Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Киргизские «Боинги» опасно эксплуатировать?
2008-08-25 15:26 Фергана.Ру

Самолеты Боинг 737-200, что сегодня эксплуатируются в Кыргызстане, должны давно находиться на свалке. Таково мнение одного из сотрудников технической службы бишкекского аэропорта «Манас», где накануне вечером потерпел крушение авиалайнер компании «Итек Эйр». Из девяноста человек, находившихся на борту, выжили лишь двадцать два. По мнению эксперта, авария произошла из-за отказа двигателя, что «на киргизских «Боингах» происходит регулярно».

Напомним, 24 августа в 20.43 по местному времени (17.30 мск) недалеко от бишкекского международного аэропорта «Манас» в селе Жаны-Джер Сокулукского района Чуйской области Кыргызстана потерпел крушение самолет «Боинг-737», принадлежавший киргизской авиакомпании «Итек Эйр» и выполнявший чартерный рейс Бишкек-Тегеран.

На борту самолета находились восемьдесят три пассажира, шесть членов экипажа и представитель иранской авиакомпании «Аsserman air», арендовавшей борт. По информации пресс-службы правительства, из общего числа пассажиров 24 - граждане Кыргызстана, 52 - Ирана, 3 – Казахстана, 2 - Канады, по одному гражданину Турции и Китая. Самолет летел под управлением экипажа киргизской авиакомпании.

С потерпевшего крушение самолета сняты бортовые самописцы - так называемые «черные ящики», они будут отправлены для расшифровки в Москву. 25 августа из столицы России в Бишкек прибыли три специалиста, представляющие международный авиационный комитет.

Как сообщил на сегодняшней пресс-конференции глава Министерства по чрезвычайным происшествиям Кыргызстана Камчыбек Ташиев, с места катастрофы было вывезено шестьдесят пять трупных мешков, двадцать два человека госпитализированы, судьба троих пассажиров остается неизвестной. Позже пресс-служба министерства здравоохранения Киргизии уточнила, что патологоанатомы приняли шестьдесят шесть тел с места катастрофы.

«Авиакатастрофа произошла вследствие разгерметизации салона спустя десять минут после начала полета. Борт запросил разрешение на возвращение в аэропорт «Манас». Получив разрешение, начал разворот, но, не долетев, рухнул», - сообщил, находясь на месте катастрофы, советник президента Кыргызстана Токтокучук Мамытов.

Судя по всему, самолет вначале ударился о землю хвостовой частью. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что выжили те, кто на момент аварии находился в передней части самолета - экипаж корабля и часть пассажиров.

После падения самолета произошло возгорание. Прибывшие на место спасатели и пожарные расчеты начали эвакуацию выживших людей и тушение пожара.

Для расследования причин авиакатастрофы создана специальная правительственная комиссия, ее возглавил премьер-министр Кыргызстана Игорь Чудинов. 25 августа глава правительства проинформировал президента Курманбека Бакиева о случившейся трагедии. 26 августа в Кыргызстане объявлен днем траура по погибшим в авиакатастрофе. Это первая в истории Кыргызстана авиакатастрофа с многочисленными человеческими жертвами.

Генеральная прокуратура Кыргызстана возбудила уголовное дело по факту нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, которые повлекли гибель людей.

Как сообщают медики, на данный момент состояние здоровья пятерых госпитализированных пассажиров потерпевшего крушение самолета крайне тяжелое, состояние одного госпитализированного – критическое.

Так выглядел разбившийся самолет менее чем за месяц до трагедии. Фото ИА «Фергана.Ру»
Так выглядел разбившийся самолет менее чем за месяц до трагедии. Фото ИА «Фергана.Ру»

На фотографии, сделанной в бишкекском аэропорту «Манас» в конце июля 2008 года, запечатлен тот самый авиалайнер, который разбился 24 августа. Снимок сделан в московском аэропорту "Домодедово" перед вылетом в Бишкек. Данное фото было использовано нами в качестве иллюстрации к статье «Все авиакомпании Кыргызстана попали в «черный список» Еврокомиссии». Речь в публикации шла о том, что полеты самолетов более двадцати киргизских авиакомпаний в воздушном пространстве Европейского Союза запрещены из-за несоответствий нормам безопасности.

По словам главы департамента гражданской авиации Кыргызстана Алика Аскарова, данный борт «Боинг-737» был выпущен в 1980 году и за двадцать восемь лет эксплуатации успел налетать пятьдесят девять тысяч часов. Авиационный чиновник заверил журналистов, что «техническое состояние самолета соответствовало требованиям».

Однако существует и иной взгляд на проблему изношенности воздушных судов, используемых в Киргизии. Сотрудник технической службы аэропорта «Манас», не разрешивший публиковать его имя, так прокомментировал «Фергане.Ру» авиакатастрофу злополучного «Боинга»:

«Официально никто этого вам не скажет, но в действительности, несмотря на заверения чиновников и руководства авиакомпании, самолеты Боинг 737-200 должны находиться исключительно на свалке. Упавшему самолету было около тридцати лет. В Киргизию он пришел в б\у состоянии, здесь его подремонтировали. Европа и Америка уже давно этой рухлядью не пользуются и запрещают использовать ее в своем небе другим странам. Россия пока использование этих машин в своем воздушном пространстве разрешает».

Наиболее вероятно, по мнению нашего анонимного киргизского эксперта, что авария произошла из-за отказа двигателя. «Это на киргизских “Боингах” происходит регулярно. Если бы мне надо было лететь куда-то на этих самолетах – то я бы пошел пешком», - категорически заключил наш собеседник.

Следует также отметить, что на 737-м «Боинге» отсутствует система аварийного слива топлива. В случае аварии пилот вынужден либо кружить, вырабатывая топливо, либо, если на это нет времени, садиться с перегрузом. Наличие большого количества топлива на борту самолета приводит также к увеличению опасности возникновения сильного пожара после аварийного приземления. Кажется, именно это и произошло при аварийной посадке киргизского самолета.

* * *

Авиакомпания «Итек Эйр»: история создания и деятельность. Справка от РИА Новости.

Эмблема авиакомпании Итек Эйр
Эмблема авиакомпании Итек Эйр
Киргизская авиакомпания «Итек Эйр» (Itek Air) была официально зарегистрирована 16 июня 1999 года. Впервые в истории авиации Кыргызстана руководителем авиакомпании стала женщина - Вера Михайловна Перелыгина.

Первые полеты выполнялись по маршруту Бишкек-Москва, а позже Бишкек-Когалым (Россия), Бишкек-Новосибирск, Бишкек-Стамбул, Бишкек-Урумчи на самолетах Ту-134 и Ту-154. Позднее авиапарк пополнился тремя самолетами «Боинг-737-200», которые выполняют регулярные рейсы по маршрутам Бишкек-Москва-Бишкек, Ош-Москва-Ош, Бишкек-Урумчи-Бишкек.

В 2000 году авиакомпания «Итек Эйр» прошла аккредитацию в IATA (International Air Transport Association - Международная ассоциация воздушного транспорта) и получила буквенный код GI (ГИ) и цифровой код - 420, а также код IKAO – IKA, а в 2001 году стала действительным членом этой организации.

Авиакомпания также является членом Транспортной Клиринговой палаты (ТКП, г.Москва) с правом реализации авиабилетов на рейсы любых авиакомпаний стран СНГ на бланках ТКП.

С 2006 года авиакомпания «Итек Эйр» занимает лидирующее место среди киргизских перевозчиков по количеству перевезенных пассажиров на авиалиниях по маршруту Бишкек-Москва.

В 2007 году авиакомпанией было выполнено свыше 530 рейсов, на которых было перевезено 52.225 пассажиров, 56 тонн груза и две тонны почты.

Базовый аэропорт «Итек Эйр» находится в Бишкеке. Авиакомпания имеет свои представительства в городах Ош (Кыргызстан), Москва, Новосибирск (Россия), Урумчи (Китай).

В 2006 году Европейский союз запретил полеты в небе над двадцатью пятью европейскими странами самолетам «Итек Эйр», а также всем другим двадцати шести авиакомпаниям, зарегистрированным на тот момент в Киргизии. Еврокомиссия считает, что данные авиакомпании работают в условиях, не соответствующих основным требованиям безопасности воздушного движения.

Кыргызстан: Приток воды в Токтогульское водохранилище резко снизился
2008-08-25 17:51 ИА Фергана.Ру

За последние пять дней резко снизился приток воды в Токтогульское водохранилище. В минувшие выходные уровень воды поднялся всего на четырнадцать сантиметров, вода поступает со скоростью 385 кубометров в секунду.

Как сообщает пресс-служба ОАО «Электрические станции», за восемь месяцев 2008 года приток составил 7,8 млрд. кубометров, это 83 процента от объема притока в 2007 году (9,38 млрд. кубометров) и 62 процента от уровня 2003 года (12,47 млрд. кубометров).

На 25 августа 2008 года объем Токтогульского водохранилища составляет 9,482 млрд. кубометров, что на 4,202 млрд. меньше, чем в прошлом году (13,684 млрд. кубометров).

Напомним, уровень воды в Токтогульском водохранилище опустился в конце минувшей зимы до «мертвой точки» - когда турбины ГЭС уже не могут работать вследствие больших попусков воды, сделанных из-за сильных морозов.

Слабая наполняемость водохранилища Токтогульской ГЭС, на которую ложится большая часть нагрузок в выработке электроэнергии, заставляет киргизские власти идти на беспрецедентные меры по экономии энергоресурсов. Так, в частности, сегодня в полночь на севере Киргизии вводится режим веерного отключения электроэнергии.

По информации ОАО «Северэлектро» - распределительной компании, обеспечивающей подачу электричества в Таласскую, Чуйскую области и столицу республики, - отключения будут производиться по скользящему графику не более чем на шесть часов в сутки. Предстоящие ограничения не касаются потребителей первой категории, объектов Министерства обороны, Министерства здравоохранения, ГУИН, курортной зоны, железнодорожных и авиаперевозок. Пресс-служба «Северэлектро» предоставила расписание веерных отключений абонентов по Бишкеку, с которым можно ознакомиться на сайте ИА «24.kg».

Авиакатастрофа в Кыргызстане: Депутат парламента обвиняет чиновников
2008-08-25 20:00 Фергана.Ру

Самолет «Боинг-737» авиакомпании «Итек эйр» потерпел крушение 24 августа 2008 года примерно в 20.40 в районе села Джаны-Джер в Сокулукском районе Чуйской области Кыргызстана. На борту лайнера, вылетевшего в 20.30 из международного аэропорта «Манас» в город Тегеран, находилось 83 пассажира и семь членов экипажа. На момент публикации этой статьи 66 человек погибло, 22 находятся в больницах.

Фотографии с места трагедии можно увидеть в Галерее «Ферганы.Ру», а также на этой странице. Хронология катастрофы размещена на страницах ИА «24.kg». В связи с авиакатастрофой открыта горячая линия. Звонить можно по телефонам в Бишкеке: +996 (312) 69 97 98. +996 (312) 69 30 09

Депутат Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана), владелец авиакомпании «Эсен Эйр» Бегалы Наргозуев обвинил в произошедшей 24 августа авиакатастрофе под Бишкеком Департамент гражданской авиации республики.

«Я выражаю искренние соболезнования всем родным и близким погибших во вчерашней авиакатастрофе. Погибли невинные люди. За их смерть должны нести ответственность чиновники из департамента гражданской авиации (ДГА)», - заявил Бегалы Наргозуев корреспонденту информагентства «Фергана.Ру».

«Мы даже в парламенте поднимали вопрос о безопасности полетов. Кто только об этом не говорил! Все слова и официальные постановления парламента игнорировались министерством транспорта и ДГА», - подчеркнул депутат.

Бегалы Наргозуев напомнил, что все авиакомпании Кыргызстана входят в так называемый «черный список» авиаперевозчиков, которым запрещено совершать рейсы в зону стран-членов Евросоюза. Это произошло потому, что «киргизский ДГА не имеет возможности обеспечить единые правила безопасности полетов согласно Чикагской конвенции, участником которой мы являемся уже лет десять», - заявил Наргозуев.

«ДГА регистрировал авиакомпании, которые не вели хозяйственной деятельности в Кыргызстане, у каждой из них - свои правила обеспечения полетов. Министр транспорта Кыргызстана Нурлан Сулайманов и глава ДГА Алик Аскаров дезинформировали общественность, заявляя о том, что у нас все в порядке. ДГА превратился в частную бизнес-структуру: даешь деньги и тебе разрешают летать», - заявил «Фергане.Ру» владелец авиакомпании «Эсен Эйр».

Кроме того, депутат сообщил, что назначение Алика Аскарова на должность главы ДГА лоббировали именно владельцы авиакомпании «Итек Эйр», которой принадлежал рухнувший вчера под Бишкеком самолет.

«Что мог сделать Алик Аскаров в отношении «Итек Эйр», если на должность главы ДГА его ставили хозяева этой авиакомпании?», - вопрошает Наргозуев. - «Это не секрет, что фактическим владельцем авиакомпании «Итек Эйр» является глава социального фонда, экс-спикер парламента Марат Султанов. Он, конечно же, будет опровергать это, тем более что компания зарегистрирована на подставное лицо, ибо Марат Султанов, будучи государственным служащим, не имеет права заниматься частным бизнесом», - заявил Бегалы Наргозуев.

Представители авиакомпании «Итек эйр», в свою очередь, предполагают, что причиной крушения в Кыргызстане «Боинга-737» мог стать теракт. Заявление пресс-службы авиакомпании «Итек эйр» процитировало сегодня бишкекское информагентство «24.kg».

«Мы лишь предполагаем, что это, возможно, был теракт, потому что все наши самолеты, которые летают в Россию, [и] в город Ош, находятся в прекрасном техническом состоянии, - отметили в пресс-службе «Итек эйр». - А тут самолет, полный пассажиров, большая часть которых – иранцы… Понимаете?».

Напомним, другую версию - о падении вследствие разгерметизации салона самолета – еще ночью 24 августа озвучил советник президента Токтокучук Мамытов. Однако, по мнению депутата Бегалы Наргозуева, разгерметизация не могла привести к катастрофе.

«Сейчас говорят, что самолет рухнул, потому что, набрав высоту в 1500 метров, начал испытывать разгерметизацию, но любой авиатор вам скажет, что разгерметизация не ощущается до 4500 метров. Есть другая версия катастрофы - возгорание двигателя. Она выглядит наиболее реальной», - считает Бегалы Наргозуев.

В интервью газете «Московский комсомолец» ситуацию прокомментировал эксперт по авиационной безопасности и расследованию авиапроисшествий Валентин Николаев:

— Судя по тому, что датчик разгерметизации салона сработал через пять минут после взлета, и пилоты сразу приняли решение сажать самолет, высота могла составлять не более 500—600 метров. Причины разгерметизации могут быть разными. Основные — неплотное закрытие дверей (в этом “Боинге” их четыре), неплотное закрытие аварийных люков, их два. Причем аварийные люки могли “потревожить” и пассажиры. Кроме того, причиной разгерметизации могло послужить нарушение остекления в кабине пилотов. Но на такой высоте разгерметизация неощутима, а потому не могла стать причиной катастрофы.

«Самое печальное для меня в этой катастрофе», - продолжает Бегалы Наргозуев, - «это то, как вели себя члены экипажа и борт проводники. Мне стыдно за них. Вы знаете, что по этике члены экипажа должны предпринять все меря для спасения пассажиров и последними покидать борт в случае аварии. В нашем случае члены экипажа первыми покинули рухнувший самолет. Ужас также и в том, что были открыты только передние двери, а задние двери и аварийные выходы остались неоткрытыми. Не было попытки использовать так же тряпичный спасательный трап», - сказал наш собеседник.

Большие сомнения у Бегалы Наргозуева взывает также перспектива реального и объективного расследования причин авиакатастрофы под Бишкеком.

«Председателем рабочей комиссии [комиссия создана приказом министра транспорта Нурлана Сулайманова. - прим. ред.] по расследованию причин катастрофы назначили главу Департамента гражданской авиации Алика Аскарова. Это нонсенс, когда чиновника, заинтересованного в определенном результате расследования, назначают руководителем рабочей комиссии по авиакатастрофе! По идее, все руководство ДГА должно было быть отстраненно от исполнения должностных обязанностей – вплоть до конца расследования авиакатастрофы».

«Помните, когда в прошлом году в Нарыне рухнул «Як-40» с чиновниками на борту? Тогда руководство ДГА тоже вошло в состав комиссии по расследованию происшествия. Было вынесено заключение о том, что отказали оба двигателя. Хотя представители Ташкентского авиазавода, куда на экспертизу были отправлены двигатели от «Як-40», заявили, что двигатели работали до последнего, пока не сгорели в результате крушения», - заявляет Бегалы Наргозуев.


В избранное