Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбекистан: Представителю HRW Игорю Воронцову запрещено возвращаться в Ташкент
2008-07-25 11:38 Фергана.Ру

Власти Узбекистана запретили представителю международной правозащитной организации Human Rights Watch Игорю Воронцову "Я покинул Ташкент, уехал в плановую командировку. И мне сообщили, что больше не пустят меня в Ташкент", - сообщил Игорь Воронцов в редакцию агентства "Фергана.Ру" по телефону. Это первый случай, когда представитель HRW был практически выдворен из Узбекистана.

Напомним, что офис Human Rights Watch в Узбекистане не работает с июня 2007 года, когда по надуманной причине была лишена аккредитации директор представительства Андреа Берг. Прибывшему ей на замену Игорю Воронцову пришлось прождать несколько месяцев, пока узбекские власти рассматривали вопрос о его аккредитации. В конце концов, в аккредитации ему было отказано под предлогом того, что он будто бы «не знаком с менталитетом узбекского народа и не способен оценить реформ, осуществляемых руководством страны».

Однако Human Rights Watch продолжала бороться за аккредитацию своего сотрудника. В этом, напоминает Uznews.net, международной правозащитной организации помогали Европейский союз, правительства США и Германии, представители которых при встречах с узбекскими чиновниками всегда упоминали о проблеме аккредитации HRW.

В начале июля в Ташкенте побывал исполнительный директор HRW Кеннет Рот, который провел встречи с некоторыми узбекскими чиновниками, пытаясь убедить их дать аккредитацию Игорю Воронцову и позволить ему полноценно работать в стране. Однако выдворение Воронцова из страны вряд ли говорит об успешности переговоров HRW с узбекскими властями и о готовности последних улучшать ситуацию с правами человека и терпеть в стране влиятельную правозащитную организацию.


Исполнительный директор международной правозащитной организации Human Rights Watch Кеннет Рот и командированный в Ташкент в качестве главы представительства HRW Игорь Воронцов. Фото «Фергана.Ру».

В связи с этим, 25 июля 2008 года Human Rights Watch выступила с заявлением, в котором требует от Евросоюза осудить узбекские власти, которые, по словам представителя HRW Вероники Голдстон Сенте, насмехаются над ЕС, а ослабление в конце апреля санкций, наложенных на Узбекистан после Андижанской трагедии в 2005 году, стало для Ташкента «преждевременной наградой».

В пресс-релизе HRW отмечается, что, отказывая в аккредитации Игорю Воронцову, узбекские власти заявили, что они будут рассматривать альтернативных ему кандидатов на пост директора представительства Human Rights Watch в Узбекистане, однако кандидаты «не должны быть русскими». HRW считает такую позицию не только дискриминационной, но и абсолютно неуместным вмешательством государства в кадровые решения независимой неправительственной организации. Правозащитники убеждены, что дело не в личности Воронцова, а в желании узбекских властей прекратить деятельность Human Rights Watch в Узбекистане.

Human Rights Watch заявляет, что продолжит расследовать случаи нарушения прав человека в Узбекистане вне зависимости от своего местонахождения.

Узбекистан: Правозащитники проводят собственное расследование ЧП в Бухарской области
2008-07-27 16:16 ИА Фергана.Ру

Со дня техногенной катастрофы в узбекском городе Кагане прошло уже больше двух недель. Результаты работы правительственной Комиссии, созданной для расследования причин чрезвычайного происшествия в Бухарской области Узбекистана, все еще не опубликованы.

Там временем, аналитическая «Группа быстрого реагирования – Узбекистан» (ГБР) распространила предварительные результаты собственного расследования событий в Кагане.

Данные ГБР существенно расходятся с предварительными официальными данными МЧС Узбекистана. Так, активистам ГБР удалось установить полные имена и домашние адреса как минимум 27 погибших во время пожаров и взрывов на артиллерийских складах. Все они - жители Каган, поселков Зеробод и Пролетаробод, расположенных в 1.5-2 км от эпицентра взрывов.

В заявлении «Группы быстрого реагирования», распространенном 25 июля, приводятся также и свидетельства непосредственных очевидцев событий, жителей Кагана и Бухары.

«… вышел из дому, расположенного на окраине Кагана рядом с вертолетной частью из-за запаха гари и дыма. Вдалеке был виден огонь и бегающие вокруг него солдаты. Время было около 23:00, затем через 20-30 минут вдруг прогремел взрыв, я побежал будить домашних и мы побежали», - рассказывает Петр Н., проживающий по ул. Королева.

Только через два часа, когда пожар начал провоцировать серию взрывов, и цепная реакция охватила все склады, люди начали осознавать опасность и выбегать из домов.

«…я живу на улице Хосилот - это в 2 км от эпицентра. В 01:30 минут ночи, когда взрывы были уже сплошной серией мы побежали вместе с соседями по улице, я поскользнулась и это спасло [меня], в 3 метрах в землю вонзились лопасти вертолета, а женщина, пробежавшая вперед, упала от удара…через полчаса нашего бега в сторону Бухары начали подъезжать автобусы и собирать бежавших», - Наргиза Д.

Для нейтрализации возникшего пожара, заявляют члены ГБР, в распоряжении военных было более двух часов. Этого времени было вполне достаточно для организованной эвакуации людей из эпицентра. Однако вовремя этого так и не произошло.

«... на моих глазах машина ударила бежавшего ребенка и не останавливаясь, проехала по нему, от шока люди оцепенели и затем в ярости начали кидать камни в молодого водителя, он бежал бросив свою семью в машине и только постоянно падающие осколки ракет и железа отвлекли людей от самосуда, я побежал в стоящий рядом опорный пункт милиции на привокзальной площади, но там никого не было», - Толиб А.

В заявлении «Группы быстрого реагирования» говорится, что в дни трагедии резко возрос авторитет духовенства: люди молча шли в мечети и медресе независимо от религиозной принадлежности, национальности и пола.

«…мы ночью пришли в Бахауддин (имеется в виду исторический комплекс, посвященный Бахауддину Накшбанди - одному из основателей суфизма) с соседкой. Она мусульманка и сказала, что только там найдем защиту. По дороге я потеряла ее, и, взяв ее троих детей, пришла в Бахауддин. Меня там накормили и дали кров, меня, русскую!», - Нина К., поселок Пролетаробод, Каган.

«За одну ночь к нам пришли больше пятисот человек, мы устроили их в соборной мечети и подсобных комнатах, думали не сможем всех прокормить, но столько принесли в качестве помощи, что остается лишнее!», - цитирует ГБР слова помощника имама комплекса Бахауддина Накшбанди.

Следует отметить, что местные средства массовой информации по-прежнему обходят события в Кагане стороной. До сих пор «у общественности нет ни полной информации, ни открытых компетентных источников информации о событиях в Кагане», - отмечается в заявлении группы узбекских правозащитников.


В избранное