Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Правая Вера и Нью Эйдж

 

При нынешнем переходе человечества к новой – эсхатологической - фазе существования возникает потребность не только в переосмыслении прежних систем ценностей, но и в доосмыслении их. Если вера права и знание истинно, то, как сказал Иисус Христос (Евангелие от Матфея 5:17-20):

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

Поэтому в Правой Вере все Священные Писания правоверно доосмысляются, хотя уповающим на неосмысленную книжную информацию суеверцам-досубъектникам и обрядоверцам-фарисеям это может показаться кощунственным отрицанием внедренных в них и проповедуемых ими стереотипов.

Разумеется, многочисленные доморощенные искатели новых истин и просто лжепророки часто делают неправоверные допущения и выводы и впадают в неистину, но это естественно, ибо истина пробивается через пробы и ошибки, и важно быть неравнодушным, а пустых скептиков и равнодушных обывателей, всё это хайдеггеровское Das Man, вообще надо вынести за скобки – «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откровение святого Иоанна Богослова 3:16). С неравнодушными же, но заблуждающимися, следует или вести диалог, или вступать в духовную брань.

Ясно, что основатели и адепты движения Нью Эйдж – неравнодушны, ибо они чуют Правую Веру, подступаются к той или иной её ипостаси, находятся в поиске. Поэтому с правоверной точки зрения интересно взглянуть в реторты их инновационных осмыслений и продегустировать получающийся духовный продукт - подходящий проглотить, а вредоносный выплюнуть. Краткий обзор реторт и продуктов предоставляет Татьяна Гинзбург - Движение Нью-Эйдж:

«Нью Эйдж - движение, достигшее публичной известности на Западе в 1970-1980х, это движение за возрождения духовности, эзотерической традиции, пересмотр устоявшихся взглядов.

Название движения произошло от его ориентации на приход Новой Эры, Эры Водолея, которая начнёт зарождаться в человечестве с наступлением двадцать первого века.

Нью Эйдж движение является исключением среди религиозных движений, поскольку оно не представлено какой-то одной конкретной религиозной организацией, институтом, сектой, или чем-то подобным. Хотя существует множество организаций, которые могут быть причислены к Нью Эйдж.

История движения Нью Эйдж

Начало движения датируется ранними 1970-ми. С некоторых пор Христианство с его «преднаучной» космологией перестало быть адекватно думающей части западного общества. К 1960-ым годам оно потеряло свою способность продолжать снабжать западную цивилизацию жизнеспособной моделью, которую оно осуществляло веками. Развитие науки позволило объяснить происхождение жизни без привлечения образа Бога. Косность и консерватизм христианства отталкивали множество прогрессивно мыслящих людей от церкви.

С другой стороны, беспристрастная наука светского гуманизма, которая заняла место Христианства несколько десятилетий назад, была также неудовлетворяющей и неприемлемой для общества в его отчаянном поиске духовных изменений в жизни, которые наука была не в состоянии обеспечить. Экзистенциализм, атеизм, нигилизм и секулярный гуманизм (натурализм) не могли ответить на вопросы о смысле жизни так, чтобы удовлетворить глубинные потребности человека в духовных ценностях.

Если человек состоит из одной только материи – то зачем тогда жить? В чем смысл существования, если человек полностью умирает вместе с телом? – подобные вопросы, заставляли задумываться мыслящих людей. И ответа на них натурализм не давал.

На Западе образовался духовный кризис, который создал предпосылки для появления совершенно нового подхода, нового духовного бренда. И тогда взгляд общества повернулся на Восток.

Восточная философия, предъявляемая в основном Индуизмом, была уже представлена Западу в предыдущем столетии. Общество ВЕДАНТА было среди первых, которые утвердились в Соединенных Штатах еще в 1890-х годах. Другие влиятельные движения восточной ориентации предшествовали появлению Свами Вивекананды. Среди них - Трансцендентализм, Теософское Общество, возглавляемое Блаватской, Спиритуализм. Они открыли новый порядок мышления в Христианском Западном Мире и вспахали то поле, на котором взошел и взорвался Нью Эйдж в 1970-х.

И благодаря этому к 1971 году многие восточные учителя открыли ашрамы и центры в Соединенных Штатах, и их книги, представляющие разные аспекты нью-эйдж отношений, были изданы. Появился созданный Бостонским макробиотическим сообществом журнал Восток-Запад, фокусирующийся на вопросах Нью-Эйдж Движения. И появилась первая популярная книга, представляющая идеи Нью Эйдж - «Будь Здесь и Сейчас» (1971), которую написал Рам Дасса (Ричард Альперт).

Что же такое Нью Эйдж движение?

Как мы уже заметили, оно не состоит из одной группы, а скорее, как и отражает название, является социальной силой. Определение движения Нью Эйдж не простая задача. Как социальная сила оно не идентифицировано одним специфическим кредо или авторитетной единственной книжкой. Наоборот, существует много нью-эйдж книг, предлагающих авторитетные объяснения.

Наиболее правильный способ определить Нью Эйдж - это увидеть его как сеть организаций или, используя фразу нью-эйджевцев Джессики Липнак и Джефри Стемпса, как метасеть организаций, которые автономны, но связаны вместе. «Сети состоят из уверенных в себе и автономных участников – людей и организаций, которые функционируют как самостоятельные целостности и взаимозависимые части».

Вопрос, который нас интересует здесь – какие основные факторы связывают эти организации вместе под маркой Нью Эйдж? Благодаря многолетним размышлениям над этим вопросом, удалось выделить семь основных компонентов Нью Эйдж:

1. Монизм

Нью-эйджевцы полагают, что многообразие космоса происходит из одного первичного источника. Все разнообразие проистекает из единой божественной энергии. В «Поворотной Точке» (1982) нью-эйджевский автор и физик Фритоьоф Капра пытается указать, что основная болезнь человеческого рода, в том, что он не способен различить базовое единство всей реальности. Монизм весьма естественно приводит к пантеизму.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Насчет монизма – разумно, но надо уточнить суть монизма через философскую строгость Мартина Хайдеггера и видеть за монизмом прежде всего единство человеческого Dasein и надсущего Sein через Архипрограмму/

2. Пантеизм

Для нью-эйджевцев, «Бог» - окончательный принцип, идентифицируемый с Вселенной. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Вселенная - это сущее, а Бог - выше сущего. Здесь недоработка Нью Эйдж/. Бог – это все и ВСЁ – это БОГ. Единственный правильный поиск, который может совершать человечество, это - переоткрыть и принять божественность, которая внутри каждого человека. Отделение от Бога - это отделение от сознательного и психологического распознавания божественности внутри всей природы. Капра приходит к мысли, что вся человеческая история - это движение в направлении распознавания божественного. Поэтому каждый человек должен выбрать САДХАНУ, или путь, с помощью которого он или она пройдет трансформацию, которая, в конце концов, приведет к такому обнаружению Бога внутри. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Тоже можно принять, но через философскую строгость Хайдеггера/. Однако для многих эта садхана может требовать больше, чем одну жизнь. Поэтому Нью-Эйджевцы верят в:

3. Реинкарнация и Карма

Эти концепции извлечены целиком из Индуизма. В сущности, все нью-эйджевцы принимают идею о том, что хорошая и плохая карма приводит к наказанию или заслуге, поскольку люди брошены в колесо перерождений. Вера в реинкарнацию предоставляет альтернативное объяснение проблеме зла по отношению к христианской концепции Ада и постоянному осуждению грешников.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Колесо перерождений следует трактовать через воспроизведения-бутстрепы считывания Архипрограммы и Её подпрограмм, и тогда никаких противоречий с христианством или исламом не возникает/

4. Универсальная религия

Поскольку открытие внутренней божественности – есть предельная цель нью-эйджевцев, а монизм – есть базовая теологическая система взглядов, на которой Нью Эйдж основывается, существует только одна религия. Все разнообразные религии мира – это просто альтернативные пути к одной и той же цели. Нью-эйджевец верит, что он способен трансцендировать за ограниченные пределы специфических мировых религий. Это потому, что многие религии основаны на условных истинах, выражающих вероучение, и поэтому ограниченных языком и познанием. Гордон Мелтон (один из теоретиков Нью Эйдж) показывает, что Истина (верность жизни, выраженной истинной религией) - «непознаваема для нью-эйджевцев, невыразима на простом языке. Это – переживание, и только частично может быть выражено в словах. Существует огромное количество способов прийти к Истине, различающихся больше своей эффективностью, чем правильностью».

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Для правоверного самоочевидно, что созданный по образу и подобию Божьему человек обладает единой Правой Верой и единым Высшим Смыслом, на каком бы языке он ни говорил и какую бы частную мировую религию ни исповедывал и какие бы обряды ни исполнял и какую бы одежду ни носил и какую бы пищу ни ел/

Это не значит, однако, что Нью Эйджевец не открыт для формулирования своих основных принципов (системы верований). Конечно, каждый может считать свою систему верований – «лучшим путем». Но что является «лучшим путем» для одного - может быть препятствием для другого. Поскольку существует много троп, которые ведут к вершине горы (некоторые сложные, некоторые попроще), каждая тропа в конце пути приводит к одному и тому же результату, к достижению вершины. Универсальная религия - это гора с множеством путей, или садхан. Ни один путь не является единственно правильным путем.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Точнее сказать, каждый путь к вершине правоверен, но считать его единственным – значит впасть в обрядоверие и в конечном счете не достичь вершины/

5. Личная трансформация

Какой бы путь человек ни выбрал, несколько первоочередных задач появляется на горизонте. Первая – «личная трансформация». Это влечет за собой личный мистический или психический опыт, который обычно приводит к смене старой /обрядоверческой/ парадигмы на новую. Первый шаг трансформационного процесса – принять мировоззрение монизма. Но это принятие приходит не через признание условности истин традиционных формулировок, а через мистический опыт.

Сформировалось несколько более-менее независимых подходов к этому трансформационному процессу, происходящему внутри человека. Это – движение холистического здоровья, движение сознания и движение за развитие человеческого потенциала.

Движение Холистического Здоровья:

Трансформация приводит к исцелению. Нью-Эйджевцы, однако, не являются фанатами медицины. Традиционная медицина считается неестественной. В этом движении используются новые модели лечения. Основная посылка холистического здоровья – в том, что человеческие существа заслуживают обращения с собой, как с реальными личностями, нежели чем как с физическими телами, имеющими болезни разного сорта. Элизабет Кимблер-Росс, пионер хосписов, являет из себя выдающийся пример лечения, которое пытается уважать чувство собственного достоинства людей с неизлечимыми болезнями.

Вместе с этим первостепенным принципом, согласующимся с нью-эйдж философией, проводится также идеи, что люди, и все живые существа, есть часть естественного порядка. Поэтому натуральное лечение использует такие практики, как акупунктура, приборы с био-обратной связью, хиропрактику (мануальную терапию), упражнения, массажные техники, диета (многие поклонники нью-эйдж - вегетарианцы), натуральные растительные препараты и многие другие типы терапий. Нью-эйджевцы избегают искусственных таблеток и хирургии. Натуральное лечение позволяет универсальной жизненной энергии включиться в процесс исцеления. Информация приведена согласно Журналу Холистического Здоровья и Медицины (Journal of Holistic Health and Medicine).

Восточное философски-духовное движение повлияло на холистическое здоровье еще и своим признанием объединяющей невидимой магической силы внутри и вокруг человеческого тела, которая называется «ЦИ» на китайском, «КИ» на японском, Прана в йоге и другими именами в различных мировых культурах. В отличие от слова «дух» на Западе, слово ЦИ для этой энергетической силы на Востоке обычно имеет практическое значение и прямо влияет на здоровье.

Движение Сознания:

Прямо говоря, не существует организованного «движения сознания». Движение сознания включает тех, кто пропагандирует измененные состояния сознания. Здесь исходна предпосылка о том, что переживание духовного осознания вне конвенциональных норм позволит человеку сомкнуть зазор между материей и сознанием, которые в реальности есть одно (монизм). Основными пропагандистами этой идеи - Теренс Маккена, Джон Лилли, Тимоти Лири и Ричард Альперт, еще известный как Баба Рам Дасс. Использование галлюционогенных грибов, ЛСД, Холотропного дыхания, других дыхательных техник позволяет достигать измененных состояний сознания и трансформировать свое сознание.

Движение за развитие Человеческого Потенциала:

Третий важный аспект «трансформационного» процесса – это так называемое движение за развитие человеческого потенциала. Возможно, именно это движение более других движущих факторов повлияло на распространение Нью Эйдж в западной культуре. Дуглас Грутуис отмечает - «ранжируя от низкого уровня популярной психологии (я – ОК, ты – ОК) к мириаде групп встреч, начавшихся с Карла Роджерса, движение сделало акцент на человеческом потенциале и хороших человеческих качествах».

Организации и семинары, квалифицирующие себя как часть движения человеческого потенциала - Эсален, ФОРУМ, Лайф Спринг, Арика, Summit Workshop , Сайентология, the Movement of Spiritual Inner Awareness и многие другие. Бизнес и корпорации по всему Западу активно вовлекаются в техники за развитие человеческого потенциала. Рабочее место – идеальное пространство для извлечения выгоды из возрастающей продуктивности, достигаемой через вложение в тренинги и семинары. Крупнейшие корпорации, включая RCA , IBM , Боинг, Форд, Дженерал Дайнэмикс, финансируют тренинги персонала, созданные для реализации и большей эффективности человеческого потенциала. Психологические техники, использованные в подобных тренингах, однако вышли из нью-эйджевской или гуманистической ориентации.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Психологические тренинги и прочая духовная практика полезны для досубъектников и недосубъектизированных, но субъектник рационально строит свою жизнь и выбирает цели и средства их достижения, исходя из трезвой оценки своих реальных возможностей/

6. Планетарное Видение

Вместе с тем за пределами личной трансформации лежит глобальная цель Нью Эйдж - планетарная трансформация. Поскольку природа рассматривается как аспект Единого, земля рассматривается как единственное самое важное существо, которое поддерживает жизнь. Гипотеза Гайи заключается в том, что земля сохраняет жизнь внутри и производит ее из себя, являясь целостным живым организмом.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Не только земля, но и другие системы сущего являются живыми организмами в том смысле, что возникают и длятся свой срок благодаря Архипрограмме/

В результате, нью-эйджевские предпочтения - это политическая платформа, в которой доминируют вопросы окружающей среды. Загрязнение, происходящее от выделения отходов производства, ядерной радиации, выхлопных газов автомобилей, кислотных дождей, химических удобрений, - есть главная забота для тех, кто разделяет важнейшие Нью Эйдж идеалы и парадигму сдвига в сторону планетарной трансформации. Движение Зелёных (Гринпис), Глобальная Сеть Экопоселений, фонд Гайа – это те организации, которые активно занимаются решением подобных задач.

7. Нью Эйдж эсхатология

Эсхатология (греческое Eschatos=конечный + Logos=учение) - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различают:

- индивидуальную эсхатологию - учение о загробной жизни единичной человеческой души; и
- всемирную эсхатологию - учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за ними последует.

Такие предвестники Нью Эйдж, как Теософия, Алиса Бейли и другие, предвидели приход мирового лидера или великого АВАТАРА, который провозгласит расцвет Нью Эйдж. В начале 1980-х представитель Нью Эйдж Бенджамин Крем привлек внимание средств массовой информации, предсказывая приход Христа в личности Будды Майтрейи. Когда Майтрейя не появился, популярность Крема быстро упала. Однако ожидание прихода высшего мирового лидера всё еще остается надеждой нью-эйджевцев, посвятивших себя вопросам религиозно-политического порядка. Отказавшиеся от этого идеала нью-эйджевцы обратились от ожидания персонифицированного АВАТАРА к персонификации космоса как такового.

В августе 1987 года тысячи нью-эйджевцев собрались на сильно разрекламированную Гармоническую Конвергенцию. Как предполагалось, это должен был быть тот момент, когда начнётся настоящая Новая Эра (Нью Эйдж). Это было время, когда Нью Эйдж идеи стали крайне популярны в СМИ. Автобиография Ширли Маклейн Out of the limb стала бестселлером. ABC запустило пятичасовую программу о новообретенной духовности Маклейн. Её книга привлекла в движение Нью Эйдж тысячи новообращенных. Несмотря на весь этот успех, сама Маклейн разочаровалась своей ролью популярного нью-эйдж лидера. В нескольких интервью она выразила сожаление, что ее интерес к Нью Эйдж принес ей статус Гуру. Она отказывалась от этой роли и стремилась вернуться к своей прежней роли актрисы. Ее книга, тем не менее, все еще читается неисчислимым количеством поклонников.

Личности Нью Эйдж

Маклейн - не единственный пример знаменитого человека, разделяющего идеалы Нью Эйдж. Она стала лишь популяризатором Нью Эйдж Движения. Но следует тщательно различать популяризаторов и интеллектуалов.
Множество авторов и мыслителей разрабатывают идеи Нью Эйдж в сферах философии, религии, физики, оккультизма, психологии, мифологии, холистического здоровья, образования, политики, экономики, социологии и др. Среди них известны следующие имена - Алиса Бейли, Иен (Ян) Барбур, Анна Безант, Елена Блаватская, Ричард Бюк, Джозефа Кембелл, Карлос Кастанеда, Пьер Тейяр де Шарден, Баба Рам Дасс, Барбара Маркс Хаббард, Олдос Хаксли, Карл Юнг, Кен Кейс, Томас Кун, Джона Лилли, Джессика Липнак, Абрахам Маслоу, доктор Успенского, Рамтха, Карл Роджерс, Теодор Росзак, Марк Сатин, Дэвид Спенглер, Рудольф Штейнер, Джефри Стемпс, Кен Уилбер, Парамаханса Йогананда, Махариши Махарш Йога и многие другие.
Среди активистов Российского Нью Эйдж движения хотелось бы отметить: Б. Золотов, И. Калинаускас, В. Степанов, П. Мамкин, Г. Широков, В. Антонов, А. Сидерский, С. Всехсвятский, С. Стрекалов, П. Бурлан, В. Майков.

Поскольку целью Нью Эйдж является постижение целостности реальности, то не удивительно, что весь спектр знаний пересматривается и переструктурируется в контексте глобальной смены парадигмы. Вместо того, чтобы рассматривать знания как разнообразные и многовариантные, Нью Эйдж движение стремится к тому, чтобы привести все области знания к одной монистической картине мира, полностью объединенной и интегрированной. Существуют ключевые работы в этом направлении - Фритьоф Капра «Дао Физики» (1975), «Поворотная точка: Наука, Общество и Возникающая Культура» (1982), а также Кен Уилбер «Спектр Сознания» (1977) и «Око Духа» (1983).

Наравне с философами и теоретиками Нью Эйдж, существует ещё и множество популяризаторов. Ширли Маклейн - не единственная среди них. Упомянем такие имена деятелей искусства и поп-арта, как Джон Денвер, Тина Тернер, Вилли Нельсон, Стивен Спильберг, Джордж Лукас и многие другие.

В России, пожалуй, к популяризаторам Нью Эйдж можно легко отнести А. Свияша, Норбекова, Николая Козлова, Игоря Вагина, чьи книги с простейшими советами о жизни издаются и распространяются миллионными тиражами.

Нью Эйдж Общины

Среди известных Нью Эйдж общин - коммуны, ашрамы и эко-поселения по всему миру типа: Финдхорн (Шотландия), Даманур (Италия), Фарм (США), Белый Лотос (Австрия), Ауровиль (Индия), Кристальные Воды (Австралия).
Школы и центры личностного роста и духовного развития: Институт Мира, Урантия, Лама Фаундейшн (Нью Мексико), Форум, Всемирные Центры Взаимоотношений, Лайфспринг и подобные ему тренинговые компании, танцы Народов Мира, множество восточных групп по всему миру (центры Ошо, Дхамма Хаус, общество Веданта, Бахаи, Мехер Баба, Ананда Марга, Центр Шри Чинмоя, Общество Кришны....).

Перспективы

На взгляд автора статьи, более десяти лет активно вовлеченной в деятельность многих Нью Эйдж групп и сетей по всему миру, самыми передовыми на данный момент в Нью Эйдж сообществе являются:

1.Трансперсональная Психология и соответственно Ассоциации Трансперсональной Психологии Европы, Америки, России и т.д., а также другие институты и организации, продвигающие трансперсональную психологию.
2. Глобальная Сеть Экопоселений, объединяющая множество коммун, ашрамов, эко-поселений по всему миру, и помогающая развиваться этим общинам.
3. Журнал «Что такое Просветление?» - отражающий широкий взгляд на мировое духовное сообщество.

Конечно, о движении Нью Эйдж можно сказать гораздо больше. Мы не упомянули, в частности, о кристаллах, оккультизме, ченнелинге, нью-эйдж музыке, влиянии на другие культуры и о многом другом. Желающие могут прочитать об этом в многочисленной литературе:

- Religions of the world: a comprehensive encyclopedia of beliefs and practices / Еdited by J. Gordon Melton and Martin Baumann, 2002;
- Hexman Irving, Poewe Karla. New religions as global cultures: making the human sacred, 1997;
- Mather George A., Nichols Larry A. Dictionary of cults, sects, religions and the occult, 1993.

Из Комментариев юзеров к этому материалу Татьяны Гинзбург о движении Нью Эйдж:

lordever:
Каждый человек должен выбрать САДХАНУ. Каждый человек, живущий на земле? Тяжелый случай. Все ли выполняют садхану из тех, кто знает? "Каждый" же человек не хочет и слушать. Люди не могут без религии. Путь превращают в систему обрядов. Что является «лучшим путем» для одного - может быть препятствием для другого. Получив положительное переживание, соприкоснувшись с каким-либо путем, человек рвется навязать этот путь каждому своему знакомому - так его прёт.
«Использование галлюционогенных грибов, ЛСД, Холотропного дыхания, других дыхательных техник позволяет достигать измененных состояний сознания и трансформировать свое сознание», но не способствует развитию воли. Для начала можно попробовать, чтобы что-нибудь поймать. Но не дальше.
«Гипотеза Гайи заключается в том, что земля сохраняет жизнь внутри и производит ее из себя, являясь целостным живым организмом» - это не чушь. Ученые не могут выяснить, когда появилась жизнь на земле. Намного раньше появления живой клетки жизнь в материи была в более простых формах. Можно считать, что с началом возникновения земли начался и опыт жизни.
Эсхатология - это поднять шум. Как они представляли этого великого АВАТАРА. Почему он должен быть каким-то там Буддой и почему это должен быть Христос. Христов тут уже было много и будут еще, только Христа не поняли. Он уже приходил и своё сделал. Его народ отблагодарил. Тема закончена. Народ никогда не узнавал аватара - он приходит не так, как ожидали. И всегда ждут того, кто уже был.

кувшинка:
ну, лорд, наэсхатоложил...

Teos:
«Бизнес и корпорации по всему Западу активно вовлекаются в техники за развитие человеческого потенциала. Рабочее место – идеальное пространство для извлечения выгоды».
Я очень уважаю тебя, Татьяна, но в тех вещах, о которых говорит этот абзац, всё не так сладко. Ооой как не слааадко!
А о половине тех имен, которых ты упоминаешь, есть совсем другая информация, совсем нерадостная - в книге " Сектоведение"».

Тем не менее приведенный Татьяной Гинзбург краткий обзор представляется довольно объективным. Из него видно, как напряженно бьётся человеческая мысль в поисках «общего знаменателя» существующих систем ценностей, Общего Смысла и соответственно Общего Дела. Однако даже в разделе об эсхатологии Нью Эйдж обращает на себя внимание пассивность адепта в ожидании Высшего Аватары, а личностная активность направлена прежде всего на подготовку своего сознания к восприятию приходящего извне Эсхатона, а не к созиданию Архипрограммы. Тем самым человеческое Dasein как бы отказывается быть соучастником высшего Sein, что отличает сторонников Нью Эйдж от правоверных, которые осознают, что именно на них как, говоря словами Мартина Хайдеггера, «заместителей Ничто» и «пастухах Бытия» или, в индуистской традиции, как на жрецах-хотарах, - лежит основная ответственность в высшем акте грядущего Богсаможертвоприношения.


В избранное