Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Денежные переводы «Юнистрим»: Бизнес десяти минут
2008-10-22 19:27 Мария Яновская

Рынок денежных переводов в Центральную Азию – один из самых динамично развивающихся: число мигрантов, отправляющихся из этих стран на заработки, растет с каждым годом, а денежные средства, поступающие в страны региона через системы денежных переводов, составляют едва ли не треть ВВП. Лидером на рынке денежных переводов в странах СНГ сегодня является российская компания «Юнистрим», контролирующая 25% рынка. Об особенностях азиатского сегмента рынка денежных переводов и о динамике его роста «Фергане.Ру» рассказал президент ОАО КБ «Юнистрим» Сурен Айриян.

«Фергана.Ру»: - Система Юнистрим работает в Центральной Азии с 2001 года. В чем специфика работы в этом регионе?

Сурен Айриян - Восточный подход к бизнесу довольно своеобразный. Там первым делом смотрят, что ты за человек, кто ты такой, а уж потом, если первый этап знакомства успешно пройден, начинают интересоваться, что за продукт ты предлагаешь, зачем ты, вообще, к ним пришел. Есть особенности восточной ментальности, которые нужно обязательно учитывать…

- В том числе и восточное отношение ко времени?

- Да, и это тоже. Но я сам армянин… Если на Востоке опаздывают на час, то армянин опоздает на двадцать минут. Здесь нет проблем, мне понятны эти задержки. Но это не главное. Когда происходит глобализация всех процессов, в том числе и в банковской сфере, люди вынуждены подстраиваться под единые стандарты.

«Фергана.Ру»: - Каков оборот вашей компании в регионе Центральной Азии?

- Объем рынка денежных переводов по СНГ – 30 миллиардов долларов в год. Через «Юнистрим» в прошлом году прошло около 3.7 миллиардов долларов, в этом году мы планируем выйти на 5 миллиардов. И доля Центральной Азии – мы сейчас говорим о бывших советских республиках, о странах СНГ – где-то треть.

- А Китай

- С Китаем у нас не очень большие обороты. Мы работаем с Bank of China, но китайцы традиционно используют свои собственные каналы перевода денег. Китай – очень специфичный рынок, во многом закрытый.

- А насколько динамично развивается рынок переводов в азиатских странах СНГ?

- У этого рынка очень хорошие перспективы, он довольно динамичен. Только за этот год – а еще только октябрь – мы уже увеличили оборот в два раза по сравнению с 2007 годом.

- Это значит, что количество трудовых мигрантов из этих стран увеличивается? Или что они стали больше зарабатывать?

- Думаю, и то, и другое. Когда мы пытаемся понять, как растет доля «Юнистрим» в общем количестве денежных переводов в эти страны – у нас данные из Центральных банков Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, - то выясняется, что, например, в Киргизию больше 50% переводов проходит через нас. В прошлом году мы перевели в Кыргызстан больше 400 миллионов долларов, а в этом году должен быть около 700 миллионов. С Узбекистаном в этом году оборот вырос почти в два раза и составит – мы предполагаем - около 900 миллионов долларов. В прошлом году в Узбекистан через нас проходило около 23% переводов, в Таджикистан – 26%, а в этом году наша доля в этих странах выросла до 35-40%. Хотя объемы самого рынка в два раза не выросли. Мы опережаем рост рынка.

- С чем это связано?

- У нас очень лояльный тариф, недорогой – 1.5-2%. Плюс качество доставки – через десять минут деньги могут быть получены адресатом. У нас все данные заполняет операционист, человек лишь дает паспорт и называет адрес, кому и куда переводить деньги. Вам остается только сверить данные. К тому же у нас большая собственная сеть, мы работаем в 75 крупных российских городах, у нас больше 300 пунктов по всей России. Собственная сеть позволяет стандартизировать услуги, и это удобно клиентам. К тому же у нас есть и дополнительные сервисы: мы принимаем любые рублевые платежи по территории России. Через офисы Юнистрим можно оплачивать телефон, интернет, коммунальные услуги, гасить кредиты.

- А в Центральной Азии? Есть собственная сеть?

- Нет, это невыгодно: придется открывать банк, развивать филиальную сеть. В Центральной Азии мы работаем только с банками-партнерами. У нас в Узбекистане 539 точек, в Казахстане – 98 точек, в Кыргызстане – 572, в Таджикистане – 491.

- А в Туркмении?

- Мы не работаем с Туркменией и не сильно пытаемся прийти на этот рынок. Туркмения не очень интересна в миграционном плане – слишком мало туркмен выезжает на заработки в Россию.

- На каком языке операционист разговаривает с клиентами?

- В России – на русском.

- А если клиент очень плохо говорит по-русски?

- У нас есть отдел диаспор, и те, кто работает в этом отделе, постоянно сотрудничают со всеми диаспорами, объясняя людям на их родном языке, как переводить деньги через «Юнистрим». И когда человек приходит в нашу кассу, он уже не стесняется и знает, что ему делать. Мы работаем даже с узбекской диаспорой в Лондоне – там недавно открылась наша дочерняя компания, из Лондона идет большой поток переводов в Узбекистан. Но мы сотрудничаем с диаспорами, не только продвигая наш продукт, мы часто выступаем спонсорами разных мероприятий и в этом видим социальную ответственность бизнеса. Например, мы собирали средства в помощь пострадавшим от землетрясения в Киргизии, и так далее.

- В какие страны СНГ идет самый большой денежный поток?

- Украина, Узбекистан, Таджикистан. Потом Армения, Азербайджан, Киргизия, Молдавия, Казахстан, Беларусь.

- Один средний перевод – это примерно сколько?

- Если брать страны Центральной Азии, самый высокий средний перевод – в Узбекистан, примерно 950 долларов, затем в Таджикистан – 910-920 долларов, а далее – в Киргизию, примерно 810 долларов.

- Узбеки больше зарабатывают?

- Видимо, да. Потому что если брать количество переводов в Узбекистан, Таджикистан и Киргизию, - оно практически равно. Разница несущественная – 2-3%.

- В какой валюте переводят деньги?

- Сейчас, в связи с кризисом, люди стараются переводить в долларах. Но у нас есть новая услуга, которая становится все популярней: в Киргизию, Молдову и Армению мы можем переводить деньги в национальной валюте, и этот перевод практически беспроцентный. Я каждый день отслеживаю динамику популярности этой услуги и вижу, что людям это нужно. Спрос растет.

- Кто-нибудь еще, кроме вас, предоставляет такую услугу?

- Нет, только мы.

- Мировой финансовый кризис сильно ударит по рынку денежных переводов?

- Не думаю. Несмотря на кризис, люди продолжают работать и пересылать деньги. Но зарплату они получают в рублях, а курс доллара растет. Поэтому, несмотря на то, что общее количество переводов увеличивается, сам размер перевода падает: раньше средний перевод был 926 долларов, а сейчас 890 долларов, и мы прогнозируем дальнейшее снижение. Но больше кризис ни в чем не должен нас затронуть: мы не имеем привлеченных со стороны средств, никому не должны. У нас «бизнес десяти минут»: принял деньги – отправил – отдал.

Беседовала Мария Яновская

Узбекистан: С 16 ноября опять на 12 процентов повышают зарплаты и пенсии
2008-10-22 21:12 ИА Фергана.Ру

22 сентября 2008 года президент Узбекистана Ислам Каримов подписал указ «О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий», согласно которому с 16 ноября заработная плата работникам бюджетных организаций, а также пенсии, стипендии и социальные пособия будут повышены в среднем в 1,12 раза.

Размер минимальной зарплаты составит 28.040 сумов в месяц ($20); пенсии по возрасту – 55.550 сумов ($40); начального (нулевого) разряда по единой тарифной сетке – 28.040 сумов ($20); пособия инвалидам с детства – 55.550 сумов ($40); пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, - 33.645 сумов в месяц ($24).

В нынешнем году это будет уже третье по счету повышение зарплат и пенсий (в апреле они были увеличены на 12 процентов, в сентябре – на 20), чего раньше никогда не происходило – обычно их повышали 1-2 раза в год. В общей сложности с начала года с учетом нынешнего повышения размер минимальной зарплаты увеличивается на 50,5 процентов (с 18.630 до 28.040 сумов), а минимальной пенсии и пособия инвалидам с детства – на 47 процентов (с 36.900 до 55.550 сумов).

Особой радости в Узбекистане известие о повышении зарплат и соцпособий не вызывает. Несмотря на то, что в преамбуле президентского указа как обычно говорится о том, что он направлен на «дальнейшее повышение доходов и уровня жизни населения, а также усиление социальной поддержки граждан республики», в действительности, это - пустые слова.

Основная цель всех этих повышений – легкое пополнение бюджета. В Узбекистане известно буквально каждому, что главным результатом повышения зарплат и пособий всякий раз становится не повышение уровня жизни, а синхронное повышение цен на бензин, услуги государственных монополистов, продукты и товары первой необходимости, в результате чего платить за всё это приходится значительно больше, чем до повышения, особенно не «бюджетникам», то есть подавляющему большинству граждан страны. Грубо говоря, часть денег государство раздает, зато еще больше собирает.

Посмотрим, например, насколько повысились цены после сентябрьского 20-процентного повышения зарплат и соцпособий. С 15 сентября на 22 процента подорожал бензин марок AИ-80 и АИ-91 (в отличие от Кыргызстана и России, где в связи с падением цен на нефть стоимость бензина снизилась). С 1 октября в Ташкенте на 15 процентов повысились тарифы на центральное отопление и горячее водоснабжение, на 10 процентов - стоимость жилищных эксплуатационных услуг и на 13 процентов - электроэнергия. Один кубометр газа, отпускаемого населению, подорожал на 16,6 процента.

С 6 октября на 20 процентов подорожал хлеб – стоимость 600-граммовой буханки формового хлеба увеличилась с 250 до 300 сумов. На 16,6 процентов подорожал проезд в общественном транспорте – с 300 до 350 сумов. И, разумеется, мгновенно поднялись цены на рынках и в магазинах. Заметьте – все это только за полтора месяца.

В этой связи уместно вспомнить о прошлогоднем заявлении И.Каримова, который в своем новогоднем обращении к народу Узбекистана заявил, что инфляция или рост цен в 2007 году не превысил 6,8 процента.

Нынешнее совершенно неожиданное повышение зарплат и соцпособий говорит в первую очередь о двух вещах: о том, что денег в бюджете, по всей видимости, осталось мало, в связи с чем и возникла острая необходимость его пополнения, а также о том, что скоро Узбекистан накроет новой волной инфляции.

Соб. инф.


В избранное