Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбекистан: Открыт новый информационный веб-сайт Газета.Уз
2008-08-11 21:32 ИА Фергана.Ру

11 августа в Узбекистане официально открылся новый информационный сайт Газета.уз. Главная цель проекта, как заявляют его авторы в распространенном пресс-релизе - информирование читателей о событиях в сфере экономики, политики, общества, спорта, информационных технологий Узбекистана.

Gazeta.Uz
Gazeta.Uz

«Наша цель – повысить интерес к событиям в стране, показать, что новости могут быть интересными и полезными для современного динамичного общества», - сообщается на сайте.

«Девиз Газеты.уз – «Новости для людей», – говорят авторы сайта. – Мы постарались создать ресурс, который было бы не просто интересно, но и удобно читать. Мы стремимся писать о том, что интересует и волнует наших читателей. При этом информация подается в простой и доступной форме, а сайт разработан так, чтобы быть максимально удобным для пользователей».

С ростом проекта на новом информационном веб-сайте будут появляться новые рубрики и направления, а также возможности для пользователей, обещают его создатели.

К сожалению, на страницах нового веб-сайта ничего не говорится о том, кто делает новости, кто руководит редакцией, а также кто определяет его информационную политику. Большинство опубликованных здесь сообщений являются перепечатками из других узбекистанских и зарубежных изданий, а раздел «Политика» транслирует те же новости, которые можно прочитать в официальной узбекской прессе.

По баннерам, размещенным на сайте Газета.уз, можно догадаться, что данный веб-продукт принадлежит к семейству популярных в Узбекистане сайтов в домене Afisha.Uz или является их тесным партнером.

Узбекистан: Лидер «Бирлика» Пулат Ахунов лишен узбекского гражданства и депортирован в Кыргызстан
2008-08-12 12:35 ИА Фергана.Ру

На днях заместитель председателя оппозиционной партии «Бирлик халк харакати» (Народное движение Единство) Пулат Ахунов был тайно вывезен сотрудниками силовых структур Андижана в соседний Кыргызстан, сообщает Голос свободы со ссылкой на пресс-службу оппозиционной партии.

По словам представителя партии, 11 августа Пулат Ахунов сумел дозвониться до лидера партии, находящегося в вынужденной эмиграции в США. П.Ахунов сообщил, что находится в Бишкеке, куда был доставлен сотрудниками андижанской милиции.

«Пулат Ахунов сообщил в телефонном разговоре, что в управлении Шахриханской районной милиции ему объявили, что он указом президента был лишен гражданства Узбекистана, из-за чего готовятся документы о его немедленной депортации в третью страну. Все попытки Ахунова выяснить подробности этого указа оказались тщетными, а спустя некоторое время его посадили в машину, вывезли по непонятным для него документам в соседний с Андижаном киргизский город Ош, а оттуда - прямиком в Бишкек, где его и высадили из машины», - сообщил Голосу свободы представитель оппозиционной партии «Бирлик халк харакати».

Известный узбекский оппозиционер Пулат Ахунов исчез утром 9 августа. В этот день он был вызван в управление въезда, выезда и гражданства (ВВиГ) Шахриханской районной милиции Андижанской области Узбекистана. Внезапное исчезновение оппозиционера вызвало тревогу среди его однопартийцев, которые были уверены в причастности к этому инциденту сотрудников местных правоохранительных органов.

Являясь активным оппозиционным политиком и членом партии «Бирлик», Пулат Ахунов был вынужден покинуть Узбекистан в 1995 году, после того, как по ложным обвинениям провел в заключении полтора года. Семья П.Ахунова находится в Швеции. Полтора года назад оппозиционер вернулся в Узбекистан, чтобы в связи с достижением 45-летнего возраста обновить свой узбекский паспорт. Однако, ответственные госорганы в течение полутора лет не выдают ему новый документ, который позволил бы политику свободно перемещаться по стране и выезжать за ее пределы.

«Нас удивляет свободное перемещение узбекских силовых структур по соседнему Кыргызстану: они свободно вывозят, и даже, как выяснилось теперь, завозят в эту страну неугодных им лиц, а киргизская сторона просто молча позволяет совершать этот беспредел. А ведь здесь явно наблюдается нарушение всех существующих международных норм и соглашений», - отмечают оппозиционеры.

Попытки представителей партии «Бирлик халк харакати» уточнить местонахождение Пулата Ахунова, который, по его же сообщению, остался в Бишкеке без средств и документов, не дают результатов. После первого телефонного разговора с председателем партии связь с Ахуновом прервалась. Попытки киргизских правозащитников и оппозиционеров прояснить местонахождение Ахунова также тщетны.

Активисты оппозиционной партии «Бирлик халк харакати», а также члены правозащитного общества «Эзгулик» уже обратились в госорганы Узбекистана с требованием объяснить действия силовых структур Андижана.

В настоящее время корреспонденты ИА «Фергана.Ру» в Кыргызстане пытаются связаться с Пулатом Ахуновым, чтобы получить у него информацию о случившемся из первых рук.

Таджикистан: В преддверии саммита ШОС Душанбе обновляет фасады и усиливает меры безопасности
2008-08-12 16:12 ИА Фергана.Ру

Столица Таджикистана Душанбе готовится к запланированному на 28 августа 2008 года саммиту глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В городе обновляются фасады зданий и дорожная разметка протокольной трассы, завершается реконструкция городского парка, повсюду вывешены транспаранты с приветствиями участникам саммита, проводятся отделочные работы на объектах, сдающихся в эксплуатацию к этой дате, сообщает ИнфоШОС.

С начала этой недели усилено патрулирование Душанбе сотрудниками правоохранительных органов, на дорогах стало больше сотрудников ГАИ, хотя ограничений по въезду в столицу не введено.

Напомним, 28 августа в Душанбе прибудут главы двенадцати государств: членов ШОС - России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, стран-наблюдателей – Ирана, Индии, Монголии и Пакистана, и гостей - Туркменистана и Афганистана. До этого дня в Шанхайской организации сотрудничества будет председательствовать Таджикистан, затем его в этом качестве сменит Россия.

Главные события саммита будут проходить на городской и загородной, расположенной в Варзобском ущелье, дачах таджикского правительства. Ожидается, что для освещения мероприятия в Душанбе прибудут свыше тысячи журналистов.

Повестка дня саммита была утверждена 25 июля на встрече министров иностранных дел стран-членов ШОС. Среди главных документов, которые будут рассмотрены в ходе заседания, - Совместное коммюнике и Душанбинская декларация. Особое внимание будет уделено афганской проблематике с учетом проецируемых с территории Афганистана нарко- и террористических угроз, а также вопросам международных контактов и расширения ШОС.

Financial Week: Олимпийские игры предоставляют немало поводов для коррупции
2008-08-12 17:53 ИА Фергана.Ру

Несмотря на то, что девизом Олимпийских игр-2008 в Пекине является «Один мир, одна мечта», для предпринимателей, желающих получить свою часть пирога, эти игры могут стать настоящим кошмаром, который повлечет за собой судебные тяжбы, связанные с обвинениями в коррупции и даче взяток американскими компаниями официальным лицам Китая, утверждает авторитетное финансовое издание Financial Week.

Олимпийские игры, вне зависимости от того, где они проходят, всегда приносят большую прибыль. Нынешние Игры – не исключение: к примеру, стоимость билетов на церемонии открытия и закрытия, а также на приватные мероприятия достигала нескольких тысяч долларов. Однако потенциальные выгоды и заинтересованность в них государства всегда приводили к появлению механизма взяточничества. А ведь не секрет, что в среде китайских должностных лиц распространена культура подношений (gift-giving) (то есть не прямых взяток, а подношений в виде подарка или дорогого сувенира. – Прим. ред.).

За такого рода нарушениями следит Департамент юстиции США, который в любом незначительном «подношении» может усмотреть факт взяточничества и будет считать это коррупционным деянием за пределами Соединенных Штатов - Foreign Corrupt Practices Act (FCPA). Даже если подобного рода подарки не имели целью склонить чиновника к коррупции, ведомство, занимающееся расследованием подобных случаев, может с легкостью перевести данные факты в плоскость правонарушений, передают источники Financial Week в Департаменте юстиции США.

«Олимпийские игры предоставляют поводы для FCPA», – заявила Элен Зимилис (Ellen Zimiles), соучредитель консалтинговой группы Daylight Forensic & Advisory, которая занимается определением уровня риска для компаний, занимающихся бизнесом в этой стране. – «Проблема в том, что [в Китае] каждый [бизнесмен] рассматривается как правительственный чиновник». (Что влечет за собой необходимость сделать подношение каждому из них. - Прим. ред.).

Наиболее часто случаи взяточничества отмечаются в сферах обслуживания и строительства, которые и помогли Пекину стать столицей Олимпиады. За возможность получить контракт на строительство объекта инфраструктуры к какому-либо крупномасштабному мероприятию и для того, чтобы избежать излишнего давления, необходимо дать понять властям, что ты сию же минуту готов выложить «грязные» деньги, утверждает Пэт Брэди (Pat Brady), бывший следователь Департамента юстиции, ныне эксперт по коррупции в компании Deloitte, специализирующейся на предоставлении финансовых консультаций.

Другой зоной риска, по мнению Элен Зимилис (Ellen Zimiles), является злоупотребление услугами всякого рода консультантов, которые чаще всего являются важными связными для ведения бизнеса в стране, однако, порой неподвластны строгому контролю, необходимому для предотвращения коррупции.

Вопрос взяток на Олимпийских играх всплыл на поверхность до начала зимних Олимпийских игр-2002 в Солт-Лейк-Сити, когда подношения членам Международного олимпийского комитета варьировались от билетов на Супер Боул (Super Bowl – финальная игра за звание чемпиона Национальной футбольной лиги США. - Прим. ред.) до подарков в виде пластических операций. Эти подношения, которые делались с целью заполучить право провести Олимпиаду у себя, вызвали тогда большой скандал.

Как утверждают эксперты, Китай в течение последних пяти лет проводит у себя анти-коррупционную политику, и в среде правительственных чиновников было обнаружено и пресечено большое число фактов взяточничества. Наиболее ярким примером стало дело чиновника, курировавшего сферу продовольственной безопасности, который был казнен в прошлом году.

Китай, являющийся мировым лидером экономического роста, привлекает иностранных инвесторов, вовлеченных в коррупцию, однако может передавать досье на них сторонним организациям, таким, как Департамент юстиции США, что, в свою очередь, уменьшает желание вкладывать в китайскую экономику.

Так, например, в июне этого года компания Faro Technologies, специализирующаяся на компьютерных технологиях, выплатила $1,1 млн. за дачу взяток чиновникам в китайском правительстве через несуществующую компанию. Сумма контрактов, за которые так боролась Faro Technologies, составила $4,9 млн.

Россия: Система международных денежных переводов CONTACT расширяет географию своей сети
2008-08-12 18:04 ИА Фергана.Ру

В июле 2008 года объем транзакций Международной Системы денежных переводов и платежей CONTACT увеличился на 67,4% в сравнении с июлем прошлого года. Объем переводов в Кыргызстан превысил прошлогодние показатели на 81%, в Таджикистан – на 62%, а в Узбекистан - на 109%.

Международная Система денежных переводов и платежей CONTACT
Международная Система денежных переводов и платежей CONTACT

«Расширяется и география сети CONTACT, - отмечает Президент-Председатель Правления АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) Николай Гусман, - в период с июля 2007 по июль 2008 года открыто более 4200 новых пунктов обслуживания. Только за прошедший месяц в 14 странах ближнего и дальнего зарубежья открыто 400 пунктов в 29 городах». За этот же период к Системе CONTACT подключилось 15 российских и зарубежных финансовых организаций.

«Это результаты слаженной работы всех подразделений клирингового Банка, - постоянного совершенствования трех составляющих: качества организации процессов, качества продукции и уровня квалификации персонала, - продолжает Николай Гусман. - Такой уровень организации работы позволяет предоставлять потребителю высококачественные, конкурентоспособные услуги, а также предугадывать и максимально удовлетворять потребности клиентов».

Узбекистан: Большинство пожаров происходит из-за неправильного использования природного газа
2008-08-12 18:37 ИА Фергана.Ру

На территории республики в период с 2000 по 2007 год в результате неправильной эксплуатации газовых приборов и различных отопительных печей произошло 25.248 пожаров, во время которых погибло более 300 и было травмировано более 2.000 человек, а материальный ущерб от пожаров составил около 2 млрд. сумов (около 2 миллионов долларов). Эти данные были озвучены на прошедшем 8 августа в акционерной компании «Узтрансгаз» семинаре по проблемам обеспечения безопасности эксплуатации газового хозяйства.

По словам заместителя начальника Главного управления пожарной безопасности МВД Узбекистана полковника Негматиллы Шодмонходжаева, в ходе проверок только в период с июля 2007 по май 2008 года в жилом секторе и других объектах было выявлено 4.400 фактов незаконного использования природного газа, более 44.000 случаев использования неисправного газового оборудования, более 31.000 случаев подсоединения к газовому оборудованию через нестандартные резиновые шланги, обнаружено 40.000 неисправных дымоходов.

По данным газовиков, участились случаи вспышек газовоздушной смеси в жилых домах, вызванные утечкой газа из газопроводов, проложенных под землей. В течение последних 8 лет в республике произошло 28 подобных случаев, и при этом погибло 12 и травмировано 42 человека. В основном, причиной этому являются истекшие сроки эксплуатации (более 35 лет) проржавевших подземных газопроводов.

Нередки случаи отравления угарным газом, главными причинами которых в последние годы являются: установка кустарных газогорелочных устройств, неправильная кладка дымохода газовой печи и отсутствие технического обслуживания дымоходов, поведал Шодмонходжаев.

Однако о причинах использования таких печей, в частности, типа «Камин» иранского производства, и возникающих вследствие этого пожаров и газовых отравлений г-н полковник ничего не сказал (см. статью «Смерть главы Ургутского района заставила президента обратить внимание на проблему с газоснабжением Самаркандской области»). А, между тем, использование газовых печей кустарного производства, а также всевозможные ухищрения для выкачки газа из газовых труб для граждан Узбекистана, а особенно, Каракалпакстана – лидера по количеству пожаров – стали острой необходимостью из-за минувшей, необычайно лютой морозной зимы.

Да, впрочем, и не только в этом году. Будет не преувеличением сказать, что с первых дней независимости большинство регионов Узбекистана и даже окраины столицы испытывают острый газовый дефицит в зимнее время года. И это притом, что газ является одним из главных природных ископаемых республики. На сегодняшний день запасы газа здесь, по подтвержденным данным, составляют 5095 млрд. куб. м.

При этом Узбекистан имеет три подземных газохранилища – Северосохское, Газлийское и Ходжаабадское общей емкостью 4,5 млрд. кубометров. А сейчас завершается строительство еще и четвертого - в Алимкенте Ташкентской области - объемом 600 миллионов кубометров.

Однако жителям республики этого газа все равно катастрофически не хватает. Дело в том, что власти республики предпочитают не делиться им со своим народом, объясняя его отсутствие в газовых трубах многомиллионными догами населения, а продавать его за рубеж – в Таджикистан, Кыргызстан и Россию.

Китайские джинсы и пара носков или О новом регламенте беспошлинного ввоза ширпотреба в Узбекистан
2008-08-12 20:06 Алексей Волосевич (Ташкент)

В конце июля в Узбекистане произошло событие, на первый взгляд, не слишком значительное, однако, в действительности, заслуживающее самого пристального внимания. Впервые с 2002 года предельная норма беспошлинного ввоза потребительских товаров физическими лицами была снижена вдвое: с 50 до 25 долларов. Другими словами, с 21 июля одному человеку разрешается беспошлинно ввозить в Узбекистан вещей для личного пользования не на 50, как это было раньше, а только на 25 долларов США. К примеру, небольшой набор из дешевых джинсов, одной-двух рубашек и пары носков. Всё прочее, не укладывающееся в рамки установленного 25-долларового лимита, будет обложено по полной программе: 1) таможенным налогом; 2) акцизным налогом; 3) НДС. Так что в совокупности за приобретенные за границей вещи придется заплатить как минимум еще столько же.

СПРАВКА ИА «Фергана.Ру»:Гражданам России разрешено провозить через границу беспошлинно 35 килограммов товаров, приобретенных за рубежом, и лишь один раз в месяц. Общая стоимость багажа не должна превышать 65 тысяч рублей (более двух с половиной тысяч долларов).

Граждане Китая имеют право без уплаты пошлины ввозить в страну товаров на сумму не более 400 долларов.

Норма беспошлинного ввоза на родину товаров туристами-европейцами составляет 430 евро на человека. Следует отметить, что таможенные правила Европейского Союза регламентируют беспошлинный ввоз только для товаров из так называемых стран «третьего мира». В пределах самого Евросоюза перемещение товаров физическими лицами проводится без ограничений.

Новый порядок установлен совместным постановлением Министерства финансов, Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, а также Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан. Документ предусматривает внесение изменений в постановление тех же ведомств от 28 декабря 2002 года №№ 141, ХИ-01/12-4998 и 01-02/8-52 «Об утверждении предельных норм беспошлинного ввоза потребительских товаров на территорию Республики Узбекистан физическими лицами для личного пользования с территории сопредельных государств». Под ним стоят подписи министра финансов Р.Азимова, министра внешних экономических связей, инвестиций и торговли Э.Ганиева, председателя Государственного таможенного комитета С.Насырова.

Несмотря на то, что к этому документу приложило руки сразу трое высокопоставленных государственных мужей, о нем не решилось сообщить ни одно узбекистанское СМИ. Какими же государственными интересами вызвано его появление? И почему упоминать о нем в Узбекистане считается нежелательным?

Чтобы понять всё это, придется вернуться на шесть лет назад, в 2002-й год, когда правительство развязало печально известную «античелночную» кампанию, в результате которой от занятия торговлей насильно были отстранены десятки тысяч человек. Эта кампания подобно паровому катку проехала по экономике республики, вызвав разорение значительной части малого и среднего бизнеса, массовый исход инвесторов и предпринимателей, и резкое снижение всеобщей покупательной способности, однако принесла колоссальные прибыли небольшой группе лиц, приближенной к президенту Каримову.

Рынки юга Кыргызстана заполнены разнообразными товарами китайского производства
Рынки юга Кыргызстана заполнены разнообразными товарами китайского производства

Напомним, что в 2002 году правительство (которое тогда возглавлял сам Каримов) внезапно начало всеми средствами ограничивать рыночную торговлю, установив для индивидуальных предпринимателей-импортёров, так называемых «челноков», непомерно высокие таможенные пошлины. Причина этого никогда вслух не проговаривалась, однако по умолчанию предполагалось, что целью этих действий является снижение спроса на валюту, ограничение внебанковского оборота денег и максимальное замедление скорости обращения наличной денежной массы. Всё это осуществлялось в рамках договоренностей с МВФ о достижении конвертации сума по текущим счетам. Одним из обязательств правительства перед МВФ являлась унификация существующих на тот момент множественных курсов валюты. Правительство Узбекистана пообещало довести разницу между официальным курсом доллара и курсом «черного» рынка до 20 процентов уже к июлю (в указанный срок этого сделать не удалось и дату перенесли на конец 2002 года).

Унификации курсов можно было добиться двумя путями: либо отпустить искусственно удерживаемый на определенном уровне официальный курс доллара, перевести его формирование на рыночную основу, либо, используя административное давление, искусственно опустить курс «черного рынка». Правительство избрало второй вариант (почему – это отдельный вопрос). И началась массированная атака на частных предпринимателей-импортеров, основных клиентов «черного рынка» валюты. Расчет был прост: чем ниже внешнеторговый оборот «челноков» (основных покупателей долларов на «черном рынке»), тем ниже спрос на доллары, а значит, в кратчайшее время он должен понизиться и приблизиться к курсу, обещанному МВФ.

Большой спрос на импортную продукцию (главным образом, одежду и обувь) обусловлен в Узбекистане практическим отсутствием в республике собственного производства товаров широкого потребления. А строгие ограничения неконтролируемого ввоза в Узбекистан зарубежных товаров народного потребления направлены вовсе не на защиту отечественного производителя, а на концентрацию импортных потоков в руках одной бизнес-группировки, сращенной с властью.
Уже первые шаги правительства в этом направлении ввергли торговое сословие Узбекистана в состояние полной прострации: единый таможенный платеж для «челноков» на ввоз непродовольственных товаров устанавливался в размере 90 процентов, а продовольственных – 50 процентов (кроме муки). При этом под действие новых пошлин попадали товары, ввезенные в Узбекистан задолго до вступления в силу этих постановлений (вот вам и правило, что закон обратной силы не имеет). По стране прокатилась кампания конфискаций (см. статью С.Ежкова «Диверсия или Время перемен к худшему», Фергана.Ру, 2003 г.), точнее заранее подстроенных разорений, поскольку действующие по неофициальным указаниям налоговики при поддержке милиции под любыми предлогами отбирали товары, чтобы тут же реализовать их через специальные магазины. В Интернет просочилась информация о спускаемых первыми лицами государства планах по конфискациям, когда местным властям предписывалось в определенный срок конфисковать товаров на установленную «сверху» сумму, а затем реализовать их через специально открытые торговые точки и перечислить выручку в госбюджет. Такое вот ноу-хау по быстрой добыче денег. Сколько это вызвало человеческих трагедий, инсультов и инфарктов - не счесть…

Одновременно с этим власти позакрывали «на реконструкцию» большую часть вещевых рынков, через которые в Узбекистане велась практически вся торговля потребительскими товарами, за исключением, может быть, бытовой техники. В результате в считанные недели количество торговых мест уменьшилось в несколько раз, чего и добивалось правительство, целенаправленно снижая объем частной торговли (впоследствии рынки были перестроены и вновь открыты, однако число торговых мест на них сократилось в 4-5 раз; новых вещевых рынков открыто не было).

Следствием всего этого стало то, что цены на потребительские товары мгновенно вздулись в полтора-два раза, а доходы продавцов и покупателей – основной массы населения страны – резко понизились. Досталось и немногочисленному, только-только формирующемуся, слою местных производителей: ввиду того, что цены на импортное сырье стремительно подорожали, а количество торговых точек, с которых реализовывалась их продукция, напротив, резко уменьшилось, то в массе своей они разорились, оставшись отсеченными от сырья и рынков. В итоге правительственная атака на «челноков» привела к разорению множества частных торговцев и мелких производителей. В течение нескольких месяцев торговый сектор Узбекистана сократился примерно в 5-6 раз; десятки тысяч людей и членов их семей остались без источников к существованию (см. также статью Правительство Узбекистана приступило к уничтожению малого торгового бизнеса).

В то же время на крупных импортеров подобные ограничения почему-то не распространялись. Если индивидуальным предпринимателям единый таможенный платеж был установлен в размере 90 и 50 процентов, то юридическим лицам платеж за импорт непродовольственных товаров был определен гораздо ниже - всего лишь 30 процентов! То есть, в три раза меньше, чем частным торговцам-челнокам. Другими словами, за ввоз одного и того же товара один должен был выкладывать пошлину в размере 90 процентов от его стоимости, другой - только 30.

Посетившая Узбекистан в сентябре 2002 года миссия МВФ в довольно резких выражениях отозвалась о принятых «античелночных» мерах. Глава миссии назвал их «негативными и разрушительными для экономики», заявил, что они не входили в число договоренностей между правительством и МВФ, и призвал к их отмене. Власти Узбекистана отреагировали на критику и отрапортовали, что с 23 сентября таможенные пошлины «челнокам» будут снижены с 90 и 50 до 70 и 40 процентов соответственно, а юридическим лицам - с 30 до 20 процентов. В итоге, несмотря на снижение абсолютных цифр, разница в платеже, выплачиваемом физическими и юридическими лицами, возросла с 3 до 3,5 раз. Того, почему одни должны платить 20 процентов, а другие в 3,5 раза больше, ни президент Каримов, ни кто-либо из его приближенных объяснять не стали.

Дальше – больше. Правительство поразмыслило, и снизило единый таможенный платеж для юридических лиц до 10 процентов. Затем подумало еще немного, и …отменило его совсем. В то же время для «челноков» он так и остался в размере 70 и 40 процентов. А чтобы индивидуальные предприниматели не отправились повально перерегистрироваться в качестве юридических лиц, на их пути был воздвигнут мощный барьер в виде правительственного постановления, установившего новые правила регистрации юридических лиц, занимающихся торговой деятельностью. С 1 декабря 2002 года зарегистрироваться в качестве юридического лица можно было лишь тем, кто имеет собственные складские помещения и оборудование, а также уставный фонд в размере не менее 6000-кратного размера минимальной зарплаты. Так компании-импортеры оказались защищены от конкуренции со стороны индивидуальных торговцев-челноков.

Но и на этом правительство не успокоилось. На свет появилось постановление кабинета министров от 5 ноября 2002 года №380 «О внесении дополнений в постановление Кабинета Министров» от 4.06.2002 года №197 «Об упорядочении занятия отдельными видами предпринимательской деятельности». Согласно этому документу с 1 января 2003 года заниматься оптово-торговой деятельностью получали право только субъекты предпринимательства, имеющие статус юридического лица. Индивидуальным предпринимателям заниматься выгодной оптовой торговлей запрещалось. До объяснений президент Каримов опять не снизошел.

А несколькими месяцами позже указам президента Узбекистана от 4 февраля 2003 года предприятия оптовой торговли были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Разумеется, этот указ был издан исключительно для всеобщего блага: «в целях стимулирования развития оптовой торговли, укрепления торгово-экономических отношений между предприятиями, производящими потребительские товары, и торговыми организациями и на этой основе обеспечение наиболее полного насыщения внутреннего потребительского рынка товарами отечественного производства».

Таким образом, все правительственные постановления, направленные на ограничение торговли, странным образом оказывались направлены не против импорта товаров вообще, а исключительно против импорта их физическими лицами, то есть «челноками». При поддержке силовых структур и фискальных ведомств правительство открыто выступило на стороне крупных компаний-импортеров и фактически репрессировало основную массу их конкурентов - индивидуальных торговцев-импортеров. И если изначально все эти постановления принимались с целью унифицировать курсы валюты (сохраняя при этом административно устанавливаемый курс Центробанка), понизив спрос на наличные доллары, то побочным явлением стала монополизация оптовой торговли и поставок импорта в Узбекистан несколькими лицами, близкими к правящей верхушке.

«Переформатирование» торговой сферы вскоре самым неожиданным образом сказалось и на остальных сферах жизни в Узбекистане. В считанные месяцы цены на одежду, обувь, промышленные товары и продукты выросли в два раза – при прежнем уровне доходов. Населению республики это, конечно, не понравилось, и мощным потоком люди устремились за границу – на рынки соседних Казахстана и Киргизии, где принялись закупать продукты, бытовую технику, одежду и обувь. Потратив на поездку один день, семья получала возможность приобрести одежду и обувь на весь зимний сезон; в Узбекистане это бы обошлось в два раза дороже. Торговцы тоже стали совершать ежедневные рейды, закупая товар и таща его назад в битком набитых сумках. Оптовой торговлей это занятие назвать было трудно, поэтому под запрет оно не попадало. Вскоре из Ташкента в соседний Чимкент ежедневно стали выезжать десятки тысяч человек – в выходные дни от 50 до 100 тысяч. Казахские и киргизские базары вздулись от избытка денег. «Вашему президенту надо золотой памятник поставить», - говорили торговцы в Чимкенте. Ежедневно за пределы Узбекистана уплывала огромная масса валюты, которая теперь тратилась в Казахстане и Киргизии, и спрос на которую только возрастал, поскольку теперь туда отправлялись не только торговцы, но и обычные люди – специально на закупку вещей.

Обнаружив, что драгоценная валюта уплывает, власти немедленно издали постановление, согласно которому в Узбекистан разрешалось беспошлинно ввозить товаров на сумму, не превышающую 50 долларов. Не помогло и это: торговцы подвозили партии товара вплотную к таможне и за несколько переходов перетаскивали его на узбекскую сторону. Тогда, чтобы товар не просачивался на рынки страны мелкими партиями, власти предприняли радикальные меры: границы Узбекистана с соседними странами в одночасье были закрыты без всякого объяснения причин. Пограничники что-то невнятно бубнили про карантин, однако официальных разъяснений так и не последовало. Некоторое время в Казахстан и в Киргизию без специальных пропусков и командировочных удостоверений никого не выпускали, хотя в Узбекистан вход с «зараженной» стороны был свободным (отметим, что через год, когда ажиотаж спал, этот режим немного смягчили, а весной 2007 года многолетний «карантин» и вовсе сняли).

В кратчайшие сроки вдоль границы с Казахстаном и Киргизией повырастали заборы с 16 рядами колючей проволоки и пограничными вышками. Дома, оказавшиеся вблизи от спешно укрепляемой линии границы, поочередно стали сноситься под предлогом того, что их жители способствуют контрабанде (при этом в отличие от соседнего Казахстана, полноценной компенсации их жители не получали и не получают). Большинство путей сообщения с соседними республиками было отрезано. Всего лишь один пример: по приказу властей был разобран мост через реку Шахрихансай в приграничном городке Кара-су, соединявший его с другой частью города, после распада СССР оставшейся на киргизской стороне, – Кара-суу. Через пару лет, в дни андижанских событий 2005 года, жители этого приграничного города на пару дней свергли власть и первым делом спалили здание милиции, а вторым восстановили мост, по которому стали таскать из Киргизии сумки с китайским ширпотребом, приговаривая, что справедливость восторжествовала.

Однако закрытия границ с соседними государствами властям опять-таки показалось недостаточно, и они продолжили утюжить частный торговый бизнес. Особенно одиозным выглядит правительственное постановление от 2004 года, согласно которому торговать на рынках Узбекистана импортными потребительскими товарами разрешалось только тем, кто лично привозит товар из-за границы. Тем самым торговцы, закупающие товар мелким оптом для последующей перепродажи или наемные продавцы (так называемые реализаторы) вообще лишались права вести торговлю. С учетом того, что эти две категории составляли подавляющее большинство торгующих на всех рынках, вступление этого постановления в силу осенью 2004 года ознаменовалось массовыми волнениями в Коканде, Бухаре и других городах Узбекистана. В Коканде возмущенная толпа торговцев сожгла две машины – ГАИ и милиции, а также разгромила помещение налоговой инспекции. С тех пор власти предпочитали закрывать глаза на буйных кокандцев, и не требовать с них буквального исполнения всех пунктов своего постановления.

Все действия правительства, направленные на разорение частного торгового бизнеса, можно было бы перечислять очень долго, чуть ли не бесконечно, поэтому я вынужден ограничиться перечислением лишь небольшой их части (при желании можно вспомнить еще многое: запрет на продажу товаров кому-либо кроме официально заявленных дистрибьютеров; введение плана по ежедневной выручке с перечислением последней в банк и приостановлением разрешения на занятие торговлей, если эта выручка окажется меньше установленной и т.д.). Однако думаю, что этого достаточно, чтобы понять, что подоплека многого происходящего в Узбекистане – в частности, закрытия границ, сноса домов вдоль пограничной линии, и так далее – кроется в ожесточенной борьбе против неконтролируемых потоков импорта, подрывающих монополию вышеупомянутой группы лиц (независимые СМИ в этой связи называют фамилии Гульнары Каримовой, Рустама Иноятова, Мираброра Усманова и т.д.). Ее стараниями цены на товары в Узбекистане сегодня близки к московским, хотя средние доходы населения в 10 и более раз ниже. Образно выражаясь, современный Узбекистан похож на тщательно охраняемую зону, в которой работает только один ларёк, где зэкам разрешается отоваривать свои деньги - по ценам в два раза выше, чем за пределами зоны. Поэтому июльское постановление о снижении лимита беспошлинного провоза товара свидетельствует лишь об одном: о том, что упомянутая группа лиц не забывает беспокоиться об укреплении своего материального достатка.

Алексей Волосевич

Китайские джинсы и пара носков, или О новом регламенте беспошлинного ввоза ширпотреба в Узбекистан
2008-08-12 20:06 Алексей Волосевич (Ташкент)

В конце июля в Узбекистане произошло событие, на первый взгляд, не слишком значительное, однако, в действительности, заслуживающее самого пристального внимания. Впервые с 2002 года предельная норма беспошлинного ввоза потребительских товаров физическими лицами была снижена вдвое: с 50 до 25 долларов. Другими словами, с 21 июля одному человеку разрешается беспошлинно ввозить в Узбекистан вещей для личного пользования не на 50, как это было раньше, а только на 25 долларов США. К примеру, небольшой набор из дешевых джинсов, одной-двух рубашек и пары носков. Всё прочее, не укладывающееся в рамки установленного 25-долларового лимита, будет обложено по полной программе: 1) таможенным налогом; 2) акцизным налогом; 3) НДС. Так что в совокупности за приобретенные за границей вещи придется заплатить как минимум еще столько же.

СПРАВКА ИА «Фергана.Ру»:Гражданам России разрешено провозить через границу беспошлинно 35 килограммов товаров, приобретенных за рубежом, и лишь один раз в месяц. Общая стоимость багажа не должна превышать 65 тысяч рублей (более двух с половиной тысяч долларов).

Граждане Китая имеют право без уплаты пошлины ввозить в страну товаров на сумму не более 400 долларов.

Норма беспошлинного ввоза на родину товаров туристами-европейцами составляет 430 евро на человека. Следует отметить, что таможенные правила Европейского Союза регламентируют беспошлинный ввоз только для товаров из так называемых стран «третьего мира». В пределах самого Евросоюза перемещение товаров физическими лицами проводится без ограничений.

Новый порядок установлен совместным постановлением Министерства финансов, Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, а также Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан. Документ предусматривает внесение изменений в постановление тех же ведомств от 28 декабря 2002 года №№ 141, ХИ-01/12-4998 и 01-02/8-52 «Об утверждении предельных норм беспошлинного ввоза потребительских товаров на территорию Республики Узбекистан физическими лицами для личного пользования с территории сопредельных государств». Под ним стоят подписи министра финансов Р.Азимова, министра внешних экономических связей, инвестиций и торговли Э.Ганиева, председателя Государственного таможенного комитета С.Насырова.

Несмотря на то, что к этому документу приложило руки сразу трое высокопоставленных государственных мужей, о нем не решилось сообщить ни одно узбекистанское СМИ. Какими же государственными интересами вызвано его появление? И почему упоминать о нем в Узбекистане считается нежелательным?

Чтобы понять всё это, придется вернуться на шесть лет назад, в 2002-й год, когда правительство развязало печально известную «античелночную» кампанию, в результате которой от занятия торговлей насильно были отстранены десятки тысяч человек. Эта кампания подобно паровому катку проехала по экономике республики, вызвав разорение значительной части малого и среднего бизнеса, массовый исход инвесторов и предпринимателей, и резкое снижение всеобщей покупательной способности, однако принесла колоссальные прибыли небольшой группе лиц, приближенной к президенту Каримову.

Рынки юга Кыргызстана заполнены разнообразными товарами китайского производства
Рынки юга Кыргызстана заполнены разнообразными товарами китайского производства

Напомним, что в 2002 году правительство (которое тогда возглавлял сам Каримов) внезапно начало всеми средствами ограничивать рыночную торговлю, установив для индивидуальных предпринимателей-импортёров, так называемых «челноков», непомерно высокие таможенные пошлины. Причина этого никогда вслух не проговаривалась, однако по умолчанию предполагалось, что целью этих действий является снижение спроса на валюту, ограничение внебанковского оборота денег и максимальное замедление скорости обращения наличной денежной массы. Всё это осуществлялось в рамках договоренностей с МВФ о достижении конвертации сума по текущим счетам. Одним из обязательств правительства перед МВФ являлась унификация существующих на тот момент множественных курсов валюты. Правительство Узбекистана пообещало довести разницу между официальным курсом доллара и курсом «черного» рынка до 20 процентов уже к июлю (в указанный срок этого сделать не удалось и дату перенесли на конец 2002 года).

Унификации курсов можно было добиться двумя путями: либо отпустить искусственно удерживаемый на определенном уровне официальный курс доллара, перевести его формирование на рыночную основу, либо, используя административное давление, искусственно опустить курс «черного рынка». Правительство избрало второй вариант (почему – это отдельный вопрос). И началась массированная атака на частных предпринимателей-импортеров, основных клиентов «черного рынка» валюты. Расчет был прост: чем ниже внешнеторговый оборот «челноков» (основных покупателей долларов на «черном рынке»), тем ниже спрос на доллары, а значит, в кратчайшее время он должен понизиться и приблизиться к курсу, обещанному МВФ.

Большой спрос на импортную продукцию (главным образом, одежду и обувь) обусловлен в Узбекистане практическим отсутствием в республике собственного производства товаров широкого потребления. А строгие ограничения неконтролируемого ввоза в Узбекистан зарубежных товаров народного потребления направлены вовсе не на защиту отечественного производителя, а на концентрацию импортных потоков в руках одной бизнес-группировки, сращенной с властью.
Уже первые шаги правительства в этом направлении ввергли торговое сословие Узбекистана в состояние полной прострации: единый таможенный платеж для «челноков» на ввоз непродовольственных товаров устанавливался в размере 90 процентов, а продовольственных – 50 процентов (кроме муки). При этом под действие новых пошлин попадали товары, ввезенные в Узбекистан задолго до вступления в силу этих постановлений (вот вам и правило, что закон обратной силы не имеет). По стране прокатилась кампания конфискаций (см. статью С.Ежкова «Диверсия или Время перемен к худшему», Фергана.Ру, 2003 г.), точнее заранее подстроенных разорений, поскольку действующие по неофициальным указаниям налоговики при поддержке милиции под любыми предлогами отбирали товары, чтобы тут же реализовать их через специальные магазины. В Интернет просочилась информация о спускаемых первыми лицами государства планах по конфискациям, когда местным властям предписывалось в определенный срок конфисковать товаров на установленную «сверху» сумму, а затем реализовать их через специально открытые торговые точки и перечислить выручку в госбюджет. Такое вот ноу-хау по быстрой добыче денег. Сколько это вызвало человеческих трагедий, инсультов и инфарктов - не счесть…

Одновременно с этим власти позакрывали «на реконструкцию» большую часть вещевых рынков, через которые в Узбекистане велась практически вся торговля потребительскими товарами, за исключением, может быть, бытовой техники. В результате в считанные недели количество торговых мест уменьшилось в несколько раз, чего и добивалось правительство, целенаправленно снижая объем частной торговли (впоследствии рынки были перестроены и вновь открыты, однако число торговых мест на них сократилось в 4-5 раз; новых вещевых рынков открыто не было).

Следствием всего этого стало то, что цены на потребительские товары мгновенно вздулись в полтора-два раза, а доходы продавцов и покупателей – основной массы населения страны – резко понизились. Досталось и немногочисленному, только-только формирующемуся, слою местных производителей: ввиду того, что цены на импортное сырье стремительно подорожали, а количество торговых точек, с которых реализовывалась их продукция, напротив, резко уменьшилось, то в массе своей они разорились, оставшись отсеченными от сырья и рынков. В итоге правительственная атака на «челноков» привела к разорению множества частных торговцев и мелких производителей. В течение нескольких месяцев торговый сектор Узбекистана сократился примерно в 5-6 раз; десятки тысяч людей и членов их семей остались без источников к существованию (см. также статью Правительство Узбекистана приступило к уничтожению малого торгового бизнеса).

В то же время на крупных импортеров подобные ограничения почему-то не распространялись. Если индивидуальным предпринимателям единый таможенный платеж был установлен в размере 90 и 50 процентов, то юридическим лицам платеж за импорт непродовольственных товаров был определен гораздо ниже - всего лишь 30 процентов! То есть, в три раза меньше, чем частным торговцам-челнокам. Другими словами, за ввоз одного и того же товара один должен был выкладывать пошлину в размере 90 процентов от его стоимости, другой - только 30.

Посетившая Узбекистан в сентябре 2002 года миссия МВФ в довольно резких выражениях отозвалась о принятых «античелночных» мерах. Глава миссии назвал их «негативными и разрушительными для экономики», заявил, что они не входили в число договоренностей между правительством и МВФ, и призвал к их отмене. Власти Узбекистана отреагировали на критику и отрапортовали, что с 23 сентября таможенные пошлины «челнокам» будут снижены с 90 и 50 до 70 и 40 процентов соответственно, а юридическим лицам - с 30 до 20 процентов. В итоге, несмотря на снижение абсолютных цифр, разница в платеже, выплачиваемом физическими и юридическими лицами, возросла с 3 до 3,5 раз. Того, почему одни должны платить 20 процентов, а другие в 3,5 раза больше, ни президент Каримов, ни кто-либо из его приближенных объяснять не стали.

Дальше – больше. Правительство поразмыслило, и снизило единый таможенный платеж для юридических лиц до 10 процентов. Затем подумало еще немного, и …отменило его совсем. В то же время для «челноков» он так и остался в размере 70 и 40 процентов. А чтобы индивидуальные предприниматели не отправились повально перерегистрироваться в качестве юридических лиц, на их пути был воздвигнут мощный барьер в виде правительственного постановления, установившего новые правила регистрации юридических лиц, занимающихся торговой деятельностью. С 1 декабря 2002 года зарегистрироваться в качестве юридического лица можно было лишь тем, кто имеет собственные складские помещения и оборудование, а также уставный фонд в размере не менее 6000-кратного размера минимальной зарплаты. Так компании-импортеры оказались защищены от конкуренции со стороны индивидуальных торговцев-челноков.

Но и на этом правительство не успокоилось. На свет появилось постановление кабинета министров от 5 ноября 2002 года №380 «О внесении дополнений в постановление Кабинета Министров» от 4.06.2002 года №197 «Об упорядочении занятия отдельными видами предпринимательской деятельности». Согласно этому документу с 1 января 2003 года заниматься оптово-торговой деятельностью получали право только субъекты предпринимательства, имеющие статус юридического лица. Индивидуальным предпринимателям заниматься выгодной оптовой торговлей запрещалось. До объяснений президент Каримов опять не снизошел.

А несколькими месяцами позже указам президента Узбекистана от 4 февраля 2003 года предприятия оптовой торговли были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Разумеется, этот указ был издан исключительно для всеобщего блага: «в целях стимулирования развития оптовой торговли, укрепления торгово-экономических отношений между предприятиями, производящими потребительские товары, и торговыми организациями и на этой основе обеспечение наиболее полного насыщения внутреннего потребительского рынка товарами отечественного производства».

Таким образом, все правительственные постановления, направленные на ограничение торговли, странным образом оказывались направлены не против импорта товаров вообще, а исключительно против импорта их физическими лицами, то есть «челноками». При поддержке силовых структур и фискальных ведомств правительство открыто выступило на стороне крупных компаний-импортеров и фактически репрессировало основную массу их конкурентов - индивидуальных торговцев-импортеров. И если изначально все эти постановления принимались с целью унифицировать курсы валюты (сохраняя при этом административно устанавливаемый курс Центробанка), понизив спрос на наличные доллары, то побочным явлением стала монополизация оптовой торговли и поставок импорта в Узбекистан несколькими лицами, близкими к правящей верхушке.

«Переформатирование» торговой сферы вскоре самым неожиданным образом сказалось и на остальных сферах жизни в Узбекистане. В считанные месяцы цены на одежду, обувь, промышленные товары и продукты выросли в два раза – при прежнем уровне доходов. Населению республики это, конечно, не понравилось, и мощным потоком люди устремились за границу – на рынки соседних Казахстана и Киргизии, где принялись закупать продукты, бытовую технику, одежду и обувь. Потратив на поездку один день, семья получала возможность приобрести одежду и обувь на весь зимний сезон; в Узбекистане это бы обошлось в два раза дороже. Торговцы тоже стали совершать ежедневные рейды, закупая товар и таща его назад в битком набитых сумках. Оптовой торговлей это занятие назвать было трудно, поэтому под запрет оно не попадало. Вскоре из Ташкента в соседний Чимкент ежедневно стали выезжать десятки тысяч человек – в выходные дни от 50 до 100 тысяч. Казахские и киргизские базары вздулись от избытка денег. «Вашему президенту надо золотой памятник поставить», - говорили торговцы в Чимкенте. Ежедневно за пределы Узбекистана уплывала огромная масса валюты, которая теперь тратилась в Казахстане и Киргизии, и спрос на которую только возрастал, поскольку теперь туда отправлялись не только торговцы, но и обычные люди – специально на закупку вещей.

Обнаружив, что драгоценная валюта уплывает, власти немедленно издали постановление, согласно которому в Узбекистан разрешалось беспошлинно ввозить товаров на сумму, не превышающую 50 долларов. Не помогло и это: торговцы подвозили партии товара вплотную к таможне и за несколько переходов перетаскивали его на узбекскую сторону. Тогда, чтобы товар не просачивался на рынки страны мелкими партиями, власти предприняли радикальные меры: границы Узбекистана с соседними странами в одночасье были закрыты без всякого объяснения причин. Пограничники что-то невнятно бубнили про карантин, однако официальных разъяснений так и не последовало. Некоторое время в Казахстан и в Киргизию без специальных пропусков и командировочных удостоверений никого не выпускали, хотя в Узбекистан вход с «зараженной» стороны был свободным (отметим, что через год, когда ажиотаж спал, этот режим немного смягчили, а весной 2007 года многолетний «карантин» и вовсе сняли).

В кратчайшие сроки вдоль границы с Казахстаном и Киргизией повырастали заборы с 16 рядами колючей проволоки и пограничными вышками. Дома, оказавшиеся вблизи от спешно укрепляемой линии границы, поочередно стали сноситься под предлогом того, что их жители способствуют контрабанде (при этом в отличие от соседнего Казахстана, полноценной компенсации их жители не получали и не получают). Большинство путей сообщения с соседними республиками было отрезано. Всего лишь один пример: по приказу властей был разобран мост через реку Шахрихансай в приграничном городке Кара-су, соединявший его с другой частью города, после распада СССР оставшейся на киргизской стороне, – Кара-суу. Через пару лет, в дни андижанских событий 2005 года, жители этого приграничного города на пару дней свергли власть и первым делом спалили здание милиции, а вторым восстановили мост, по которому стали таскать из Киргизии сумки с китайским ширпотребом, приговаривая, что справедливость восторжествовала.

Однако закрытия границ с соседними государствами властям опять-таки показалось недостаточно, и они продолжили утюжить частный торговый бизнес. Особенно одиозным выглядит правительственное постановление от 2004 года, согласно которому торговать на рынках Узбекистана импортными потребительскими товарами разрешалось только тем, кто лично привозит товар из-за границы. Тем самым торговцы, закупающие товар мелким оптом для последующей перепродажи или наемные продавцы (так называемые реализаторы) вообще лишались права вести торговлю. С учетом того, что эти две категории составляли подавляющее большинство торгующих на всех рынках, вступление этого постановления в силу осенью 2004 года ознаменовалось массовыми волнениями в Коканде, Бухаре и других городах Узбекистана. В Коканде возмущенная толпа торговцев сожгла две машины – ГАИ и милиции, а также разгромила помещение налоговой инспекции. С тех пор власти предпочитали закрывать глаза на буйных кокандцев, и не требовать с них буквального исполнения всех пунктов своего постановления.

Все действия правительства, направленные на разорение частного торгового бизнеса, можно было бы перечислять очень долго, чуть ли не бесконечно, поэтому я вынужден ограничиться перечислением лишь небольшой их части (при желании можно вспомнить еще многое: запрет на продажу товаров кому-либо кроме официально заявленных дистрибьютеров; введение плана по ежедневной выручке с перечислением последней в банк и приостановлением разрешения на занятие торговлей, если эта выручка окажется меньше установленной и т.д.). Однако думаю, что этого достаточно, чтобы понять, что подоплека многого происходящего в Узбекистане – в частности, закрытия границ, сноса домов вдоль пограничной линии, и так далее – кроется в ожесточенной борьбе против неконтролируемых потоков импорта, подрывающих монополию вышеупомянутой группы лиц (независимые СМИ в этой связи называют фамилии Гульнары Каримовой, Рустама Иноятова, Мираброра Усманова и т.д.). Ее стараниями цены на товары в Узбекистане сегодня близки к московским, хотя средние доходы населения в 10 и более раз ниже. Образно выражаясь, современный Узбекистан похож на тщательно охраняемую зону, в которой работает только один ларёк, где зэкам разрешается отоваривать свои деньги - по ценам в два раза выше, чем за пределами зоны. Поэтому июльское постановление о снижении лимита беспошлинного провоза товара свидетельствует лишь об одном: о том, что упомянутая группа лиц не забывает беспокоиться об укреплении своего материального достатка.

Алексей Волосевич

Узбекские СМИ о войне в Грузии: Молчание в тряпочку
2008-08-13 01:41 Омар Шарифов

В эти дни, когда внимание всей планеты приковано к войне в Грузии, узбекистанские СМИ продолжают уклоняться от каких бы то ни было сообщений и комментариев на эту тему, а то и вовсе игнорируют внезапно вспыхнувшие на Кавказе боевые действия. Молчит президент Каримов, молчит правительство республики.

Весьма показательно, что в увидевшей 12 августа свет парламентской и правительственной газете «Народное слово» о вооруженном конфликте между Россией и Грузией даже не упоминается. Правительственная «Правда Востока» также не сочла нужным проинформировать читателей об этом событии, вероятно ввиду его малозначительности. Зато обе эти газеты разместили на первой странице полосный материал «Пекинские встречи Президента Ислама Каримова» с фотографией бессменного лидера Узбекистана, снисходительно пожимающего руку президенту Южной Кореи Ли Мён Баку. Из трех ежедневных газет республиканского масштаба, которым в Узбекистане позволено затрагивать политику и экономику, о происходящих событиях не упомянула ни одна (третья газета – «Халк сузи», узбекскоязычная версия «Народного слова»).

Первая страница веб-сайта газеты Правда Востока
Первая страница веб-сайта газеты «Правда Востока»

О боевых действиях посмели написать только отдельные газеты «второго эшелона», да и то настолько кратко, что несведущий человек может и не понять о чем там идет речь. Конечно, выражать своего мнения они не могут, но интересующим нас здесь является не это, а сообщают ли они вообще о войне (в которой, между прочим, участвует Россия – член ОДКБ, военной организации, в которую входит и Узбекистан), и если сообщают, то как. Выясняется, что практически никак.

Например, газета «Вечерний Ташкент», освещающая жизнь 2,5-миллионного города и имеющая постоянную рубрику «В мире», посвятила войне в Грузии всего две крошечных публикации. Первая: «Во Владикавказ прибыл самолет МЧС России, на борту которого медикаменты, теплые вещи. Также сюда прибыли врачи. Во Владикавказе побывал и премьер-министр РФ В.Путин». Из этого текста остается совершенно неясным, по какой причине в город пожаловали самолет МЧС, врачи, а затем и сам Путин. Во втором сообщении говорится, что в Нью-Йорке состоялось экстренное заседание Совета Безопасности ООН, созванное по требованию Грузии и США, а также о том, что «ситуацию в регионе грузино-юго-осетинского конфликта обсуждали и в Штаб-квартире НАТО». Примечательно, что громкое слово «война» при этом использовано не было.

Никак не отреагировало на происходящее и Национальное информационное агентство Узбекистана «УзА»: ни одного сообщения, ни одной информации, вообще ничего – полный молчок. Так же повело себя и информагентство «Жахон» при МИДе Узбекистана. Зато на сайтах обеих информагентств появилась все та же статья «Пекинские встречи Президента Ислама Каримова», правда, уже с другой фотографией. Теперь он жмет руку председателю КНР Ху Цзиньтао, и выражение лица у него уже не покровительственное.

Первая страница веб-сайта информагентства Жахон при МИДе Узбекистана
Первая страница веб-сайта информагентства «Жахон» при МИДе Узбекистана

Одним из немногих исключений стала информационная телепередача «Ахборот», каждый вечер демонстрирующая кадры российского телевидения и рассказывающая о происходящем со ссылкой на иностранные СМИ, используя, правда, при этом исключительно российскую терминологию. «Цхинвали находится под контролем российских миротворческих сил. Ополченцы контролируют практически все дороги. Город почти полностью разрушен, некоторые дома уничтожены до основания, сгорели целые районы. Люди все еще вынуждены находиться в подвалах, запасы воды и пищи уже на исходе. И сегодня же президент России принял решение завершить операцию по принуждению Грузии к миру в связи с тем, что цели и задачи операции были выполнены», - говорится в сообщении «Ахборот» от 12 августа. Собственно, это почти весь текст. Грузинской стороне слова не предоставляется.

Этим информирование зрительской аудитории программой «Ахборот», по сути, исчерпывается. И из этой, и из других передач узбекского телевидения зрители не смогли узнать ничего о предыстории конфликта, или услышать какое-нибудь подобие его обсуждения. При этом бросается в глаза, что узбекское телевидение преподносит зрителям исключительно российскую версию событий, а не грузинскую и не американскую, и даже не приближенную к ним.

Более чем сдержанная позиция узбекистанских СМИ объясняется просто: без специального распоряжения властей о том, в каком ключе надлежит трактовать те или иные события, узбекистанские СМИ обычно их «не замечают». И если некое событие является с точки зрения властей «вредным», способным смутить девственно чистые умы узбекистанских граждан, то упоминать о нем ни в коем случае нельзя – вне зависимости от степени его важности. Так было в дни «бархатных революций» в Грузии, на Украине и в Киргизии, так было в дни волнений в Бирме, когда правящая хунта подавляла народные выступления и расстреливала буддийских монахов, примерно так же было и в дни недавних массовых беспорядков в Тибете.

В случае войны в Грузии, власти, похоже, еще не определились, кого им поддерживать в этом противостоянии – Россию или Соединенные Штаты. Президент Каримов, находящийся на Олимпиаде в Пекине, пользуясь своей отдаленностью, выдерживает паузу, наблюдая за тем, как повернутся события, и как поведут себя другие президенты СНГ, а в его отсутствие узбекистанский МИД не может делать никаких официальных заявлений.

Поэтому несчастные узбекистанские СМИ, так и не дождавшиеся указаний о том, как реагировать на войну, в которую в той или иной мере втянуты два самых важных для Узбекистана государства, вынуждены молчать в тряпочку, тем самым, однако, демонстрируя совершенно другое: реальное состояние свободы слова.

Омар Шарифов


В избранное