Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Реальная инфляция в Узбекистане измеряется двузначными цифрами
2008-09-30 10:58 Фергана.Ру

Инфляция в Узбекистане – явление не только перманентное, но и обладающее своей собственной, заранее предсказуемой цикличностью. «Ползучий» рост цен происходит непрерывно, но два раза в год наблюдается особенно мощный всплеск, когда буквально в течение месяца стоимость всех товаров и услуг возрастает на 10-20 и более процентов. Это случается в период так называемого «президентского» повышения зарплат, пенсий, стипендий и соцпособий – обычно на 15-20 процентов.

В этом году подобные повышения выпали на апрель и сентябрь. В апреле зарплаты «бюджетникам» и пенсии были повышены на 12, в сентябре – на 20 процентов. Таким образом, за 10 месяцев с начала года размер этих выплат увеличился на 34 процента: минимальная зарплата возросла с 18.630 до 25.040 сумов, минимальная пенсия и пособие инвалидам с детства – с 36.900 до 49.600 сумов.

Впрочем, разгуляться на эти деньги особенно не удастся, поскольку одновременно с повышением зарплат и пенсий вверх устремились и цены. С первого октября на 15 процентов будут повышены тарифы на центральное отопление и горячее водоснабжение, на 10 процентов - стоимость жилищных эксплуатационных услуг. Ожидается подорожание проезда в общественном транспорте (заранее об этом никогда не сообщают).

А в середине месяца уже были подняты цены на бензин. С 15 сентября бензин марок AИ-80 и АИ-91 подорожал на 22 процента. Если же считать с начала года, то литр бензина АИ-80 поднялся в цене с 710 до 1020 сумов, а бензина АИ-91 – с 785 до 1130 сумов. В обоих случаях подорожание составило 44 процента.

Еще существеннее подорожал продающийся на заправках «UzGazOil» бензин с октановым числом 95 и 98. Если в начале года литр 95-го бензина стоил 1.400 сумов, то сегодня – 2.100 (подорожание 50 процентов), а 98-й повысился в цене на 47 процентов – с 1.500 до 2200 сумов за литр.

Схожими темпами растут цены и на основные продукты питания. Например, в Ташкенте с начала года стоимость стандартной 600-граммовой буханки из серой муки, отвратительной по своим вкусовым качествам (т.н. «социальный» хлеб – для бедных) возросла на 25 процентов - с 200.до 250 сумов. 250-граммовая буханка черного хлеба (не ржаного, а из прокаленной муки) поднялась в цене с 300-650 до 500-800 сумов (на 31-67 процентов). Стандартная лепешка из белой муки – с 300 до 400 сумов (на 33 процента). Мука (высший сорт) – с 1.200 сумов до 1.500-1.600 сумов за килограмм (25-33 процента). Мука (первый сорт) – с 1.000-1.100 до 1.200-1.350 сумов (20-23 процента). Рис – с 800-3.500 до 2.800-5.000 сумов (43-250 процентов). Макароны – с 1.100 до 1.500-2.000 (36-81 процент). Сахар – с 1.000-1.050 до 1.250-1.300 (24-25 процентов). Литр подсолнечного масла подорожал с 3.400-5.000 до 4.000-5.000 сумов (до 18 процентов). Говядина – с 4.000-6.500 до 6.000-9.500 сумов за килограмм (46-50 процентов). Куриные окорочка – с 4.800 до 5.300-5.500 (10-15 процентов). Яйца – с 1.700-2.000 до 2.400-2.800 за десяток (40-41 процент). Молоко – с 800-1.200 до 900-1.400 за литр (12,5-17 процентов). Сливочное масло – с 5.500-8.000 до 9.500-11.050 за килограмм (38-55-процентов).

Ощутимо подорожали и наиболее значимые виды услуг. Стоимость проезда в общественном транспорте (автобус, троллейбус, метро) с начала года возросла на 20 процентов - с 250 до 300 сумов. Стоимость содержания одного ребенка в детском саду - с 13.050 до 25.400 сумов (95 процентов). Вызов платной скорой помощи – с 25.000 до 40.000 сумов (60 процентов).

Повысились цены на все виды коммунальных услуг. Холодная вода по счетчику за кубометр подорожала на 12 процентов – с 96,3 до 108 сумов. Холодная вода с человека в месяц – с 976,21 до 1084.05 сумов (на 11 процентов). Горячая вода по счетчику за кубометр – с 626 до 775,55 (24 процента, а с 1 октября – еще на 15 процентов). Горячая вода с человека в месяц – с 1.893 до 2.523,9 (33 процента, а с 1 октября – еще на 15 процентов). Отопление – с 178 до 242 сумов за квадратный метр (36 процентов, а с 1 октября – еще на 15 процентов). Газ по счетчику за кубометр – с 20,54 до 25 сумов (17,8 процента). Газ с человека – с 390,5 до 475,2 (22 процента). Электроэнергия – с 43,70 до 52,50 сумов за 1 кВт (20 процентов). Плата за вывоз мусора – с 250 до 325 сумов (30 процентов). Кабельное телевидение – с 2.700-4.000 до 4.000-5.000 сумов (25-48 процентов).

В то же время в столице замедлился рост цен на недвижимость. Если цены на однокомнатные квартиры в течение года по инерции еще двигались вверх, то цены на двух- и трехкомнатные квартиры выросли не слишком сильно. Так, стоимость однокомнатной квартиры в «спальном» районе Ташкента (Юнус-Абад) с начала января возросла с 16.000-28.000 до 24.000-35.000 долларов (нижняя граница ценового коридора – на 50, верхняя – на 25 процентов), двухкомнатной квартиры в этом же районе - с 24.500-32.000 до 25.000-35.500 долларов (2-10 процентов), а трехкомнатной - с 32.000-50.000 до 29.000-53.000 долларов (-9 + 6 процентов). Стоимость одной сотки земли в центре Ташкента с начала года изменилась приблизительно с 15.000-40.000 до 25.000-40.000 долларов (нижняя граница ценового коридора - до 65 процентов).

Необходимо отметить, что всеобщее подорожание не объясняется снижением курса национальной валюты по отношению к доллару, поскольку за это же время искусственно поддерживаемый на высоком уровне курс сума снизился ненамного. С начала года до 29 сентября в официальных обменных пунктах он подешевел на 3 процента (с 1.298-1.301 до 1.338-1.340 сумов за 1 доллар); на «черном рынке» - на 5-6 процентов (с 1.300-1.320 до 1.380-1.390 сумов за 1 доллар), по курсу Центробанка – на 3 процента (с 1.291,23 до 1.328,22 сума за 1 доллар).

Многолетняя история наблюдений за скачками инфляции в Узбекистане позволяет говорить о том, что каждое повышение зарплат и соцпособий власти используют как предлог для такого же или еще большего повышения тарифов, налоговых и таможенных ставок, цен на бензин и другие виды монопольно поставляемых товаров и услуг. Таким образом, высокий уровень инфляции можно считать заранее запрограммированным.

Примечание:

За основу для сравнения взяты цены в Ташкенте по состоянию на 30-31 декабря 2007 года.

Соб. инф.

В Бишкеке открывается региональный филиал Института стран СНГ
2008-09-30 13:18 Записал Даниил Кислов

В Бишкеке создается региональный филиал российского Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ), который возглавляет депутат Государственной думы России Константин Затулин. О своем видении проблем Содружества Независимых Государств, а также о целях и задачах филиала «Фергане.Ру» рассказывают его директор, доктор исторических наук, профессор Александр Князев и ведущий эксперт филиала, доктор экономических наук, профессор Аза Мигранян.

Александр Князев
Александр Князев
Фергана.Ру: — Почему филиал Института стран СНГ создается именно сегодня? «Подтолкнула» ситуация на Кавказе? С уходом Грузии «зашаталось» само Содружество?

А.Князев: - Именно сейчас — это скорее случайность, а в чем-то — проявление возрастания активности России в Центральной Азии, отмеченное в последнее время. Ситуация на Кавказе и выход из СНГ Грузии — это частности, не имеющие сами по себе влияния на судьбу СНГ. Другое дело, что реформирование этого образования давно назревало и без всякой там Грузии. Можно подумать, что Грузия в СНГ когда-либо играла какую-то существенную роль…

Созданное как «форма цивилизованного развода», говоря словами Владимира Путина, с которыми я вполне согласен, Содружество не могло продолжать пребывать в том виде, в котором было создано в декабре 1991 года. Задачи «цивилизованного развода» в общем и целом решены, но есть большой ряд потребностей во взаимодействии, обусловленных и общим прошлым, и сегодняшним днем. Их множество — глобальных и локальных, и от них никуда и уже никогда, наверное, не денется большинство постсоветских стран. Скажем, в состоянии ли Киргизия или Таджикистан иметь собственные системы ПВО? Никогда! А кого еще подыскать в партнеры кроме России, Казахстана, Узбекистана? Можно, конечно, обратиться за поддержкой к КНР — пусть-де возьмут под свой «щит», но вы же понимаете, что это нереально, этого никогда не произойдет. А объединенная система ПВО СНГ худо-бедно, но работает уже семнадцать лет. Таких примеров можно привести много. Кроме того, назрела необходимость в определенной дифференциации внутри СНГ. За семнадцать лет некоторые из бывших советских республик избрали путь развития с ориентацией «на сторону», так сказать. Та же Грузия. Настала пора размежеваться.

Не думаю, что это будет на пользу тем, кто уйдет. Есть и другие объединения, конечно, но это особое блокотворчество (скажем, ГУАМ) происходит вне зависимости от объективных причин и потребностей. Эта активность связана с интересами внешних центров силы. Объединение несовместимых партнеров происходит по правилам, навязанным со стороны и не имеющим под собой реальных оснований для экономического сотрудничества. Это продиктовано чистой политикой и, в конечном итоге, создает только дополнительную конфликтность. И Грузия с ее стремлением в ЕС и НАТО и антироссийскостью как инструментом достижения этих целей — ярчайший тому пример. Стать таким примером помасштабнее изо всех сил сейчас стремится Украина.

К слову, я не завидую тем, кто выйдет из СНГ, хотя бы по тому пункту, который именуется территориальной целостностью и нерушимостью границ. Ведь в поддержании статус-кво в этом вопросе и состоит один из главных смыслов СНГ. Кто не является членом СНГ, по отношению к тому обязательств не существует. А проблем территориального, этно-территориального характера хватает у каждой из бывших союзных республик.

Аза Мигранян
Аза Мигранян
А.Мигранян: — Кроме всего массива разнообразных политических интересов, существование СНГ, сама потребность в нем обусловлены и экономическими мотивами, которые ощущает на себе каждый гражданин любой из стран-членов Содружества. Во-первых, именно СНГ не позволило окончательно разорвать существующие с советских времен межхозяйственные связи (результаты хотя бы частичного сохранения которых сегодня пожинают Казахстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, их частично пытается восстанавливать Киргизия). Во-вторых, существование СНГ заложило основу для создания и развития Таможенного союза, который сейчас действует в рамках ЕврАзЭС, а это существенно упрощает развитие торгово-экономических отношений между странами-участницами СНГ, создает почву для еще большего сближения экономического пространства. В-третьих, только на последнем заседании Экономического Совета СНГ обсуждались семнадцать экономических вопросов, требующих незамедлительного решения. Начиная от приоритетных направлений сотрудничества стран СНГ, борьбы с оборотом фальсифицированных лекарственных средств, взаимного признания льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны и до проблем внедрения международных стандартов бухгалтерской отчетности. На первый взгляд, все эти вопросы кажутся незначительными, и многие твердят о низкой эффективности экономических проектов СНГ. Но стоит помнить о том, что именно такие вот рутинные проекты создают основу для эффективного экономического развития не только в сфере товарного обмена, но и по всем направлениям экономического взаимодействия, да и не только экономического.

Фергана.Ру: — А почему региональный филиал открывается именно в Бишкеке, а не в Алма-Ате/Астане, к примеру, или в Ташкенте — более крупных и влиятельных центрах региона?

А.Князев: - Для работы такого рода, которой мы занимаемся, совсем не обязательно находиться в ведущих столицах. Важнее иметь некоторые условия для работы, которыми в нашем случае располагает Бишкек. И важны люди, способные эту работу выполнять. Последнее — главное, так что считайте, что филиал будет находиться в Бишкеке, потому что здесь пока живем мы.

Фергана.Ру: — Расскажите о ближайших планах деятельности филиала Института стран СНГ.

А.Князев: - Они не так грандиозны, как кому-то могло бы показаться. Для начала нужно организовать условия для того, чтобы полноценно отслеживать все экономические, социальные, политические и этнополитические, да и все иные процессы как минимум в четырех республиках: в Узбекистане, Казахстане, Киргизии и Таджикистане. Подразумевается, что Туркмения тоже входит в ареал нашей деятельности, но понятно, что там возможности весьма и весьма ограничены и этой республикой мы будем заниматься пока достаточно умеренно. Это уже не так мало, учитывая более чем скромный штат нашего филиала. Кроме сбора и анализа текущей информации работа филиала подразумевает проведение научных и экспертных мероприятий, о каком-либо плане которых, если честно, мы пока не думали. Сейчас надо успешно пройти организационный этап.

А.Мигранян: — Стоит добавить и необходимость научной экспертизы текущей информации, ее систематизации и внедрения в практический оборот. В политической, экономической и социальной сферах сильны именно научно-методические исследования отдельных направлений, но наши ученые несколько оторваны от практики. И в этом смысле необходимо учесть опыт социально-политических исследований, которые имеют большую практическую направленность и, соответственно, более известны и популяризованы. Именно по этой причине при принятии конкретных решений, при оценке экономических результатов СНГ роль экономического фактора часто принижается. Хорошо было бы хоть как-то заполнить эту брешь.

Фергана.Ру: — Деятельность Института стран СНГ заметна лишь по выступлениям его сотрудников - в основном, Затулина и Грозина, в последнее время — Хлюпина. Чем, кроме выступлений в прессе, будете заниматься вы в Бишкеке?

А.Князев: - А чем так уж заметна деятельность академических научно-исследовательских институтов, различных структур типа «институтов стратегических исследований»? Наша главная задача — анализ ситуации в странах региона. Это кабинетная работа. Выступления в прессе, безусловно, будут.

Популяризация идей интеграции постсоветского пространства — это одна из наших задач, но она не единственная и для Затулина, и для Грозина с Хлюпиным, и для Князева и Мигранян. Главное — это информационно-аналитическая работа, доминантой которой является анализ состояния и прогнозирование основных тенденций развития внутренней и внешней политики стран региона, разработка моделей экономической, политической, военной и культурной интеграции. В уставе Института говорится, что его главной целью является определение и научное обеспечение российских интересов на территории бывшего СССР. Наверное, этим все и сказано? Хотя понимают это по-разному.

Тут мне недавно одна казахстанская журналистка задала такой вопрос: «Если главной целью Института является определение и научное обеспечение российских интересов на территории бывшего СССР, то, выходит, это чисто российский проект? Я бы сказала, что новый институт — это легализованный русский шпионаж на территории СНГ». Наверное, любая страна должна стремиться иметь полное представление и том, что происходит в странах-партнерах, чего от них можно ожидать. Вопрос только в том, что эта информационная деятельность должна оставаться в рамках законодательства той или иной страны. У нас нет задачи собирать закрытую информацию, думаю, что предостаточно будет работы по обработке того, что публикуется открыто. Скажем, в России, в тех кругах, где принимаются решения, нет, как мне кажется, адекватного представления о том, что происходит в экономической сфере стран региона.

А.Мигранян: — Абсолютно правильно. Именно отсутствие или недостаток информации приводит к снижению экономической активности стран-партнеров на соседних рынках. Если, к примеру, рассматривать Киргизию, здесь созданы неплохие условия для инвесторов, есть определенный уровень свободы предпринимательства. Но при этом низка активность российских, казахстанских бизнесменов. В основном, развиваются проекты, находящиеся под государственным патронажем (по статистике, в Кыргызстане всего тринадцать российских предприятий, зарегистрированных в «Yellow page KG»), так что очевидна недостаточная презентация столь благоприятных условий для бизнеса в этих странах. Почему бы не способствовать решению этой задачи хотя бы через предназначенные для представителей российского бизнеса PR-акции нашего филиала Института стран СНГ? Кому от этого будет плохо?

Фергана.Ру: — Кыргызстан, как и другие страны Центральной Азии, входит в зону геополитических интересов России. Как вы в рамках полномочий регионального филиала намерены реализовывать политику усиления российского влияния в Центральной Азии?

А.Князев: - Исключительно в пределах своей профессиональной компетенции. Мы — исследовательская, научная, экспертная организация. И не более того.

А.Мигранян: — Добавлю: будем работать, используя публичную информацию, а также основываясь на научных теориях и концепциях современной политической и экономической теории, на объективных закономерностях интеграционного развития и глобализации мировой экономики, мировой системы международных отношений, частью которых являются политические и экономические системы стран-участниц СНГ, включая и республики Центральной Азии. И только в рамках действующих национальных законодательств стран региона и международного права, в том числе - межгосударственных соглашений стран-участниц СНГ.

Фергана.Ру: — Каковы основные приоритетные направления той информационно-аналитической работы, которой вы будете заниматься? Это политика, тема русскоязычного населения или что-то иное?

А.Князев: - Это политика во всех ее проявлениях, это вопросы безопасности, это тема русскоязычного населения, становящаяся все более актуальной в политике руководства России. Это экономика.

А.Мигранян: — В экономической сфере это, прежде всего, мониторинг социально-экономического развития стран СНГ и состояния рынков этих стран, вопросы интеграции в таможенной сфере, финансовых институтов, расширения торговых отношений и развития возможностей роста сотрудничества в промышленном секторе и в сельском хозяйстве. Немаловажным объектом изучения должен стать и рынок топливно-энергетических ресурсов.

Фергана.Ру: — Большинство региональных организаций, начиная с СНГ и заканчивая ОДКБ и ШОС, во многом дублируют свои функции. В чем принципиальное отличие СНГ?

А.Мигранян: — В том, что СНГ сохранило союзные отношения между бывшими партнерами по Советскому Союзу и создало почву для развития интеграции на основе рыночных механизмов. Эту роль СНГ выполнило достаточно успешно. Хоронить его рано, так как организациям постсоветского формата — будь то ЕврАзЭС, ШОС или ОДКБ — все еще нужна страховая «подушка безопасности», которая пока скрепляет и ускоряет интеграционные процессы в указанных организациях.

Еще раз повторю, что без рутинной ежедневной работы, создающей нормальные условия для функционирования страновых экономик, без дополнительных барьеров при входе на национальные рынки стран-участниц СНГ реальная интеграция невозможна вообще. С этой точки зрения, если говорить об эффективности интеграционного образования, прежде всего, следует исследовать поставленные в момент развала СССР цели и достигнутые к нынешнему времени экономические результаты таковой интеграции.

За годы существования СНГ были получены следующие результаты. Сформировано устойчивое экономическое ядро, ориентированное как на внутрирегиональные проблемы, так и на реализацию экономических интересов в общемировом масштабе. Обеспечен рост экономических связей с другими государствами региона (Китай, Пакистан, Иран, Индия и так далее). В общем и целом преодолены проблемы «склонности» региона к дефициту торгового баланса из-за невысокой товарной насыщенности и низкой конкурентоспособности экспортных товаров. Решены проблемы эффективного развития зон свободной торговли и услуг, единого рынка капиталов и труда. Сформирован механизм принятия согласованной политики по ценовым, таможенным и валютным вопросам; созданы координирующие структуры для упрощения таможенных мер, гармонизации таможенного законодательства, унификации таможенной документации, устранения тарифных и нетарифных барьеров в движении товаров, пассажиров и грузов. Неужели этого мало?

А.Князев: - А можно ли привести примеры того, как ОДКБ и ШОС дублируют функции друг друга? Нет таких примеров, поскольку это организации разных форматов. ОДКБ – организация военно-политического характера и слово «военного» в этой конструкции является несущим. ШОС – политический альянс, который, к тому же, пока еще не определился со своей миссией, со своим мандатом, и процесс этого определения, учитывая участие Китая с его интересами, не будет быстрым. ШОС стоит особняком в любом перечне региональных организаций. СНГ – это механизм решения текущих вопросов. Хотя я не исключаю того, что предстоящее реформирование СНГ может, в какой-то мере, опереться на структуры ЕврАзЭС и ОДКБ в силу того, что состав участников этих организаций очень уж совпадает с тем потенциальным ядром, которое, на мой взгляд, сохранится в составе СНГ.

Фергана.Ру: — Значит, существование СНГ можно считать оправданным и с политической, и с экономической точек зрения?

А.Мигранян: — Экономический эффект интеграции может возникнуть при условии наличия устойчивой положительной динамики следующих индикаторов в странах, образующих интеграционное образование: это внешняя торговля и позиции в мировой торговле, инвестиции в основной капитал и прямые иностранные инвестиции, диверсификация (доля экспорта сырья в совокупном экспорте), инфляция, темпы роста ВВП. Анализ этих показателей в рамках СНГ имеет положительную динамику, пожалуй, по всем параметрам, кроме инфляции. Но и показатель инфляции подвержен влиянию мировых тенденций. Так что ответ в целом положительный, для этого достаточно изучить статистику. Другое дело, что рост этих показателей не столь высок, как требуется для ускоренного выхода из экономических кризисов, одолевающих национальные экономики стран-участниц СНГ. Так ведь эта проблема и есть самый важный аргумент в пользу реформирования Содружества и развития экономического, политического сотрудничества на другом, более качественном уровне.

Фергана.Ру: — То есть, если говорить о состоянии СНГ, вы полагаете, что пациент скорее жив, нежели мертв?

А.Князев: - О бессмысленности СНГ говорят люди, не вполне информированные о том, что это такое и зачем оно есть. Или те, кто оценивает то же СНГ исключительно с позиций собственных ожиданий. Скажем, для людей, ностальгирующих по СССР, желательна была бы эволюция этого образования к чему-то очень общему, что напоминало бы им бывший Союз. Увы.

Надо четко представлять себе задачи СНГ в момент развала СССР в 1991-м. Не прими руководители тогдашних союзных республик в декабре 1991 года целого ряда соглашений, последующее развитие событий могло бы происходить по куда более мрачному сценарию, нежели мы имели. От этого наследия многое остается и сейчас, и будет сохраняться еще долгое время. Кроме того, интеграция — не пустое место, потребность в ней очевидна, и значительно легче осуществлять интеграционные процессы на взаимовыгодной основе там, где уже имеется некий базис. Пресловутый американский проект «Большой Центральной Азии» предлагает странам региона интегрироваться с Афганистаном и Пакистаном. Слов нет, связи в этом направлении тоже могут быть полезны и нужны. Но представьте себе, как много связывает между собой страны бывшего СССР, в том числе и страны нашего региона. Какой тут Афганистан, какой Пакистан рядом стоял?!

Военный конфликт России с Грузией, последующее признание независимости Южной Осетии и Абхазии Россией и выход Грузии из СНГ – это начало нового этапа мировой истории, об этом уже говорил кто-то из руководителей России. Абсолютно верно, если говорить о международном позиционировании России. Но это — и начало этапа, когда интеграция России с большей частью бывших советских республик получит новое наполнение, новое качество. Кое-кто уже сделал для себя выбор: мало того, что еще в августе Нурсултан Назарбаев поддержал позицию России на Кавказе отдельным публичным заявлением. Казахстан сейчас стремительно сворачивает все свои экономические проекты в Грузии, судьба которой мне лично представляется весьма грустной.

Надо определяться и всем остальным, время неопределенности и так называемой «многовекторности» закончилось. Наверное, на предстоящем саммите глав государств-участников СНГ работа по поиску этой определенности и начнется.

Записал Даниил Кислов

Кыргызстан: Максим Бакиев присягнул, что не угрожал Кларе Кабиловой
2008-09-30 15:07 ИА Фергана.Ру

Генеральная прокуратура Кыргызстана, куда 30 сентября был вызван на допрос сын президента страны Максим Бакиев, сообщила киргизскому информагентству «24.kg», что «Максим Бакиев дал показания о том, что никогда не разговаривал по телефону с Кларой Кабиловой, не интересовался кандидатом в депутаты Ишенбаем Кадырбековым и никогда не был в здании ЦИК».

По словам источника в главном надзорном органе республики, «таким образом Максим Бакиев ответил на вопросы следствия в рамках уголовного дела, возбужденного в связи с видеозаявлением теперь уже бывшего председателя Центральной комиссии КР по выборам и проведению референдумов Клары Кабиловой по статье «Воспрепятствование деятельности избирательной комиссии» Уголовного кодекса республики».

Сын главы государства пояснил на допросе, что с Кларой Кабиловой познакомился в 2005 году, однако «с тех пор видел ее только один раз, случайно, на улице».

В интервью BPC Максим Бакиев назвал поступок экс-главы ЦИК срежиссированным актом политической интриги, который «нужен только лишь для того, чтобы очернить репутацию президента».

«Лично для меня увиденное было шокирующей новостью. Мне сложно судить о действиях человека, которого я лично видел всего один раз в жизни, два или три года назад. И я не совсем уверен, что это было добровольное видео-обращение, так как не имею представления об обстоятельствах и мотивах этой видеозаписи и не могу дать какую-то оценку ее подлинности. Единственное, в чем я твердо уверен, так это в том, что с Кларой Кабиловой я не общался, и тем более, не угрожал ни ее жизни, ни жизни ее родственников», - заявил М.Бакиев.

Wal-Mart официально заявляет об отказе от изделий из узбекского хлопка
2008-09-30 18:19 ИА Фергана.Ру

Американская компания Wal-Mart Stores, представляющая собой крупнейшую в мире сеть универмагов, известила своих поставщиков о прекращении закупок товаров, произведенных из узбекского хлопка, сообщает EarthTimes.

Компания пошла на такой шаг для того, чтобы попытаться убедить правительство Республики Узбекистан отказаться от использования принудительного детского труда при сборе хлопка. Данному решению Wal-Mart Stores предшествовали несколько месяцев сотрудничества компании с ассоциациями представителей торговой индустрии, государственными агентствами и негосударственными организациями, в течение которых была выработана общая позиция по данному вопросу.

«Мы сформировали беспрецедентную коалицию [компаний], представляющую девяносто процентов американских производителей товаров из хлопка, для того чтобы положить конец отвратительной практике использования детского труда», - говорит Раджан Камаланатхан (Rajan Kamalanathan), вице-президент Wal-Mart Stores по этическим стандартам. – «Теперь вся цепочка поставщиков нашей компании будет нетерпима к детскому труду».

Напомним, в августе 2008 года четыре американских торговых ассоциации официально обратились к властям Узбекистана с требованием немедленно прекратить использование принудительного детского труда на хлопковых полях страны. [Подробнее на эту тему – в архиве публикаций спецпроекта «Хлопок» агентства «Фергана.Ру»].

В ответ на бойкот хлопковой продукции со стороны всемирно известных компаний правительство Узбекистана приняло Национальный план по прекращению использования худших форм детского труда. В компании Wal-Mart заявляют, что готовы отменить бойкот узбекской хлопковой продукции только в том случае, если намерения узбекских властей будут реализованы, а искоренение детского труда будет засвидетельствовано независимыми источниками.

Следует отметить, что в Узбекистане, в самом деле, уже предпринимаются некоторые усилия по прекращению использования детского труда. В частности, 12 сентября премьер-министр страны подписал специальное постановление, направленное против использования труда детей. Однако, как заявляют местные журналисты и правозащитники, во многих районах школьников, в том числе, 14-15 летних, все же вывезли на сбор урожая. [Подробнее на эту тему – в архиве публикаций спецпроекта «Хлопок» агентства «Фергана.Ру»]

Президент Латвии едет в Центральную Азию на переговоры об энергобезопасности
2008-10-01 09:45 ИА Фергана.Ру

2-9 октября президент Латвии Валдис Затлерс посетит с государственным визитом Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, сообщает D-Pils.lv.

«Эти визиты особенно важны в контексте грузинского кризиса, поскольку сейчас Европе приходится все больше думать об аспектах энергетической безопасности, и здесь важны отношения со странами Центральной Азии, которые могут быть заинтересованы в альтернативных путях экспорта энергии в Южную Европу», - пояснил на брифинге 30 сентября советник латвийского президента по иностранным делам Андрис Пелшс.

«Почему переговоры со среднеазиатскими странами будет вести Латвия, а не одна из южноевропейских стран? Потому что при этом возможно говорить на одном языке - напрямую, без переводчика, есть также общий культурный опыт, поэтому можно успешнее развивать личные контакты», - отметил Пелшс.

По его словам, большой интерес к странам Центральной Азии выказывают и латвийские предприниматели. Во время визита президента Латвии будут сопровождать почти девяносто предпринимателей.

Пакистан: Глава управления межведомственной разведки ISI отправлен в отставку
2008-10-01 09:58 ИА Фергана.Ру

30 сентября в пакистанской армии прошли серьезные кадровые перестановки. По распоряжению командующего сухопутными войсками Ашфака Парвеза Каяни свой пост потерял глава самой влиятельной спецслужбы страны — управления межведомственной разведки ISI — генерал-лейтенант Надим Тадж, сообщает Коммерсант.

Тадж был одним из ближайших соратников президента Пакистана Первеза Мушаррафа, ушедшего в отставку в августе, так что его увольнение было предопределено. К тому же деятельность генерала Таджа и его управления вызывала подозрения со стороны США. В ЦРУ считают, что с ведома генерала его подчиненные вели двойную игру, поставляя боевикам афганского движения «Талибан» и представителям «Аль-Каиды» информацию, касающуюся борьбы с терроризмом. Афганские и индийские власти обвиняли пакистанскую разведку в причастности к взрыву посольства Индии в Кабуле в июле 2008 года. Руководство спецслужб Пакистана эти обвинения отвергает.

Кроме того, назначены новые начальник штаба одной из армий Пакистана и пять командиров корпусов. Ряд местных наблюдателей связывает перестановки в армейском руководстве с желанием генерала Каяни укрепить единство в рядах высшего командования и улучшить имидж армии после прихода к власти гражданского правительства, под давлением которого Первез Мушарраф был вынужден уйти в отставку.

Ташкент: Европейско-узбекский медиа-семинар все же состоится, но без участия журналистов
2008-10-01 11:14 ИА Фергана.Ру

2-3 октября в Ташкенте состоится долгожданный медиа-семинар «Либерализация СМИ - важный компонент демократизации общества», который правительство Узбекистана организует совместно с Европейской комиссией, сообщает Uznews.net. Напомним, европейско-узбекский медиа-форум должен был состояться еще в мае текущего года, однако переносился несколько раз подряд. В итоге встреча, посвященная свободе слова, все же состоится, однако, на ней не будет ни одного журналиста.

Ожидается, что в семинаре примут участие тридцать человек, по пятнадцать от каждой из сторон. Известно, что в Ташкент из Европы прибудут представители правозащитных организаций «Хьюман Райтс Вотч», «Международная амнистия», а также «Института Открытое общество», Международной кризисной группы.

Uznews.net отмечает, что после трагедии в Андижане в мае 2005 года, выдворения из Узбекистана иностранной прессы, большого числа местных независимых журналистов и охлаждения отношений с Западом семинар станет первым мероприятием, на котором о свободе слова будут говорить не эксперты, нанятые властями, а настоящие критики узбекского режима.

Однако, по мнению одного из участников семинара, директора медиа-программ Международной кризисной группы (ICG) Эндрю Штройляйна (Andrew Stroehlein), ожидаемое мероприятие будет ничем иным, как очередным шоу правительства Узбекистана, которое пытается улучшить отношения с Западом.

Штройляйн отметил, что Ташкент все-таки согласился на проведение этого семинара (хотя в мае и июне этого года его откладывал), поскольку он хочет иметь в своем резерве доказательство того, что заслужил снятия санкций Евросоюза, наложенных за расстрел участников митинга в Андижане.

В свою очередь, ЕС тоже желает сохранять дружественные отношения с Узбекистаном, и главным лоббистом такой позиции является Германия, расположившая свою военную базу в узбекском городе Термезе. «В Ташкенте состоится чисто политическое мероприятие - это шоу, которое лишь немного улучшит портфолио обеих сторон, но никак не изменит положения СМИ и журналистов в Узбекистане», - уверен Штройляйн.

Он отметил, что на медиа-семинар в Ташкенте не были приглашены ни европейские, ни узбекские журналисты, а власти Узбекистана выставили условие, что ничего из того, что будет говориться на мероприятии, не попадет в прессу.

Узбекистан: Политические беженцы хотят вернуться на родину и взывают к великодушию властей
2008-10-01 11:35 ИА Фергана.Ру

Рабочая коллегия «Исполнительного Комитета Народного Примирения» выпустила открытое обращение к Исламу Каримову, в котором призвала президента Узбекистана «публично и недвусмысленно выразить свою гражданскую позицию и политическую волю по вопросу добровольного возвращения политических беженцев в Республику Узбекистан». Международному сообществу, Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) предложено выступить гарантами неприкосновенности будущих репатриантов, а также посредниками в решении проблем, связанных с безопасностью, социальной и экономической адаптацией и правовой поддержкой беженцев, в том числе и в вопросах возвращения имущества.

В обращении говорится, что за время проживания за пределами Узбекистана сотни политических беженцев поняли: «Узбекистан может обойтись без них, а они без Узбекистана не могут обойтись! Люди не могут и не хотят жить оторванными от земли, где покоится прах их предков, не могут и не хотят быть оторванными от своих корней. <...> Мы не призываем никого забыть прошлое, только просим без взаимных обвинений найти путь, который даст людям возможность посвятить свою жизнь служению Отечеству. <...> Если мы любим свой народ, страну, должны, обязаны быть великодушными в отношении друг к другу, ибо путь к возрождению лежит через примирение, самоочищение и покаяние для всех».

Обращение к Исламу Каримову – первое публичное действие «Исполнительного Комитета Народного Примирения». Состав и адрес этой организации неизвестны.

Призыв к великодушию и покаянию прозвучал меньше чем за месяц до того, как Евросоюз определит дальнейшую судьбу санкций против Узбекистана, введенных после андижанских событий. Одним из условий пересмотра этих санкций было прекращение репрессий против гражданского общества. На сегодня в Узбекистане, по данным Human Rights Watch, за решеткой находятся десятки правозащитников, диссидентов и журналистов. Многие, опасаясь за свою безопасность, были вынуждены эмигрировать. Под давлением международного сообщества несколько правозащитников были освобождены, однако притеснения и аресты продолжаются.

Узбекистан: В Ташкенте подорожали электроэнергия, вода и центральное отопление
2008-10-01 12:13 ИА Фергана.Ру

С 1 октября в Ташкенте установлены новые тарифы на электроэнергию для населения, которые на тринадцать процентов выше прежних.

Теперь жителям узбекской столицы придется платить по 60,4 сума за 1 кВт/час против прежних 52,5 сума ($1=1328). В домах, где квартиры оборудованы электроплитами, стоимость 1 кВт/час электроэнергии теперь составляет 30,2 сума (ранее – 26,25 сума).

Кроме того, в Ташкенте с 1 октября вводятся новые тарифы на центральное отопление и горячее и холодное водоснабжение. Центральное отопление будет стоить 278 сумов за квадратный метр жилой площади (прежний тариф – 242 сума). Горячее водоснабжение – 2903 сумов на человека при отсутствии приборов учета и 891 сум за 1 кубометр воды при наличии счетчиков.

Таким образом, с начала года в Узбекистане электроэнергия подорожала более чем на 38 процентов, отопление – на 51 процент, водоснабжение – на 39 процентов.

Подробнее об инфляции в Узбекистане – в материале Реальная инфляция в Узбекистане измеряется двузначными цифрами.


В избранное