Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Кыргызстан: Сменился состав комиссии по расследованию причин авиакатастрофы под Бишкеком
2008-08-27 11:51 ИА Фергана.Ру

Как стало известно агентству «Фергана.Ру», Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызстана приняло решение о смене руководства комиссии по расследованию причин авиакатастрофы под Бишкеком, случившейся 24 августа.

Ранее созданная по приказу главы Минтранса Нурлана Сулайманова комиссия возглавлялась сотрудниками Департамента гражданской авиации, а, точнее, её директором - Аликом Аскаровым.

Как утверждают источники ИА «Фергана.Ру», решение о смене состава комиссии было принято в связи с сомнениями в объективности расследования причин катастрофы. Именно о том, что в составе комиссии находятся лица, заинтересованные в определенном исходе расследования, уже на следующий день после катастрофы сообщало наше агентство.

Напомним, 24 августа в 20.43 по бишкекскому времени недалеко от аэропорта Манас в пригородах Бишкека потерпел крушение самолет «Боинг 737-200», принадлежащий киргизской компании «Итек Эйр» и выполнявший чартерный рейс по маршруту «Бишкек-Тегеран». Из находившихся на борту 90 человек 66 погибли.

В Кыргызстане началась серьезная работа по созданию новой концепции молодежной политики
2008-08-27 13:17 Фергана.Ру

7-10 августа этого года на берегу озера Иссык-Куль прошел семинар, посвященный созданию концепции молодежной политики Кыргызстана. Как рассказывают участники семинара, в неформальных беседах на семинаре явно звучало стремление властей обозначить развитие Кыргызстана до 2020 года. Упоминалась и некая программа «двадцать-двадцать».

Такое стремление действующей власти всерьез заняться долгосрочным строительством молодежной политики не может не вызывать уважение хотя бы по той причине, что киргизские чиновники обычно никогда не планируют своих действий на тот период, когда они уже не будут у «руля».

Заслуживает внимания и состав самой группы разработчиков новой концепции молодежной политики республики. В нее входят как руководитель отдела администрации президента страны Азамат Дикамбаев, так и некогда один из неформальных молодежных лидеров - Алишер Мамасалиев. К группе разработчиков примкнули перспективные госслужащие - молодой замминистра образования Алмаз Кадыркулов, сотрудник Минфина Учкун Ташбаев и экс-замминистра юстиции Эмиль Орозбаев. В группу были включены также журналисты, социологи, сотрудники международных миссий и НПО.

Итак, работа над проектом концепции молодежной политики Кыргызстана началась. Участники семинара утверждают, что готовы создать оптимальный документ, учитывающий интересы каждого слоя молодежи. А потом, самое главное, по их мнению, добиться того, чтобы данная концепция работала на самом деле, а не оставалась «декларацией о намерениях». Члены рабочей группы по созданию концепции молодежной политики не намерены оставаться лишь авторами документа, а собираются участвовать в практической реализации молодежной новой политики.

Рассказать об этом подробнее мы попросили одного из участников семинара - Алишера Мамасалиева.

Алишер Мамасалиев
Алишер Мамасалиев - депутат Жогорку Кенеша (парламента Киргизии), один из членов группы по созданию концепции молодежной политики. До своей депутатской деятельности Алишер Мамасалиев был известен как лидер движения «Кел-Кел, «практик» технологий мобилизации молодежи, сыгравший важную роль в участии молодых людей в мартовских событиях 2005 года. Фото © Gazeta.Kg

Фергана.Ру: - Что сегодня представляет собой молодежная политика Кыргызстана?

А.Мамасалиев: - Говорить о полноценной, молодежной политике в Кыргызстане сегодня еще рановато, равно как и утверждать о полном отсутствии таковой. В стране параллельно существуют две политики: одной, реальной, живут неформалы, а это - более 70 молодежных движений и организаций, занятых конкретными проектами в молодежной среде. Другую, большей частью, декларативную, выстраивают под себя наши госчиновники, которые проводят мероприятия и форумы лишь для отчетности перед руководством.

В последнее время пошла новая волна разговоров о молодежной политике. Инициирована она, безусловно, властью, которая смертельно испугалась толпы молодых людей после мартовских событий 2005 года. В «Белом доме» увидели, что молодежь, до сего времени считавшаяся политически аморфной, оказывается в авангарде борьбы сразу, как только ей представляется возможность поучаствовать в чем-то реальном, а не в декоративных политических институтах, в которые уже никто не верит.

Помимо разговоров, предпринимаются и конкретные попытки «приручить» молодежь. Это выразилось, в частности, в принятии нашумевших программах воспитания молодежи «Жаштык», «Кыргызстан Жаштары». В том же русле находится и инициатива Департамента по молодежной политики по разработке так называемой Стратегии молодежной политики или создания всякого рода альянсов и молодежных палат по реформированию молодежной политики Кыргызстана. Я уже не говорю о Комитете по делам молодежи при правительстве, создание которого было инициировано в свое время господином Куловым. В бытность премьер-министром он намеревался использовать данный комитет в своих политических целях.

Так что, отвечая на ваш вопрос, я скажу, что молодежная политика как механизм административного управления студенческой молодежью существует. Однако, что касается государственного влияния и координирования жизнедеятельности молодых граждан страны, то это у нас до сих пор отсутствует.

Фергана.Ру: - Может быть, в существующих экономических реалиях этого пока достаточно?

А.Мамасалиев: - Многие заблуждаются, связывая неэффективную молодежную политику с отсутствием хорошего, бюджетного финансирования. Если молодые чиновники просто просят увеличения финансирования, таких надо сразу гнать с работы. Когда я был одним из координаторов в «КелКел» 2005 г., мы, не имея больших ресурсов, применяя современные технологии и инструменты, довольно продуктивно реализовывали на всей территории Кыргызстана самостоятеьлно разработанную молодежную политику. Таких примеров достаточно. К примеру, пятнадцатипроцентную «молодежную» квоту в «Кодекс о выборах в Кыргызстане» мы пролоббировали через проект «Молодежь и реформа Кодекса о выборах», а ведь нас было всего 17 человек. Если в системе работают бездарные менеджеры, финансами проблему не решить.

Конечно, в стране есть проблемы более существенные, но если мы не восполним этот пробел сегодня, завтра уже будет поздно! Сегодня в молодежной среде Кыргызстана место государственной молодежной политики заняли три основных группы. Это Ислам - как традиционный так и радикальный, организационные преступные группировки (ОПГ) и неформальные молодежные организации, в том числе, НПО. В перечисленных трех группах, существуют реальные цели, ресурсы и идеология, позволяющая мобилизовать вокруг себя массы молодых, энергичных граждан. Вследствие такой политики в стране возникнут проблемы. В течение трех-пяти лет в Кыргызстан вернутся молодые выпускники исламских университетов из Египта и Саудовской Аравии. Какие лозунги и идеи они будут проводить среди своих сверстников внутри страны? Когда наша молодежь, выросшая на чужой идеологии, выйдет на площадь и потребует свои права, митинги нашей оппозиции покажутся нам просто «цветочками».

Фергана.Ру: - Что, по-вашему, необходимо предпринять, чтобы изменить данную ситуацию?

А.Мамасалиев: - Вообще-то, намереваясь совершать какие-то действия, неплохо было бы сначала хоть как-то осмыслить то, что мы собираемся делать. Что волнует тех, ради кого эти действия должны совершаться? Что нужно молодому человеку? Чего он хочет? Убежден: он хочет жить в таком обществе, где у него будут возможности для собственной самореализации. И ему не важно, как называется это общество – «демократическим», «авторитарным» или «исламским».

Если говорить о социальных проблемах, без которых невозможна никакая самореализация, то главные проблемы у молодых людей в том, что им негде жить и негде работать, ввиду чего молодые семьи не могут позволить себе иметь столько детей, сколько хотелось бы. Вот на решении этих трех проблем и должна быть сосредоточена любая государственная политика в отношении молодежи. Заметьте, что решение этих проблем - это решение проблем экономики в целом, а не каких-то ее отдельных "молодежных" составляющих. По всем трем направлениям наиболее очевидные шаги, которые приходят в голову, либо имеют общенациональный характер (например, страхование банками ипотечных кредитов для молодых семей, кредитов на открытие собственного дела или адекватные денежные пособия при рождении детей), либо могут быть осуществлены существующими государственными и общественными институтами. Такой подход разительно контрастирует с традиционно предлагаемым нашими чиновниками выстраиванием очередной властной вертикали в виде многочисленных комитетов по делам молодежи, которые и будут проедать те скудные ресурсы, что государство готово выделить на реализацию молодежных программ. При этом все мы знаем, как выделяются деньги на наши молодежные, целевые программы: сегодня они есть - завтра их нет. К тому же количество выделенных средств всегда заведомо меньше, чем их необходимо для реализации того или иного проекта. В результате деньги просто проедаются, а люди, их проедающие, даже не испытывают угрызений совести, понимая, что на эти деньги реализовать реальный проект все равно было невозможно.

Фергана.Ру: - Есть ли вообще перспектива выстраивания конкретного диалога молодежи и государства.

А.Мамасалиев: - Это не должно быть «перспективой», это - сегодняшняя работа государственного секретаря и каждого государственного ведомства по отдельности. Деятельность Департамента по молодежной политики - когда отдельное подведомство курирует политику половины населения страны от 16 до 35 лет - я считаю полностью изжившей себя и малоэффективной. Работа предстоит большая и, в первую очередь, экспертная. Существуют субъекты, которые уже работают на этом «поле», я уже о них упоминал, и государству необходимо своевременно реагировать на существующие тенденции.

К своему удивлению должен отметить, что такая работа, оказывается, уже проводится: руководитель отдела администрации президента Азамат Дикамбаев собрал вокруг себя группу единомышленников из молодых, перспективных экспертов. Как показал прошедший на Иссык-Куле семинар, уже существует целая рабочая группа, которая трудится над разработкой новой молодежной концепции. Думаю, в ближайшее время, до начала 2009 года, их проект новой концепции государственной, молодежной политики будет представлен на суд общественности.

В Кыргызстане началась серьезная работа по созданию новой концепции молодежной политики
2008-08-27 13:17 Фергана.Ру

7-10 августа этого года на берегу озера Иссык-Куль прошел семинар, посвященный созданию концепции молодежной политики Кыргызстана. Как рассказывают участники семинара, в неформальных беседах на семинаре явно звучало стремление властей обозначить развитие Кыргызстана до 2020 года. Упоминалась и некая программа «двадцать-двадцать».

Такое стремление действующей власти всерьез заняться долгосрочным строительством молодежной политики не может не вызывать уважение хотя бы по той причине, что киргизские чиновники обычно никогда не планируют своих действий на тот период, когда они уже не будут у «руля».

Заслуживает внимания и состав самой группы разработчиков новой концепции молодежной политики республики. В нее входят как руководитель отдела администрации президента страны Азамат Дикамбаев, так и некогда один из неформальных молодежных лидеров - Алишер Мамасалиев. К группе разработчиков примкнули перспективные госслужащие - молодой замминистра образования Алмаз Кадыркулов, заведующий отделом аппарата правительства Учкун Ташбаев и экс-замминистра юстиции Эмиль Орозбаев. В группу были включены также журналисты, социологи, сотрудники международных миссий и НПО.

Итак, работа над проектом концепции молодежной политики Кыргызстана началась. Участники семинара утверждают, что готовы создать оптимальный документ, учитывающий интересы каждого слоя молодежи. А потом, самое главное, по их мнению, добиться того, чтобы данная концепция работала на самом деле, а не оставалась «декларацией о намерениях». Члены рабочей группы по созданию концепции молодежной политики не намерены оставаться лишь авторами документа, а собираются участвовать в практической реализации молодежной новой политики.

Рассказать об этом подробнее мы попросили одного из участников семинара - Алишера Мамасалиева.

Алишер Мамасалиев
Алишер Мамасалиев - депутат Жогорку Кенеша (парламента Киргизии), один из членов группы по созданию концепции молодежной политики. До своей депутатской деятельности Алишер Мамасалиев был известен как лидер движения «Кел-Кел, «практик» технологий мобилизации молодежи, сыгравший важную роль в участии молодых людей в мартовских событиях 2005 года. Фото © Gazeta.Kg

Фергана.Ру: - Что сегодня представляет собой молодежная политика Кыргызстана?

А.Мамасалиев: - Говорить о полноценной, молодежной политике в Кыргызстане сегодня еще рановато, равно как и утверждать о полном отсутствии таковой. В стране параллельно существуют две политики: одной, реальной, живут неформалы, а это - более 70 молодежных движений и организаций, занятых конкретными проектами в молодежной среде. Другую, большей частью, декларативную, выстраивают под себя наши госчиновники, которые проводят мероприятия и форумы лишь для отчетности перед руководством.

В последнее время пошла новая волна разговоров о молодежной политике. Инициирована она, безусловно, властью, которая смертельно испугалась толпы молодых людей после мартовских событий 2005 года. В «Белом доме» увидели, что молодежь, до сего времени считавшаяся политически аморфной, оказывается в авангарде борьбы сразу, как только ей представляется возможность поучаствовать в чем-то реальном, а не в декоративных политических институтах, в которые уже никто не верит.

Помимо разговоров, предпринимаются и конкретные попытки «приручить» молодежь. Это выразилось, в частности, в принятии нашумевших программах воспитания молодежи «Жаштык», «Кыргызстан Жаштары». В том же русле находится и инициатива Департамента по молодежной политики по разработке так называемой Стратегии молодежной политики или создания всякого рода альянсов и молодежных палат по реформированию молодежной политики Кыргызстана. Я уже не говорю о Комитете по делам молодежи при правительстве, создание которого было инициировано в свое время господином Куловым. В бытность премьер-министром он намеревался использовать данный комитет в своих политических целях.

Так что, отвечая на ваш вопрос, я скажу, что молодежная политика как механизм административного управления студенческой молодежью существует. Однако, что касается государственного влияния и координирования жизнедеятельности молодых граждан страны, то это у нас до сих пор отсутствует.

Фергана.Ру: - Может быть, в существующих экономических реалиях этого пока достаточно?

А.Мамасалиев: - Многие заблуждаются, связывая неэффективную молодежную политику с отсутствием хорошего, бюджетного финансирования. Если молодые чиновники просто просят увеличения финансирования, таких надо сразу гнать с работы. Когда я был одним из координаторов в «КелКел» 2005 г., мы, не имея больших ресурсов, применяя современные технологии и инструменты, довольно продуктивно реализовывали на всей территории Кыргызстана самостоятеьлно разработанную молодежную политику. Таких примеров достаточно. К примеру, пятнадцатипроцентную «молодежную» квоту в «Кодекс о выборах в Кыргызстане» мы пролоббировали через проект «Молодежь и реформа Кодекса о выборах», а ведь нас было всего 17 человек. Если в системе работают бездарные менеджеры, финансами проблему не решить.

Конечно, в стране есть проблемы более существенные, но если мы не восполним этот пробел сегодня, завтра уже будет поздно! Сегодня в молодежной среде Кыргызстана место государственной молодежной политики заняли три основных группы. Это Ислам - как традиционный так и радикальный, организационные преступные группировки (ОПГ) и неформальные молодежные организации, в том числе, НПО. В перечисленных трех группах, существуют реальные цели, ресурсы и идеология, позволяющая мобилизовать вокруг себя массы молодых, энергичных граждан. Вследствие такой политики в стране возникнут проблемы. В течение трех-пяти лет в Кыргызстан вернутся молодые выпускники исламских университетов из Египта и Саудовской Аравии. Какие лозунги и идеи они будут проводить среди своих сверстников внутри страны? Когда наша молодежь, выросшая на чужой идеологии, выйдет на площадь и потребует свои права, митинги нашей оппозиции покажутся нам просто «цветочками».

Фергана.Ру: - Что, по-вашему, необходимо предпринять, чтобы изменить данную ситуацию?

А.Мамасалиев: - Вообще-то, намереваясь совершать какие-то действия, неплохо было бы сначала хоть как-то осмыслить то, что мы собираемся делать. Что волнует тех, ради кого эти действия должны совершаться? Что нужно молодому человеку? Чего он хочет? Убежден: он хочет жить в таком обществе, где у него будут возможности для собственной самореализации. И ему не важно, как называется это общество – «демократическим», «авторитарным» или «исламским».

Если говорить о социальных проблемах, без которых невозможна никакая самореализация, то главные проблемы у молодых людей в том, что им негде жить и негде работать, ввиду чего молодые семьи не могут позволить себе иметь столько детей, сколько хотелось бы. Вот на решении этих трех проблем и должна быть сосредоточена любая государственная политика в отношении молодежи. Заметьте, что решение этих проблем - это решение проблем экономики в целом, а не каких-то ее отдельных "молодежных" составляющих. По всем трем направлениям наиболее очевидные шаги, которые приходят в голову, либо имеют общенациональный характер (например, страхование банками ипотечных кредитов для молодых семей, кредитов на открытие собственного дела или адекватные денежные пособия при рождении детей), либо могут быть осуществлены существующими государственными и общественными институтами. Такой подход разительно контрастирует с традиционно предлагаемым нашими чиновниками выстраиванием очередной властной вертикали в виде многочисленных комитетов по делам молодежи, которые и будут проедать те скудные ресурсы, что государство готово выделить на реализацию молодежных программ. При этом все мы знаем, как выделяются деньги на наши молодежные, целевые программы: сегодня они есть - завтра их нет. К тому же количество выделенных средств всегда заведомо меньше, чем их необходимо для реализации того или иного проекта. В результате деньги просто проедаются, а люди, их проедающие, даже не испытывают угрызений совести, понимая, что на эти деньги реализовать реальный проект все равно было невозможно.

Фергана.Ру: - Есть ли вообще перспектива выстраивания конкретного диалога молодежи и государства.

А.Мамасалиев: - Это не должно быть «перспективой», это - сегодняшняя работа государственного секретаря и каждого государственного ведомства по отдельности. Деятельность Департамента по молодежной политики - когда отдельное подведомство курирует политику половины населения страны от 16 до 35 лет - я считаю полностью изжившей себя и малоэффективной. Работа предстоит большая и, в первую очередь, экспертная. Существуют субъекты, которые уже работают на этом «поле», я уже о них упоминал, и государству необходимо своевременно реагировать на существующие тенденции.

К своему удивлению должен отметить, что такая работа, оказывается, уже проводится: руководитель отдела администрации президента Азамат Дикамбаев собрал вокруг себя группу единомышленников из молодых, перспективных экспертов. Как показал прошедший на Иссык-Куле семинар, уже существует целая рабочая группа, которая трудится над разработкой новой молодежной концепции. Думаю, в ближайшее время, до начала 2009 года, их проект новой концепции государственной, молодежной политики будет представлен на суд общественности.

Узбекистан: Численность населения страны увеличилась с начала года на 218 тысяч человек
2008-08-27 13:21 ИА Фергана.Ру

Численность постоянного населения Узбекистана по данным на 1 июля 2008 года составила 27,3 миллиона человек, увеличившись с начала года на 217,9 тысячи человек (0,8 процента), сообщает Газета.uz со ссылкой на Stat.uz.

По данным Государственного комитета по статистике, естественный прирост населения в первом полугодии составил 231,8 тысячи человек, из них 166,6 тысячи человек (71,9 процента) проживают в сельской местности.

Число родившихся составило 305,1 тысячи человек, что на 17,9 тысячи или 6,2 процента больше показателя соответствующего периода прошлого года. Значительный рост рождаемости наблюдается в Андижанской и Наманганской областях, а также в Каракалпакстане. Низкий уровень рождаемости сохраняется в Ташкенте и Бухарской области.

Число умерших снизилось по сравнению с тем же периодом 2007 года на 1300 человек или на 1,7 процента. Снижение показателя смертности произошло во всех регионах республики, кроме Ферганской и Бухарской областей. Самый высокий уровень смертности сохраняется в столице. Из общего числа умерших 60,5 процента скончались от болезней системы кровообращения, 6,6 процента – от болезней органов дыхания, 5,7 процента – от несчастных случаев, отравлений и травм.

Коэффициент младенческой смертности уменьшился с 14,4 человек на одну тысячу родившихся в январе-июне 2007 года до 13,2. По предварительным данным, за январь-июнь скончалось 4100 детей в возрасте до одного года. Из общего числа умерших детей в возрасте до года 36,2 процента скончались от болезней органов дыхания, 45 процентов – от состояний, возникающих в перинатальном периоде, 9,4 процента – от врожденных аномалий и 4,3 процента – от инфекционных и паразитарных заболеваний.

В первом полугодии 2008 года в Узбекистане было зарегистрировано 97,7 тысячи браков и 9100 разводов.

Кыргызстан: Оппозиционная газета «Алиби» переименована в «Ачык Саясат»
2008-08-27 13:48 ИА Фергана.Ру

27 августа главный редактор и владелец киргизской оппозиционной газеты «Алиби» Бабыр Жээнбеков заявил, что на этой неделе издание выйдет в свет под названием «Ачык Саясат» («Открытая политика»).

Решение переименовать газету было принято после того, как 22 августа ГУВД Бишкека возбудило против газеты уголовное дело за неисполнение судебного решения о выплате одного миллиона сомов в пользу Асылбека Салиева, родного племянника президента Курманбека Бакиева, выигравшего у оппозиционного издания иск о защите чести и достоинства.

Напомним, «Алиби» перепечатала материал другой оппозиционной газеты - «Де-Факто» - о том, что Асылбек Салиев, якобы, причастен к ДТП, приведшему к человеческой смерти. Суд приговорил каждое издание к выплате по одному миллиону сомов в пользу истца.

Редакция «Алиби» просила истца отсрочить время выплаты штрафа, чтобы собрать необходимую сумму денег, однако это предложение было отклонено. Редактор издания Бабыр Жээнбеков считает, что кто-то заинтересован в закрытии газеты, и это может быть связано с тем, что сын владельца «Алиби» Равшан Жээнбеков оппозиционер, ныне находящийся в США на учебе, объявлен, по некоторым данным, в международный розыск по линии Интерпола по обвинению в злоупотреблении служебным положением в бытность главой фонда госимущества в период правления экс-президента Аскара Акаева.

Другое оппозиционное издание «Де-Факто» к настоящему времени приговорено уже к четырем миллионам сомов штрафа: один миллион газета должна выплатить по вышеупомянутому делу племянника президента и три миллиона сомов - по делу о коррупционных действиях столичного управления по налогам и сборам.

Напомним, «Дe-Факто» в последний раз вышла в свет 12 июня сего года. В номере была опубликована статья о якобы имевших место коррупционных действиях начальника управления государственного Комитета по налогам и сборам по городу Бишкек Таалайбека Далбаева, написанная некой жительницей столицы. Прокуратура, начав проверку данного факта, заявила, что автор статьи – лицо вымышленное, и возбудила уголовное дело по факту «заведомо ложного доноса». После этого 14 июня жесткие диски редакции были изъяты, а основное помещение самой редакции было опечатано. 28 июля в Первомайском районном суде Бишкека прошли слушания по делу газеты «Дe-Факто», по итогам которых судья принял решение перенаправить дело в прокуратуру для проведения полного расследования, однако, по некоторым данным, надзорный орган намерен вернуть дело в суд в том же виде. 18 августа на имущество редакции газеты был наложен арест.

Газета «Де-факто» была учреждена более года назад. В начале ее деятельности редакцию «протежировал» известный оппозиционер и экс-депутат парламента Кубатбек Байболов. Позже он заявил о своем уходе из большой политики.

Главы Китая и Таджикистана провели двустороннюю встречу в Душанбе (фото)
2008-08-27 14:18 ИА Фергана.Ру

27 августа председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао, находящийся в Душанбе с государственным визитом, встретился во Дворце Наций с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном.

После прибытия китайского лидера к Дворцу Наций были исполнены государственные гимны Китайской Народной Республики и Республики Таджикистан. В честь высокого гостя прогремел салют из 21 орудия. По завершении официальной части состоялась встреча Эмомали Рахмона с Ху Цзиньтао в формате 1+1.

описание
Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао и Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон. 27 августа 2008 года. Фото © ИА «Фергана.Ру»

Затем прошли переговоры представителей двух стран в расширенном составе, по итогам которых были подписаны тринадцать документов. Среди них - декларация «О дальнейшем развитии отношений, добрососедстве, дружбы и сотрудничества»; программа сотрудничества между Таджикистаном и КНР на 2008-2013 годы; протокол об обмене ратификационными грамотами о дружбе и сотрудничестве; соглашение между Таджикским государственным национальным университетом и Международным офисом по изучению китайского языка; соглашение «Об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты от налогов на доходы и капитал»; рамочное соглашение по расширению и углублению торгово-экономического сотрудничества между Таджикистаном и КНР; соглашение «О технико-экономическом сотрудничестве»; акт сдачи и приема технической помощи правительства КНР в размере 40 миллионов юаней; обмен письменными грамотами между министерством экономического развития и торговли Таджикистана и министерством коммерции КНР «О пролонгации возмещения предоставления правительством КНР беспроцентного кредита в сумме 50 миллионов юаней»; соглашение «О международном автомобильном сообщении»; соглашение между таджикским «Амонатбонком» и Государственным банком развития Китая; меморандум о сотрудничестве между правительством Таджикистана и Экспортно-импортным банком КНР; меморандум о сотрудничестве таджикского кабмина с китайской горнорудной компанией «Зи Цинн Интернейшнл».

По словам Эмомали Рахмона, «нынешний государственный визит председателя КНР Ху Цзиньтао способствовал прорыву наших отношений по всем направлениям». Он назвал китайского лидера большим другом Таджикистана и заявил, что душанбинский диалог укрепил таджикско-китайское отрудничество.

«В данный момент двустороннее сотрудничество находится на подъеме, и мы уверены, что подписанные сегодня документы конкретизируют дальнейшее взаимодействие», - цитирует таджикского президента Азия-плюс. Э.Рахмон также заявил, что в настоящее время около восьмидесяти компаний КНР работают на территории Таджикистана в сферах связи, строительства и обслуживания.

«Мы намерены на внутренних реках Таджикистана построить с помощью китайских компаний несколько гидроэлектростанций, и я уверен, что в ближайшее время наши специалисты будут работать в данном направлении», - подчеркнул Э.Рахмон.

Глава Таджикистана также заявил, что Таджикистан и Китай выступают за дальнейшее укрепление ШОС, и выразил надежду, что душанбинский саммит данной организации, который начинает свою работу завтра, способствует этому.

Председатель Китая Ху Цзиньтао отметил, что КНР готова оказать содействие Таджикистану в освоении минеральных ресурсов, развитии гидроэнергетики, аграрного сектора.

Кыргызстан: Политики продолжают комментировать признание независимости двух кавказских республик
2008-08-27 14:26 ИА Фергана.Ру

Политики и лидеры общественного мнения разных стран продолжают комментировать указ президента России Д.Медведева о признании государственной независимости Южной Осетии и Абхазии. Мнения некоторых авторитетных российских уже опубликованы нами и доступны в статье «Вызовет ли признание независимости Южной Осетии и Абхазии «эффект домино» в других странах?». Ниже мы предлагаем вниманию наших читателей мнения политиков и экспертов из Кыргызстана.

Лидер Национал-демократической партии Кыргызстана «Улуу Биримдик» Эмилбек Каптагаев считает, что все народы имеют право на самоопределение.

«Все проблемы возникают из-за незавершенности процесса самоопределения наций и народов», - отмечает лидер «Улуу Биримдик». – «Но единственной страной, в Конституции которой было закреплено право народов на самоопределение вплоть до самоотделения, был СССР. Народы Южной Осетии и Абхазии имеют все основания заявлять о своей независимости, и мы должны признать это. Точно так же на независимую государственность имеют право чеченцы, ингушы, башкиры, татары, якуты, тувинцы и другие народы, волею судьбы оказавшиеся в составе Российской империи в XVII-XIX веках… Это же касается и других этносов. В чем, например, вина курдов, исконные земли которых оказались разделенными между пятью соседствующими государствами? В чем вина тибетцев и уйгуров?»

Касаясь проблемы сепаратизма, часто сопутствующей реализации прав народов на самоопределение, Эмилбек Каптагаев подчеркнул, что «принцип территориальной целостности должен распространяться только на самоопределившиеся унитарные страны». В их числе лидер «Улуу Биримдик» упоминает Кыргызстан, Казахстан, Туркменистан, Японию, Монголию, Германию и другие государства, официально закрепленные границы которых совпадают с историческим местом проживания государствообразующих этносов.

* * *

«Кыргызстан не должен признавать суверенитет Абхазии и Южной Осетии лишь потому, что так решила Россия», - заявила ИА «24.kg» руководитель Коалиции неправительственных организаций Кыргызстана «За демократию и гражданское общество» Динара Ошурахунова.

«Южная Осетия – один из регионов Грузии, поэтому все происходящие там события – это сугубо внутренние дела данного государства. А Россия вмешивается в его дела. В этой связи лучше обратиться к опыту Европы, которая создала содружество равных государств. Что касается Кыргызстана, то он, видимо, не может избавиться от своеобразной пуповины и в своих внешних решениях постоянно оглядывается на Москву, хотя Советского Союза уже давно нет. Кыргызстан не должен признавать независимость Абхазии и Южной Осетии еще по одной причине. Вдруг какому из соседних государств захочется аннексировать часть нашей территории, и Москва может тогда признать подобные действия законными. Во всем необходимо опираться на международное право», - считает Динара Ошурахунова.

* * *

«Кыргызстан обязан признать независимость Южной Осетии и Абхазии», - заявил агентству «24.kg» независимый киргизский политолог Токтогул Какчекеев. По его словам, этот вопрос особенно остро стоит в 2008-м, потому что Кыргызстан председательствует в СНГ. «С момента начала грузино-осетинского конфликта руководство нашей республики, пользуясь этим положением, должно было созвать конференцию и поставить данный вопрос на повестку дня и действовать согласно Уставу Содружества. Думаю, завтра в Душанбе, на заседании Шанхайской организации сотрудничества вопрос о признании Южной Осетии и Абхазии будет поднят снова, но теперь уже на уровне ООН, потому как двое членов ШОС – Китай и Россия - входят еще и в Совет безопасности Организации Объединенных Наций», - говорит Токтогул Какчекеев. Он считает, что вопрос признания независимости Южной Осетии и Абхазии будет поднят и на саммите глав государств СНГ, который пройдет 10 октября 2008 года в Бишкеке.

* * *

«Полагаю, было бы правильно, если Кыргызстан поддержал бы Россию в вопросе признания независимости Абхазии и Южной Осетии», - считает депутат парламента Кыргызстана, лидер Партии коммунистов республики и глава фракции коммунистов Исхак Масалиев.

Парламентарий отметил, что «с учетом исторических реалий, когда Россия всегда была ближе нашему народу, и это доказывает многолетняя история СССР, Кыргызстан должен поддержать решение РФ по признанию независимости Абхазии и Южной Осетии». «И возглавляемая мною партия тоже всегда положительно высказывалась по этому вопросу», - констатировал Исхак Масалиев.

Депутат рассказал, что в номере газеты «Правда» от 1994 года он обнаружил заметку, где опубликована информация о встрече тогдашних президентов России и Грузии в присутствии представителя ООН. «Тогда оба руководителя в один голос говорили, что Южной Осетии должна быть предоставлена возможность самостоятельного выбора своих позиций», - напомнил киргизский нардеп. «Но почему-то на протяжении последних 14 лет в этом вопросе не была поставлена точка. Но в любом случае спор должен был решаться дипломатическим путем, и реакция России была понятна. Поэтому думаю, что было бы правильным нам поддержать ее в этом случае», - сказал Исхак Масалиев в интервью ИА «24.kg».


В избранное