Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Интеллектуальный мусор

 

По аналогии с «мусорным кризисом» в физическом ареале современной цивилизации, можно говорить об «интеллектуальном мусоре», отравляющем духовную атмосферу наступающего глобального «общества знаний». Благодаря глобализации и развитию всё более мощных и всепроникающих мультимедийных средств массовой информации и Интернета, этот «интеллектуальный мусор» опасен как наркотик и яд духа.

Физический мусор сортируется на разные виды и подвиды, и интеллектуальный тоже. Продукты жизнедеятельности организмов, сливаемые обычно на Интернет-форумах, выведем за скобки – куда же без них. Спам от недоучек, сдвинутых, разных графоманов – это как остатки бытовой пищи, кожура, объедки и т.п. Его легко опознавать, он как перегной и как слово из трех букв на заборе, тоже можно не замечать. Промышленные же отходы обычно поддаются утилизации.

Опасен мусор с содержанием ртути, свинца, радиоактивных изотопов и прочей хрени и отравы. Его не сожжешь, не закопаешь, не утопишь. Его надо обезвреживать кропотливо и долго. Аналогов ему в инфосфере немало. Духовная грязь опознается на фоне чистоты Правой Веры. Ниже классифицируются «ядовитые» разновидности «интеллектуального мусора» по закоулкам, где он накапливается. Общее его свойство – нетерпимость к другим системам ценностей и даже к другим мнениям, односторонность, передергивание.

РЕЛИГИЯ: неофитская некритическая проповедь обрядоверия избранной конфессии, десубъектизация человека, оправдание неофеодализма, неадекватное толкование Священных Писаний.

ФИЛОСОФИЯ: дилетантская отсебятина, неуважение к интеллектуальной традиции.

ИСТОРИЯ: произвольно-надстроечное понимание истории и соответствие игнорирование её базисно-субъектного измерения, апологетизация той или иной частной ипостаси истории, исключение или очернение тех или иных исторических эпох.

КУЛЬТУРА: выпячивание постмодернистских изысков в ущерб смыслу постмодернизма в его сопряженности как с модерном, так и с контрмодерном.

ПОЛИТИКА: надстроечность и узость кругозора, апологетизация того или иного частного «изма», неспособность понять приоритетность модернизации, а также смешивание народа (этноса) и нации и потому подмена здорового национализма как формы самоорганизации низовой субъектности той или иной разновидностью досубъектного «этнозоологизма».

ЭКОНОМИКА: неприятие приоритета низовой субъектизации как предпосылки рывка в постиндустриализм.

Между тем информации поступает ко мне на рабочий стол больше, чем я могу освоить. Возникает проблема отбора информации, избавления от «информационного мусора». Если до возникновения «общества знаний» можно было рассматривать мусорные площадки (некоторые семинары и конференции) и свалки как атрибут интеллектуального пейзажа, то ныне они загромождают вид из моего окна на духовное небо. Чистка стала необходимостью. С книжным ядом проще – достаточно пролистать несколько страниц. Сложнее с журналами и газетами – там яд часто соседствует с яством, и приходится тратить много времени на физический просмотр прессы и выбор зерен из шелухи. То же самое – с Интернетом, особенно с френд-лентой, которую я насытил до предела в просматриваемых мною 999 блогов. Предстоит прочистить – блоги с обильной отравой убрать, блоги с разношерстной информацией (пусть и содержащей яд и передергивания) всё же оставить. Для меня в ЖЖ и вообще в Интернете на первом плане стоит получение информации, а обмен мнениями – как ответы на вопросы после или по ходу лекции. Зерна от плевел, в том числе ядовитых, вроде бы научился отделять быстро благодаря овладению охватывающей все откровения религий, постижения мудрецов и открытия наук Правой Верой.


В избранное