Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Министерство юстиции Узбекистана усмотрело флешмоб в бесплатных консультациях юристов



Министерство юстиции Узбекистана усмотрело флешмоб в бесплатных консультациях юристов
2018-10-10 18:20 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Министерство юстиции Узбекистана объявило о проведении флешмоба «День правовых знаний» для повышения юридической грамотности граждан. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.


Афиша акции из Telegram-канала Минюста Узбекистана

«У вас есть вопросы к нотариусу? Мучают неразрешимые проблемы в правовой сфере? У вас есть уникальная возможность непосредственно встретиться с юристами, задать им вопросы», — так министерство описывает суть планируемого мероприятия. В специальных «точках правовой пропаганды», которые будут организованы во всех областных и районных центрах, 11 и 12 октября с 10:00 до 16:00 нотариусы и адвокаты будут бесплатно консультировать всех желающих.

«Для привлечения внимания граждан и повышения их заинтересованности в правовых знаниях и правовой грамотности будут организованы конкурсы, викторины и тесты. Победители получат памятные призы и правовое пособие, разработанное министерством юстиции», - говорится в сообщении.

В Ташкенте мероприятия «Дня правовых знаний» пройдут на площади перед торговым комплексом «Эко бозор», в парке имени Гафура Гуляма, парке «Анхор Локомотив», на площади перед торговым комплексом Next, на площади перед Алайским базаром, а также у торгового комплекса «Мега планет». Места проведения мероприятия в остальных городах республики можно посмотреть здесь.


Места проведения «флешмоба» Минюста. Скриншот страницы сайта ведомства

Термин флешмоб (в переводе с английского «мгновенная толпа») был придуман американским блогером Шоном Сэвиджем в 2003 году для описания внезапных акций в публичных местах. Как правило, их проводят большие группы людей, которые, договорившись заранее, внезапно собираются в назначенном месте, быстро устраивают некоторое забавное коллективное действие и быстро расходятся. Эти акции часто содержат развлекательный или сатирический посыл и призваны застать врасплох обычных прохожих. Флешмобы приобрели популярность с расцветом мобильных технологий связи, позволяющих в короткое время договориться о совместных действиях большой группе участников. Позже флешмобы стали популярны в интернете.

Отметим, что министерство юстиции не первое ведомство Узбекистана, которое не совсем корректно использует этот термин. В июле Национальный олимпийский комитет Узбекистана совместно Федерацией коневодства и конного спорта Узбекистана, Национальной гвардией и Министерством внутренних дел организовали «флешмоб конной индустрии». Так ведомства назвали конный парад в центре Ташкента, во время которого сотрудники различных подразделений силовых ведомств промаршировали на конях по улицам столицы.



Bloomberg узнал об отказе Shell покупать долю в «КазМунайГазе» из-за влияния зятя Назарбаева
2018-10-10 18:40 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Штаб-квартира Shell. Фото пресс-службы компании
Британско-нидерландская нефтегазовая компания Shell отказалась от покупки доли в казахстанской нацкомпании «КазМунайГаз», передает Bloomberg со ссылкой на несколько источников, пожелавших сохранить анонимность. Такое решение компания приняла, основываясь на предварительном юридическом аудите, который по ее поручению провела американская фирма Debevoise & Plimpton LLP. Одним из пунктов проверки была уязвимость нацкомпании к коррупции. Исследование, в частности, показало, что неформальный контроль над «КазМунайГазом» до сих пор сохраняет средний зять Нурсултана Назарбаева Тимур Кулибаев. Он покинул пост вице-президента этой компании в 2005 году, однако, пишет Bloomberg, есть свидетельства того, что его связи с «КазМунайГазом» не разорваны. В настоящее время Кулибаев возглавляет ассоциацию Kazenergy (она объединяет предприятия топливно-энергетического комплекса страны), поддерживающую контакт с государством.

Один из восьми членов правления «КазМунайГаза» является исполнительным директором Kazenergy, кроме того, еще один человек в руководстве компании является выходцем из структуры, принадлежащей Кулибаеву.

Официальных комментариев от Shell, «КазМунайГаз» и Kazenergy по этому поводу агентству получить не удалось.

Shell, второй по величине производитель нефти в мире по рыночной капитализации, уже имеет значительное присутствие в Казахстане, напоминает Bloomberg. В частности, вместе с «КазМунайГазом» компания разрабатывает крупные месторождения Кашаган и Карачаганак.

Национальная компания «КазМунайГаз» – казахстанский оператор по разведке, добыче, переработке и транспортировке углеводородов. Его акционерами являются госфонд «Самрук-Казына» (90%) и Национальный банк Казахстана (10%). Через полтора года планируется выход холдинга на IPO. Ранее сообщалось, что Shell рассматривала возможность покупки доли в «КазМунайГазе» до запланированного первичного размещения. «Самрук-Казына», по данным СМИ, предлагал британско-нидерландской компании пакет в 20%.

Международное информационное агентство «Фергана»



«Узбектелеком» установил единый тариф на междугородную связь и снизил стоимость услуги
2018-10-10 18:54 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото с сайта Darakchi.uz
Крупнейший оператор телекоммуникаций Узбекистана, акционерная компания «Узбектелеком» объявила о запуске единой системы тарификации на междугородную связь. При этом снижена стоимость услуги: теперь она составит 12 сумов ($0,0015) за минуту разговора между любыми населенными пунктами республики, сообщает пресс-служба компании.

До этого момента тарифы на междугородную телефонную связь зависели от расстояний между населенными пунктами и варьировались от 40 до 90 сумов ($0,005-$0,011) за минуту. Введение единой фиксированной тарификации позволило не учитывать удаленность одного абонента от другого.

В конце августа было объявлено, что в Узбекистане в связи с переходом с семизначной на девятизначную систему телефонных номеров междугородная связь исчезнет как вид телекоммуникационной услуги. Абоненты будут платить одинаково как за звонки внутри своего города, так и в другие населенные пункты страны. Главное изменение в правилах набора номера заключается в том, что граждане будут набирать номер полностью – с кодом региона или мобильного оператора.

Как сообщили в министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций, переход с семизначной на девятизначную систему нумерации телефонной связи начался 10 сентября. Планировалось, что к началу октября работы завершатся в Ташкенте и Ташкентской области, до конца года – в других регионах.



Узбекистанские дзюдоисты завоевали пять медалей Параазиатских игр-2018
2018-10-10 19:02 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Дзюдоисты из Узбекистана на Параазиатских играх-2018 в Индонезии 10 октября бросили в копилку сборной пять медалей различного достоинства. В том числе две награды высшей пробы, сообщает официальный сайт организатора соревнований.

Золотые награды в дзюдо Узбекистану принесли Васила Алибоева (в весовой категории до 70 кг) и Ширин Шарипов (+100 кг). Серебряную медаль в этом виде спорта взял Шухрат Бобоев (-90 кг), «бронза» у Ферузахон Юсуповой (+70 кг) и Шарифа Халилова (-100 кг).


Васила Алибоева (в центре). Фото с сайта Olympic.uz

Узбекистанские легкоатлеты также продолжают завоевывать медали. В четвертый соревновательный день спортсмены порадовали болельщиков пятью наградами. Золотые медали взяли Темурбек Гиязов (прыжки в высоту), Бобиржон Омонов (толкание ядра) и Мансур Абдирашидов (бег на 100 метров). «Серебро» у Мохигул Хамдамовой (метание копья), бронзовая награда у Сабины Сухановой (бег на 100 метров).

Завоевали пять медалей и узбекистанские пловцы. Все награды на дистанции 100 метров брассом. «Золото» принесли Фирдавсбек Мусабеков и Фотимахон Амилова. Серебряная награда у Шохсанамхон Тошпулатовой, «бронза» у Ислама Асланова и Нигорахон Мирзахидовой.

Казахстанские спортсмены 10 октября завоевали восемь медалей. Шесть медалей принесли пловцы. Золотая награда у Ержана Салимгереева (50 метров вольным стилем); «серебро» в копилку казахстанской сборной бросили Ануар Ахметов (100 метров брассом) и Сергей Кинах (100 метров брассом и 50 метров вольным стилем); «бронза» у Зульфии Габидуллиной (200 метров вольным стилем) и Дмитрия Ли (50 метров вольным стилем). Еще две награды завоевали толкатели ядра: «серебро» у Равиля Мансурбаева, «бронза» у Ивана Зализняка.

Сборная Узбекистана потеряла третью строчку в медальном зачете, уступив Ирану, спортсмены из которого завоевали 10 октября сразу 13 золотых наград. Таким образом, Узбекистан расположился на четвертой строчке с 25 золотыми, 12 серебряными и десятью бронзовыми медалями. Первые три места занимают Китай (105/53/39), Южная Корея (38/31/26) и Иран (30/23/27).

Сборная Казахстана также потеряла одну строчку в рейтинге и занимает 13 место с четырьмя золотыми, десятью серебряными и девятью бронзовыми наградами. Одна бронзовая медаль на Параазиатских играх в активе Туркменистана и 33-я строчка медального зачета. Спортсмены из Киргизии и Таджикистана пока без наград.

III Параазиатские игры проходят в столице Индонезии Джакарте с 6 по 13 октября. Ранее в Индонезии состоялись Азиатские игры-2018.



Авторитаризм в образовании. «Болашак» как инструмент власти
2018-10-10 19:47 ferghana@ferghana.ru (Артем Космарский)

Зачем «Болашак» — государственная программа стипендий для казахстанцев, получающих образование за рубежом, – нужен правящему режиму? Почему глобализация парадоксальным образом укрепляет авторитаризм? Опираясь на интервью с бывшими стипендиатами, политолог Аделе дель Сорди (Adele Del Sordi) из Мюнхенского университета показала разнообразные инструменты власти и государственного контроля, «вшитые» в, казалось бы, аполитичную и эмансипирующую образовательную программу.

Глобализация, с ее трансграничными потоками идей, капиталов и людей, оказала влияние и на сферу высшего образования. Развивающиеся страны активно отправляют избранных студентов в заграничные вузы, ожидая, что те вернутся и с новыми силами начнут двигать вперед национальную экономику. Казахстан не стал исключением: столкнувшись с массовой эмиграцией и утечкой мозгов в 1990-е годы, власти решили поправить ситуацию. По мнению дель Сорди, образцом для «Болашак» стал Сингапур, с его знаменитой программой Public Service Division Scholarship.

Сингапур №2

Программа стипендий «Болашак» начала работать с 1993 года. Она покрывает расходы на обучение, проживание и, в некоторых случаях, оплачивает подготовительные языковые курсы. В первые годы «Болашак» прошли в основном аспиранты и докторанты, связанные с социальными и гуманитарными науками и уже хорошо владеющие иностранным языком (около ста человек в год). К началу 2000-х правительство решило переориентироваться на более приоритетные для экономического развития области: стипендии стали предоставлять студентам естественнонаучных и технических специальностей, снизились требования к владению языком. В 2005 году «Болашак» начал оплачивать даже обучение в бакалавриате и магистратуре, а число участников выросло до трех тысяч ежегодно.


Нурсултан Назарбаев со стипендиатами «Болашак». Фото пресс-службы Акорды

Однако в 2011 году финансирование опять ограничилось аспирантскими программами (вероятно, чтобы привлечь талантливых школьников и бакалавров в Назарбаев Университет в Астане). Также в 2010-е годы правительство взяло программу под более жесткий контроль качества, резко снизив число университетов-участников и даже пытаясь определять темы магистерских и докторских диссертаций. Сейчас «Болашак» выдает около тысячи грантов в год – не очень много, если учесть, что за рубежом единовременно обучается около 45.000 студентов и аспирантов из Казахстана. Однако «Болашак» остается единственной программой, где государство щедро финансирует учебу своих граждан за границей, и ее престиж весьма высок.

Надо сказать, что образовательная программа – не единственное, что объединяет Казахстан и Сингапур: обе страны считаются классическими примерами авторитарных режимов, где стабильность, безопасность и экономическое развитие ставятся на первое место, а демократизация и политическая либерализация откладываются на неопределенное будущее. Но каким образом государственная программа обучения за рубежом помогает Назарбаеву реализовывать подобную схему? Именно на этот вопрос и попыталась ответить Аделе дель Сорди.


Адель дель Сорди. Фото с личной страницы в Facebook

В современной политологической теории выделяют три «столпа» авторитарной стабильности: репрессии, кооптацию и легитимацию. К первому столпу «Болашак» имеет лишь косвенное отношение (хотя некоторые принципы его работы вполне репрессивны, о чем будет рассказано ниже). Другое дело – кооптация: включение стратегически важных кадров в элиту режима. Как минимум 500 государственных чиновников являются выпускниками программы, и многие занимают высокие должности. Еще большие надежды на «Болашак» режим возлагает в плане собственной легитимации. Программа призвана доказывать населению, что власть искренне заботится о развитии образования, экономики, о создании новых возможностей для молодежи – и за это казахстанский народ должен испытывать непреходящее чувство благодарности. В официальной риторике подчеркивается еще одна пропагандистская задача: «Болашак» улучшает образ Казахстана в мире, укрепляет его международные связи, доказывает, что его элита получила образование на Западе, и поэтому правильно руководит страной.

Но как эти цели реализуются на самом деле? Как власти Казахстана работают с участниками и выпускниками «Болашака»? Чтобы выяснить это, дель Сорди взяла интервью у одного бывшего и одного действующего руководителя Центра международных программ (ЦМП, организации, которая и выдает стипендии), у президента объединения казахстанских студентов за рубежом «Казальянс» и у 22-х стипендиатов. Интервью проводились в 2015-2016 году в Астане, Лондоне и Уорике, лично и по телефону. Половина респондентов обучалась в бакалавриате, остальные в аспирантуре; один получил стипендию до 2005 года, 17 – в 2006-2010 годах, и трое – уже после сокращения программы в 2011 году. Все они учились в Великобритании, США и Канаде (самые популярные вузы среди «болашаковцев» находятся именно там). Все респонденты вернулись на родину после завершения учебы. Помимо этих данных, исследователь работала с разного рода письменным источниками, а также поговорила с пятью казахстанцами, учившимися за рубежом за свой счет или по другим программам.

Благие цели, репрессивные средства

Предназначение «Болашака» - прежде всего, экономическое: вложить деньги в образование перспективных студентов, чтобы они потом поднимали страну. Очевидно, что выпускники, с их высококлассными навыками и глобальными связями, являются ценным активом, и правительство заинтересовано как в их успеваемости, так и в их возвращении на родину. В этих целях нет ничего авторитарного, фактически речь идет об окупаемости капиталовложений. Но авторитаризм проявляется в том, как государство добивается своих целей – в предельно жестких, даже жестоких правилах возвращения.

«Невозвращенцы» — главный риск программы, выраженный в потерянных деньгах и специалистах. В 1993-1997 годах на Западе осело немало студентов, в результате чего была введена норма обязательного возвращения в Казахстан и пятилетней «отработки». Само по себе это требование не является чем-то экстраординарным: финансируемый Госдепом США фонд Фулбрайта, например, требует того же от получателей своих стипендий. Необычна именно жесткость санкций: семьи «невозвращенцев» должны выплатить правительству полную стоимость обучения, утверждает дель Сорди. При подаче заявления на стипендию человек должен предоставить документы, подтверждающие финансовые возможности (вернуть все потраченные на учебу деньги) или найти нескольких поручителей (для детей-сирот и представителей льготных категорий стипендиатов эти требования смягчаются).

Кроме того, просьбы о продлении срока учебы, даже если они оправданы с академической точки зрения (приглашение научного руководителя пойти к нему в аспирантуру, например), жестко отклоняются. «Я попросил остаться еще на три месяца на летнюю школу, но мне было отказано» (Дмитрий, 2015 год). Не менее обременительными и бюрократизированными выпускникам кажутся правила, действующие уже после возвращения в страну: отправлять письма-подтверждения с работы каждые полгода. Но, как часто бывает в постсоветских странах, жесткость законов не всегда гарантирует эффективность: с 2005 года «пропало» как минимум 155 студентов.

Такой же мелочный контроль введен и над успеваемостью «болашаковцев». Все респонденты рассказали о том, что в конце каждого семестра их обязали отправлять отчет – в виде фотокопии зачетной книжки или письма от научного руководителя. С 2014 года студенты должны получать от учебного заведения письменное согласие на отправку конфиденциальной информации в ЦМП. Более того, от некоторых студентов требуют сдать пароли от их личных страниц в вузах казахстанским кураторам, чтобы те могли в любое время проверять оценки.

Впрочем, трактовка дель Сорди этих мер как жестких и репрессивных тоже вызывает вопросы. «Я думаю, что эту программу нужно рассматривать в контексте казахстанской бюрократии и распределения бюджетных денег в Министерстве образования и науки. Как пишет автор, большинство болашаковцев учились в ведущих вузах Северной Америки и Великобритании. Например, вместе со мной в Корнелльском университете обучалось около десяти стипендиатов “Болашак”. Их образование обходилось государству приблизительно в $100.000 в год, включая билет, стипендию и другие расходы. У нас профессора в национальных университетах получают меньше $1000 – и тоже отчитываются о проделанной работе. Так что, в контексте Казахстана, я не считаю груз отчётности на болашаковцах каким-то особенно репрессивным. Спросите тех, кто получает исследовательские гранты от министерства, — они тоже расскажут, как работают в атмосфере постоянных отчётов и проверок.

Тут есть и другая тема: государство также требует мелочной отчетности не из желания власти и контроля, а еще и потому, что все говорят о коррупции, никто никому не доверяет, и отчётность требуют, чтобы потом никого не обвинили в “коррупции”. В том же ЦМП, о котором пишет автор, случилось немало скандалов. Еще в начале 2000-х все говорили, как по “Болашаку” отправляют только “блатных”, детей чиновников и т.д. Вот и предполагается, что вся эта отчётность докажет и покажет, что программа не коррумпирована, что деньги тратятся правильно, что по ней едут достойные люди, что они возвращаются и эффективно работают “на благо” Родины», — прокомментировала исследование Алима Биссенова, доцент кафедры социологии и антропологии Назарбаев университета.


Алима Биссенова. Фото с сайта Edu.kz

Однако не меньше, чем «невозвращенцы», государство заботят трудности адаптации «возвращенцев», которые прониклись на Западе ценностями, нередко конфликтующими с местными установками. Одна из собеседниц дель Сорди рассорилась со своей матерью, отказавшись от раннего брака. Политический радикализм, конечно, тоже вызывает опасения. И тут государство демонстрирует авторитарный патернализм: в «болашаковцах» оно видит детей, за которыми нужен глаз да глаз. Это было одной из причин, по которым в 2011 году стипендию перестали выдавать студентам. «Для казахов выпускник средней школы – еще ребенок. И вот вы посылаете этого ребенка, скажем, в Нью-Мексико… Они реальной жизни еще не видели в Казахстане, всегда были под защитой родителей, школы, а мы их посылаем туда, где нет родителей, братьев, сестер» (сотрудник ЦМП, 2015).

Главная стратегия властей – «мягкий» присмотр за казахстанскими учащимися с помощью студенческих ассоциаций. Там они не только получают помощь и практические советы по устройству жизни за рубежом, но и, считает исследовательница, искусственно удерживаются в патриотическом «пузыре»: родной язык, официальные мероприятия при посольстве, обязательные праздники. Более того, «болашаковцев» неофициально поощряют доносить о проступках и плохом поведении друг друга и других казахстанских студентов, в том числе о критике режима Назарбаева – особенно публичной, во время занятий.

Нельзя не быть благодарным

Карту кооптации применительно к «Болашаку» режим разыгрывает так: мы вам, молодежи, дарим отличное образование и возможность получить хорошую работу, но за это вы должны поддерживать власть (по крайней мере, сохранять лояльность). Эта риторика работает: безработных среди «болашаковцев» меньше, чем среди выпускников местных вузов, а их зарплата вдвое выше средней по стране. ЦМП помогает им найти работу. Кроме того, стипендиаты имеют право включить свои резюме в национальную базу данных госслужащих.

Однако лишь один из 22 респондентов нашел работу по этим каналам, что, впрочем, не влияет на их оптимизм относительно будущего страны. «Послать [учиться за рубежом] три тысячи человек – это был шаг в сторону модернизации, глобализации, экономического развития. Всего три тысячи человек, но все равно, огромная польза… Страна развивается, меняет свое мировоззрение» (Дамира, 2016).

Обратная сторона медали – критика государством (и порицание общественным мнением) тех стипендиатов, которые отказываются от предлагаемой им работы в стране. Их ругают за то, что они «неблагодарны» и «возгордились». Дель Сорди замечает, что никто из ее респондентов сам не жаловался на сложности с работой, на ее несоответствие их ожиданиям – но они рассказывали, что такие проблемы есть у кого-то, о ком говорили в третьем лице. По мнению исследовательницы, это свидетельствует о самоцензуре, о страхе показаться неблагодарными и о нежелании разрушать собственный миф о том, что «Болашак» дарит прекрасную работу и светлое будущее.


Претенденты на «Болашак». Фото с сайта Vlast.kz

«Дель Сорди пишет так, как будто государство давит и прессует болашаковцев тяжелыми требованиями. Может быть, кому-то необходимость отработать пять лет и перекрывает какие-то карьерные возможности, но вот, допустим, глядя на моих коллег-болашаковцев в Назарбаев университете, не создается впечатления, что они здесь “загубили” свою карьеру. Возможно, не все “хорошо пристроены”, но как иначе государство может спонсировать учебу за границей без каких-либо strings attached (от англ. no strings attached - «без всяких условий». - Прим. «Ферганы»)? Просто так? Вы езжайте, мы за вас заплатим, и вы потом делайте, что хотите... Вряд ли это пройдёт», — замечает Биссенова.

По всей видимости, задачу легитимации авторитарного режима внутри страны программа «Болашак» выполняет. А за границей? «КазАльянс» активно вовлекает студентов в свои мероприятия по продвижению казахской культуры и созданию позитивного образа Казахстана. По мнению исследовательницы, обучающиеся за рубежом молодые люди выступают ресурсом для выстраивания «мягкой силы».

В целом «Болашак» показал, что современные авторитарные режимы вполне способны использовать глобализацию и открытость миру в свою пользу. Жесткие правила, контроль и опека над студентами, взаимный надзор в землячествах, а также ожидание лояльности от облагодетельствованных государством – все это, по мнению дель Сорди, указывает на то, что казахстанскому режиму нипочем даже государственные границы. «Программа импорта человеческого капитала может стать инструментом стабилизации. “Болашак” не был создан с авторитарными целями, но в итоге он превратился в проводника авторитарного контроля», - заключает ученая.

Однако автор-политолог, возможно, слишком привязана к теме авторитаризма. «Исследовательская оптика, в которой всё “завязывается” на режиме и его долголетии, мешает нам разглядеть, что же происходит вокруг и как реальность меняется, в том числе и благодаря болашаковцам. Если режим “использует” болашаковцев, то и они “используют” режим и чего-то добиваются в жизни — в том числе социальной мобильности», — резюмирует Биссенова.

Артем Космарский, Институт Востоковедения РАН

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное