Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбекистан: В Хорезме начато строительство уникального православного храма (фото)
2008-11-25 12:59 ИА Фергана.Ру

24 ноября в областном центре Хорезмской области городе Ургенч прошла церемония закладки креста и памятной доски в фундамент православного храма, который возводится, как написано на доске, «в честь и память праведнаго Иова Многострадальнаго с нижним храмом в честь и память блаженной Марии Хиданской».

Освящение места строительства храма в Хорезме
Освящение места строительства храма в Хорезме, Узбекистан. 24 ноября 2008 г. Фото © «Фергана.Ру»

Такая церемония называется «чин основания церкви», она прошла с участием большого количества священнослужителей, среди которых были также представители Ташкентского и Среднеазиатского епархиального управления Русской Православной Церкви Московского Патриархата и настоятели православных храмов из Нукуса и Бухары.

Посланец управления, протоиерей Игорь Балухатин отметил, что «построить храм – не простое дело, это дело историческое».

На территории современного Хорезма никогда не было церкви. Новый храм строится по уникальному проекту. Рядом с железнодорожным вокзалом будет возведено двухэтажное здание в форме креста. Чуть позже на звоннице разместятся и колокола. Авторами проекта стали местные архитекторы, они постарались учесть традиции церковного древнерусского зодчества.

Освящение места строительства храма в Хорезме
Освящение места строительства храма в Хорезме, Узбекистан. 24 ноября 2008 г. Фото © «Фергана.Ру»

Отметим, что местные власти выделили участок под строительство храма даже раньше, чем православная церковь была официально зарегистрирована в областном управлении юстиции. Этим был подчеркнут особый статус православия в Хорезме.

-Священники приезжали в Хорезм, начиная с пятидесятых годов [двадцатого века], - сообщил корреспонденту «Ферганы.Ру» настоятель храма, иеромонах Нектарий (Блинов). - Православные собирались и молились на квартирах. С начала девяностых верующие неоднократно обращались в органы власти с просьбой о выделении участка. И вот только теперь с Божьей помощью храм был заложен. Такого нет во всей Средней Азии.

Для местной православной общины строительство храма означает факт положительных перемен в неоднозначных узбекско-российских отношениях. Одна из прихожанок уверена: «Теперь между нашими странами все будет хорошо». Примечательно, что храм расположен по соседству со стоянкой, на которой стоят автобусы для трудовых мигрантов, следующих в Россию.

Православная община Хорезмской области представлена людьми разных национальностей, меньше всего в ней «чистокровных» славян. Многие из прихожан принимают православие из чувства сопричастности к христианским ценностям, уважения к одному из родителей или принадлежности к российской (европейской) культуре.

Освящение места строительства храма в Хорезме
Освящение места строительства храма в Хорезме, Узбекистан. 24 ноября 2008 г. Фото © «Фергана.Ру»

Как «Фергана.Ру» отмечала ранее со ссылкой на РПЦ, по состоянию на 2005-й год в области с полуторамиллионным населением проживали семь тысяч девятьсот этнических русских. В действительности их раза в три-четыре меньше. Сейчас актив прихода составляет 35-40 активистов, еще с сотню приходят к настоятелю нерегулярно. С начала года отец Нектарий совершил обряд крещения для 75 человек. Однако отток некоренного населения прихожан не смущает. «Раз господь дает нам церковь, значит, люди будут идти туда», - уверена прихожанка, врач-офтальмолог Надежда Альшевская.

Строительство храма ведется исключительно на пожертвования «добрых людей», как их называет отец Нектарий. И они, как правило, мусульмане. Настоятель храма пока не спешит наводить мосты с местными религиозными общинами. Первоочередная забота батюшки – общение с прихожанами и обустройство храма.

В Ташкенте представили проект суперканала: от Карского моря до Персидского залива
2008-11-25 14:24 Алексей Волосевич (Ташкент)

20 ноября на проходившей в Ташкенте международной научной встрече, посвященной роли общественных организаций в поддержке инновационных проектов и привлечении инвестиций, присутствовавшая на ней российская делегация представила претенциозный проект «Трансазийский коридор развития», предусматривающий строительство мощной транспортной артерии в виде судоходного канала, скоростной автомагистрали и железной дороги от полуострова Ямал до Каспия, а дальше - до Персидского залива. Одновременно предполагается соединить другим каналом Каспийское море с Черным, создав, таким образом, единую систему, связывающую их с Карским и Аравийским морями.

О том, кому и зачем понадобился «Трансазийский коридор развития» и как он будет выглядеть, рассказал автор проекта, академик Международной академии информатизации, доктор экономических наук, профессор, эксперт аппарата советника мэра Москвы Дамир Мирзакулович Рыскулов.

Дамир Рыскулов
Рыскулов Дамир Мирзакулович – автор проекта «Трансазийский коридор развития», академик Международной академии информатизации, доктор экономических наук, профессор. Специалист в области проектирования, научного исследования и социально-экономического обоснования проектов комплексного освоения территорий в зоне орошения в Советском Союзе, на Кубе, в Перу, Сирии, Йемене и на Кипре. Более тридцати лет возглавлял отдел экономических обоснований в проектно-изыскательском институте Союзгипроводхоз (в последующем Совинтервод). Автор трех монографий, более 100 публикаций в журналах, научных трудах, материалах конференций в России и других странах. Советник аналитического управления мэра Москвы.

По словам эксперта, грузопотоки между Россией и странами Азии текут далеко не самыми короткими и дешевыми путями. Например, партия минеральных удобрений с Урала, предназначенная для индийского получателя, движется к цели месяц-полтора. Сначала - по железной дороге до одного из портов, затем требуется перевалка, которая в зависимости от загруженности порта может занять до двух недель, потом груз идет морем в обход Китая или (если груз отправлен, например, через Санкт-Петербург или Ригу) через Суэцкий канал. Плохое состояние транспортной сети, различные преграды на пути товарного потока удваивают затраты и время, необходимые для полноценной торговли между странами, которые потенциально могли бы быть соединены удобным «Коридором развития».

Сегодня Уральский округ Российской Федерации остро нуждается в прямом выходе на международные товарные рынки. Занимая менее 11 процентов территории России, этот регион производит 16 процентов её валового продукта, 21 процент всей промышленной продукции. Концентрация промышленного производства на Урале в 4 раза выше, чем в среднем по России. В округе добывается более 92 процентов российского газа, 68 процентов нефти, включая газовый конденсат, производится 40 процентов стали и проката черных металлов, почти 10 процентов продукции машиностроения. Уральский Федеральный округ обладает почти третью разведанных запасов минерального топлива и практически всем российским газом, объем которого оценивается в 26 процентов от его общемировых запасов. Перспективное направление экспортных грузопотоков с Севера на Юг - сжиженный газ, переработанная древесина, строительные материалы.

Чтобы раз и навсегда решить проблему грузоперевозок Рыскулов предлагает заинтересованным странам совместно построить «Трансазийский коридор развития», который протянулся бы через территорию России, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Ирана, и обеспечил бы прямой выход к портам Индостана, на рынки ОАЭ, Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта, стран Юго-Восточной Азии.

Трансазийский коридор развития
Трансазийский коридор развития

Основной несущей конструкцией Трансазийского коридора стал бы судоходный канал «Азия», проложенный от холодного северного Карского моря до Каспийского, а оттуда - до теплого Аравийского. Траектория канала автору проекта видится следующим образом: порт Игарка - Карское море – Обская губа – Тургайское понижение – пересечение Сырдарьи западнее г. Джусалы – пересечение Амударьи в районе Тахиаташа – затем по Узбою канал выходит к порту Туркменбаши (он же Красноводск) на Каспийском море. Из Туркменбаши водный путь продолжается по Каспию в южном направлении до иранского порта Энзели. Отсюда по рукотворному проливу через Хорремшехр или по пустыне Деште-Кевир до Персидского залива (порт Бендер-Аббас). Общая протяженность водного пути от Карского моря до Бендер-Аббаса составила бы около 6.000 километров. Расчетная глубина канала «Азия» - 15 метров, ширина - свыше 100 метров, потери воды на фильтрацию и испарение, по подсчетам, не должны превысить 7 процентов.

Параллельно с каналом «Азия» проект предусматривает строительство еще одного канала - «Евразия», который соединил бы Каспийское море с Черным (через Азовское) и обеспечил западный маршрут водного пути от порта Туркменбаши. «Евразию» предполагается проложить от Каспийского моря до устья реки Дон через Кумо-Манычскую впадину. Длина этого канала составила бы 650 километров, ширина - 80 метров, глубина - 6,5. В связи с мелководностью Азовского моря, чтобы канал от Каспия до Азова можно было интенсивно использовать, планируется углубить фарватер Таганрогского залива. Продолжительность навигации по этому маршруту составила бы 10-12 месяцев, расчетное время доставки груза от Каспия до устья Дуная - 9-12 суток. Оценочная стоимость строительства – 2,5 миллиарда долларов, продолжительность строительства – 3-5 лет.

Другая составляющая «Трансазийского коридора» - скоростная автодорога Салехард-Курган-Аркалык-Кзыл-Орда (с ответвлением на Ташкент, далее на Китай через Кыргызстан, а также ответвлением на Афганистан через Кабул или Чабахар далее на Пакистан) – Дашогуз (с ответвлением на Серахс, далее через Иран к Персидскому заливу) – порт Туркменбаши. И третья - скоростная железная дорога Салехард-Курган-Аркалык-Кзыл-Орда-Дашогуз (с ответвлением на Серахс и Туркменбаши). По обеим сторонам «Трансазийского коридора» планируется высадить лесозащитные полосы общей протяженностью 4.000 километров.

Стоимость строительства водного пути от Карского моря до Персидского залива (включая канал от Каспия до Черного моря), железной дороги и автомагистрали, а также сопутствующих объектов, по прикидкам автора проекта, может составить 100-150 миллиардов долларов. Период строительства коридорообразующего комплекса – 15 лет, ожидаемая среднегодовая прибыль – 7-10 миллиардов долларов. Полное раскрытие потенциала «Трансазийского коридора развития» следует ожидать через 20-25 лет после начала строительства.

Необходимо признать, что в размахе профессору Рыскулову и рабочей группе «Трансазийского коридора развития» не откажешь: в истории человечества пока не замышлялось ничего более масштабного. Суэцкий канал по сравнению с этой задумкой представляется жалким арыком. В целом проект, конечно, производит впечатление абсолютной фантастики, однако высказанная в нем идея выглядит весьма любопытно. По этому поводу можно припомнить слова Шопенгауэра: «Все идеи проходят три стадии. На первой идея кажется нелепой, на второй встречает яростное сопротивление, а на третьей воспринимается как нечто очевидное».

Пока что участники рабочей группы обозначают свои цели достаточно скромно: заинтересовать проектом страны предполагаемого маршрута «Великого водно-транспортного пути», чтобы их главы приняли решение о начале совместных проектно-изыскательских работ и исследований по технико-экономическому обоснованию «Трансазийского коридора развития». Разумеется, целесообразность его строительства может быть установлена только после тщательных расчетов.

В России у проекта уже имеются влиятельные сторонники. Это мэр Москвы Юрий Лужков, упорно продвигающий идею по переброске части стока сибирских рек в Среднюю Азию, и губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филиппенко. По их поручению и была образована группа по работе над проектом, в состав которой вошли квалифицированные специалисты из различных областей науки.

Презентация «Трансазийского коридора развития» в Ташкенте стала пробным шаром, запущенным для прояснения позиции властей Узбекистана. Время для этого выбрано не лучшее: уговорить их заняться проектом, который большинству людей представляется совершенной фантазией, практически невозможно, тем более во время экономического кризиса, тем более, с учетом их отношения ко всем проектам создания некоего единого пространства (пусть даже торгово-экономического). Косвенным доказательством того, что эта идея была встречена прохладно, можно считать отснятый ташкентскими телевизионщиками репортаж о Международной научной встрече: информация о презентации проекта была сочтена нежелательной и в сюжет не вошла.

Алексей Волосевич (Ташкент), «Фергана.Ру»


В избранное