Сегодня в Батуми прибывает президент Польши Лех Качиньский. Как сообщили в Госканцелярии Грузии, он примет участие в саммите глав государств ГУАМ, который состоится 1 июля в Батуми.
Сегодня вечером Качиньского примет президент Грузии Михаил Саакашвили.
В третьем саммите ГУАМ примут участие главы государств-членов организации (Грузии,Украины, Азербайджана и Молдовы) - Михаил Саакашвили, Виктор Ющенко, Ильхам Алиев и Владимир Воронин, а также президенты Литвы и Польши Вальдас Адамкус и Лех Качиньский.
Формат ГУАМ был создан постсоветскими странами в 1997 году в ходе саммита глав государств Европейского Союза в Страсбурге. В 1999 году к этому формату присоединился Узбекистан, а через четыре года покинул его. В 2006 году на первом саммите этого формата в Киеве было принято решение об объявлении ГУАМ международной организацией и новом названии: «Организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ».
Связаться с автором статьи можно по адресу: trend
етр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости
В северокорейской ядерной проблеме появилась реальные
предпосылки решения. Пхеньян сделал ряд шагов, направленных на свертывание
своей ядерной программы. Правда, этому предшествовал серьезный торг с его
стороны за исключение КНДР из списка «государств-спонсоров терроризма», за
гарантии её безопасности и за отмену, пусть и поэтапную, наложенных в
отношении её санкций. Похоже, торг прошел успешно.
«Я подтверждаю, что правительство Северной Кореи не оказывало
поддержки международному терроризму в течение предыдущих шести месяцев». Такая ситуация позволяет «исключить
Северную Корею из списка государств-спонсоров терроризма». Это распоряжение направил в госдепартамент США президент Джордж Буш. Исключение из этого
зловещего списка практически автоматически ведет к отмене ряда санкций. В частности, позволяет вывести Пхеньян из-под действия закона о торговле, который
предусматривает ограничения на торговлю с враждебными США странами. Закон был принят Вашингтоном еще в далеком 50-ом году прошлого века с началом трехлетней
Корейской войны.
Исключение из списка - очевидный бонус Пхеньяну. Правда, - есть за что. Правительство Северной Кореи действительно представило Белому дому
заверения в том, что оно не будет поддерживать акты международного терроризма в
будущем. Но главное другое. Пхеньян передал, как и было им обещано – до конца
июня, декларацию по своей ядерной программе. Декларация передана Китаю на
хранение, как стране-организатору шестисторонних переговоров по
северокорейской ядерной проблеме. Документ этот - не что иное, как досье по
северокорейской ядерной программе, содержащее перечень всех ядерных объектов и имеющихся
расщепляющихся материалов.
До перечня имеющихся у Пхеньяна ядерных вооружений дело пока
не дошло. По установившемуся среди переговорщиков с северокорейской стороной
согласию, раскрытие Пхеньяном своих ядерных программ и символическое уничтожение
градирни (охладительной башни) в ядерном экспериментальном центре в Йонбене, а
также исключение Соединенными Штатами КНДР из «черного» списка завершат лишь
второй этап свертывания корейской ядерной программы. Вопрос о ядерных
вооружениях оставлен на более поздние фазы переговоров «шестерки».
По общему мнению участников «шестерки» (Россия, США, Китай,
КНДР, Южная Корея, Япония), предоставление Пхеньяном ядерной декларации уже
существенный шаг вперед в решении северокорейской проблемы. Особенно, если вспомнить, что этому предшествовало и что за этим стоит.
Решение северокорейской ядерной проблемы затрагивает не
только вопросы денуклеаризации Корейского полуострова, но и в какой-то мере
реабилитирует Договор о нераспространении ядерного оружия. Ведь именно Северная
Корея проделала в ДНЯО такую брешь, которая чуть было не потопила сам режим
нераспространения.
В свое время, будучи подписантом ДНЯО, Северная Корея
получила необходимую помощь со стороны МАГАТЭ для развития своей ядерной
структуры. Тем не менее, когда был поставлен вопрос о более жестком контроле
инспекторами МАГАТЭ её ядерных объектов, КНДР вышла из договора.
Выход Северной Кореи из договора совпал, практически, с
началом работы северокорейской «шестерки» в 2003 году. А уже в 2006 году КНДР
произвела подземный ядерный взрыв. Теперь приходится отыгрывать все в обратном
порядке. Поучится ли?
Актуальность решения северокорейской ядерной проблемы
объясняется ещё и тем, что «опыт» КНДР теперь может повторить и Иран. По крайней мере, у Тегерана практически тот же набор аргументов в пользу развития своей
ядерной программы, что и у Пхеньяна на её ранней стадии.
Очевидно, что не случайно министры иностранных дел
«восьмерки», собравшиеся в японском городе Киото, обратились к КНДР и Ирану в
совместном «Председательском заявлении» относительно их ядерных программ. С той лишь разницей, что Иран призвали «прекратить обогащение урана», как того требуют
резолюции Совета Безопасности ООН, в то время как Северную Корею призвали к
активному участию в процессе «верификации» заявленного ею свертывания ядерной
программы.
Конечно, говорить о необратимости процесса свертывания
северокорейской ядерной программы, возможно, рано. Этого не скрывают и авторы
«Председательского заявления». Подчеркивая важность принципа верификации
последней декларации Пхеньяна, авторы заявления «убедительно советуют Северной
Корее активно участвовать в этом процессе». Естественно, в обмен на
существенные преференции, которые Пхеньян себе «выторговал». Другое дело, возможен ли подобный торг с Ираном? Ведь и в вопросе с Ираном есть «шестерка»
международных посредников, ведущих с ним переговоры по его ядерной программе.
«Шестерка»-то есть, да не та. В северокорейской «шестерке»
участвуют на равных и США, и КНДР, что дает им возможность вести прямые
переговоры, несмотря на то, что с 1950 года они формально находятся в состоянии
войны, точнее – перемирия. Иран же не является участником иранской «шестерки»
(пять постоянных членов СБ ООН плюс Германия), поэтому лишен возможности
принимать участие в её работе.
Москва уже неоднократно поднимала вопрос о прямых
переговорах США и Ирана, считая, что без прямых контактов трудно будет
столкнуть проблему с мертвой точки. Вашингтону есть чем торговаться с
Тегераном и наоборот. Для Тегерана набор «товара» тот же, что и для Пхеньяна
- исключение из списка «государств-спонсоров терроризма», гарантии
безопасности и отмена, пусть и поэтапная, наложенных на него санкций.
Торг, как говорится, уместен.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
информационного агентства Trend News