Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбекистан: Нужен ли Самарканду свой зоопарк?
2008-11-24 13:50 Фергана.Ру

Вот уже более четверти века самаркандец Владимир Ефанов разводит самых разнообразных животных, в том числе - редких. Закончив когда-то факультет прикладной математики Самаркандского государственного университета, а затем биофак Ташкентского педагогического института, заслужив звание мастера спорта по баскетболу, сегодня В.Ефанов работает научным сотрудником Зарафшанского заповедника. Вместе со своей супругой он собрал в свою коллекцию не менее двухсот особей животных, которые могли бы составить основу приличного по своим размерам зоопарка. Однако Самарканд из-за отсутствия государственной поддержки своего зоопарка не имеет, содержанием экзотичных для города животных Ефанов занимается непосредственно у себя дома, лишь полтора десятка рептилий обитают в крошечном террариуме, расположенном в Парке железнодорожников.

Владимир Ефанов
Владимир Ефанов. Фото © «Фергана.Ру»

- Я всегда собирал животных различных видов, преимущественно, рептилий, держал их у себя дома, - рассказывает Владимир Ефанов в интервью «Фергане.Ру». - Ко мне часто приходили разные люди, которые очень интересовались моим маленьким домашним зоопарком, и в 1996 году мы решили открыть публичный террариум. Обратились к местным властям, нам выделили одну комнату в Центральном парке Самарканда. Но в 2004 году парк пережил серьезную реконструкцию и в итоге превратился в живописный сквер, а все его аттракционы были перенесены в Парк железнодорожников. Через год и нам здесь выделили под террариум вот эту небольшую комнатку, которая раньше служила раздевалкой для музыкантов, выступающих на концертной сцене парка.

Фергана.Ру: - Сколько всего у Вас животных?

В.Ефанов: - Ой, очень много. Если говорить о рептилиях, у нас их аж 32 вида, не особей, а именно вида. Одних только тигровых питонов семь особей, а всего змей – около ста. У нас было много животных, как млекопитающих, так и хищных птиц. Например, у меня дома сейчас живут беркут-ягнятник, бородач, сокол, попугаи, другие птицы. Наша коллекция животных периодически пополняется.


Звери Владимира Ефанова. Фото © «Фергана.Ру»

Фергана.Ру: - Каким образом?

В.Ефанов: - Достаем разными способами: обмениваем, принимаем в дар, покупаем. Нам приносят и лисиц, и волков, однажды принесли даже маленького снежного барса.

Но мы не в состоянии брать всех животных – для этого нет ни условий, ни финансов. Однажды мы увидели на базаре маленького беркута, пришлось отдать все имевшиеся на тот момент деньги, чтобы его купить. То же самое было и с бородачом. То есть, если мы в состоянии купить, мы это делаем, иначе эти животные просто гибнут, как это было со снежным барсом. Нам принесли его и предложили купить за тысячу долларов – мы отказались, через неделю опять принесли и попросили уже пятьсот долларов, еще через неделю – триста, но и эта сумма нам оказалась не по карману, а через месяц он у них умер. Поэтому мы стараемся, по возможности, брать животное, выхаживать его, лечить, если оно больное, и затем отпускать на природу.


Звери Владимира Ефанова. Фото © «Фергана.Ру»

Фергана.Ру: - Кстати, раньше у Вас дома жил крокодил. Я слышал, что прошлой морозной зимой он умер от холода.

В.Ефанов: - Нет, не умер. Мы его взяли совсем маленьким, потом он вырос до полутора метров, и его содержание стало просто невозможным. Ему одному необходимо было полкомнаты, теплая вода, специальное освещение. В итоге мы отдали его в Фергану – там был какой-то цирк на воде. Жалко, конечно. Но и оставшихся у нас животных мы никому не можем показать, потому что для этого нет никаких условий. Есть лишь вот эта маленькая комнатка-террариум, не способная вместить и десятой части животных. Причем, мало кто знает о том, что этот террариум вообще существует: летом еще есть какие-то посетители, а осенью-зимой-весной почти никого нет. Хотя мы так же, как и летом, работаем каждый день – кормим животных, убираем за ними.


Звери Владимира Ефанова. Фото © «Фергана.Ру»

Фергана.Ру: - Но в таком случае за чей счет Вы их кормите-ухаживаете, если совсем нет посетителей?

В.Ефанов: - Только за свой счет: что-то удается скопить за лето, что-то – благодаря обмену некоторых сильно расплодившихся особей на кормовых животных – мышей, крыс, хомяков. К примеру, мы отдаем одного птенчика за сто мышей, которые идут на прокорм других животных. Потому что самое тяжелое в нашей работе – их кормление. Мы и сами разводим кормовых животных – дома у нас их уже штук триста, но этого мало, поскольку в неделю у нас уходит на кормежку не менее 50-60 грызунов.

Фергана.Ру: - Вы обходитесь без помощи государства?

В.Ефанов: - Да. От государства главное, чтобы, как говорится, оно нам не мешало. Хотя жаль, что у нас в Самарканде нет своего зоопарка. Об этом мы уже лет двадцать хлопочем: обращались с письмами, предложениями в городской хокимият (администрацию), местная пресса писала об этом уже не раз, но без толку. Все упирается в финансовый вопрос, никто не хочет вкладывать в это дело большие деньги. Подобие зоопарка появилось в парке жилого массива Согдиана, но зоопарком его назвать трудно: нет условий ни для животных, ни для посетителей, вместо вольеров примитивные загоны – иначе не скажешь. Ни отопления, ни необходимого электричества, ни воды.


Звери Владимира Ефанова. Фото © «Фергана.Ру»

Фергана.Ру: - Но ведь Самарканд – туристический город. Неужели хотя бы из этих соображений государству не выгодно иметь свой полноценный зоопарк?

В.Ефанов: - С туристической точки зрения – может быть, но с экономической… Так сложилось, что зоопарки во всем мире убыточны. Если нет государственных дотаций или частных пожертвований, они, в конце концов, умирают. К примеру, московский зоопарк нашел такой выход из ситуации: кроме нормальных государственных дотаций каждое животное имеет своего спонсора.

Кыргызстан: Власти готовят амнистию капиталов и имущества
2008-11-24 15:56 ИА Фергана.Ру

24 ноября на рабочей встрече президента с членами правительства, представителями бизнес-ассоциаций и донорских организаций премьер-министр Кыргызстана Игорь Чудинов сообщил о готовящейся амнистии капиталов и имущества, сообщает ИА «24.kg».

И.Чудинов отметил, что объем теневой экономики в Кыргызстане в полтора раза превышает государственный бюджет и составляет 60 миллиардов сомов в год (свыше $1,5 млрд.). По его мнению, легализация данных денежных потоков может помочь республике в преодолении последствий мирового финансового кризиса, поэтому предполагаемая амнистия капиталов и имущества является ключевым элементом.

Как отмечает издание, президент Кыргызстана Курманбек Бакиев придерживается схожей позиции. Он полагает, что принятие подобных мер может стать важным шагом в защите прав собственности.

«Это позволит окончательно закрепить итоги приватизации, снизить уровень теневой экономики, - подчеркнул глава Киргизии. - Решения по усилению защиты прав собственности и амнистии капиталов будут приняты в ближайшие дни. А до конца 2008 года правительство должно подготовить соответствующие законопроекты».

Казахстан: Назарбаев установил верхнюю планку стоимости столичного жилья
2008-11-24 16:01 ИА Фергана.Ру

21 ноября в ходе заседания Совета национальных инвесторов при президенте Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что государство окажет финансовую поддержку строительным компаниям в обмен на установление ими следующих цен на жилье в обеих столицах: в Астане на уровне $700-800, в Алма-Ате $1000 за квадратный метр, передает КазТАГ.

«Я поручаю правительству в рамках программы стабилизации экономики выделить до $3 млрд. на решение проблем жилищного строительства и ипотечного кредитования», - сообщил президент Казахстана.

Соответствующая программа, по его словам, уже разработана и будет согласована «со всеми, кого она касается». Президент не уточнил детали программы, отметив лишь, «что надо обеспечить населению доступную ипотеку и нормальную приемлемую цену на жилье».

«Хочу внести ясность, что строительным компаниям придется взять на себя часть убытков. Цены будут не те, которые вы хотели бы получить. Мы никогда не возражали, когда вы зарабатывали на одном квадратном метре иногда до $5000-6000. Это время ушло. Сейчас получить деньги, которые мы вам предлагаем, я думаю, будет возможно при условии, что в Алма-Ате цена жилья не должна превышать $1000, в Астане - $700-800. Если вы согласны с этим, пожалуйста, мы вам помогаем, если нет - думаю, вас ждет банкротство. Других возможностей у государства сегодня нет», - заявил Н.Назарбаев.

Афганистан: Около шести миллионов человек находятся на грани голода
2008-11-24 16:18 ИА Фергана.Ру

Около шести миллионов человек в Афганистане находятся на грани голода, заявил 23 ноября вице-президент Афганистана Мохаммад Карим Халили, передает Афганистан.Ру.

На встрече с главами дипломатических миссий и представителями международных организаций по итогам поездки вице-президента по ряду северных и центральных провинций страны Халили призвал международное сообщество оказать помощь Афганистану в преддверии зимы.

Афганистан, 1967 г.. Уличное кафе
Афганистан, 1967 г.. Уличное кафе. Фото © Bill Podlich

По словам вице-президента, ситуацию усугубляет вероятность закрытия основных дорог в результате уже начавшихся сильных снегопадов.

Он сообщил, что правительством страны закуплено 130 тысяч тонн зерна, еще 35 тысяч тонн обещано предоставить в рамках Всемирной продовольственной программы ООН (WFP).

Вице-президента Афганистана поддержал заместитель главы миссии ООН в Афганистане (UNAMA) Кристофер Александр, который также обратился к международному сообществу с призывом оказать помощь Афганистану.

Однако, как отмечает издание, лишь посол Исламской Республики Иран Феда Хусейн Малики выступил с поддержкой позиции афганских властей, призывая «без оглядки на свои политические цели» оказать афганскому народу помощь. Впрочем, и он никаких конкретных обещаний не дал.

Кыргызстан: Граждане Таджикистана разоружили киргизского пограничника
2008-11-24 17:35 ИА Фергана.Ру

23 ноября более пятидесяти граждан Таджикистана, находясь на территории соседней Киргизии, разоружили киргизского пограничника, который потребовал от них вывести пасущийся скот за пределы государственной границы. Об этом в интервью киргизской службе Радио Свобода сообщил глава отдела обороны и безопасности Баткенской областной администрации Кыргызстана Бакытбек Сагынбеков.

По словам чиновника, служащие пограничного отряда №2022 Баткенского района потребовали от граждан Таджикистана, пасших скот на киргизской территории, вывести своих домашних животных за пределы линии государственной границы. Таджикистанцы ответили отказом и стали закидывать пограничников камнями. После того, как один из пограничников сделал предупредительные выстрелы в воздух, непрошеные гости силой завладели его оружием.

В настоящее время табельное оружие пограничного отряда №2022 находится в руках правоохранительных органов Таджикистана. Киргизская сторона начала собственное расследование инцидента.

Напомним, что конфликты на киргизско-таджикской границе не редки. Так, к примеру, 26 марта 2008 года около ста пятидесяти граждан Таджикистана во главе с хокимом (главой администрации) Исфаринского района этой республики и представителями силовых структур вторглись на территорию Кыргызстана. Они пытались разрушить дамбу, которая не позволяла им орошать поля.

На место происшествия выехал начальник Баткенского погранотряда Кыргызстана. Когда военные начали снимать на видеокамеру действия граждан соседней страны, те напали на них. Столкновение удалось предотвратить только благодаря приказу начальника погранотряда зарядить оружие. Граждане Таджикистана были вынуждены отойти.

Сколько партий необходимо Казахстану?
2008-11-24 18:51 Мария Яновская (Фергана.Ру)

Дархан Калетаев
Дархан Калетаев. Биография
Первый заместитель председателя казахстанской правящей партии «Нур Отан», 36-летний Дархан Калетаев встретился в Москве с участниками российско-казахстанского экспертного клуба и журналистами. Побывав накануне на съезде «Единой России», заместитель Нурсултана Назарбаева по партии убедился: «Нур Отану» еще есть над чем работать. Этими планами по реконструкции партии Дархан Калетаев и поделился с журналистами и экспертами в отеле «Ритц-Карлтон».

«Партия «Нур Отан» должна стать партией власти, а не партией при власти, - заявил Дархан Калетаев, который уже месяц занимается партийным строительством и вполне вошел в курс дела. – Нурсултан Абишевич (Назарбаев – ред.) считает – и мы с ним согласны, - что от успешных экономических реформ мы должны перейти к реформам политическим». Первый заместитель Назарбаева определил четыре основные проблемы, стоящие перед «Нур Отан». Партии сегодня определена роль «приводного ремня»: именно через партию власть должна доводить до людей смысл своих действий и преобразований, и через партию же узнавать о настроениях в обществе. Тут, конечно, хочется спросить: сегодняшняя роль приводного ремня и прошлая роль рулевого (которым, как помнится, была коммунистическая партия) – это повышение или понижение? Думается, что все же повышение: без рулевого корабль худо-бедно, но дойдет до первого рифа, а без приводного ремня машина не проедет ни метра. Но в любом случае понятно, что правящая партия – неотъемлемая часть общества, и без нее, без партии, ни одно постсоветское общество долго не протянет.

Вторая задача (после связи с населением и приводных функций) у «Нур Отана» следующая: стать реальной опорой для президента, поскольку сейчас происходит наоборот: Назарбаев является опорой для партии. «Нур Отан» понимает, что должна стать конкурентноспособной партией – раз президент объявил о национальной задаче вхождения в пятьдесят конкурентноспособных стран мира – и потому «Нур Отан» должна готовиться к существованию в условиях жесткой двухпартийной конкуренции. Почему именно двухпартийной, неожиданно стало предметом дискуссии. Так, Александр Собянин, эксперт Ассоциации приграничного сотрудничества, сказал, что Казахстану не нужны две партии, потому что в Казахстане отчего-то каждый раз премьер идет против президента, а значит, система «воспроизводит предателей». Здесь тоже можно было бы возразить, что если каждый раз конфликт возникает между одним и тем же президентом и разными премьерами, то может, дело не в премьерах и не в двухпартийности? Может, как говорил Жванецкий, в Консерватории что-то подправить? Александр Собянин заявил, что хотя Нурсултан Назарбаев (президент Казахстана), Алексей Власов (генеральный директор Информационно-аналитического центра (ИАЦ)) и Наталья Харитонова (эксперт ИАЦ) считают, что две партии в Казахстане – это нормально, - он, Александр Собянин, с этим не согласен и считает, что Казахстану нужна одна партия.

Тут в дискуссию вступил международный обозреватель газеты «Время новостей» Аркадий Дубнов и заявил, что, по его мнению, сегодняшнему Казахстану вообще не нужна партия: «У «Нур Отана» нет собственной позиции, отличной от позиции МИДа или президента, и об этом говорит сам господин Калетаев. Партия не выражается политически. Тогда зачем мы вообще говорим о партии? Партия должна выражать политические взгляды одной части общества. А если партия выражает интересы, как говорится, всего народа – это уже не партия, а другой социальный институт. У нас уже была такая партия – КПСС. Мы все помним партсобрания советского времени, когда люди говорили одно, а имели в виду другое. Что же касается организации, которая будет доносить власти о настроениях людей - так в СССР уже была такая организация, которая вполне справлялась с этими функциями, - КГБ».

На вопрос из зала, сколько времени нужно ждать, чтобы в Казахстане появилась нормальная оппозиция, Дархан Калетаев заметил, что «мы все время пытаемся создать оппозицию искусственно», а это – дело непродуктивное. «Но у вас была и естественная оппозиция»,- возразили ему. Заместитель Назарбаева улыбнулся: «Да я же всего месяц в партии!» Но в любом случае, спарринг-партнер нужен «Нур Отану», чтобы держать форму. «Нур Отан» не должен искать у исполнительной власти защиты от кусачих нападок оппозиции, - заявил Калетаев. - Партия должна стать одним из коллективных гарантов намеченного курса».

Очевидно, однако, что «Нур Отан» следует намеченным для партии курсом и не имеет ни желания, ни намерения выработать свою программу, хоть как-то отличающуюся от программы действий исполнительной власти. На вопрос, нет ли соблазна у «Нур Отана» уйти в левизну и поддержать в условиях кризиса пострадавших людей – обманутых вкладчиков, уволенных и так далее, Дархан Калетаев ответил: «Такой соблазн, конечно, есть. Но мы видим курс, которым должны следовать, а значит, левый уклон – это вопрос дискуссионный».

Третьей задачей «Нур Отан», которую озвучил Дархан Калетаев, является привлечение молодежи. «У «Единой России» есть лица, их много. А про «Нур Отан» я этого сказать не могу», - посетовал Д.Калетаев. Однако когда эксперты обсуждали, как вовлекать пассивную молодежь, политолог Михаил Виноградов пожал плечами: «А зачем?» Все хмыкнули с пониманием, и вопрос угас сам собой.

Четвертая задача «Нур Отан» – консолидация с партиями власти других стран постсоветского пространства. Но консолидация партий власти возможна только при совпадении национальных интересов консолидирующихся стран – а подобное совпадение бывает довольно редко. Во всех остальных случаях консолидация сведется лишь к обмену опытом: как выстраивать (или не выстраивать) диалог с оппозицией, как выигрывать выборы и как работать с избирателями. Подобный бесценный опыт есть у любой правящей партии, и им есть чему друг друга научить. К слову, «Единая Россия» собственно партией и не является, как заметил эксперт ИАЦ Александр Караваев, потому что «Единая Россия» не может снять своего лидера. То же можно сказать и о правящей партии Казахстана.

Многие эксперты, и в частности, Наталья Харитонова, заметили, что сегодняшняя ситуация предоставляет «Нур Отану» уникальный шанс стать реальной политической силой: предстоящее лидерство в ОБСЕ и экономический кризис ставят власть перед необходимостью реформы политической системы.

Однако Александр Караваев расставил многие точки над «и», заявив, что роль партии власти – это роль «министерства законодательных дел», и наивно предполагать, что исполнительная власть и партия власти – это два независящих друг от друга субъекта. Партия не может влиять на работу исполнительной власти, она лишь стабилизирует, оформляет решения исполнительной власти и занимается пропагандой власти. Партия власти может реформироваться, как и любое министерство, путем прихода туда новых кадров, но говорить о создании реальной партийной конкуренции на постсоветском пространстве сегодня не приходится: партия власти может сегодня лишь имитировать конкурентную партийную борьбу.

Так и не определившись, сколько же партий нужно Казахстану, эксперты и журналисты разошлись, чтобы еще немного подумать.

Мария Яновская


В избранное