Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбекские беженцы в Иране: неприкаянные и не прощенные
2008-10-17 22:05 Подготовила Мария Яновская

Узбекские беженцы в Захедане. Фото Алишера Саипова, 2007 год

Как уже сообщала «Фергана.Ру», 27 этнических узбеков, сбежавших из Ирана в Турцию из-за невыносимых условий проживания, были депортированы обратно. Теперь они скрываются от иранской полиции, боясь, что их вернут в лагерь беженцев, а оттуда депортируют в Узбекистан. Среди беженцев – 15 детей, трое новорожденных.

Директор программы мониторинга прав человека в Центральной Азии Правозащитного центра «Мемориал» Виталий Пономарев предоставил «Фергане.Ру» более подробную информацию об этих беженцах и о том, что их вынудило вместе с детьми покинуть Иран.

* * *

Беженцы, о которых идет речь, бежали из Узбекистана в Таджикистан в 1997-1999 годах из-за преследований по религиозным мотивам. В Таджикистане они присоединились к Исламскому движению Узбекистана (ИДУ), структуры которого позднее были выведены в Афганистан, а после начала американской операции против талибов – в Пакистан. Некоторые из беженцев покинули ряды ИДУ во время американских бомбежек Афганистана осенью 2001 года, другие - несколько позже, в Пакистане. В марте 2005 года бывшие члены ИДУ обратились за статусом беженцев в офис Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в иранском городе Захедан.

Захеда́н (перс. زاهدان) — город в Иране, административный центр провинции Систан и Белуджистан, расположенный на юго-западе страны у границы с Пакистаном и Афганистаном. Население — 580 тыс. человек (2005).
О том, что несколько десятков узбекских беженцев находятся в Иране, впервые стало известно в 2005 году из сообщений Радио «Свобода». В апреле 2006 года «Фергана.Ру» опубликовала статью журналиста Алишера Саипова и политолога Икбола Мирсаитова об их встрече с беженцами в Захедане в августе 2005 года. О бывших членах ИДУ, которые провели в августе 2005 года пикет перед посольством Нидерландов в Тегеране, обмолвился однажды и лидер ИДУ Тахир Юлдашев.

В ноябре 2007 года с некоторыми из узбекских беженцев, перешедшими из Ирана в Турцию, удалось встретиться директору Программы мониторинга прав человека в Центральной Азии Правозащитного центра «Мемориал» Виталию Пономареву. Трое беженцев согласились рассказать о причинах своего бегства из Узбекистана.

Дороги, идущие в ИДУ

Беженцу А. совет покинуть страну передал из следственного изолятора отец, арестованный за неофициальное обучение исламу. Сотрудники правоохранительных органов угрожали, что если он не признает свою вину, оба его сына будут арестованы. Уже тогда было известно, сообщает Виталий Пономарев, что мусульман в Узбекистане арестовывают по сфабрикованным обвинениям и пытают, поэтому летом 1998 года А. с братом бежали в Таджикистан.

Беженец Б. попал под прессинг узбекских спецслужб также летом 1998 года. Они угрожали Б., требуя, чтобы тот помог найти своих братьев, преследуемых по религиозным мотивам. После жесткого 24-часового допроса в Службе национальной безопасности Узбекистана (СНБ) Б. решил уехать в Таджикистан – не самую лучшую страну для вынужденной эмиграции, но на поездку куда-либо еще у него просто не было средств.

Беженец В. занимался челночным бизнесом. Вернувшись из России домой, он узнал, что его разыскивают по обвинению в финансировании «ваххабитской» мечети. Оставаться на родине он не мог, возвращаться в Россию тоже было небезопасно. Поэтому в 1997 году В. оказался в Таджикистане. Спустя десять лет он признавался Виталию Пономареву: «Если бы я тогда знал, что существует УВКБ ООН, то обратился бы за убежищем, а не скитался бы по чужим странам».

Попав в Таджикистан, эти узбекские беженцы, как и многие другие, приехали в кишлак Хайит, где базировался полевой командир Джума Намангани. Добраться до кишлака в те годы можно было рейсовым автобусом из Душанбе или на такси. Почему ехали в Хайит? Один из беженцев объяснил так: «Знакомые сказали, что здесь нас будут защищать те, кто борется за свободу мусульман Узбекистана».

В то время еще не произошли баткенские события, а ИДУ еще не числилось в международных списках террористических организаций. Многие узбекские мусульмане, бежавшие в Таджикистан, рассматривали Хайит (а позднее – Тавильдару) лишь как временное пристанище, где они могут переждать период репрессий на родине. Когда иллюзии развеялись, покинуть район дислокации отряда Джумы Намангани оказалось непросто: на родине им по-прежнему грозил арест, а для перемещения в другой район нужны были, как минимум, деньги и документы - паспорта отбирались у «новичков» сразу по прибытии в Хайит. Известен случай, когда в мае 1999 года были расстреляны 17 человек, решивших вернуться в Узбекистан и покинувших расположение одного из отрядов ИДУ в Таджикистане.

Беженцы, с которыми общался Виталий Пономарев, отрицают, что участвовали в боевых действиях в Баткене в 1999 году.

Исход в Захедан

В ноябре 1999 года часть «людей Намангани», в том числе и сотни гражданских лиц, были вывезены в Афганистан: после переправы у кишлака Имам Сахиб их разместили в районе города Кундуз, спустя неделю – в лагере в районе Мазари–Шарифа, где жило около 100 семей. «Жили в одноэтажных домах, - вспоминает один из беженцев. – Каждой семье выделили по комнате. Всё контролировали боевики ИДУ и Талибан. Доступ к внешнему миру был ограничен».

Спустя год жители лагеря были перемещены в Кабул. Здесь под эгидой ИДУ было открыто медресе им. Имама Бухари, где обучалось около 120 неженатых молодых людей, в основном узбеки и таджики…

В сентябре 2001 года начались американские бомбардировки Афганистана. Той осенью погибли десятки, а возможно, и сотни членов ИДУ, включая тех, что до сих пор числятся в розыске узбекских спецслужб. По словам беженцев, среди погибших в Афганистане и Вазиристане в 2001 году - андижанцы Баходир Жалолов, Рустам Газиев, Адахам Каримов, Шухрат Мамадалиев и его сын, братья Зафар и Содик Махмудовы и другие, хотя все они до сих пор находятся в межгосударственном розыске. В обстановке полного хаоса уследить за узбекскими эмигрантами оказалось невозможным, и многие из них бежали.

Один из них оставил лагерь ИДУ, перебазировавшийся из Кабула в Зумрат близ пакистанской границы, и перебрался с семьей в Пакистан: сначала в Карачи, а спустя полгода – в Кветту. По его словам, условия жизни там были тяжелыми: «Ужасно жарко и грязно. Дети болели и не могли учиться». В Карачи нужно было прятаться как от представителей ИДУ, так и от пакистанской полиции, которая тоже отлавливала узбеков, «продавая» их американским спецслужбам. Из-за угрозы попасть в руки полиции Кветту пришлось покинуть уже через три месяца, и в ноябре 2002 года семья перебралась в иранский город Захедан.

Иначе сложилась судьба другого беженца. Будучи студентом медресе им. Имама Бухари в Кабуле, он в конце 2001 года вместе с другими учащимися был вывезен людьми Тохира Юлдашева в южную часть пакистанской провинции Вазиристан. Прошло больше двух лет, когда при содействии знакомого пуштуна, который «не любил Тохира», беженец смог покинуть Вазиристан. Позднее он тоже оказался в Захедане.

В этом иранском городе собрались десятки узбекских беженцев. Большинство из них не имело никаких документов. Жили, перебиваясь случайными заработками. «В Иране культура похожа на нашу, и менталитет похож на узбекский, а природа и климат лучше, чем в Пакистане, - говорят беженцы. – Но мы вынуждены были постоянно скрываться от иранских властей». Общее впечатление от их рассказов таково: да, они могли бы выжить в Иране, но без какой-либо надежды на будущую нормальную жизнь.

Добились статуса? В лагерь!

Примерно в марте 2005 года несколько десятков граждан Узбекистана обратились за получением статуса беженцев в офис УВКБ ООН в Захедане. Как сказал один из них, раньше они не обращались в УВКБ ООН, потому что и понятия не имели о возможности международной защиты.

Заявления просителей убежища были зарегистрированы, им выдали соответствующие документы, провели интервью. Однако процедура определения статуса показалась эмигрантам слишком долгой. Вскоре после начала процедуры произошли андижанские события, и в конце июля 2005 года УВКБ ООН организовало эвакуацию из Южного Кыргызстана в Румынию 439 узбекских беженцев. Возможно, узнав об этом, часть узбекских просителей убежища решили, что можно ускорить процедуру получения статуса, и в середине августа отправились в Тегеран. Переночевав на тегеранском автовокзале, девять узбекских семей – 37 человек, включая женщин и детей, - пришли утром к зданию посольства Нидерландов, где организовали пикет. Требование было одно: «Хотим свободу!»

Посол Нидерландов связался с представительством УВКБ ООН в Тегеране, объяснив пикетчикам, что все вопросы о статусе беженцев рассматриваются только этой организацией. Из представительства УВКБ просителей, заявивших, что им негде ночевать, направили в иранскую государственную организацию по делам беженцев. Но к сожалению, пока люди ходили по инстанциям, рабочий день уже закончился, организация по делам беженцев закрылась, и узбекских эмигрантов задержала полиция. Три ночи люди провели в полицейском отделении, а затем были вывезены в депортационный лагерь на окраине города Варамин, что в 35 км от Тегерана.

Здесь уже находилось около сотни граждан Афганистана, не имевших документов, которых спустя два-три дня принудительно высылали на родину. Перед депортацией их держали в подвальном помещении, мало приспособленном для жилья. Узбеки провели в лагере Варамина несколько месяцев. Им были предоставлены «лучшие» условия: разрешили поселиться в недостроенном доме, затянув целлофаном оконные и дверные проемы, и даже позволили мыться в бане для сотрудников лагеря и пользоваться горячей водой. Спустя две недели иранцы начали подробный опрос узбекских просителей убежища, и расспросы эти длились два месяца.

6 января 2006 года УВКБ ООН предоставило узбекам статус беженцев. В том же месяце их перевезли в другой лагерь: вблизи города Арак, что в Центральном Иране, где уже содержались 28 узбеков, перевезенных сюда из Захедана.

В марте 2007 года в лагере содержалось более 100 человек, 66 из них были узбеками: в лагере жило 16 узбекских семей, включая одну такую семью из Кыргызстана.

Лагерь в городе Арак представлял собой бывшую тюрьму для иракских военнопленных. Беженцы описывают ее как старое П-образное здание с бетонными камерами размером четыре на четыре или четыре на шесть метров. Каждой семье выделили отдельную камеру. Первые месяц-полтора людей держали в этих камерах взаперти, позже беженцам разрешили свободно перемещаться по территории лагеря. Для выхода в город на несколько часов требовалось специальное разрешение.

Питание в Араке было значительно лучше, чем в Варамине, но условия жизни оставляли желать лучшего. Официально беженцы не имели права работать (хотя иногда удавалось обойти этот запрет), не получали денег, их дети не могли учиться. Медицинскую помощь оказывали только в городе. И главное: в Иране, куда бежали сотни тысяч афганцев, у узбекских беженцев практически не было шансов на переселение в третью страну.

Сотрудники УВКБ ООН лагерь в Араке не посещали, каждые три месяца беженцы сами должны были приезжать в Тегеран в офис УВКБ, чтобы продлить срок действия сертификатов, дающих право на временное проживание в Иране.

Бежать из Ирана

Узнав из передач Радио «Свобода», что узбекских эмигрантов принимает Швеция, в марте 2006 года 37 беженцев обратились в консульство этой страны в Тегеране с просьбой о предоставлении им убежища. Представитель консульства снял копии с их документов и пообещал, что сообщит обо всем в Стокгольм, однако напомнил, что любые вопросы, связанные с переселением беженцев, следует решать через УВКБ ООН.

Можно предположить, что иранские спецслужбы имели информаторов среди находившихся в лагере беженцев. Некоторых из узбекских эмигрантов предупреждали, что в случае несанкционированного выезда за пределы лагеря они могут быть депортированы в Узбекистан. Так, после встречи беженцев с журналистом «Ферганы.Ру» Алишером Саиповым, прилетевшим в Иран 4 сентября 2007 года, пятеро мужчин-беженцев отсутствовали в лагере несколько дней, после чего были задержаны полицией и спустя пять суток доставлены в суд, где их предупредили о возможной высылке из страны в случае «новых серьезных нарушений». Представитель прокуратуры заявил на суде, что беженцы «готовят побег» и подтвердил, что Узбекистан давно добивается их экстрадиции. После суда выход беженцев из лагеря был ограничен.

Примерно две недели спустя семь семей узбекских беженцев получили разрешение на поездку в Тегеран для продления «сертификатов беженца»: срок действия прежних истек 7 сентября. Назад в Арак они уже не вернулись. Добравшись до границы с Турцией, они нелегально перешли границу и примерно 25-26 сентября 2007 года обратились в офис УВКБ ООН в Ване. Дорога до Вана была долгой: по словам беженцев, переход через горы занял три дня, еще семь часов ушло на то, чтобы добраться до Вана по объездной дороге. 8 октября 2007 года турецкие власти выдали им документы, дающие право на временное проживание в Турции в течение года.

За этот год в семьях беженцев родилось трое детей.

Никому не нужны

11 сентября 2008 года турецкие власти сообщили эмигрантам, что те должны явиться в офис полицейской службы по делам беженцев, чтобы получить гуманитарную помощь на детей. Придя в полицию на следующий день к 14.00, как и было назначено, 24 человека были задержаны. Полиция провела обыск, у людей забрали деньги и изъяли сим-карты мобильных телефонов, после чего их повезли к иранской границе. По данным «Международной Амнистии», в приграничном поселке Калдиран беженцев погрузили в два военных автомобиля и в сопровождении тридцати или сорока вооруженных солдат доставили к границе, где заставили перейти на территорию Ирана, минуя официальный пограничный пункт. Беженцы не хотели идти, пытались протестовать, но солдаты и офицеры начали избивать их дубинками и прикладами винтовок, угрожая изнасиловать женщин, если беженцы немедленно не покинут территорию Турции.

В Иране высланные узбеки были захвачены вооруженной группой жителей одного из горных сел, которые, угрожая убить заложников, потребовали выкуп. Живущие в Турции узбеки деньги собрали, и 22 сентября заложники были отпущены.

Беженцы снова тайно вернулись в Ван.

Откуда 11 октября их снова выдворили в Иран. Все, что сказали им на прощанье турецкие полицейские: «Вы нам здесь не нужны».

Что с ними будет дальше – неясно. В Турции им, очевидно, не жить: турецкие власти не желают дальнейшего присутствия беженцев в своей стране, хотя их насильственное выдворение и является грубым нарушением Конвенции о статусе беженцев и Европейской конвенции о защите прав и основных свобод. В случае возвращения в лагерь беженцев в Иране беженцы – а это 27 человек, среди которых 15 детей, в том числе 3 младенца - либо будут депортированы в Узбекистан, либо проведут остаток жизни в бетонных камерах бывшего лагеря для военнопленных.

Возможно, выходом было бы перемещение их во временный лагерь в Румынии, функционирующий с 2005 года под эгидой УВКБ ООН. Однако тень ИДУ, стоящая за плечами узбекских эмигрантов, может стать серьезным препятствием для получения убежища в Европе или Северной Америке.

Кыргызстан: На побережье озера Иссык-Куль пройдет кинофестиваль стран ШОС
2008-10-19 15:28 ИА Фергана.Ру

19 октября в Национальной филармонии в Бишкеке состоится торжественная церемония открытия II-ого международного кинофестиваля стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества. Кинофестиваль, посвященный памяти великого киргизского писателя Чингиза Айтматова, откроется экранизацией повести Айтматова «Прощай, Гульсары!».

Основные мероприятия будут проходить в городе Чолпон-Ата на побережье озера Иссык-Куль, а конкурсные ленты будут демонстрироваться в различных кинотеатрах Кыргызстана.

На конкурс было прислано более 100 фильмов из Кыргызстана, России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Китая. 38 из них примут участие в конкурсе.

Завершится кинофестиваль стран ШОС 26 октября

Узбекистан: Журналист и племянник президента Джамшид Каримов, возможно, выпущен на свободу
2008-10-20 09:58 ИА Фергана.Ру

Как сообщает Uznews.net со ссылкой на Общество по правам человека Узбекистана (ОПЧУ), по неподтвержденным пока данным, из психиатрической больницы в Самарканде выпущен независимый журналист и племянник президента Ислама Каримова Джамшид Каримов.

Джамшед Каримов
Джамшед Каримов. Фото ИА «Фергана.Ру», 2006 г.

Напомним, Джамшид Каримов был помещен на принудительное лечение в психиатрическую больницу в Самарканде в середине сентября 2006 года, сроком на шесть месяцев по решению городского суда Джизака. С середины марта 2007 года срок его пребывания в больнице продлевался два раза.

По словам близких Джамшида Каримова, поначалу врачи психбольницы признавались им в том, что их пациент психически абсолютно здоров, и что, общаясь с ним, они увидели в нем умного, образованного человека, но выписать его из больницы они не могут, так как это не в их власти. Однако спустя почти год в записке, которая, по утверждениям, была вынесена из больницы, Каримов сообщал, что в результате принудительного приема психотропных препаратов состояние его здоровья ухудшилось: возникают сложности при попытке сконцентрироваться, случаются провалы в памяти, он частично потерял зрение.

Мать журналиста, Маргарита Каримова, так и не дождавшись освобождения сына, скончалась в марте 2008 года. По словам очевидцев, участвовавших в ее похоронах, власти позволили Джамшиду попрощаться с матерью, для чего привезли его из больницы, а затем сразу же вернули обратно.

Александр Князев: «Так называемая «многовекторность» - это элементарная проституция…»
2008-10-20 10:25 Беседовал Даниил Кислов

Международная конференция «Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений» пройдет 4-5 ноября на Иссык-Куле. Организатором ее является Общественный фонд Александра Князева.

Участники конференции намерены оценить возможности стран Центральной Азии и России по формированию структур региональной безопасности в рамках действующих международных и региональных организаций (СНГ, ОДКБ, ШОС) и без участия внерегиональных сил, а также результаты военного присутствия США и НАТО в Центральной Азии и основные угрозы региональной безопасности. Отдельным вопросом будут рассмотрены экономические аспекты внешней политики стран Центральной Азии в контексте проблематики региональной безопасности.

Вопросы о предстоящем форуме главный редактор «Ферганы.Ру» Даниил Кислов задал главному организатору мероприятия, известному эксперту, профессору Александру Князеву.

Фергана.Ру: - Какие именно события вызвали необходимость проведения подобной конференции именно сегодня? События в Грузии? Новый виток противостояния России и НАТО? Или - какие-то процессы в исследуемом вами и вашими коллегами регионе?

А. Князев: - Проведение конференции не связано с какими-либо текущими событиями. Грузия, обострение отношений между Россией и США (я бы не акцентировал только на НАТО) - это скорее достаточно яркие, знаковые и наиболее свежие примеры того, что в мировой системе международных отношений, включая и центрально-азиатский регион, который не существует изолированно, идет процесс трансформации, о которой мы собственно и будем говорить. Этот процесс требует от всех его участников своевременно вносимых изменений - в национальные концепции внешней политики, в концепции национальной безопасности, в стратегии, связанные с внешнеэкономической деятельностью, относящиеся к участию той или иной страны в том или ином интеграционном образовании… Та подсистема международных отношений, которая сложилась в общем виде в нашем регионе, на мой взгляд, требует достаточно радикального пересмотра. Она на данный момент неестественна. Геополитические факторы, которые ее определяют, должны быть в идеале стабильными, не зависящими от изменений политической конъюнктуры. Сегодняшняя геополитика региона в значительной степени испытывает на себе воздействие того интереса, который мировые центры силы испытывают по отношению к региональному энергоресурсному потенциалу, порождая ежедневно меняющуюся политическую конъюнктуру и, как следствие, конфликтность или, по крайней мере, конфликтогенность. А еще есть стремление США к воздействию на эту региональную геополитику с целью оторвать развитие региона от тех политико-географических пространств, с которыми Центральная Азия связана фундаментально - это Россия и Китай, а также Иран. Вот эта геополитическая неестественность, она лежит в основе множества явных и латентных конфликтов, существующих в регионе. Она же во многом определяет и отсутствие успехов в социально-экономическом развитии, которое для каждой страны региона во многом зависит от внешних факторов, включая выбор партнеров, уровень определенности, предсказуемости, или даже, я бы сказал, внятности в отношениях с ними и т.д.

- Какие страны будут представлены и какие ученые приедут на конференцию? Будут ли в ней участвовать представители западного экспертного сообщества?

- Наиболее широко будет представлено экспертное сообщество самих центральноазиатских республик. Приглашения направлены экспертам из всех сопредельных и соседствующих стран - Китая, Ирана, России, Индии, Пакистана, из нескольких европейских стран - Великобритании, Франции, Германии... О состоявшемся участии, как вы понимаете, говорить пока рановато… Хотя в общем-то, принципиально важно, на мой взгляд, участие именно экспертов из стран региона, прошло уже то время, когда мнение по тому или иному вопросу заезжего европейца или американца, путающего Киргизстан с Курдистаном, воспринималось многими как истина в последней инстанции.

- На конференции будет обсуждаться внешняя политика стран Центральной Азии в 1990-х - 2000-х годах. Вы намерены окончательно разобраться с историей (к примеру, март-2005 в Бишкеке и март-2005 в Андижане), чтобы увереннее оценивать события настоящего?

- Есть известная истина - кто не знает истории, не имеет будущего. Но есть еще другая, вспоминаемая и цитируемая значительно реже: нельзя жить только прошлым, жить нужно все-таки в большей степени сегодняшним и, очень желательно, завтрашним днем. События, о которых вы говорите, в определенной степени осмыслены, хотя и существуют различные, полярно противоположные даже, их оценки. Это нормально, не может текущая политика комментироваться в жанре единоголосия, монофонии… Политической науке и все смежным научным отраслям - экономике, социологии и другим, вообще очень трудно быть объективными, когда речь идет о событиях и процессах, близко стоящих во времени… Каждый эксперт - живой человек, его взгляды и подходы к той или иной проблематике формируются в определенной среде, испытывают на себе воздействие этой среды, эти взгляды и подходы личностны, индивидуальны. (Я не говорю сейчас о тех случаях, когда человек приезжает на конференцию, дабы озвучить и без того всем известные официальные тезисы, утвержденные в соответствующих структурах его страны. Таких я стараюсь не приглашать). Но в том то и ценность общения представителей экспертного сообщества друг с другом на мероприятиях, подобных предстоящей конференции, что это общение помогает моим коллегам как минимум засомневаться в своих устоявшихся оценках, взглядах. Ну, а как максимум, переоценить те или иные события или процессы, подкорректировать свое их видение… Вот через призму примерно такого рода я бы ответил на ваш вопрос по поводу того, нужно ли «окончательно разобраться с историей». Во-первых, окончательно разобраться с историей невозможно вообще. Приведите мне примеры исторических событий - любых, из всего огромного массива всемирной истории! - по поводу которых существовали бы окончательные и бесповоротные оценки? Нет таких событий, нет таких оценок. Даже по античной истории между специалистами продолжаются споры, дискуссии, что же вы хотите окончательно решить относительно столь недавних событий… Любое сегодняшнее знание по ним будет страдать неполнотой, недостаточной фактографической базой для того, чтобы сделать безукоризненные выводы. Ну, и, наконец, не думаю, что дискуссии по этим событиям сейчас дадут что-то принципиально важное для планируемых на предстоящей конференции дискуссий по внешнеполитической тематике. После марта 2005-го в Киргизии и мая 2005-го в Узбекистане прошло достаточно много времени, дающего материал для анализа наиболее важных тенденций в их внешнеполитических курсах… Так что, ваш исторический интерес останется, скорее всего, неудовлетворен, наверное это случится не здесь, не сейчас и по другому поводу…

- Один из пунктов повестки дня конференции - «Результаты военного присутствия США и НАТО в Центральной Азии и основные угрозы региональной безопасности». Получается, что базы НАТО в Узбекистане, Кыргызстане и Афганистане несут региону угрозу?

- Безо всякого сомнения. Американские действия в регионе имеют четко спланированную антироссийскую, антикитайскую, антииранскую направленность. Разумеется, не обязательно в тупом военном смысле: сегодня и в обозримом будущем весьма затруднительно представить себе американскую военную агрессию против России или Китая. Эта направленность имеет скорее информационно-политический характер, заставляет и Россию, и Китай реализовывать некие контрмеры, отвлекая ресурсы, которые могли бы быть использованы для ускорения развития социально-экономической сферы своих стран, для инвестирования в новые технологии, для инвестирования в те же страны Центральной Азии. Есть и более конкретный формат этих угроз. Тупое упование на военное решение афганской проблемы способствует пролонгации конфликта в Афганистане, что, в свою очередь, влечет и продолжение действия всех угроз безопасности, исходящих из Афганистана. За время американо-европейской агрессии в Афганистане объемы производимых и транспортируемых через наш регион наркотиков выросли во многие десятки раз. А это и рост коррупции, и общая криминализация национальных экономик стран региона, и нанесение колоссального ущерба генофонду, моральное разложение большой части населения… Список последствий этого можно продолжать долго… Военное присутствие США в регионе создает напряжение, которое мешает конструктивному сотрудничеству и внутри региона, и со странами-соседями. Упреждая возможный вопрос о российском присутствии, могу сказать, что, например, для Китая или Ирана российские военные базы не являются источником какого-либо раздражения. Российское военное присутствие в Киргизии, скажем, не несет в себе угрозы для развития взаимовыгодных отношений между Китаем и Киргизией, учитывая стратегическое партнерство между Китаем и Россией, которые активно сотрудничают в военной области. Если говорить об американской военной базе, то она, естественно воспринимается Китаем как угроза своим национальным интересам. США оказывают финансовую помощь оппозиционным силам как внутри, так и вне страны, в частности, сепаратистскому движению в СУАР, невзирая на то, что это движение связано с международными террористическими группировками, ради борьбы с которыми, якобы, США и присутствуют в регионе.

Фергана.Ру: - Другой пункт вашей повестки - обсуждение возможностей стран Центральной Азии и России по формированию структур региональной безопасности без участия внерегиональных сил. Имеется в виду также - без участия НАТО, ООН, ЕС и других - внешних - организаций?

- Существуют прогнозы, согласно которым уже в 2020-е годы три из четырех крупнейших экономик в мире окажутся в Азии: Китай, затем США, за ними - Индия и Япония, за которыми будут следовать Россия и Бразилия. Что касается западоцентричного взгляда на мир, а именно он превалировал в международном интеллектуальном дискурсе, начиная со средневековья, то он исчезнет гораздо раньше - думаю, в течение нескольких месяцев, это уже происходит. Посмотрите, для предотвращения грузинской агрессии в Южной Осетии не сработали ни многосторонняя дипломатия, ни региональные механизмы, ни вся нынешняя архитектура безопасности в целом… Это кризис международного права и всех институтов управления международной системой. И международное право, и все эти институты создавались в совсем иную эпоху. Механизмы ООН работали в условиях жесткой поляризации в международных отношениях, когда США и НАТО - с одной стороны, СССР и страны «восточного блока» - с другой, диктовали миру свои правила поведения, вполне успешно, на мой взгляд, используя площадку Объединенных Наций. Распад СССР изменил ситуацию, попытка США доминировать в мире в целом потерпела крах, но зато очень успешно реализовалась в деятельности таких институтов как ООН и ОБСЕ, которые превратились в инструменты американской внешней политики. Как только в стенах ООН начинается некая активность, не соответствующая американским интересам, ООН становится бессильной - включаются механизмы наложения вето и т.д. Какими аргументами можно объяснить сегодняшний состав Совета безопасности ООН, где нет Индии, Бразилии, ЮАР, Германии, Японии? Необходима либо радикальная реформа этой организации, либо нужно генерировать новые глобальные международные институты. И ничего драматического в этом нет. Ну, а система европейской безопасности, основы которой были заложены в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, уже давно перестала действовать окончательно. ОБСЕ - это уже просто несерьезно. Пришло время серьезно расширить число основных ответственных игроков на мировой арене, особенно когда некоторые ключевые глобальные игроки превратили уже в традицию игнорирование международного права.

Такой же кризис существует и в том, что относится к экономике. Так называемые «бреттон-вудские» институты (МВФ, Мировой банк), возникший в 1961 году экспертный клуб богатых стран в лице Организации экономического сотрудничества и развития, ВТО - все они успешно проводят конгрессы, конференции и симпозиумы, выпускают декларации, выдают специальные мандаты и осуществляют антидемпинговые процедуры, но нынешний финансовый кризис заставляет говорить о суровой необходимости привлечь к консолидированному решению этих проблем страны БРИК, Саудовскую Аравию, Мексику, ЮАР.

Да, США пока остаются единственной сверхдержавой, но далеко не единственной державой. Они не в состоянии справиться со всеми вызовами, а тем более со всеми вызовами сразу. Современная американская политика абсолютно не предполагает принятие на себя ответственности, она предполагает односторонность и стремление к обеспечению решения проблем, непосредственно затрагивающих интересы исключительно самих Соединенных Штатов. Баланс сил на мировой арене меняется - зримо и просто стремительно. Китай, Россия и государства Персидского залива располагают большими золотовалютными резервами, чем все страны Запада, вместе взятые, если не считать Японию, они даже во время кризиса демонстрируют наивысшие темпы роста ВВП и потребления. Россия приобрела американские государственные обязательства на сумму, сильно превышающую объем инвестиций Соединенных Штатов в России.

Какое отношение это имеет к нашему региону?

- Самое непосредственное. Мы начинаем жить в новой международной реальности. Западоцентризм подошел к концу. Реальность же такова, что безопасность Центральной Азии в состоянии обеспечить не структуры-импотенты типа ООН, ОБСЕ, НАТО, а сделать это могут объективно заинтересованные в этой самой безопасности с точки зрения собственных национальных интересов Россия, Китай, Иран… Посмотрите, чем занимаются уже довольно продолжительное время наблюдатели от ЕС на границах Грузии и Южной Осетии? Они не работают, они занимаются уточнением процедур… Это что - действенная организация? Сегодня в мире быстро развивается альтернативный глобализации процесс - так называемая «регионализация». Региональные форматы взаимодействия государств оказываются более эффективными. Для нашего региона такими форматами являются ОДКБ и ШОС, если говорить о военно-политической сфере… У народов региона есть такая пословица: «Близкий сосед всегда лучше дальнего родственника». США приходят и уходят, Китай, Россия, Иран будут здесь всегда. С ними и надо договариваться и сотрудничать.

- В последние месяцы признания неэффективности военной операции НАТО в Афганистане раздаются даже из уст высоких американских военных. Если антитеррористическая кампания в Афганистане потерпит фиаско, способны ли страны региона совместно с Россией, заменить западных военных?

- Ни за что. И это абсолютно не нужно. Афганская проблема не имеет военного решения, это тупиковый путь. Об этом и я, и множество моих коллег из разных стран писали и говорили в последнее время множество раз, в том числе и на «Фергане.Ру».

Недавно постоянный представитель РФ в ООН Виталий Чуркин заявил, выступая на заседании Совета безопасности ООН, что Россия выступает против «тактики заигрывания» с талибами, назвав ее «изначально порочной». Здесь, как мне кажется, не все так просто. Да, есть небольшая часть группировок в Афганистане, связанная с международными террористическими кругами и заодно - обращаю внимание - со спецслужбами США и некоторых европейских стран, Великобритании в частности. Это особый предмет для разговора. Но подавляющее, просто подавляющее большинство тех группировок и тех людей, которые воюют сейчас против американских войск и международных сил в Афганистане - это афганские граждане, это внутренняя афганская оппозиция, в силу ряда обстоятельств предпочитающая отстаивать свои цели с оружием в руках. Я еще четыре года назад, нарываясь на критику коллег, писал о том, что это - движение сопротивления, никакие это не талибы. В последнее время появилась тенденция уже к массовому переходу военнослужащих правительственных сил на сторону антиправительственных группировок. Это о чем-то должно говорить? По сути, американские и натовские войска ведут войну против афганской оппозиции. Переговоры - это единственный возможный путь к установлению мира в Афганистане. Наше общественное сознание в высокой степени мифилогизировано. «Талибан», «талибы» - это компоненты мифологизации… Это движение сопротивления иностранной военной агрессии и марионеточному режиму в Кабуле.

- Как Вы оцениваете инициативу главы Узбекистан Ислама Каримова по стабилизации ситуации в Афганистане, выдвинутую на саммите НАТО в Бухаресте (возврат к модели «6 плюс 2»)? Будет ли она обсуждаться?

- Думаю, что обсуждаться будет. Мне она представляется вполне заслуживающей внимания. Более того, эта модель, точнее формула, переговорного процесса по Афганистану, была бы, на мой взгляд, наиболее оптимальной. Если бы не одно «но». Ни НАТО, ни США никаким образом не реагируют на инициативы со стороны ОДКБ, отдельно России, ШОС по сотрудничеству в Афганистане. НАТО устраивает тот уровень сотрудничества с Россией и некоторыми странами региона, который сложился после 2001 года - я имею ввиду транзит натовских грузов через территорию России, Казахстана и Узбекистан… И все. Ярко выраженное нежелание США и НАТО взаимодействовать с кем-либо по решению афганской проблемы просто перечеркивает ту инициативу президента Узбекистана, о которой вы говорите. Объективно же, без участия в афганском урегулировании стран ОДКБ и ШОС - и именно в формате организаций, а не отдельных стран - афганскую проблему американцам и европейцам не решить никогда.

- Мы постоянно слышим в прессе как бы не требующий обсуждения тезис о том, что безопасность всей Центральной Азии во многом (чуть ли не во всем) зависит от ситуации в Афганистане распространения наркоугрозы и терроризма. Прокомментируйте, пожалуйста, ваше видение других угроз региональной безопасности - и тех, что будут обсуждаться на предстоящей конференции, и тех, что лежать за ее рамками.

- Афганский кризис на самом деле является главным фактором безопасности Центральной Азии. Даже если рассматривать хотя бы один из компонентов «афганской угрозы» - производство наркотиков и их транзит через регион. Есть и другие. Главное, я считаю, является неготовность всех без исключения бывших советских союзных республик Средней Азии и Казахстана к существованию в качестве самостоятельных государств. Все они, хотя и в разной мере, до сих пор остаются несостоятельными. Вообще, эпоха строительства национальных государств в мире в основном завершилась по итогам второй мировой войны. Посмотрите на африканские страны, получившие независимость в 1960-1970-е годы - многие ли из них состоялись? Рост могущества супердержав не оставляет места для классической независимости новообразовавшимся. В нашем регионе я более-менее позитивно оценил бы в этом плане лишь Казахстан и Узбекистан, но тоже с большими оговорками. Сегодняшнее относительно позитивное состояние того же Казахстана зиждется на двух «китах» - на управленческом таланте Нурсултана Назарбаева, подкрепленном наличием энергоресурсов. Рано или поздно, эпоха Назарбаева завершится, а отсутствие внятной схемы обеспечения преемственности в политике страны ставит под большое сомнение дальнейшее развитие Казахстана. Есть вопросы такого рода и по все остальным - Узбекистану, Таджикистану, Киргизии… Вот эта неполная состоятельность является главной угрозой для всех. Остальное вторично - экономика, военная безопасность, экономическая, продовольственная, эколого-технологическая и так далее. Отсутствие четко выверенных стратегий развития ставит под угрозу само существование этих государств, все остальное уже не так существенно.

- Как Вы прокомментируете другие угрозы - вероятность возникновения в данном регионе социальных возмущений, массовых протестов, вызванных неэффективной экономической политикой правительств тех или иных стран? Не кажется ли Вам, что обсуждая геополитические угрозы, мы часто забываем о проблемах простого населения стран региона, которому, в принципе, не важно, чьи военные базы стоят в республике?

- Почему забываем? От того, чьи военные базы стоят в регионе, напрямую может зависеть и социально-экономическая ситуация в той или иной стране. Пока в Киргизии находится американская военная база, трудно ждать искреннего и активного участия Китая или России в экономике республики. Присутствие американской базы - при том, что Киргизия является участницей и ШОС, и ОДКБ, свидетельствует о двуличности киргизской внешней политики. Да, используя политкорректные термины, эвфемизмы, на которые богат русский язык, можно говорить о том, что эта политика «многовекторна»… Но если называть вещи своими именами, это же элементарная проституция, простите уж меня… У кого есть ресурсы, для тех, как сказали бы в советское время, это проституция «валютная»… Для тех, кто ресурсами обделен – та, что подешевле… Как вы назовете даму, которая отдается сегодня одному, а завтра другому, оценивая, кто и сколько способен за это заплатить? … Вот это и есть суть, квинтэссенция этой самой «многовекторности». В результате - недоверие тех партнеров, которые могли бы стать серьезными инвесторами, будучи уверены в порядочности руководства республики. А инвестиции - это рабочие места, это как раз то, что напрямую касается простого населения любой из стран региона. Это как раз то самое экономическое и социальное развитие, которое способно вызвать и социальное возмущение, и социальные протесты… Пока что США вкладывают деньги в нашем регионе не в экономику. Они инвестируют во что угодно, но только не в реальность: в развитие гражданского общества, в развитие средств массовой информации, в реформирование структур управления… То есть, в потенциал общественно-политической активности. Но этот потенциал не соответствует в итоге экономическому базису общества. Так случилось в Киргизии и сегодня мы имеем достаточно активное в политическом плане общество, которому, увы, становится нечего кушать… А эффективность управления, о которой вы говорите, в данном случае не при чем. Каждый народ заслуживает того управления, которое у него есть. Сто пятьдесят лет назад народы региона жили под управлением ханов и эмиров - не так уж это много, полтора века, и всех это устраивало… Авторитаризм – не обязательно плохо, это один из возможных механизмов управления. Оценивать же эффективность того или иного механизма применительно к обществу нельзя с позиций сиюминутных, с позиций вчерашнего или сегодняшнего дня. Еще история многое покажет. Забегание же вперед - а таковым для Киргизии, скажем, были либеральные реформы периода президентства Аскара Акаева - обязательно вызывает рано или поздно и откат назад… За все нужно платить.

Так что и геополитика, и геоэкономика, и внешняя политика стран региона имеют самое прямое отношение к тому, как мы живем - в Казахстане, в Киргизии, в Таджикистане или в Узбекистане… Вот как раз об этом, о внешнеполитических приоритетах, принципах и ориентации центральноазиатских стран, включая и экономический компонент, - наша конференция.

Турция: На юго-востоке страны прошли массовые демонстрации курдов
2008-10-20 10:27 ИА Фергана.Ру

В Турции 19 октября прошли массовые демонстрации курдов, завершившиеся столкновениями с полицией. Есть раненые, сообщает Радио Свобода.

На юго-востоке Турции, где большинство населения составляют курды, десятки тысяч человек вышли на улицы городов в знак протеста против жестокого обращения властей с курдским лидером Абдуллой Оджалланом, который отбывает пожизненное заключение.

В турецком городе Диярбакыр на улицы вышли около двух тысяч сторонников радикальной Курдской Рабочей Партии (КРП) - движения, которое запрещено на территории страны. Они требовали, чтобы турецкие власти отменили пожизненное заключение основателю партии Оджаллану, который находится в тюрьме уже почти десять лет. Собрание недолго было мирным, сообщают Вести.Ру. Вскоре обстановка накалилась настолько, что из толпы в полицейское оцепление полетели камни. Стражи порядка в долгу не остались и пустили в ход слезоточивый газ и водометы. Манифестанты бросились в атаку, но после недолгого противостояния отступили и разбежались. Более десяти человек были ранены, десятки манифестантов арестованы.

Между тем, выступая по одному из центральных телеканалов, министр юстиции Турции Али Шахин заявил, что «все рассуждения о якобы жестоком обращении с Абдуллой Оджалланом не имеют под собой никакой почвы. Журналисты, которые распространили такую информацию в печати, будут наказаны. Подобного рода слухи распространяются, чтобы дестабилизировать обстановку в стране».

Власти предупреждают, что любые акции в поддержку Оджаллана будут подавляться.

Напомним, что 8 октября парламент Турции продлил еще на один год полномочия армии на проведение контртеррористических операций в Северном Ираке, где сосредоточены группы боевиков КРП. До настоящего момента армия провела десятки спецопераций против курдских сепаратистов в Северном Ираке, в том числе с участием крупного сухопутного контингента, который в середине декабря прошлого года на короткий период вошел на территорию соседней страны для выполнения боевой задачи. Ликвидированы сотни боевиков и уничтожены десятки объектов инфраструктуры КРП, в том числе пункты связи, склады с оружием и боеприпасами.

Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев прибыл в Германию на лечение
2008-10-20 10:45 ИА Фергана.Ру

20 октября президент Кыргызстана Курманбек Бакиев прибыл в Германию для прохождения курса лечения. Об этом на рабочем совещании с начальниками отделов администрации президента сообщил ее руководитель Медет Садыркулов.

По его словам, самолет главы государства благополучно приземлился в Германии, немецкие врачи сегодня же приступят к плановому обследованию Курманбека Бакиева перед началом заключительного курса лечения суставов ног. По словам Садыркулова, президент чувствует себя хорошо.

Это уже второй этап лечения Курманбека Бакиева в Германии, первый прошел в марте этого года. Тогда факт прохождения лечения в немецкой клинике скрывался официальными властями, и страна почти месяц жила слухами о «некой болезни президента». Вернувшись из Германии, Курманбек Бакиев сам рассказал о состоянии своего здоровья и пройденном им курсе лечения.


В избранное