Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбекистан: Мода-2008
2008-11-10 00:30 Соб. инф.

Понятие массовой моды в Узбекистане достаточно специфично: оно целиком и полностью определяется наличием товарного ассортимента на местных базарах. Поскольку бутиков и магазинов модной одежды ни в Ташкенте, ни в других городах страны почти не существует, то ни один завзятый модник не в состоянии пойти и свободно купить себе, к примеру, красные кожаные туфли или добротный замшевый пиджак: их здесь просто-напросто нет. В продаже практически один ширпотреб китайского и местного производства.

По этой причине если еще несколько лет назад представительницы прекрасного пола ориентировались на глянцевые журналы, то сегодня, вне зависимости от их вкусовых пристрастий, на вопрос «что носить» ответ дают исключительно торговцы-оптовики, да местные кутюрье, работающие на вещевой рынок «Ипподром». Даже продукция из Турции стала так редка и дорога, что, желая привлечь потенциального покупателя высоким качеством товара, продавец произносит сакраментальное: «Турецкий!..».

Цветы и девушки Навои
Цветы и девушки Навои. Фото ИА «Фергана.Ру»

Каковы же в целом модные течения и направления этого года?

«Летом носим всё яркое – желтое и розовое!» - заявили местные версаче и сдобрили всё, от кроссовок до бейсболок, изрядным количеством страз и аппликаций. Однако главным новшеством летнего сезона стали леггинсы, надеваемые под юбку, и благодаря такому сочетанию напоминающие традиционную одежду женщин Средней Азии. Оставались популярными и красные штаны, вошедшие в моду годом раньше. Зато оголенные животы утратили былую актуальность, уступив место женственным блузкам.

Ташкент, девушка
Современная ташкентская девушка. Фото ИА «Фергана.Ру»

Блондинки тоже не в моде, и в целом их количество значительно поубавилось, но в то же время отчетливо проявилась другая тенденция – в светлый цвет активно стали перекрашиваться узбечки. Продвинутая молодежь красится в стиле «эмо» - черные волосы, на глаза свисает челка, одежда тоже черная, в сочетании с розовым или другим ярким цветом (при этом желательно напустить на себя еще и плаксивый вид).

Мужская мода нынешнего сезона фактически не отличается от моды предыдущего, поэтому в данной области можно отметить лишь окончательное закрепление небольшой революции: полнейшее торжество шорт, которые в последние годы таскает повально вся молодежь, и уже не только она, хотя всего несколько лет назад это считалось не совсем приличным, а еще несколькими годами раньше и вовсе неприличным. Макушки нынче украшают уже не традиционные черно-белые тюбетейки с орнаментом в виде стручкового перца, а разноцветные бейсболки или, в крайнем случае, панамы.

Влюбленные пары Ташкента
Влюбленные пары Ташкента. Фото ИА «Фергана.Ру»

Продолжилось победоносное шествие туфель с острыми носами, что с личной и совершенно необъективной точки зрения автора является апофеозом абсолютного уродства и безвкусия. Зато - явление, которое можно только приветствовать, - в моду вошли стильные кожаные кроссовки черного и коричневого цвета, иногда попадающиеся на рынках и в магазинах узбекской столицы.

Не мешает упомянуть и о том, что в осенне-зимнюю пору мужское население Узбекистана как словно бы по команде облачается в одежду мрачного темного цвета: встретить в городе ярко-красную или желтую куртку почти нереально. Видимо в массовом сознании до сих пор бытуют представления, что черный или, в крайнем случае, серый цвет является признаком мужественности и лояльности, а светлый, тем более, яркий, - это уже что-то подозрительное, от чего необходимо держаться подальше. Так что темнота и серость в Узбекистане по-своему освящены и возведены в культ.

Ташкент, девушка
Современная ташкентская девушка. Фото ИА «Фергана.Ру»

Ну и, конечно, о джинсах, в которых нынче разгуливают все поголовно - и мужчины, и женщины. Тут, правда, надо сделать одно существенное уточнение: настоящая джинсовая ткань осталась лишь в воспоминаниях старшего поколения, а джинсой сегодня в Узбекистане именуют дерюжку темно-серого или синего цвета, из которой и шьются все мыслимые модели брюк – от вновь популярных «дудочек» до классических прямых.

Ташкент, джинсовые девушки
Ташкент, джинсовые девушки. Фото ИА «Фергана.Ру»

Любопытно, что еще в девяностые узбечки надевали джинсы достаточно редко, в основном, во время уборки хлопчатника, - чтобы кусты не царапали ноги. Сегодня ношение их уже не считается предосудительным, хотя в религиозных или просто консервативных семьях женщинам все же и в голову не придет надеть джинсы или какие-нибудь брюки. Несмотря на это, мнение о том, что джинсы - обычная одежда молодежи («все так ходят») постепенно укрепляет свои позиции, становится преобладающим.

Ташкент, девушка
Современная ташкентская девушка. Фото ИА «Фергана.Ру»

Особенно это заметно со стороны: толпа молодежи, едва ли не через одного состоящая из людей в джинсах, похожа на толпу времен китайской культурной революции: все в синих штанах и блузах. Может показаться, что город наводнили мужчины и женщины в униформе. В общем-то, так оно и есть, только навязана эта униформа не тоталитарным режимом, а модельерами, маркетологами и рекламщиками, - теми, кто формирует мировую моду, а затем продает эту «модную» одежду. Ведь что такое джинсы? По сути, - синие штаны в обтяжку, и многим они совершенно не идут в силу особенностей фигуры. Но их упорно носят, и будут это делать, пока находятся под воздействием искусственно созданного привлекательного образа человека в джинсах: носишь их – всё, значит, ты человек продвинутый, принадлежащий к современной цивилизации. А кому же не хочется к ней принадлежать?..

Ташкентская молодежь
Ташкентская молодежь. Фото ИА «Фергана.Ру»

Впрочем, немало и таких, кого обрядиться в эту развратную одежду шайтана и даром не заставишь. Прежде всего, блюстителей устоев и традиций, ориентированных на совершенно иной привлекательный в их глазах образ. Поэтому в Узбекистане массовая мода естественным образом разветвляется на два почти независимых друг от друга направления.

Первое – сугубо светское; в нем владычествуют глобальные веяния, хотя существуют и свои локальные разработки местной одежды, например, летние платья из тонких тканей. Второе – религиозная одежда, в которой также наблюдается своя мода, выражающаяся в тканях, покрое и мелких деталях. И надо сказать, что в последние годы в Ташкенте женщин в хиджабах и длинных одеяниях становится значительно больше – это видно невооруженным глазом, так что это направление достаточно перспективно.

Ташкент, девушка в хиджабе
Ташкент, девушка в хиджабе. Фото ИА «Фергана.Ру»

Конечно, в целом внешний вид узбекистанцев зависит от их возможности покупать красивую и качественную одежду. Как и повсюду, люди стремятся одеваться хорошо, но сделать им это довольно непросто. Магазинная система из-за ограничения свободы торговли не развита, и возможности развиваться не имеет. К примеру, в Ташкенте насчитывается несколько десятков специализированных магазинов, торгующих одеждой, однако согласитесь, что для 2,5-миллионного города, столицы государства с 27-миллионным населением, это очень мало. К тому же цены в этих магазинах заоблачные, несмотря на то, что купить что-то стоящее там опять-таки трудно: в основном это слив старых коллекций, с той разницей, что стоят они столько же или намного дороже, чем новые модели в других странах.

Ташкент, девушка
Современная ташкентская девушка. Фото ИА «Фергана.Ру»

В связи с этим практически все узбекистанцы вынуждены одеваться и обуваться на многочисленных вещевых рынках. Обязательной особенностью национального похода за одеждой становится то, что и мужчинам, и женщинам приходится раздеваться практически у всех на глазах: снимать с себя штаны или платье, дабы примерить понравившуюся вещь, пока продавец придерживает простыню, закрывая их от потока людей. Но и на рынках выбрать качественную вещь сложно: о разнообразии предлагаемого товара нет и речи. Поэтому узбекистанцы, отправляясь за границу, как и в советское время, больше всего мечтают о походах по магазинам.

Молодежь Бухары
Молодежь Бухары. Фото ИА «Фергана.Ру»

Такое положение дел существовало не всегда, а наблюдается примерно с 2002-2003 годов, когда торговые фирмы и «челноки» перестали ввозить в республику качественные вещи, и торговцы были вынуждены переключиться на продукцию местных мастеров, сшитую из плохих материалов и по плохим фасонам. «Как бедно у вас одеваются», - говорят приезжие из России и Казахстана, подчеркивая, что это сразу бросается в глаза. Собственно говоря, это и есть основное впечатление от общего облика узбекистанцев. Мода всегда подразумевает возможность выбора, и если ее нет, то она становится понятием чисто условным.

Ташкент
Фото ИА «Фергана.Ру»

Соб. инф.

Узбекистан: Ташкент засыпало первым снегом (фото)
2008-11-10 10:40 ИА Фергана.Ру

Утром в понедельник на столицу Узбекистана обрушился непродолжительный, но интенсивный снегопад, первый за эту осень. В течение тридцати-сорока минут дома и деревья покрылись слоем снега. За час напор стихии выдохся и иссяк, так что на большее её уже не хватило. Надвигающаяся зима пока только дыхнула.

Снег в Ташкенте, 10 ноября 2008 г.
Снег в Ташкенте, 10 ноября 2008 г. Фото © ИА «Фергана.Ру»

В 2007-м году первые снежинки «осчастливили» ташкентцев ещё в конце октября. Потом была затяжная и холодная зима, заставившая вспомнить о морозах сорокалетней давности. Всё прошедшее лето горожане пытались согреться и гадали – какой-то она будет, зима сезона 2008-2009?

Ждать осталось совсем недолго – судя по всему, зима уже пришла и надолго. Неприятные погодные сюрпризы на фоне всех остальных «радостей жизни» (стремительный взлёт цен, мировой финансовый кризис и т.д., и т.п.) горожанами воспринимаются уже спокойно. Ведь погода – единственное явление, которое зависит от самого себя, а не от прихотей руководства страны.

Снег в Ташкенте, 10 ноября 2008 г.
Снег в Ташкенте, 10 ноября 2008 г. Фото © ИА «Фергана.Ру»

Всю прошлую зиму узбекистанцы с нескрываемым неудовольствием обсуждали проблему изменения климата: вот, мол, в Москве зима сухая и тёплая, а у нас днём минус 22 градуса, когда такое было?..

Первый снег в начале второй декады ноября стал ещё одним подтверждением того, что климат всё-таки меняется – зимы становятся холоднее и суровее, а летом – в связи с повышением влажности даже коренные жители Узбекистана с трудом переносят ужасающий зной «чилли».

Снег в Ташкенте, 10 ноября 2008 г.
Снег в Ташкенте, 10 ноября 2008 г. Фото © ИА «Фергана.Ру»

Афганистан: Министр транспорта Хамидулла Кадери отправлен в отставку
2008-11-10 11:21 ИА Фергана.Ру

Советник торгово-промышленной палаты Афганистана и министр транспорта этой страны Хамидулла Кадери отправлен в отставку. Как со ссылкой на свой источник в пресс-службе президента Афганистана сообщает агентство Reuters, Хамид Карзай уволили министра за «халатность и совершение подозрительных действий».

Смещение Хамидуллы Кадери произошло на фоне недовольства коррупцией в правительстве Карзая, который руководит страной с 2001 года при поддержке США. Решение было принято в ходе заседания кабинета министров.

Бывший правительственный чиновник Хамидулла Кадери, который пока никак не прокомментировал свою отставку, будет даже подвергнут судебному преследованию.

Ташкент, компьютер и дутар в жизни Кайо Мамия
2008-11-10 11:42 Люция Расмус

Жизнь в чужом городе может стать сказкой. Но какой именно - доброй или страшной - зависит, в первую очередь, от самого человека, который по тем или иным причинам покидает свою страну и едет «на чужбину». Кто-то замыкается в своем узкопрофессиональном мирке, позволяющем забыть об окружающем мире и людях. Другие, напротив, стараются не только узнать как можно больше о стране, ставшей временным пристанищем, но и приобщиться к ее культуре.


Кайо Мамия из Японии. Фото ИА «Фергана.Ру»

Кайо Мамия - инженер по компьютерным системам, участница программы «Японские волонтеры международного сотрудничества» (JOCV - Japan Overseas Cooperation Volunteers), осуществляемой Японским агентством международного сотрудничества (JICA). На днях Кайо со своими друзьями, посещающими вместе с ней курсы по обучению игре на дутаре, выступила в Узбекско-Японском центре на концерте, посвященном Дню культуры Японии. Неожиданный поворот? Оказывается, компьютер и дутар могут очень легко и гармонично войти и сосуществовать в жизни обычной японской девушки, обогащая ее новыми впечатлениями и ощущениями.

Фергана.Ру: - Кайо, как давно Вы работаете в Ташкенте?

К.Мамия: - В Ташкент я приехала в июне 2007 года по Программе JOCV. Работаю в Ташкентском юридическом институте, моя цель - создание электронной библиотечной системы.

Фергана.Ру: - Каковы были Ваши самые первые впечатления от столицы Узбекистана?

К.Мамия: - Я не ожидала, что Ташкент такой большой город, и очень удивилась, увидев настоящий современный мегаполис.

Фергана.Ру: - А сами откуда?

К.Мамия: - Из Фукуоки (Фукуока - город и крупный порт на юго-западе Японии с населением почти 1,5 миллиона человек. - Прим. ред.).

Фергана.Ру: - Что в Ташкенте показалось Вам необычным?

К.Мамия: - В Японии незнакомые люди друг с другом обычно не разговаривают, а здесь меня приятно удивило то, что посторонние люди, заметив, что я потерялась или ищу что-нибудь, сразу пытаются помочь и завязывают знакомство. Очень по-доброму общаются.


Кайо Мамия: «Дутар мне сразу понравился». Фото ИА «Фергана.Ру»

Фергана.Ру: - Всегда ли такая общительность приятна? Или иногда утомляет – с непривычки?

К.Мамия: - Вначале меня это не только удивляло, но и немного пугало. Но потом мне это показалось даже интересным, потому что я не очень хорошо знаю русский язык. То, что люди пытаются сами со мной разговаривать, означает, что я могу общаться с ними на их родном языке, и такое - иногда неожиданное - общение дает хорошую возможность для разговорной практики.

Фергана.Ру: - Какое впечатление на Вас произвели местные женщины?

К.Мамия: - Я считаю, что женщины Узбекистана действительно очень красивы. Здесь можно встретить смешение восточных и западных кровей, и оно сразу видно – черты лица у такого человека более яркие и очень выразительные. С точки зрения японца, это считается очень красивым. Могу отметить очень хороший вкус местных женщин – они красиво одеваются.

Фергана.Ру: - А что по поводу мужчин?

К.Мамия: - Скажем так: местные мужчины более крепкие, более мощные, физически лучше развиты, чем японцы, у них очень хорошие фигуры.

Фергана.Ру: - Почему свое свободное время Вы решили посвятить игре на дутаре?

К.Мамия: - Меня очень интересуют традиционные музыкальные инструменты.

Фергана.Ру: - На каких японских музыкальных инструментах Вы играете?

К.Мамия: - Я не могу играть на японских музыкальных инструментах: это очень сложно. А дутар мне сразу понравился. Я приехала в Ташкент в июне, и уже в июле начала ходить на курсы игры на дутаре. В июне следующего года уезжаю домой, но хотела бы продолжить свои занятия.


Кайо Мамия на концерте в честь Дня японской культуры. Фото ИА «Фергана.Ру»

Фергана.Ру: - Есть планы по поводу поступления в консерваторию?

К.Мамия: - Мое увлечение не настолько серьезно. Мне бы хотелось продолжить занятия самостоятельно – просто для себя.

Фергана.Ру: - Есть ли в Японии город, с которым можно сравнить Ташкент?

К.Мамия: - Да, в Японии есть такое место. Так же, как и в городах Узбекистана, через которые проходил Великий шелковый путь, там бывало очень много людей. Жители этого японского городка очень добрые. Когда я покупала там сувениры, они общались со мной так же легко и свободно, как и в Ташкенте.

Фергана.Ру: - И как называется этот японский город?

К.Мамия: - Кумано.

Фергана.Ру: - Что или кого Вы будете вспоминать в первую очередь, думая о Ташкенте?

К.Мамия: - Людей, конечно. Я не смогла бы создать систему, над которой работаю все это время, без помощи и поддержки местных специалистов. Я им очень благодарна.

Фергана.Ру: - Есть желание приехать сюда вновь?

К.Мамия: - Конечно!

Записала Люция Расмус

Монголия проводит совместные с Россией миротворческие военные учения
2008-11-10 12:45 ИА Фергана.Ру

8 ноября Монголия и Россия провели в Центральном аймаке (районе) церемонию открытия первых после распада СССР совместных миротворческих учений, сообщает Синьхуа.

На церемонии открытия премьер-министр Монголии Санжийн Баяр заявил, что Монголия и Россия поддерживают традиционное сотрудничество в военной сфере. Нынешние учения откроют новую страницу в истории монгольско-российского военного сотрудничества. По его словам, совместные учения помогут усовершенствовать военную технику Вооруженных Сил Монголии и повысят способности монгольских ВС к проведению миротворческих операций.

Как «Фергана.Ру» сообщала ранее, учения состоятся в двух районах центральной и северной частей Монголии. Российская сторона выделит примерно три миллиарда тугриков (свыше $2.600 тысяч) на поставку монгольской стороне запчастей, а также обслуживание и ремонт военной техники ВС Монголии. Кроме того, Россия покроет все расходы на проведение предстоящих совместных учений. В учениях будут задействованы 250 монгольских и 450 российских военнослужащих.

Кыргызстан: Участники акции в защиту свободы слова задержаны милицией
2008-11-10 12:58 ИА Фергана.Ру

Как только что стало известно «Фергане.Ру», 10 ноября во время проведения акции «Мурат, что дальше?» (Мурат Суталинов - председатель госкомитета национальной безопасности) возле здания ГКНБ во время сбора подписей задержаны правозащитник Максим Кулешов и лидер молодежного крыла Партии зеленых Каныбек Сарымсаков.

Задержанные доставлены в отделение милиции Первомайского района Бишкека, пока неизвестно, в чем они обвиняются.

Напомним, что, по словам организатора акции, лидера общественного объединения «Мир - свет культуры» и «Токмакского ресурсного центра по правам человека» Максима Кулешова, поводом для проведения пикета в рамках «Уличных уроков демократии» стал вызов спецслужбами журналиста издания «Дело №…» Вадима Ночевкина 5 октября 2008 года на «беседу», а также последние заявления председателя ГКНБ М.Суталинова о необходимости сокращения срока обучения школьников с одиннадцати до шести-семи классов.

«Опасно слышать от председателя ГКНБ о том, что необходимо сокращать учебу для детей до 6 и 7 класса, его послание можно перевести так: «новому» государству нужны малообразованные граждане, которыми легче будет управлять», а карательный орган этим и займется», - отметил правозащитник.

В ходе акции планировалось передать председателю ГКНБ обращение о недопустимости запрета на получение и распространение информации, расклеить плакаты и раздать стикеры, призывающие защищать свободу слова.

Кыргызстан: Оппозиция перенесла дату народного собрания на 29 ноября
2008-11-10 14:03 ИА Фергана.Ру

Объединенная оппозиция перенесла дату курултая (народного собрания) с 25 ноября на 29 ноября.

«Это решение принято чисто по техническим причинам: чтобы в субботу 29 ноября в работе курултая могли принять участие как можно больше людей», - сообщил «Фергане.Ру» один из лидеров оппозиции, глава партии «Ак-Шумкар» Темир Сариев.

Первая дата курултая - 25 ноября - была установлена 3 ноября на церемонии подписания меморандума об объединении оппозиционных сил, во время которой участники собрания создали неформальную структуру «Совет лидеров».

Напомним, меморандум об объединении подписали более тридцати политических партий, общественных организаций, СМИ и общественных деятелей, недовольных политикой действующей власти.

Как заявил еще 3 ноября «Фергане.Ру» координатор движения «За Справедливость» Аликбек Джекшенкулов, в меморандуме об объединении содержится, прежде всего, оценка ситуации, говорится о политическом и экономическом кризисах в стране, несогласии с семейно-клановой системой управления и предложены пути выхода из сложившегося положения.

«Мы предлагаем обществу новую концепцию развития под названием «Путь к Справедливости», и на этом основании предлагаем разработать новую конституцию страны, перейти от президентской формы правления к парламентской, добиться сбалансированности всех ветвей власти и, кроме того, баланса между оппозицией и властью, между центром и регионами. Сегодня вся власть в Кыргызстане сосредоточена в руках одной семьи, и кризисные явления в социально-экономической сфере, в политическом управлении - закономерны, поэтому мы сделали вывод, что необходимо менять всю систему», - пояснил Аликбек Джекшенкулов.

На предстоящем теперь уже 29 ноября курултае оппозиция намерена в более широком формате принять разработанную ею альтернативную концепцию развития страны и обсудить сложившуюся в Киргизии политическую ситуацию.

По словам Темира Сариева, организаторы курултая ожидают, что 29 ноября в нем примут участие не менее трех тысяч делегатов со всех регионов страны, если мероприятие будет проходить в помещении, и чуть больше, если съезд пройдет на улице. Темир Сариев также отметил, что власти пока не предпринимают действий, которые помешали бы организации курултая.

Напомним, 18 ноября в городе Талас пройдет еще один оппозиционный курултай, его организует народное революционное движение по отставке президента Курманбека Бакиева, которое возглавляет бывший генпрокурор республики Азимбек Бекназаров. Поскольку о своем курултае революционное движение объявило сразу после того, как свои намерения обнародовала объединенная оппозиция, одни наблюдатели отмечают в этом факте неслаженность действий противников действующей власти, другие - прямой конфликт в стане оппозиционных сил, «ревнующих» друг другу общественное мнение.

Казахстан: Шымкентский театр оперы и балета распахнул свои собственные двери
2008-11-10 14:20 Лаура Копжасарова

Два вечера подряд, в минувшие пятницу и субботу, самый молодой казахстанский театр оперы и балета в Шымкенте (Чимкенте) – столице Южно-Казахстанской области - давал гала-концерты в честь своего торжественного открытия. Звезды казахстанской и мировой оперной сцены из России, Германии, Италии и Аргентины подарили жителям и гостям города праздник классической музыки.

В зал невозможно было вместить всех желающих, и часть восторженных зрителей два часа отстояла в проходах, заглушая представление восторженными аплодисментами и возгласами. Воодушевленные столь успешным приемом, неоднократно вызываемые на бис, герои вечера тоже не скупились на комплименты публике, театру и городу. Как сказал музыкальный руководитель и главный дирижер вечера, маэстро Венской филармонии Александр Викулов, Шымкент вошел в мировое оперное сообщество.

В пятницу Южно-Казахстанский областной театр оперы и балета открыл Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, побывавший в Шымкенте с рабочим визитом. Правда, собственно открытием театра это событие не назовешь – произошло лишь торжественное открытие театрального здания. Решение об открытии самого театра было принято в начале прошлого года, и с тех пор театр уже подготовил и показал около десяти концертных программ с участием лучших мировых голосов.

Слово и дело

Впервые идею открытия в Шымкенте оперного театра высказал бывший аким (глава администрации) Южно-Казахстанской области, а ныне вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев. Именно Шукеев заложил первый камень в основание театра и сделал самые важные шаги на пути к открытию в городе театра оперы и балета. «Оперный театр нам нужен, - говорил он, - и мы найдем и возможности, и деньги. Посредством этого театра мы должны воспитывать, духовно обогащать людей. Иначе весь город превратится в базар, а кинотеатры станут тойханами (здание, где проводятся праздничные мероприятия – ред.)». Обыватели, естественно, восприняли эту идею с сарказмом: какие, мол, балет и опера в провинции? Служители же искусства, наоборот, исполнились воодушевления и доказывали обратное: новому храму искусства в городе, уже имеющему несколько театров, музыкальную и балетную школу, музыкальный колледж и институт культуры, в городе, где ежегодно проходят Международный конкурс исполнителей русского романса и международный театральный фестиваль, наконец, в городе, который подарил миру немало писателей, поэтов, художников и музыкантов, - вот в этом городе театру оперы и балета самое время и место.

Шымкентский оперный театр
Шымкентский оперный театр. Фото © ИА «Фергана.Ру»

Прежде чем принять судьбоносное постановление, было решено подготовить публику, проведя своего рода презентацию идеи. За эту просветительскую задачу взялась творческая группа энтузиастов из местной творческой элиты: актеры, режиссеры, хормейстеры и другие. Первый концерт «Мир великой музыки», собранный из популярных оперных партий с участием артистов оперы и балета Астаны, Алматы, Ташкента и Бишкека, прошел в конце февраля 2007 года в областном драматическом театре «на ура», подтвердив правомерность идеи создания оперного театра и убедив организаторов продолжать и наращивать начинание. Область продемонстрировала высокий творческий потенциал региона, и пока велась подготовка к проведению следующих показательных мероприятий, активней решались организационные вопросы. В конце марта 2007 года аким подписал постановление о создании театра. После начали подбирать труппу, подыскивать здание – под будущий новый храм музыки и балета было решено реконструировать бывший Дворец молодежи. Вся эта в буквальном смысле закулисная работа для широкого зрителя оставалась за кадром. Между тем, написанное на афишах название «Южно-Казахстанский областной театр оперы и балета» от концерта к концерту превращалось из набора слов, первоначально резавших слух и поражавших сознание южноказахстанцев, во вполне привычную местную фразу. Призрак оперы на глазах превращался в реальность.

Череда концертов

После презентационного концерта под прямым патронатом акима в Шымкенте прошла череда знаковых культурных событий. В конце мае прошлого года в городском парке имени Абая под открытым небом состоялся первый гала-концерт солистов мировых театров. Ариями из опер Верди, Бизе, Моцарта, Пуччини слух шымкентцев услаждали американская оперная певица Гейл Гилмор, мексиканский тенор Хоэль Монтеро, бас-баритон Эрдем Байдар из Турции и другие - все солисты крупнейших европейских театров. Через месяц там же прошел международный фестиваль джазовой музыки «Южная ночь», украшением которого стали звезды мировой величины: саксофонист Игорь Бутман и американка Синтия Скотт, номинированная на премию «Грэмми» в 2002 году. Аким на том концерте не удержался – и сам выскочил на сцену с саксофоном: Умирзак Шукеев известен своей любовью к джазу. В июле прошел еще один праздник высокого искусства: звезды оперы, родившиеся в Южном Казахстане, собрались в городском парке «Мир фантазий», где прошел концерт «Шымкент в сердце моем…». Список прославленных выходцев из Южно-Казахстанской области выглядел внушительно: это и прославленный баритон Государственного театра оперы и балета им. Абая Талгат Кузембаев, и солист Мариинского театра в Санкт-Петербурге, заслуженный артист России Ахмед Агади, и лауреат международных конкурсов Гульжан Раскалиева из Москвы, и многие другие. Восторг и радость зрителей сложно описать. «Наши земляки приходят в парк слушать оперу и джаз, и, как мне кажется, уже почувствовали, что они не провинциалы. И это свидетельствует о том, что мы уже стоим на подступах к большому классическому искусству», - прокомментировал тогда художественный руководитель Южно-Казахстанского областного театра оперы и балета Аскар Алихан.

Шымкентский оперный театр
Шымкентский оперный театр. Фото © ИА «Фергана.Ру»

12 октября, в 72-й день рождения Лучано Паваротти, до которого он не дожил несколько дней, Шымкентский театр оказался единственным в Центральной Азии, кто организовал и провел концерт памяти великого тенора. Концертная программа состояла, в основном, из репертуара самого именинника. Со сцены Дворца металлургов, ставшей на два часа оперной «гостиной», звучали арии из классических оперных произведений: «Травиаты» Верди, «Тоски» Пуччини, «Кармен» Бизе, «Вертера» Массне, «Пиковой дамы» Чайковского. Была отдана дань и казахстанской земле – исполнялись «Абай» Жубанова, «Махамбет» Жуманиязова, казахские песни. Выступали именитые заслуженные артисты Казахстана и Узбекистана, лауреаты международных конкурсов. Дирижировали заслуженные артисты и деятели Казахстана, народные артисты Узбекистана, концертмейстеры. Слушателей ждали весьма интересные оригинальные номера – исполнение «Тико-тико» Абреу на домбре и «Аве, Мария» Шуберта на саксофоне. Кульминацией вечера стало выступление «золотых голосов» Центральной Азии – заслуженного артиста Республики Казахстан Курмана Шойынбаева и заслуженных артистов Республики Узбекистан Нурмимира Султанова и Овеза Раджабова, спевших «О, солнце мое» (О sole mio!) Капуа, как пело «великое трио» теноров современности - Лучано Паваротти, Хосе Каррераса и Пласидо Доминго. Под самый занавес включили запись самого Паваротти, и, вместе с ним пели его живые коллеги, как бы иллюстрируя мысль о бессмертии и вечности искусства. Несмотря на печальный повод, атмосфера на концерте памяти великого певца царила торжественная, светлая и праздничная.

Событие это имело международный резонанс. Как отметил Аскар Алихан, звонки и письма со словами благодарности поступали из самой Италии, муниципалитета Мадены – родного города Паваротти, а также из посольства Италии в Узбекистане.

В марте этого года в областном русском драматическом театре прошел вечер под названием «Браво, бельканто!». Парадом звезд, арий и партий «командовал» специально приглашенный дирижер театра Сан-Карло в Неаполе Ивано Кайацца. В программе вечера были представлены арии, романсы, сценки из таких классических итальянских и казахской опер, как «Севильский цирюльник» Россини, «Тоска» Пуччини, «Жанна Д’Арк», «Травиата» и «Риголетто» Верди, «Дон Жуан» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Абай» и «Енлик-Кебек» Жубанова. Большей частью виртуозно дирижировал музыкальный руководитель и главный дирижер концерта Иванно Кайацца. Полностью погруженный в игру звуков, он отдавался власти музыки, доводя каждую ноту, нюанс и интонацию, и словно слился с оркестром в одно целое. Кто-то из зрителей заметил, что прежде скромный оркестр засверкал под его палочкой, как бриллиант. Под стать оркестру были и солисты театров Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана: заслуженные артисты, лауреаты международных конкурсов, государственных премий. Блистали на сцене и артисты балета из Шымкента и Бишкека.

В конце концерта все выступавшие удостоились лестной похвалы из уст самого маэстро. «Браво, оркестр! Браво, исполнители!» – сказал он вместе со словами благодарности за «замечательный», по его определению, вечер. И искренне добавил: «Ваша инициатива иметь собственный театр оперы и балета очень ценна и важна. Это очень важно для культуры этого края и для работы музыкантов. У вас очень хорошие музыканты и талантливые артисты, а также прекрасная публика. Желаю большой удачи Аскару Алихану в реализации его почетной миссии!»

В июне любителей классической музыки ждал новый праздник высокого искусства. В шымкентском технопарке «Мир фантазий» прошел концерт «Звезды мировой оперы в Шымкенте», в котором звучали арии из опер, русские и казахские песни в исполнении двенадцати «звездных» солистов ведущих театров Казахстана, России, Узбекистана, Германии, Австрии, лауреатов различных престижных премий, участников международных проектов. Такое количество звезд мировой оперы сразу собралось в Шымкенте впервые. Народный артист России, ведущий солист Саратовского театра оперы, лауреат национальной премии «Золотая маска» Владимир Верин; солист Мариинского театра, лауреат всевозможных конкурсов Сергей Гордеев; уроженец Харькова, ныне живущий в Германии, гастролирующий с концертами по Европе, Олександер Щербаков; солист Большого театра России, выступавший в Париже и других европейских городах Денис Закиров. Особенно приятными для южноказахстанцев стали выступления их бывших земляков – уроженца Туркестана, солиста ГАБТа им. Навои Нигмата Синхабиби и ведущей солистки Театра Абая Гульзат Даурбаевой, которая входит в первую «десятку» сопрано современности и которую на прошлогоднем оперном фестивале на Кипре признали одной из выдающихся певиц современности. Бесспорной звездой вечера стала немка Маргарет Фишер, выпускница Академии театра и музыки, стипендиат Европейского союза. А музыкальным руководителем и главным дирижером проекта был прославленный маэстро Венской филармонии Александр Викулов.

Шымкентский оперный театр
Шымкентский оперный театр. Фото © ИА «Фергана.Ру»

Артисты пели как соло, так и в трио, а последний номер – «Застольную» Альфреда и Виолетты из оперы «Травиата» – исполнили все участники концерта. В финале их пение расцветилось красочным фейерверком: звезд, стоящих на сцене, буквально осыпали звездами. Восторженная публика не спешила расходиться. Не меньше радости испытали и сами исполнители. Маргарет Фишер призналась, что счастлива петь перед публикой под открытым небом и сейчас не хотела бы находиться ни в каком ином месте. «Ощущения замечательные!» – поделилась она. Аналогично высказался и российский певец Владимир Верин: «Когда поешь в зале, там все иначе – там акустика, нет микрофона, поют вживую. А здесь на воздухе мы не видим, как обычно, глаз зрителей (они удалены от сцены значительнее, чем в театре), но по голосам и звукам чувствуешь, что твое пение дошло до зрителя. Это прекрасно!»

Художественный руководитель проекта, директор Южно-Казахстанского областного театра оперы и балета Аскар Алихан тогда же пообещал: проведение в начале лета в Шымкенте оперных фестивалей с приглашением выдающихся звезд оперы станет традицией. Главная же задача этого и всех проведенных прежде незабываемых концертов, по его словам, заключалась в пропаганде классической музыки, приучении публики к оперной классике, привитии ей вкуса и ориентированности на самые высокие образцы оперного искусства. Театр с этой почетной миссией справился и завоевал поддержку и уважение зрителей задолго до обретения собственной сцены.

Затянувшееся строительство

Пока коллектив театра завоевывал зрителя, строился его «дом». Строительство велось на месте построенного в 1984 году Дворца машиностроителей. В 2002 году его переделали под Дворец молодежи, а в 2007-ом было принято решение реконструировать здание под оперный театр. Дело это, стоит отметить, затянулось: первоначально планировалось открыть оперный театр еще год назад. Работа началась в июле прошлого года. К концу года деньги были освоены - в 2007 году было освоено 297,5 миллиона тенге (чуть меньше 2,5 миллиона долларов), - но их не хватило. Дополнительные средства были выделены в этом году, лимит текущего года составил 589 миллионов тенге (около 4,9 миллиона долларов), общая же сметная стоимость объекта составила 882,5 миллиона тенге (примерно 7,4 миллиона долларов). Чтобы воодушевить строителей, коллектив театр даже провел для них концерт прямо на строительной площадке.

Еще до завершения строительства театра труппа освоила еще одну концертную площадку – в здании городского бизнес-центра «Махамбет» открылась музыкальная «гостиная», где прошел целый ряд оперных вечеров. На одном из них блистала оперная дива из Италии Омбреттта Макки. Параллельно театр вел переговоры с партнерами и оперными театрами Средней Азии, Баку, России, налаживал контакты с выходцами из Южного Казахстана – певцами, проживающими ныне в Москве, Санкт-Петербурге и гастролирующими за рубежом. В результате Шымкентский театр сотрудничает с Саратовским Государственным академическим театром оперы и балета, с Ташкентским театром оперы и балета им. Навои, с Дирекцией международного фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», с Ассоциацией оперных театров Европы, маэстро Александром Викуловым, приглашенным главным дирижером, заслуженный артистом России Ахмедом Агади, оперной певицей из Италия Омбреттта Макки… Перечислять можно долго.

И вот театр, хоть и с опозданием, но все же, наконец, открылся. Здание переродилось до неузнаваемости. Никто не мог и предположить, что из такого, мягко говоря, не слишком презентабельного Дворца машиностроителей можно сотворить такую «конфетку». Театр поражает красотой и изяществом как снаружи, так и изнутри. Он выполнен в казахском национальном стиле, просторные холлы украшены картинами и гобеленами, на потолках сверкают великолепные люстры. Концертный зал рассчитан на 350 мест, в здании есть театральное кафе, репетиционные залы, рабочие кабинеты, спортивный зал. Все параметры соответствуют акустическим и другим нормам.

На гала-концерт в честь открытия театра, помимо казахстанских и узбекистанских были приглашены такие зарубежные исполнители, как Талгат Кузембаев, Мирче Неделеску (Германия), Гульжан Раскалиева (Москва), Карлос Д’Онофрио (Аргентина), Тоомас Калдару (Италия), Юлия Саврасова (Санкт-Петербург) и многие другие. Главным дирижером вечера стал Александр Викулов. Исполнялись произведения Жубанова, Легара, Пуччини, Бизе, Моцарта, Чайковского, Лара и других. В завершение вечера директор театра Аскар Алихан спросил не желающих расходиться зрителей: «Нужен ли нам театр оперы?». И услышал в ответ громогласное: «Да!!!»

Теперь, поселившись в собственном доме, Театр оперы и балета с новыми силами готовит ревю по лучшим страницам казахских опер и собирается поставить «Травиату» Верди, «Евгения Онегина» Чайковского и «Ер Таргын» Брусиловского. Помимо оперно-балетных постановок, театр заявил о намерении вести филармоническую деятельность – концерты симфонических миниатюр, лектории, циклы концертов для юношества. Областной театр оперы и балета намерен стать центром культуры не только для южан, но и для всех казахстанцев.

Лаура Копжасарова, Шымкент. Фото автора.


В избранное