Павел Флоренский призвал "просто порадоваться", что с нами есть Аза Алибековна Тахо-Годи, вспомнил о "сфинкских лапищах" Лосева и о его "трогательной, детской любви к шоколадным конфетам".

Василий Соколов, профессор МГУ, тоже поделился своими воспоминаниями о Лосеве, рассказал, как, приехав к Лосеву и Тахо-Годи на дачу, учил их "ловить" Би-би-си. "Не думаю, что марксизм сейчас кончился (сужу по своему факультету)", – вздохнул профессор.

А исследователь русской философии Алексей Козырев напомнил о том, как Лосеву при переходе в последний класс гимназии директор подарил Собрание сочинений Владимира Соловьева, с чего и началось знакомство юного Лосева с философией. "И как было бы абсурдно, если бы нынешнему школьнику, решающему в тесте ЕГЭ, куда бросилась Анна Каренина, под паровоз или под электричку, директор бы подарил Собрание сочинений Лосева". Да уж, нынешняя система образования устроена "несколько" по-другому: какие уж там собрания сочинений – нужно правильную буковку в тесте обвести.

Алексей Федорович Лосев, проживший долгую жизнь (1893-1988) – это не только оригинальный мыслитель, но и фигура, которая заставляет нас вспомнить о прошлом и настоящем России. О дореволюционной и о советской эпохах, которые Лосев пережил, о том, какое наследие от этих эпох к нам перешло – и как с этим наследием поступить. Вечер памяти Лосева тоже был погружением в историю – не только историю одного философа, но и всей страны».

«Надо сказать, - комментирует Александр Храмов, - редкий материал выходит у меня со столь благостной интонацией, и даже почти (ну, кроме "марксистов-ленинистов") никого там не ругаю.

Вообще, Лосева люблю, хотя многое у него не разделяю, и его имяславсто и прочие заморочки мне не близки. И не нравится мне, как он Новое время ругает. Но с его взглядами на античную философию, на ее соотношение с христианской религией и пр. я во многом очень даже согласен. И вообще считаю, что "античную эстетику" он излагал очень доходчиво и правильно. Ну, и стиль и логика мне его тоже близки. Когда Лосев не начинает с определений (в гуманитарных науках это просто маразм - требовать изначально определений для понятия), а заканчивает развернутым определением».

Сегодня в газете «Новые Известия» - тоже материал в связи с 20-летием Алексея Фёдоровича - «Лосев был, как большое учреждение» (Борис Бабанов, 29 апреля 2008 года, № 91 /2446/, стр. 7):

«В эти дни отмечается 20 лет со дня кончины великого русского ученого Алексея Федоровича Лосева, а в сентябре исполнится 115 лет со дня его рождения. Лосев – последний мыслитель Серебряного века, был членом легендарного Религиозно-философского общества памяти Соловьева, где общался с Булгаковым, Ильиным, Франком, Трубецким, отцом Павлом Флоренским. О замечательном философе, филологе, исследователе мировой культуры «Новым Известиям» рассказала вдова, ученица и хранительница наследия заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор МГУ Аза Тахо-Годи:

– Аза Алибековна, имя Лосева сегодня у всех на устах, но представление о его вкладе в русскую и мировую науку очень расплывчатое. В чем уникальность Лосева в истории России в ХХ веке?

– Вся жизнь Алексея Федоровича прошла на фоне русской культуры. Лосев прожил как-никак 95 лет – немало – соединив совершенно разные эпохи. Он застал период Серебряного века, пережил революционные 20-е годы, а потом эпоху лагерей и тюрем, которые, увы, и его не миновали – это был путь, прожитый вместе со страной. Признание пришло к нему лишь на склоне лет. Он сохранил идею, истоки которой были заложены еще в его молодости, – идею «высшего синтеза», органического единства философии, искусства, религии и, безусловно, нравственности – ей он уделял особенное внимание в своих трудах. Он был и историком культуры – об этом восемь томов его «Истории античной эстетики». Можно сказать, античность была заново открыта им для России. Другого такого примера не существует.

– А кем был Лосев в первую очередь – философом, филологом?

– Это неразрывно. Лосев учился в Московском университете на двух отделениях – классической филологии и философском. Ведь философские тексты написаны на языках – вот и филология. Надо читать в подлинниках, а не в переводах, чем сегодня, к сожалению, не гнушаются исследователи.

– Можно ли сегодня говорить о лосевоведении?

– Не самое красивое слово, да?.. В 1995 году я получила из архива ФСБ 2350 страниц лосевских текстов – они были изъяты у Алексея Федоровича при его аресте, перед отправкой на Беломорканал. За минувшие годы опубликовано около 500 его работ. Но сводной библиографии нет, разве что я ее веду от руки. А сколько еще диссертаций, стихов, беллетристики, посвященной Лосеву. Как все это освоить, обработать!

– Впору открывать институт.

– Лосев сам был, как институт, как большое учреждение.

– А каким он был в жизни?

– Веселым. Любил анекдоты и рассказывал их прекрасно. Всегда в его жизни был театр, были концерты, Алексей Федорович и сам играл на скрипке – она сохранилась. Один раз после «Града Китежа» мы так увлеклись обсуждением, возвращаясь из Большого театра, что прошли наш дом… И такое бывает.

– При этом говорят, что Лосев был затворником, чуть ли не Диогеном.

– Ну, во-первых, он был не греком, а из донских казаков, из Новочеркасска, где и гимназию окончил. А потом он сидел не в бочке, а в комнате, сплошь заполненной книгами. Да, он был ученым монахом в своей келье, он нес послушание. Вначале со своей женой Валентиной Михайловной, которую я успела застать и которая была мне как вторая мать, а потом, после ее кончины, один. И так до последнего дня.

Он был строг к себе. Вставал он поздно, потому что работал до глубокой ночи. Во всем и всегда любил порядок, так что некоторые подозревали, что у него в роду кто-то был из немцев. Алексей Федорович на это отвечал, что, мол, немцев не было, а шведы – возможно. Вот и гадайте – шутил он или вспоминал о каких-то семейных преданиях.

И притом, что Лосев очень много работал, часто у нас бывали гости, чай с шоколадными конфетами, которые, как и торт, были его слабостью. Но главное – это, конечно, философские беседы, которые шли за чаепитием. Какое это было духовное пиршество – многие и представить себе сегодня не могут!».

Насчет «духовного пиршества» - подтверждаю, немало часов провел в беседах с ним, но когда я в 1961-1963 годах секретарствовал у Лосева, то Аза Алибековна кормила меня не только сладостями, но и изумительно запеченным мясом.

А теперь приведу некоторые Интернет-комментарии с сайта газеты «Новые Известия»:

Анонимно:
А будут ли у России еще мыслители, вот в такой вот обстановочке, какая царит сейчас?

Анонимно:
Будут после 2026 года, источник - xsp.ru. К 2026 году Россия завершит четвертую имперскую стадию развития и станет маленьким европейским государством, а русские - станут третьим вечным народом, который и даст миру смысл существования.

Анонимно:
Великий был Человек.

Анонимно:
Не менее интересны его размышления и об эпохе Возрождения в Италии. Действительно, этот Человек, вмещал себе прекрасно работающий институт, а то и не один...

Владимир:
Где философское осмысление нашего бытия? Лосев А.Ф., Бердяев Н.А., Ильин И.А. – бриллианты России. Сейчас только абромовичи, фридманы, дерипаски, потанины, прочая попса с деньгами - и телевизионная жвачка. За державу обидно.

Elena:
Да, Лосев велик. Учёных такого уровня у нас уже давно не было. Труды по античности, по теории знака... Оригинальный мыслитель.


У меня над рабочим столом – полка с книгами моего Учителя. Надо их осмыслить по-новому, когда буду размещать собранные в них факты и суждения в «визитки» своего Панлога. К сожалению, мало книг Лосева было издано ко времени моего с ним сотрудничества. Ещё до знакомства с Алексеем Фёдоровичем я приобрел его великий труд – Проф. А.Ф. Лосев "Античная мифология в ее историческом развитии" (Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РCФСР, 1957. – 620 стр.). Этот труд более полувека у меня под рукой. Его трактаты 1920 -1930-х годов сохранились лишь в библиотеках, я редко видел их в букинистических магазинах – и всегда их покупали у меня под носом. Я и мой друг ныне известный философ Сергей Михайлович Половинкин брали эти редкостные тома в библиотеке Дома книжных издательств на Ленинском проспекте. Но в 1960-ом году вышла монография – Проф. А.Ф. Лосев "Гомер" (Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1960. – 352 стр.). И Алексей Фёдорович подарил её мне со скромной надписью – «Дорогому Валерию от автора. 7/VI-63 г. А. Лосев». И добавил, вручая – «Не забывай античности! Люби её и почитай!».


В избранное