Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбекистан: Не хочешь ехать собирать хлопок – плати деньги
2008-10-22 17:17 ИА Фергана.Ру

Дети собирают хлопок
В Наманганской области хлопок по-прежнему собирают руками школьников и бюджетников. Дети работают с восьми утра до пяти вечера, норма выработки – двадцать килограмм хлопка в день. Представители ЮНЕСКО, ведущие мониторинг детского труда, периодически посещают поля, но детей на них не видят. Ведь маршрут поездки комиссии разрабатывается заранее, в результате чего проверяющим всегда показывают только «правильные», подготовленные поля. Свидетелем использования детского труда стал наш корреспондент, посетивший отдаленный район Ферганской долины.
Далее

Как уже сообщала «Фергана.Ру», в Узбекистане продолжается массовое привлечение школьников и работников бюджетных организаций и предприятий к сбору хлопка.

Из других источников поступают также свидетельства не только массового использования принудительного детского труда на хлопковых плантациях, но и других злоупотреблений властью, связанных со сбором хлопка в Узбекистане.

Так, Инициативная Группа Независимых Правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) сообщает, что к ним поступило заявление от жителей Ташкентского района Ташкентской области, в котором говорится, что власть района вымогает у школьников деньги «на сбор хлопка». От каждого учащегося восьмых и девятых классов (школы № 23, 29 и 38) требуют принести по 15 тысяч сумов (примерно по 11 долларов). Утверждается, что эти деньги пойдут на транспортные расходы для учителей, которых «мобилизуют» на сбор хлопка в соседние районы Ташкентской области. Кроме того, каждый учащийся должен принести по 1 тысяче сумов (чуть меньше 1 доллара) на «расходы по сбору хлопка».

Школьников на сбор хлопка в этом районе не привлекают – в поля «добровольно» едут учителя и работники других бюджетных организаций района. В случае отказа они должны заплатить «отступные»: с медицинских работников и матерей малолетних детей, сидящих на пособии, требуют «выкуп» по 100 тысяч сумов (около 75 долларов), а с каждой семьи, работающей в фермерских хозяйствах, - по 40-100 тысяч сумов (примерно 30-75 долларов). Сбором денег занимаются председатели махаллинских (квартальных) комитетов, ссылаясь на устное распоряжение хокима (главы администрации) Ташкентского района.

Видимо, собрать хлопок, полностью отказавшись от детской помощи, власти Узбекистана не в состоянии: традиция использовать детский труд слишком сильна и слишком выгодна, чтобы отказываться от нее.

Напомним, что многие западные ритейлеры (розничные торговые сети) отказались от покупки узбекского хлопка именно из-за использования детского труда на хлопковых полях Узбекистана.

МЕЖДУ ТЕМ

В большинстве регионов Узбекистана сбор хлопка продолжается, и школьникам, привлеченным к уборке урожая, платят за «белое золоте» наличными деньгами. Так, как стало известно ИА «Фергана.Ру», в Шафирканском районе Бухарской области школьники получают за один килограмм сырца 30 сумов (чуть более двух центов). На сегодня это самая низкая известная нам плата за детский труд в Узбекистане.

Таджикистан: Пуск третьего агрегата Сангтудинской ГЭС-1 ожидается в начале ноября
2008-10-22 17:27 ИА Фергана.Ру

22 октября в Душанбе министр энергетики и промышленности Таджикистана Гул Шерали сообщил журналистам, что пуск третьего агрегата Сангтудинской ГЭС-1, запланированный на вторую половину октября, ожидается в первой декаде ноября, передает Азия-плюс.

Причину задержки ввода в строй третьего агрегата Сангтудинской ГЭС-1 министр связывает с тем, что «российский завод-поставщик оборудования для гидростанции опоздал с поставкой нужных деталей на две недели».

По его словам, в настоящее время завершены почти 95 процентов подготовительных работ по установке третьего агрегата этой электроэнергетической станции.

Напомним, Сангтудинская ГЭС-1 проектной мощностью 670 МВт расположена в двухстах километрах к югу от Душанбе. Это совместный таджикско-российский проект: в феврале 2005 года ЗАО «Интер РАО ЕЭС» и Минэнергопром Таджикистана подписали договор о создании ОАО «Сангтудинская ГЭС-1», в котором российской стороне принадлежит 75 процентов акций, а Таджикистану – 25 процентов. Первые два агрегата Сангтудинской ГЭС-1 были введены в строй в январе и июне 2008 года соответственно, а пуск последнего – четвертого агрегата планируется в конце 2008 года.

Между тем, по словам Шерали, уровень воды в водохранилище самой крупной в стране Нурекской ГЭС сегодня на восемь метров ниже необходимой отметки и составляет 902 метра. Министр напомнил, что в прошлом году в конце октября водохранилище была заполнено на 910 метров.

По состоянию на 20 октября поступление воды в резервуар составляет 253 кубометров в секунду, а расход воды - 450 кубометров в секунду. «Такого объема воды, в случае, если мы будем производить ежесуточно 25 млн. кВтч., хватит только на полтора месяца», - отметил специалист, добавив при этом, что если Туркменистан и Узбекистан вовремя поставят электроэнергию, то до конца декабря водохранилище будет заполнено до нужной отметки.

По словам Шерали, туркменская электроэнергия начнет поступать в Таджикистан в начале ноября. С туркменскими энергетиками заключен контракт, в соответствии с которым они должны поставить электроэнергию в объеме 1,2 млрд. кВт/ч.

«400 млн. кВт/ч мы получим уже к новому году. Оставшиеся 800 млн. кВт/ч Туркменистан экспортирует с января по апрель 2009 года», - сказал министр.

Он также отметил, что 300 млн. кВт/ч туркменской электроэнергии Таджикистан должен был получить в сентябре и октябре текущего года, однако из-за ремонтных работ на линии электропередач в Узбекистане поставки туркменской электроэнергии транзитом через Узбекистан начнутся 1 ноября.

Напомним, с 11 сентября 2008 года население Таджикистана снабжается электроэнергией только по девять часов в сутки. Десятью днями ранее в республике уже был введен лимит на подачу электроэнергии в ночное время с 22:30 до 3:30.

Туркмения прекратила экспорт электроэнергии в Таджикистан в апреле 2008 года, выполнив свои обязательства по трехстороннему соглашению о поставках через территорию Узбекистана 1-1,2 млрд. кВт/часов.

Россия: Муфтий Таджуддин ратует за пожизненный срок президента
2008-10-22 17:45 ИА Фергана.Ру

Талгат Таджуддин
Талгат Таджуддин – председатель Центрального духовного управления мусульман России
22 октября верховный муфтий России Талгат Таджуддин, выступая на VI съезде Духовного управления мусульман Башкирии, заявил, что президенты должны править согласно нормам шариата - без ограничений срока.

«Это в Америке срок ставят, а у нас нет, – цитирует Таджуддина Газета.Ру. – Праведные халифы Абу Бакр, Омар и другие были избраны и правили до того времени, пока не покинули этот мир. Таковы установления шариата. И президент тоже должен править столько времени, сколько ему отпущено. А то получается, человек работает, а ему в затылок дышат, ждут, когда закончится срок его полномочий».

Об этом Таджуддин заявил, поздравляя с переизбранием на пост председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) Башкирии Нурмухамета Нигматуллина. При этом верховный муфтий заметил, что срок работы Нигматуллину «не устанавливается».

Напомним, самому пожилому руководителю одного из регионов России - 74 года. Это - президент Башкирии Муртаза Рахимов, который находится у власти с 1990 года. Есть свои «пожизненные» и в странах СНГ. Таковым являлся умерший на посту первый президент Туркмении Сапармурат Ниязов. По факту пожизненным является и глава Узбекистана Ислам Каримов, занимающий посте первого лица с 1989 года.

Денежные переводы «Юнистрим»: Бизнес десяти минут
2008-10-22 19:27 Мария Яновская

Рынок денежных переводов в Центральную Азию – один из самых динамично развивающихся: число мигрантов, отправляющихся из этих стран на заработки, растет с каждым годом, а денежные средства, поступающие в страны региона через системы денежных переводов, составляют едва ли не треть ВВП. Лидером на рынке денежных переводов в странах СНГ сегодня является российская компания «Юнистрим», контролирующая 25% рынка. Об особенностях азиатского сегмента рынка денежных переводов и о динамике его роста «Фергане.Ру» рассказал президент ОАО КБ «Юнистрим» Сурен Айриян.

«Фергана.Ру»: - Система Юнистрим работает в Центральной Азии с 2001 года. В чем специфика работы в этом регионе?

Сурен Айриян - Восточный подход к бизнесу довольно своеобразный. Там первым делом смотрят, что ты за человек, кто ты такой, а уж потом, если первый этап знакомства успешно пройден, начинают интересоваться, что за продукт ты предлагаешь, зачем ты, вообще, к ним пришел. Есть особенности восточной ментальности, которые нужно обязательно учитывать…

- В том числе и восточное отношение ко времени?

- Да, и это тоже. Но я сам армянин… Если на Востоке опаздывают на час, то армянин опоздает на двадцать минут. Здесь нет проблем, мне понятны эти задержки. Но это не главное. Когда происходит глобализация всех процессов, в том числе и в банковской сфере, люди вынуждены подстраиваться под единые стандарты.

«Фергана.Ру»: - Каков оборот вашей компании в регионе Центральной Азии?

- Объем рынка денежных переводов по СНГ – 30 миллиардов долларов в год. Через «Юнистрим» в прошлом году прошло около 3.7 миллиардов долларов, в этом году мы планируем выйти на 5 миллиардов. И доля Центральной Азии – мы сейчас говорим о бывших советских республиках, о странах СНГ – где-то треть.

- А Китай

- С Китаем у нас не очень большие обороты. Мы работаем с Bank of China, но китайцы традиционно используют свои собственные каналы перевода денег. Китай – очень специфичный рынок, во многом закрытый.

- А насколько динамично развивается рынок переводов в азиатских странах СНГ?

- У этого рынка очень хорошие перспективы, он довольно динамичен. Только за этот год – а еще только октябрь – мы уже увеличили оборот в два раза по сравнению с 2007 годом.

- Это значит, что количество трудовых мигрантов из этих стран увеличивается? Или что они стали больше зарабатывать?

- Думаю, и то, и другое. Когда мы пытаемся понять, как растет доля «Юнистрим» в общем количестве денежных переводов в эти страны – у нас данные из Центральных банков Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, - то выясняется, что, например, в Киргизию больше 50% переводов проходит через нас. В прошлом году мы перевели в Кыргызстан больше 400 миллионов долларов, а в этом году должен быть около 700 миллионов. С Узбекистаном в этом году оборот вырос почти в два раза и составит – мы предполагаем - около 900 миллионов долларов. В прошлом году в Узбекистан через нас проходило около 23% переводов, в Таджикистан – 26%, а в этом году наша доля в этих странах выросла до 35-40%. Хотя объемы самого рынка в два раза не выросли. Мы опережаем рост рынка.

- С чем это связано?

- У нас очень лояльный тариф, недорогой – 1.5-2%. Плюс качество доставки – через десять минут деньги могут быть получены адресатом. У нас все данные заполняет операционист, человек лишь дает паспорт и называет адрес, кому и куда переводить деньги. Вам остается только сверить данные. К тому же у нас большая собственная сеть, мы работаем в 75 крупных российских городах, у нас больше 300 пунктов по всей России. Собственная сеть позволяет стандартизировать услуги, и это удобно клиентам. К тому же у нас есть и дополнительные сервисы: мы принимаем любые рублевые платежи по территории России. Через офисы Юнистрим можно оплачивать телефон, интернет, коммунальные услуги, гасить кредиты.

- А в Центральной Азии? Есть собственная сеть?

- Нет, это невыгодно: придется открывать банк, развивать филиальную сеть. В Центральной Азии мы работаем только с банками-партнерами. У нас в Узбекистане 539 точек, в Казахстане – 98 точек, в Кыргызстане – 572, в Таджикистане – 491.

- А в Туркмении?

- Мы не работаем с Туркменией и не сильно пытаемся прийти на этот рынок. Туркмения не очень интересна в миграционном плане – слишком мало туркмен выезжает на заработки в Россию.

- На каком языке операционист разговаривает с клиентами?

- В России – на русском.

- А если клиент очень плохо говорит по-русски?

- У нас есть отдел диаспор, и те, кто работает в этом отделе, постоянно сотрудничают со всеми диаспорами, объясняя людям на их родном языке, как переводить деньги через «Юнистрим». И когда человек приходит в нашу кассу, он уже не стесняется и знает, что ему делать. Мы работаем даже с узбекской диаспорой в Лондоне – там недавно открылась наша дочерняя компания, из Лондона идет большой поток переводов в Узбекистан. Но мы сотрудничаем с диаспорами, не только продвигая наш продукт, мы часто выступаем спонсорами разных мероприятий и в этом видим социальную ответственность бизнеса. Например, мы собирали средства в помощь пострадавшим от землетрясения в Киргизии, и так далее.

- В какие страны СНГ идет самый большой денежный поток?

- Украина, Узбекистан, Таджикистан. Потом Армения, Азербайджан, Киргизия, Молдавия, Казахстан, Беларусь.

- Один средний перевод – это примерно сколько?

- Если брать страны Центральной Азии, самый высокий средний перевод – в Узбекистан, примерно 950 долларов, затем в Таджикистан – 910-920 долларов, а далее – в Киргизию, примерно 810 долларов.

- Узбеки больше зарабатывают?

- Видимо, да. Потому что если брать количество переводов в Узбекистан, Таджикистан и Киргизию, - оно практически равно. Разница несущественная – 2-3%.

- В какой валюте переводят деньги?

- Сейчас, в связи с кризисом, люди стараются переводить в долларах. Но у нас есть новая услуга, которая становится все популярней: в Киргизию, Молдову и Армению мы можем переводить деньги в национальной валюте, и этот перевод практически беспроцентный. Я каждый день отслеживаю динамику популярности этой услуги и вижу, что людям это нужно. Спрос растет.

- Кто-нибудь еще, кроме вас, предоставляет такую услугу?

- Нет, только мы.

- Мировой финансовый кризис сильно ударит по рынку денежных переводов?

- Не думаю. Несмотря на кризис, люди продолжают работать и пересылать деньги. Но зарплату они получают в рублях, а курс доллара растет. Поэтому, несмотря на то, что общее количество переводов увеличивается, сам размер перевода падает: раньше средний перевод был 926 долларов, а сейчас 890 долларов, и мы прогнозируем дальнейшее снижение. Но больше кризис ни в чем не должен нас затронуть: мы не имеем привлеченных со стороны средств, никому не должны. У нас «бизнес десяти минут»: принял деньги – отправил – отдал.

Беседовала Мария Яновская


В избранное