Интервью с замдиректором НИИ
экономических реформ Министерства экономического развития Азербайджана Джейхуном
Юсифовым
- Эксперты утверждают, что именно инновационные системы,
став важнейшим элементом модернизации, могут оказаться ключом к будущему успеху
Азербайджана и повышению конкурентоспособности на мировых рынках...
- Да, несомненно, в решении задач обеспечения динамически
устойчивого развития мировой экономики на ближащие десятилетия первостепенная
роль будет принадлежать инновационным процессам, способным обеспечить
непрерывное обновление технической и технологической базы производства,
освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное
проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это затребует дальнейшего
реформирования всех сфер общественной жизни и прежде всего экономики. Как
отмечают аналитики, в настоящее время во многих странах в основном
заканчивается формирование национальных инновационных систем, ориентированных
на построение постиндустриального общества - общества, в котором сфера услуг
имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного
производства и производства сельскохозяйственной продукции. Решающая роль в
управлении этими процессами принадлежит государству, которое, с одной стороны,
устанавливает правила функционирования инновационной системы, с другой -
обеспечивает необходимую ресурсную поддержку, включая финансирование.
Дальнейшие усилия по развитию национальных инновационных систем будут
направлены на их объединение в глобальные системы, а в перспективе - на
создание всемирной инновационной системы. Таким образом, формирование успешных
инновационных систем со своим инновационным потенциалом в Азербайджане не
только обеспечат становление национальной системы инновационной экономики и ее
управления, основанной на внедрении и развитии технологий ХХI в., но и будут
способствовать участию нашей страны в качестве равноправного партнера в мировом
инновационном процессе.
- Какова роль государства в развитии инновационных систем
и насколько на основе проведенных вами исследований можно говорить о реальности
подобных перспектив для Азербайджана?
- В ведущих странах Запада за 30 последних лет отмечен рост
(с 6 - 12% до 45 - 55%) доли государственных расходов в ВВП. Соответственно это
обеспечило и усиление регулирующей роли государства в экономике и особенно в
секторах высоких технологий. В Азербайджане роль государства в экономике,
начиная с конца 80-х годов прошлого века, сводилась на нет. И это была
сознательная установка с чужой подачи. Считалось, что рынок сам все расставит
по местам, и государство должно из экономики уйти. Ситуация изменилась лишь к
середине 90-х годов, когда в процессе реформирования экономики страны
президентом Гейдаром Алиевым стало очевидно, что устойчивые экономические
реформы, особенно технологическое развитие, невозможны без эффективного,
сильного государства. К концу 90-х к этому же решению пришли и мировые
финансовые институты, в частности, Всемирный банк, который, учитывая
катастрофичность ситуации для собственных проектов в мире, подал сигнал о том,
что роль государств в экономике должна расти. Становление и развитие
инновационного потенциала в различных регионах мира происходило по разным, но
достаточно близким схемам. Инновационная деятельность успешно развивается и в
федеративных государствах (США, Германия), и в унитарных (Франция), и в
условиях конституционной монархии (Великобритания, Нидерланды, Испания), а
также при коммунистическом режиме Китая. Основным условием развития
инновационных систем в этих странах были устойчивая политическая ситуация при
стабильно функционирующей экономике. Опыт этих стран позволяет утверждать о нескольких
принципах формирования моделей развития инновационных систем. В Азербайджане
стабильная политическая ситуация, а также созданная за последние годы успешная
социально-экономическая база для дальнейшего продвижения реформ позволяет
утверждать применение всех возможных зарубежных моделей развития инновационных
систем. Вместе с этим рациональное сочетание государственного сектора с частным
бизнесом позволит более эффективно использовать в реальном секторе экономики
страны основных элементов модели, при которой, используя инновационный
потенциал собственной страны, осваивается выпуск наукоемкой продукции,
производящейся в развитых индустриальных странах. Далее наращивается
производство продукции на основе развития научно-технического и промышленного
потенциала, в результате чего появляется возможность самостоятельно проводить
работы по всему инновационному циклу - от создания до реализации инновационной
продукции. Этому могут способствовать следующие факторы:
- Накопившийся опыт управления инвестиционных проектов
национальными менеджерами;
- Необходимость создания современной, основанной на
новейших технологиях инновационной инфраструктуры;
- Достаточный для начала инновационных процессов научный
и кадровый потенциал страны.
- А в каких формах может осуществляться господдержка
инновационной деятельности?
- Современные мировые тенденции, показывают, что эффективные
возможности и рычаги воздействия государства на развитие инновационных систем
могут находиться и за пределами традиционной формы - финансирования из бюджета,
что является дополнительным стимулирующим фактором. Для мотивации
вышеизложенного обратимся к зарубежному опыту, остановившись на примере Японии.
Известно, что на пике инновационного подъема в этой стране решающим рычагом
воздействия на технологии был не рынок, а государство. И в то же время странным
образом удельный вес государственных расходов в ВВП Японии на протяжении 40 лет
- с 1960 до 1999 г. был существенно (в 1,5 - 2 раза) ниже соответствующих
показателей таких стран, как Франция, Германия, Великобритания и США,
отличавшихся несравненно большим либерализмом. Причина этого, казалось бы,
парадоксального явления заключалась в том, что в Японии в большей мере, чем в
других странах, использовались высокоэффективные формы косвенного регулирования
экономики, основанные на механизмах соединения силы государства с силой
бизнеса. Надо сказать, что и в других лидирующих в мире странах регуляторы
действуют так, что не величина государства, а эффективность регулирующего, в
том числе мотивационного воздействия, определяет ускорение технологического
прогресса. И дело здесь не сводится к тому, какие функции выполняет
государство, а какие бизнес. Часто государство выполняет свою функцию не до
конца, а лишь до какого-то промежуточного предела, а затем передает ее, с определенными
мотивациями или же по контракту, частному сектору. Так что уменьшение масштабов
прямого государственного вмешательства в экономические процессы в этих случаях
не означало уменьшения роли государства в экономике, особенно - в инновациях.
Например, в США, известных своим либерализмом, такие отрасли, как
телекоммуникации, авиатранспорт и многие другие находятся хотя и в частной
собственности, но под государственным регулированием, и не командным, а прежде
всего мотивационным. Схожие процессы мы можем наблюдать и в странах
Европейского союза, в которых с началом ХХI в. начался новый этап развития
национальных инновационных систем. - Является ли в условиях Азербайджана
переход к инновационной модели развития делом простым для экономики? И какие
шаги для реализации инновационной стратегии вы предлагаете? - Европейские
источники, описывая историю формирования национальных инновационных систем,
отмечают три стадии реформирования экономики в странах - новых членах ЕС, что,
по нашему мнению, из-за определенной схожести представляет интерес и для
инновационного развития нашей экономики. Они следующие: - Первая стадия реформ,
которая создала условия для становления рыночных отношений благодаря
либерализации рынков и приватизации малых предприятий, считается уже
завершенной; - Вторая стадия реформ нацелена на углубление рыночных отношений,
т.е. приватизацию крупных предприятий и реформирование финансовых систем. -
Третья стадия реформ нацелена на закрепление рыночных механизмов, в том числе в
областях корпоративного управления и структурной перестройки на предприятиях,
антимонопольной политики и инфраструктуры, модернизации систем социальной
поддержки и реформы образования. Она все еще не завершена и изобилует
серьезными проблемами даже в наиболее продвинутых странах Европейского союза.
Формат данного интервью не позволит нам вдаваться в подробности первых двух
стадий, по нашему мнению, в целом, уже пройденных нашей страной. При анализе
проблем третьей стадии я остановлюсь только на нескольких основных идеях. Известно,
что современный мир из-за огромного ажиотажного, экономического перекоса в
сторону новой, информационной экономики "споткнулся" на высоких
технологиях. Миллионы граждан были втянуты в игру на фондовом рынке. Сегодня на
этом "горят" и гигантские компании, и деньги вкладчиков, в том числе
тех из них, кто брал кредиты для покупки акций под залог своей недвижимости.
Это позволяет сделать вывод, что для решения задач становления и развития
инновационных систем в Азербайджане необходимо учиться на чужих ошибках,
использовать так называемый эффект "второй лыжни". Исходя из этого,
необходима разработка программы государственной поддержки, которая для начала
должна предполагать: - Создание институтов концентрации средств для инноваций
за пределами бюджета; - Формирование механизмов перетока средств из наиболее
рентабельных сырьевых отраслей республики в сегменты инновационной экономики; -
Запуск в коммерческий оборот и мотивация лишь технических новинок и отбор
традиционно сильных, зарекомендовавших себя рентабельностью инновационных
проектов.
Исходя из этого, можно предложить два следующих этапа
формирования инфраструктуры инновационной системы в Азербайджане:
I этап - Разработка инновационной стратегии, определяющей
роль и место инфраструктуры в создании инновационной системы.
II этап - Создание принципов и структур управления
инновационной системой, апробация ее функционирования. Формирование рынка
инновационной продукции и услуг. Развитие инновационного бизнеса как
полноценного элемента экономики. - А как государство может влиять на развитие
кадрового потенциала, на подготовку инновационных менеджеров? - Учет
зарубежного опыта, по нашему мнению, также будет эффективен при разработке
государственной поддержки по подготовке специалистов в области инновационного
менеджмента. В Европе это специалисты, владеющие методами управления научными
коллективами, исследованиями и разработками, способные работать на рынке
нововведений. Еще в марте 2000 года, на заседании Европейского совета в
Лиссабоне, была признана важная роль образования, как неотъемлемой части
экономической и социальной политики, как инструмента укрепления
конкурентоспособности Европы на мировой арене и гарантии гармонизации общества
и полноценного развития его граждан. На этом заседании перед Европейским союзом
была поставлена стратегическая цель сделать экономику Европы, основанной на
знаниях, самой динамично развивающейся в мире. Развитие высококачественного
профессионального образования и подготовка инновационных менеджеров является
ключевой и неотъемлемой составляющей в этой стратегии, особенно в контексте
углубления социальной адаптации и взаимодействия, расширения мобильности и
занятости, укрепления конкурентоспособности. Европейский опыт показывает, что
инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных
структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские
организации, конструкторские бюро и др.), выполняя функции создания творческих
коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов
на научные исследования и разработки. Как мы видим, эти задачи, в общем, схожи
с задачами обычных менеджеров. У нас в Азербайджане специалисты, готовые
управлять инновационными процессами, наряду с навыками управления научными
коллективами и координации научных исследований, одновременно должны обладать
качествами традиционного менеджера и ученого-исследователя, а также быть
квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.