Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Будь-здоров!

[Будь-здоров! 2] Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод

Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения, состоящий в применении
физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с
лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование
основной биологической функции организма - движения.

Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные
понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение
ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой
повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте
физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин <лечебная
физкультура> применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод
лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины
или физкультуры, и структуру здравоохранения.

ЛФК - раздел клинической медицины

Термин <лечебная физкультура> прежде всего обозначает раздел медицины,
изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в
сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической
культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления
здоровья больного человека и его трудоспособности.

Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная научная дисциплина,
объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную
специальность: <лечебная физическая культура и спортивная медицина с
курсами
курортологии и физиотерапии>, имеющая шифр научной специальности 14.00.51.
Это - медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной
физкультуры
может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета
медицинского института.
Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный
массаж.
Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и
ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они
применяются в
лечебных целях.

Лечебный массаж, который, по сути, является пассивным физическим
упражнением, мы рассмотрим в отдельно в силу специфики этого метода
лечения,
но в тесной связи с лечебной физкультурой. Лечебная физкультура назначается
только врачом и проводится строго по назначению врача обычно в учреждениях
здравоохранения - больницах, поликлиниках, санаториях, диспансерах. Это
принципиально отличает ЛФК от оздоровительных систем и технологий, в
которых
заключение врача имеет рекомендательный характер или вовсе не требуется.
Это
вовсе не означает, что ЛФК только для больных и только для лечения. На
практике лечебная физкультура не ограничивается только лечением. Лечебная
физкультура - это также профилактическая и восстановительная физкультура,
чем просто лечебная. Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в
системе здравоохранения только подчеркивает серьезный подход к организации
занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной
физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений
здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок,
не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную
физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен переход на более
высокий
уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные
занятия проводятся по назначению врача и под контролем врача. Это понятно,
речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить
свои
возможности. От других видов физкультуры лечебная физическая культура
отличается так же, как физкультура отличается от спорта - не содержанием, а
целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют
для
достижения своих целей одни и те же средства - физические упражнения.

Однако цель применения этих средств - лечение или профилактика болезней.
Как
известно цель физкультуры - воспитание здорового человека, а спорта -
достижение результатов.
Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную
функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических
упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию
организма естественными факторами природы. В этом ЛФК тесно соприкасается с
педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию
движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время
никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, - обязательная и
необходимая составная часть всех разделов современной практической
медицины,
особенно травматологии, ортопедии и неврологии. Однако так было не
всегда, и
лечебная физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем занять свое место в
современном здравоохранении.

Наука ЛФК как раздел медицины состоялось только в середине прошлого
столетия, благодаря синтезу традиционных физкультурно-оздоровительных
систем
и достижений в области анатомии, физиологии и биомеханики при понимании
врачами физического движения как лечебного фактора. Необходимым условием
становления ЛФК была система здравоохранения с профилактическим
направлением
и доступностью.

Средства, формы и методики ЛФК

Основной терапевтический метод ЛФК - это лечебная гимнастика, то есть
специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство
ЛФК - физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения,
с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального
состояния организма, общей физической работоспособности.

Форма лечебной физической культуры - это та организационная форма, в рамках
которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы
ЛФК.

Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании
методики ЛФК указывают то заболевание или патологической состояние, при
котором этот метод применяется. Например, <ЛФК при артрозе тазобедренного
сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой> или <ЛФК при
хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК>, или
<Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК>.

Средства ЛФК - это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические
физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на
тренажерах:

Таблица 1. Классификация средств, форм и методов ЛФК.

Обычно для лечения какого-либо конкретного заболевания используют
комбинацию
самых различных форм и средств ЛФК. Например, для лечения остеохондроза
шейного отдела позвоночника назначают ЛФК в форме ежедневной утренней
гимнастики, в форме производственной гимнастики, форме занятий дозированной
ходьбой, а для обучения корригирующим упражнениям и контроля
правильности их
выполнения применяется форма занятия ЛФК (например, в поликлинике) 1 раз в
неделю. При функциональных нарушениях нервной системы назначают ЛФК в форме
ближнего туризма (например, в условиях санатория), при этом применяют самые
различные средства ЛФК: ходьба, плавание, занятия на тренажерах. Занятия на
тренажерах могут быть и самостоятельной формой проведения ЛФК. Например,
занятия на велотренажере при избыточном весе. Формы, средства и методы ЛФК
представлены в табл. 1.

Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая гимнастика,
процедура
лечебной гимнастики, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия),
прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные
спортивно-прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные. Лечебная
физическая культура также применяется в форме производственной гимнастики.
Каждый находит для себя наиболее удобную форму. Например в США остроумно
применяют шейпинг в больших магазинах (супермаркетах) для лечебных целей,
используя в качестве средства ЛФК(например ЛФК для лечения артроза
голеностопного сустава - это методика) ходьбу с тележкой.

Для детей применяют ЛФК в форме игры, направляя двигательную активность
детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с
необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть
лечебный фактор - средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при
плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к
игровым
видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при
сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или конный спорт
для лечения детского церебрального паралича. Дозировать нагрузку и
акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект,
исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в
области физической культуры и спорта это вполне возможно.

Ответить   Mon, 06 Oct 2014 23:19:23 +0300 (#3138629)