Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Цельники бытия и частники сущего

 

Хотя Правая Вера, всходы которой взошли в ХХ веке в ряде стран Старого и Нового Света, вбирает в себя и с единой точки зрения истолковывает откровения всех религий, постижения всех мудрецов и открытия всех наук, её организационно-миссионерский прорыв становится возможным лишь при переходе к постиндустриальному «обществу знания», к глобализирующемуся «информационному миру». Новое вино не вмещается в старые меха прежних систем ценностей-мировоззрений. Несостоятельными предстали вульгарно-просвещенческие модели бесконечного прогресса и вечного круговорота, зато выяснилась ключевая роль активности человеческого сознания в фундаменте сущего и в непрерывном воссотворении Круга Времени, сопряженного с известной космологической моделью вечного возвращения и с основаниями математики и логики. На первый план вышел «антропный принцип», субъект как демиург. Соответственно социализация человека перестала быть самоцелью, а стала средством его субъектизации. Высшей же целью субъектного человека остается восхождение к Богочеловечеству, но не ради вечного упокоения, а ради соучастия в высшем акте Богосаможертвоприношения (прообразы - Пурушамедха в Ригведе Х, 90, Голгофа в Новом Завете, жертвоприношение Исмаила в исламе). Этот высший акт фокусирует-поддерживает-определяет алгоритмы и мотивы действий людей и обществ и позволяет понять их историю. Он же задает общий знаменатель онтологии и гносеологии. Правая Вера как прикладная эсхатология является истинно-самосогласованным мировоззрением наступившей эпохи Конца.

Богосаможертвоприношение – исходное первозданное откровение, данное людям в мифах и зафиксированное в Священных Писаниях. Оно открывается высшему вопрошанию, что предполагает высокий уровень самоаффектации, но необходимая для этого духовная сила доступна не каждому, как не каждый может быть шаманом-жертвоприносителем, жрецом-хотаром. И подобно тому, как ребенок восходит во взрослый человеческий мир через язык и социальные нормы благодаря посредничеству своих родителей, учителей и сообщников по детским играм, так профанный человек благодаря посредничеству священнослужителя способен приобщиться к таинству Богосаможертвоприношения через обряд (например, в христианстве - евхаристия). И как для ребенка во взрослом мире желательно, чтобы тот или иной частный язык или частная социально-культурная норма не изолировала его от остального человечества, так и в духовном мире чрезвычайно важно, чтобы тот или иной частный обряд не заслонял цельную и единую для всех суть Богосаможертвоприношения.

Различие между цельником и частником глубинно и не всегда преодолимо из-за особости человеческих душ и разного уровня их стартовой ступени и энергетического потенциала восхождения к высшему, что во многом предопределено их физической и психической наследственностью и местом в иерархии (или спектре) человеческих судеб. Необходимо в постиндустриальную эпоху не ограничиваться социализацией низов, а создавать режим наибольшего благоприятствования для возгорания искры Божьей в душах и взращивания массовой низовой субъектности, что сопряжено с преодолением бедности и с обретением экономической самодостаточности для максимально возможного числа тех, кто желает таковую обрести. Правда, и богатство (экономическая самодостаточность) не гарантирует способность к высшему вопрошанию как форме саможертвенности. Во всяком случае, если человек не способен (не имеет сил) к высшему вопрошанию, он обречен на ту или иную стезю низкого существования. Поэтому цельник и частник – неравномощны. Если цельнику дарованы цель и смысл его бытия, то частник довольствуется соблазнами и гипнозами окружающего его сущего и обычно по-стадному разделяет то или иное частное светское или конфессиональное суе- и обрядоверие.

Цельная Правая Вера разоблачает любое частное обрядоверие как уводящее от высшего смысла Богосаможертвоприношения, но в то же время благодаря субъектно-критическому рациональному постижению выявляет исходную истинность во всех изначальных обрядах традиционных религиозных конфессий и в разнообразных светских идеологиях, включая четыре главные «изма» субъектного Нового Времени – либерализм (субъектность для самых достойных), национализм (субъектность для «своих»), анархизм (субъектность для каждого), коммунизм (субъектность для всех). Поэтому цельник «правовернее» частника – правоверный больше христианин, чем христианин-обрядоверец, и больше мусульманин, чем мусульманин-обрядоверец, и больше индуист, чем индуист-обрядоверец, и больше буддист, чем буддист-обрядоверец, и больше иудаист, чем иудаист-обрядоверец, и больше либерал, чем партийный либералист, и больше националист, чем любой этнозоологист, и больше анархист, чем любой постмодернист, и больше коммунист, чем любой марксист. Эта всеохватность позволяет цельнику просвещать-возвышать частника на его языке.

Почему лучше название Правая Вера, чем, скажем, «система знания»? Выводить сущность человека из способности вкусить от Древа Познания недостаточно, ибо тем самым лишим его эсхатологической перспективы Древа Жизни. Да, вкушение плода познания возносит человека до Бога – «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Бытие 3:22). Но «знать» - ещё не «быть». «Знать» – лишь необходимое условие Богосаможертвоприношения. Чтобы «быть» - надо «иметь» волю к воле и овладеть Программой бытия (жизни) сущего (Архипрограмма) и вкусить Её. А воля или, точнее, волевая интенция – предполагает не просто энергетику воли, но прежде всего веру в истину себя или в право своё победить в борьбе за собственное Обособье (Ereignis).

Современная Россия по ряду социально-психологических параметров схожа с кризисной Веймарской Германией, которая после военного разгрома пребывала в фрустрации и тоже искала новую систему ценностей и смогла обрести духовную силу высшего вопрошания. Неизбежность Правой Веры философски обосновал немецкий мыслитель Карл Ясперс в критическо-рационалистическом учении о «философской вере», противостоящей разным версиям обрядоверия. А философский остов Правой Веры прежде всего в онтологическом и гносеологическом ракурсах постиг другой немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер чрез сопряженность высшего бытия Sein и человеческого экзистирования Dasein. Правда, хотя они оба предвидели наступление эсхатологических Последних Времён, но не осмысляли высший акт Богосаможертвоприношения, хотя Хайдеггер в учении о Поставе-Технике (Gestell) и Взмете-Обособье (Ereignis) наметил аксессуары этого Высшего Действа. Надо отметить, что хайдеггерианство благодаря резкому различению между бытием и сущим является «исламом философии», а благодаря неразрывности Sein и Dasein философски обосновывает иудаизм и христианство, а также выражает суть индуизма-буддизма и иных восточных откровений благодаря открытию экзистенциалов и аналитике «бытия-в-мире».

За рубежом интенсивнее всего осмысляется Богосаможертвоприношение в США, прежде всего в научной фантастике и в различных течениях New Age. Вплотную к формально-правоверной целости подошла надконфессиональная «гражданская религия», интенсивно развиваемая ныне американскими идеологами, в том числе «теоконами» («теологически ориентированными консерваторами»). «Гражданская религия может служить источником взаимоприемлемого сближения разных групп с различающимися вероисповеданиями, позволяя им реализовать в общественной жизни свой значимый моральный потенциал, внести вклад в создание лучшего общества без разрушительных конфликтов» (McClay W. The Soul of a Nation // The Public Interest. Spring 2004, p. 18). Главной заповедью этой civil religion является субъектизация (свобода) максимально возможного числа людей и стран. И неудивительно, что «гражданская религия» используется для обоснования политики США. «Мы верим, - заявил американский президент Джордж Буш-младший в речи перед Национальным фондом за демократию в 2002 году, - что свобода задает направленность истории. Мы убеждены, что своему существованию и совершенствованию человек обязан свободе. И мы верим, что свобода – та, за которую мы стоим – не для нас одних; она – право и достояние всего человечества» (Ibid., p. 13). Однако «гражданская религия» в США сопрягается с «верой в Америку» и с предназначенной ей Богом миссией «нести свободу человечеству». Такая привязка благой цели к не всегда благим средствам часто приводит к утрате целости «гражданской религии», к её локализации и «частизации».

Если «гражданская религия» близка к замыслу «философской веры» Карла Ясперса и во многом выражает мироощущение цельника, то ещё ближе к Богосаможертвоприношению и тем самым к сердцевине Правой Веры – русский эсхатологический большевизм, прежде всего в постижении таких русских поэтов, как Сергей Есенин («Инония», январь 1918):

Не хочу восприять спасения
Через муки его /Христа/ и крест:
Я иное постиг учение
Прободающих вечность звезд.

Конечно, большевизм, как и любая новая вера, повергает старых богов, но в Русской Революции естественное богоборчество и уничтожение прежнего вульгарного суе- и обрядоверия обернулось святой формой Богосаможертвоприношения. По «Инонии»:

Лай колоколов над Русью грозный –
Это плачут стены Кремля,
Ныне на пики звездные
Вздыбливаю тебя, земля!

Протянусь до незримого города,
Млечный прокушу покров.
Даже богу я выщиплю бороду
Оскалом моих зубов.

Ухвачу его за гриву белую
И скажу ему голосом вьюг:
Я иным тебя, господи, сделаю,
Чтобы зрел мой словесный луг!

Богосаможертвоприношение сопряжено, само собой разумеется, со Страшным Судом, который дедуцировал Гегель в «Феноменологии духа» и прообразом которого стал якобинский и затем большевистский террор. В «Иорданской голубице» (20-23 июня 1918, Константиново) Сергей Есенин из глубин своих поэтических прозрений изводит формулу русской богоносности как особой русской роли в грядущем Высшем Акте:

Небо – как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик.

Ради вселенского
Братства людей
Радуюсь песней я
Смерти твоей.

Крепкий и сильный
На гибель твою
В колокол синий
Я месяцем бью.

Разумеется, Большевистский Апокалипсис выражает одно из высших проявлений русской пассионарности и питает национальную гордость великороссов, но он – лишь генеральная репетиция грядущих событий Конца. А за Концом, как учит Правая Вера и как возвещено в Откровении святого Иоанна Богослова, - новое Начало, новое Небо и новая Земля и с Неба сходящее царство Нового Града – «И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (Апокалипсис 21:10). И Сергей Есенин правоверно заканчивает свою «Инонию» призывом

Радуйся, Сионе,
Проливай свой свет!
Новый в небосклоне
Вызрел Назарет.

Новый на кобыле
Едет к миру Спас,
Наша вера – в силе,
Наша правда – в нас!

Говорят, что знание – сила, но сила – исток знания и правды и истины и Архипрограммы. Мир творит Элохим (от этого же корня – Аллах), что буквально означает «множество высших сил». И русский перевод Торы передает Имя Божье – Элохим – как Всесильный. Добавлю, что правоверно-эсхатологическую суть Русской Революции прозревали, наряду с Сергеем Есениным, также Александр Блок, Андрей Платонов, Максимилиан Волошин, Леонид Леонов, отчасти Максим Горький и Владимир Маяковский и множество других поэтов и художников. Они, коренные, наряду с пристяжными творцами Серебряного Века, - стержень русской мысли.

Беседуя с глубинными советскими философами Эвальдом Васильевичем Ильенковым и Михаилом Александровичем Лифшицем, я заряжался их жаждой преображения мира. Так, Михаил Александрович поведал мне свои мысли об эсхатологическом смысле войны и революции и необходимости жертвоприношения, ссылаясь при этом на «Феноменологию духа» Гегеля, и я почуял общность с исламским учением о джихаде и шахидстве, а Эвальд Васильевич в «Космологии духа» ещё более полувека назад провозгласил саможертвенное уничтожение сущего как высшую цель человечества.

Зерна Правой Веры изначальны, всходы взошли в ХХ веке, однако всемирная потребность в плодах и маяках её, в новой системе ценностей - взрастает в период прорыва нового качества человеческого существования, в годы постиндустриализации-глобализации. Ясно, что нужны и новые жрецы-брамины Правой Веры, её орговики и промоутеры. Где их взять? Судя по литературе и Интернету, они действуют вразнобой, если не считать некоторых групп в русле движения New Age и клубов почитателей таких правоверных авторов, как француз Бернард Вербер или американо-австралиец Крис Сэкнуссем или англичанин Лоуренс Норфолк или пакистанец Салман Рушди или турок Орхан Памук или американские кинорежиссеры братья Энди и Ларри Вачовски с их фильмами «Матрица» и «V значит вендетта», не говоря уже о массе группирующихся вокруг музыки и фэнтези. Но общепризнанного духовного гуру-цельника пока нет. Поэтому потенциально-близкие к Правой Вере цельники или одиноки, или тусуются вокруг того или иного частника. На повестке дня – создание «стартовой массы» правоверных цельников-орговиков.

Бернар Вербер создал Ассоциацию анализа вероятных сценариев развития человечества и «Клуб визионеров», однако не сфокусировался на Богосаможертвоприношении как общем знаменателе знания и потому оказался в частниках. Другие известные мне группы тоже противопоставили себя прежним частным системам ценностей вместо того, чтобы объять их и включить в свою цельность - и потому сами стали частными. Продвинутые одиночки – не считаются, должно быть «множество высших сил», то есть «Сплот Правоверных». Но сплотить правоверных цельников-орговиков, то есть пассионарных лидеров-апостолов, для начала минимум трех-четырех – трудная, но выполнимая задача. Перспективна в этом плане современная Россия, испытавшая чудовищный удар сатанинских сил. Иногда меня убеждают, что задача невыполнима среди такого деморализованного, прошкуренного и потому рассыпавшегося и слабого духом народа, как нынешний русский. Это не так.

Дело в том, что в неслыханном грандиозном падении, порушившем все прежние основы жизни, цельность страны и народа треснула и рассыпалась на множество частностей. Образовалась гигантская духовная воронка оборота-реакции, которую заполнили неофиты суе- и обрядоверия. Кругом – интеллектуалы-частники, а цельники изо всех сил стремятся вынырнуть из затягивающей воронки, выплыть к тверди правоверного берега. Наставшая растерянность облегчила контрнаступление реакции в лице компрадорско-авторитарного неофеодализма в государственно-политической и суе- и обрядоверческого ретроградства в духовно-идеологической сферах. Происходящая деградация общества и демодернизация страны выглядит шокирующе-оскорбительной на фоне ранее отсталых соседей, ныне успешно прорывающихся в постиндустриализм и субъектизирующихся. Тяжкий млат бед дробит частников и выковывает цельников. Возможно создание именно в России «ядра» из трех-четырех сплоченных цельников-орговиков, вокруг которых и кристаллизуется Правая Вера. Как верно напоминают в связи с созданием НСДАП, «снова подтвердилось старое положение, что если три человека с твердой решимостью стремятся к одному и тому же, они достигнут цели, хотя бы они поставили себе задачей завоевать весь мир» (Гейден Конрад. История германского фашизма. Москва – Ленинград: Государственное социально-экономическое издательство, 1935, стр. 40).

Правоверный Мегапроект по определению новый, непривычный и даже абсурдныйс точки зрения традиционных представлений, хотя за ним откровения религий, прозрения мудрых и открытия наук. Поэтому он по определению не может прорваться сам по себе путём его провозглашения в книгах и в различных бумажных и электронных СМИ и в Интернете. Рассказать о Правой Вере с экрана ТВ или озвучить на митинге или схожем сборище частных людей – значит предстать посмешищем. Искра есть, но пламя не возгорится, если нет «стартовой массы» ищущих душ, былинок костра. Собрать былинки в «стартовую кучку» Сплота, чтобы огонь полыхнул – это самый важный, определяющий этап. Положи в кучку сырое или зеленое – и костер зачадит и погаснет.

Подчеркну, что речь идёт о цельниках – то есть о сильных, самобытных. Сплот – не секта слабых досубъектных, а артель или компания самодостаточных. Любой харизматик легко собирает кучу слабых ищущих и бросает их в изуверство и даже смерть, и слабые никуда не денутся от сильных, но время тратить надо сейчас на сплочение себе подобных.

История подтверждает - годами-десятилетиями собирали-сплачивали единомышленников такие вероучителя человечества, как Будда, Зороастр, Иисус Христос, Мохаммед, а также основатели великих империй. Наверное, многим сильным цельникам не удалось найти соратников. Иисус Христос недаром мыл ноги своей дюжине последователей (Иоанн 13:4-10) – ибо «единица – вздор, единица – ноль» (Владимир Маяковский «Владимир Ильич Ленин»). И в истории любого сплота – соответственно два этапа: сбор критической массы и взрыв её. И есть набор правил поведения с частниками на каждом из этих этапов.

Этап сбора – не тратить время на частников, а тратить на распространение своих текстов и поиск единомышленников. Этап взрыва – наряду с созданием своих ячеек по всем градам и весям и во всех политических, общественных и экономических структурах, общаться с частниками и перевербовывать их и вступать с ними в разнообразные союзы и коалиции с целью просветить и возвысить их. Это касается церквей и партий. За образец можно брать масонов, которые в эпоху борьбы с десубъектизирующим феодализмом и сеяния семян низовой субъектности привлекали формальных сторонников разных конфессий и «измов», но загружали их работой на общую явную или неявную духовно-политическую цель.

Естественно, Правая Вера встречает наибольшее раздражение и неприятие среди недавно оборотившихся к тому или иному суе- и обрядоверию частников, особенно если эти частники уже достаточно «вложились» в свою частность и временем, и текстами. Ведь сам факт явления цельника, возвышающегося над любой конфессией и любым «измом», но не отвергающий их с порога, а правоверно истолковывающий их же «исходники» - как нож острый, как крах их гордыни. Они надеялись стать первыми парнями в частной деревне, а оказались даже не на задворках, а за воротами цельного Града. Они – в дерьме сущего, а цельники – в белых одеждах бытия. И спор с цельником для частника – как Страшный Суд в миниатюре, как разоблачение его лжеучения и отшвыривание в ад. Впрочем, никому не заказано обращение частноверующего Савла в правоверного Павла. Каждый сам выбирает свою участь, и если, обладая свободой воли и ремеслом интеллектуала, пренебрег Правой Верой и предпочел тешить свою гордыню в той или иной частности – кори потом себя и свою карму. Каждому – своё! (suum cuique древних римлян, jedem das seine на воротах Бухенвальда).

Без вопрошания о высшем бытии не найти правильных ответов на вопросы о низком сущем. Богосаможертвоприношение и сопряженные с ним алгоритмы "круга времени", "активности субъекта" и обмена-дара определяют когнитивные, социальные, биологические и физические акты. Ни одна насущная проблема исцеления России и её модернизации не решается без выбора предназначенной ей Высшей Цели. Никакие частники заведомо не вытащат нашу страну и наш народ из нынешней сатанинской воронки. Короче – лучше быть цельным-здоровым, чем частным-больным. От выбора между бытием и сущим уже не уклониться.


В избранное