Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Кыргызстан: Власти конфликтуют с населением из-за места проведения мусульманских праздников
2008-10-02 18:35 Соб. инф.

Первого октября мусульмане Кыргызстана отметили Орозо айт (Йид-аль Фитр) – праздник разговения, знаменующий собой завершение священного поста в месяц Рамадан. И вновь югу страны не удалось избежать конфликтов, уже традиционно возникающих в дни религиозных праздников между властями и теми представителями местного населения, которых подозревают в причастности к религиозным движениям, в частности, организации «Хизб ут-Тахрир».

Как «Фергана.Ру» сообщала ранее, утром 1 октября в городе Ноокат (административном центре Ноокатского района Ошской области) праздничное мероприятие переросло в массовые беспорядки, в ходе которых пострадало несколько человек – как со стороны населения, так и со стороны милиции. По данным руководителя пресс-службы Ошского УВД Жениша Аширбаева, телесные повреждения различной степени тяжести получили пять сотрудников милиции, они госпитализированы.

Избивали, стреляли, травили?

Аширбаев пояснил, что «после того, как протестующие избили пятерых участковых милиционеров, которые в тот день были в парадной форме и лишь следили за порядком, на место события пришлось отправить отряд спецназа УВД Ошской области. Нападавших было около ста человек, в том числе - двадцать три женщины, - уточнил Аширбаев. – Наиболее серьезные травмы получили сотрудники, которым в область затылка угодили камнями. У некоторых [пострадавших] есть подозрение на сотрясение мозга».

В пресс-релизе Ошской областной администрации говорится, что утром 1 октября на площади возле здания акимията (районной администрации) собралась молодежь, примерно шестьдесят человек в возрасте от 12 до 20 лет, недовольные тем, что глава района отказал в проведении праздничного мероприятия на площади. Собравшиеся требовали, чтобы раздача праздничного плова и другие мероприятия проводились именно здесь.

Затем толпа уже из ста человек, среди которых были и женщины, направилась к расположенному в центре города круговому кольцу, осыпая милицию нецензурной бранью. «На призывы сохранять спокойствие и порядок толпа не реагировала, напротив, начала закидывать камнями милицию, - сообщается в пресс-релизе. – Наиболее активные из них под воздействием сторонников религиозно-экстремистского течения «Хизб ут-Тахрир» разбили несколько окон здания акимията».

Между тем, участники несостоявшегося праздника не причисляют себя ни к какому религиозному течению. «Мы обычные мусульмане и хотели отметить свой священный праздник как люди, - сказал один из местных жителей, попросив не называть его имени. – Почему мы не можем отмечать свой праздник в центре района, ведь все остальные праздники проходят именно здесь!»

«Девяносто девять процентов населения Нооката – мусульмане, - говорится в обращении в адрес президента страны Курманбека Бакиева, которое накануне было распространено неизвестными среди жителей Нооката. – С 2003-2004 года мы проводили наш праздник именно на этой площади». Авторы обращения заявляют, что аким (глава администрации) района Абдыганы Алиев не разрешил праздновать Орозо айт на площади, и просят президента помочь решить этот вопрос.

Как сообщил корреспонденту «Ферганы.Ру» один из участников событий Абдурахман Абдукаримов, в планах устроителей праздника были традиционная раздача праздничного плова и розыгрыш бесплатной лотереи. Однако на площадь вышли глава районной администрации и сотрудники милиции, которые потребовали от людей разойтись и освободить площадь.

По словам очевидцев, к акимияту прибыли два автобуса с бойцами ОМОНа, предположительно из города Ош, которые начали разгонять людей, избивая их дубинками и стреляя в воздух. «Я своими ушами слышал, как аким района Алиев отдал приказ бойцам ОМОНа применить против нас силу», - утверждает один из инициаторов праздника Абдунаби Мамарахимов.

По словам Абдукаримова, милиционеры использовали против участников акции протеста дымовые шашки. «В гущу людей, большую часть которой составляли старики, женщины и дети, они пустили дым, - рассказывает он. – Дети и женщины начали кричать и плакать, после чего мы перешли в наступление».

Однако руководитель пресс-службы Ошского УВД Ж.Аширбаев опровергает эти утверждения. «Против них сила не была применена, для разгона людей спецназ использовал слезоточивый газ «Черемуха», - пояснил он. – Бойцы были без экипировки, не имели даже дубинок. Как они могли избивать людей?»

Участники акции протеста утверждают, что жители села оказали спецназу активное сопротивление и вытеснили его с площади. «Увидев, как омоновцы избивают даже женщин, люди бросились на них, забросали их камнями, начали бить бойцов всем, что попадалось под руку, - рассказывает источник «Ферганы.Ру». – В конце концов, омоновцы сели в свои автобусы и спешно уехали в Ош».

По неподтвержденным данным, с тяжелыми телесными повреждениями в местную больницу были доставлены два-три человека из числа местных жителей. Называлось имя, по крайней мере, одного из них – Акрам. Но по данным пресс-службы УВД, среди местного населения пострадавших нет. Во всяком случае, «с их стороны официальных обращений по этому поводу не было», - говорит Аширбаев.

Как сообщил один из участников несостоявшегося праздника, после того, как власти оставили их в покое, мероприятие продолжилось, людям раздали праздничный плов.

В настоящее время в райцентре тихо и спокойно. По словам источников, «люди удовлетворены, что отстояли свое право проводить праздник, но беспокоятся по поводу дальнейшего развития событий».

«За три дня до праздников ко мне начали приходить участковый и другие милиционеры, требуя, чтобы мы отказались от идеи проведения праздника, - рассказывает Абдунаби Мамарахимов. – Они думают, что я главный организатор праздника. Из-за их постоянных визитов моя семья живет в страхе, дочь заболела. Когда начались беспорядки, ребята попросили меня уйти, беспокоясь за мою безопасность. Теперь я прячусь, так как, по моим данным, милиция начала охоту на меня».

Между тем из-за отсутствия информации событие начало обрастать различными слухами. «Мне позвонили из Араванского района (расположен в двухстах километрах от места событий. - Прим. ред.) и спросили, правда ли, что в ходе инцидента была убита женщина, - продолжает Мамарахимов. – Но я не знаю об этом, поскольку рано ушел с площади. Но своими глазами видел, как одну женщину избили до крови».

2 октября МВД Кыргызстана сообщило, что «в результате беспорядков было разбито 41 окно в здании райадминистрации, фонари, окна двух автобусов батальона патрульно-постовой службы УВД Ошской области». В настоящее время в Ноокате проводятся оперативно-следственные мероприятия по установлению личностей организаторов и участников инцидента в рамках возбужденного уголовного дела по статье 233 Уголовного кодекса Кыргызстана «Массовые беспорядки».

Ночь раздора

Напомним, что в прошлом году аналогичный инцидент произошел в день празднования другого мусульманского праздника – Курбан-байрама - на одной из площадей города Ош. Как «Фергана.Ру» сообщала 20 января 2007 года, против устроителей праздника также были брошены бойцы ОМОНа, которые избили горожан. В тот день было арестовано более сорока человек, еще двое попали в больницу.

«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Исламская партия освобождения») существует с 1953 года и представляет собой международную политическую организацию. Своей целью партия считает создание всемирного исламского халифата, официально отвергая западную демократию, терроризм, вооруженную борьбу. В Центральной Азии членов «Хизб ут-Тахрир» традиционно обвиняют в террористической деятельности. Однако никакой достоверной информации об их участии в подготовке терактов, кроме как утверждений спецслужб, нет.
По нашим данным, на этот раз праздники в Оше и Джалалабаде прошли мирно и спокойно. Хотя между мусульманами возник спор относительно дня начала праздника разговения. Несколько сотен мусульман Джалалабада совершили праздничный намаз днем раньше установленного официально, то есть – 30 октября. Этих людей местные власти причисляют к запрещенной в стране религиозной партии «Хизб ут-Тахрир», хотя те продолжают настаивать, что являются лишь «простыми мусульманами». Они публично обвинили руководство мусульманского духовенства страны и области «в неграмотности и обмане мусульман», что, по их мнению, выразилось в «несвоевременном начале праздника».

В свою очередь, 2 октября они были обвинены имамом главной соборной мечети Джалалабада в «расколе мусульман и обмане населения, агитации его против руководства мусульманского духовенства и властей».

Основная масса мусульман Джалалабада совершила праздничный намаз 1 октября. В этом действе участвовали мэр города и председатель городского парламента. Затем в парке отдыха, на окраине которого расположена главная мечеть, были разыграны призы бесплатной лотереи, а детям раздали гостинцы.

Роль лотерейных билетов выполняли пригласительные, которые были розданы горожанам за несколько дней до праздника. В билетах, кроме прочего, были напечатаны правила определения начала и конца Рамадана, согласно которым месяц завершается ночью, когда рождается новая луна. В билетах также отмечалось, что «мусульманам не стоит подчиняться указаниям властей и руководству мусульманского духовенства относительно определения дат праздника, если они отличаются от правил, изложенных в этих билетах».

Экстремисты начинают и выигрывают?

По данным пресс-службы УВД Ошской области, в настоящее время на профилактическом учете управления состоят 662 человека, восемнадцать из них - женщины, причастные к деятельности запрещенной партии «Хизб ут-Тахрир», а также еще 155 человек, ранее судимые по статье 299 Уголовного кодекса Киргизии, предусматривающей наказание за «разжигание межрелигиозных конфликтов».

Директор Государственного агентства по делам религий при правительстве республики Каныбек Осмоналиев предположил, что только в Джалалабадской области число приверженцев «Хизб ут-Тахрир» достигло пятнадцати тысяч человек. Его советник Шамшибек Закиров считает, что цифры эти приблизительные, потому что невозможно определить реальное число приверженцев как этой организации, так и других, действующих на территории региона, таких, как «Акрамия», «Исламское движение Туркестана», «Таблиги джамоат».

- В регионе нелегально действуют различные деструктивные, тоталитарные группы, реакционные секты, среди которых - Общество сознания Кришны, Церковь объединения Муна, сатанисты, Фалуньгун, Белое братство, культы Махариши, мормоны. Деятельность некоторых из них запрещена в различных государствах мира, в том числе в странах ШОС, – отмечает Ш.Закиров.

Местные органы власти не могут противостоять тонкой и умелой работе активистов религиозно-экстремистских течений. Как признался один из ответственных чиновников Ошской области, инициатива в этом плане уже упущена. Идеологи запрещенных организаций успешно используют слабости представителей власти, не разбирающихся в тонкостях учений того или иного движения и не владеющих ситуацией в религиозной сфере. Сотрудники правоохранительных органов свои функции сводят к применению карательных мер, в то время как агитаторы из религиозной среды умело вовлекают людей в свои партии и секты, вносящие раскол в общество и способствующие активному прозелитизму.

- Религиозная ситуация в Кыргызстане действительно опасная, - вынужден был заявить парламентарий Рашид Тагаев, комментируя итоги недавней поездки группы депутатов Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана) в южные области страны.

С этим нельзя не согласиться, как и с тем, что члены запрещенных религиозных организаций действуют открыто, не таясь. Во время празднования Орозо Айта жителям одного из сел Карасуйского района Ошской области преподнесли угощение от имени партии «Хизб ут-Тахрир». Гости восприняли эту весть спокойно.

Турция: Премьер-министр Эрдоган отправляется в турне по Центральной Азии
2008-10-02 18:48 ИА Фергана.Ру

Реджеп Тайип Эрдоган
Реджеп Тайип Эрдоган
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) отправляется с турне в Центральную Азию. 3-4 октября глава турецкого кабинета министров посетит Ашхабад, а 4-6 октября – столицу Монголии Улан-Батор.

В ходе визитов и двусторонних встреч пройдут обсуждения вопросов, связанных как с расширением двусторонних связей, так и с международной обстановкой, сообщают турецкие СМИ. Во время визита Эрдогана в Ашхабад состоится заседание турецко-туркменского экономического совета, а гость из Анкары встретится с турецкими бизнесменами, работающими в Туркмении.

Заметим, на протяжении последних полутора десятков лет турецкий бизнес имеет очень хорошие позиции в Туркменистане. Турецкие компании, главным образом, строительные, неизменно находили общий язык с первым президентом республики Ниязовым. Оппозиция неоднократно заявляла о том, что высочайшее покровительство иностранным компаниям мешает развитию турецкого строительного бизнеса.

Узбекистан: Доступные дочери долины
2008-10-02 20:48 Подготовила Мария Яновская

«Первая древнейшая» профессия вечна: пока существует человечество, будут и проститутки. Власти то безуспешно запрещают проституцию, то пытаются ее контролировать, сексологи рассуждают о пользе проституции для общества, медики ведут счет заболевшим венерическими заболеваниями - а жрицы любви никогда и нигде не остаются без работы, даже в странах с преобладающим мусульманским населением. Есть ли проституция в Узбекистане? Конечно, как и во всем мире. Правда, власти делают вид, что проституции в стране нет, однако, проблему это не снимает. Наш корреспондент попытался разобраться, кто, где и почем занимается древнейшим ремеслом в Ферганской долине.

* * *

«Неужели больше негде заработать?» - спрашивал я у проституток. В ответ, как правило, звучало: «Нет. Негде». Менее категоричные отвечали вопросом на вопрос: «Можете предложить другую работу за те же деньги?»

Можно подумать, что другой работы, пусть и за меньшие деньги, в долине навалом.

Работы в Ферганской долине нет вообще. Как выжить женщине, у которой муж, брат, отец, а то и дед ушли на заработки? А если у нее дети? Младшие братья и сестры? Самый популярный ответ – идти на панель.

И многие идут.

Вернее, сначала женщина идет на мардикор-базар – там ежедневно поджидают клиентов проститутки со всей округи. А уж дальше – как повезет.

Как резко ответила мне 23-хлетняя Надира: «Не смейте меня осуждать. Я кормлю своих родителей и помогаю сестре учиться в колледже».

В Андижане взять проститутку на ночь обойдется, в среднем, около 15 долларов, но можно найти и за пять долларов, и за три. В Кусавае и Фергане та же ночь может стоить от 10 до 30 долларов, но некоторые знают места, где можно сэкономить: ночь обойдется от доллара до четырех, а то и вовсе дадите банку пива или водки – и пользуйтесь.

В выходные дороже: плата увеличивается в полтора-два раза в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье. Общее правило: чем дешевле, тем заразней. Торг уместен.

Возраст и цвет глаз значения не имеют

Проститутки на фресках в Помпеях
Точных данных о том, сколько человек в мире сегодня занимается проституцией, нет. По данным Центра женских исследований Университета Род-Айленд (США), объем мировой торговли женщинами как товаром для секс-индустрии оценивается от 7 до 12 млрд долларов в год. Например, ежегодный оборот российского рынка секс-услуг оценивается в 700–800 миллионов долларов. В Великобритании же, к примеру, где население в 2,5 раза меньше, чем в России, оборот рынка интимных услуг вдвое больше: 1,4 млрд. долларов.
В Ферганской долине проституцией может заниматься женщина любого возраста и национальности. Европейская и азиатская внешность ценятся здесь одинаково, причем одинаково дешево. Поэтому национальный состав проституток в процентном отношении примерно равен национальному составу всего населения: большинство составляют узбечки, таджички, киргизки, уйгурки; меньше русских, гречанок, немок, украинок, татарок, кореянок. В этих случаях языком межнационального общения становится русский. Если, конечно, вообще приходится разговаривать.

Впрочем, в одном случае проститутки с европейской внешностью оказываются дороже: «европейки» остались лишь в Андижане и Фергане, так что тем, кто предпочитает «белых женщин», приходится еще тратиться на дорогу.

Всех проституток долины можно условно разделить на четыре группы. Первая группа – школьницы от 9 до 16 лет. Девочек вовлекают в проституцию старшие подруги, принуждая заниматься с клиентами оральным или – реже – анальным сексом. Школьницам при этом внушают, что в подобных занятиях нет ничего постыдного или опасного: ведь девственность сохраняется, а значит, девочка зарабатывает свои деньги без ущерба для здоровья или репутации. Но девственность сохраняется недолго: вскоре после того, как девочка начинает заниматься проституцией, клиент либо уговаривает ее на первую близость, соблазняя деньгами, либо насилует. Гульнара, 19-ти лет, пожимает плечами: «Первый раз я этого не хотела. А теперь уже всё равно».

Вторая категория проституток – студентки от 17 до 25 лет. Многие из них, отучившись и получив диплом, уезжают из долины и стремятся забыть обо всем. Но многие остаются – профессия затягивает – и переходят в третью возрастную категорию: от 26 до 37 лет. Как правило, эти женщины уже сильно пьют или употребляют наркотики, среди них самый большой процент зараженных венерическими заболеваниями и самая высокая смертность.

Но те, кто выжил и сохранил здоровье, переходят в последнюю возрастную категорию – с 38 до 45 лет – и становятся «мамочками»: сутенерами, которые забирают у своих девочек до 60% заработка.

Это – реальность. А мечтают проститутки совершенно о другом будущем: либо стать содержанкой, либо поднакопить денег и уехать подальше и, как говорит большинство из тех, кого я расспрашивал, - «никогда больше не возвращаться в долину». Как сказала Оксана, 27 лет: «Я занимаюсь этим уже пять лет, коплю деньги. Скоро уеду, постараюсь выйти замуж и забыть обо всём».

На улице и дома

Проституция существует издревле
Проституция существует издревле, и пока никому не удавалось справиться с этим социальным явлением. Борьба с проституцией – занятие столь же древнее и неблагодарное, как и сама профессия. На Руси, например, еще в 1646 году царь Алексей Михайлович издал указ, в котором требовал следить, чтобы «на улицах и в переулках бляди не было». Первые публичные дома появились в России при Петре Первом, при Екатерине Второй проституток пытались перевоспитывать, отправляя работать на фабрики или загоняя в «смирительные дома». Тогда же начались обязательные медицинские осмотры проституток. Павел Первый и Александр Первый проституток запрещали, но бестолку, и потому Николай Первый снова проституток легализовал. Русские интеллигенты шлюх жалели, считая их жертвами общества, и иногда, ради спасения души, женились на них.
Советская власть приравняла проституток к классовым врагам, поскольку их труд нельзя было признать производительным, и количество женщин легкого поведения резко сократилось: кого могли, посадили, остальных отправили на работу. Однако даже Большому Террору не под силу было полностью искоренить проституцию...
Примерно 40% проституток долины – «индивидуалки». Без сутенеров и «крыши» работать выгодно, но рискованно: часто клиенты отказываются платить. Около 10% проституток предпочитают объединяться в небольшие группы, хотя бы в целях безопасности. 45% работают на улицах, и их жестко прессуют и сутенеры, и правоохранительные органы. Оставшиеся 5% - элитные девочки по вызову.

В Маргилане преобладают индивидуалки и девочки по вызову, в Кувасае – групповые объединения (назовем их «профсоюзами») и уличные проститутки, в Асаке – снова уличные и девочки по вызову. Но в Андижане и Фергане найдете всех.

Бордели в Узбекистане бывают трех видов, на любой вкус и кошелек. Самые дорогие располагаются в частных домах, часто двухэтажных, с шикарной, по местным меркам, обстановкой. К услугам клиентов дорогой алкоголь и еда, бильярд, бассейн, порно-фильмы и порно-журналы. Попасть в такой бордель можно только по рекомендации. Девочки вышколены, оплата посуточная.

Бордели «эконом-класса» устраивают в квартирах многоэтажек или в частных домах поскромнее. Из обстановки важна кровать (диван, тахта, кушетка – устроит любой вариант). Оплату берут почасовую.

Третий вид борделей – так называемые «хазы». Матрас на полу, лампочка под потолком, бутылка водки вместо денег. Можно и так.

Пользователи: продвинутые и не очень

Для начала определимся: денег на проституток у обычных жителей долины нет. Редких заработков еле хватает на еду, так что позволить себе проститутку могут далеко не все, да и то по праздникам и «вскладчину». Однако девушки без работы не остаются, а значит, есть те, кто регулярно прибегают к их услугам.

К таким регулярным клиентам относятся, прежде всего, представители среднего частного бизнеса, силовых и властных структур, иностранцы, вернувшиеся с заработков гастарбайтеры, представители духовенства и криминалитета. Девушки неохотно рассказывали мне о своих клиентах, но о духовных и криминальных лидерах вообще наотрез отказались говорить: так безопасней. Однако кое-что мне все же удалось выяснить.

Самыми лучшими клиентами считаются бизнесмены: они и платят аккуратно, и обращение у них относительно деликатное.

Силовики (прокуроры, судьи, военные, таможенники, пограничники, налоговики, фельдъегеря, милиционеры и работники Службы безопасности) предпочитают проверенных проституток класса «люкс», но платят гораздо меньше «обычного тарифа», и «мамочки» вынуждены это терпеть.

Чиновники – а это, прежде всего, руководители и работники хокимиятов (администраций) всех звеньев и различных управлений – самые отвратительные клиенты. Напиваясь, избивают девушек, требуют выполнения самых извращенных желаний, и при этом довольно часто отказываются платить.

Иностранцев, которые пользуются услугами проституток долины, можно разделить на «близких» и «дальних». К близким относятся граждане Киргизии и Таджикистана, которые платят аккуратно и ведут себя тихо. Как правило, это чиновники, бизнесмены и бандиты из Согдийской (Ленинабадской), Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областей. Они приезжают в узбекскую часть долины, потому что считается, что узбекские проститутки лучше, к тому же вдали от родного края можно позволить себе расслабиться: радикальное духовенство в Киргизии и Таджикистане не допускает открытого существования борделей.

«Дальних» иностранцев обслуживает узкий круг проституток, и «чужих» к таким клиентам не подпускают. Это англичане, турки, немцы, афганцы, выходцы из Южной Кореи, иранцы, даже украинцы – те, кто приезжает в долину и в качестве туриста, и на работу: в различные совместные предприятия, дипломатические представительства, на спортивные мероприятия и так далее. Такой клиент способен заплатить за проститутку 50-75 долларов, и часто, желая угодить нужному иностранцу и предоставить ему лучший отдых из всех возможных, девушек по вызову буквально навязывают.

Гастарбайтеры, возвращаясь из России, Казахстана, Южной Кореи или Турции, пользуются услугами проституток, пока деньги не закончатся, тем более, что в долине эти услуги в разы дешевле. (Для сравнения: по некоторым данным, в Москве уличная проститутка зарабатывает примерно 1500 долларов в месяц, бордельная проститутка – три – три с половиной тысячи). Гастарбайтеры требуют от ферганских девушек «российского» качества сервиса, а те парируют: мол, тогда и платите, как в России, а пока цена соответствует качеству.

Борьба и профилактика

Гульчатай, открой личико!
У Абдуллы не было необходимости идти в бордель, потому что дома у него был настоящий гарем. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни».
Бороться с проституцией призваны отделы нравов в областных УВД. Возглавляют эти отделы люди, как правило, предпенсионного возраста, так что особого рвения в работе они не выказывают – ни к чему. Их дело – тихо досидеть до пенсии, не нарвавшись на скандал.

В отделах нравов собрана обширная база данных как на самих проституток, так и на «мамочек», но бороться с проститутками никто не собирается: информация нужна, чтобы собирать дань: в среднем, по 45-50 долларов в месяц с каждой девушки.

У начальника отдела нравов хранятся списки девушек. Там о каждой проститутке подробно расписано: фамилия-имя-отчество, год рождения, национальность, место жительства, рабочий телефон (как правило, мобильный), какому сутенеру принадлежит, сколько платит в месяц. Обязательны пометки о перенесенных венерических заболеваниях, отдельно указывается, если девушка является осведомителем или если среди ее клиентов встречаются крупные бизнесмены или чиновники.

Списки эти хранятся в строжайшей секретности, причем даже начальство УВД не имеет полного доступа к информации: на случай проверок заготовлены сокращенные варианты списков.

Работа по борьбе с проституцией сводится к периодическим облавам (в которые никогда не попадают элитные проститутки, их предупреждают заранее). Девушек забирают, переписывают их паспортные данные, отвозят в вендиспансер. Знакомых и проверенных отпускают. А если среди тех, кого «сгребли» на улицах, на «пятаках» и в «хазах», обнаруживаются новенькие или те, кто еще не платит дань, то их быстро «ломают» в камерах УВД.

Кроме отделов нравов, секс-индустрию курирует криминал - а в том, что это целая индустрия, сомневаться уже не приходится. Кроме самих девушек, на службу клиентам поставлены шоферы (большинство – с личными автомобилями), обслуживающий персонал борделей (повара, бармены, прачки, горничные), агенты-вербовщики и пенсионеры-диспетчеры, сидящие на телефонах вызовов проституток.

Как удалось выяснить, в долине действуют семь крупных преступных группировок, и по самым скромным оценкам, проституцией в Ферганской долине занимаются примерно 15-20 тысяч девушек. Львиная доля их доходов уходит криминалу, который делится с руководящими чинами силовых структур.

Общественный контроль за проституцией возложен на махаллинские (квартальные) комитеты (видимо, чисто ради контроля председатели этих комитетов время от времени пользуются услугами проституток) и фиктивную общественную организацию – фонд «За здоровое поколение».

Международный Красный Крест и Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) периодически проводят в Ферганской долине акции по бесплатной раздаче презервативов. Иногда проституток бесплатно обследуют на предмет выявления венерических заболеваний, иногда – по желанию – им ставят противозачаточные спирали.

Не желая – и не имея возможности – справиться с проституцией как с явлением, проституток используют, чтобы шантажировать, а то и скинуть неугодного чиновника или силовика. Хокимы и их заместители, например, охотно отдыхают в обществе проституток, и забавы эти, зафиксированные на видео, уходят или в Службу Безопасности, или криминальным авторитетам, или другим заинтересованным лицам. Не всегда этим пленкам дают ход, но были случаи (в Коканде, Куве, Андижане), когда «провинившийся» либо лишался погон, либо выполнял требования шантажистов.

Фергана.Ру


В избранное