Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Международное Информационное агентство "Тренд" 2008-05-17 13:30


Международное Информационное агентство "Тренд"
Рассылка новостей
2008-05-17 13:30

Задержан житель Баку, убивший друга за непристойное предложение
2008-05-17 13:08 agency@trendaz.com (Trend)

В ночь с 16 на 17 мая сотрудники Управления полиции Бинагадинского района задержали жителя поселка Баладжары Физули Бабаева, подозреваемого в совершении убийства в том же поселке. Из прокуратуры Бинагадинского района TrendLife сообщил, что 4 марта 2007 года Ф. Бабаев убил своего друга Анатолия Ликина. Ф.Бабаева, сбежавшего с места преступления, удалось задержать через 1 год и 2 месяца. Задержанный в предварительном допросе сообщил, что в тот день они обедали вместе с Анатолием Ликиным на улице Хагани в поселке Баладжары. Затем Анатолий предложил ему совершить половой акт в ближайшем гараже. Ф.Бабаев, оскорбившись его предложением, нанес Анатолию 17 ножевых ранений, в результате которых тот скончался. Следствие продолжается.

В Азербайджане обнаружено большое количество наркотиков
2008-05-17 13:09 agency@trendaz.com (Trend)

Как сообщили ТрендNews в пресс-службе Министерства внутренних дел (МВД) Азербайджана, в поселке Бичагчы района Зардаб, находящегося в 200 км к юго-западу от Баку, было собрано и уничтожено 5300 кустов конопли весом 830 кг, выросшей на территории в 10 га у берега реки Куры. В 2008 году органами внутренних дел из незаконного оборота было изъято более 181 кг наркотических средств (в 2,5 раза больше по сравнению с данным периодом прошлого года). 41,5 кг (в 2,7 раза больше по сравнению с данным периодом прошлого года) было изъято при попытке контрабандного ввоза наркотических средств в республику. Из 400 человек, привлеченных к ответственности в связи с незаконным оборотом наркотиков, 367 человек (91,8%) безработные и не учащиеся, 101 (25,3%) – ранее осужденные за преступления, 7 (1,8%) - женщин и 1 (0,3%) - несовершеннолетний подросток. Связаться с автором можно по адресу: trend@trend.az

Моторы Toyota удостоены премии "Двигатель года - 2008"
2008-05-17 13:10 agency@trendaz.com (Trend)

По результатам международного конкурса "Двигатель года - 2008" моторы Toyota стали победителями в номинациях "Самый экологичный двигатель" и "Двигатель рабочим объемом до 1 литра". Самой экологичной была признана система гибридного привода Toyota с бензиновым 1,5-литровым двигателем. Этот мотор устанавливается на модель Toyota Prius. К участникам конкурса предъявлялись следующие требования: они должны обеспечивать высокую топливную экономичность и способствовать снижению токсичности отработавших газов. Отметим, что мотор Toyota Prius уже целых десять раз удостаивался звания "Двигатель года". Победителем в категории "Двигатель рабочим объемом до 1 литра" второй год подряд становится бензиновый мотор Toyota, собранный на заводе в Польше. Его рабочий объем составляет 1 литр, а мощность - 67 л.с. Он устанавливается на автомобили Aygo, Yaris, Echo и Vitz. Этот мотор является самым легким двигателем внутреннего сгорания в мире: его масса равна всего 67 кг. Источник: auto.smbc.ru

Бабушкина свадьба
2008-05-17 13:13 agency@trendaz.com (Trend)

Что чувствует каждый из нас, когда мимо стремительно проносится свадебный кортеж? Один вспоминает свою молодость, другой желает молодоженам счастья, а кто-то мечтает дожить до того дня, когда дочь или сын сообщат о радостной вести. И когда этот день, наконец, настает... Ох уж эти предсвадебные хлопоты, многочисленные обряды, через которые должны пройти будущие молодожены, наконец, "Вагзалы"... Времена меняются, но с течением времени не отметается все "старое", напротив, многое из наследия наших бабушек и дедушек действует и по сей день, Предлагаем вам совершить небольшое путешествие в прошлое, и мы уверены, что вы обнаружите: многое из того, что когда-то являлось неписанным законом для наших родственников, мы с любовью претворяем в нашу жизнь сегодня. С чего все начиналось... В прошлом, в отличие от сегодняшнего дня было необязательным, чтобы молодые, увидев друг друга, полюбили, главное слово было за родителями. Азербайджанская семья всегда держалась на уважении мнения старших и на их благословении, а посему непослушание приводило к неприятным последствиям. Как правило, девушек выбирали "по матери", то есть «изучались» характер и устои будущей тещи, существовали даже народные пословицы на этот счет. Немаловажное значение придавалось родословной и материальному положению, так как будущие предсвадебные расходы обязывали сделать правильный выбор. Следующий этап — увидеть приглянувшуюся девушку в "деле". «Гызгермя» Как правило, девушек выбирали в банях и на празднествах, прислушивались к советам соседей и близких родственников. Затем мать жениха вместе с несколькими женщинами шла в гости к предполагаемой невесте, чтобы лично убедиться в ее прилежности, красоте и трудолюбии. Этот приход всячески маскировался, и только по возвращении мать обо всем увиденном докладывала старшему семьи — своему супругу, т.е. отцу семейства. После тщательного совета, если давалось добро, назначали время женского сватовства. Отец будущего жениха при этом словно случайно встречался на улице с отцом девушки и в завуалированной форме говорил о будущем родстве ("елчидашы"), о молодых и т.д. При этом в разговоре зачастую использовались народные пословицы, и все сводилось к тому, что женщины хотят придти в гости и сосватать девушку. Отец девушки под тем предлогом, что ему необходимо посоветоваться с близкими, никак не давал положительного ответа. Когда чай означает «да» Через некоторое время мать будущего жениха вместе с несколькими пожилыми женщинами все-таки приходила в дом девушки. Как правило, добро на брак с первого раза не удавалось получить и женщинам-сватам приходилось по несколько раз возвращаться в этот дом — это даже считалось почтением дому и говорило о ценности девушки. Если же мать девушки давала свое согласие, то вместо конкретного "да" на стол подавался сладкий чай. Тем не менее, последнее слово всегда оставалось за хозяином. Сваты уходили, а мать девушки принималась «обрабатывать» отца — согласие на брак мог дать только глава семейства. Спустя несколько дней сваты вновь возвращались, и если перед ними накрывали стол и первым долгом подносили сладкий чай, то это значило — быть свадьбе. Вернувшись домой, мать жениха сообщала супругу о радостной вести. Девушка во время всех этих разговоров и приходов гостей удалялась в другую комнату и оттуда, естественно, подслушивала. Согласие девушки на будущий брак добывалось красивыми обещаниями матери и разговорами об обязательном создании семьи. Естественно, нахваливать жениха тоже входило в ее обязанности. В случае отказа в разговор вступал отец и его ''мужское слово" ставило последнюю точку в "сомнениях". «Суд пулу...» Спустя несколько дней ''агсаккалы" от семьи жениха направлялись в дом девушки. Начав беседу издали, наконец, главный из сватов раскрывал цель визита, говорил о достоинствах девушки, не забывая нахваливать и жениха. В некоторых районах пока не раскрывалась цель прихода, мужчины не позволяли себе даже курить и чай к столу не подносили. Получив от хозяина добро на брак, переходили к обсуждению финансовых вопросов. Зачастую обсуждение выкупа невесты ("суд пулу", "башлыг», "хэрдж") могло перерасти в спор, что приводило к разрыву помолвки. Дело в том, что все расходы ложились на плечи жениха и помимо свадебных трат родители девушки подчас требовали дорогие подарки. Но в случае прихода к согласию, под радостные восклицания "Аллах мубарек елясин!" накрывали стол и подносили сладкий чай. Обычай "сладкого чая" (действует) и по сей день. Назначали время обручения ("нишан"}. Малое обручение Спустя неделю или больше происходил обряд малого обручения. В этом торжестве принимали участие только близкие родственники. Предварительно сообщали дому девушки, чтобы и те подготовились к малому обручению. Мать жениха и двое близких женщин готовят праздничные филенки ("хонча"). В "хонче" обязательно помимо сладостей должны были быть: обручальное кольцо и "николаевский золотой империал'' ("червонец"). Все накрывалось богатыми материями и показывалось домочадцам. Гостей встречали сладким чаем, сладостями, потом, одев на руку девушки обручальное кольцо и повесив на шею золотую цепь с "империалом", "сторона" жениха возвращалась домой. Отныне девушка считалась обрученной, а жених — "тезе беком". Следует заметить, что, даже будучи обрученными, жених и невеста не имели право встречаться, а их тайные встречи организовывали сами матери или тети на нейтральной квартире. Обряд торжественного обручения Перед торжественным обручением по предварительной договоренности в дом невесты отправлялись различные продукты питания (мясо, мука, рис, масло, и т.д.) Оговаривалось и число гостей. В это время в доме жениха шла подготовка полным ходом. Готовилось много праздничных "хонча" со сладостями, шелковой материей, одеждой, золотом и ювелирными украшениями и обязательным атрибутом — "кялля гянд" (крупные головки крепкого сахара). Нести "хончи" поручалось 14-15-ти летним мальчикам и девочкам. За это полагался дополнительный подарок со стороны жениха ("халят"). Вся церемония сопровождалась музыкой и танцами. Все принесенные подарки обязательно показывались собравшимся гостям и хозяевам дома. В некоторых районах церемония обручения и по сей день происходит раздельно, т.е. мужчины и женщины празднуют событие отдельно друг от друга. Следуют поздравления, напутствия, пожелания всего наилучшего. «Байрамлыг» для невесты Между обручением и свадьбой, как правило, есть определенный промежуток времени, во время которого отмечают праздники Гурбан, 8 марта, Новруз, день рождения невесты, Новый год и т. д. Так вот, во время этих праздников жених дарит невесте подарки в соответствии с происходящими событиями: например, на Новруз — сладости, на Гурбан — мясо овцы и т.д., вплоть до ''нубарлыг" — подарок в виде свежих в зависимости от сезона фруктов. Все эти подарки вновь собираются в виде "хончи" и отправляются в дом невесты. Дети, которые приносят эти подарки, вознаграждаются матерью невесты. Ритуал «палтаркесди» (отрезание обдежды) Незадолго до свадьбы женщины вновь собирались вместе, чтобы выбрать точное время и место проведения свадьбы. Мать жениха приносила свадебное платье, большое количество женской одежды, дополнительные золотые украшения, несколько праздничных "хонча", в одну из которых клала новые ножницы и т.д. и т.п. Происходил символический ритуал "палтаркесди". Для этого выбиралась еще не родившая замужняя женщина, которая, прикасаясь ножницами к материи, говорила: «А эти ножницы не режут»'. После того, как "дом жениха" одаривал ее подарками, она продолжала: "Не режут — поточим. Сейчас отрежем". И начинались обсуждения будущей свадьбы. Как вы уже поняли, дом жениха должен был осилить все эти расходы — в этом проявлялась истинная возможность в дальнейшем достойно содержать жену, основная часть расходов даже на женскую свадьбу вновь падала на плечи жениха. Следует заметить, что среди подарков исключались такие вещи, как чулки, туфли, уголь; дрова, лук и полотенце, так как они согласно поверью несли затруднения, бедствия и разлуку. Брачный договор «кябин» За несколько дней до свадьбы по два представителя от каждой семьи (мужчины) заключали брачный договор в мечети. Присутствие жениха и невесты необязательно. В этом договоре, скрепленным печатью и подписью священнослужителя — моллой, определяются положения и условия совместной жизни молодоженов. В этом брачном акте также предусмотрен «мехрийе» — денежный эквивалент, выплачиваемый жене мужем в случае развода. С этого дня определяются шафер ("сагдиш") и друг ("солдиш") жениха, а также женщина, сопровождающая новобрачную в дом жениха ("енгя"). Шафер должен быть женатым, а друг — нет. Также решается вопрос относительно приданного невесты — все отвозится в дом жениха. Приглашение на свадьбу Этот своего рода ритуал в преддверии женской свадьбы происходил когда-то именно так: баранов, присланных женихом, наряжали; на шею надевали красный платок, ноги и рот намазывали хной. Две специально разодетые женщины ("хан-дагезян") с черным платком на голове и с маленьким хурджуном со сладостями в руках ходили по домам и приглашали на свадьбу. Они одаривали приглашенных сладостями, а взамен в качестве вознаграждения получали небольшую сумму денег. Так принято в некоторых районах республики и по сей день. Женская свадьба В некоторых районах Азербайджана женскую свадьбу (со стороны дома невесты) до сих пор отмечают днем. Приглашают музыкантов, ашугов, народных исполнителей. Это происходит за неделю до мужской свадьбы. В некоторых городах и деревнях "палтаркесди" и женскую свадьбу объединяют, а саму свадьбу проводят за день до мужской. Невесту "сагдиш" и "солдиш" (подруги и близкие родственницы) отводят в баню, "ёнгя" объясняет правила 1-ой брачной ночи, а после нее специально приглашенная женщина — мастер прихорашивает невесту. Как это принято сегодня говорить, делает модельную стрижку, макияж, маникюр, педикюр и т.д. Когда на невесту надевают свадебное платье, то перед ней на уровне груди держат зеркало (этот ритуал исполняет молодая девушка), а мать на голову повязывает ей чалму или платок из красной материи. Красный цвет и зеркало по поверьям отгоняют злых духов и уберегают от сглаза. Как правило, на женской свадьбе участвуют женщины, но в некоторых районах приглашают и мужчин, которым выделяется отдельное помещение. Конечно, времена меняются, и в частности в городах, в отличие от деревень, принято на женскую свадьбу собирать всех вместе, т.е. и мужчин, и женщин. При этом семье жениха выделяется определенное количество мест. И еще, уже уходит в прошлое обычай справлять свадьбы в сооруженных праздничных палатках, ныне в распоряжении семей прекрасные рестораны и шадлыг-еви1. «Хнаяхма» Этот обычай, хоть и не везде, но сохранился до сих пор. Вечером перед мужской свадьбой в торжественной обстановке проводится хнаяхма', участвуют девушки и женщины обеих семей. После танцев, намоченную хну кладут на поднос и под музыку приводят невесту. Одна пожилая женщина начинает мазать эту хну на голову, руки и ноги невесты. После этого к этому ритуалу подключаются все гости. Хна считается символом здоровья и богатства. На следующий день с утра невесту отводят в баню. С легким паром, тезебек Ну вот, наконец, подошли к главному событию — мужской свадьбе. "Мужской" она называется потому, что в этот день невеста переезжает в дом супруга, начинает новую жизнь, а чтобы эта жизнь стала счастливой, тут народным ритуалам нет предела. Остановимся на основных моментах. Отметим, что если в городах существует традиция ''компаний", т.е. совместного проведения праздника мужчинами и женщинами, то в районах мужская свадьба отражает свое название. По древней традиции перед началом свадьбы "тезебек" — как называют теперь жениха, должен обязательно помыться с друзьями в бане. Это является символом начала новой чистой жизни. В нашем национальном фольклоре многие ритуалы связаны с эпохой огнепоклонников, поэтому так много придают значение огню и красному цвету. Обернутая в виде факела козья шкура, подожженная и закопанная у ворот "тезебека", означает начало торжества. Собираются друзья, разодетые в праздничные одежды, наря- жают своих коней в красные ленты (ныне вместо коней — мерседесы, лимузины и т.д.) и "на все парах" мчатся к дому невесты, чтобы доставить ее жениху. Объясним — жених в этой процессии раньше не участвовал. Ближе к вечеру свадеб ный кортеж достигает ворот невесты, но дверь бывает запертой и представителей жениха оставляют за воротами, пока не получат выкуп ("немер"). Этот ритуал называется — «чапы басды». Войдя в дом, невесте дарят подарок, а также повязывают ей на талию красный пояс. Считаете что в этот момент дочь прощается с родительским очагом, с хранителями — духами этого дома и переходит под попечительство своего мужа, ныне она будет поклоняться другому ceмейному очагу. В этот момент по обычаю кто-то из гостей пытается "украсть" какую-либо их стеклянных вещей из дома невесты: стакан, вазу, фужер и т А в некоторых районах до сих пор пытаются yкрасть пепел из печи дома. Такие ритуалы символизируют изобилие и благодать. Естественно, хозяева должны не допустить это, а если все-таки пропажа обнаруживается, то полагается выкуп. Под радостные возгласы, песни и танцы, под музыку Вагзалы невесту выводят из дома... Свадебное платье Следует отметить, что все ритуалы согласно народным поверьям направлены на будущее счастье молодоженов и оберегание их от всяческих "злых сил". Поэтому, предварительному отбору и украшению приданного невесты, ее внешнему облику и одежде придается огромное значение. Все это поручается добродетельной, пожилой женщине, у которой уже есть несколько детей. Даже одеть невесту тоже входит в ее обязанности. Впрочем, тоже самое относится и к жениху. И его одевают и опекают опытные наставники. И если сегодня невеста идет под венец в белой фате, то раньше ее голову и лицо покрывал красный платок. Это считалось символом отцовского очага и невинности, а также оберегало от "злых духов". Одежда бека и невесты не только отличается от нарядов всех присутствующих своей оригинальностью, но и обилием золотых и драгоценных украшений. И если в обыденный день такой внешний вид может вызвать "сглаз", то на свадьбе действует обратный эффект. Гости тоже стараются одеть все лучшее. В старые добрые времена было принято, чтобы женщины накидывали белую шаль, а мужчины надевали светлые рубашки. Прощай, отчий дом Итак, невеста навсегда оставляет родительский дом. Слезы, обнимания, пожелания счастливой жизни, последние наставления отца,.. Выходя из дома, невеста должна пройти под Кораном, зачитывается молитва и со всех сторон на нее "падают" сладости (конфеты, сахар, ногул и т.д.), зерна пшеницы, мелкие деньги — так ей желают богатства, здоровья и счастья в дальнейшей жизни. В некоторых районах перед тем, как покинуть родительский дом, невеста три раза обходит вокруг очага и бросает в огонь щепотку соли. Под музыку нагары, кларнета, зурны, гармони и под выстрелы из оружия в воздух свадебный кортеж направляется ... да, в наши дни — в ресторан, а когда-то — в сторону дома жениха. Рядом с невестой садились "сагдиш" и "солдиш", а рядом с... (не удивляйтесь!) — кучером — "енгя". У "сагдиша" в руках должна была находиться свечка, а у "солдиша" — зеркало. По дороге их сопровождали друзья "бека", с зажженными факелами в руках, считающимися залогом будущей светлой жизни и талисманом от дурного глаза. Если факел гас по дороге — это считалось плохим предзнаменованием, поэтому "целостности" огня уделялось особое внимание. То же самое относилось и к зеркалу: его поломка означала— к несчастью. Поэтому зеркало, как правило, поручали сестре или близкой подруге невесты. По выезду из родительского дома невесты свадебный кортеж останавливали дети, после выкупа они освобождали дорогу. Этот символический ритуал означал, что девушку не хотят отпускать из "родных пенатов". В некоторых районах по дороге сооружали "шах" — небольшое деревце, на которое вешали сладости и фрукты, и которое охраняли мужчины из рода невесты, а близкие жениха пытались сорвать что-нибудь с него. Если это кому-то удавалось, то он мчался с этим "подарком" к дому жениха, чтобы первым принести радостную весть о приближении свадебного кортежа, за что "счастливчику" полагался настоящий подарок в виде лошади, породистого животного или костюма. Но вдогонку счастливчику бросались "охранники": и если его достигали, могли и избить. Наконец, свадебный кортеж подходил к воротам жениха... Здесь уже были зажжены 7 факелов, во-первых, чтобы отогнать "злые силы", во-вторых — это и намек на будущих семерых сыновей. Вновь раздавались выстрелы. Невесту у порога дома встречал свекр, который дарил ей ценный подарок. Далее ей следовало переступить через медную посуду, чтобы оставить все невзгоды позади, одной ногой поломать фарфоровую посуду, чтобы вот также в будущем справляться с трудностями, поднять и отложить в сторону хлеб, предварительно поцеловав его и приложив к глазам три раза. В некоторых районах до сих пор существует обычай: невеста наступает на медную посуду, берет приготовленную лейку {"афтафа") и три раза поднимает и кладет ее на землю, затем топчет матрац и, поцеловав хлеб, кладет его на место. Перед тем, как войти в свою комнату, свекровь берет ее за руку, макает в мед и мажет ею дверь комнаты. Затем невесте на коленки сажают мальчика {чтобы первым родился именно ребенок мужского пола), свекровь целует ее в лоб, одаривает подарками и крошит над ее головой специально приготовленные 7 хлебцов ( хемрали" или "дастана") и собрав все это на медный круглый поднос, кладет перед невестой. Невеста благодарит за угощение... А в это время... Пока все вышеперечисленное происходило, собравшиеся гости вовсю пировали на свадьбе — как вы поняли, участие самой невесты на торжестве было не предусмотрено. В это время ближе к вечеру "тезебек" вместе со своим окружением возвращался из бани. У него над головой ломали хлеб, испеченный в тендире (глубокая печь для выпечки), на голову бросали мелкие монеты, а эти деньги собирали дети и клали себе в карман "С праздником, счастья — тойун мубарек олсун!"— все вокруг поздравляли жениха. Он садился со своими "сагдишем" и "солдишем' на самом видном месте. Специально приглашенный "серпан" (тамада) руководил пиршеством, заказывал музыку, читал стихи, нахваливал родственников жениха и его самого, приглашал всех танцевать и веселиться, желал счастья и благополучия молодоженам. Брачная ночь После того, как свадебное торжество завершалось и гости расходились, "енгя" готовила брачное ложе и объясняла девушке правила поведения в первую ночь, затем она удалялась в другую комнату. Когда в комнате появлялся бек, увидев его, невеста (в знак уважения) поднималась с кровати. В некоторых районах существовал обычай: кто быстрее наступит на ногу супругу или супруги, тот в семейной жизни и будет главенствовать. Далее... Что происходило далее, не трудно догадаться. Наконец, наступал момент, когда жених одаривал ''енгу" подарком, та в свою очередь сообщала о радостной вести сагдишу и солдишу бека, а те приносили весть родителям жениха, за что получали подарки. Когда об этой вести узнавали в доме невесты, то и там начиналось веселье. До сих пор сохраняется традиция, когда в течение трех дней молодожены остаются в этой комнате, не показываясь никому. Пищу им отправляет мать жениха с маленькой девочкой. На третий день мать невесты готовит "гуймаг" (сладкая мучная каша на масле) или плов ("дестурашы") — для подкрепления сил. «Узечыхма» - новая жизнь... На четвертый день деверь (шурин), одарив невесту подарком, выводит ее "в свет". Хозяин дома тоже дарит ей подарок и приглашает к праздничному столу. Отныне она становится полноправным членом семьи. В этот же день в доме жениха собираются близкие родственницы и соседки и проводят ритуал "узечыхма", представляя всем невесту. На седьмой день проводят "хясртяхамамы", куда приглашают родителей невесты. Через неделю после "хяфтяхамамы" уже родители невесты приглашают к себе в гости молодоженов, родителей жениха и других родственников и устраивают торжество "аягачма". После этого последнего ритуального обычая новая семья становится самостоятельной.


В избранное