Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Китай: Посетителей пекинских интернет-кафе будут фотографировать
2008-10-20 14:50 ИА Фергана.Ру

По сообщению China Tech News, администрация столицы Китая утвердила положение об усиленном контроле над интернет-кафе. Согласно особому распоряжению, все впервые посещающие общественные залы доступа во Всемирную сеть будут подвергаться проверке документов и фотографированию.

По информации Интерфакса, цель нововведения – предотвратить использование посетителями Интернет-кафе чужих идентификационных данных. Ранее распоряжением пекинского городского правительства владельцам Интернет-кафе было приказано регистрировать посетителей под их подлинными именами, а не под сетевыми псевдонимами.

По новым правилам, все желающие получить доступ в Интернет в специализированных публичных заведениях обязаны сфотографироваться на входе. Одновременно сканер, установленный под фотокамерой, будет проверять удостоверения личности. Полученная таким образом информация поступит на хранение в архив контрольного центра Пекинского подразделения культурного правопорядка (Beijing's Law Enforcement Team for Culture). При последующих посещениях интернет-кафе достаточно будет предъявить номер идентификационной карты.

Фотографии и имена клиентов интернет-кафе, а также сведения об их возрасте и адресах будут вноситься также в компьютерную базу данных местных отделений полиции. В соответствии с действующим в КНР законодательством, клиентами интернет-кафе не могут быть лица моложе 18 лет.

В настоящее время в Пекине насчитывается более полутора тысяч интернет-кафе. До конца 2008 года их владельцам придется в обязательном порядке установить и ввести в эксплуатацию необходимое для осуществления мониторинга оборудование.

Согласно статистике, по состоянию на конец 2007 года в Китае насчитывалось примерно 110 тысяч интернет-кафе. В конце июня 2008 года число их клиентов достигло 99,18 млн. человек.

Напомним, что контроль над посетителями Интернет-кафе распространен и в странах Центральной Азии. К примеру, в Туркменистане при оплате услуг в Интернет-кафе необходимо предъявить паспорт, а единственный в стране Интернет-провайдер блокирует многие «нежелательные» веб-ресурсы.

Аналогично поступают и провайдеры Узбекистана. «Фергана.Ру» не раз сообщала, что в течение шести последних лет власти страны систематически блокируют доступ к информационным и общественно-политическим веб-ресурсам, считающимся «неугодными», а все ведомственные и государственные учреждения обязаны представлять соответствующим органам отчеты о наличии в офисах компьютеров и возможности доступа в Интернет.

Кыргызстан: В новом налоговом кодексе число видов налогов снижено вдвое
2008-10-20 15:26 ИА Фергана.Ру

Как сообщает пресс-служба президента Кыргызстана, 20 октября глава республики Курманбек Бакиев подписал новый налоговый кодекс. Самым главным новшеством документа является снижение количества видов налогов - с шестнадцати до восьми.

Согласно новому налоговому кодексу, ставка НДС снижена с двадцати до двенадцати процентов. Ставка единого налога для субъектов малого бизнеса, работающих по упрощенной системе налогообложения, снижена с десяти до шести процентов. Налоги на воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы заменены налогом на недра.

Власти Киргизии заверяют, что новый налоговый кодекс содержит стимулирующие меры для развития определенных отраслей хозяйства республики. Так, к примеру, для горнодобывающей промышленности предусмотрена стабилизация режима налогообложения и ускоренная амортизация основных средств. Те, кто занят переработкой плодов, овощей и ягод, освобождаются от уплаты налога на часть прибыли, направленную на реинвестирование, а также от уплаты НДС. Для стимулирования развития сельского хозяйства и сельскохозяйственной инфраструктуры товарно-сервисные кооперативы освобождены от налога и так далее.

Кроме того, три вида налогов (налог на автодороги, налог на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, налог за оказание платных услуг населению и с розничных продаж) теперь будет заменять налог с продаж.

Количество ежемесячных и квартальных отчетов сокращено более чем в три раза. Отныне налогоплательщики в Кыргызстане могут предоставлять налоговую отчетность в электронной форме посредством Интернета без личного контакта с представителями налоговых органов.

Помимо этого установлен срок давности для налоговых целей - пересмотр суммы налоговой задолженности налогоплательщика может быть проведен в течение шести лет после окончания налогового периода (в действующем до сего дня кодексе ограничений по сроку давности нет). В то же время возврат и зачет переплаченных сумм налога может быть произведен в течение шести лет после окончания налогового периода (в действующем кодексе - три года).

Киргизия может лишить Узбекистан статуса газового монополиста
2008-10-20 15:47 Аркадий Дубнов

Эксклюзивный комментарий международного обозревателя газеты «Время новостей», эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова

Много лет занимаюсь Центральной Азией, но до сих пор плохо себе представляю, как делается там большая политика. Вернулся на днях из Бишкека, бывшего неделю назад столицей СНГ, ЕврАзЭС и всей Центральной Азии – именно в такой последовательности там прошли саммиты этих геополитических и региональных образований. И если саммиты Содружества и его «пророссийской» части, ЕвразЭС, прошли практически как всегда, и сказать-то о них по существу нечего, то встреча пяти президентов Центральной Азии точно заслуживает внимания.

Этот последний саммит региональной пятерки: президентов Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана, - оказался, без преувеличения, событием прорывным. Впервые за долгие-долгие годы самостоятельного государственного существования, вне общего советского «зонтика», лидерам удалось договориться о конкретных вещах, которые имеют жизненное значение для жителей всего региона. И честно говоря, не боясь показаться суеверным, я готов три раза постучать по деревяшке и трижды сплюнуть через левое плечо, чтобы не сглазить эти результаты. Ведь речь идет, ни больше - ни меньше, о выживании людей в предстоящую зиму, - о тепле и свете в домах. В первую очередь, в Киргизии, - стране, где уже сейчас, готовясь к зимним холодам, перешли на строжайший режим экономии энергии, веерными отключениями опускают города в темноту, предупреждают родителей, что зимние каникулы в большинстве школ затянутся дольше обычного: школы закроются, поскольку топить и освещать их будет нечем.

И как удалось договориться, что киргизские дома и школы получат шанс пережить эту зиму, я не знаю. Ведь еще за пару часов до саммита центральноазиатской «пятерки», на встрече президентов «шестерки» ЕврАзЭС (та же «пятерка» минус Туркмения, но плюс Белоруссия и Россия) между президентами Таджикистана, Киргизии и Узбекистана произошла жесткая перепалка. Эмомали Рахмон, поддержанный Курманбеком Бакиевым, как всегда эмоционально высказался по поводу претензий Ташкента на совместное регулирование трансграничных водостоков. Ислам Каримов в долгу не остался, назвал все это демагогией, одним словом, вышло как всегда… Происходило это в присутствии президента России Дмитрия Медведева, который был в этой компании «на новенького». «Было не только полезно, но даже интересно, и есть определенные впечатления…», - предельно лаконично вечером того же дня, перед отлетом из Бишкека, комментировал он увиденное российским журналистам – как раз в тот самый момент, когда соседи по региону уединились уже в своем кругу. Впрочем, среди них был руководитель ашхабадского регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии, словацкий дипломат Мирослав Йенч, приглашенный на саммит по инициативе президента Туркмении.

Тем не менее, когда в ходе саммита «пятерки» к журналистам вышел его хозяин, президент Киргизии Курманбек Бакиев и сообщил, что узбекская сторона пообещала «изыскать резервы бесперебойной поставки» в Киргизию в первом квартале 2009 года на 150 миллионов кубометров газа больше, чем было поставлено в первом квартале нынешнего года, и добавил еще, что Казахстан обещал обеспечить Киргизию углем, - это была сенсация. Потом выяснилось, что узбекский лидер на этой встрече снял и свои претензии к соседям по поводу использования трансграничных рек: к Таджикистану - по Сырдарье, к Киргизии – по Нарыну.

Что заставило Ташкент быть более снисходительным к нуждам Киргизии, можно только догадываться. Ведь киргизские эмиссары каждый год со страхом и трепетом ожидали ноября-декабря, когда им приходилось сутками околачиваться в ташкентских приемных местных начальников, ожидая решения, когда, сколько и на каких условиях их стране будет отпущено узбекского газа. Есть основания предполагать, что быть сговорчивым Ташкент вынудили полученные им сведения, что в игру на киргизской стороне вмешался «Газпром», который пообещал выделить Бишкеку нужное ему количество газа из тех объемов, что российский концерн покупает в Узбекистане. Таким образом, Ташкент может утратить возможность «выкручивать руки» Бишкеку, теряя свой статус монопольного поставщика газа в Киргизию. Стоит обратить внимание и на то, что Бишкек также заручился поддержкой Ашхабада, кииоторый пообещал поставлять и туркменский газ. Правда, в этом случае, Бишкеку все равно пришлось бы договариваться с Ташкентом о транзите этого газа через узбекскую территорию. Повторяю, у меня нет сведений, как проходили переговоры в Бишкеке, но не могу избавиться от ощущения, что присутствие среди соседей по региону впервые за многие годы президента Туркмении тоже как-то поспособствовало взаимопониманию…

Сказался на успехе и полученный сигнал из Казахстана. Астана согласилась сделать предоплату Бишкеку за 530 миллионов киловатт-часов электроэнергии (причем по весьма приличной цене), которую заберет только после июня следующего года. Полученные же деньги пойдут на закупку киргизской стороной в Казахстане 160 тысяч тонн угля и 35 тысяч тонн мазута, необходимых для загрузки Бишкекской ТЭЦ. Эта схема позволит удержать зимой запас воды на Токтогульском водохранилище и не спускать ее для выработки электроэнергии, чтобы накопить воду для сброса в летний период на орошение рисовых полей в Казахстане и хлопковых - в Узбекистане.

Безусловно, этот успех очень важен для Киргизии. Но трезвые аналитики и опытные хозяйственники в Бишкеке отдают себе отчет и в том, как подвел их популизм киргизского парламента, недавно узаконившего понятие воды как товара. Нет в мире подобных прецедентов, и нельзя не признать справедливыми резкие возражения (это если мягко выразиться), с которыми были встречены эти юридические новации в Ташкенте.

Товаром обычно признается не вода, а услуги по накоплению, регулированию попусков воды, связанные с этим финансовые и материальные затраты. Именно по такому принципу, во времена СССР, советская Киргизия получала 600 миллионов рублей дотации из союзного бюджета на покупку узбекского газа, казахстанского угля, приобретение дополнительного оборудования для оказания услуг водопользования соседним республикам. Считается, что из среднегодового стока реки Нарын в 19 миллиардов кубометров воды, 14 миллиардов отпускается низлежащим (по течению) соседним странам, Узбекистану и Казахстану. Но согласно всем мировым конвенциям, низлежащие страны имеют право на безвозмездное получение половины стока, то есть, чуть менее 10 миллиардов кубометров. Но учитывая потребности орошения казахстанских и узбекских долин, Киргизия, в ущерб своим экономическим интересам (лишаясь необходимого количества воды в зимний период для выработки электроэнергии) отпускает дополнительные объемы воды соседям летом в нужный для них период. Трудно не признать справедливость требований киргизской стороны, чтобы соседи учитывали ее интересы или компенсировали расходы...

В конце концов, специалистам хорошо известно, что возведение Токтогульского водохранилища в Киргизии, о котором сейчас так много говорят в связи с резким уменьшением в нем запасов воды (по данным Минпромэнерго Киргизии, на 15 октября объем воды составил 9, 597 миллиардов кубометров при том, что в тот же период прошлого года объем составлял 13, 601 миллиарда кубометров) в 70-годы прошлого века было пролоббировано влиятельным узбекским руководством во главе с первым секретарем компартии Шарафом Рашидовым. Узбекский хлопок приносил огромные средства в советскую казну, и для орошения увеличивающихся хлопковых плантаций требовались надежные запасы воды, причем желательно за пределами самого Узбекистана, во избежание затопления его низин… Так уж исторически сложилось в советские годы, что чуть ли весь водохозяйственный комплекс региона работал на узбекский хлопок, оттого в самом Узбекистане привыкли воду, что называется, не считать. Так и случился недавно конфуз с приглашением узбекскими властями международных экспертов по водным проблемам в надежде, что они поддержат позицию Ташкента в споре с Душанбе и Бишкеком из-за трансграничных водостоков. Однако вместо этого они посоветовали властям заняться водосбережением, поскольку, условно говоря, в арыках пропадает до 40% воды.

Интересно здесь вот еще что. Как только в Киргизии стало известно, что российский «Газпром» ведет переговоры о приобретении 75% акций плюс 1 акцию «Кыргызгаза», что, собственно дает возможность Бишкеку рассчитывать на разведку и реальную добычу в будущем газа на своей территории (сейчас собственная добыча газа не обеспечивает и 2% от потребности республики), на реальные инвестиции в развитие газовой сети внутри страны, а главное, на освобождение от монопольного положения Узбекистана на своем газовом рынке, - это сразу же дало свои результаты (см. выше). Тут же пошли разговоры, что Киргизия теряет свою независимость, попадая в российскую кабалу. Кабала, и вправду, нехороша - вон Европа - и та, стремясь освободиться от диктата «Газпрома», ищет и находит другие источники энергии. Но то – Европа. Радетели киргизской независимости ничего не ищут и не предлагают. Они выведут на улицы озлобленных и замерзших людей, заплатив каждому посуточно по 3-4 доллара, чтобы прокричать «Кетсин!» («Долой!»), - и будут довольны. Политика в Киргизии иногда выглядит очень дешевой. В буквальном смысле, то есть – недорогой.

Аркадий Дубнов

Киргизия может лишить Узбекистан статуса газового монополиста
2008-10-20 15:47 Аркадий Дубнов

Эксклюзивный комментарий международного обозревателя газеты «Время новостей», эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова

Много лет занимаюсь Центральной Азией, но до сих пор плохо себе представляю, как делается там большая политика. Вернулся на днях из Бишкека, бывшего неделю назад столицей СНГ, ЕврАзЭС и всей Центральной Азии – именно в такой последовательности там прошли саммиты этих геополитических и региональных образований. И если саммиты Содружества и его «пророссийской» части, ЕвразЭС, прошли практически как всегда, и сказать-то о них по существу нечего, то встреча пяти президентов Центральной Азии точно заслуживает внимания.

Этот последний саммит региональной пятерки: президентов Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана, - оказался, без преувеличения, событием прорывным. Впервые за долгие-долгие годы самостоятельного государственного существования, вне общего советского «зонтика», лидерам удалось договориться о конкретных вещах, которые имеют жизненное значение для жителей всего региона. И честно говоря, не боясь показаться суеверным, я готов три раза постучать по деревяшке и трижды сплюнуть через левое плечо, чтобы не сглазить эти результаты. Ведь речь идет, ни больше - ни меньше, о выживании людей в предстоящую зиму, - о тепле и свете в домах. В первую очередь, в Киргизии, - стране, где уже сейчас, готовясь к зимним холодам, перешли на строжайший режим экономии энергии, веерными отключениями опускают города в темноту, предупреждают родителей, что зимние каникулы в большинстве школ затянутся дольше обычного: школы закроются, поскольку топить и освещать их будет нечем.

И как удалось договориться, что киргизские дома и школы получат шанс пережить эту зиму, я не знаю. Ведь еще за пару часов до саммита центральноазиатской «пятерки», на встрече президентов «шестерки» ЕврАзЭС (та же «пятерка» минус Туркмения, но плюс Белоруссия и Россия) между президентами Таджикистана, Киргизии и Узбекистана произошла жесткая перепалка. Эмомали Рахмон, поддержанный Курманбеком Бакиевым, как всегда эмоционально высказался по поводу претензий Ташкента на совместное регулирование трансграничных водостоков. Ислам Каримов в долгу не остался, назвал все это демагогией, одним словом, вышло как всегда… Происходило это в присутствии президента России Дмитрия Медведева, который был в этой компании «на новенького». «Было не только полезно, но даже интересно, и есть определенные впечатления…», - предельно лаконично вечером того же дня, перед отлетом из Бишкека, комментировал он увиденное российским журналистам – как раз в тот самый момент, когда соседи по региону уединились уже в своем кругу. Впрочем, среди них был руководитель ашхабадского регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии, словацкий дипломат Мирослав Йенч, приглашенный на саммит по инициативе президента Туркмении.

Тем не менее, когда в ходе саммита «пятерки» к журналистам вышел его хозяин, президент Киргизии Курманбек Бакиев и сообщил, что узбекская сторона пообещала «изыскать резервы бесперебойной поставки» в Киргизию в первом квартале 2009 года на 150 миллионов кубометров газа больше, чем было поставлено в первом квартале нынешнего года, и добавил еще, что Казахстан обещал обеспечить Киргизию углем, - это была сенсация. Потом выяснилось, что узбекский лидер на этой встрече снял и свои претензии к соседям по поводу использования трансграничных рек: к Таджикистану - по Сырдарье, к Киргизии – по Нарыну.

Что заставило Ташкент быть более снисходительным к нуждам Киргизии, можно только догадываться. Ведь киргизские эмиссары каждый год со страхом и трепетом ожидали ноября-декабря, когда им приходилось сутками околачиваться в ташкентских приемных местных начальников, ожидая решения, когда, сколько и на каких условиях их стране будет отпущено узбекского газа. Есть основания предполагать, что быть сговорчивым Ташкент вынудили полученные им сведения, что в игру на киргизской стороне вмешался «Газпром», который пообещал выделить Бишкеку нужное ему количество газа из тех объемов, что российский концерн покупает в Узбекистане. Таким образом, Ташкент может утратить возможность «выкручивать руки» Бишкеку, теряя свой статус монопольного поставщика газа в Киргизию. Стоит обратить внимание и на то, что Бишкек также заручился поддержкой Ашхабада, который пообещал поставлять и туркменский газ. Правда, в этом случае, Бишкеку все равно пришлось бы договариваться с Ташкентом о транзите этого газа через узбекскую территорию. Повторяю, у меня нет сведений, как проходили переговоры в Бишкеке, но не могу избавиться от ощущения, что присутствие среди соседей по региону впервые за многие годы президента Туркмении тоже как-то поспособствовало взаимопониманию…

Сказался на успехе и полученный сигнал из Казахстана. Астана согласилась сделать предоплату Бишкеку за 530 миллионов киловатт-часов электроэнергии (причем по весьма приличной цене), которую заберет только после июня следующего года. Полученные же деньги пойдут на закупку киргизской стороной в Казахстане 160 тысяч тонн угля и 35 тысяч тонн мазута, необходимых для загрузки Бишкекской ТЭЦ. Эта схема позволит удержать зимой запас воды на Токтогульском водохранилище и не спускать ее для выработки электроэнергии, чтобы накопить воду для сброса в летний период на орошение рисовых полей в Казахстане и хлопковых - в Узбекистане.

Безусловно, этот успех очень важен для Киргизии. Но трезвые аналитики и опытные хозяйственники в Бишкеке отдают себе отчет и в том, как подвел их популизм киргизского парламента, недавно узаконившего понятие воды как товара. Нет в мире подобных прецедентов, и нельзя не признать справедливыми резкие возражения (это если мягко выразиться), с которыми были встречены эти юридические новации в Ташкенте.

Товаром обычно признается не вода, а услуги по накоплению, регулированию попусков воды, связанные с этим финансовые и материальные затраты. Именно по такому принципу, во времена СССР, советская Киргизия получала 600 миллионов рублей дотации из союзного бюджета на покупку узбекского газа, казахстанского угля, приобретение дополнительного оборудования для оказания услуг водопользования соседним республикам. Считается, что из среднегодового стока реки Нарын в 19 миллиардов кубометров воды, 14 миллиардов отпускается низлежащим (по течению) соседним странам, Узбекистану и Казахстану. Но согласно всем мировым конвенциям, низлежащие страны имеют право на безвозмездное получение половины стока, то есть, чуть менее 10 миллиардов кубометров. Но учитывая потребности орошения казахстанских и узбекских долин, Киргизия, в ущерб своим экономическим интересам (лишаясь необходимого количества воды в зимний период для выработки электроэнергии) отпускает дополнительные объемы воды соседям летом в нужный для них период. Трудно не признать справедливость требований киргизской стороны, чтобы соседи учитывали ее интересы или компенсировали расходы...

В конце концов, специалистам хорошо известно, что возведение Токтогульского водохранилища в Киргизии, о котором сейчас так много говорят в связи с резким уменьшением в нем запасов воды (по данным Минпромэнерго Киргизии, на 15 октября объем воды составил 9,597 миллиардов кубометров при том, что в тот же период прошлого года объем составлял 13,601 миллиарда кубометров) в 70-годы прошлого века было пролоббировано влиятельным узбекским руководством во главе с первым секретарем компартии Шарафом Рашидовым. Узбекский хлопок приносил огромные средства в советскую казну, и для орошения увеличивающихся хлопковых плантаций требовались надежные запасы воды, причем желательно за пределами самого Узбекистана, во избежание затопления его низин… Так уж исторически сложилось в советские годы, что чуть ли не весь водохозяйственный комплекс региона работал на узбекский хлопок, оттого в самом Узбекистане привыкли воду, что называется, не считать. Так и случился недавно конфуз с приглашением узбекскими властями международных экспертов по водным проблемам в надежде, что они поддержат позицию Ташкента в споре с Душанбе и Бишкеком из-за трансграничных водостоков. Однако вместо этого они посоветовали властям заняться водосбережением, поскольку, условно говоря, в арыках пропадает до 40% воды.

Интересно здесь вот еще что. Как только в Киргизии стало известно, что российский «Газпром» ведет переговоры о приобретении 75% акций плюс 1 акцию «Кыргызгаза», что, собственно дает возможность Бишкеку рассчитывать на разведку и реальную добычу в будущем газа на своей территории (сейчас собственная добыча газа не обеспечивает и 2% от потребности республики), на реальные инвестиции в развитие газовой сети внутри страны, а главное, на освобождение от монопольного положения Узбекистана на своем газовом рынке, - это сразу же дало свои результаты (см. выше). Тут же пошли разговоры, что Киргизия теряет свою независимость, попадая в российскую кабалу. Кабала, и вправду, нехороша - вон Европа - и та, стремясь освободиться от диктата «Газпрома», ищет и находит другие источники энергии. Но то – Европа. Радетели киргизской независимости ничего не ищут и не предлагают. Они выведут на улицы озлобленных и замерзших людей, заплатив каждому посуточно по 3-4 доллара, чтобы прокричать «Кетсин!» («Долой!»), - и будут довольны. Политика в Киргизии иногда выглядит очень дешевой. В буквальном смысле, то есть – недорогой.

Аркадий Дубнов

Турция: В Стамбуле начался судебный процесс на 86 обвиняемыми в попытке госпереворота
2008-10-20 17:10 ИА Фергана.Ру

20 октября в Турции начался суд над 86 известными в стране гражданами, которых обвиняют в заговоре, направленном на подготовку массовых убийств и военного переворота, сообщает Би-би-си.

На скамье подсудимых оказались отставные армейские генералы и офицеры, политики, адвокаты и журналисты. Все они, по версии следствия, входили в националистическую группировку Эргенекон, которая готовила в стране серию насильственных актов, чтобы вынудить военных взять власть «для защиты светского государства».

Текст обвинения занимает около 2,5 тысяч страниц. Так называемую «группу Эргенекон» обвиняют в двух актах, совершенных в 2006 году: взрыве редакции светской газеты и убийстве судьи.

Вскоре после начала громкого процесса судья потребовал покинуть зал всех, кроме его непосредственных участников. Сторонники подсудимых вышли на улицы под национальными флагами и скандировали: «Предатели в парламенте, патриоты в тюрьме».

Необычность ситуации заключается не только в количестве обвиняемых, но и в том, что на скамье подсудимых оказались отставные офицеры. В Турции армия - крайне влиятельная сила, с которой раньше судебные власти и другие государственные структуры предпочитали не связываться.

Многие в Турции полагают, что судебный процесс - лишь часть продолжающейся политической борьбы между частью светской националистической элиты и находящейся у власти Партией справедливости и развития (ПСР), отмечает ВВС. Премьер-министр Турции настаивает, что его партия не является исламистской: ПСР заявляет о себе как об умеренно-консервативной силе, выступая за либеральную экономику и ратуя за вступление страны в Евросоюз. Однако противники ПСР обвиняют правящую партию в наступлении на светское государство.

Летом 2008 года была предпринята попытка через суд запретить правящую партию за нарушение конституции страны. Поводом для этого стал ряд инициированных ПСР решений, в числе которых был закон, разрешающий ношение хиджаба (мусульманского предмета одежды) в учебных заведениях.

Для запрета партии не хватило одного голоса: в пользу такого решения высказались шесть из одиннадцати судей, тогда как квалифицированное большинство по закону составляет семь голосов.

Оппозицию смущает, что история с подготовкой переворота всплыла примерно в то же время, когда суд рассматривал дело ПСР. Некоторые полагают, что «дело 86» может быть банальной местью со стороны правящей партии.

В то же время сторонники правительства заявляют, что суд над заговорщиками должен наконец-то доказать главенство закона и демократии, продемонстрировав, что в стране нет неприкасаемых.

Так же считают и некоторые международные правозащитные организации. «Это дело дает Турции шанс показать, что она готова призвать свои спецслужбы к ответственности за злоупотребления, но это произойдет только в том случае, если следствие добудет доказательства того, где и кем это было организовано», - заявил Ассошиэйтед пресс представитель «Хьюман райтс уотч» (HRW) Бенджамин Уард.

В Турции к процессу приковано пристальное внимание, однако, по мнению наблюдателей, дело может затянуться на месяцы, а то и на годы.


В избранное