Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Президент Пакистана совершает государственный визит в Китай
2008-10-15 11:07 ИА Фергана.Ру

По приглашению председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао президент Пакистана Асиф Али Зардари прибыл вечером 14 октября в Пекин с четырехдневным государственным визитом, сообщает Женьминь-Жибао.

Это первый официальный визит Зардари в зарубежную страну после вступления в сентябре этого года в должность президента. В ходе визита запланированы его переговоры с Ху Цзиньтао и встречи с председателем постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) У Банго, премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао и другими руководителями КНР.

Предполагается, что главная цель поездки - добиться увеличения инвестиций КНР в Пакистан. По информации Радио Свобода, на переговорах стороны обсудят возможность заключения договора о сотрудничестве в области атомной энергетики как противовес недавнему соглашению между Индией и США.

В преддверии своего визита Зардари заявил китайским СМИ, что Пакистан и Китай имеют широкие перспективы сотрудничества. Он выразил надежду на дальнейший подъем двусторонних партнерских отношений и стратегического взаимодействия и углубление двустороннего сотрудничества во всех сферах, особенно в торгово-экономической.

Китайская сторона также уделяет повышенное внимание этому визиту и намерена укрепить обмены и сотрудничество между двумя сторонами в области политики, экономики и торговли, продвигать развитие дружбы и отношений стратегического партнерства и сотрудничества между Китаем и Пакистаном.

В Исламабаде отношения с Пекином рассматривают в качестве приоритетных, относя Китай к числу ближайших союзников и партнеров. Активные разноуровневые контакты имеются в политической, торгово-экономической, военной, научно-технической и других сферах. Регулярно проходят визиты глав государств и правительств. В апреле 2005 года между двумя странами был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедских отношениях, который зафиксировал важнейшие направления стратегического партнерства двух государств. В документе содержится положение о том, что подписавшие его стороны не могут вступать в союзы или иные объединения, заключать соглашения с третьими странами и предоставлять им свою территорию, если это создает угрозу для одного из них. Осуществляется интенсивный обмен делегациями по линии парламентов, военных и деловых кругов, научных и молодежных организаций.

Washington Post: Администрация Буша давала письменное разрешение пытать подозреваемых в терроризме
2008-10-15 11:37 ИА Фергана.Ру

Обозревателю влиятельной американской газеты The Washington Post стало известно, что существует два письменных распоряжения 2003 и 2004 годов, направленных Администрацией Джорджа Буша тогдашнему директору ЦРУ Джорджу Тенету (George J. Tenet). В этих записках письменно подтверждается согласие Белого Дома на ужесточение методов допроса подозреваемых в пособничестве «Аль-Каиде», в том числе разрешена так называемая «пытка утоплением».

Записки эти появились после того, как Тенет жестко потребовал от Кондолизы Райс и Дика Чейни письменного подтверждения согласия Белого Дома на пытки заключенных. Требование шефа американской разведки было вызвано растущим беспокойством среди офицеров ЦРУ, что если методы дознания станут известны общественности, разразится скандал, и именно ЦРУ будет признано виновным и привлечено к ответственности.

По данным The Washington Post, между Райс, Чейни и высшими чинами ЦРУ проходили регулярные секретные встречи, и некоторые офицеры ЦРУ и представители Администрации на условиях строжайшей анонимности подтверждают, что вопросы о необходимости пыток поднимались, и Белый Дом соглашался на ужесточение методов.

«Нам объясняли, что вот-вот произойдет вторая атака террористов, и необходимо любыми способами попытаться спасти людей», - говорит один из чиновников Администрации.

Но когда общественности стало известно о пытках в Абу-Грейб, Белый Дом попытался дистанцироваться от методов ЦРУ. Тогда напряжение между ЦРУ и Белым Домом сильно возросло, и Тенет понял, что ему необходима серьезная письменная «страховка», и уверения представителей Министерства Юстиции, что письменные подтверждения не нужны, не убедили Тенета отступить.

Через пытку утоплением, о которой идет речь в записках, прошло трое заключенных в июне 2003 года. К этому времени количество предполагаемых террористов, содержащихся в секретной тюрьме ЦРУ, увеличилось в девять раз (по сравнению с периодом до сентября 2001 года), в том числе, был арестован Халид Шейх Мохаммед, один из предполагаемых организаторов атаки 11 сентября.

Указанная пытка заключается в том, что человека привязывают к доске, закрывают ему лицо и льют воду на нос и рот, имитируя утопление.

Сокращенный перевод – Мария Яновская © Фергана.Ру

Кыргызстан: Ревком по отставке президента обнародовал план своих действий
2008-10-15 12:35 ИА Фергана.Ру

15 октября в Бишкеке революционный комитет по отставке президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, до этого находившийся в подполье, провел пресс-конференцию, на которой обнародовал план своих дальнейших действий.

Председатель ревкома Азимбек Бекназаров, бывший глава партии «Эркиндик» Топчубек Тургуналиев, руководитель партии «Зеленых» Эркин Булекбаев, экс-губернатор Ошской области Киргизии Анвар Артыков, глава Комитета по правам человека Рамазан Дырылдаев рассказали журналистам, что именно они намерены предпринять для того, чтобы отставка президента Курманбека Бакиева произошла «конституционным путем».

Сначала они сообщили, что ревком переименован и теперь официально называется «Народное революционное движение Кыргызстана» (НРДК). «Революционеры» намерены в конце октября - начале ноября этого года провести организационный курултай, на котором будет утвержден план дальнейших действий. Инициаторы пресс-конференции пообещали, что в начале ноября будут предприняты конкретные меры по отставке президента Курманбека Бакиева.

По их словам, против властей сегодня настроено более восьмидесяти процентов населения, люди ждут, когда оппозиция объединится и начнет действовать. Члены НДРК заявили о готовности объединиться с любыми представителями оппозиции для «решения задачи № 1 – смещения с поста Курманбека Бакиева». В случае своего успеха они намерены «строить светское унитарное государство, концепция развития которого будет опубликована в ближайшее время на трех языках - киргизском, русском и английском».

Напомним, что в конце августа «Фергана.Ру» опубликовала попавший в ее распоряжение текст обращения ревкома к народу Кыргызстана, который впоследствии был размножен ревкомовцами в количестве 25 тысяч экземпляров и распространен среди населения. Отметим, что данная информация не получила отражения в местной киргизской прессе, несмотря на доступность информации и самого текста обращения.

В сегодняшнем обращении «революционеров», как и прежде, много внимания уделено личности действующего президента Курманбека Бакиева, пришедшего к власти революционным путем в 2005 году при помощи своих соратников, большинство из которых затем были отправлены в отставку.

«Иного пути, кроме как конституционная отставка президента Курманбека Бакиева, нет. Обращения к президенту со словами: «Отправьте в отставку парламент, правительство, сами оставайтесь, назначьте новые выборы, сформируйте коалиционное правительство, проведите конституционную реформу», - не есть борьба, это торговля. У президента было три года на исправление ошибок, результат вам известен», - говорится в обращении бывшего ревкома.

«Революционеры» обратились ко всем кыргызстанцам с призывом вступать в их ряды и содействовать досрочной отставке президента Курманбека Бакиева конституционным путем.

НРДК заявляет, что в случае досрочной отставки президента Бакиева будет создано временное коалиционное правительство, назначены новые выборы в парламент, организован референдум, на котором народ может выбрать форму государственную управления - парламентскую, президентскую или смешанную. Обещается, что новый парламент примет новую конституцию, в которой будут учтены пожелания народа.

Кроме того, на сегодняшней пресс-конференции председатель ревкома, бывший генпрокурор Кыргызстана Азимбек Бекназаров сообщил журналистам, что 19 октября президент Курманбек Бакиев улетает в Германию на лечение. Напомним, что весной этого года именно Азимбек Бекназаров первым заявил об отъезде президента Бакиева в Германию, тогда глава государства провел в отпуске 28 дней. Между тем, руководитель пресс-службы президента Алмас Турдумаматов отказался комментировать «Фергане.Ру» сегодняшнее сообщение Азимбека Бекназарова о предстоящей поездке президента.

Кыргызстан: Президент Курманбек Бакиев пройдет в Германии повторный курс лечения
2008-10-15 14:14 ИА Фергана.Ру

На следующей неделе президент Кыргызстана Курманбек Бакиев поедет в Германию, чтобы пройти повторный курс лечения. Эту информацию «Фергане.Ру» подтвердил пресс-секретарь президента Нурланбек Шакиев.

«Как вы знаете, президент весной этого года прошел в Германии курс лечения суставов. Врачи ему уже тогда говорили о необходимости повторения процедуры. Президент во время своего обращения к народу и парламенту (запланированного на 17 октября. - Прим. ред.) намерен сказать об этом лично», - сказал пресс-секретарь главы Кыргызстана.

Напомним, в прошлом году после внезапного отъезда Курманбека Бакиева из-за отсутствия официальной информации по стране ходили слухи о серьезных проблемах со здоровьем главы государства. Официальные органы отрицали факт заболевания Курманбека Бакиева, но он сам, вернувшись в Бишкек после 28-дневного отсутствия, сообщил, что прошел курс лечения.

И тогда, и сегодня об отъезде президента в Германию на лечение раньше официальных источников сообщил председатель революционного комитета по отставке главы государства Азимбек Бекназаров.

Как стало известно «Фергане.Ру», революционный комитет Бекназарова, переименованный в «Народное революционное движение Кыргызстана», не намерен в отсутствие президента в стране совершать активных действий.

Узбекистан: Фотопроект «Ташкентале-2008» продемонстрирует разум и интуицию, жесты и мимику
2008-10-15 14:37 Люция Расмус (Ташкент)

С 21 по 28 октября в Ташкенте пройдут IV Международная Фотобиеннале «Ташкентале-2008» и Фестиваль актуального фото/видео-искусства «Восток-Запад. Ташкентский перекресток». Корреспондент «Ферганы.Ру» встретилась с одним из организаторов биеналле - директором Ташкентского Дома Фотографии (ТДФ) Шахнозой Каримбабаевой сразу после ее возвращения из Берлина. И, конечно же, первый вопрос был связан с поездкой в Германию - что побудило директора ТДФ уехать так далеко в самый разгар подготовки «Ташкентале-2008»?

- Дело в том, что Гете-институт в Санкт-Петербурге инициировал проект, посвященный падению Берлинской стены, - поясняет Шахноза Каримбабаева. - Как известно, в 2009 году будет отмечаться двадцатилетие объединения Германии, и к этой дате готовится проект под рабочим названием «Меняющийся мир, рассказанное время», в котором участвуют немецкие фотографы и мастера фото из стран СНГ. Основной куратор этого выставочного проекта Юлия Ройтер пригласила своих коллег из стран-партнеров - Украины, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Грузии и России, - на встречу в Берлине.

Мы обсуждали вопрос о том, как объединить проекты разных стран, чтобы представить объективную картину того, что произошло за период с 1989 по 2009 годы. От каждой страны-участницы было отобрано по одной серии одного фотографа. Выставку планируется провести в июне 2009 года в Берлине, Москве и далее – последовательно во всех столицах стран-участниц проекта. Наша страна представляет серию Виктора Ана.

Хочу заметить, что Узбекистан и Россия – две страны, которые были представлены государственными учреждениями, и только наша страна была представлена структурой, непосредственно занимающейся развитием художественной фотографии. Остальные государства представили разные виды современного искусства - видеоарт, концептуальные работы. Было много разговоров о развитии самой фотографии и некоторое непонимание со стороны других участников, связанное с тем, что они занимаются современным искусством. Когда речь идет о художественной фотографии, необходимо помнить об определенных критериях, которые нужно соблюдать. Конечно, со временем мы понимаем, что современное искусство должно синтезировать и фотографию, и живопись, и кинематографию. Так как я занимаюсь фотографией, я выступаю как сторонник этого вида искусства, а именно – художественной, документальной, репортажной фотографии, потому что это все-таки социальный проект, и для меня было важно представить события в реальном формате.


Поколения. Лиза Хорват, Канада. Фото ИА «Фергана.Ру»

Фергана.Ру: - Были какие-то ограничения со стороны организаторов в отношении выбора вида искусства?

Ш.Каримбабаева: - Думаю, что момент непонимания был вызван именно тем, что первоначально в концепции этого проекта фигурировала художественная фотография. А в итоге многие кураторы привезли работы видео-артистов. Например, современное искусство России представляла директор Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор. Она внимательно изучает это направление с 1991 года. В отличие от многих, Анна хорошо понимает то, что фотография имеет свои правила, свои направления развития. Для современного искусства важно не изображение, а идея и текст, концепция. Существует мнение, что «фотография должна сама говорить за себя».

Раньше фотографы пытались «рассказать время» в одной фотографии. Это было очень трудно, потому что помимо каких-то чисто технических навыков, они должны были обладать уникальным опытом и видением, чтобы зафиксировать момент времени и дать представление о нем и ощущение его зрителю. Сейчас фотография тоже приобретает концептуальный вид. Фотографы снимают серии. Первым, кто стал снимать такие концептуальные философские серии в Узбекистане, стал Виктор Ан. В Берлине я представила его серию «Арал», в которой есть фотографии 1989 и 2005 годов. Ан - это и художник, и мыслитель, и главное - профессиональный фотограф.

Фергана.Ру: - Помимо встречи с организаторами и участниками проекта «Меняющийся мир, рассказанное время», Вы провели еще и очень важные переговоры по совместным проектам с представителями немецких музеев.

Ш.Каримбабаева: - Да, в Германии прошел ряд встреч, очень важных для нас в плане дальнейшего сотрудничества, - с тем же Пергамон-музеем, другими немецкими партнерами. В декабре этого года при содействии Посольства Узбекистана в Германии мы планируем открыть в Музее Грасси (Лейпциг) выставку, посвященную 2200-летию Ташкента.


DELERIUM. Павел Ким, Узбекистан. Фото ИА «Фергана.Ру»

Фергана.Ру: - Расскажите, пожалуйста, о «Ташкентале-2008».

Ш.Каримбабаева: - Мы подошли к черте, когда уже можно говорить о том, что мы будем реально представлять на биеннале. Во-первых, расширилась география стран-участниц. В этом году впервые будут представлены фотографы из Саудовской Аравии, Венгрии, Канады. Таким образом, у нас есть возможность расширить и углубить представление о Востоке и о Западе. Во-вторых, заявленные нами темы «Разум и интуиция» и «Жесты и мимика» дают возможность поговорить об историческом развитии и значении самого искусства фотографии.

Раньше фотографы в связи с ограниченными техническими возможностями часами стояли и снимали только пейзажи и портреты. Они не могли зафиксировать движение, какие-то мимолетные моменты, мгновения бытия. Сейчас мы живем в мире высоких технологий, и у художников-фотографов появились уникальные технические возможности для творческих поисков. Как они используют эти возможности? Каких результатов позволяет достичь интуиция художника? Конечно, до сих пор существуют и постановочные кадры, где главенствует разум, доминирует осознанный подход к созданию художественной фотографии. Мы все время говорили, что Восток живет интуицией, а Запад – разумом. Нам показалось интересным соединить эти две концепции в фотографии.


Три грации. Янош Эйферт, Венгрия. Фото ИА «Фергана.Ру»

«Жесты и мимика» - здесь мы попытались представить возможности фотографии и видеоарта. Как известно, развитие кинематографии, как и фотографии, очень сильно зависит от технического прогресса. С другой стороны, эта тема дает возможность представить еще один аспект – есть жесты и мимика интернациональные, понятные в любой точке земного шара, а есть своеобразные, присущие только одному народу. Думаю, это будет интересно нашим зрителям.

Если на первых наших биеннале мы просто знакомили публику с явлениями, которые существуют в мире современной фотографии, то теперь у нас есть возможность показать историю и развитие. Поначалу мы планировали представить и историческую фотографию. Но потом все-таки решили показать работы современных фотографов, то, как они используют в своей работе самые разнообразные современные творческие методы.

Фергана.Ру: - Можете ли Вы назвать имена участников, которые являются знаковыми лично для Вас?

Ш.Каримбабаева: - Не хочу выделять никого. Конечно, есть такое явление – на каждую биеннале ее кураторы стараются приглашать звезд первой величины. Но пришло время, когда мы пытаемся понять, что же доминирует: современная фотография или классическая? И в этом плане для нас важны работы участников из разных стран, профессионалов, которые ежедневно работают в фотографии.


Face. Сауд Махджуб, Саудовская Аравия. Фото ИА «Фергана.Ру»

Третья наша тема – «Молодежь и время» - посвящена Году молодежи в Узбекистане. Мы получили очень много работ от молодых о молодых. И мы понимаем, что это те самые люди, которые через некоторое время будут решать, что и как будет развиваться в этом мире. Они очень интересно работают, у них другое мышление, совсем другая школа, другой мир. Это те поколения, которые выросли в период Независимости, им присуща открытость и раскованность, они не обременены опытом знания того, что было до этого периода.

Еще один проект, который будет осуществляться уже непосредственно в дни работы биеннале, связан со столицей Узбекистана: все участники из разных стран мира будут снимать Ташкент, из этих фотографий мы планируем составить отдельную экспозицию, посвященную юбилею нашего города. Думаю, это будет очень интересно – представить взгляд профессиональных фотографов из разных стран мира на нашу столицу.

Люция Расмус

Узбекистан: Фотопроект «Ташкентале-2008» продемонстрирует разум и интуицию, жесты и мимику
2008-10-15 14:37 Люция Расмус (Ташкент)

С 21 по 28 октября в Ташкенте пройдут IV Международная Фотобиеннале «Ташкентале-2008» и Фестиваль актуального фото/видео-искусства «Восток-Запад. Ташкентский перекресток». Корреспондент «Ферганы.Ру» встретилась с одним из организаторов биеналле - директором Ташкентского Дома Фотографии (ТДФ) Шахнозой Каримбабаевой сразу после ее возвращения из Берлина. И, конечно же, первый вопрос был связан с поездкой в Германию - что побудило директора ТДФ уехать так далеко в самый разгар подготовки «Ташкентале-2008»?

- Дело в том, что Гете-институт в Санкт-Петербурге инициировал проект, посвященный падению Берлинской стены, - поясняет Шахноза Каримбабаева. - Как известно, в 2009 году будет отмечаться двадцатилетие объединения Германии, и к этой дате готовится проект под рабочим названием «Меняющийся мир, рассказанное время», в котором участвуют немецкие фотографы и мастера фото из стран СНГ. Основной куратор этого выставочного проекта Юлия Ройтер пригласила своих коллег из стран-партнеров - Украины, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Грузии и России, - на встречу в Берлине.

Мы обсуждали вопрос о том, как объединить проекты разных стран, чтобы представить объективную картину того, что произошло за период с 1989 по 2009 годы. От каждой страны-участницы было отобрано по одной серии одного фотографа. Выставку планируется провести в июне 2009 года в Берлине, Москве и далее – последовательно во всех столицах стран-участниц проекта. Наша страна представляет серию Виктора Ана.

Хочу заметить, что Узбекистан и Россия – две страны, которые были представлены государственными учреждениями, и только наша страна была представлена структурой, непосредственно занимающейся развитием художественной фотографии. Остальные государства представили разные виды современного искусства - видеоарт, концептуальные работы. Было много разговоров о развитии самой фотографии и некоторое непонимание со стороны других участников, связанное с тем, что они занимаются современным искусством. Когда речь идет о художественной фотографии, необходимо помнить об определенных критериях, которые нужно соблюдать. Конечно, со временем мы понимаем, что современное искусство должно синтезировать и фотографию, и живопись, и кинематографию. Так как я занимаюсь фотографией, я выступаю как сторонник этого вида искусства, а именно – художественной, документальной, репортажной фотографии, потому что это все-таки социальный проект, и для меня было важно представить события в реальном формате.


Поколения. Лиза Хорват, Канада.

Фергана.Ру: - Были какие-то ограничения со стороны организаторов в отношении выбора вида искусства?

Ш.Каримбабаева: - Думаю, что момент непонимания был вызван именно тем, что первоначально в концепции этого проекта фигурировала художественная фотография. А в итоге многие кураторы привезли работы видео-художников. Например, современное искусство России представляла директор Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор. Она внимательно изучает это направление с 1991 года. В отличие от многих, Анна хорошо понимает то, что фотография имеет свои правила, свои направления развития. Для современного искусства важно не изображение, а идея и текст, концепция. Существует мнение, что «фотография должна сама говорить за себя».

Раньше фотографы пытались «рассказать время» в одной фотографии. Это было очень трудно, потому что помимо каких-то чисто технических навыков, они должны были обладать уникальным опытом и видением, чтобы зафиксировать момент времени и передать это ощущение зрителю. Сейчас фотография тоже приобретает концептуальный вид. Фотографы снимают серии. Первым, кто стал снимать такие концептуальные философские серии в Узбекистане, стал Виктор Ан. В Берлине я представила его серию «Арал», в которой есть фотографии 1989 и 2005 годов. Ан - это и художник, и мыслитель, и главное - профессиональный фотограф.

Фергана.Ру: - Помимо встречи с организаторами и участниками проекта «Меняющийся мир, рассказанное время», Вы провели еще и очень важные переговоры по совместным проектам с представителями немецких музеев.

Ш.Каримбабаева: - Да, в Германии прошел ряд встреч, очень важных для нас в плане дальнейшего сотрудничества, - с тем же Пергамон-музеем, другими немецкими партнерами. В декабре этого года при содействии Посольства Узбекистана в Германии мы планируем открыть в Музее Грасси в Лейпциге выставку, посвященную 2200-летию Ташкента.


DELERIUM. Павел Ким, Узбекистан.

Фергана.Ру: - Расскажите, пожалуйста, о «Ташкентале-2008».

Ш.Каримбабаева: - Мы подошли к черте, когда уже можно говорить о том, что мы будем реально представлять на биеннале. Во-первых, расширилась география стран-участниц. В этом году впервые будут представлены фотографы из Саудовской Аравии, Венгрии, Канады. Таким образом, у нас есть возможность расширить и углубить представление о Востоке и о Западе. Во-вторых, заявленные нами темы «Разум и интуиция» и «Жесты и мимика» дают возможность поговорить об историческом развитии и значении самого искусства фотографии.

Раньше фотографы в связи с ограниченными техническими возможностями часами стояли и снимали только пейзажи и портреты. Они не могли зафиксировать движение, какие-то мимолетные моменты, мгновения бытия. Сейчас мы живем в мире высоких технологий, и у художников-фотографов появились уникальные технические возможности для творческих поисков. Как они используют эти возможности? Каких результатов позволяет достичь интуиция художника? Конечно, до сих пор существуют и постановочные кадры, где главенствует разум, доминирует осознанный подход к созданию художественной фотографии. Мы все время говорили, что Восток живет интуицией, а Запад – разумом. Нам показалось интересным соединить эти две концепции в фотографии.


Три грации. Янош Эйферт, Венгрия.

«Жесты и мимика» - здесь мы попытались представить возможности фотографии и видеоарта. Как известно, развитие кинематографии, как и фотографии, очень сильно зависит от технического прогресса. С другой стороны, эта тема дает возможность представить еще один аспект – есть жесты и мимика интернациональные, понятные в любой точке земного шара, а есть своеобразные, присущие только одному народу. Думаю, это будет интересно нашим зрителям.

Если на первых наших биеннале мы просто знакомили публику с явлениями, которые существуют в мире современной фотографии, то теперь у нас есть возможность показать историю и развитие. Поначалу мы планировали представить и историческую фотографию. Но потом все-таки решили показать работы современных фотографов.

Фергана.Ру: - Можете ли Вы назвать имена участников, которые являются знаковыми лично для Вас?

Ш.Каримбабаева: - Не хочу выделять никого. Конечно, есть такое явление – на каждую биеннале ее кураторы стараются приглашать звезд первой величины. Но пришло время, когда мы пытаемся понять, что же доминирует: современная фотография или классическая? И в этом плане для нас важны работы участников из разных стран, профессионалов, которые ежедневно работают в фотографии.


Face. Сауд Махджуб, Саудовская Аравия.

Третья наша тема – «Молодежь и время» - посвящена Году молодежи в Узбекистане. Мы получили очень много работ от молодых о молодых. И мы понимаем, что это те самые люди, от которых спустя время будет зависеть, как изменится этот мир. Они очень интересно работают, у них другое мышление, совсем другая школа. Это поколение, которое выросло в период Независимости, им присуща открытость и раскованность, они не обременены тяжелым опытом прошлого.

Еще один проект, который будет осуществляться уже непосредственно в дни работы биеннале, связан со столицей Узбекистана: все участники из разных стран мира будут снимать Ташкент, из этих фотографий мы планируем составить отдельную экспозицию, посвященную юбилею нашего города. Думаю, это будет очень интересно – представить взгляд профессиональных фотографов из разных стран мира на нашу столицу.

Люция Расмус

«Любовь на расстоянии»: История гастарбайтера, рассказанная по-шведски
2008-10-15 15:35 Светлана Гафарова

Шведская кинокомпания Auto Images сняла документальный фильм о мытарствах гастарбайтера из Оша «Любовь на расстоянии». Картина шведской журналистки Элин Йонcсон участвовала в конкурсной программе престижного скандинавского фестиваля «Нордик панорама», в ноябре фильм пойдет в кинотеатрах Стокгольма и Мальме. Создатели фильма надеются, что картину увидят в России и сочувствующий взгляд на тяжелую жизнь гастарбайтеров поможет смягчить отношение россиян к трудовым мигрантам.

- Замысел картины - рассказ о нелегкой доле гастарбайтера на примере конкретного человека, - родился во время разговора со шведской коллегой, журналисткой Элин Йонссон, автором великолепных репортажей о жизни в странах Центральной Азии, - рассказывает продюсер фильма с киргизской стороны, журналистка Жылдыз Бекбаева. – В поисках героя мы расспросили шестьдесят безработных в возрасте от 17 до 25 лет. История Алишера Султанова тронула нас, и мы решили снимать о нем фильм.

Простая история узбекской семьи: тиран-отец спивается, мать больна и покорна судьбе, младшая сестра оканчивает школу и мечтает поступить в вуз. Еще есть 17-летняя жена Алишера, ждущая ребенка. 18-летний Алишер решает вытащить семью из нищеты и отправляется на заработки.

Оператор фильма Юн Радберг
Оператор фильма Юн Радберг

«Любовь на расстоянии» - это полуторачасовой фильм о трех годах мытарств, работы и жизни в тяжелейших условиях.

Камера следит за Алишером. Вот он собирается на заработки в Москву, едет на поезде, переполненном такими же, как он, безработными, которые отправляются на чужбину в надежде изменить жизнь к лучшему. В российской столице четыре месяца ждет он разрешения на работу, считая каждую копейку до первого заработка. И тоскует по жене и ребенку, который уже родился.

Элин Йонссон снимает, в каких условиях живут гастарбайтеры: по 30-40 человек в одном старом вагончике на стройке или в однокомнатной квартирке, скудная пища – люди отказывают себе во многом, чтобы прокормить близких, оставшихся на родине.

Но вот Алишер уже довольно ловок на стройке, уже зарабатывает неплохие, по ошским меркам, деньги. И тут из дома приходит чудовищное известие: отец заложил квартиру, деньги исчезли неизвестно куда, семья осталась на улице. Алишер спешно возвращается в Ош, находит и снимает для семьи жилье, и вновь уезжает на заработки, теперь уже в Бишкек.

Фильм заканчивается тем, что к Алишеру приезжает жена, ждущая уже второго ребенка, и молодая пара строит планы на будущее.

- Алишер и его семья видели фильм, правда, не весь, - мы к тому времени еще не успели его полностью смонтировать, - рассказывает Элин Йонссон, шведская журналистка, о книге которой «Искусство скрывать массовое убийство», посвященной андижанским событиям, писала «Фергана.Ру». – Мы очень волновались, понравится ли фильм Алишеру, очень боялись. Но нет, все понравилось и ему, и маме. Они даже смеялись. Их смутила только сцена, где Алишер с женой разговаривают, лежа в кровати.

Продюсер из Кыргызстана Жылдыз Бекбаева и шведский журналист Элин Йонссон
Продюсер из Кыргызстана Жылдыз Бекбаева и шведский журналист Элин Йонссон

- Западного зрителя взволновала история ошского безработного. Во время обсуждения фильма, уже после показа, многие интересовались, не могут ли они как-то помочь главному герою и его семье, - рассказывает Жылдыз Бекбаева.

- Мы давно думали, как можно помочь семье Алишера, - подтверждает Элин Йонссон, - хотели даже создать фонд помощи, поговорить с предпринимателями. Но как сделать, чтобы Алишер смог воспользоваться нашей помощью? Ведь мы не можем просто дать ему денег – люди, которые хотят помочь, желают точно знать, на что пойдут их деньги. Это должен быть счет на образование сестры Алишера или на жилье. На днях у них должен родиться второй ребенок, так что их жизнь довольно тяжела.

В ноябре фильм выйдет на экраны кинотеатров в Мальме и Стокгольме, потом, как надеются создатели фильма, будет показан по шведскому телевидению, которое вместе с Институтом Кино Швеции, некоторыми другими телекомпаниями и кинофондами финансировали создание картины. Фильм увидят на самых разных кинофестивалях и кинофорумах, и может, покупкой прав на «Любовь на расстоянии» заинтересуются российские или киргизские телекомпании.

«Скорее всего, в Киргизии вообще не знают, что снят такой фильм, - улыбается Элин Йонссон. – Но я бы очень хотела, чтобы наш фильм увидели в России. Судьба Алишера вызывает сочувствие, и это сочувствие может изменить отношение к гастарбайтерам. Трудовые мигранты глубже, чем о них принято думать, например, в Москве».

Светлана Гафарова, Фото Жылдыз Бекбаевой.


В избранное