Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Международное Информационное агентство "Тренд" 2008-06-18 15:35


Международное Информационное агентство "Тренд"
Рассылка новостей
2008-06-18 15:35

Духовное начало населяющих Азербайджан народов выражается не только посредством религий - руководитель Администрации Президента
2008-06-18 14:58 agency@trendaz.com (Trend)

Мнение из статьи руководителя Администрации Президента Азербайджана, академика Рамиза Мехтиева - "Повестка дня остается неизменной: курс на модернизацию» Азербайджан - страна, которая отличается своей высокой духовностью. Вместе с тем он наделен универсальным качеством, присущим всему человечеству. Эта духовность определяет взаимоотношения внутри общества, олицетворяет морально-нравственный кодекс каждого гражданина Азербайджана, играет приоритетную роль в национальном самосознании. Духовное начало населяющих Азербайджан народов выражается не только посредством религий, хотя, несомненно, ислам является важной составляющей частью жизни большинства граждан страны. Однако ни ислам, ни какая-либо другая религия в Азербайджане не может рассматриваться исключительно как религиозный концепт. Вера - это определяющий фактор культурно-исторической идентификации гражданина, и именно таким образом стоит понимать ее место и роль в нашей жизни. Однако приходится с сожалением констатировать, что отношение к религии порой вызывает неоднозначную реакцию. К примеру, как следствие демографической исламизации западного мира мы видим, что некоторые силы пытаются превратить религию в средство радикализации, политического соперничества и грязной борьбы. После обретения независимости определенными внешними силами делались попытки внедрить политический ислам и в общественную жизнь Азербайджана. Но власть смогла противопоставить этим попыткам нашу веками испытанную высокую духовность, и они были своевременно и решительно пресечены. Верования людей не приемлют использования религии в качестве политического фактора. Каждая религия есть фактор мира и согласия, толерантности и терпимости, поэтому всякое применение их как средства давления на массовое сознание, формирование среды, которая нацелена на реализацию того или иного политического заказа, противоречит их философской сути. Религия не должна становится объектом радикальных поползновений и выступать как фактор социального давления. В Азербайджане высоко чтутся роль и место божественных религий, в то же время, будучи пространством толерантности, здесь есть место нетрадиционным религиозным течениям. Однако никакая религия или религиозное течение не может быть использована в качестве фактора смены политического, экономического или социокультурного порядка. Вера - это элемент национальной идентичности, ментальности и архетип азербайджанского социума, который служит идее построения стабильного общества и структуры мирного сосуществования. При этом, мы четко осознаем, что без синтеза веры и знания мы не сможем полностью использовать для тотальной модернизации огромный духовный ресурс нации, не сможем и в полной мере осознать важность другого ресурса нации - интеллекта. Необходимо признать, что господство материализма в ХХ в. закончилось, его остатки мешают продвижению общества вперед, потому что они принижают роль интеллекта и духовности как важнейшего ресурса развития. В ситуации подобных глобальных пертурбаций и мировых трансформаций новое поколение наших граждан должно будет решать новые, весьма ответственные задачи. Во-первых, одна из приоритетных задач, которая стоит перед этим поколением, заключается в его активном участии в процессе демократизации азербайджанского общества. Социокультурный образ постепенно демократизирующегося азербайджанского общества требует активного включения в демократический процесс молодежи. Однако участие в этом процессе не стоит понимать и воспринимать как призыв к противоправному политическому действию. Целью этого участия является содействие развитию гражданского, открытого общества, стимулирование развития транспарентной среды, активизация студенческих организаций, деятельность которых должна быть направлена на повышение качества образования студентов, приобщение их к достижениям информационно-коммуникационных технологий и науки, воспитание патриотов страны. Во-вторых, важным представляется повышение интеллектуального уровня нашей молодежи, ибо, как отмечает Ю.Норберг, «один из самых эффективных способов обеспечить развитие личности и помочь человеку больше заработать - дать ему образование» (Ю.Норберг «В защиту глобального капитализма», М., 2007, стр.33). Однако надо с сожалением отметить, что за последние годы интерес к образованию несколько упал. Научные и исследовательские работы молодых ученых не отличаются новаторством и не вызывают научного интереса, в целом не отвечают принятым научным стандартам. Конечно, это в определенной степени обусловлено социально-экономическими факторами. Однако сегодня страна финансово и экономически сильно окрепла. Поэтому, чтобы поправить положения дел в научной жизни страны, 10 апреля 2008 года Президент Ильхам Алиев подписал Распоряжение о создании Государственной комиссии в связи с проведением реформ в азербайджанской науке. Нам следует более эффективно заботиться о будущем развитии Азербайджана в интеллектуальном контексте, думать о том, что еще необходимо сделать, чтобы создать дополнительные и необходимые условия для повышения интеллектуального, общеобразовательного уровня национальной молодежи. «Читающая молодежь - читающий народ» - это важнейший социальный и политический заказ. При этом не стоит забывать, что какие бы мы задачи не решали в сфере политики, экономики или обеспечения будущего развития нового поколения - мы обязаны искать самые эффективные пути и методы их реализации, использовать для этого, как мы уже отмечали, достижения современной науки и прикладной технологии. Один из наиболее крупных и влиятельных американских экономистов Джон Гелбрейт отмечает: «Индустриальная система проталкивает свои требования и интересы с ловкостью и настойчивостью... Да и граница между индустриальной системой и государством, как мы убедились, становится все более искусственной и неразличимой» (Дж. Гэлбрейт «Новое индустриальное общество, М., С-Пб, 2004, стр.537). В свете такой конвергенции индустриализма и государства важным фактором развития становится активное внедрение информационных технологий в стране. Мировой порядок сегодня нельзя представить без Интернета и мгновенного обмена сообщениями. Все это - часть нашей жизни, нашего бытия и социальной действительности, которая все больше за жидкокристаллическим экраном приобретает новое значение и «звучание». Прекрасно понимая, что будущее азербайджанской молодежи - за активным использованием новейших информационных технологий, Президент принял Государственную Программу «По информатизации системы образования в Азербайджанской Республики на 2008-2012 гг.». Основная задача подобных программ - посредством научного подхода сформировать стратегию национального развития в эру информационного общества. Утвержденная еще в 2003 году Президентом Гейдаром Алиевым Стратегия развития информационно-коммуникационных технологий определила цели и задачи технологического прорыва страны. За последние годы мы сумели сделать важные шаги в формировании «электронного правительства», хотя процесс этот все еще продолжается. Несмотря на это уже сегодня web-технологии играют важную роль в процессе либерализации национальной экономики посредством организации прямой связи, «диалога» между государством и гражданином. В настоящее время целый ряд органов исполнительной власти соорганизовали свою работу посредством информационно-коммуникационных технологий, что позволяет увеличить скорость и повысить эффективность реализуемых задач. Развитие информационных технологий в Азербайджане позволяет трансформировать на новый уровень образовательную среду - посредством web-технологий осуществляется прием документов у абитуриентов, сдача испытательных экзаменов и т.д. В школах Азербайджана на протяжении последних нескольких лет осуществляется масштабная компьютеризация, что позволит в ближайшие годы полностью решить проблему компьютерной безграмотности, таким образом, переведя уровень развития азербайджанской молодежи на новую ступень. Для нас представляется важным планомерное развитие всех сфер информационного общества в Азербайджане. В этой связи предстоит реализовать комплекс мер, которые будут направлены на создание системы информационного взаимообмена внутри страны, что позволит повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти. В-третьих, в условиях глобальных трансформаций важное место отводится сохранению национального «Я», традиций, языка, истории, социокультурного фона азербайджанского народа. Не стоит забывать, что мировое пространство сегодня находится в поисках утверждения нового, более безопасного и стабильного Мирового порядка. Действующие актеры меняются, глобальные условия трансформируются, границы между государствами размываются под давлением транснациональных финансовых перемещений. Все это оказывает существенное влияние на роль и место индивида в жизни социума. На наше общество оказывают зримое влияние внешние факторы, формирующие глобальную культуру. Следствием этого является то, что национальная культура, история, традиции становятся производными от глобальной социокультурной системы координат, замещающих все локальное и трансформирующих национальные социокультурные факторы в единое глобальное. Видимо, этого нам не избежать. Но нам предстоит бороться за сохранение тех наших национальных особенностей, которые способствуют продвижению к общечеловеческим ценностям. Поэтому важным представляется не только сохранение национальной культуры и традиций, но и создание условий для их развития и преемственности будущими поколениями. В этом заключается одна из ключевых задач современной молодежи, которая выступает основным интегратором национального «Я» в будущее. Нация, не осознающая значимости собственной истории и культуры, не готова идти путем развития. Как справедливо отметили авторы весьма противоречивой, но популярной в России книги «Проект Россия»: «Планету можно сравнить с комнатой, набитой разными по цвету и объему шарами высокого давления. Каждый занимает свое место, одновременно поддерживая остальные. Как только в одном шаре давление падет, его начинают сминать соседние шары. Давление определяет не экономика и не армия, а наличие духовных ценностей. Потребительская цивилизация, как шило, прокалывает шары. Если дело так пойдет дальше, однажды комната станет пустой. Разноцветные шарики будут валяться на полу в виде разноцветных тряпочек» («Проект Россия», Вторая книга, М., 2008, стр. 121). В-четвертых, когда все чаще говорят о национальной истории, стараясь вновь переосмыслить пройденный азербайджанским народом на протяжении последнего столетия путь, необходимо с особым вниманием подходить к вопросам, которые определяли, и будут определять стратегию развития нации. Новое поколение должно уметь ценить все то, что было и остается нашим национальным достоянием, что является историей азербайджанского народа, с чем мы жили на протяжении многих лет и веков. Нельзя сбрасывать со счетов годы, проведенные в составе Советского Союза. Это наша история, и крайне важно ее помнить и изучать. Мы также должны крайне внимательно подходить к истории создания Азербайджанской Демократической Республики, чтобы отдать должное тем, кто стоял у истоков первой на Востоке демократической республики. Необходимо помнить и чтить имена тех, кто подписывал Декларацию Независимости. Это наша история, которая предопределила наше будущее развитие. Говоря об истории, мы не должны идти на поводу у различного рода политических спекуляций и инсинуаций. История - это конкретная констатация фактов, где роль тех или иных процессов или личностей должна быть определена в меру реальности, а не мифологических творений в корпоративных интересах. Сегодня наша история должна являть собой свод четких и конкретных фактов, которые отражают действительность. Именно такой подход позволит нам сконструировать эффективную государственность. В-пятых, перед азербайджанским обществом стоит задача формирования новых менеджеров, молодых управленцев, технократов, людей, которые будут отвечать за сохранность государственности, эффективность стратегии развития, успех реализации модернизаторских идей, закладываемых сегодня, за будущее страны. Все эти задачи, которые придется решать тем, кто еще сегодня, быть может, сидит за школьной или студенческой скамьей. Однако уже очевидно, что им предстоит выполнять конкретные и ответственные задачи. Для этого важно формировать в обществе ту политическую культуру, которая отвечает интересам азербайджанского народа и располагает достаточным потенциалом для выработки национальной демократической модели. Нам важно развивать и совершенствовать собственную стратегию развития, не ожидая, что кто-то на блюдечке преподнесет нам ту или иную взращенную в инородной среде модель развития государства. В то же время мы всегда должны быть готовы, что кого-то наш путь развития не устраивает, что кого-то беспокоит независимая политика страны, что кто-то вне себя от реализуемой независимой политики властей. Надо уметь различать зерна от плевел, и понимать, где критика в отношении нас стыкуется с реальными недочетами, а где она принимает характер геополитического и геоэкономического прессинга. Как четко выразился один российский политик, с которым сложно не согласиться: «К ворчанию и окрикам из-за границы по поводу наших внутренних дел следует относиться с пониманием: ворчащим и кричащим нужна такая демократия в нашей стране, чтобы им лучше было жить». Нам часто пытаются, и будут пытаться указывать путь развития, стратегию модернизации, будут постоянно твердить о том, что надо и чего не надо делать. Это издержки времени, которое формируется под знаком унилатерального, хотя далеко уже не однополярного мирового порядка. Глобальная интеграция сделала мир разноликим в политическом и экономическом отношениях, а в социокультурном аспекте она вызывает к жизни новые условия, которые ставят под угрозу традиционные архетипы. Невзирая ни на что, национальная политическая культура должна основываться на трех факторах, которые обеспечат сохранность суверенитета, эффективность развития и идеологию государственности. Во-первых. Открытость системы и ее транспарентность будут служить основой формирования нового политического пространства страны, где конкурентоспособность и состязательность за реальное олицетворение общественных интересов служат приоритетной задачей политических сил. Надо признать, что за последние годы в стране не сформировались политические силы, которые могли бы в полной мере отражать интересы общества и государства. Партии оппозиционного толка сегодня зависят исключительно от своих лидеров, от их высказываний и заявлений. У нас произошла персонификация политических институтов. На политической сцене сколько персон, столько же партий. И если исходить из того, что ни одна из существующих в стране оппозиционных партий не выдвинула концепцию социальной и экономической модернизации, то можно сделать вывод, что в нашей политической культуре личность и есть политический институт. Не единственный, но важнейший. Хотя нельзя забывать, что в плюралистическом обществе роль партий и политических организаций неоценима. Они - важнейший фактор политической стабильности, развития и демократической трансформации. Во-вторых. Либеральные идеи, которые поэтапно формируются в азербайджанском обществе по мере демократического развития, будут определять будущее политической культуры страны. Однако не стоит рассматривать либерализацию исключительно как строительство «государства ночного сторожа». Сильное государство с гарантированной свободой, обеспечением прав и обязанностей граждан является приоритетом нашей государственности. Френсис Фукуяма прав, когда отмечает: «Только государство и одни государства способны объединить и целесообразно разместить силы обеспечения порядка. Эти силы необходимы, чтобы обеспечить правление закона внутри страны и сохранить международный порядок. Те, кто выступает за «сумерки государственности» - являются ли они поборниками свободного рынка или преданны идее многосторонних договоров, - должны объяснить, что именно заменит силу суверенных национальных государств в современном мире... На самом деле эту пропасть заполнило разношерстное собрание международных организаций, преступных синдикатов, террористических групп и так далее, которые могут обладать в определенной степени властью и легитимностью, но редко и тем и другим сразу. За неимением ясного ответа нам остается только вернуться к суверенному национальному государству и снова попытаться понять, как сделать его сильным и успешным». (см. Ф. Фукуяма «Сильное государство», М., 2006, стр. 199). Наша политическая культура, будучи производной от целого комплекса геополитических и геоэкономических факторов, пережитых на постсоветском пространстве, сегодня отражает те аспекты национального развития, которые проявляют в себе конвергенцию неоконсерватизма и неолиберализма. Этот взаимосинтез двух идеологических основ являет собой отражение новой идеи в современной мир-системе. Такая конвергенция является основой того, что происходит сегодня в мировом порядке. «О неолиберальной глобализации, - отмечает Иммануил Валлерстайн, - через десять лет будут писать как о циклическом отклонении в истории капиталистической мир-экономики. Вопрос не в том, закончена ли эта фаза, а в том, сможет ли это отклонение восстановить относительное равновесие в мир-системе, как это случалось в прошлом» (И. Валлерстайн «Год 2008: Смерть неолиберальной глобализации», Scepsis.ru). Сегодня азербайджанское общество развивается с учетом глобальных процессов, которые трансформируют суть и значение общественных взаимоотношений. Развернувшийся на наших глазах глобальный кризис, который охватил сферу финансов и политики, демонстрирует, что система глобальных институтов управления не справляется со стоящими перед ней вызовами. Мы видим вакуум мировой институционализации, когда отсутствуют международные площадки, ответственные за решение конкретных проблем, которые являются на сегодняшний день острыми. В то же время «глобальная взаимозависимость» довлеет над влиянием этих процессов на суверенные государства. В итоге нередко понимание развития становится фактором внешнего соучастия, а суверенитет размывается под знаком иллюзорного нового экономического порядка. Совершенно очевидно, что мировой порядок, созданный на протяжении последнего десятилетия, так и не сумел обустроить безопасное и стабильное развитие человечества. Предложенные после Второй Мировой войны институты глобальной политической и экономической безопасности оказались не в силах противостоять тем угрозам и вызовам, которые остро стоят сегодня перед человечеством. Поэтому необходим новый подход в формировании глобальной стабильности, нежели традиционные ответы на нетрадиционные угрозы. Мировое сообщество сегодня молчаливо принимает ограничение своей независимости, если не сказать потерю национального суверенитета. Развитие информационных технологий, интернационализация образования, зависимость от «сильных мира сего» в продвижении собственных политических и экономических интересов сформировали то, что мы сегодня привычно называем «глобализацией». На деле же глобализация эта - иная, новая форма экспансии, которая искусно завуалирована под фактор всемирной интеграции. Недаром теоретики глобализации утверждают, что победителями в этой гонке являются исключительно сильные, слабым же уготована роль «в углу стола». Задача, стоящая сегодня перед новыми независимыми государствами, заключается в адекватной оценке собственных возможностей и значимости. Речь здесь идет о выборе такого пути модернизации, которое способствует, с одной стороны, инновационному развитию государства, с другой - сохранению его консервативных морально-нравственных и духовных ценностей. При этом, как верно отметил недавно Президент России Д.Медведев, «в рамках модернизации должна быть создана эффективная система стимулов к рациональному поведению - поведению, основанному на сбалансированной оценке рисков и оценке получаемых возможностей». В свете интенсивно меняющихся мировых реалий все более актуальными звучат высказывания о том, что государства сами вправе определять свою стратегию и темпы развития. И в этом важная роль принадлежит не «международным жандармам», а непосредственно обществам, которым надлежит формировать демократические традиции и институты, и жить в них в соответствии с пройденным историческим путем и социокультурным развитием. Именно сами общества способны построить должную демократическую среду, которая будет олицетворять развитие государства на годы вперед. Азербайджан как суверенное государство обладает необходимым потенциалом для формирования стабильной, транспаретной, открытой демократической системы и либеральной экономики. Наша долгосрочная стратегическая задача заключается в том, чтобы Азербайджан стал важным звеном в цепочке демократически развитых государств и мог бы ответить вызовам грядущей новой цивилизации. Историческое прошлое первой демократической республики на Востоке открывает перед нами широкие перспективы для такого демарша. Однако эта задача не под силу исключительно политической элите, и важная роль в этом принадлежит активному содействию институтов гражданского общества, а еще точнее - азербайджанскому обществу в целом. На церемонии, посвященной 90-летнему юбилею Азербайджанской Демократической Республики, Президент Ильхам Алиев отметил: «Я не вижу перед нами никаких препятствий, просто, все принятые решения должны своевременно выполняться, нужен строгий общественный контроль. Проводя политические реформы, мы одновременно уделяем внимание строгому общественному контролю, с тем, чтобы народ следил за всеми шагами, предпринимаемыми государством, правительством, обстоятельно анализировал их. При необходимости в некоторые реформы следует вносить коррективы. Мы не можем добиться этого без проведения широких обсуждений. Поэтому все основные решения, принимаемые в Азербайджане, становятся предметом широких обсуждений, как общественности, так и в Милли Меджлисе, правительстве, общественных организациях. Взгляды, подходы, позиции азербайджанского народа и властей Азербайджана в этом совпадают» («Бакинский рабочий», 28 мая 2008). Призыв Президента Ильхама Алиева усилить общественный контроль олицетворяет стратегию укрепления и развития азербайджанской государственности. Сегодня азербайджанское общество достигло такого этапа, когда между государством и обществом не должны существовать какие бы то ни были разделительные линии. Общество должно активно участвовать в демократизации и либерализации национального пространства, и только таким образом мы можем констатировать движение к демократической консолидации. Наряду с общественным контролем, нам следует еще больше усилить роль государства в обеспечении законности и правопорядка, демократического развития и транспарентности органов исполнительной власти, подочетности каждого чиновника властной иерархии и обществу. При этом каждый гражданин Азербайджана должен осознавать всю ответственность перед государством, которая ложится на его плечи. Темпы мирового развития вынуждают народы пройти через новые испытания. И только ответственный подход позволит нам достичь заведомо определенных целей. Нашими главными критериями в формировании системы контроля будут три принципа, олицетворяющих суть государственной власти - законность, ответственность и отчетность. Понимание этих факторов будет способствовать максимально эффективной работе государственного аппарата, органов исполнительной власти, поможет нам в борьбе с негативными факторами нашей действительности. Говоря о строгом государственном контроле, мы нисколько не уподобляемся апологетам и проводникам автаркической системы. Отнюдь. Система государственного контроля активно применяется во всех демократически развитых государствах. Наша цель в усилении государственного контроля заключается в обеспечении стабильного, безопасного и демократического развития государства. Наш приоритет - это свободная личность, которая уверена в своем государстве и завтрашнем дне и управленцы, для которых государственный интерес является смыслом жизни. Поэтому от того, как каждый государственный служащий будет подходить к поставленным перед ним задачам, от того, с какой ответственностью будут реализовываться сформированные главой государства задачи, и насколько каждый из нас будет подотчетен обществу, зависит успех модернизации и построение эффективной государственности в Азербайджане. Мы должны понимать, что государство - это целиком все мы, общество, которое стремится к прорыву, инновационному скачку и новшествам, рациональному заимствованию передовой западной технологии, и эта цель является нашей стратегией развития в XXI веке. Наш выбор предопределен стремлением инвестировать в человеческий капитал и усилить государственность посредством развития демократических традиций и институтов, либеральной экономики, рационального использования природных ресурсов, улучшения благосостояния людей. Эта долгосрочная стратегия национального развития, которая определена Президентом Ильхамом Алиевым. Наконец, третьей важной составляющей формирования в Азербайджане новой политической культуры будет служить национальная идея, как основной элемент модернизации азербайджанского социума. Именно национальная идея является главенствующим аспектом интенсивного развития нации в условиях, когда существует идея оптимального поведения человека на пользу себе и обществу, точнее нации. При этом в результате того, что национальная идея всегда зависит от различных факторов - от общественно-политических вплоть до природно-климатических. Как важный аспект национального развития, она является временным олицетворением той или иной стратегии развития. Следует отметить, что национальная идея – эта та сфера общественного сознания, которая осталась за пределами национального научного исследования. И это при том, что она является мощнейшим катализатором социальных процессов. Говоря о национализме, но, вкладывая в него смысл «национальной идеи», видный азербайджанский просветитель и общественный деятель Ахмед Бек Агаев еще в начале ХХ века писал: «Он был и будет еще источником величайших подвигов в истории. Без него множество народов продолжали бы еще изнывать под тяжестью чужеземного ига и, благодаря ему, многие еще найдут сносный вывод» (см. Агаев А.Б. «Наши националисты», «Каспий», № 207, 25 сентября 1903). Бытие тюрков-азербайджанцев исчисляется тысячелетием, но азербайджанское самосознание «берет начало» с того времени, когда М.Ф.Ахундов, Г.Б.Зардаби, М.Казим-Бек, М.А.Топчибашев, М.А.Шахтахтинский, а еще раньше А.К.Бакиханов (1794-1846 г.) поставили идущий от жизни вопрос о том, что из себя представляет Азербайджан, каков его этногенез, предназначение и место во взаимодействии народов и государств? Эти вопросы наиболее активно ставились на страницах печати накануне и после Первой русской буржуазно-демократической революции и русско-японской войны. Азербайджанская интеллигенция (А.Агаев, А.Гусейн-заде, М.Расул-заде, Дж.Мамедкули-заде, О.Нейман-заде, Н.Нариманов и др.) понимала, что следует ускорить движение общества, направить его энергию в проторенное передовыми нациями русло. Но это возможно через пробуждение и просвещение народа: многообразное, принципиально плюралистическое и принципиально общественное. Безусловно, осмысление первоначального «толчка», пробуждавшего общественное сознание и самосознание, в русле изучения истории общественной мысли в Азербайджане представляет научный и практический интерес. Но важно знать и другое. Тогда как «национальная идея» азербайджанского народа позиционировала себя устами М.А.Шахтахтинского (1891г.) самобытным направлением - «азербайджанцы», «азербайджанский язык», а позже М.Э.Расул-заде - «азербайджанский народ», «азербайджанцы», все же дискуссия о «национальной идее», изменив траекторию, нашла свое оформление в триаде «тюркизм, исламизм и современность», выдвинутой в начале ХХ века идеологами тюркизма А.Гусейнзаде и Зией Гойалпом. Таким образом, в 1905 - 1918 гг. деятели азербайджанского национального движения смогли сформировать содержание «национальной идеи» как «азербайджанство», воплотившего в себе элементы истории, культуры, традиций, этнического составляющего, новых веяний эпохи и стандарты европейского мышления и образа жизни. На повестке стоял вопрос: «азербайджанство» или же «тюркизм». В качестве философской и политической доктрины национального развития была взята формула «тюркизм, исламизм и современность». Впоследствии эта триада обрела статус национальной идеи Азербайджанской Демократической Республики. Это был компромиссный ответ на политические страсти, бушевавшие в то время вокруг Южного Кавказа и в особенности Азербайджана. Сегодня «азербайджанство» как «национальная идея» выступает в ином, новом качестве. Для современного поколения азербайджанцев - это философия, политика, идеология и социальное действие. Она является социальным и морально-психологическим источником силы нации в совершенно новом историческом отрезке времени. В этой национальной идее кроется сила, социальная энергия, способная объединить социум в одно целое для решения главной задачи в постиндустриальной эпохе. Национальная идея - это основополагающий принцип, определяющий содержание цели, пути и способы ее достижения. Патриоты без конкретной национальной идеи - это то же самое, что солдаты в бою без конкретной тактики и стратегии. Нередко некоторым из нас приходится слышать: «А что я могу сделать?», «От меня ничего не зависит», «Разве я должен это делать?». В результате в обществе формируется некий пораженческий синдром, когда за те или иные социальные, экономические или, что еще хуже, политические диспропорции развития ответственности нести никто не хочет. Даже дело не столько в ответственности, сколько в соучастии в решении той или иной проблемы. Каждый считает своим долгом посмотреть «наверх», подождать, пока решение той или иной проблемы последует после принятия соответствующего решения сверху. Разве это может позволить нам развивать наше государство и общество стабильно и устойчиво? Сегодня каждый гражданин, каждый член общества, каждый индивид является законодателем формирующейся социально-политической и экономической структуры общества. Каждый несет ответственность за те или иные процессы, которые окружают нас или происходят с нами. Мы вместе строим это государство, формируем демократический режим, совершенствуем экономические перспективы Азербайджана. Успех национальной модернизации во многом зависит от социальной активности молодежи. Она во многом является автором новых идей, нестандартных решений. Поэтому юношеский максимализм должен быть направлен на созидание и укрепление государственности. Высокое образование, способность мыслить, одаренность, рационализм, научно-техническое мышление, патриотизм и вдохновение - эти качества должны отличать нашу современную молодежь. Новым поколениям необходимо помнить это, чтобы и дальше обеспечить эффективное развитие национальной государственности. В национальной идее кроется задача формирования необходимой, должной среды для эффективного и интенсивного политического, экономического и социального развития. При этом не стоит путать национальную идею с проявлениями национализма или шовинизма, ибо

Генсек Совета Европы назвал «победой свободы слова» решение Европейского суда по иску армянской телекомпании «A1+»
2008-06-18 14:59 agency@trendaz.com (Trend)

енеральный секретарь Совета Европы Тэрри Дэвис выступил сегодня с заявлением в связи с решением Европейского суда по правам человека по иску, поданному армянской телекомпанией A1+. Как сообщает агентство Медиамакс, Тэрри Дэвис заявил, что решение Европейского суда «положило конец долгой саге об отказе армянских властей предоставить лицензию на вещание телекомпании А1+». «Решение последовало за многочисленными призывами со стороны различных структур Совета Европы, которые были проигнорированы властями Армении. Все страны-члены Совета Европы обязаны соблюдать Европейскую Конвенцию по правам человека», - заявил Тэрри Дэвис, отметив что это должно происходить «без напоминаний об их обязательствах со стороны Европейского Суда». «Решение суда - это победа свободы слова, которая должна послужить уроком для всех правительств, склонных к произвольной интерпретации 10-й статьи Европейской Конвенции по правам человека, гарантирующей эту важнейшую свободу», - заявил Тэрри Дэвис. В решении Европейского суда говорится, что отказ в предоставлении вещательной лицензии телекомпании А1+ явился нарушением 10-й статьи Европейской Конвенции по правам человека. Согласно решению суда, правительство Армении должно компенсировать моральный ущерб телекомпании А1+ в размере 30 тысяч евро.

Более 6 тысяч российских болельщиков приобрели билеты на матч Россия – Швеция, который пройдёт сегодня вечером в Австрии
2008-06-18 15:00 agency@trendaz.com (Trend)

олее 6 тысяч российских болельщиков приобрели билеты на матч Россия – Швеция, который пройдёт сегодня вечером в Австрии. Об этом агентству РИА Новости сообщили в МВД России, сотрудники которого участвуют в охране общественного порядка в Австрии. Всего там сейчас находятся более 7 тысяч россиян. Часть из них, очевидно, будут смотреть матч на уличных экранах и в барах. Российской команде необходимо побеждать шведов, чтобы выйти в четвертьфинал. В другом сегодняшнем матче, от исхода которого ничего не зависит, встречаются сборные Испании и Греции, передает радиостанция «Эхо Москвы».

Анекдот 56
2008-06-18 15:00 agency@trendaz.com (Trend)

- Слышал?! Клавке Кирпичевой дали орден "За мужество"! - Что, уже шестой?! - Как это?!! - Ну, она ж уже шестой раз замужем! Источник: www.anekdot.ru

Анекдот 57
2008-06-18 15:01 agency@trendaz.com (Trend)

Однажды, по недоумству чиновников, Николаю Валуеву подарили машину "Ока". Она до сих пор стоит у него в серванте. Раньше он с ней игрался. Теперь уже нет. Надоела. Да и колесико одно потерялось. Источник: www.anekdot.ru

Анекдот 58
2008-06-18 15:02 agency@trendaz.com (Trend)

На «ресепшине» курортного отеля лежат три брошюры. Одна на немецком, другая на английском, третья -на русском: На немецком - "Памятка любителям пива". На английском - "Памятка загорающим". На русском - "Памяти загорающих любителей пива". Источник: www.anekdot.ru

Анекдот 59
2008-06-18 15:03 agency@trendaz.com (Trend)

Преподаватель студенту: - Вы много интересного рассказали, но, согласитесь, для изучения ядерной физики Ваших знаний про боулинг явно маловато. Источник: www.anekdot.ru

Молодежь Азербайджана - это поколение новых управленцев - руководитель Администрации Президента
2008-06-18 15:03 agency@trendaz.com (Trend)

Мнение из статьи руководителя Администрации Президента Азербайджана, академика Рамиза Мехтиева - "Повестка дня остается неизменной: курс на модернизацию» Сегодня молодежь Азербайджана - это поколение новых управленцев, представителей культуры, десятки спортсменов, обеспечивших лидирующие позиции в мировом первенстве. Это поколение, которое в будущем будет нести ответственность за суверенитет государства, определение стратегии развития общества, формирование надлежащей среды для последующих поколений. Азербайджан - страна больших возможностей, и перед азербайджанской молодежью стоит задача в полной мере использовать этот потенциал государства. За последние годы интенсивное экономическое развитие государства создало предпосылки для решения проблемы безработицы среди молодежи. Создание Ипотечного фонда облегчило жилищный вопрос для молодых семей, формирование Совета государственной поддержки неправительственных организаций обеспечивает участие молодых людей в реализации социальных проектов, направленных на активизацию третьего сектора в жизни государства. Наряду с этим, решение Президента Ильхама Алиева относительно обучения за рубежом 5000 молодых людей расширяет возможности получения высшего образования по новейшим специальностям, повышает общий интеллектуальный уровень молодежи, формирует новую мировоззренческую среду, закладывает основу для развития новых топ-менеджеров. Президент Ильхам Алиев поставил задачу создания необходимого базиса для новых управленцев, обеспечения страны кадрами, способными думать и мыслить категориями современного миропорядка, умеющих отстаивать интересы государства. Говоря проще, если всем нам придется лететь в одном самолете, то и выбирать пилота мы должны будем не по его социальному или материальному статусу, а по умению управлять самолетом. Следовательно, нам нужны люди, которые являются инициативными, интеллектуальными, креативными (творческими) и подлинными патриотами. В основе этой стратегической цели стоят три основных фактора: стремление обеспечить успех модернизационного курса, укрепить политические институты и традиции, сохранить национальное «Я» в условиях интенсивного озападнивания и глобализации. Мы должны помнить, что народ, лишенный корней, живет инстинктами и страстями. Молодежь, будучи основным звеном социума, является важной составляющей частью процесса демократизации, она выступает активным интегратором транспарентности общества. Однако приходится с сожалением констатировать, что нередко отдельные политические группы пытаются манипулировать доверчивостью или же неопытностью молодежи. Совершенно иной вопрос, когда молодежь становится рупором общественной воли, глашатаем позитивных социальных преобразований, выступает как значимый элемент демократической трансформации. Но совершенно недопустимо, когда молодежь пытаются использовать для реализации различных корпоративных интересов, или для разрушительных целей. В 2005 году, когда ряд постсоветских государств пережили эпоху «цветных трансформаций», опыт «Отпора», «Поры» и «Кмары» стал источником вдохновения для тех, кто лелеял надежду аналогичной «бархатной революции» в Азербайджане. В стране стали создаваться различные клиенталистские молодежные организации наподобие тех, задача которых состоит в выражении и реализации исключительно воли зарубежных советчиков и спонсоров. Превратив книгу Джина Шарпа «От диктатуры к демократии», называемой «библией ненасильственной революции» в настольное пособие, эти организации пытались завлечь представителей азербайджанской молодежи в противостояние во имя реализации весьма подозрительных идей, преподносимых как испытанный курс на устройство демократии. Авторы «цветных сценариев» просто не могли усвоить ту истину, что западные общества решают проблему преодоления дисфункций представительной демократии, приведения демократических институтов в соответствие с реалиями постиндустриальной эпохи, опираясь на выработанные десятилетиями традиции и накопленный опыт. Тогда как обществам Юга и Востока предстоит труднейший процесс выработки и «освоения» адекватной их условиям и традициям демократической практики, эволюционных форм демократических перемен без потрясений и катастрофических разрушений. Всякие попытки скопировать и перенести взращенную в иной национальной среде модель «демократизации» лишены основательности, следовательно, являются ошибочными. «Экспорт идей» сродни «экспорту революции». Из опыта прошлого мы знаем, что попытки Советского руководства «экспортировать» социалистическую революцию в арабский мир и африканский континент провалились, хотя на это были потрачены миллиарды американских долларов. В осуществлении любой идеи, в том числе и прогрессивной, нужно обязательно ориентироваться на реальное состояние общества, а не на желаемое. В то же время, не стоит забывать, что своеобразие национального демократического транзита состоит в том, что он осуществляется в стране, отнюдь не относящейся к категории традиционных обществ. В советский период Азербайджан превратился в индустриальную страну с относительно высоким уровнем урбанизации и образования среди населения. За эти годы были сформированы совершенно новые факторы, которые позволили в дальнейшем обеспечить культурные предпосылки демократизации азербайджанского общества. Естественно, в данном вопросе немалая роль принадлежала связям страны с европейским цивилизованным ареалом. В архетипах азербайджанской ментальности издавна присутствовали идеалы свободы, правда, в той форме, в которой они соответствуют взаимодополняющей среде Востока и Запада. В период «горбачевских преобразований», ставших основой «броунового движения к свободомыслию», эти идеалы стали олицетворением идей установления справедливости в вопросе вокруг Нагорного Карабаха. Стремление предотвратить сецессию (отделение – прим. авт.) Нагорного Карабаха от Азербайджана в пользу Армении было главной идеей - двигателем народного движения в 1988 - 1989-е годы. Это уже после январских событий 1990 года идея национальной независимости, блуждавшая в недрах народных масс, овладела умами людей, стала основной целью в борьбе за национальную и государственную независимость. Именно эти же идеалы подпитывали тех, кто стоял у истоков сохранения государственности и независимости в сложный 1993 год, когда стране угрожал не только армянский сепаратизм, но и внутренний раскол. Возникновение в то время широкого спектра политических организаций, общественных движений, свидетельствовало о наличии предпосылок развития демократического и гражданского сознания. Созданная в Азербайджане представительная демократия стала единственно возможной альтернативой дискредитировавшему себя и развалившемуся советскому режиму. Ее конкретные формы были, и это совершенно естественно, заимствованы у тех обществ, где они сложились в наиболее развитом виде. Однако мы не копировали слепо опыт других. Усваивая «западные» образцы демократии, мы действовали в полном соответствии со всемирно-историческим опытом демократизации. Повсюду в мире этот процесс сопровождался критическим осмыслением зарубежного опыта. Заимствование и усваивание нигде не сводилось к простому переносу «стандарта», а еще точнее «штампа». Не является таковым оно и в Азербайджане. Скоро исполнится 17 лет, как мы объявили государственную независимость и отказались от политической системы автаркического советского общества. Сегодня в Азербайджане растет поколение людей, которым чужды идеи и воззрения коммунистической эпохи. За эти годы сформировалось целое поколение молодежи, которое не видело трансформационных издержек и глубоких социальных потрясений первых лет независимости. Однако помнить историю, знать и ценить все то, что было пройдено, крайне важно, ибо понимание истории - это гарант предотвращения повторения прошлых ошибок. Современный Азербайджан - это модернизирующееся пространство демократической трансформации, открытой экономики и свободного гражданина. Будучи мостом между Востоком и Западом, Азербайджан не только цивилизационный узел, но и важный геополитический и геоэкономический фактор. Все это предопределяет отношение к нам как в регионе, так и за его пределами. Нам стоит осознать, что законы географического детерминизма нередко обусловливают взаимоотношения, и никогда не забывать, что «нет настоящих друзей без настоящих недругов».

Анекдот 60
2008-06-18 15:04 agency@trendaz.com (Trend)

Глюкоза - единственная девушка в России, у которой можно спросить: "Девушка, а вы в мультиках не снимались?" Источник: www.anekdot.ru

Азербайджанский футбольный клуб отказался от македонского футболиста
2008-06-18 15:07 agency@trendaz.com (Trend)

Азербайджанский футбольный клуб «Бакы» близок к заключению двухлетнего контракта с членом сборной команды Эльвином Алиевым. Об этом Trend News сообщил в среду генеральный менеджер клуба «Бакы» Зейнал Мамедов. В последнем сезоне Премьер-лиги по футболу Алиев выступал в клубе «Олимпик». Распространились слухи о том, что наряду с ним, другой член сборной, ушедший недавно из клуба «Хязяр-Лянкяран» Махир Шукюров, также перейдет в «Бакы». Мамедов заявил Trend News, что они не интересуются Шукюровым, и не ведут каких-либо трансферных переговоров с этим футболистом. Генеральный менеджер сказал, что македонский футболист Артим Шакири, который сегодня подпишет официальный контракт с клубом «Карабах», был ранее предложен «Бакы». «Однако мы отказались от услуг этого футболиста. Вы знаете, что наш клуб ведет переговоры с другим македонским футболистом Георгием Христовым, игравшем в Английской Премьер-лиге, и его вопрос разрешиться завтра», - добавил официальный представитель клуба. «Бакы» проведет первый этап подготовки к следующему сезону в Губе. С 15 по 30 июля команда будет находиться на учебно-тренировочных сборах в Словении. Связаться с автором статьи можно по адресу - trend@trend.az

Главный тренер азербайджанского футбольного клуба «Гябяля» передумал ехать в Бразилию
2008-06-18 15:09 agency@trendaz.com (Trend)

Состав азербайджанского футбольного клуба «Гябяля» будет усилен футболистами из Македонии, Сербии и Бразилии. Об этом Trend News сообщила в среду пресс-служба клуба. Руководство клуба «Гябяля» намерена пригласить на просмотр по одному футболисту из Македонии и Сербии, и двух из Бразилии. Приглашение бразильских футболистов на просмотр заставило главного тренера «Гябяля» Рамиза Мамедова передумать о поездке в эту страну. Как передает пресс-служба клуба, главный тренер намеревался в ходе поездки в Бразилию посмотреть на футболистов, которые приглашены на просмотр. Однако приглашение обоих футболистов в Азербайджан заставило Мамедова передумать. «Гябяля» проведет первый этап подготовки к следующему футбольному сезону в городе Мингячевир. Старт подготовке будет дан 21 июня. Связаться с автором статьи можно по адресу - trend@trend.az

Память заслуженного деятеля искусств Азербайджана Эльшада Гулиева почтут в Москве
2008-06-18 15:10 agency@trendaz.com (Trend)

К сорока дням со времени ухода из жизни заслуженного деятеля искусств, бывшего руководителя Азербайджанского телевидения Эльшада Гулиева в Москве пройдет вечер его памяти. Об этом TrendLife сообщил сын Э. Гулиева Джамиль Гулиев. Проведут его бывшие работники АзТВ, которые проживают сейчас в Москве, а также Международная ассоциация «Знание». Ожидается, что вечер памяти пройдет в начале июля.

На Шри-ланке уничтожены 25 "тамильских тигров"
2008-06-18 15:11 agency@trendaz.com (Trend)

боевых столкновениях на севере Шри-Ланки правительственный войска уничтожили 25 сепаратистов из движения "Тигры освобождения "Тамил Илама", сообщают из Коломбо индийские СМИ со ссылкой на распространенное в среду заявление военного командования. Как передает "Интерфакс", согласно сообщению, правительственные войска потеряли убитыми шесть солдат. В последние месяцы армия пытается прорваться на контролируемую партизанами территорию на севере и северо-востоке острова, сообщает телеканал Вести. Десятки лет "тамильские тигры" ведут вооруженную борьбу за создание там независимого государства для тамильского меньшинства. Правительство Шри-Ланки ранее заявило, что войска подавят сопротивление сепаратистов к концу года и разгромят существующую де-факто на севере страны администрацию тамилов.

Азербайджанский певец Эльтон станет белорусским партизаном
2008-06-18 15:15 agency@trendaz.com (Trend)

В середине июля молодой певец Эльтон Гусейналиев вместе со своим продюсером Анаром Мадатовым отправится в Белоруссию для съемок нового клипа. Подобный маршрут был выбран Анаром, дабы совместить приятное с полезным: и поработать, и отдохнуть в живописных уголках природы, коими изобилует эта страна. Так что уйдет Эльтон в леса, аки знаменитые белорусские партизаны… На какую именно песню будет снят клип, пока неизвестно. В данный момент пишутся сразу три новые композиции, одну из которых и выберут. Да и вообще, судя по всему, июль обещает быть для Эльтона более чем насыщенным. Ведь помимо съемок клипа, он планирует также выпустить видеоверсию своего концерта с симфоническим оркестром под руководством Теймура Гекчаева, а также – новый эстрадный альбом.


В избранное