Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Туркмения и Россия подтвердили свои обязательства по газу
2008-07-04 17:43 ИА Фергана.Ру

В пятницу, 4 июля, в Ашхабаде состоялись переговоры между президентами Туркмении и России Гурбангулы Бердымухаммедовым и Дмитрием Медведевым, прибывшим с официальным визитом в рамках своего азиатского турне.

По итогам российско-туркменских переговоров на высшем уровне принято совместное заявление. В документе говорится, что президенты двух стран отмечают стратегический характер отношений между Россией и Туркменией и подчеркивают, что их поступательное развитие осуществляется по широкому спектру направлений, передает Интерфакс.


Дмитрий Медведев и Гурбангулы Бердымухаммедов. Фото с сайта Кremlin.ru

Лидеры двух стран «подтвердили неуклонную приверженность обязательствам, отраженным в долгосрочном соглашении о поставках природного газа в Россию до 2025 года», сказал президент Туркмении после переговоров с российским коллегой.

«В ходе переговоров мы рассмотрели ход реализации договоренности о строительстве Прикаспийского газопровода», - сообщил Дмитрий Медведев. По его словам, Россия, Казахстан и Туркмения, подписавшие в прошлом году соглашение о строительстве Прикаспийского трубопровода, в ближайшее время завершат внутригосударственные процедуры, связанные с этим соглашением.

По информации помощника российского президента Сергея Приходько, Туркмения не намерена принимать участие в строительстве нашумевшего газопровода Набукко, который предполагается проложить в обход России. «Слово Набукко мы ни разу не слышали от наших туркменских коллег... [Реализация проекта] Набукко – в виртуальном представлении европейских чиновников», – отметил помощник президента.

Он также сообщил, что Россия и Туркмения не имеют никаких противоречий по сотрудничеству в газовой сфере и переходу на рыночные принципы ценообразования.

В ходе визита российского президента была достигнута договоренность об организации прямого железнодорожно-паромного сообщения, увеличении количества туркменских студентов в российских вузах, открытии в Ашхабаде филиала Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина, завершении строительства нового здания российско-туркменской средней школы имени Пушкина.

Как отметил Медведев, президенты договорились о том, что в 2009-2010 годах пройдут национальные годы России в Туркмении и Туркмении в России соответственно.

В присутствии лидеров России и Туркмении были подписаны меморандум о сотрудничестве между министерствами культуры двух стран на 2008-2010 годы, соглашение о сотрудничестве между министерствами образования, межправительственное соглашение о взаимной защите секретной информации, а также программа сотрудничества между МИДами двух стран на 2008-2009 годы.

Как напоминает Туркменистан-Золотой век, всего после распада СССР между сторонами подписано 123 международных документа, восемнадцать из которых - межгосударственные.

Издание отмечает, что за пять месяцев текущего года внешнеторговый оборот между Туркменистаном и Российской Федерацией превысил 2,8 миллиарда долларов США. По итогам прошлого, 2007 года, Россия заняла во внешнеторговом обороте Туркменистана первое место по экспорту и второе - по импорту.

Помимо продукции ТЭК, в частности, поставляемого в Россию природного газа, на который приходится львиная доля туркменского экспорта, в Российскую Федерацию экспортируется сельскохозяйственная продукция, а также продукция текстильной и химической промышленности. Туркмения, в свою очередь, импортирует из России технологическое оборудование, металл и металлопродукцию, транспортные средства, хозтовары, стройматериалы, продовольствие и другие необходимые товары.

По состоянию на 16 июня 2008 года в Туркмении зарегистрировано 112 предприятий с участием российского капитала, из которых 55 - с правом юридического лица. Только в сфере отечественного ТЭК работают свыше 80 российских компаний, в том числе такие гиганты, как ОАО «Стройтрансгаз», «Ленмонтаж», «КАМАЗ», «Волгабурмаш», «Нефтемаш», «Русэлпром», «Тяжмашмаркет» и другие.

В стране зарегистрировано 116 проектов и контрактов с участием российских компаний на общую сумму 288,8 миллиона долларов США и 3,94 миллиарда рублей. В числе этих проектов - строительство газопроводов, поставка оборудования для нефтегазовой и энергетической промышленности, подготовка технико-экономического обоснования различных проектов и так далее.

Шотландия: В Глазго открылась выставка узбекских сюзане
2008-07-04 20:36 ИА Фергана.Ру

Сюзане
На западе Шотландии, в городе Глазго, открылась выставка узбекских сюзане. На протяжении шести месяцев жители Шотландии смогут познакомиться с уникальным искусством Узбекистана.

Выставка узбекских сюзане вызвала сенсационный интерес у жителей Шотландии, которые впервые познакомились с искусством женщин Средней Азии. Ведь именно женские руки открыли миру красоту и богатство декоративного искусства Узбекистана. Так случилось, что и инициатор выставки в Глазго, и ее организаторы – тоже все женщины.

- Благодаря уникальным качествам искусства сюзане посетители выставки познакомились с красотой и оригинальностью узбекских обычаев, домашнего обихода и мастерством женского рукоделия, - рассказывает доктор искусствоведения Разия Султанова, которая принимала активное участие в организации выставки. - Все это придумала и организовала Нора Ал-Гайлани, которая, будучи родом из Ирака, получила университетское образование в Лондоне. Нора хорошо знакома с обычаями и культурой всего традиционного мусульманского мира. Ее идея познакомить местных жителей с чисто женским искусством сюзане была просто обречена на успех!

По случаю открытия выставки состоялся великолепный прием, в котором принимали участие известные представители культурного мира Шотландии, а также сотрудники посольства Узбекистана в Великобритании.

Следует отметить, что именно узбекское посольство помогло организовать приезд в Глазго известных узбекских музыкантов, в числе которых - знаменитый гиджакист Абдухашим Исмаилов.

Выставка узбекских сюзане в Глазго продлится до января 2009 года.

Работа и дом Нурбека Эгена
2008-07-04 20:57 2008_07/egen150.jpg

На Первом канале российского телевидения (ОРТ) 30 июня начался показ многосерийного телевизионного фильма «Сеть» (производство United multimedia projects production studio, «Аватар фильм»), снятого кыргызским режиссером Нурбеком Эгеном. В Киргизии режиссера хорошо знают как создателя полнометражного художественного фильма «Сундук предков». После пресс-конференции в столице Кыргызстана, прошедшей 27 июня, Нурбек Эген в интервью бишкекской газете «Репортер» рассказал сразу о двух своих проектах.

О ДИВЕРСАНТАХ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

30 июня на Первом канале российского телевидения начался показ многосерийного телевизионного фильма «Сеть» (производство United multimedia projects production studio, «Аватар фильм»), снятого киргизским режиссером Нурбеком Эгеном. Сам режиссер предварил событие пресс-конференцией в Бишкеке. Некоторыми подробностями о сериале он поделился с корреспондентом «РБ».

– Фильм состоит из 12 серий, то есть три недели вся страна будет видеть то, что мы с друзьями творили. Это первый фильм о хакерах, снятый на постсоветском пространстве. По его сюжету, в 80-х годах в рамках секретной программы Советского Союза в специальной школе готовили одаренных детей, чтобы сделать из них высококлассных программистов, которые смогли бы в будущем противостоять компьютерным взломщикам, способным, как известно, нанести вред не только гражданам и компаниям, а всему государству. Это дети осужденных, которых отдали на воспитание «подставным» родителям, на них работал весь город, они влюблялись в подставных девушек, и в итоге они узнали об этом. Люди с очень сложной, уникальной судьбой.

Нурбек Эген на съемках фильма
Нурбек Эген на съемках фильма

– Что в сценарии – от реальности, что – вымысел?

– У нас были консультанты из спецслужб и программисты, работающие в госучреждениях. По их словам, происходящее в фильме было возможно, и реальности в фильме – не 10%, а больше. В конце 70-х годов от первых взломов американских хакеров пострадал госбанк СССР. Когда взломы участились, власти решили создать антихакеров. Так и возникла первая школа антихакеров.

Настоящие взломщики, с которыми я познакомился, были неразговорчивые, закрытые, то есть, не соответствовали образам, предусмотренным сценарием, и мы стали искать людей, похожих на них, но на пробах они были скучны, неэффектны. Поэтому нам пришлось извиниться и проводить кастинг заново, мы решили привлечь все же других актеров. Да, есть несоответствие между тем, как актеры играли, и тем, каковы реальные взломщики, доходило до смешного: актеры ведь не то, что не хакеры, а письма с трудом набирают на компьютере, и они стучали по клавишам, как пианисты. Из-за этого у нас возник конфликт с консультантом, больше он на съемочной площадке не появился. Да, то, что мы сделали – это компромисс между художественностью и достоверностью, но, думаю, показанного в фильме будет достаточно, чтобы дать понять, кто такие хакеры, как они живут и мыслят, каковы их цели.

Нурбек Эген на съемках фильма
Нурбек Эген на съемках фильма

– Кто снимался в фильме?

– Известных актеров в ней нет, кроме Николая Добрынина и секс-символа Союза Елены Кондулайнен, которая сыграла пьющую мать одного из героев, и сыграла очень хорошо. Роли главных героев, молодых ребят исполняют начинающие актеры, студенты театральных вузов. Иван Жидков и Петр Кислов – многообещающие актеры, их приглашают в другие сериалы. Это грандиозный фильм. Только героев, то есть персонажей, произносящих тексты, – свыше 150 человек, главных – человек двадцать. Снимали мы сериал восемь месяцев. Это большая работа, которой я отдал два года своей жизни.

– Снимали в Москве?

– Не только, в других городах России, на Украине и в Штатах.

– Наверняка использовалось много эффектов…

– Да, фильм просто напичкан эффектами. Но это не такие эффекты, как в «Матрице», это «интерфейсы»: то, что происходит на экране, мы видим глазами хакеров.

– Каков бюджет?

– По-моему, два с половиной миллиона долларов.

– Как Вы попали в этот проект, чем он Вас заинтересовал?

– В 2004 году, когда я монтировал «Сундук предков», на меня вышли продюсеры Анатолий Сивушев и Рауф Атамалибеков, в их активе - «Бригада», «Звездочет» и еще несколько телевизионных хитов, и предложили мне съемки этого сериала. Прежде мне не доводилось снимать такие фильмы, были телевизионные проекты – «Тайный знак», «Виллисы», «Поздний ужин», но не с таким бюджетом, размахом. Было интересно посмотреть, как это делается, как управляется такая машина – шоу-бизнес. А сериал – это шоу-бизнес чистой воды. Смогу ли я вытащить этих героев, их судьбы – это была проверка для меня на профессионализм.

Идея фильма принадлежит Алексею Сидорову, автору «Бригады», а сценарий написал Андрей Горлов с участием Александра Дорбиняна, композитор – Алексей Айги, который написал музыку к «Сундуку предков».

Думаю, получился фильм, за который не стыдно перед создателями американских фильмов «Сеть», «Хакер». Попасть в телевизионный эфир в 22 часа – это надо заслужить. Пользуясь случаем, хотел бы сказать спасибо Первому каналу за доверие. Почему именно Первый канал? Он предложил больше всех. Скажу также, что инвестор пожелал, чтобы фильм заканчивался не так, как в сценарии. Есть возможность снять продолжение сериала.

Нурбек Эген на съемках фильма
Нурбек Эген на съемках фильма

НО ДОМ – ЭТО КЫРГЫЗСТАН…

– Хотелось бы узнать также о другом Вашем проекте: «Рождение Манаса как предчувствие». Нашли ли Вы героев фильма?

– Нашел девятерых, один, к сожалению, пока не определился. Разговариваю, хожу к ним на работу, общаюсь с родственниками, словом, изучаю их мир. Подготавливаю, ведь одно дело, когда они просто беседуют со мной, другое – когда на них с трех сторон направлены микрофоны, несколько камер, осветительные приборы. Даже профессионалы в такой ситуации теряются. Больше не могу рассказать.

– Заявки подавало много людей?

– Чаще каждый предлагал сам себя, чем друзей и знакомых. Писали люди от 18 до 45 лет, то есть активно пользующиеся интернетом, а люди постарше остались практически за кадром. Полноценных анкет, с которыми мы работали, было 250, остальные такого рода: «Байке, снимите меня в кино, я хочу сниматься, а кто будет играть роль Манаса?», не знаю, почему они не читали внимательно описание проекта. Может быть, есть люди, которые и не знают, что такое документальное кино.

– Известных людей никто не предлагал?

– Нет, мы решили, что герои должны быть из народа, и зрители, глядя на них, могли бы узнавать себя. Если депутаты, министры и другие будут участвовать в фильме, то не как герои.

– Просто на пресс-конференции вы говорили, что это могут быть и Аскар Акаев и Курманбек Бакиев.

– Да, я не знал тогда, кого предложат. Поскольку я тогда не знал людей, мне казалось, что судьба Акаева интересна, но оказалось, что есть и интереснее.

– Вы обещали также интернет-голосование за кандидатов. Не было?

– Решил не делать этого. Ведь это мой фильм, мое видение, мои герои, это я рассказываю, а не зритель. Нет, я советовался со зрителями. Снял ролик, показал фокус-группе и спрашивал: «Такой человек интересен?». А они: «Нет, такие сплошь и рядом» или: «Да, интересно».

Нурбек Эген на съемках фильма
Нурбек Эген на съемках фильма

– Эти девять – как их можно охарактеризовать: они городские или жители регионов, есть ли среди них девушки..?

– Больше из регионов, занятия разные. Есть кто-то, работающий в Америке, кто-то – гастарбайтер, кто-то охраняет границу. Девушки, женщины есть. Возраст – от 19 до 69 лет.

– Чем они вам приглянулись?

– Интересной судьбой, они – хорошие рассказчики. Они – типичны, в них будут узнавать себя другие. Они делали сами себя, и они красивы, потому что все люди, которые имеют большую цель и достигают ее – красивы. Все их истории – интернациональны, понятны и знакомы всем, не только в Кыргызстане. Я говорю о поверхностных вещах, есть детали, которые делают каждого моего героя уникальным.

– Но все-таки этот фильм в конечном итоге должен быть о Кыргызстане: о нашей ситуации, о том, что нам, как Вы говорили, нужен второй Манас…

– Третий.

– А кто был вторым?

– Айтматов.

– … То есть, вы имеете в виду, что Айтматов тоже смог объединить кыргызов, не в политическом плане, а в духовном?

– Конечно. Конечно. Он сделал больше, чем Манас. В каком-то смысле. Духовное – это самое главное. Все начинается с человека, и все, что делает государство, весь мир – это обращение к человеку, послание к нему. Айтматов – великая личность. Может быть, сейчас мы не до конца это понимаем, но скоро оценим…

– Не было мысли обратиться к его творчеству, что-то экранизировать?

– Надо дорасти. Конечно, обращусь.

– Почему вообще Вы пришли к размышлениям о Кыргызстане, его судьбе, что нам нужно единство, нужен лидер, нужно показать современников?

– Фильм или произведение не решают проблему. Они ее ставят. Я хотел поделиться своими размышлениями с соотечественниками и с людьми, которые говорят и пишут о глобализации, продвигают или навязывают программы, чтобы маленькие и бедные страны развивались по каким-то другим законам. Чтобы они понимали, что страна и народ – это не абстракция, там есть люди и разные обстоятельства. Хотелось бы вдохновить зрителей. Очень хочу, чтобы мой фильм посмотрели люди до 30 лет, это обращение больше к ним. Среди них большой процент людей бесцельных, не верящих в себя. Которые не знают, какой ценой эти земли, эта государственность нам дались, не знают истории. Если все будет ограничено денежными отношениями, люди будут пусты.

– А Вы верите в наш народ?

– Конечно. Это богоизбранный народ. Посмотрите на нашу историю, культуру, традиции. Три-четыре поколения, сто лет кыргызы живут неправильно, не своей жизнью.

– Ну почему у нас трудности, ошибки?

– Потому что мы не знаем себя, друг друга.

– Москва для вас – дом или только площадка для самореализации?

– Да, я успешен в России, но искусство должно иметь национальность. То, что я снимаю, – это иллюзия, это я обслуживаю требования шоу-бизнеса, ничего больше. По тем фильмам понятно, что специальность моя – кинорежиссер, и все. Да, снимать нравится больше там, потому что там удобно: есть условия, специалисты, здесь вдвойне-втройне тяжелее снимать. Но человек еще должен быть человеком, иметь свое слово. Работать я могу где угодно, но что-то настоящее, что будет волновать меня, конечно, только здесь – это проблемы моих соотечественников. Дом – это Кыргызстан, Иссык-Куль.

Беседовала Алия Молдалиева


В избранное