Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Уроки столыпинского пятилетия

 

Являясь убежденным последователем и поклонником Петра Аркадьевича Столыпина, могу своим личным политическим опытом и судьбой неостолыпинских организаций Российского Народного Фронта и Общероссийского Общественно-Политического Движения «Возрождения» засвидетельствовать – мы до сих пор не решили намеченной великим реформатором ключевой задачи взращивания «критической массы» низовой русской субъектности (экономически-самодостаточных и тем самым политически-субъектных низовых хозяев-предпринимателей) как базиса модернизации, нации и демократизации. Под всяческими демагогическими лозунгами продолжают доминировать варианты якобы традиционно-исконно-русского рецепта жизни «самодержавие-православие-народность». Наша борьба против происходящего при Путине выдергивания земли из-под ног русского мужика встречает или противодействие (смотри "православно-патриотическое" еженедельное издание «Русский Вестник»), или недоумение (смотри либералистскую апологетику крупно-товарного латифундистского или агрохолдингового хозяйствования). И когда доказываю, что хозяин знает-любит каждую морщинку-извилину своей земли и что самостоятельное хозяйствование мелких производителей на земле (с их производственно-сбытовым высококонкурентоспособным кооперированием) – это магистраль, по которой прошли все успешные страны, а латифундии, холдинги, совхозы, колхозы с подневольными или зарплатными поденщиками, рабами, гастарбайтерами – это тупик, - то обычно встречаю возражение: но ведь это пьяное русское сельское быдло не хочет работать и иметь свою землю, над ними нужно поставить хозяина и надсмотрщиков, а распыленное парцельное землевладение обрекает село на нищету и деградацию. Тщетно указывать на скандинавов или израильтян или современных китайцев, не говоря уж об американцах – «нет, нам всё это не годится, у нас особый путь!». И оказываюсь почти в одиночестве, хотя многие Столыпина по-обезьянски чтут, совершенно не понимая его замысла.

И вот сегодня – словно глоток свежего воздуха! Передача Сергея Петровича Капицы «Очевидное – невероятное» (телеканал Россия, 11.50) об уроках столыпинской реформы. Наконец-то услышал здравые голоса и суждения, нет у меня претензий. Оба серьезных эксперта - президент Фонда изучения наследия П.А. Столыпина (с 2001 г.), бывший депутат ГД РФ (2003-2006, единоросс), бывший статс-секретарь - заместитель Министра культуры и массовых коммуникаций РФ (май 2006 г. - февраль 2008 г.) Павел Анатольевич Пожигайло и доктор исторических наук из РГГУ Михаил Абрамович Давыдов – как будто высказали мои мысли. Самое главное – они разъяснили стратегию Петра Столыпина и противодействие его глубокой реформе со стороны как феодально-бюрократической верхушки во главе с царем Николаем II, так и социалистически-настроенной общественности (интеллигенции).

Замечательны характеристики Указа о вольности дворянства 1762 года, который по логике должен был сопрягаться с высвобождением русского крестьянства, и Манифеста 1861 года об отмене крепостного права. Факт же – царь-реформатор Александр II не решился на отмену сословно-феодальных порядков, сходных с нынешними порядками в путинской РФ, и тем самым создал предпосылки грандиозного социального взрыва, Русской Революции. Власть продолжала и продолжает относиться к нам, низовым русским, как к подневольным скотам, то есть давит нашу низовую субъектность. Ненависть низов к власти понятна именно отсюда. И отсюда же понятно, почему власть умышленно сдерживала развитие страны и держала и держит низы в черном теле. Как подчеркнул Сергей Капица, несмотря на величайший ресурсный потенциал России, царская власть так и не озаботилась о росте благосостояния и образованности народа. Так, в 1860-х годах в России насчитывалось всего около 3 тысяч студентов, и вплоть до революции царила массовая неграмотность, тогда как в Германии или Японии вводилось всеобщее начальное и даже среднее образование. Конечно, указал Давыдов, нищими низами легче управлять, они же досубъектны. Да, рейтинг царя среди досубъектных всегда зашкаливает, но к боярам и чиновничеству отношение – как к врагам, оккупантам.

Давыдов и Пожигайло отметили, что наверху находились люди, понимавшие суть задач, стоящих перед Россией. Кроме Витте и Столыпина, они перечислили в этой «блестящей плеяде» следующих деятелей – Сипягин, Кривошеев, Гурко, Коковцев. Однако император Николай II, выражая интересы сословно-феодальных верхушечных слоев, стоял поперек национально-буржуазных начинаний. И когда царь не поддержал проекты Столыпина об отмене «черты оседлости» и о свободе вероисповедания – наступил кризис, и премьер решил подать прошение об отставке, и вскоре 1 (14) сентября 1911 года в присутствии императора и его семьи он на представлении спектакля «Сказание о царе Салтане» в городском театре Киева был смертельно ранен сотрудником охранки эсером Дмитрием Мордехаем Богровым. И слабый недальновидный царь потом в 1917-1918 гг. поплатился как за свои ошибки, так и за вековые грехи царского самодержавия.

Пять лет Столыпин реформировал Россию и вывел её на ударные позиции в мире и вызвал обоснованные опасения конкурентов, что к середине XX века наша страна станет лидером человечества. Создавались мощные кооперативы столыпинских питомцев в Сибири, и уже саратовские «посевщики», овладевшие сельскохозяйственной техникой, ездили в Англию и Голландию закупать племенной скот. Михаил Давыдов сказал – «говорят, что Россия приговорена к холопству и нищете, но первые же плоды столыпинской реформы показали – русские крестьяне вполне конкурентоспособны и могут самостоятельно хозяйствовать на земле, если только им разрешить это, а ещё лучше – помогать». Увы, сегодня мы видим обратное – происходит социал-геноцидное искоренение русского крестьянства. И если за пять лет своего премьерства Столыпин заложил базис вполне реального русского успеха, то через восемь лет "контрстолыпинского" правления Путина мы внизу не имеем уже надежд укоренить русский народ в русской земле и взрастить в обозримом будущем «критическую массу» русской субъектности, как мечтал Столыпин, и вообще стали вымирающей сырьевой периферией с пустыми пока заверениями о якобы скором переходе к инновационному развитию.


В избранное